Способы индивидуализации юридических лиц

Средство индивидуализации — это обозначение, идентифицирующее (выделяющее) предмет индивидуализации и позволяющее отличать его от подобных ему предметов.

Предметом индивидуализации являются участники гражданского оборота и производимая ими продукция (работы, услуги).

Право на средство индивидуализации — исключительное право. Это единственное право из числа интеллектуальных прав, которое закрепляется на средство индивидуализации (личных неимущественных и иных интеллектуальных прав на средство индивидуализации не существует).

В зависимости от предмета индивидуализации Гражданский кодекс различает четыре средства индивидуализации (перечень закрытый):

1) фирменное наименование — предметом индивидуализации являются юридические лица в форме коммерческих организаций. Примеры: ПАО «КАМАЗ», ООО «Ромашка», ФГУП «Почта России» и т.п.;

2) товарный знак — предметом индивидуализации являются товары определенной группы. Если предметом индивидуализации являются производимые работы или оказываемые услуги, средство индивидуализации может именоваться знак обслуживания. Примеры: «КАМАЗ», «Известия», «Вдова Клико», форма бутылки «Кока-Кола» и т.п.;

3) коммерческое обозначение — предметом индивидуализации являются предприятия как объекты прав. Примеры: «Парикмахерская «Ручеек», «Столовая N 26» и т.п.

4) наименование места происхождения товара — предметом индивидуализации являются товары, произведенные в границах определенного географического объекта. Примеры: «Гжель», «Нарзан», «Шампанское» и т.п.;

Предпосылки правовой охраны средств индивидуализации первоначально были связаны с пресечением недобросовестной конкуренции. Средство индивидуализации связано в представлении потребителя с особыми свойствами товара (качество, износостойкость, вкус, полезность и т.д.). Поэтому при имитации чужого средства индивидуализации затрагиваются интересы двоякого рода: 1) интересы потребителей, которым предлагаются товары с худшими характеристиками, и 2) интересы правообладателя, который несет репутационные издержки и имущественные потери в результате оттока потребителей <1>. В настоящее время исключительное право на средства индивидуализации подлежит защите и тогда, когда интересы потребителей формально не пострадали (например, товар под поддельным обозначением оказался по качеству выше, чем товар под зарегистрированным знаком). Это обусловлено абсолютным характером защиты всякого исключительного права. Но тесная связь правовой охраны средств индивидуализации с пресечением недобросовестной конкуренции сохранилась и проявляется в запрете на правовую охрану обозначений, способных ввести потребителя в заблуждение (в том числе, например, в части обозначений, сходных с официальными наименованиями государственных органов).

Главная цель предоставления обозначению правовой охраны — не допустить введения в заблуждение потребителей или контрагентов в отношении производимых товаров (оказываемых услуг).

Индивидуализация юр лица

Средства индивидуализации юридического лица — это способы, позволяющие выделить конкретное юридическое лицо из множества других. К этим средствам относятся:. наименование юридического лица;. место нахождения юридического лица;. средства индивидуализации товаров и услуг юридического лица: товарный знак, знаки обслуживания, наименование места происхождения товара (они рассмотрены в отдельном параграфе данного учебного пособия). Со средствами индивидуализации юридического лица тесно связаны отношения по защите деловой репутации, рекламе, охране коммерческой и служебной тайны. Наименование юридического лица должно содержать:. указание на организационно-правовую форму юридического лица;. для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в иных случаях, предусмотренных законом, — указание на характер деятельности юридического лица. Коммерческие организации также должны иметь фирменное наименование, которое должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке. Юридическое лицо имеет исключительное право на использование своего фирменного наименования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на это фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Местом нахождения юридического лица признается место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в его учредительных документах не установлено иное. Не допускается незаконное использование чужого зарегистрированного места нахождения в целях недобросовестной конкуренции. Учредители юридического лица несут ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам ввиду недостоверного указания в учредительных документах места нахождения юридического лица. Деловая репутация юридического лица — это сложившееся в обществе и предпринимательских кругах представление о юридическом лице, производимых им товарах или оказываемых услугах. Защита деловой репутации происходит в судебном порядке. Посягательство на деловую репутацию может быть выражено, в частности, в распространении ложных или искаженных сведений о юридическом лице, что является одной их форм недобросовестной конкуренции. Отношения, складывающиеся в процессе рекламы, регулируются Федеральным законом «О рекламе» от 18 июля 1995 года. Коммерческая или служебная тайна — это информация, которая:. имеет действительную или потенциальную экономическую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;. закрыта от свободного доступа;. по отношению к которой ее обладатель принимает меры по сохранению ее конфиденциальности. В случае распространения такой информации без согласия правообла-дателя последний вправе требовать возмещения убытков, вызванных таким распространением (ст. 139 ГК).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *