Ст 11 ФЗ 76

1. Взыскание, предусмотренное подп. «е-1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания Определение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 21 января 2014 г. N 205-АПГ13-8С (Извлечение) Северо-Кавказский окружной военный суд 5 сентября 2013 г. удовлетворил заявление сотрудника управления ФСБ России по Краснодарскому краю П. в части признания незаконным приказа Директора ФСБ России от 3 июня 2013 г. об увольнении заявителя с военной службы по подп. «е-1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27-1 Федерального закона «О статусе военнослужащих») и приказа начальника Управления ФСБ России по Краснодарскому краю об исключении из списков личного состава Управления. В апелляционной жалобе представитель Директора ФСБ России, утверждая о законности и соблюдении сроков привлечения П. к ответственности в связи с нарушением им запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением им военной службы, просил решение суда в этой части отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Военная коллегия Верховного Суда РФ 21 января 2014 г. удовлетворила апелляционную жалобу по следующим основаниям. Согласно ст. 27-1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Из материалов дела следует, что в ходе телефонного разговора со своим знакомым П. высказал мнение о проводимых сотрудниками ФСБ России на территории коммерческого предприятия оперативно-розыскных мероприятиях в отношении этого лица, обещал оказать ему содействие в выяснении личности сотрудников службы, а также ставил под сомнение законность их действий и рекомендовал в целях воспрепятствования прослушиванию телефонных переговоров сменить номер телефона. В связи с этим суд пришел к правильному выводу о том, что заявителем были допущены нарушения установленных ст. 27-1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением им военной службы. Вместе с тем суд признал, что командованием нарушен установленный п. 4 ст. 51-1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» месячный срок наложения на заявителя взыскания в виде увольнения с военной службы и ему не вручен под расписку в течение пяти дней со дня его издания соответствующий акт о применении взыскания, как это установлено п. 6 ст. 51-1 названного Закона. В связи с этим суд пришел к выводу о незаконности изданного приказа. Военная коллегия Верховного Суда РФ признала, что такой вывод основан на неправильном толковании норм материального права. В суде, в частности, было установлено, что все документы, связанные с проведенной проверкой по факту совершения П. коррупционного правонарушения, после составления 10 мая 2013 г. представления к досрочному увольнению заявителя были направлены Директору ФСБ России как должностному лицу, имеющему право применять указанное взыскание, для принятия соответствующего решения в пределах предоставленных ему полномочий. По смыслу п. 4 ст. 51-1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» взыскание, предусмотренное подп. «е-1» п. 2 ст. 51 данного Федерального закона, применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения лицу, обладающему правом применения указанного взыскания, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. Поскольку информация о совершенном П. правонарушении стала известна Директору ФСБ России не ранее 15 мая 2013 г., то его решение, оформленное приказом от 3 июня 2013 г., принято в пределах установленного законом месячного срока. Что касается несоставления отдельного акта о применении к заявителю взыскания, то это обстоятельство также не свидетельствует о нарушении установленного порядка увольнения П. с военной службы, поскольку необходимость составления такого акта обусловлена последующей реализацией военнослужащим права на оспаривание своего увольнения и иных правовых последствий не влечет. Взыскание в виде увольнения по подп. «е-1» п. 2 ст. 51 Федерального закона применено к заявителю посредством издания Директором ФСБ России оспариваемого приказа с указанием в нем коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых нарушены П., а также мотивов его увольнения. Заявитель был ознакомлен с данным приказом и реализовал свое право на его оспаривание в суде. Следовательно, в рассматриваемом случае составление дополнительного документа не требовалось, поскольку не порождало для заявителя каких-либо правовых последствий. На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда РФ решение Северо-Кавказского окружного военного суда от 5 сентября 2013 г. в части удовлетворения требований П. отменила и приняла в этой части новое решение, которым признала законными приказ Директора ФСБ России от 3 июня 2013 г. об увольнении П. с военной службы по подп. «е-1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и приказ начальника Управления ФСБ России по Краснодарскому краю об исключении из списков личного состава Управления. ____________

Служба по контракту — это не просто работа. Военнослужащий по контракту — это профессиональный защитник Родины.

Заключение контракта

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет и иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет (статья 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

Законодательство четко устанавливает, что основное условие заключения контракта о прохождении военной службы — добровольность, т. е. желание гражданина, проходящего военную службу по призыву, заключить такой контракт (статья 32 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

При этом действующее законодательство (статья 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») позволяет гражданам взамен военной службы по призыву сразу выбирать контрактную службу. В таком случае гражданин вправе заключить контракт минимум на 2 года. В случае, если контракт будет досрочно расторгнут, 2 дня такой службы будут засчитываться ему за 1 день срочной службы.

Однако возможность подобного выбора у гражданина появляется в двух случаях:

  • Если военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, получил до призыва среднее профессиональное или высшее образование;
  • Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, не имеющий среднего профессионального или высшего образования, прослужил не менее трех месяцев.

Кроме того, гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации и соответствовать:

  • медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретной военно-учетной специальности;
  • требованиям по физической подготовленности;
  • иметь образование не ниже среднего (полного) общего (11 классов).

Права военнослужащего контрактной службы

Вы в первую очередь должны запомнить для себя главный тезис – военнослужащие – это такие же граждане, обладающие правами и свободами. Военнослужащие России в первую очередь являются гражданами, и лишь во вторую очередь, – людьми, надевшими военную форму и взявшими на себя исполнение обязанностей военной службы.

Вследствие того, что они стали военнослужащими, их права серьезно ограничены, но отступления от основных прав, не допускаются и для солдат. Граждане, при любых ситуация во время прохождения военной службы, должны иметь право на жизнь, они не должны подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию, не должны привлекаться к принудительному труду либо неправомерному наказанию.

Среди социальных прав военнослужащего можно выделить следующие:

  • Денежное довольствие;
  • Проживание вне казармы – дома или в специальном общежитии;
  • Возможность получения жилья с помощью ипотечной системы кредитования;
  • Ежегодный оплачиваемый отпуск, а также иные виды отпуска, в том числе по семейным обстоятельствам;
  • Бесплатное обучение;
  • Обязательное государственное страхование;
  • Получение пенсии.

Безусловно, профессиональный военнослужащий имеет многочисленные преимущества и привилегии в отличие от солдата срочной службу.

Расторжение контракта

Основания, порядок и процедура расторжения контракта регламентирована статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 06 сентября 1999 года № 1237.

Скачать книгу «Защита прав военнослужащих» (pdf)

Скачать брошюру «Права военнослужащих в вопросах и ответах» (pdf)

рибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Свобода слова. Право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (В редакции Федерального закона от 06.03.2019 № 19-ФЗ)

11. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.

(Пункт введен — Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ)

12. Положения пункта 11 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 11 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

(Пункт введен — Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ)

13. При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами «а», «в», «г», «е», «к», «о» и «п» пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее — электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ)

14. Положения пункта 13 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 13 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.03.2019 № 19-ФЗ)

2. Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

3. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Статья 8. Свобода совести и вероисповедания

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

Статья 9. Право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями

1. Военнослужащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления.

Особенности правового положения военнослужащих, избранных в органы государственной власти и органы местного самоуправления, определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.

Создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих регулируются федеральным законом.

3. Военнослужащие вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). (Пункт введен — Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ)

Статья 10. Право на труд

1. Право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы.

2. Государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту:

назначение на высшие воинские должности с учетом условий заключенного ими контракта в соответствии с полученной квалификацией, достигнутыми в служебной деятельности результатами и на конкурсной основе;

получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении (далее — общая продолжительность военной службы) или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. Порядок исчисления общей продолжительности военной службы, а также общей продолжительности военной службы в льготном исчислении определяется Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Характер служебной деятельности и перемещение по службе военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяются их квалификацией и служебной необходимостью.

3. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.

Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

4. Супругам военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по контракту, в общий трудовой стаж, необходимый для установления пенсии, засчитываются весь период проживания с супругами до 1992 года вне зависимости от мест дислокации воинских частей, с 1992 года — в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства и были признаны в установленном порядке безработными, а также период, когда супруги военнослужащих — граждан были вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту военной службы супругов, если по заключению медицинской организации их дети нуждались в постороннем уходе. В указанные периоды супругам военнослужащих — граждан, если они утратили право на пособие по безработице, выплачивается ежемесячное пособие в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

5. Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Перечни указанных районов и местностей утверждаются Правительством Российской Федерации, а перечни указанных воинских должностей определяются Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба). (В редакции Федерального закона от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

6. Супруги военнослужащих — граждан при прочих равных условиях имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации, воинские части и на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников, а также на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

7. Военнослужащие не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями, за исключением случаев, когда непосредственное участие в управлении указанными организациями входит в должностные обязанности военнослужащего, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя свое служебное положение;

использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы;

получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами;

принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды иностранных государств, международных и иностранных организаций;

выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти с соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями;

использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 02.03.2007 № 24-ФЗ)

8. Привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, допускается в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы.

9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 02.02.2006 № 20-ФЗ)

Статья 11. Служебное время и право на отдых

1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.

11. Для отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в органах государственной охраны, другими федеральными законами может быть установлена иная, чем предусмотренная настоящей статьей, общая продолжительность еженедельного служебного времени (ненормированный служебный день). Указанным военнослужащим предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью до 10 суток. Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный служебный день определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.07.2017 № 148-ФЗ)

2. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. При этом указанным военнослужащим ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей.

3. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы. (В редакции Федеральных законов от 08.11.2008 № 203-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального орга

Главная Энциклопедия Словари Подробнее

Правовое положение военнослужащих (правовой статус)

Установленная законами, иными нормативными правовыми актами и гарантированная государством совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих.

Военнослужащие обладают конституционными правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными конституционными законами и федеральными законами. Так, например, военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не в праве разглашать государственную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средства урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются.

Кроме того, военнослужащие не в праве заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Военнослужащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении коммерческими организациями. Военнослужащим запрещено получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы, а также получать от физических лиц и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента РФ награды иностранных государств, международных и иностранных организаций. Военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных объединений, а также для пропаганды отношения к ним.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. В общие обязанности военнослужащих входят следующие положения: быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить РФ, мужественно и умело защищать РФ; строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; дорожить воинской честью, боевой славой и войсковым товариществам; совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявления требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и общевоинскими уставами.

Военнослужащие, в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения и наступивших негативных последствий, несут все виды юридической ответственности, предусмотренные для граждан России: дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную.

Вернуться к результатам поиска

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными законами.
Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то законами и иными нормативными правовыми актами.
Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами.
Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы. Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами (Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495), Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации (введен в действие приказом Минобороны РФ от 11 марта 2006 г. N 111).
Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
Военнослужащие вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
Военнослужащим запрещено участие в забастовках и иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы.
Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Участвовать в богослужениях и религиозных церемониях они могут в свободное от военной службы время как частные лица. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.
Военнослужащие в соответствии с Конституцией России, федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, а также в других формах осуществления местного самоуправления. Они могут состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не разрешается обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно. Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели.
Отпуска для проходящих военную службу по призыву не предусматриваются.
Отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток предоставляется военнослужащему в случаях:

  • тяжелого состояния здоровья или смерти близкого родственника военнослужащего — супруга, одного из родителей, тестя или тещи, сына или дочери, родного брата или сестры или лица, на воспитании которого находился военнослужащий;
  • пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника военнослужащего;
  • в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо, — по решению командира воинской части.

Продолжительность отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количество суток, необходимое для проезда наземным (водным, воздушным) транспортом к месту использования отпуска и обратно.
Денежное довольствие военнослужащим, проходящим службу по призыву, устанавливается по 6 тарифным разрядам в соответствии с занимаемой должностью. Для ряда категорий военнослужащих законодательством предусмотрены денежные поощрения, а также особый порядок обеспечения денежным довольствием.
При убытии в отпуск по болезни (на основании заключения военноврачебной комиссии) производится выплата в размере не менее одного оклада денежного содержания. Возможны и другие дополнительные выплаты.
Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории РФ, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.
За военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для жилищного обеспечения военнослужащих предусмотрена льготная накопительно-ипотечная система.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе:

  • на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов),
  • бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
В случае гибели (смерти) военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы (на военных сборах), либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (окончания военных сборов или отчисления с них), членам их семей выплачивается единовременное пособие в размере 120 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) военнослужащего (гражданина, призванного на военные сборы), считаются:

  • супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы;
  • родители военнослужащего;
  • дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Обязательным условием для выплаты пособия является наличие причинной связи между полученным увечьем или заболеванием, ставшим причиной смерти, и исполнением обязанностей военной службы.
С июня 2011 г. дети погибших военнослужащих имеют право на ежемесячное пособие в размере 1597,50 руб. Этот размер подлежит ежегодной индексации. В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов.
Право на это пособие имеют:

  • дети военнослужащих, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы;
  • дети сотрудников органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении служебных обязанностей;
  • дети лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях, перечисленных выше).

Пособие выплачивается:

  • детям до достижения ими возраста 18 лет;
  • детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Граждане, находившиеся на иждивении погибшего военнослужащего, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца.
При досрочном увольнении военнослужащих, проходивших службу по призыву, (граждан, призванных на военные сборы) с военной службы (отчислении с военных сборов) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 минимальных месячных окладов по воинской должности по первому тарифному разряду, предусмотренному для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, установленных на день выплаты пособия, или в ином размере, определенном федеральным законом.
Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами.
Юридическая помощь всем военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по вопросам, связанным с прохождением военной службы, оказывается:

  • органами военного управления и органами военной юстиции в пределах своих функциональных (должностных) обязанностей;
  • органами предварительного следствия, прокурором и судом, в производстве которых находится уголовное дело.

Адвокаты бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе заключить контракт о прохождении военной службы, то есть стать «контрактниками». Такое право предоставлено тем, кто до призыва получил высшее профессиональное образование в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных вузах. Остальные военнослужащие приобретают такое право через 3 месяца службы по призыву.
Заключая контракт, гражданин продлевает срок своей службы на срок контракта, утрачивая статус служащего по призыву. Он приобретает при этом право на зарплату и другие выплаты, право на предоставление жилья для проживания вместе с семьей и т.д.

Предыдущая
глава

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *