Спор о границах земельного участка

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

Практические проблемы, связанные с наложением границ земельных участков. Кадастровая ошибка

Э.А. Закиян

юрист ООО «Содружество Земельных Юристов» (г. Москва) Элита Альбертовна Закиян, e.zakiyan@zem-advokat.ru

содружество

земельных

юристов

В настоящее время между правообладателями земельных участков довольно часто возникают споры, связанные с наложением границ их участков друг на друга. Дело в том, что в России единая система координат при кадастровом учете земельных участков была введена лишь в 2011 году, когда постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1463 «О единых государственных системах координат» была утверждена геодезическая система координат (ГСК-2011). До этого в основном использовались условные системы координат. В связи с этим в практике встречаются ошибки, выражающиеся в наложении границ одного земельного участка на границы другого (то есть в их совпадении).

Согласно статье 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка — это описка, опечатка (неточность в заполнении документов), грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенные органом кадастрового учета и приведшие к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;

2) кадастровая ошибка — воспроизведенО Подписка в любое время по минимальной цене (495) :

ная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Техническую ошибку можно легко исправить, обратившись с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета. Причем обратиться может любое лицо. Кроме того, орган кадастрового учета, обнаружив такую ошибку, может внести исправления по собственной инициативе. Подобные ошибки не являются серьезным препятствием для осуществления правообладателями земельных участков своих имущественных прав.

Намного сложнее обстоят дела с кадастровой ошибкой, которая является наиболее проблематичной с точки зрения ее исправления.

Пути исправления ошибок

Досудебное разрешение вопроса об

исправлении кадастровой ошибки

1. Если документы с неверными данными были представлены в орган кадастрового учета заявителем в общем порядке путем подачи соответствующего заявления после вступления в силу Закона о кадастре, то ошибка исправляется в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости — подача заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости собственником (правообладателем) объек-

-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

та недвижимости или его законным представителем с приложением документа, содержащего верные сведения, подлежащие исправлению в государственном кадастре недвижимости (далее — также ГКН).

2. Устранение ошибки производится в порядке информационного взаимодействия, если органом, к компетенции которого отнесено направление документов для внесения сведений в ГКН, в орган кадастрового учета представлен документ, содержащий новые значения сведений.

Исправление кадастровой ошибки на основании вступившего в законную силу решения суда о ее исправлении

Порядок исправления возникших ошибок зависит от даты, когда был осуществлен кадастровый учет.

Если сведения о местоположении границ земельного участка были внесены в ГКН после вступления в силу Закона о кадастре (после 1 марта 2008 года), то ошибка исправляется в соответствии с указанными в предшествующем разделе пунктами 1 и 2 1.

Если кадастровый учет земельного участка был осуществлен до вступления в силу Закона о кадастре (до 1 марта 2008 года), то ошибка в местоположении границ участка может быть исправлена путем подготовки межевого плана, оформленного в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого или уточняемого земельного участка и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом если исправление ошибки в местоположении границы ранее учтенного участка не повлекло изменение его площади и конфигурации, то исправленные сведе-

ния вносятся в ГКН без участия собственника (правообладателя) такого участка. В противном случае представление в орган кадастрового учета собственником (правообладателем) ранее учтенного земельного участка или его законным представителем заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости обязательно 2.

В случае невозможности устранения кадастровой ошибки описанным способом разрешение возникшей ситуации определяется в судебном порядке 3.

Часто земельные участки, в том числе прошедшие процедуру кадастрового учета, не имеют юридических границ, то есть границы этих участков не установлены в соответствии с требованиями российского законодательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сегодня для того чтобы осуществить кадастровый учет либо уточнить границы ранее учтенного земельного участка, необходимо провести кадастровые работы. При этом местоположение границ земельного участка определяется исходя из данных, которые содержатся в документах (свидетельствах, технических паспортах и т. п.). Но при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности не менее 15 лет и закрепленные с использованием объектов искусственного происхождения или природных объектов, которые позволяют определить местоположение границ участка.

Обратившись к кадастровым инженерам с целью проведения кадастровых работ, собственник земельного участка может столкнуться с проблемой наложения границ своего и соседнего участков, то есть уже на стадии осуществления действий по поста-

1 См. письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 января 2010 года № Д23-64.

2 По вопросу устранения несоответствий в местоположении границ земельных участков, возникающих при осуществлении кадастрового учета, см. разъяснения, данные в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 4448-ИМ/Д23.

3 См. постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2013 года № Ф03-1952/2013 по делу № А04-5462/2012.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

новке участка на кадастровый учет. Границы земельных участков в результате наложения могут быть значительно смещены, и по документам земельный участок может иметь иную конфигурацию, чем на местности. В отношении такого участка владелец не сможет оформить соответствующие документы.

В результате проведения кадастровых работ может выясниться, что, по сведениям государственного кадастра недвижимости, граница одного участка полностью или частично проходит по участку соседа, то есть имеет место кадастровая ошибка. В этом случае межевой план с заключением кадастрового инженера о выявленном наложении границ направляется в орган кадастрового учета, который примет решение о приостановлении кадастрового учета в связи с наличием наложения. При этом орган, осуществивший кадастровый учет, не может однозначно указать причину, по которой возникло наложение границ земельных участков, но в качестве возможной указывает на ошибку, допущенную кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ.

Так, в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 2011 года № ВАС-11629/11 по делу № А66-235/2010 отмечается, что в случае обнаружения при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка наложения границ спорного земельного участка и участка заявителя орган кадастрового учета в силу части 1 , пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона «О государственном кадастровом учете» обязан принять решение о приостановлении осуществления кадастрового учета спорного участка.

Неисполнение этой обязанности привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений и, как следствие, к нарушению прав заявителя с последующим признанием действий органа учета незаконными и аннулированием сведений о спорном земельном участке.

Для разрешения возникшей ситуации

0 Подписка в любое время по минимальной цене (495) 3

собственник земельного участка может обратиться к собственнику смежного (соседнего) участка для повторного проведения межевания участка соседа и в результате произвести учет изменений границ этого участка.

Если границы формируемого земельного участка имеют наложение границ с ранее учтенным земельным участком, то возможна подготовка межевого плана, в котором будут уточнены и координаты соседнего участка. В этом случае будет осуществлен кадастровый учет изначально формируемого участка и одновременно уточнены границы ранее учтенного (соседнего) участка. Иными словами, может быть подготовлен один межевой план, содержащий сведения о двух земельных участках. Неотъемлемой частью такого межевого плана будет акт согласования местоположения границ земельных участков с графической частью на обороте. Процедура согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями смежных участков по законодательству является обязательной.

Отметим, что далеко не всегда изменение местоположения границы неизбежно ведет к уменьшению площади земельного участка, ведь зачастую сама граница представляет собой не прямую, а изогнутую (ломаную) линию и изменение ее конфигурации может не повлечь уменьшение площади участка. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев сосед отказывается подписывать подобный документ именно по причине того, что это приведет к фактическому уменьшению площади его участка.

Несоблюдение такого порядка досудебного разрешения этого вопроса в дальнейшем повлечет отказ в судебной защите.

Если не удалось устранить наложение в досудебном порядке, то собственник земельного участка может обратиться в суд.

При обращении в суд нужно обратить внимание на следующее.

В качестве способа судебной защиты избираются различные требования, например:

1-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

• об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учета;

• об обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости;

• о снятии с кадастрового учета земельного участка;

• о признании недействительными и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости;

• об исправлении кадастровой ошибки и т. д.

Но все это конечно же зависит от конкретного случая и обстоятельств дела.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практика разрешения судами такой категории споров не единообразна, и по одним и тем же обстоятельствам суды делают различные выводы.

Очень важно правильно определить участников, которых необходимо будет привлечь для рассмотрения дела в суде. Из анализа сложившейся судебной практики следует, что в качестве ответчиков в первую очередь привлекаются правообладатели смежных земельных участков, в отношении границ которых выявлено наложение, а в качестве третьих лиц — в основном орган кадастрового учета. В этом случае участие третьих лиц в деле может определенным образом повлиять на судебный акт — эти лица могут обладать необходимой информацией, что обеспечит получение судом нужных доказательств (например кадастровые и землеустроительные дела), которые понадобятся для проведения в дальнейшем землеустроительной экспертизы.

В качестве доказательства можно ссылаться на заключение кадастрового инженера о выявленной кадастровой ошибке, которое в итоге может быть положено в основу решения суда. Кроме того, следует отмечать тот факт, что земельный участок одного из собственников поставлен на кадастровый учет ранее соседнего. Следовательно, наложение границ земельных участков возникло из-за ошибки, возник-

шей в результате постановки на кадастровый учет соседнего земельного участка.

Землеустроительная экспертиза имеет особое значение для правильного разрешения такой категории дел и для вынесения судом исполнимого решения, поскольку позволяет верно определить обстоятельства, имеющие значение для дела, а и менно:

• имеет ли место наложение границ;

• какова площадь наложения;

• возможные причины наложения и способы его устранения.

При подтверждении наличия наложения границ земельных участков экспертами это заключение будет положено в основу судебного решения по делу.

Так, рассмотрев иск об определении местоположения границы земельного участка, исправлении кадастровой ошибки в определении границ спорного участка, суд установил, что согласно имеющимся в деле экспертному заключению и дополнительному экспертному заключению в ходе проведения экспертизы экспертом установлено, что имеет место наложение друг на друга двух земельных участков. Границы наложения земельных участков по координатным точкам определены в приложении совмещенного плана-схемы участков. Вместе с тем при постановке на кадастровый учет земельного участка ответчика факт наложения границ указанного земельного участка на земельный участок истца не выявлен. На основании изложенного в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», части 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» суд удовлетворил иск 4.

Кроме того, необходимо учитывать, что споры об исправлении кадастровой ошибки и споры о границах различаются.

Признаком наличия кадастровой ошибки является несоответствие сведений о

4 См. постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 сентября 2013 года по делу № А62-3572/2012.

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

№ 11 (158) 2014

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

границах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, фактическим границам между земельными участками. Предметом доказывания станет возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости. Наличие этой ошибки нарушает права истца 5.

Если возник спор о фактических границах, то его следует разрешать в судебном порядке. При этом истцу необходимо будет доказывать местоположение спорной границы.

Таким образом, в спорах о границах требование об исправлении кадастровой ошибки является ненадлежащим способом защиты нарушенных прав.

Также возникают ситуации с наложением границ на границы земельных участков, относящихся к землям лесного фонда (земли федеральной собственности). Причиной наложения является то, что при постановке на государственный кадастровый учет выезд на лесной участок и его измерение на местности не осуществлялись (поскольку лесные участки чаще всего очень велики по площади) и в государственный кадастр недвижимости внесены сведения, содержащиеся в материалах лесоустройства, полученные в результате проведения камеральных работ. При этом фактические границы соседних земельных участков учтены не были.

Так, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О землеустройстве» и пунктами 2 и 3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688, и установив, что согласно заключению экспертизы причиной наложения границ спорных земельных участков является недостаточная норма-

тивная точность определения местоположения характерных поворотных точек границ, а также то, что в отношении земельного участка не принято во внимание фактическое местоположение наглядно имеющихся очертаний местности — края лесного массива, в связи с чем, учитывая, что земельный участок, принадлежащий истцу, был выделен из земель, расположенных в пределах кадастрового квартала, и в границе, проходящей по краю лесного массива, суды признали требования об определении местоположения спорной границы земельного участка обоснованными и подлежащими удовлетворению 6.

Подводя итог, отметим, что при возникновении подобных ситуаций необходимо обязательно соблюдать досудебный порядок урегулирования ситуации — сначала следует обратиться с соответствующей просьбой к собственнику смежного участка, а затем уже с заявлением в суд. При этом актуальной проблемой является выбор надлежащего способа защиты права, который, конечно, зависит от особенностей конкретного дела.

ЛИТЕРАТУРА

1. О единых государственных системах координат : постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1463.

2. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

3. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 15 января 2010 года № Д23-64.

4. Письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 марта 2009 года № 4448-ИМ/Д23.

5. Постановление Федерального арби-

5 См. постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2013 года № Ф03-1952/2013 по делу № А04-5462/2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 См. постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2012 года по делу № А68-5291/2010.

© Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ

тражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2013 года № Ф03-1952/2013 по делу № А04-5462/2012.

6. Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 октября 2011 года № ВАС-11629/11 по делу № А66-235/2010.

7. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 сентября 2013 года по делу № А62-3572/2012.

8. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 марта 2012 года по делу № А68-5291/2010.

Повышение юридических

знаний

ООО «АКТУАЛЬНЫЙ

мштощмшьгґ»

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

+7 (916) 656 42 07

Е.В. Шестакова — генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент», кандидат юридических наук

МОНИТОРИНГ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЬЯ

Информация актуальна для физических и юридических лиц

В России будет проводиться мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности (см. постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2014 № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности» вместе с «Положением об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности»).

Целями мониторинга являются:

а) определение состояния жилищного фонда в соответствии с основными характеристиками жилищного фонда, предусмотренными перечнем;

б) систематизация и обобщение информации о жилищном фонде,

в) своевременное информирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти об изменении состояния жилищного фонда в соответствии с основными характеристиками жилищного фонда, предусмотренными перечнем.

Ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, орган государственного жилищного надзора представляет в соответствии с перечнем информацию, полученную им в результате осуществления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля, а также в результате взаимодействия с органами муниципального жилищного контроля, в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление мониторинга, ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, осуществляет обобщение и анализ информации, представляемой уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, готовит доклад о результатах анализа использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, содержащий в том числе предложения по разрешению выявленных проблем в сфере осуществления мониторинга, представляет указанный доклад в Правительство Российской Федерации, а также размещает его на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ПРИЗНАНИЕ ДОМОВ АВАРИЙНЫМИ

Информация представляет интерес для владельцев имущества в аварийных домах Разработан проект закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда».

Продолжение на с. 27

Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правоприменительная практика последних лет свидетельствует, что категория дел, вынесенная в заголовок настоящей статьи, все чаще встречается в судебной практике. По наблюдениям автора статьи, связано это, прежде всего, с тем, что владельцы и собственники земельных участков под влиянием требований государственных и муниципальных земельных органов стали все чаще уточнять границы своих владений, приводить в порядок свою документацию на землю.

Работа эта приводит к тому, что владельцы и собственники (часто к изумлению своему) узнают о наложениях границ земельных участков на картах (схемах) и на местности, о кадастровых ошибках, о нахождении своих объектов недвижимости в «чужих» границах и т.п.

Не претендуя на всесторонность исследования в рамках газетной статьи, попытаемся осветить некоторые проблемные вопросы, возникающие по такой категории споров, и сформулировать практические выводы. Начинающим юристам это может помочь, в том числе, найти правильные подходы к разрешению указанных споров.

В силу уже сложившейся судебной практики согласно статье 7 ранее действовавшей редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с 1 января 2017 года государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости», а сам закон № 221-ФЗ называется законом «О кадастровой деятельности») к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Таким образом, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении площади и (или) границ земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ (поворотных точек), по сути, представляет собой распоряжение этим участком, в результате которого право собственности и иные производные вещные права на участок в прежнем виде, определяемом совокупностью уникальных характеристик, прекращаются.

Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

При этом заинтересованное лицо вправе обращаться в арбитражный суд с иском, направленным на изменение границ уже поставленного на кадастровый учет земельного участка (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011 N 4275/11).

Согласно правовой позиции, сформулированной в определении Верховного суда Российской Федерации от 07.10.2015 N 305-КГ15-7535 по делу N А41-47432/2012, когда предмет спора связан с пересечением (наложением) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка.

Таким образом, требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве.

Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости. По таким искам ответчиком является смежный землепользователь, поскольку в рамках заявленного требования подлежит установлению смежная граница между земельными участками в соответствии с установленными координатами поворотных точек.

Приведенные здесь правовые позиции, сформулированные сложившейся судебной практикой, сразу позволяют сделать определенные первичные выводы при разрешении споров о границах земельных участков:

  • Подобного рода споры рассматриваются по правилам искового производства, поскольку требование об установлении местоположения границ земельного участка является спором о праве;
  • Вопрос об установлении (изменении) границ сформированных и поставленных на кадастровый учет земельных участков находится в компетенции суда. Суд может изменять такие границы в установленном законом порядке;
  • Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в Едином государственном реестре недвижимости;
  • По искам об установлении ( изменении) смежной границы между земельными участками ответчиками являются смежные землепользователи.

Согласно пунктам 1 и 2 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании указанного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее — уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со статьей 21 Закона N 218-ФЗ одним из необходимых документов для кадастрового учета является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 этого же Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона N 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенного также можно сформулировать некоторые выводы, важные для понимания порядка разрешения судебных споров о границах (назовем их для краткости так):

  • Уточнение границ земельных участков может осуществляться во внесудебном порядке (при наличии согласия смежных землепользователей, отсутствии спора);
  • Межевой план, сформированный по итогам кадастровых работ – неизбежный атрибут иска о границах. Без информации, содержащейся в нем, суд попросту не сможет сформулировать резолютивную часть своего решения о границах. В некоторых судебных актах автор публикации даже увидел, что межевой план являлся приложением к судебному решению. Альтернативой межевого плана может выступать только заключение судебной землеустроительной экспертизы, проведенной судом;
  • Местоположение границ земельного участка в решении суда устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ (так называемых поворотных точек);
  • При вынесении судебных актов суды не связаны вариантами прохождения границ, предлагаемыми сторонами спора. Суд может установить границы по собственному варианту с учетом максимального баланса интересов сторон. Такие варианты прохождения границ должны определяться по итогам проведения кадастровых работ или по итогам судебной землеустроительной экспертизы.

(Окончание в № 2, 2019)

Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

В

Истец:

Ответчик:

Третье лицо:

Исковое заявление
об установлении границ земельного участка (разногласия по акту согласования местоположения границ)

На момент купли-продажи земельный участок процедуру межевания не прошел.

Смежный землепользователь на основании является собственником земельного участка площадью кв. м по адресу: .

на основании Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было проведено межевание земельного участка, принадлежащего мне на праве собственности.

Ответчиком также проводились кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, однако в нарушение требований действующего законодательства я как собственник смежного земельного участка не был уведомлен о проведении указанных работ и соответственно согласование местоположения границ соседнего участка со мной не проводилось.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании пункта 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частью 1 статьи 22 указанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее — согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее — заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе на праве собственности (статья 39 Федерального закона N 221-ФЗ).

Частями 1 и 2 статьи 40 указанного Закона предусмотрено, что результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Указанным Законом также установлен определенный порядок действий лиц, интересы которых затронуты уточнением границ смежного земельного участка и которые должны выразить свое мнение в отношении согласования местоположения границ земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в силу статьи 64 Земельного кодекса РФ в судебном порядке.

Поскольку местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию, считаю, что границы принадлежащего Ответчику земельного участка с кадастровым номером установлены с нарушением действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 64, 70 Земельного кодекса РФ, статьями 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьями 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», статьями 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, прошу:

1. Признать недействительным акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: , содержащийся в межевом плане, составленном .

2. Признать недействительными сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по названному адресу, содержащиеся в межевом плане, составленном .

3. Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , внесенные на основании межевого плана, составленного .

4. Признать согласованной общую границу земельного участка с кадастровым номером , по адресу: и земельного участка с кадастровым номером , по адресу: , согласно межевому плану от .

Приложение:

1. Копия искового заявления.

2. Квитанция об уплате госпошлины.

3. Копия договора купли-продажи.

4. Копия выписки из ЕГРН на земельный участок.

5. Копия межевого плана.

6. Иные документы, подтверждающие позицию истца.

7. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.

Любой неразрешенный конфликт между субъектами земельных отношений является земельным спором.

Законодательством об охране и использовании земель разрешение земельных споров разграничено по компетенции между местным исполнительным комитетом и судом.

В частности, только судомосуществляется разрешение земельных споров:

— связанных с правом частной собственности на земельные участки;
— связанных с наследованием земельных участков;
— между участниками совместного домовладения (в том числе, споры о порядке пользования земельным участком и др.);
— между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности (в том числе споры о размерах долей в праве на земельный участок и др.).

Рассмотрение судами земельных споров осуществляется в соответствии с законодательством и в порядке, определенном постановлением Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 22 декабря 2011 г. № 9 ”О практике рассмотрения судами земельных споров». Иски предъявляются в суд по месту нахождения земельного участка.

Земельные споры, не относящиеся к вышеуказанным категориям, рассматриваются местными исполнительными комитетами в соответствии с компетенцией, предоставленной законодательством по принятию решений по изъятию и предоставлению земельных участков.

Местными исполнительными комитетами земельные споры рассматриваются по заявлению одной из заинтересованных сторон, а также по сведениям, поступившим в местный исполнительный комитет от организации по землеустройству, вместе с актом, в котором отражен факт отказа смежного землепользователя подписать акт об ознакомлении с фиксированной границей земельного участка, в случаях, когда присутствие смежного землепользователя и его подпись являются необходимыми.

Порядок разрешения земельных споров местными исполнительными комитетами различается в зависимости от предмета земельного спора и наличием либо отсутствием правоудостоверяющих документов на земельные участки, выступающие объектом земельного спора.

Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон, которые уведомляются о времени и месте рассмотрения земельного спора местным исполнительным комитетом не позднее, чем за три дня до его рассмотрения.

Рассмотрение земельного спора откладывается в случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного в ее отсутствие. При повторном отсутствии одной из сторон без уважительных причин рассмотрение земельного спора не откладывается.

В местных исполнительных комитетах в целях подготовки необходимых материалов по разрешению земельных споров образованы комиссии по подготовке материалов по рассмотрению земельных споров (далее – комиссия).

Комиссией осуществляется подготовка документов, необходимых для объективного и всестороннего рассмотрения земельного спора, в частности, актов обследования земельных участков, картографических материалов, а также истребование иных сведений, документов, находящихся в архивах и изготовленных, а также действовавших с момента предоставления спорного земельного участка либо возведения на нем домовладения, в том числе и градостроительной документации, отражающей судьбу спорных земельных участков.

Ход рассмотрения земельного спора отражается в протоколе работы комиссии, который подписывается председателем и секретарем комиссии.

По результатам работы комиссия готовит проект решения по земельному спору, который вносится председателем комиссии на очередное заседание исполнительного комитета.

Каждая из сторон, участвующих в земельном споре, имеет право знакомиться с материалами по предмету земельного спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения с занесением их в протокол работы комиссии.

Местный исполнительный комитет в течение 5 рабочих дней после принятия решения по земельному спору направляет копию этого решения заинтересованным лицам.

Решение по земельному спору может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору.

Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.

Земельные споры, связанные с прохождением границ земельных участков, на которые оформлены, выданы правоудостоверяющие документы и в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним совершена государственная регистрация создания земельных участков, подлежат разрешению местными исполнительными комитетами в случаях, если государственная регистрация создания земельных участков будет признана судом недействительной. С требованиями о признании недействительной государственной регистрации создания земельного участка в суд вправе обращаться одна из сторон земельного спора. Если судом будут удовлетворены требования о признании государственной регистрации земельного участка недействительной, то местным исполнительным комитетом подлежит рассмотрению земельный спор по определению границ земельных участков в вышеуказанном порядке.

В случае наличия спора, связанного с нарушениями, допущенными при установлении границ земельных участков, заинтересованным лицом должен быть предъявлен в суд иск о признании недействительной государственной регистрации создания земельного участка.

В случае, когда в ходе рассмотрения местным исполнительным комитетом земельного спора между заинтересованными лицами возникает имущественный спор о праве на недвижимое имущество, то разрешение земельного спора будет возможным после рассмотрения в судебном порядке спора о праве в отношении этого имущества.

Существуют объективные основания полагать, что уже в ближайшее время в законодательстве может появиться прямой запрет на регистрацию сделок в отношении земельных участков, сведения о границах которых не внесены в государственный кадастр недвижимости (см. п. 21.4 распоряжения Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»»). Подобные изменения с большой вероятностью могут повлечь увеличение количества земельных споров, в том числе связанных с образованием наложения границ земельных участков. По сведениям Росреестра (по данным сайта www.rosreestr.ru), по состоянию на 1 июля 2016 г. из 57,8 млн земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, только у 48,9% установлены границы. Об основных способах защиты права при наложении границ земельных участков с учетом актуальной правоприменительной практики читайте в материале.

Принимая во внимание тот факт, что судами все активнее используется термин «фактические границы земельного участка» (границы, закрепленные на местности с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, — см., например, Определение ВС РФ от 13.12.2016 № 56-КГ16-33), отметим, что в данной статье речь пойдет о «юридических границах земельного участка», под которыми понимаются границы, местоположение которых установлено посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, внесенные в государственный кадастр недвижимости (подп. 8 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее — Закон № 218-ФЗ).

Из существующего многообразия можно выделить следующие основные способы защиты права в ситуации наложения границ земельных участков:

  • признание недействительными результатов межевания;

  • исправление реестровой ошибки;

  • признание права отсутствующим;

  • признание незаконной постановки на государственный кадастровый учет.

Правильно избранный способ защиты права при наложении границ земельных участков необходим для определения круга надлежащих ответчиков, установления предмета доказывания, что способствует быстрому и эффективному рассмотрению спора. В зависимости от особенностей конкретной ситуации возможно использование указанных способов защиты как по отдельности, так и комплексно.

Признание недействительными результатов межевания земельного участка

Этот способ защиты прав чаще всего применяется при наложении границ земельных участков, которое образовалось в результате нарушений, допущенных при согласовании местоположения границ земельного участка со смежными землепользователями, а также в случае несоответствия местоположения границ земельного участка материалам землеустроительной документации.

Пример из практики

В постановлении от 09.12.2016 № Ф01-5045/2016 по делу № А43-15490/2015 АС Волго-Вятского округа с учетом положений законодательства и установленных по делу обстоятельств счел обоснованным вывод нижестоящих судебных инстанций о том, что формирование и внесение сведений в ГКН о границах спорного земельного участка осуществлены с нарушением закона, в частности, в отсутствие согласования границ со смежными землепользователями и без учета материалов лесоустройства.

При этом важно отметить, что сам по себе факт отсутствия подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя (см. п. 2.9 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010—2013 гг., утв. Президиумом ВС РФ 02.07.2014). Указанная позиция Президиума Верховного суда РФ применяется судами при рассмотрении конкретных дел (см., например, постановление АС Поволжского округа от 14.07.2016 № Ф06-10116/2016 по делу № А06-9566/2015).

Также важно отметить, что при удовлетворении требования о признании результатов межевания недействительными определенный судом способ восстановления нарушенного права должен быть эффективным и разрешать спор по существу. Так, к примеру, рассматривая один спор, Верховный суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что признание результатов межевания недействительными само по себе не влечет восстановление нарушенных прав истца (см. Определение ВС РФ от 14.02.2017 № 32-КГ16-29).

Исправление реестровой ошибки

С 1 января 2017 г. утратила силу ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ), определявшая кадастровую ошибку как воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.

Одновременно п. 3 ст. 61 Закона № 218-ФЗ введено понятие реестровой ошибки.

Цитируем документ

Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном законом (далее — реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Соответственно, действующее законодательство предусматривает следующие способы исправления реестровой ошибки:

  • по решению государственного регистратора прав в случае представления документов, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения;

  • на основании вступившего в законную силу решения суда.

Исправление реестровой ошибки по решению государственного регистратора допускается в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, и не допускается, если исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (п. 3, 4 ст. 61 Закона № 218-ФЗ).

В большинстве случаев разрешение споров, возникших при образовании наложения границ земельных участков, в своем конечном итоге предполагает изменение объема прав и обязанностей как минимум у одного из смежных землепользователей, что будет являться объективным препятствием для исправления реестровой ошибки государственным регистратором прав во внесудебном порядке. В связи с этим мы будем рассматривать исправление реестровой ошибки в судебном порядке.

Принимая во внимание, что правоприменительная практика по исправлению реестровой ошибки еще должным образом не сформирована, а также тот факт, что понятия «кадастровая ошибка» и «реестровая ошибка» сущностно совпадают, поскольку межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования являются документами, на основании которых вносятся сведения в государственный кадастр недвижимости (ст. 22, 23, 24, 24.1 Закона № 218-ФЗ), можно предположить, что уже сформированные подходы судов к разрешению споров, возникающих при исправлении кадастровой ошибки, сохранятся и применительно к спорам по исправлению реестровой ошибки.

Истцом в рамках дела об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка. Ответчиками по такому иску должны быть орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка, затрагивающая интересы истца (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.12.2014 № Ф08-8451/2014 по делу № А53-11052/2013).

При квалификации заявленного требования как требования об исправлении кадастровой ошибки суд, кроме ее выявления, должен обеспечить также исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости (см. постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 6002/13 по делу № А40-66486/12-120-629).

Стоит отметить, что законодателем не раскрыта сущность ошибки, содержащейся в межевом плане, что порождает на практике проблемы при разрешении соответствующих споров. Ошибка в межевом плане может быть вызвана:

  • неисправностью измерительного оборудования, использовавшегося кадастровым инженером;

  • проведением работ в условной или местной системе координат без привязки к общей государственной системе;

  • неправильной обработкой полученных измерений и т.д.

Бывает, что на практике встречаются случаи, когда кадастровый инженер может определить местоположение границ земельного участка «в интересах клиента», не используя землеустроительную документацию, не учитывая фактическое землепользование, наличие построек смежного землепользователя и т.д. Законодательство не содержит ответа на вопрос, можно ли квалифицировать такие сведения, занесенные в межевой план, а впоследствии и в государственный кадастр недвижимости, как ошибочные и могут ли такие сведения содержать в себе признаки наличия реестровой ошибки. По мнению автора статьи, не любая ошибка, содержащаяся в межевом плане, является реестровой, и не каждое несоответствие земле­устроительной документации, отраженное в государственном кадастре недвижимости, является реестровой ошибкой.

Пример из практики

В одном из дел суд выявил кадастровую ошибку, вызванную использованием метода дегитализации (картометрического способа), имеющего меньшую точность в сравнении с геодезическим способом, которым установлены координаты ранее учтенного земельного участка (см. постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.04.2015 № Ф08-2151/2015 по делу № А32-43300/2013).

В другом деле суд выявил кадастровую ошибку, вызванную включением в границы земельного участка полосы отвода автомобильной дороги (см. постановление АС Северо-Западного округа от 10.03.2017 № Ф07-64/2017 по делу № А66-17540/2015).

Кадастровые ошибки могут иметь место также в случае описания и учета земельного участка меньшего размера, чем находившийся в пользовании, а также в случае, если не были учтены объек­ты недвижимости, расположенные на уточняемом земельном участке (см. постановление АС Московского округа от 26.05.2016 № Ф05-5856/2016 по делу № А41-73342/15).

Важно подчеркнуть, что перечень способов исправления кадастровой ошибки является открытым. Возможно установление смежной границы земельных участков, установление местоположения всех границ участка (см. постановление АС Московского округа от 26.05.2016 № Ф05-5856/2016 по делу № А41-73342/15) либо границ смежных земельных участков. Также допускается и исключение сведений в отношении всех границ земельного участка из государственного кадастра недвижимости без последующего их установления, например, в случае наложения границ одного земельного участка на другой путем «поглощения» его границ.

Признание незаконными действий регистрирующего органа по постановке на кадастровый учет земельного участка

Ответчиком по этой категории дел является регистрирующий орган, а дела рассматриваются в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, либо в порядке КАС РФ. При этом заявление с требованием об оспаривании действий регистрирующего органа может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 219 КАС РФ).

Поскольку наложение границ земельного участка предполагает, как правило, наличие спора о праве, такой способ не нашел широкого применения в судебной практике, но применяется в случае, если наложение границ земельного участка обусловлено принятием регистрирующим органом решения, которое впоследствии привело к образованию наложения границ земельных участков в случае, если отсутствовали основания для принятия такого решения.

Пример из практики

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2013 по делу № А74-4423/2012 суд указал, что кадастровая палата поставила на кадастровый учет земельный участок при очевидном наложении его на два других земельных участка. Данное обстоятельство послужило основанием для признания незаконными действий регистрирующего органа.

Признание права отсутствующим

Как указано в п. 52 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случаях, когда запись в реестре нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Данный способ защиты права является специфическим и применяется, как правило, в комбинации с приведенными выше способами защиты (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 24.09.2015 № Ф08-6548/2015 по делу № А32-11236/2014), но может применяться и в качестве самостоятельного способа защиты права.

***

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для избрания надлежащего способа защиты права в ситуации наложения границ земельных участков необходимо выяснить причины образования такого наложения, изучить земле­устроительную документацию в отношении земельных участков (в первую очередь, определяющую местоположение границ земельных участков при их образовании) и документацию, являющуюся основанием государственного кадастрового учета земельных участков. Правильно избранный способ защиты права поможет определить круг надлежащих ответчиков по делу, а также поспособствует эффективному судебному разбирательству.

Принять к сведению

Стоит особенно выделить применение такого способа защиты, как признание права отсутствующим, при разрешении споров, вытекающих из наложения границ земельных участков на земельные участки лесного фонда.

Проблема корректности и точности местоположения границ земельных участков лесного фонда обуславливается тем, что картографической основой для отображения границ лесных участков являлись материалы проектов лесоустройства, на которые вручную наносились границы обособленных участков лесного фонда. Координатное описание границ проекты лесоустройства, как правило, не содержат.

Таким образом, лесоустроительная документация, сформированная вручную и без использования специальных технических средств, может содержать некорректную информацию относительно местоположения границ земельных участков лесного фонда и их площади, что нередко порождает возникновение споров, связанных с наложением земельных участков на земли лесного фонда. Устранение наложения, образовавшегося в результате пересечения границ земельного участка и границ земельного участка лесного фонда, может осуществляться в порядке признания у РФ отсутствующим права собственности на соответствующую территорию земельного участка лесного фонда, которая входит в площадь такого наложения (см., например, постановления АС Московского округа от 12.09.2016 № Ф05-12559/2016 по делу № А41-99013/2015, от 25.02.2016 № Ф05-20224/2015 по делу № А41-44952/2014).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *