Ст 129.4 НК РФ

Комментарий к Ст. 129.4 Налогового кодекса

В статье 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках. Данная статья была введена в Налоговый кодекс Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ . Согласно статье 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ, данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2012 года.
———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Собрание законодательства РФ. 2011. N 30 (ч. 1). Ст. 4575.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

а) сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год;

б) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год;

в) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год;

г) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, при соблюдении некоторых условий, в том числе и условия по сумме доходов по сделкам за соответствующий календарный год.

В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

В настоящее время в статье 129.4 выделяется только один вид ответственности за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках. Санкцией по данному виду ответственности является штраф в размере 5000 рублей.

Субъектами ответственности по статье 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации являются организации, физические лица и индивидуальные предприниматели.

Необходимо отметить незначительность суммы данного штрафа по сравнению с трудозатратами на поиск, выявление контролируемых сделок, заполнение уведомления о контролируемых сделках, его передачу налоговому органу и возможную последующую подготовку остального отчета о трансфертном ценообразовании.

Институт особого контроля за трансфертным ценообразованием в настоящее время в Российской Федерации находится на этапе становления. Повышенная налоговая санкция за неуплату налогов в результате применения нерыночных цен между взаимозависимыми лицами начинает действовать при проверках контролируемых сделок только за налоговые периоды начиная с 2017 г.

Из-за того что ответственность за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках была установлена сравнительно недавно, предполагается, что, после того как механизм проведения проверок контролируемых сделок будет отработан на практике, законодатель введет более серьезные санкции за игнорирование требований Налогового кодекса Российской Федерации об уведомлении налоговых органов о контролируемых сделках и, соответственно, количество налоговых споров в суде может увеличиться.

Объективной стороной данного правонарушения является бездействие налогоплательщика относительно его обязанности представления уведомления о контролируемых сделках в налоговый орган или представление информации позже положенного срока либо действия налогоплательщика, направленные на представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.

Согласно письму Минфина России от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127 «О применении положений статей 105.16 — 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о контролируемых сделках, указываемые в уведомлении о контролируемых сделках, должны содержать информацию о сумме полученных доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию. Таким образом, по одной и той же сделке уведомление должно подаваться всеми сторонами, являющимися участниками сделки.

В соответствии с пунктом 1 письма Минфина России от 06.09.2012 N 03-01-18/7-127 налоговый орган о факте выявления контролируемой сделки, в отношении которой не было представлено уведомление, может направить информационное сообщение в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика, являющегося иной стороной сделки. Указанное извещение будет служить основанием для установления факта представления (непредставления) уведомления иной (иными) стороной (сторонами) сделки и при необходимости инициирования в отношении налогоплательщика, не представившего уведомление о контролируемых сделках или представившего уведомление с недостоверными сведениями, производства по делу о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях в соответствии со статьей 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 105.16 налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Формат уведомления о контролируемых сделках установлен Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ «Об утверждении формы уведомления о контролируемых сделках, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме и порядка представления налогоплательщиком уведомления о контролируемых сделках в электронной форме» . В приложении N 1 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ устанавливается форма уведомления о контролируемых сделках КНД 1110025.
———————————
Российская газета. N 254. 2012.

Согласно пункту 2.1 приложения N 3 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@, уведомление о контролируемых сделках включает в себя титульный лист, разделы 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

Согласно пункту 2 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление. В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное освобождение от ответственности было введено в 2014 году Федеральным законом от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Законодатель при принятии данной нормы был намерен провести некоторую параллель между возможностью освобождения от ответственности за неуплату налога в случае представления уточненной налоговой декларации пунктом 4 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации и освобождения от ответственности за представление уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2014. N 14. Ст. 1544.

Если сравнивать уточненную декларацию и уточненное уведомление о контролируемых сделках, то необходимо заметить, что законодатель не установил норму, аналогичную норме, что закреплена в пункте 9.1 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, которая гласит о том, что если в ходе камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, то проверка первоначальной декларации заканчивается и начинается проверка уточненной декларации.

Также важен вопрос о том, что считать моментом, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений. Необходимо подчеркнуть, что производство по делу о налоговом правонарушении, предусмотренном статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации, должно осуществляться по правилам статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно статье 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения налогового правонарушения должностным лицом налогового органа составляется акт, который затем вручается налогоплательщику, кроме тех случаев, которые рассматриваются в порядке статье 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Можно предположить, что, если налогоплательщик направит уточненное уведомление о контролируемых сделках, содержащее достоверные сведения, до получения указанного акта, он вправе рассчитывать на освобождение от ответственности по статье 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

а) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

б) предметы сделок;

в) сведения об участниках сделок: полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика; фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

г) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Также вышеуказанные сведения могут быть могут быть подготовлены по группе однородных сделок. Если налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обнаружил факты совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

О направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Форма извещения и Порядок его направления регламентируются Приказом ФНС России от 10.10.2012 N ММВ-7-13/704@ «Об утверждении формы извещения о контролируемых сделках и Порядка направления налоговым органом, проводящим налоговую проверку, извещения о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов» .
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 6.

Также необходимо подчеркнуть, что согласно пункту 7 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

Также, исходя из совокупности норм Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотрено уведомление иной стороны сделки о направлении извещения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198 налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

В соответствии с приложением N 1 к Приказу ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ в уведомлении о контролируемых сделках налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке и (или) группе однородных сделок. Также если уведомление о контролируемых сделках представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

Налогоплательщик представляет одно уведомление за календарный год, в котором отражаются все совершенные им в календарном году контролируемые сделки, указанные в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с письмом Минфина от 15 октября 2012 г. N 03-01-18/7-142 положения статьи 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, не представленного налогоплательщиком в налоговый орган в установленный срок или представленного с недостоверными сведениями.

Согласно письму Минфина России от 27.12.2012 N 03-01-18/10-198, в соответствии с пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Из совокупности норм статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что проведение проверки как на основании уведомления о контролируемых сделках, так и на основании извещения возможно только в отношении конкретной контролируемой сделки (группы однородных сделок) конкретного налогоплательщика, подавшего уведомление или в отношении которого получено извещение.

В соответствии со статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Таким образом, законодатель разграничил ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 129.4 Налогового кодекса Российской Федерации.

Порядок и форма заполнения уведомления о контролируемых сделках установлены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@. Необходимо отметить, что статья 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает лишь минимальные требования к сведениям о контролируемых сделках, подлежащим включению в анализируемое уведомление. Однако Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ требует от налогоплательщиков при заполнении уведомления о контролируемых сделках огромное количество технической информации.

Стремление ФНС Российской Федерации получить огромный объем информации привело к тому, что налогоплательщики начали оспаривать законность Приказа ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ со ссылкой на излишнее административное давление и препятствия для нормальной предпринимательской деятельности (решение ВАС РФ от 16.09.2013 N 10012/13).

Решением коллегии судей ВАС РФ отказано в требованиях налогоплательщика о признании данного Приказа частично недействующим, однако в дальнейшем дело было передано в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 30.12.2013 N ВАС-18588/13 по делу N ВАС-10012/13).

Пока Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ не признан недействующим и налогоплательщики вынуждены затрачивать значительный объем ресурсов на правильное заполнение уведомления о контролируемых сделках и передачу его в налоговый орган.

Статья 129.1 регламентирует неправомерное несообщение сведений налоговому органу, что делает данную статью родственной ст. 126, раскрывающей непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Данный состав налогового правонарушения носит формальный характер, так как установление конкретного содержания общественно опасных последствий для привлечения к ответственности не требуется, но такие последствия подразумеваются.

Объектом правоотношений являются фискальные отношения, которым наносится ущерб. В данном конкретном случае состав правонарушения представляет собой воспрепятствование законной деятельности налоговых органов. Данное правонарушение является единичным, сумма штрафа, который является санкцией за совершение налогового правонарушения по комментируемой статье, определена в абсолютном размере.

Объективной стороной данного формального правонарушения по п. 1 представляется факт совершения самого правонарушения без указания на определенные последствия, а именно неправомерное несообщение или несвоевременное сообщение лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу. То есть de facto совершение правонарушения происходит посредством бездействия лица или действия с нарушением сроков, отведенных на сообщение сведений такого рода. Также пункт первый отграничивает данный состав от схожего состава по ст. 126 о непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В отличие от упомянутой статьи, ст. 129.1 в п. 1 подразумевает несообщение или же сообщение с нарушением срока сведений, отличных от тех, что необходимы для совершения налогового контроля. Как уже упоминалось при комментировании ст. 126 НК РФ, под сведениями в ст. 129.1 могут подразумеваться сведения, сообщаемые в том числе устно, тогда как ст. 126 НК РФ подразумевает под ними документированную информацию, подлежащую не сообщению, а представлению (см. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.08.2014 по делу N А11-7741/2013). Санкция за совершение данного правонарушения устанавливается в размере 5000 рублей, что значительно превосходит штраф за непредставление сведений по ст. 126 НК РФ.

П. 2 ст. 129.1, что интересно, говорит о неоднократности совершения деяния — отягчающем обстоятельстве, содержащемся в самом тексте статьи. Так, при повторном совершении деяния, описанного в п. 1, в течение календарного года штраф значительно увеличивается (в 4 раза) и составляет 20 000 рублей (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.09.2014 по делу N А72-16320/2013).

П. 2.1 опять же вводит собой совершение деяния, описанного в п. 1, особым субъектом — иностранной организацией или иностранной структурой без образования юридического лица — и конкретизирует предмет деяния, то есть те сведения, неправомерное непредставление или несвоевременное представление которых составляет правонарушение. Эти сведения указаны в п. 3.2 ст. 23 НК РФ и представляют собой сведения об участниках этой иностранной организации или об ее учредителях, бенефициарах и управляющих в том случае, если идет речь об иностранной структуре без образования юридического лица. Такие сведения по существу п. 3.2 ст. 23 должны представляться в том случае, если у иностранной организации или структуры без образования юридического лица есть признаваемое объектом налогообложения недвижимое имущество, по месту нахождения этого имущества. При множественности объектов упомянутого имущества сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из них по выбору лица. Санкция за правонарушение по данной части устанавливается в виде штрафа в процентном выражении, а именно 100% от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта или объектов недвижимого имущества, при их множественности, этой иностранной организации (структуры без образования юридического лица), сведения о которых не были представлены или были представлены несвоевременно. При этом указывается на то, что сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации (структуре без образования юридического лица), сведения о которой не представлены или представлены несвоевременно, а при невозможности определения доли — пропорционально количеству участников.

Субъекты, на которых распространяется действие статьи 129.1, охватывают, по п. 1 и п. 2, физических лиц от 16 лет и организации (лиц, которые должны представлять требуемые сведения налоговым органам), которые являются по логике налогоплательщиками или налоговыми агентами, обязанными представлять сведения.

Субъекты по п. 2.1 определяются, как было указано выше, как иностранные организации или иностранные структуры без образования юридического лица, являющиеся налогоплательщиками.

Субъективная сторона данного правонарушения по всем пунктам может быть выражена как в форме умысла (неправомерное несообщение сведений), так и в форме неосторожности (несвоевременное сообщение сведений).

Статья 129.1 НК РФ. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Новая редакция Ст. 129.1 НК РФ

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

2.1. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество организаций, исчисленного в отношении объекта недвижимого имущества, принадлежащего этой иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), которая не представила (несвоевременно представила) сведения, предусмотренные пунктом 3.2 статьи 23 настоящего Кодекса. При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия в организации, сведения о которой не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия лица в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) пропорционально количеству участников.

3. Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — физическим лицом налоговому органу сообщения, предусмотренного пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества и (или) транспортного средства, по которым не представлено (несвоевременно представлено) сообщение, предусмотренное пунктом 2.1 статьи 23 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 129.1 НК РФ

Состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.1 Кодекса, не следует смешивать с деянием, предусмотренным ст. 126 настоящего Кодекса. Не будем утомлять читателя сравнением этих норм. Это отдельная тема для разговора.

Объектом характеризуемого налогового правонарушения служат отношения, возникающие в сфере тех или иных форм налогового контроля. Непосредственный объект — установленный порядок (а также сроки) сообщения в налоговые органы информации, необходимой для осуществления возложенных на них функций. Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно затрудняет не только осуществление этих функций, но и учет объектов налогообложения, контроль над доходами физических лиц. Оно создает благоприятные условия и для других налоговых правонарушений, а иногда и налоговых преступлений.

Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный допускает неправомерное (т.е. грубое) нарушение норм Кодекса:

а) несообщение налоговому органу сведений. При этом следует учесть, что:

случаи сообщения неполных сведений (т.е. частичного неисполнения упомянутой обязанности) объективной стороной ст. 129.1 настоящего Кодекса не охватываются;

к сведениям, упомянутым в комментируемой статье, относятся, в частности, данные о регистрации, ликвидации, реорганизации юридического лица; регистрации индивидуального предпринимателя и о том, что индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность; выдаче (аннулировании) лицензий; регистрации граждан по месту жительства; регистрации фактов рождения или смерти граждан; регистрации объектов недвижимости, транспортных средств, об их владельцах; сделках, подлежащих нотариальному удостоверению; другие сведения, прямо предусмотренные в тех или иных нормах Кодекса;

б) несвоевременное представление в налоговый орган упомянутых выше сведений. При этом следует учесть, что сроки представления тех или иных сведений должны быть прямо установлены в нормах Кодекса. Примерами могут служить:

десятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об открытии (закрытии) банковского счета;

трехдневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган о принятии решения о реорганизации;

пятидневный срок, установленный для сообщения в налоговый орган об установлении опеки, попечительства и т.д.

Применяя нормы комментируемой статьи, следует учитывать, что:

а) объективная сторона предусмотренного в ней деяния налицо, если отсутствуют признаки налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 126 НК РФ;

б) в качестве квалифицирующего (т.е. отягчающего вину ответственность виновного) обстоятельства п. 2 комментируемой статьи устанавливает повторность деяния. В данном случае имеется в виду период с 1 января по 31 декабря года, когда было совершено первое налоговое правонарушение, а не двенадцать календарных месяцев с момента его совершения.

Субъектом анализируемого налогового правонарушения могут быть как организации, так и физические лица.

Привлечение организации к ответственности по ст. 129.1 не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции, при наличии соответствующих оснований, от уголовной, административной либо иной установленной законом ответственности. Так, в соответствии с п. 2 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц или физических лиц — индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно предоставления таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

Предусмотренная комментируемой статьей ответственность за деяние физического лица наступает, если оно не содержит признаков уголовного преступления.

Субъективная сторона характеризуемого налогового правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожной форме вины.

Рассмотрим меры ответственности, предусмотренные настоящей статьей:

— виновный привлекается к штрафу в размере тысячи рублей, а при повторном (в течение календарного года) совершении деяния — в размере 5 тыс. руб.;

— размер указанных штрафов снижается не менее чем в два раза при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства, указанного в п. 1 ст. 112 НК РФ;

— размер указанных штрафов подлежит увеличению на 100% при наличии отягчающего обстоятельства, указанного в п. 2 ст. 112 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Статья 129.1 Кодекса предусматривает налоговую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных ст. 85 Кодекса обязанностей следующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (см. комментарий к ст. 85 Кодекса):

органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями (п. 1 ст. 85);

советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 85);

органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (п. 3 ст. 85);

органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85);

органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного (п. 5 ст. 85);

органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику (п. 6 ст. 85);

органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами (п. 7 ст. 85);

органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 8 ст. 85).

В пункте 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен следующий пример неправильной квалификации налоговым органом несвоевременного сообщения налоговому органу необходимых сведений по ст. 129.1 Кодекса:

суд отказал в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с налогоплательщика штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 Кодекса, по следующим основаниям:

в силу указанной нормы лицо может быть привлечено к ответственности за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений, которые оно в соответствии с Кодексом должно сообщить, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса;

ответственность налогоплательщика за несвоевременное сообщение необходимых сведений установлена п. 1 ст. 126 Кодекса. Поэтому в рассматриваемом случае налоговый орган неправильно квалифицировал совершенное ответчиком деяние и применил ненадлежащие санкции.

Частью 2 ст. 15.6 КоАП установлена административная ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, (а также за представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде) должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия. Такие деяния согласно ч. 2 ст. 15.6 КоАП влекут наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ.

2. Пункт 2 ст. 129.1 Кодекса предусматривает квалифицированный состав налогового правонарушения. Квалифицирующим признаком является повторное совершение деяний в течение календарного года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *