Сравнение мса и фпсад

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

Документ утратил силу или отменен

  • Постановление
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности
    • Правило (стандарт) N 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Цель аудита
      • Общие принципы аудита
      • Объем аудита
      • Разумная уверенность
      • Ответственность за финансовую (бухгалтерскую) отчетность
    • Правило (стандарт) N 2. Документирование аудита
      • Введение
      • Форма и содержание рабочих документов
      • Конфиденциальность, обеспечение сохранности рабочих документов и право собственности на них
    • Правило (стандарт) N 3. Планирование аудита
      • Введение
      • Планирование работы
      • Общий план аудита
      • Программа аудита
      • Изменения в общем плане и программе аудита
    • Правило (стандарт) N 4. Существенность в аудите
      • Введение
      • Существенность
      • Взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском
      • Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторских доказательств
      • Оценка последствий искажений
    • Правило (стандарт) N 5. Аудиторские доказательства. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту
      • Введение
      • Определения
      • Обязанности руководителя аудиторской проверки по обеспечению качества проведения аудита
      • Этические требования
      • Решение о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с клиентом по конкретному аудиторскому заданию
      • Формирование аудиторской группы
      • Выполнение задания
      • Мониторинг
    • Правило (стандарт) N 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Процедуры оценки рисков и источники информации о деятельности аудируемого лица и среде, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля
      • Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля
      • Оценка рисков существенного искажения информации
      • Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям собственника
      • Документирование
      • Приложение N 1. Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
        • Отраслевые, правовые и другие внешние факторы, влияющие на деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Характер деятельности аудируемого лица
        • Общая стратегия аудируемого лица и связанные с ней риски хозяйственной деятельности
        • Оценка и анализ финансовых результатов деятельности аудируемого лица
      • Приложение N 2. Элементы системы внутреннего контроля
        • Контрольная среда
        • Процесс оценки рисков аудируемым лицом
        • Информационная система, связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Контрольные действия
        • Мониторинг средств контроля
      • Приложение N 3. Условия и события, которые могут указывать на риски существенного искажения информации
    • Правило (стандарт) N 9. Связанные стороны
      • Введение
      • Наличие связанных сторон и раскрытие информации о них
      • Операции со связанными сторонами
      • Проверка выявленных операций со связанными сторонами
      • Заявления руководства аудируемого лица
      • Выводы аудитора и аудиторское заключение
    • Правило (стандарт) N 10. События после отчетной даты
      • Введение
      • События, произошедшие до даты подписания аудиторского заключения
      • Отражение событий, произошедших после даты подписания аудиторского заключения, но до даты предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Отражение событий, обнаруженных после предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Осуществление эмиссии ценных бумаг
    • Правило (стандарт) N 11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
      • Введение
      • Факторы, оказывающие влияние на непрерывность деятельности
      • Действия аудитора по планированию и проверке применения допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
      • Дополнительные аудиторские процедуры в случае выявления факторов, касающихся допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
      • Выводы аудитора и аудиторское заключение
      • Подписание или утверждение финансовой (бухгалтерской) отчетности значительно позже отчетной даты
    • Правило (стандарт) N 12. Согласование условий проведения аудита
      • Введение
      • Договор оказания аудиторских услуг
      • Повторяющийся аудит
      • Изменение аудиторского задания
      • Приложение. Пример письма о проведении аудита
    • Правило (стандарт) N 13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 15. Понимание деятельности аудируемого лица. — Утратило силу
    • Правило (стандарт) N 16. Аудиторская выборка
      • Введение
      • Определения, используемые в настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности
      • Аудиторские доказательства
      • Учет риска при получении аудиторских доказательств
      • Отбор элементов для тестирования с целью получения аудиторских доказательств
      • Статистический и нестатистический подходы к выборочной проверке
      • Построение выборки
      • Объем выборки
      • Отбор подлежащей проверке совокупности элементов
      • Проведение аудиторских процедур
      • Характер и причина ошибок
      • Экстраполяция (распространение) ошибок
      • Оценка результатов проверки элементов в отобранной совокупности
      • Приложение N 1. Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для тестирования средств внутреннего контроля
      • Приложение N 2. Примеры факторов, влияющих на объем отобранной совокупности для проверки по существу
      • Приложение N 3. Характеристика методов отбора совокупности
    • Правило (стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
      • Введение
      • Присутствие аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов
      • Раскрытие информации о судебных делах и претензионных спорах
      • Оценка и раскрытие информации о долгосрочных финансовых вложениях
      • Раскрытие информации по отчетным сегментам финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица
    • Правило (стандарт) N 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
      • Введение
      • Связь процедур внешнего подтверждения с оценкой рисков
      • Предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности, в отношении которых могут быть получены внешние подтверждения
      • Подготовка запроса для внешнего подтверждения
      • Позитивные и негативные внешние подтверждения
      • Пожелания руководства аудируемого лица
      • Особенности лиц, предоставляющих ответ на запрос
      • Процедура внешнего подтверждения
      • Оценка результатов полученных ответов
      • Получение внешних подтверждений до отчетной даты
    • Правило (стандарт) N 19. Особенности первой проверки аудируемого лица
      • Введение
      • Аудиторские процедуры при первой проверке аудируемого лица
      • Особенности аудиторского заключения при первой проверке аудируемого лица
      • Приложение. Примерный фрагмент завершающей части аудиторского заключения, включающего оговорку в связи с неучастием аудитора в инвентаризации материально-производственных запасов
    • Правило (стандарт) N 20. Аналитические процедуры
      • Введение
      • Сущность и цели аналитических процедур
      • Аналитические процедуры при планировании аудита
      • Аналитические процедуры как разновидность аудиторских процедур проверки по существу
      • Аналитические процедуры как общая обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Надежность аналитических процедур
      • Действия аудитора при отклонении от ожидаемых закономерностей
    • Правило (стандарт) N 21. Особенности аудита оценочных значений
      • Введение
      • Особенности расчета оценочных значений
      • Аудиторские процедуры при аудите оценочных значений
      • Общая и детальная проверка процедур, используемых руководством аудируемого лица
      • Использование независимой оценки
      • Проверка последующих событий
      • Оценка результатов аудиторских процедур
    • Правило (стандарт) N 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
      • Введение
      • Надлежащие получатели информации
      • Информация, сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника
      • Сроки сообщения информации руководству аудируемого лица и представителям его собственника
      • Формы сообщения информации надлежащим получателям
      • Конфиденциальность
    • Правило (стандарт) N 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
      • Введение
      • Признание руководством аудируемого лица ответственности за финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица
      • Использование заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица в качестве аудиторских доказательств
      • Документальное оформление заявлений и разъяснений руководства аудируемого лица
      • Действия аудитора при отказе руководства аудируемого лица представить заявления и разъяснения
      • Приложение. Образец письма-представления
    • Правило (стандарт) N 24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
      • Введение
      • Основные принципы финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Основные принципы аудита и сопутствующих аудиту услуг
      • Уровни уверенности, обеспечиваемой аудитором
      • Аудит
      • Сопутствующие аудиту услуги
      • Ненадлежащее использование имени аудитора
      • Приложение. Сравнительная характеристика аудита и сопутствующих аудиту услуг
    • Правило (стандарт) N 25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
      • Введение
      • Вопросы, рассматриваемые аудитором аудируемого лица
      • Заключение аудитора специализированной организации
    • Правило (стандарт) N 26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Соответствующие показатели
      • Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность
      • Приложение. Примеры аудиторских заключений
        • Пример А. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в абзаце первом пункта 9 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример Б. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в абзаце втором пункта 9 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример В. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в пункте 19 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример Г. Соответствующие показатели: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в пункте 13 федерального правила (стандарта) N 26
        • Пример Д. Сопоставимая финансовая (бухгалтерская) отчетность: пример аудиторского заключения, составляемого в случаях, приведенных в подпункте «б» пункта 21 федерального правила (стандарта) N 26
    • Правило (стандарт) N 27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
      • Введение
      • Доступ к прочей информации
      • Рассмотрение прочей информации
      • Существенные несоответствия
      • Существенное искажение фактов
      • Доступность прочей информации после даты аудиторского заключения
    • Правило (стандарт) N 28. Использование результатов работы другого аудитора
      • Введение
      • Назначение в качестве основного аудитора
      • Процедуры, выполняемые основным аудитором
      • Сотрудничество между аудиторами
      • Вопросы, требующие рассмотрения при составлении аудиторского заключения
      • Разделение ответственности
    • Правило (стандарт) N 29. Рассмотрение работы внутреннего аудита
      • Введение
      • Объем и цели внутреннего аудита
      • Взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором
      • Понимание и предварительная оценка внутреннего аудита
      • Сроки взаимодействия и координации
      • Оценка эффективности внутреннего аудита
    • Правило (стандарт) N 30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Введение
      • Цель выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Общие принципы выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Определение условий выполнения согласованных процедур в отношении финансовой информации
      • Процедуры и доказательства
      • Подготовка отчета
      • Приложение. Пример отчета о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур по проверке кредиторской задолженности
    • Правило (стандарт) N 31. Компиляция финансовой информации
      • Введение
      • Цель компиляции финансовой информации
      • Общие принципы выполнения компиляции финансовой информации
      • Определение условий компиляции финансовой информации
      • Процедуры
      • Подготовка отчета о выполнении компиляции финансовой информации
      • Приложение. Примеры отчетов о компиляции финансовой информации
        • 1. Пример отчета о компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • 2. Пример отчета о компиляции финансовой (бухгалтерской) отчетности с текстом, привлекающим внимание к существующим отступлениям от основных принципов составления финансовой (бухгалтерской) отчетности
    • Правило (стандарт) N 32. Использование аудитором результатов работы эксперта
      • Введение
      • Определение необходимости использования результатов работы эксперта
      • Компетентность и объективность эксперта
      • Объем работы эксперта
      • Оценка результатов работы эксперта
    • Правило (стандарт) N 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Введение
      • Общие принципы выполнения обзорной проверки
      • Условия проведения обзорной проверки
      • Процедуры и доказательства
      • Подготовка заключения по результатам обзорной проверки
      • Приложение N 1. Примерный перечень процедур, которые могут быть проведены в ходе обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Процедуры общего характера
        • Денежные средства
        • Дебиторская задолженность
        • Материальные запасы
        • Финансовые вложения
        • Основные средства и амортизация
        • Расходы будущих периодов, нематериальные активы
        • Кредиты и займы
        • Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками
        • Условные факты хозяйственной деятельности
        • Налог на прибыль и прочие налоги
        • События после отчетной даты
        • Судебные дела и претензионные споры
        • Капитал
        • Прочие хозяйственные операции
      • Приложение N 2. Пример заключения по результатам обзорной проверки с выражением безоговорочно положительного мнения
        • Заключение по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
      • Приложение N 3. Примеры заключений по результатам обзорной проверки, содержащих мнение, не являющееся безоговорочно положительным
        • А. Пример заключения по результатам обзорной проверки, содержащего мнение с оговоркой из-за разногласия между аудитором и проверенным хозяйствующим субъектом относительно ненадлежащего способа бухгалтерского учета
          • Заключение по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
        • Б. Пример заключения по результатам обзорной проверки, содержащего отрицательное мнение из-за разногласия между аудитором и проверенным хозяйствующим субъектом относительно ненадлежащего способа бухгалтерского учета
          • Заключение по результатам обзорной проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности
    • Правило (стандарт) N 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях
      • Введение
      • Обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией
      • Этические требования
      • Принятие на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества
      • Кадровая работа
      • Выполнение задания
      • Мониторинг
      • Документирование

Открыть полный текст документа

Международные и российские стандарты аудиторской деятельности

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

— аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;

— аудитор должен быть независим от клиента;

— аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;

— аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

Международные стандарты аудиторской деятельности состоят из пяти взаимосвязанных последовательных частей:

1. Основные постулаты — это закономерности, логические принципы и необходимые условия, представляющие собой общую основу стандартов аудиторской деятельности.

2. Общие стандарты — это определенные качества и степень квалификации, которыми должен обладать аудитор, чтобы эффективно и профессионально выполнять задачи.

3. Рабочие стандарты — правила, которыми руководствуются аудиторы при выполнении задач аудита (планирование, надзор и контроль, сбор достоверных сведений и соответствующие изучения и оценка системы внутреннего контроля).

4. Стандарты отчетности и аудиторского заключения. В заключении должно быть указано, соответствует ли финансовая отчетность требованиям бухгалтерского учета.

5. Специфические стандарты (аудит международных коммерческих банков; особенности аудита малых предприятий; аудит субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций; учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности.

Международные стандарты не превалируют над национальными стандартами. В разных странах по-разному применяют международные стандарты. Это связано с тем, что стандарты по возможности их практического применения делятся на несколько групп:

— первая группа стандартов — это такие, которые в той или иной стране могут быть приняты сразу, целиком и полностью;

— вторая группа — это стандарты, которые могут быть одобрены и приняты с незначительными изменениями;

— к третьей группе относятся стандарты, нуждающиеся не только в уточнениях, но и в создании соответствующих экономических, политических и других условий для их ведения;

— четвертая группа стандартов — это стандарты, использование которых в данной стране ограничено историческими тенденциями развития и национальной психологией.

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуются две принципиально различные группы регулирующих документов:

— первая группа — законодательные акты государства;

— вторая группа — аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА).

Закон ПСАД — это качественно разные группы нормативных документов. Создание и унификация отечественных ПСАД велись на основе международных аудиторских стандартов. Они были вызваны насущной необходимостью дополнить существующие в стране нормы важными аспектами, уже известными из мировой теории аудита.

При разработке организации и регламента работы Совета в Положении о нем, утвержденном Комиссией, наряду с другими секциями, была предусмотрена и постоянно действующая секция стандартизации аудиторской деятельности.

Мировая практика показала, что контроль, осуществляемый профессиональными аудиторскими объединениями за качеством аудиторских услуг, оказываемых их членами, достаточно эффективен.

В таком случае одни профессионалы оценивают работу других профессионалов (в западном аудите это называется «проверка равным»).

Согласно ст. 9 ФЗ «Об аудиторской деятельности», стандарты аудиторской деятельности – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности подразделяются на:

— федеральные стандарты аудиторской деятельности;

— внутренние стандарты аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

— внутрифирменные стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ.

Стандарты аудиторской деятельности — это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты — это определенные требования к самому аудиту, процессу аудита и аудиторскому заключению. В таблице 1.6 приведено соответствие МСА и российских стандартов аудита.

Таблице 1.6 Соответствие МСА и российских стандартов аудита

Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров Кодексы этики отдельных профессиональных объединений бухгалтеров и/или аудиторов
Глоссарий терминов Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности
Нет аналогов (МСА (ISA) 120 Международные основные принципы заданий, обеспечивающих уверенность — отменен) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ
Стандарты аудита
МСА (ISA) 200 Общие цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными Стандартами Аудита ФПСАД 1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 210 Согласование условий соглашений по аудиту ФПСАД 12 Согласование условий проведения аудита
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
МСА (ISA) 220 Контроль качества аудита финансовой отчетности ФПСАД 7 Контроль качества выполнения заданий по аудиту
МСА (ISA) 230 Аудиторская документация ФПСАД 2 Документирование аудита
МСА (ISA) 240 Обязанности аудитора в отношении мошенничества при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 5/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита
МСА (ISA) 250 Учет законодательства и нормативных актов при проведении аудита финансовой отчетности ФПСАД 6/2010 Обязанности аудитора по рассмотрению соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита
МСА (ISA) 260 Обмен информацией с лицами, наделенными руководящими полномочиями ФПСАД 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника
МСА (ISA) 265 Информирование о недостатках в системе внутреннего контроля лиц, наделенными руководящими полномочиями Нет аналогов
МСА (ISA) 300 Планирование аудита финансовой отчетности ФПСАД 3 Планирование аудита
МСА (ISA) 315 Определение и оценка рисков существенных искажений на основе знания субъекта и его среды ФПСАД 8 Понимание деятельности аудируемого лица, среда, в которой она осуществляется и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 320 Существенность в планировании и проведении аудита ФПСАД 4 Существенность в аудите
МСА (ISA) 330 Действия аудитора в отношении оцененных рисков Нет аналогов
МСА (ISA) 402 Аспекты аудита субъектов, пользующихся услугами обслуживающих организаций ФПСАД 25 Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация
МСА (ISA) 450 Оценка искажений, выявленных в ходе аудита Нет аналогов
МСА (ISA) 500 Аудиторские доказательства ФПСАД 5 Аудиторские доказательства
МСА (ISA) 501 Аудиторские доказательства – особое рассмотрение отдельных статей ФПСАД 17 Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях
МСА (ISA) 505 Внешние подтверждения ФПСАД 18 Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников
МСА (ISA) 510 Первичные соглашения по аудиту – начальные сальдо ФПСАД 19 Особенности первой проверки аудируемого лица
МСА (ISA) 520 Аналитические процедуры ФПСАД 20 Аналитические процедуры
МСА (ISA) 530 Аудиторская выборка ФПСАД 16 Аудиторская выборка
МСА (ISA) 540 Аудит расчетных оценок, включая расчетные оценки справедливой стоимости, и соответствующих раскрытий ФПСАД 21 Особенности аудита оценочных значений
МСА (ISA) 550 Связанные стороны ФПСАД 9 Связанные стороны
МСА (ISA) 560 Последующие события ФПСАД 10 События после отчетной даты
МСА (ISA) 570 Непрерывность деятельности ФПСАД 11 Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
МСА (ISA) 580 Письменные представления ФПСАД 23 Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица
МСА (ISA) 600 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности группы (включая ФПСАД 28 Использование результатов работы другого аудитора
Продолжение таблицы 1.6
Международные стандарты аудиторской деятельности (ISAs) Российские нормативные акты по аудиту
работу других аудиторов)
МСА (ISA) 610 Использование работы службы внутреннего аудита ФПСАД 29 Рассмотрение работы внутреннего аудита
МСА (ISA) 620 Использование работы эксперта ФПСАД 32 Использование аудитором результатов работы эксперта
МСА (ISA) 700 Формирование заключения и отчет по финансовой отчетности ФПСАД 1/2010 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности и формирование мнения о ее достоверности
МСА (ISA) 705 Модификация заключения в отчете независимого аудитора ФПСАД 2/2010 Модифицированное мнение в аудиторском заключении
МСА (ISA) 706 Пояснительные параграфы и другие вопросы в отчете независимого аудитора ФПСАД 3/2010 Дополнительная информация в аудиторском заключении
МСА (ISA) 710 Сравнительная информация – сравнительные данные и сравнительная финансовая отчетность ФПСАД 26 Сопоставление данных в финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСА (ISA) 720 Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих аудированную финансовую отчетность ФПСАД 27 Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность
МСА (ISA) 800 Особые аспекты – аудит финансовой отчетности специального назначения ФПСАД 8/2011 Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам
МСА (ISA) 805 Особые аспекты – аудит отдельной финансовой отчетности и определенных элементов, счетов или статей финансового отчета ФПСАД 9/2011 Особенности аудита отдельной части отчетности
МСА (ISA) 810 Соглашения по предоставлению отчета по обобщенной финансовой отчетности Нет аналогов
Нет аналогов ФПСАД 24 Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами
МССУ (ISRS) 4400 (бывший МСА 920) ФПСАД 30 Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации
МССУ (ISRS) 4410 (бывший МСА 930) ФПСАД 31 Компиляция финансовой информации
Нет аналогов (бывший МСА 910) ФПСАД 33 Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности
МСКК (ISQC) 1 Контроль качества в фирмах, которые выполняют аудит и обзор финансовой отчетности, прочие соглашения о выражении уверенности и сопутствующих услугах ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Нет аналогов ФПСАД 4/2010 Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля

Международные и российские стандарты аудита

Стандарты аудиторской деятельности являются элементом системы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Стандарты аудита утверждаются Правительством РФ и являются обязательными к применению для всех аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Стандарты аудиторской деятельности также создают системы из трех уровней: международные, национальные и внутрифирменные. Каждый уровень стандартов аудиторской деятельности имеет определенное значение и реализует определенные цели. Требования стандартов последующего уровня не могут быть ниже требований стандартов предшествующего уровня.

Активная интеграция России в мировую экономику и значительный приток в страну иностранного капитала определяют роль и значение для аудиторских организаций – резидентов РФ общепринятых в мире международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита содержат признанные и проверенные временем принципы организации аудита в развитых странах.

Система международных стандартов аудита в настоящее время включает следующие нормативные акты:

международные стандарты учета,

международные нормативы аудита и сопутствующих работ,

международные положения аудита,

международные нормативы бухгалтерского образования и этики.

Все эти акты являются сводами правил, разработанных профессиональными объединениями с целью унификации основных критериев оценки работы в области аудита и обеспечения высокого уровня качества оказываемых аудиторами услуг.

Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing — ISA) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. Международные стандарты аудита выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants — IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.

В зависимости от особенностей национальной правовой системы международные стандарты аудита действуют в 35 странах практически без изменений. В российском законодательстве не являются нормативным актом, регулирующим аудит.

По своей правовой природе национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют свод специальных требований к осуществлению аудиторской деятельности в отдельной стране. Согласно п. 4 статьи 9 Закона «Об аудиторской деятельности» федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Включение данных требований в Закон «Об аудиторской деятельности» привело бы к перегруженности его положений. Обособление специальных требований по осуществлению деятельности в отдельных актах обусловлено также необходимость детального закрепления множества процедур и средств аудиторской деятельности на нормативном уровне.

Организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона является одной из основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности. Разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, их периодический пересмотр и вынесение на рассмотрение уполномоченным федеральным органом осуществляет совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (п. 2 ст. 19 Закона «об аудиторской деятельности»).

Целями разработки и внедрения аудиторских стандартов в практику аудиторской деятельности являются:

1) обеспечение высокого уровня квалификации аудиторов и качества аудиторских проверок;

2) содействие внедрению в практику аудита новых научных достижений;

3) определение действий аудитора в конкретных ситуациях.

Соблюдение аудиторских стандартов является также доказательством качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора.

Разработка национальных стандартов осуществляется путем адаптации международных стандартов аудита к национальным особенностям с учетом конкретных политических и экономических условий.

Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат, как правило, следующие разделы:

— общие принципы правила (стандарта), в котором сформулированы цель и необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами;

— основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;

— сущность стандарта, в котором сформулирована проблема, проводится ее анализ и методы решения;

— практические приложения (схемы, таблицы, образцы документов и др).

Как нормативный документ стандарт содержит обязательные реквизиты: номер стандарта и дату ввода в действие

В основе классификации российских правила (стандарты) лежит два критерия: содержание (объект стандартизации) и обязательность применения.

В соответствии с первым критерием российские правила (стандарты) могут быть разделены на 11 групп. Десять групп аналогичны группам международных стандартов аудита. Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».

Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности по степени обязательности могут быть разделены на три группы:

· правила (стандарты), обязательные для исполнения;

· правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;

· правила (стандарты) рекомендательного характера.

Пунктом 3 статьи 9 установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (за указанными исключениями) обязательны как для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и для аудируемых лиц.

7. Внутрифирменные стандарты

Согласно п. 6 статьи 9 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности. Эти стандарты не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Внутренние стандарты должны отражать подход аудиторской организации (индивидуального аудитора) к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Внутренние стандарты должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить порядок действий при осуществлении аудиторских проверок с целью повышения их качества.

Внутренние стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, в случаях, предусмотренных учредительными документами, — советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Внутренние стандарты, регламентируя деятельность аудиторов в рамках отдельной аудиторской организации, создают дополнительную основу для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между:

сотрудниками аудиторской организации.

сотрудниками и администрацией аудиторской организации,

аудиторской организацией и контролирующими органами,

аудиторской организацией и экономическим субъектом,

аудиторской организацией и иными третьими лицами.

Применение внутренних стандартов позволяет:

создать процедурную систему соблюдения требования национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

оптимизировать технологию и организацию аудита, сократив объем аудиторских работ по проверкам отдельных объектов учета;

обеспечить дополнительный контроль за работой всех участников процесса аудита;

содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;

обеспечить высокое качество результатов аудиторской проверки.

Внутренние стандарты аудиторских организаций должны удовлетворять требованиям:

целесообразности, т.е. применение положений стандарта должно приносить реальный результат, способствуя оптимизации и рационализации деятельности аудиторской организации;

преемственности и непротиворечивости, которые заключаются в обеспечении согласованности и взаимосвязи вновь разрабатываемого стандарта с ранее утвержденными;

логической стройности, предполагающей не только четкость формулировок, ясность изложения, но и целостность содержания как отдельного стандарта, так и совокупности всех стандартов;

полноты и детализации, обеспечивающих изложение в стандарте всех значимых вопросов, логическое развитие и дополнение принципов и положений как отдельного стандарта, так и их системы;

единства терминологической базы, условием выполнения которого является применение одинаковой трактовки терминов во всех стандартах и документах.

Структура внутреннего стандарта определяется аудиторской организацией самостоятельно. Однако, как правило, она включает следующие разделы:

регламентирующие параметры (ссылка на нормативные акты, использованные при разработке данного стандарта);

общие положения (необходимость внутреннего стандарта, основные термины и понятия, сферы применения, описание объекта стандартизации);

цель и задачи стандарта (назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением);

взаимосвязь с другими стандартами (ссылки на соответствующие положения других стандартов, заимоувязанные с содержанием этого стандарта);

раскрытие основных принципов и описание методик (описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом);

документирование (перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта);

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т.д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.

Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы:

описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки;

перечень вопросников и аудиторских процедур;

таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок проведения аудиторских процедур;

систематизированный перечень нормативных документов, используемых при аудите.

Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:

номера — порядкового или серийного кода данного стандарта;

даты ввода в действие;

названия — краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт;

даты и указания лица, утвердившего стандарт;

преемственности — ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом;

сферы применения — перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

Тема 4.Нормативное регулирование и правовые основы аудиторской деятельности.

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 589 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Стандарты аудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности, как на государственном, так и на негосударственном уровне.

Очевидно, что грядущее упразднение Федеральных Стандартов Аудиторской Деятельности (ФСАД) и применение Международных Стандартов Аудита (МСА) не может не сказаться на работе каждого аудитора.

Для того, чтобы объективно оценить масштаб и сложность предстоящих перемен, необходимо понять суть МСА, а также сопоставить российские и международные стандарты.

МСА и ФСАД: в чем различия?

Так ли сильно российские стандарты аудита отличаются от международных?

На самом деле, принципиальных отличий не так много. Национальные стандарты разрабатывались на основе международных и близки к ним, но разница в том, что в нынешнем процессе национальные стандарты все равно всегда выступают в роли догоняющих. Это стандарты, которые следуют за развитием Международных стандартов аудита.

Российские стандарты отличаются от МСА по структуре и логике изложения, они базируются на положениях российского гражданского права, в них содержатся образцы типичных для российской юридической практики договорных документов и пр. В этом смысле российские стандарты по форме достаточно сильно отличаются от МСА. Тем не менее, они весьма близки по сути, а имеющиеся расхождения связаны, в первую очередь, со спецификой российской правовой практики.

На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов – Федеральных Стандартов Аудиторской Деятельности(ФСАД).

В целом ФСАД можно подразделить на несколько групп:

— российские правила (стандарты), имеющие аналоги среди международных стандартов аудита;

— российские правила (стандарты), имеющие существенные отличия от международных стандартов аудита;

— российские правила (стандарты), не имеющие аналогов в системе международных стандартов аудита;

— международные стандарты, не имеющие аналогов в системе российских стандартов аудита.

Стоит отметить, что значительная часть российских стандартов аудита в существенных аспектах близка к международным стандартам аудита. Имеющиеся расхождения обусловлены различиями в подходах к аудиту, формальными различиями — стиль и оформление документов, реформой международных стандартов аудита.

МСА: ключевые факты и структура

Разработкой и внедрением международных стандартов аудита занимается Международная федерация бухгалтеров (IFAC). В настоящее время IFAC (подробная информация о федерации в соответствующем разделе сайта) объединяет 146 действительных членов из 117 стран, в том числе и России. (http://www.ifac.org/ru/about-ifac/membership/members )

Применять международные стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, представители которых являются членами Международной Федерации Бухгалтеров.

В настоящее время Международные стандарты аудита состоят из 43 стандартов, включая:

  • 36 МСА по аудиту
  • 1 МСА по контролю качества
  • 2 МСА по обзорным проверкам ( ISRE- IS on Review Engagements)
  • 2 МСА по прочим аудиторским заданиям (ISAE-IS on Assuarance Engagements)
  • 2 МСА по сопутствующим аудиту услугам (ISRS- IS on Related Services).

Они структурированы и сгруппированы по следующим темам:

  • Стандарты по вводным положениям (ISА 100-199) выполняют функцию по определению общих условий МСА или рамок аудиторской деятельности (рамочная концепция). Они определяют логику развития МСА, являются основой для разработки новых стандартов, содержат список терминов, общие указания, как по аудиторской деятельности, так и по другим услугам, связанным с аудитом.
  • Стандарты, распределяющие обязанности в рамках аудиторской деятельности (ISА 200-299), определяют условия задания на аудит, примерное содержание договора на выполнение аудиторских услуг, а также условия, при которых аудиторский риск (риск положительного аудиторского заключения вопреки существенным ошибкам в отчетности) должен быть снижен до приемлемого минимума.
  • Стандарты по планированию аудиторской деятельности (ISА 300-399) требуют, чтобы при планировании аудиторской проверки четко определялся круг проверяемых вопросов, состав сотрудников, которые будут участвовать в проверке (имеется ли достаточное количество сотрудников, достаточно ли они компетентны в вопросах, связанных с заказом), необходимость привлечения внешних экспертов, специалистов других аудиторских фирм.
  • Стандарты по использованию результатов оценки рисков и противодействие выявленным рискам (ISА 400-499) исходят из принципа необходимости оценки в рамках внешнего контроля эффективности внутреннего контроля. В ходе планирования аудиторской проверки обязательно следует изучить общее отношение, осведомленность и практические действия руководства предприятия по отношению к системе внутреннего контроля.
  • Стандарты, определяющие аудиторские доказательства (ISА 500-599), устанавливают, что аудитор должен получить достаточное количество соответствующих доказательств, позволяющих сделать обоснованное аудиторское заключение, при этом для получения аудиторских доказательств могут использоваться также внешние данные, подтверждающие те или иные элементы проверки. В этих стандартах приведены примеры процедур проверки.
  • Стандарты, предусматривающие работу аудитора с информацией третьих лиц (ISА 600-699), регулируют вопросы использования информации других аудиторов, взаимодействие со службой внутреннего аудита, использования работы экспертов. МСА 610- использование работы внутренних аудиторов, МСА 620- использование привлеченных экспертов.
  • Стандарты, посвященные итоговым аудиторским заключениям (ISА 700-799), устанавливают, что заключения могут быть не модифицированными, модифицированными, с отказом от выражения мнения. МСА 705- виды аудиторских заключений. МСА 706- раздел «Прочие вопросы в АЗ».
  • Стандарты, регулирующие специальные вопросы (ISА 800-899), определяют вопросы проверки информации, ориентированной на будущее (финансовой информации, служащей основой для прогнозирования возможных событий в будущем). МСА 800- аудит ФО, подготовленной на специальной основе.
  • Стандарты, регулирующие сопутствующие аудиту услуги (ISA 900-999).
  • Стандарты, дополняющие положения по вопросам международной практики аудита (IАРS 1000-1100).

Сопоставление российских и международных стандартов, равно как и проблематика, представлено в презентации, подготовленной Т.Н. Михайлович.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *