Ст 15 о статусе

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 ноября 2019 года и одобрен Советом Федерации 25 ноября 2019 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом устанавливается, что военнослужащие-граждане, обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений до поступления на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

При признании указанных военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, касающиеся последствий намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий.

Темы

  • Вооружённые Силы
  • Жильё

Статус материала

Опубликован в разделе: Документы

Дата публикации: 2 декабря 2019 года, 14:20

Ссылка на материал: kremlin.ru/d/62194

Текстовая версия

На пленарном заседании 17 сентября 2019 года депутаты поддержали принятие в первом и втором чтениях поправок в Закон «О статусе военнослужащих» в части уточнения порядка жилищного обеспечения военнослужащих.

Повторное обеспечение жильем. Исправление негативной правоприменительной практики

Рассмотрено два законопроекта о внесении изменений в статью 15 указанного Закона:

  • в части защиты жилищных интересов военнослужащих из военных династий (законопроект № 757088-7)
  • о жилищном обеспечении членов семей участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (законопроект № 628525-7)

Военнослужащие, на которых родители ранее получили жилье от государства, смогут получить собственное жилье

Поправки касаются тех, кто претендует на обеспечение жильем по-старому и не является участником НИС. Вместе с тем, в нашей практике известны случаи направления надзорным органом представлений об устранении нарушения закона в части того, что в реестр участников НИС неправомерно включены военнослужащие, обеспеченные государством жильем в составе семьи своих родителей.

Согласно пояснительной записке к законопроекту в последнее время получила распространение правоприменительная и судебная практика, в соответствии с которой военнослужащим отказывают в признании нуждающимися в получении жилья связи с тем, что ранее они обеспечивались жильем, как члены семей (в том числе несовершеннолетние) военнослужащих и других граждан, даже при наличии установленных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях и по прошествии 5-летнего срока с момента намеренного ухудшения жилищных условий.

По информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации военными судами в 2018 году рассмотрено 500 дел в отношении военнослужащих и членов их семей, имеющих основания для признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного Кодекса Российской, которым отказано в обеспечении жилыми помещениями по причине того, что они ранее были обеспечены жилыми помещениями в качестве членов семей других граждан (своих родителей).

Значительная часть военнослужащих являются потомственными военными, их родители обеспечивались жильем от государства вместе с членами своих семей. Лишение таких военнослужащих права на жильё только по той причине, что они являются детьми обеспеченных ранее жильём военнослужащих, без учета положений статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ, нивелирует такую важную социальную гарантию для военнослужащих, как право на жильё, и создаёт среди этой категории граждан социальную напряженность.

Законопроект призван раз и навсегда устранить правовую неопределенность и исключить возможность возникновения спорных ситуаций в будущем.

Отметим, что поправки не касаются военнослужащих, два и более раз поступавших на военную службу и обеспечивавшихся жилыми помещениями. Таким военнослужащим жилье предоставляется единожды.

На кого будут распространяться поправки

Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует рассмотреть возможность распространения законопроекта (в случае его принятия) на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, поскольку судебная практика по этому вопросу крайне противоречива.

Заметим, что военнослужащий, претендующий на получение собственного жилья и члены его семьи не должны являться нанимателями либо собственниками жилых помещений, полученных от государства родителями, либо с момента ухудшения жилищных условий (отказа от доли или исключения из списка нанимателей) прошло не менее 5 лет.

Участие в НИС одного супруга не повлияет на обеспечение жильем другого супруга

Данное нововведение уже напрямую касается участников программы «Военная ипотека».

Как мы писали ранее, участник НИС может быть дважды обеспечен жильем.

Законопроект принимается во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2018 года № 34-П. Напомним, что спор возник из-за ситуации, когда военнослужащего исключили из очереди на предоставление жилого помещения по той причине, что его супруга является участником НИС.

Поправки направлены на то, чтобы военнослужащие, обеспечиваемые жильем по избранному месту жительства, в т.ч. жилищной субсидией, во-первых не лишились такого права из-за наличия супруги или супруга, состоящих в НИС, а во-вторых получили метры или средства для их приобретения с учетом члена семьи, состоящего в реестре на военную ипотеку.

О том, что положено и что не положено участнику НИС, вы можете узнать из нашей базы знаний (изображение кликабельно):

8. ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

8.1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смирнов Владимир Михайлович, д-р экон. наук, доцент, главный научный сотрудник Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, профессор Департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

Место работы: Центр отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация: в представленной статье проводится общий анализ системы социального обеспечения военнослужащих с отдельной оценкой реализации права на жилище и права на санаторно-курортное обеспечение военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей. В статье представлен анализ гарантий и компенсаций с учетом категорий военнослужащих, состава семей военнослужащих, а также подробный анализ механизма реализации права на жилище. Рассматривается целый ряд нормативных документов, в которых закреплены гарантии, права и компенсации военнослужащим.

Ключевые слова: социальные гарантии, военнослужащие, военные пенсионеры, состав семьи, социальные льготы, право на жилище.

Повышение привлекательности военной службы в современной России является, безусловно, важным достижением текущей государственной политики последнего десятилетия. Следует отметить, что во все времена существования российской государственности, за исключением коротких промежутков господства наивной веры в ненадобность вооруженных сил и добрые устремления соседних, а в условиях глобализации — ведущих государств мира, военная служба была высоко привлекательной, почетной и уважаемой в обществе, что подкреплялось, но отнюдь не полностью обеспечивалось соответствующим уровнем социальных гарантий, льгот и компенсаций.

Данный тезис, приведен во вступлении в связи с необходимостью четкого указания методологической позиции автора, связанной с постулированием необходимости адекватного и объемного финансирования вооруженных сил страны, что, на наш взгляд, является важнейшей предпосылкой для начала

любого анализа финансирования социальных обязательств государства по отношению к его военнослужащим и военным пенсионерам. Никакие подходы, основывающиеся на «неактуальности» финансирования вооруженных сил, их чрезмерной раздутости и даже бессмысленности военной профессии в современном «развитом» мире, на наш взгляд, не могут быть даже отправной точкой в научной дискуссии, так как в мировоззренческом плане искажают содержание и суть понятия государства, вооруженных сил и суверенитета.

При этом считаем необходимым для оценки эффективности и адекватности военно-социальной политики государства на современном этапе исходить из принципов экономической целесообразности и максимальной оптимальности распределения ограниченных ресурсов, предоставляемых не очень богатой в мировом масштабе отечественной экономикой.

В этой связи военно-социальная политика должна ориентироваться не только на удовлетворение социальных потребно-

Смирнов В. М. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

стей военнослужащих и иных лиц, но и на стимулирование и обеспечение эффективного выполнения ими своих обязанностей по обеспечению оборонной безопасности государства. Следует отметить, что ряд авторов даже более радикально рассматривают цели военно-социальной политики России1, связывая их исключительно с обеспечение оборонной безопасности. В тоже время в Стратегии социального развития Вооруженных сил Российской Федерации2 в качестве генеральной цели указывается именно «удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» (раздел III Стратегии).

В стратегии структурно излагаются основные направления реализации социальных задач3. Последовательность задач и ряд формулировок представляются спорными в контексте оценки эффективности мер военно-социальной политики. Но данная Стратегия не является документом, обеспечивающим и гарантирующим предоставление установленного уровня социального обеспечения и социальных льгот, в ней скорее идет речь о целеустанавливающих принципах.

Основный набор социальных гарантий и компенсаций представлен во второй главе «Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих» (далее — закон о статусе военнослужащих). При этом словосочетание социальные гарантии и компенсации в данном законе упоминаются более 40 раз, указывая на дополнительные нормативные правовые документы и положения, порядки и пр., разрабатываемые Правительством и другими органами государственной власти в рамках детализации положений рассматриваемого закона.

В определении, указанном в законе, отсутствует такая категория военнослужащих, как иностранные граждане, обеспечение социальной защиты которых остается за рамками закона «О статусе военнослужащих». Эта категория военнослужащих должны рассматриваться в исследовании по социальному обеспечению отдельно.

В первую очередь необходимо определить категории граждан, которым в соответствии с законодательством предоставляются социальные гарантии и компенсации. На

1 Например, М.М. Бенедиктова указывает: «военная организация России существует не для «удовлетворения социальных потребностей» военнослужащих и иных лиц, а для обеспечения военной безопасности государства. Именно вклад в осуществление этой основной функции Вооруженных сил должен рассматриваться в качестве критерия эффективности системы мер социального обеспечения членов семей военнослужащих». М.М. Венедиктова. Социальное обеспечение членов семей военнослужащих в России и США: сравнительный анализ. // Вооружение и экономика. № 4 (12). 2010. С. 148-158.

2 Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации. Утверждена решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28.03.2008. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 241 от 28 апреля 2008 года.

3 Принципиальным в этой связи представляется построение задач, вытекающих из генеральной цели социального развития Вооруженных сил, а именно: 1) улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания; 2) совершенствование профессионального образования и подготовки; 3) сохранение и укрепление здоровья; 4) повышение безопасности военной службы; 5) улучшение жилищных условий; 6) повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия, заработных плат и пенсий; 7) обеспечение социальной защиты.

основании пункта 5 статьи 2 закона о статусе военнослужащих выделяются три основные категории4. Таким образом, список категорий граждан, по отношению к которым у государства возникают социальные обязательства, достаточно широк и связан с сохранением взятых в предыдущие исторические периоды обязательств.

Дополнительно оговариваются категории, относящиеся к членам семей военнослужащих и военных пенсионеров5. Интересную группу представляют собой категория «других лиц и членов их семей», на которых в соответствии с указами Президента Российской Федерации распространены социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для военнослужащих и членов их семей.

При этом представленный в законе о статусе военнослужащих список категорий граждан является слишком общим и не позволяет с должной мерой четкости детализировать категории получателей конкретных гарантий и компенсаций со стороны государства, что и составляет основной предмет нашего исследования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установленные социальные гарантии и компенсации для отдельных категорий, таких как ветераны6, усиливаются за счет дополнительных социальных гарантий и компенсаций, которые в основном изложены в Федеральном законе № 5-ФЗ от 5 января 1995 года «О ветеранах». Таким образом, данную категорию граждан необходимо выделить в отдельную группу.

Объем социальных гарантий и компенсаций настолько обширен, что если военнослужащие, военные пенсионеры и члены их семей имеют право одновременно на получение нескольких компенсаций, то устанавливается ограничение, основывающееся на выборе получателя льгот7.

Одним из ключевых прав военнослужащих и соответственно гарантией, предоставляемой государством является право военнослужащих на жилище. Реализация данного права является одной из наиболее острых проблем современной российской социальной политики, которая в значительной мере усугубляется длительным трансформационным периодом перехода от социалистических принципов обеспечения данного права к рыночным. Особенности этого перехода, на наш

4 К указанным категориям относятся: 1) военнослужащие и члены их семей; 2) граждане, уволенные с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и члены их семей; 3) граждане, уволенные с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

5 К ним относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

6 К ним относятся ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, а также ветераны, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

7 Данная норма звучит следующим образом: «При возможности по-

лучения одной и той же социальной гарантии и компенсации по не-

скольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная

гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случа-

ев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

взгляд, наиболее отчетливо отражается применительно к рассмотрению военнослужащих и членов их семей.

В первую очередь, одна из основных дилемм реализации данного права заключается в определении категорий получателей жилья относительно их жилищного статуса8, то есть фактически необходимо четкое определение функции жилищного обеспечения военнослужащих — это является одной из форм поощрения и дополнительных гарантий для любого военнослужащего и направлено на усиление его мотивации к добросовестному исполнению им своих служебных обязанностей или это форма социального обеспечения нуждающихся в жилых площадях. Концептуальный ответ на данный вопрос определяет дальнейшее эффективное построение системы жилищного обеспечения военнослужащих и военных пенсионеров, а также позволяет спрогнозировать финансовые потребности Министерства обороны в рамках данной сферы.

Далее, необходимо разделить в правовом и материальном формате, обеспечение военнослужащих во время несения военной службы (в том числе обеспечение служебным жильем) и жилищное обеспечение после окончания службы с учетом обстоятельств увольнения.

Рассмотрим правовое понятие жилищного обеспечения военнослужащих. Под жилищным обеспечением военнослужащих принято понимать комплекс организационно-правовых мероприятий по реализации субъективных прав военнослужащих на жилище9. Считаем необходимым расширить данное определение10. Именно данная оговорка определяет множественность и сложность ограничения способов обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей жильем. В пункте 1 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих закрепляются два равнозначных способа жильем11, которые порождают в течение всего постсоветского периода значительное количество вопросов и определяют высокую коррупционную емкость рассматриваемой сферы. Основным вопросом обеспечения военнослужащих жильем или выделение им денежной суммы на приобретение жилья является их семейный статус (наличие супруга (супруги), наличие несовершенно-

8 Возможные категории жилищного статуса: отсутствует жилая площадь на праве собственности, военнослужащих является нуждающимся в жилой площади или просто наличие статуса военнослужащего или военного пенсионера с определенной выслугой лет.

9 Заикин А.В. Правовое регулирование ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Диссертация на соискание уч.степени кандидата юридических наук. М., 2007. Цит. по: Ординарцева Г.П. Особенности социально-правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в России// Власть. № 9. 2015.

10 Изложив следующим образом: под жилищным обеспечением военнослужащих необходимо понимать комплекс организационно-правовых и финансовых мер и мероприятий по реализации права военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, а также членов их семей на жилище с учетом их вклада в обеспечение обороноспособности страны, длительности воинской службы и качества выполнения ими своих должностных и служебных обязанностей, а также с учетом признания их нуждающимися в жилых помещениях.

11 В форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений.

летних детей), выше мы отмечали особенности определения членов семей военнослужащих12.

Еще одним значимой социальной гарантией является санаторно-курортное обеспечение различных категорий военнослужащих, которое регулируется основными федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, а также Приказом Министра обороны №333 от 15.03.2011 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации» (далее — Приказ № 333).

Дополнительного правового изучения в части предоставления санаторно-курортного обслуживания требует вышеприве-

13 п

денная категория военнослужащих . В соответствии с пунктом «в» статьи 7 Приказа № 333 для контрактников и призывников рядового состава14 путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются бесплатно. Одновременно в пункте «к» статьи 7 Приказа № 333 указывается, что военнослужащим частей постоянной готовности15 на основании заключения военной врачебной комиссии путевки в санаторно-курортные учреждения предоставляются с оплатой 100 процентов стоимости. Однако в Постановлении Правительства № 423 от 20 августа 2004 года (далее — Постановление № 423) фактически приведены те же нормы, что и в Приказе № 33316.

12 Пункт 1 статьи 15.1 Закона о статусе военнослужащих определяет, что «норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого … в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека», при этом в Постановлении Правительства № 76 от 3 февраля 2014 года «Об установлении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв.метра — на одиноко проживающего военнослужащего, 42 кв.метра — на семью из 2-х человек, 18 кв.метров на каждого члена семьи -на семью из 3-х и более человек.

13 Интересным представляется пункт «а» статьи 1, в котором вводятся ограничения на отдых в санаторно-курортных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации на основании медицинских показаний и при отсутствии противопоказаний во время отпуска для военнослужащих, проходящих службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту с 1 января 2004 года (а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), но при этом путевки им предоставляются бесплатно при наличии заключения госпитальной военно-врачебной комиссии (п. 2, п. 7 Приказа № 333).

14 Имеются в виду военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии для продолжения госпитального лечения.

15 Имеются в виду военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 г.

16 Точная формулировка нормы: «военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступившим на военную службу по контракту после 1 января 2004 года обеспечиваются санаторно-курортным лечением федеральными органами власти, в которых законом предусмотрена военная служба, в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии. 2. Санаторно-курортное лечение предо-

Смирнов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЛИЦ, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предполагает, что контрактники и члены их семей имеют право на обслуживание в санаториях и оздоровительных учреждениях Министерства обороны РФ.17 Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Военнослужащие-контрактники, получившие увечье или заболевшие при исполнении ими их обязанностей, после лечения в стационаре могут воспользоваться правом на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны РФ. Представляется, вышеуказанные нормативные правовые акты не в полной мере согласуются между собой, что обусловлено изменениями части 4 статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Следует также указать на то, что в п. 2 Приказа № 333 (приведено на сайте Министерства обороны Российской Федерации по ссылке: http://sc.mil.ru/social/health/documents/ more.htm?id=10554469@egNPA#txt ) говорится о заключении военно-врачебной комиссии, а в пункте 7 — о заключении военной врачебной комиссии. В Постановлении № 423 говорится также о военно-врачебной комиссии. Вероятно, в данном случае допущена техническая ошибка, которая принципиальным образом не влияет на суть изучаемых документов.

Дополнительного экономического анализа требует деятельность санаторно-курортных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (к ним относятся: санатории, дома отдыха и базы отдыха). На сайте Министерства обороны (по ссылке: http://sc.mil.ru/social/health/documents/more.htm?id= 10498885@egNPA ) указывается, что возможно размещение граждан фактически на коммерческой основе18. Однако в данном случае, на наш взгляд имеет место противоречие принципу законности, указанному в Стратегии социального развития Вооруженных сил Россий-

ставляется военнослужащим: при направлении на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях — бесплатно; в иных случаях — за плату в размере 100 процентов стоимости путевки. По желанию военнослужащих они могут приобретать за счет собственных средств путевки для санаторно-курортного лечения в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях) по их выбору»

17 Полностью формулировка звучит следующим образом: «Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами».

18 Более точно норма звучит следующим образом: «размещение граждан (в т. ч. детей, внуков), не имеющих отношения к Минобороны России, в санаторно-курортных организациях Минобороны России, являющихся федеральными государственными казенными учреждениями, осуществляется без снижения доступности санаторно-курортного лечения для лиц, имеющих законодательное льготное право на медицинское обеспечение по линии Минобороны России»

ской Федерации, который подразумевает в том числе «недопустимость противоречия законности и целесообразности». В целом, если все места военнослужащими не заняты даже по льготным ценам, то теоретически возникает возможность продажи мест по полной стоимости на свободном рынке. Но возникает противоречие — даже, если с 75 и 50 процентным дисконтом (в соответствии с льготами, установленными законодательством Российской Федерации) путевки не распродаются и остаются свободные места, то вызывает определенные сомнения факт их востребованности на свободном рынке, в то время как при большом спросе на путевки со стороны коммерческих клиентов — возникают вопросы по правомерному соответствующему законности и справедливости принципам отказа желающим льготным категориям военнослужащих. При анализе сайта Министерства обороны, при изучении стоимости услуг санаторно-курортного лечения обращает на себя внимание отказ от такого инструментария рыночного регулирования стоимости услуг, как установление различной стоимости для различных временных периодов в зависимости от востребованности и загруженности санаторно-курортных учреждений. На наш взгляд, требуется подробный дополнительный анализ загруженности санаторно-курортных учреждений в разрезе категорий потребителей услуг, а также оценка механизмов ценообразования на их услуги. В данной сфере, на наш взгляд, существует большой потенциал формирования обособленного специфического рынка санаторно-курортных услуг повышенного качества, основанного на формировании закрытой группы потребителей (военнослужащих и связанных с ними лиц) в соответствии с методологией, предложенной Нобелевским лауреатом по экономике Элвином Элиотом Ротом для повышения эффективности рынков. В настоящее время складывается ситуация, открытости санаторно-курортных учреждений для всех желающих (в частности, граждан, не имеющих отношения к Минобороны России — по терминологии с сайта Министерства обороны), недостаточной четкости ценообразования и зависимости стоимости от сезонного фактора (в том числе для льготных категорий), что снижает значимость возможного к формированию бренда санаторно-курортных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 86,48%.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998 года.

2. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года.

3. Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 года.

4. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» № 31-ФЗ от 26 февраля 1997 года.

5. Федеральный закон «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с исполнением воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации в связи с принятием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»» № 58-ФЗ от 30 марта 2015 года.

6. Федеральный закон «Об обороне» № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года.

7. Федеральный закон «О ветеранах» № 5-ФЗ от 5 января 1995 года.

8. Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» № 52-ФЗ от 28 марта 1998 года.

9. Указ Президента Российской Федерации № 428 от 24 августа 2016 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту».

10. Постановление Правительства Российской Федерации № 423 от 20 августа 2004 года «Об обеспечении санаторно-курортным лечением отдельных категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности».

11. Приказ Министра обороны №333 от 15.03.2011 «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации».

13. Стратегия социального развития Вооруженных сил Российской Федерации. Утверждена решением Коллегии Министерства обороны РФ от 28.03.2008. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации № 241 от 28 апреля 2008 года.

14. Заикин А.В. Правовое регулирование ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Диссертация на соискание уч.степени кандидата юридических наук. М., 2007. Цит. по: Ординар-цева Г.П. Особенности социально-правового регулирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в России// Власть. № 9. 2015.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *