Ст 17 ФЗ

  1. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан, которое связано законодателем не с трудовой функцией, выполняемой гражданами на установленных должностях в отдельных отраслях, а с исполнением семейных обязанностей, состоянием здоровья, определенным социальным статусом, а также проживанием и работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено для женщин, родивших пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Специальным условием для досрочного установления страховой пенсии по старости для женщин, родивших пять и более детей, является необходимость их воспитания до восьмилетнего возраста. Поэтому в случаях, когда многодетная мать не воспитала каждого из пятерых детей до восьми лет, она не приобретает право на досрочную страховую пенсию по старости. Причина, по которой многодетная мать не воспитала детей до указанного возраста, значения не имеет. Такой причиной, например, может быть лишение родительских прав, смерть ребенка до исполнения ему восьми лет, не достижение одним или несколькими из пятерых детей возраста восьми лет к моменту обращения женщины за назначением страховой пенсии и др. При лишении женщины родительских прав хотя бы в отношении одного из пятерых детей, право на назначение страховой пенсии по старости считается утраченным.

Для подтверждения права на страховую пенсию по старости досрочно по указанному основанию должны быть представлены документы, подтверждающие факт рождения детей, а также справки, устанавливающие факт их воспитания до восьмилетнего возраста (в необходимых случаях – решение суда об установлении юридического факта). Необходимо обратить внимание, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию предоставлено только матерям. Многодетные отцы данным правом не пользуются.

При наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального коэффициента не менее 30, женщины, родившие пять и более детей, и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет.

Также право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет. Как видно из текста указанной нормы, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеется в данном случае, как у матери, так и у отца ребенка, в зависимости от того, кто занимается его воспитанием. Наряду с родными детьми, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение могут учитываться и дети-инвалиды, усыновленные до достижения ими восьмилетнего возраста, при надлежащем оформлении усыновления. При лишении родителей ребенка-инвалида родительских прав до достижения ребенком восьмилетнего возраста, право на досрочное пенсионное обеспечение утрачивается. Документами, подтверждающими право на получение досрочной страховой пенсии по данному основанию, могут являться: свидетельство о рождении ребенка; справка об инвалидности; выписка из акта освидетельствования, выданная федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; справка территориального органа Пенсионного фонда РФ о неполучении пенсии по указанному основанию другим родителем; справка подтверждающая факт воспитания ребенка – инвалида с детства до восьмилетнего возраста (в необходимых случаях – решение суда об установлении юридического факта).

Право на установление страховой пенсии по старости досрочно по указанному основанию возникает при наличии следующих условий:

мужчины, имеющие страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет;

женщины, имеющие страховой стаж не менее 15 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30 имеют право на получение страховой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет.

Кроме того, право на получение страховой пенсии по старости досрочно предоставлено опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет.

Статьей 145 СК РФ установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются ГК РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве” и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

Под опекой понимается форма устройства не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан, и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Основным условием для назначения страховой пенсии досрочно для опекунов ребенка-инвалида является воспитание его до достижения возраста 8 лет. В подтверждение прав на установления досрочной страховой пенсии по старости в территориальный орган Пенсионного фонда РФ должны быть представлены свидетельство о рождении ребенка, документы, подтверждающие инвалидность (справка об инвалидности, выписка из акта медико-социальной экспертизы), документы об установлении опеки, а также справки подтверждающие воспитание ребенка-инвалида до достижения им восьмилетнего возраста (решение суда об установлении юридического факта).

Право на установление страховой пенсии по старости досрочно по указанному основанию возникает при наличии следующих условий:

мужчины, имеющие страховой стаж не менее 20 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30, имеют право на получение страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности;

женщины, имеющие страховой стаж не менее 15 лет при наличии величины индивидуального коэффициента не менее 30 имеют право на получение страховой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности.

По возникающим вопросам можно позвонить по телефону «горячей линии» Клиентской службы (на павах отдела) (в Орловском районе) (883365) 2-28-38 или записаться на прием.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон 173 определяет основания для назначения пенсионного обеспечения, а также порядок его реализации. Положения ФЗ 173 основываются на Конституции РФ, а также Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Рассмотрение Закона о трудовых пенсиях представляет интерес как для граждан, так и для правозащитников. Отдельное внимание необходимо уделить статье 27, регулирующей право на досрочное назначение выплат.

Ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с последними изменениями

Статья 27 ФЗ 173 представляет собой перечень лиц, которые имеют право на досрочное получение пенсии. Приведенный ниже список предоставляется в соответствии с ФЗ 173 ст 27 п 1, все цифры указываются в годах.

На трудовую пенсию по статье 27 раньше положенного срока выходят мужчины и женщины 55 и 50 лет соответственно, проработавшие 12,5 и 10 лет и имеющие страховой стаж в 25 и 20 лет в следующих категориях:

  • работники локомотивных бригад, а также отдельные категории рабочих, отвечающих за функционирование и безопасность грузовых и железнодорожных перевозок, в том числе и в метрополитене;
  • водители грузового транспорта шахт, разрезов, рудников и карьеров, обеспечивающих вывоз угля, сланца, породы и руды;
  • согласно статье 27 ФЗ 173 — участники экспедиций, партий и отрядов, занятых в работах по геологической разведке, в геофизических, топографо-геодезических, гидрографических и гидрологических работах, в лесоустроительном, поисковом и изыскательном труде;
  • рабочие и мастера на лесозаготовках и сплаве леса, а также тех, кто занят на обслуживании соответствующего оборудования;
  • участники плавсостава морского и речного флота, а также судов рыбной промышленности;
  • работники управления полетами гражданских авиационных линий;
  • на досрочную трудовую пенсию могут претендовать и иные рабочие, условия труда которых приравнены к тяжелым.

По статье 27 при аналогичном возрасте и страховом стаже, обязательный период работы до 20 и 15 лет для оформления трудовой пенсии повышается для следующих категорий мужчин и женщин:

  • механизаторов комплексных бригад на погрузке и разгрузке в портах;
  • водителей автобусов, троллейбусов и трамваев регулярных городских маршрутов;
  • работников инженерно-технического состава, связанного с обслуживанием полетов гражданской авиации.

Женщины пятидесятилетнего возраста по статье 27 закона 173 ФЗ также выходят на досрочную пенсию при следующих условиях:

  • имеется двадцатилетний страховой и пятнадцатилетний трудовой стаж в качестве тракториста-машиниста в отдельных областях экономики;
  • аналогичный стаж в должности машиниста в строительных работах, дорожных или связанных с погрузкой и разгрузкой;
  • отработан двадцатилетний срок в текстильной промышленности в условиях повышенной интенсивности и тяжести труда.

Статьей 27 ФЗ 173 предусматриваются также следующие случаи, когда мужчины и женщины могут выйти на пенсию раньше:

  • при достижении возраста в 50 и 45, наличии страхового стажа в 20 и 15, а также занятости в течение 10 и 7 лет в подземных работах, в условиях вредного для здоровья труда и в горячих цехах;
  • отработавшие срок в 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности независимо от характера выполняемых работ;
  • по пункту 13 статьи 27 аналогичные условия действуют для работников, проработавших указанный период в летном составе гражданской авиации;
  • занятые с осужденными в исправительных учреждениях при достижения возраста в 55 и 50, трудового стажа в 15 и 10, страхового – в 25 и 20 лет;
  • лица пятидесятилетнего возраста, если согласно статье 27 отработан двадцатипятилетний срок в должности Государственной противопожарной службы.

Правом на досрочную трудовую пенсию по статье 27 ФЗ 173 обладают и следующие лица независимо от пола и достигнутого возраста:

  • занятые в подземных и открытых горных работах при трудовом стаже в 25, а в случаях повышенной интенсивности и нагрузки работы – в 20 лет;
  • согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ о трудовых пенсиях педагоги, в течение 25 лет осуществлявшие профессиональную деятельность в учреждениях для детей;
  • медицинские работники, занятые в лечебной деятельности в течение 25 лет в сельской местности и в течение 30 – в городской и смешанной;
  • работники культуры, осуществляющие творческую деятельность в театральных постановках, проработавшие от 15 до 30 лет в зависимости от характера и категории труда.

Согласно пункту 2 статьи 27 ФЗ 173 полные списки работ и профессий, а также правила начисления трудового и страхового стажа предписываются Правительством РФ. Если в установленные рамки и сроки вносятся изменения, статья 27 предписывает сохранение тождественности при расчете сроков выхода на пенсию. Пункт 3 статьи 27 регулирует учет отдельных нюансов расчета трудового стажа и учета категорий, которые могут выйти на трудовую пенсию.

Последние изменения в статью 27 ФЗ 173 были внесены в 2013 году. 2 июля была скорректирована формулировка второго абзаца пункта 2 статьи 27 – были введены слова «и (или) наименования». С поправками от 28 декабря 2013 была изменена редакция пункта 3 статьи 27 о досрочной трудовой пенсии. В силу последние изменения вступили 1 января 2014.

Скачать ФЗ о трудовых пенсиях

Скачать Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в полном объеме можно тут. Текст статей предлагается в последней редакции, актуальной на 2017 год.

Отдельно скачать статью 27 ФЗ 173 о трудовых пенсиях можно здесь. Редакция содержит перечень лиц, имеющих право на досрочную пенсию. Еще больше об этом можно узнать из нового закона о пенсиях.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции дополнена положением о том, что антимонопольный орган вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными только в случае, если проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<Письмо> ФАС РФ от 21.02.2007 N ИА/2168 «О разъяснении применения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» (вместе с «Разъяснениями по основным вопросам применения части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции»)

Кроме того, необходимо учитывать требования части 1 статьи 17 Закона о конкуренции, в соответствии с которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В частности, при проведении торгов на размещение заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

<Письмо> ФАС РФ от 26.02.2009 N ИА/4770 «О направлении обновленных разъяснений по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»

При проведении торгов на право заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, включенного в указанные перечни, ФАС России считает не противоречащим антимонопольному законодательству, в том числе статье 17 Закона о защите конкуренции, случаи, когда к участию в данных торгах допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства, на которых распространяется Закон N 209-ФЗ.

<Письмо> ФАС РФ от 21.08.2009 N ИА/28530 «О принятии мер по реализации положений Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона «О защите конкуренции»

Несоблюдение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления после 20 ноября 2009 года вышеуказанного порядка размещения и опубликования информации о проведении торгов, предусмотренных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, будет содержать признаки нарушения антимонопольных требований к торгам, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, и является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

<Разъяснения> ФАС РФ от 01.11.2011 «Разъяснения ФАС России по применению статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России N 67 от 10.02.2010»

Проведение торгов в форме конкурса в отношении имущества, не указанного в Перечне, будет являться нарушением пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что, согласно части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по их результатам сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

<Письмо> ФАС РФ от 28.08.2009 N ИА/29631 «О применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Следовательно, при установлении антимонопольным органом фактов нарушения органом государственной власти или органом местного самоуправления статей 15, 17, 17.1 Закона о защите конкуренции, установленных соответствующим решением комиссии антимонопольного органа, необходимо решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 14.9 КоАП РФ.

<Письмо> ФАС РФ от 07.07.2011 N ИА/26163 «О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства»

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем включения в состав одного лота технологически и функционально не связанных товаров, работ, услуг.

<Письмо> Минэкономразвития РФ N 16811-АП/Д04, Минздравсоцразвития РФ N 8035-ВС, ФАС РФ N ИА/20555 от 31.10.2007 (с изм. от 09.07.2012) «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения»

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2007 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О трудовых пенсиях в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

ГЛАВА I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (В редакции федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

6. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к трудовой пенсии по старости, в равной степени применяются к частям трудовой пенсии по старости, доле страховой части трудовой пенсии по старости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

расчетный пенсионный капитал — учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;

установление трудовой пенсии — назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой; (В редакции Федерального закона от 30.06.2009 № 142-ФЗ)

индивидуальный лицевой счет — совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; (В редакции Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

специальная часть индивидуального лицевого счета — раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений; (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ; от 27.12.2009 № 378-ФЗ)

пенсионные накопления — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств гарантийного возмещения, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования; (В редакции федеральных законов от 30.11.2011 № 359-ФЗ; от 28.12.2013 № 421-ФЗ)

ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Нетрудоспособные члены семей лиц, указанных в части первой настоящей статьи, имеют право на трудовую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 4. Право на выбор пенсии

1. Гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Обращение за назначением трудовой пенсии (части трудовой пенсии) может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию (часть трудовой пенсии) без ограничения каким-либо сроком.

Статья 5. Виды трудовых пенсий

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

2. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)

1. Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансового обеспечения дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

3. Установление накопительной части трудовой пенсии по старости осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, являвшегося получателем трудовой пенсии по инвалидности, указанные средства учитываются при установлении этому лицу накопительной части трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной).

При наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, получающего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности, предусмотренные Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», или пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», установление накопительной части трудовой пенсии по старости производится по достижении возраста, указанного в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

4. Лица, указанные в статье 4 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений», при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, имеют право на получение указанных средств в виде единовременной выплаты. (В редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

ГЛАВА II. Условия назначения трудовых пенсий

Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости

1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

1. Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Порядок установления причинно-следственной связи инвалидности или смерти кормильца с совершением гражданином уголовно наказуемого деяния либо умышленным нанесением им ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, утверждается Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

4. При полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

5. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети — наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

10. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В соответствии с частью 5 статьи 43 Конституции РФ Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Данное конституционное положение конкретизировано в статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. В части 2 комментируемой статьи конкретизируется, что формами обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися являются очная, очно-заочная или заочная.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в России существует 5 форм обучения, реализуемых как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне них.

3. В части 3 комментируемой статьи указывается, что обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют права на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточной и государственной итоговой аттестации. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (см. часть 1 комментируемой статьи), ни формой обучения (см. часть 2 комментируемой статьи). Таким образом, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

Следует отметить, что согласно пункту 9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В частности, экстерны наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе, всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.

Кроме этого, экстерны могут рассчитывать на получение при необходимости социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (статья 42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Частью 2 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, что в полной мере соответствует части 1 комментируемой статьи. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Учитывая, что статьей 43 Конституции РФ гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования только в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, как отмечено в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования – целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни. Подчеркнём, что в соответствии с частью 5 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Согласно части 1 статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Это означает, что освоение уровней начального общего и основного общего образования в форме самообразования по действующему законодательству об образовании не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в форме самообразования может осуществляться также профессиональное обучение.

Дополнительно отметим, что с 1 сентября 2013 года «Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается», утверждённый Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года № 1473, применяется постольку, поскольку не противоречит Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

4. Согласно части 4 комментируемой статьи допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Представляется, что буквальное применение приведённой нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» невозможно. Так, например, на первый взгляд может сложиться впечатление, что получая образование в форме семейного образования, можно осваивать некоторые предметы в образовательной организации. Однако в соответствии с пунктом 2 части 1 комментируемой статьи образование в семейной форме может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что обучающийся, осваивающий образовательную программу в форме семейного образования либо не зачислялся в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, либо был отчислен из такой организации в связи с избранием его родителями (законными представителями) семейной формы получения образования. В поддержку приведённой позиции выступает то, что основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Именно индивидуальный учебный план является тем инструментом, посредством применения которого можно осваивать в организации, осуществляющей образовательную деятельность, лишь части образовательной программы.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661;

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332;

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

В Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» рассматриваемую тематику затрагивает вопрос № 6, в соответствии с которым Минобрнауки России разъяснил: «В соответствии с частями 2 и 5 статьи 17 Федерального закона № 273-ФЗ образование может быть получено в заочной форме (включая получение среднего профессионального образования с одновременным получением среднего общего образования). При этом формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Независимо от формы получения образования и формы обучения получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей ОП СПО (ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ)».

В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Официальные документы в образовании. № 36. 2013.

Собрание законодательства РФ. 1997. № 48. Ст. 5556.

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Официальные документы в образовании. № 21. 2015.

Автор — А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *