Справочник 2018

Добрый день, Надежда!

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» утверждены квалификационные характеристики по должностям руководитель службы охраны труда и специалист по охране труда.

Таким образом, возможно отнесение должностей руководителя службы охраны труда и специалиста по охране труда к тем же профессиональным группа, что и отнесение должностей начальника отдела охраны труда, инженера по охране труда.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих» (с изменениями и дополнениями) должность инженера по охране труда относится к профессиональной квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что должность специалиста по охране труда наряду с должностью инженера по охране труда относится к квалификационной группе «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Методист (включая старшего)

Должностные обязанности. Организует методическое обеспечение и координацию работы образовательных учреждений (отделений образовательных учреждений) спортивной направленности по отбору детей в группы для физкультурно-спортивных занятий, проведению их спортивной ориентации. Организует и координирует учебно-тренировочный и воспитательный процесс, определяет его содержание, обеспечивает работу по проведению учебно-тренировочных занятий. Организует работу по повышению квалификации тренеров-преподавателей, проведению открытых уроков. Осуществляет контроль за комплектованием учебных групп (секций), содержанием и результатами учебно-тренировочного и воспитательного процессов, за количественным и качественным составом секций (групп). Ведет статистический учет результатов работы образовательного учреждения (отделения образовательного учреждения) спортивной направленности на этапах спортивной подготовки, а также многолетний учет, анализ и обобщение результатов, содержания и опыта работы тренеров-преподавателей образовательного учреждения (отделения образовательного учреждения) спортивной направленности. Совместно с медслужбой осуществляет контроль за правильной организацией медицинского контроля за обучающимися, воспитанниками. Организует и разрабатывает необходимую документацию по проведению соревнований. Оказывает консультативную и практическую помощь педагогическим работникам образовательных учреждений по соответствующим направлениям деятельности. Участвует в организации повышения квалификации и переподготовки педагогических работников по направлениям физкультурно-спортивной подготовки. Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Участвует в разработке перспективных планов издания учебных пособий, методических материалов. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время учебно-тренировочного и воспитательного процессов. Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего инструктора-методиста наряду с выполнением обязанностей по должности инструктора-методиста координирует работу инструкторов-методистов образовательного учреждения спортивной направленности, проводит семинары тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями или самостоятельным участком работы, работой методических объединений специалистов в области физкультуры и спорта.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; принципы дидактики; основы педагогики и возрастной психологии; общие и частные технологии преподавания; методики овладения и принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности; систему организации образовательного процесса в образовательном учреждении спортивной направленности; методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы в области физкультуры и спорта; принципы организации и содержание работы методических объединений специалистов в области физкультуры и спорта; основы работы с издательствами; принципы систематизации методических и информационных материалов; основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката; содержание фонда учебных пособий; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего инструктора-методиста — высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы в должности методиста, инструктора-методиста не менее 2 лет.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Инструктор-методист (включая старшего)» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция инструктора-методиста, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Закон о профстандартах действует уже несколько месяцев, однако далеко не все окончательно разобрались, как применять новый регламент в своих компаниях. В помощь работодателям — практические рекомендации одного из самых авторитетных российских экспертов по трудовому праву Марии Финатовой.

О чем эта статья? В очередной раз о профессиональных стандартах, применение которых до сих пор многим непонятно. Поговорим о том, как научиться определять профессиональный уровень, на котором находится работник.

Все квалификационные уровни, указанные в профстандартах, применяются при их разработке для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

Уровень квалификации определяется как способность работника выполнять определенные по составу и уровню сложности трудовые функции (задачи, обязанности), которая достигается путем освоения необходимого комплекса теоретических знаний и навыков.

Нормативным актом, который называет уровни квалификации, является приказ Министерства Труда и Социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Всего уровней 9 и на каждом свои требования. Чем выше уровень, тем выше требования, чем ниже уровень, тем ниже требования к позиции. Обычно 1-й уровень – это неквалифицированный труд, для которого не предъявляется жестких требований. 2,3,4 уровни рабочих специальностей, 5,6 – специалисты, 7,8 руководители организации, топ менеджеры, 9 – руководство страны.

Каждый уровень имеет определенные показатели, к которым относятся: полномочия и ответственность, характер знаний, характер умений и основные пути достижения квалификации на основании которых и разрабатывается профессиональный стандарт.

Например, на 1-м квалификационном уровне они вот такие:

А на 6-м квалификационном уровне вот такие:

Для того, чтобы понять, на каком уровне находится конкретный работник, работодателю необходимо провести целый комплекс мероприятий:

  • Для начала выбрать подходящий профессиональный стандарт, на соответствие которому будет проверяться должность работника.
  • Затем проанализировать его трудовую функцию, определённую трудовым договором или должностной инструкцией на ее соответствие трудовым действиям (ТД), предусмотренным в выбранном профессиональном стандарте.
  • После чего уже сверенные трудовые действия сопоставить с трудовыми функциями в том же профессиональном стандарте.
  • И уже в завершение из сопоставленных трудовых функций (ТФ) определить к какой или каким обобщенным трудовым функциям (ОТФ) подходит работник.

По каждой обобщенной трудовой функции (ОТФ) в профессиональном стандарте указан соответствующий квалификационный уровень. Путем нехитрой процедуры можно определить, какой квалификационный уровень у работника, и какие для него установлены требования.

Например, если взять профессиональный стандарт «Бухгалтера», то можно увидеть, что в нем всего лишь 2 квалификационных уровня: 5 и 6 по должностям «Бухгалтера» и «Главного бухгалтера», и соответственно требования на этих квалификационных уровнях разные. При сравнении может получиться так, что кто-то из работников не соответствует стандарту, потому что у него не хватает либо опыта, либо стажа, либо необходимого образования на определенном для него уровне. В данной ситуации работодатель должен решить эту проблему: в случае с образованием, направив работника учиться, в случае с опытом и стажем через перевод работника на другую должность.

Ситуации могут быть разные, однако необходимо помнить, что требования закона № 122-ФЗ должны выполнять все работодатели независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, численности работников и т.д. Однако закон не подразумевает увольнений за несоответствие профессиональному стандарту. Поэтому важно и можно найти правильное решение в каждой конкретной ситуации с каждым конкретным работником.

Мария Финатова, руководитель Департамента консультационных проектов и партнер группы компаний Валентины Митрофановой

Обобщенная характеристика для профессии механик

Механик – специалист, имеющий способность разбираться в науке механики и ее практическом функционировании. Он наблюдает за работой машин и механизмов, оценивает и анализирует ее. Деятельность данного специалиста регламентируется посредством профессионального стандарта, составление которого осуществляется на государственном уровне. Чтобы на 100% соответствовать занимаемой должности, мастер должен соблюдать все требования и условия документа, которые будут освещены в материале.

Нормативная база

Что касается нормативного регулирования вопроса, оно состоит из общих и частных положений. К общим законодательным документам можно отнести следующие нормативы:

  1. Трудовой кодекс РФ. В частности, деятельность профессионалов регулируется Главой 31 ТК РФ. В документе дано описание этих положений, а также нормы их применения.
  2. Особого внимания заслуживает ст. 57 ТК РФ, которая гласит об обязательности применения профессиональных стандартов, которые окончательно разработаны и уже вступили в силу.
  3. Приказ Минтруда №147н от 12.04.2013 г. В рамках этого документа разработан шаблон, по которому происходит составление стандарта. Именно поэтому большинство норм являются идентичными по своей структуре и составу.
  4. Кодекс по административным нарушениям. Ст. 5.27 КоАП этой законодательной нормы регулирует ответственность работодателей за намеренный отказ от использования профессионального стандарта на практике.

Помимо общих норм, есть несколько частных положений, обеспечивающих регулирование процесса практического использования правил и требований:

  1. Норма, утвержденная в рамках Приказа Минтруда №222н от 11.04.2014 г., который разработан для механика судов с ядерно-энергетическими установками и т. д. В рамках этого стандарта рассматриваются должности механика-инженера, АППУ, главного специалиста, вахтенного мастера.
  2. Стандарт, утвержденный Приказом Минтруда и соцзащиты от 08.09.2015 г. №612н. В рамках данного документа речь ведется о судовождении с возможностью эксплуатирования оборудования, которое находится на судне.
  3. В настоящее время ожидается принятие документа для автомеханика. Специалисты уже трудятся над разработкой проекта, и он ожидает своего непосредственного утверждения. Есть предположения, что в его рамках будут описаны функции слесаря-ремонтника и техника.

Помимо этой сферы, есть еще множество областей функционирования механиков, но в настоящее время единого стандарта для них не предусмотрено.

Для чего нужны профстандарты?

Механик – рабочий специалист, осуществляющий деятельность, связанную с обслуживанием и ремонтом приспособлений и техники. Он обладает определенным уровнем квалификации и имеет профильное образование. Название должности «механик» — основное. Есть несколько частных подгрупп, характеризующих конкретную специфику деятельности специалиста. Например, механик-техник, слесарь-механик, автомеханик, инженер-механик и пр.

В профессиональном стандарте данная должность может быть рассмотрена в качестве возможного названия должности, в рамках которой сотрудниками производится исполнение описываемых опций. А также в качестве списка базовых специальностей и профессий, перечисление которых наблюдается в рамках дополнительных характеристик.

Помимо двух нормативных документов, рассмотренных в прошлом пункте, механики могут заниматься выполнением отдельных трудовых функций, которые предусмотрены профстандартами мастеров, осуществляющих проектирование и конструирование космических средств, подготовку и эксплуатирование транспорта или оборудования. В отдельных случаях наниматель вправе руководствоваться квалификационными характеристика из ЕТКС

Так, грамотно составленный профессиональный стандарт призван регулировать деятельность специалиста, описывая его непосредственные функции и задачи, а также перечень требований по квалификационному уровню.

Сфера применения и обязательность использования для служащих на предприятии

Есть несколько областей, в которых без использования профессиональных стандартов не обойтись:

  • организация учебных мероприятий;
  • проведение аттестационных работ;
  • снабжение предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • упрощение градации по тарифам;
  • улучшение качества обслуживания оборудования;
  • внедрение прогрессивных систем оплаты труда.

Тот факт, что документ требует обязательного использования механиками, исполняющими обязанности на государственных и частных предприятиях, отражен в ст. 57 ТК РФ. В кодексе сказано, что, если норма была разработана, она признается соблюдаемой.

Если в какой-то сфере документ не разработан или находится на стадии подготовки, следует опираться на положения единого тарифно-квалификационного справочника или должностной инструкции.

Трудовые обязанности

В соответствии с документом, утвержденным Приказом Минтруда №222н от 11.04.2014 г., механик судов выполняет следующие функции:

  • эксплуатирование технических средств, находящихся на судах;
  • организация мероприятий в стенах атомно-механического предприятия;
  • обеспечение безопасности ядерного характера для всех членов экипажа.

Кроме того, необходим диплом о высшем образовании и опыт работы от 2-х лет, в зависимости от конкретной должности, на которую претендует мастер. Если говорить о втором принятом профстандарте, утвержденном Приказом Минтруда от 08.09.2015 №612н, то в перечень должностных обязанностей входит решение следующих задач:

  • управление процессами, происходящими на судне;
  • грамотное эксплуатирование всех имеющихся в распоряжении систем;
  • формирование безопасности;
  • размещение на судне грузовых единиц;
  • организация пассажирских перевозок.

Исполнением этих опций могут заниматься лица, владеющие средним профессиональным образованием в рамках рассматриваемой специальности «судовождение».

Поскольку для представителей прочих профессий в области механики профстандарт не разработан, необходимо опираться на нормы должностной инструкции и ЕТКС. В соответствии с ними, механик выполняет следующие функции:

  • обеспечение надежной и слаженной работы всех единиц оборудования;
  • осуществление технического осмотра и ремонта устройств защиты;
  • организация календарного планирования по проверкам и заявкам;
  • принятие участия в монтировании новых единиц оборудования;
  • проведение всевозможных учетных мероприятий;
  • изложение трудовых условий подчиненным специалистам;
  • анализ причинных факторов простоев и объяснение их продолжительности;
  • разработка и внедрение прогрессивных методик по ремонтным и восстановительным работам;
  • подготовка смазочных материалов для обслуживания единиц оборудования;
  • определение технической точности механизмов;
  • внедрение рационализаторских предложений по совершенствованию рабочего процесса;
  • строгое следование всем правилам и нормам, связанным с охраной труда и технической безопасностью;
  • руководство сотрудниками того или иного подразделения;
  • исполнение базовых поручений по службе.

Требования к соответствию сотрудников и условия труда

Чтобы кандидат имел возможность занимать ту или иную должность, необходимо соблюдение ряда условий и соответствие определенному набору требований:

  • наличие среднего специального или высшего образования в области механики;
  • опыт работы от 1-го года в зависимости от разряда и места, на которое претендует кандидат;
  • прохождение специальных обучающих курсов;
  • владение теоретическими знаниями и практическими навыками по обслуживанию сложных механизмов.

Условия труда специалиста являются непростыми и подразумевают готовность к исполнению должностных обязанностей во внеурочное время.

Повышение квалификации и аттестация

Чтобы определить, насколько работник соответствует заявленным требованиям, необходимо проведение регулярной проверки знаний и практических умений. Если этот экзамен «провален», допустима организация обучающего процесса и переаттестация.

Ответственность за неприменение

Если работодатель намеренно игнорирует требование о необходимости применения данного документа на практике, он несет административную ответственность согласно ст. 5.27 КоАП РФ.

Увольнение из-за несоответствия стандарту

Данная мера допустима лишь после отказа от сотрудника в прохождении обучения и от занятия предложенной, более низкооплачиваемой, должности. Закон запрещает увольнять беременных сотрудниц, а также лиц, на попечении которых есть инвалиды и дети до 3-х лет.
Таким образом, механик является мастером, к которому предъявляется большое количество требований и условий для осуществления профессиональной деятельности.

Общие требования к специалистам, принимаемым на работу после введения профстандарта, изложены ниже.

Механик

Должностные обязанности. Обеспечивает безаварийную и надежную работу всех видов оборудования, их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт и техническое обслуживание, проведение работ по его модернизации и повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования. Осуществляет технический надзор за состоянием и ремонтом защитных устройств на механическом оборудовании, зданий и сооружений цеха. Организует подготовку календарных планов (графиков) осмотров, проверок и ремонта оборудования, заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, на получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей, инструмента и т.п., составление паспортов на оборудование, спецификаций на запасные части и другой технической документации. Участвует в приемке и установке нового оборудования, проведении работ по аттестации и рационализации рабочих мест, модернизации и замене малоэффективного оборудования высокопроизводительным, во внедрении средств механизации тяжелых ручных и трудоемких работ. Организует учет всех видов оборудования, а также отработавшего амортизационный срок и морально устаревшего, подготовку документов на их списание. Изучает условия работы оборудования, отдельных деталей и узлов с целью выявления причин их преждевременного износа, осуществляет анализ причин и продолжительности простоев, связанных с техническим состоянием оборудования. Разрабатывает и внедряет прогрессивные методы ремонта и восстановления узлов и деталей механизмов, а также мероприятия по увеличению сроков службы оборудования, сокращению его простоев и повышению сменности, предупреждению аварий и производственного травматизма, снижению трудоемкости и себестоимости ремонта, улучшению его качества. Подготавливает для предъявления органам государственного надзора подъемные механизмы и другие объекты государственного надзора. Осуществляет техническое руководство смазочно-эмульсионным хозяйством, внедряет прогрессивные нормы расхода смазочных и обтирочных материалов, организует регенерацию отработанных масел. Участвует в проверке оборудования цеха на техническую точность, в установлении оптимальных режимов работы оборудования, способствующих его эффективному использованию, в разработке инструкций по технической эксплуатации, смазке оборудования и уходу за ним, по безопасному ведению ремонтных работ. Рассматривает рационализаторские предложения и изобретения, касающиеся ремонта и модернизации оборудования, дает заключения по ним, обеспечивает внедрение принятых предложений. Организует учет выполнения работ по ремонту и модернизации оборудования, контролирует их качество, а также правильность расходования материальных ресурсов, отпущенных на эти цели. Обеспечивает соблюдение правил и норм охраны труда, требований экологической безопасности при производстве ремонтных работ. Руководит работниками подразделений предприятия, осуществляющими ремонт оборудования и поддержание его в работоспособном состоянии.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, методические, нормативные материалы по организации ремонта оборудования, зданий, сооружений; организацию ремонтной службы на предприятии; Единую систему планово-предупредительного ремонта и рациональной эксплуатации технологического оборудования; перспективы технического развития предприятия; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, режимы работы и правила эксплуатации оборудования предприятия; организацию и технологию ремонтных работ; методы монтажа, регулировки и наладки оборудования; основы технологии производства продукции предприятия; порядок составления паспортов на оборудование, инструкций по эксплуатации, ведомостей дефектов, спецификаций и другой технической документации; правила сдачи оборудования в ремонт и приема после ремонта; организацию смазочно-эмульсионного хозяйства; требования рациональной организации труда при эксплуатации, ремонте и модернизации оборудования; передовой отечественный и зарубежный опыт ремонтного обслуживания на предприятии; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы трудового законодательства; основы экологического законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 5 лет.

При бесцеховой структуре управления – механик участка либо механик ремонтной мастерской.

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Механик» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция механика, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *