Ст 18 НК РФ

Содержание

Ст. 100 НК РФ: официальный текст

Скачать ст. 100 НК РФ

В каких случаях статья 100 НК РФ обязывает налоговиков составлять акт проверки?

Акт всегда является итогом выездной налоговой проверки (ВНП) и составляется независимо от того, обнаружены нарушения или нет (см. письмо ФНС России от 16.04.2009 № ШТ-22-2/299).

По результатам камеральной налоговой проверки (КНП) акт составляется только в том случае, если в ходе проверки были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

При положительном исходе КНП информировать налогоплательщика о ее завершении инспекция не обязана (письмо УФНС России по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403). Исключение — проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. О ее завершении без нарушений инспекция должна сообщить в течение 7 дней после окончания (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре заявительного порядка возмещения читайте в статье «Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС».

Если акт КНП не составлен, как узнать о ее завершении?

Если 3 месяца с момента подачи декларации истекли, а инспекция не запросила у вас документы или пояснения, не потребовала внести исправления в отчетность, считайте, что камеральная проверка закончилась удачно.

Если вам нужна точная информация, обратитесь в ИФНС с просьбой проинформировать вас о результатах КНП. Тот факт, что данная обязанность у налоговиков отсутствует, не дает им права проигнорировать запрос налогоплательщика (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 18.02.2009 № А55-10190/2008).

В какие сроки инспекция должна составить и вручить акт проверки?

Акт выездной проверки инспекция должна подготовить в течение 2 месяцев со дня составления справки о проведенной проверке, а если проверялась консолидированная группа налогоплательщиков — в течение 3 месяцев.

На составление акта камеральной проверки ст. 100 НК РФ отводит 10 дней с момента завершения КНП.

Вручить акт налогоплательщику проверяющие должны в течение 5 дней с даты составления.

О последствиях невручения акта налоговой проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Что будет, если срок вручения акта нарушен?

Ничего. Использовать нарушение налоговиками срока вручения акта проверки, чтобы обернуть ее результаты в свою пользу, не получится. Сама по себе просрочка вручения акта не является основанием для отмены решения по проверке, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения ее материалов (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Это подтверждают и суды (см. постановление 9-го арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 № 09АП-40446/2013 по делу № А40-76732/13, которое оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 09.04.2014 № Ф05-2601/2014).

Кто подписывает акт проверки?

Акт должен быть подписан 2 сторонами: сотрудниками ИФНС, проводившими проверку, а также проверяемым лицом или его представителем.

Заметим, что иногда налоговики нарушают порядок подписания акта. Например, его может завизировать сотрудник, который не был указан в решении о проведении ВНП и в ней не участвовал. Или наоборот, в акте будет отсутствовать подпись кого-то из тех, кто проводил проверку.

Ни то, ни другое, скорее всего, не повлияет на итоги проверки и не поможет оспорить ее результаты. Об этом свидетельствует арбитражная практика (см., например, постановления президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11, ФАС Московского округа от 27.06.2014 № Ф05-6192/2014 по делу № А40-188140/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2013 по делу № А81-2308/2012 и др.).

Какие сведения должны быть в акте проверки?

Требования к содержанию акта проверки установлены п. 3 ст. 100 НК РФ. Так, в нем указываются:

  • дата акта (дата его подписания проверяющими);
  • полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя и отчество проверяемого лица; если проверялось обособленное подразделение, дополнительно указывается его полное и сокращенное наименование, а также место нахождения;
  • фамилии, имена и отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
  • дата и номер решения о проведении выездной проверки (для ВНП) или дата представления декларации и иных документов (для КНП);
  • перечень документов, представленных в ходе проверки проверяемым лицом;
  • период, за который проведена проверка;
  • наименование проверенного налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физлица;
  • сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при проверке;
  • документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они были выявлены, или запись об отсутствии таковых;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, обоснованные ссылками на нормы НК РФ.

В настоящее время применяется форма акта проверки и требования к его составлению, утвержденные приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте все ли требования к акту налоговой проверки соблюдены. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Больше информации об актах ВНП и КНП можно найти на нашем сайте в статьях:

  • «Акт выездной налоговой проверки —образец и особенности»;
  • «Акт камеральной налоговой проверки —образец».

Можно ли оспорить акт проверки?

Акт проверки не является ее итоговым документом. Он лишь фиксирует позицию проверяющих и информирует налогоплательщика о выводах контролеров. Никаких требований к проверяемому лицу он не устанавливает и никаких правовых последствий для него не порождает. Так что его нельзя обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Обжалованию подлежат только итоговые решения по проверкам.

См. статью «Порядок обжалования решения налогового органа в суде».

Единственное, что в случае несогласия с актом может сделать налогоплательщик, — составить и подать возражения на него. Такое право предусмотрено п. 6 ст. 100 НК РФ.

Пренебрегать им не стоит. Возражения вместе с актом исследуются руководителем инспекции (его заместителем) в ходе рассмотрения материалов проверки и могут повлиять на ее результаты.

На подачу возражений отводится 1 месяц со дня получения акта.

А составить их вам помогут наши статьи:

  • «Возражения на акт камеральной налоговой проверки —образец»;
  • «Возражения на акт выездной налоговой проверки —образец».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В вашей фирме есть налоговая практика?

Тогда это для вас.

О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ НАЛОГОВОЙ ЭЛИТЫ РОССИИ

Кто она налоговая элита России?

Это налоговые консультанты, всевозможные гуру интернет-консалтинга, судьи, рассматривающие налоговые споры, преподаватели налоговых дисциплин ВУЗов, и естественно налоговая служба России.

Предали, прежде всего, самих себя, ну и конечно граждан России, то бишь налогоплательщиков.

Начнем с банальных вещей.

И так в п.6 ст.3 Налогового Кодекса установлено, что: «Применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается». Все предельно ясно и понятно записано.

Правда, записано это в Налоговом Кодексе Республики Беларусь.

Наш мудрый законодатель до такой ясной формулировки почему-то не дотянул. Вытягивали эту формулировку до ясности в судебной практике.

Также у нашего законодателя не хватило юридической техники отписать ст.12 Налогового Кодекса в необходимой ясности и понятности, как того же сам и требует, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

Ниже мы дадим оценку и статье 12 НК РФ.

Про аналогию и отсылку.

Не смотря на то, что нам не повезло как братьям-белорусам, тем не менее, всем налоговым специалистам известно, что применение аналогии в налоговом законодательстве недопустимо в целом. Как в прочем известно, о принципах применения отсылки.

Так в частности, в Постановлении №16141/04 от 26.01.2005г. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что: «Однако в тех случаях, когда законодатель предусматривает применение нормативов, установленных для целей исчисления одного налога, к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, установленным для соответствующего налога. В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации такая отсылка к нормам главы 25 Кодекса отсутствует. В данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии, поскольку это противоречило бы положениям статьи 3 Кодекса …».

В Постановлении №14324/04 от 26.04.2005г. Высший Арбитражный Суд РФ указал, что: «В статье 238 Налогового кодекса Российской Федерации такая отсылка к нормам главы 25 Кодекса отсутствует. В данном случае не возможно и применение налогового законодательства по аналогии, поскольку это противоречило бы положениям статьи 3 Кодекса,…»).

В Постановлениях от 23.11.2005г. №6602/05 и от 25.09.2007г. №829/07 Высший Арбитражный Суд РФ повторил правила применения отсылки.

В предыдущих двух абзацах упомянуты банальные моменты налогового законодательства. Но почему тогда вся налоговая элита России в своей деятельности поступает с точностью до наоборот?

Вся налоговая элита делает вид, что не знает про запрет аналогии и исключительность отсылок.

Налоговые консультанты консультируют, как правильно платить то, чего нет. Судебные органы в хвост и гриву применяют в своих решениях аналогию в налоговых правоотношениях, применяют отсылку тогда, когда такого права нормой закона не предусмотрено. Налоговые органы собирают то, что не положено.

Почему всеми игнорируются нормы налогового законодательства?

Продемонстрируем доказательства несоблюдения налогового законодательства со стороны налоговой элиты на конкретных примерах.

И так возьмем ряд статей Налогового Кодекса РФ: ст.361 — транспортный налог, ст.369, — налог на игорный бизнес, ст.380 — налог на имущество предприятий, ст.394 — земельный налог, ст. 406 — налог на имущество физических лиц.

Во всех этих статьях установлена отсылочная норма.

Звучит эта отсылка следующим образом (взято ради примера из главы НК РФ о транспортном налоге): «В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи».

Ни у кого не вызывает сомнения, что прерогатива установления отсылочных норм в налоговом праве это компетенция федерального законодателя поскольку относится к предмету установления общих принципов налогообложения и реализуется им в Налоговом Кодексе РФ.

Приведенные нами отсылочные статьи НК РФ по нескольким налогам, касались одного и того же элемента налогообложения – налоговой ставки.

А сейчас предлагаем любому читателю, в т.ч., и не имеющему юридического образования (это и не надо в данном случае, надо лишь уметь читать), обнаружить ещё какие-либо отсылочные статьи в главах Налогового Кодекса РФ посвященных транспортному налогу, налогу на игорный бизнес, налогу на имущество предприятий, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, касающихся определения налогоплательщиков, а также таких элементов налогообложения как: объект налогообложения, налоговая база и налоговый период.

Таких отсылочных статей в отношении данной группы налогов налогоплательщик-читатель не найдёт.

А теперь вопрос. Если федеральный законодатель дал право отсылки только в первом случае (для ставки налога), а во втором случае не дал такое право (в отношении остальных элементов налогообложения), то можно ли во втором случае применять право отсылки?

Безусловно, что нет, поскольку такого права нет. Логика проста и железна.

Ну, как тогда можно, на базе закона субъекта РФ (нормативно-правого акта МО) содержащего порой всего один элемент налогообложения, производить расчет и уплату налога? Оглядываться на нормы соответствующей главы Налогового Кодекса по конкретному налогу нельзя (нет права отсылки).

Как тогда можно консультировать, как правильно платить в том случае, когда не определен круг налогоплательщиков, не известен объект налогообложения, не известна налоговая база и налоговый период? Повторюсь – оглядываться на соответствующие статьи глав Налогового Кодекса нельзя, поскольку право отсылки отсутствует.

А теперь обратимся к текстам действующих законов субъектов РФ и текстам нормативно-правовых актов представительных органов власти о местных налогах по данной группе налогов.

Рассмотрим это на примере Закона о транспортном налоге в частности Свердловской области (по месту жительства автора), хотя во всех субъектах РФ законотворческая ситуация та же самая.

В Законе Свердловской области №43-ОЗ от 29.22.2002г. «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» буквально пять пунктов (статей), но актуальных только два.

Из всех обязательных элементов налогообложения, которые должны быть в налоговом законе для возникновения налоговых обязанностей указаны только два: порядок и сроки уплаты налога, а также ставка налога (которую, кстати, НК РФ позволял не указывать, включая режим отсылочной нормы).

В Законе Свердловской области №43-ОЗ от 29.22.2002г. «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» не указаны: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога.

Можно ли в данном случае ссылаться на соответствующие статьи главы 28 НК РФ посвященной транспортному налогу? Безусловно, что нет, поскольку право отсылки по статьям, регулирующим установление транспортного налога субъектом РФ, установлено только в отношении одного элемента налогообложения — ставки транспортного налога.

С чем же таким мы сталкиваемся, когда в налоговом законе субъекта РФ установлен один или два элемента налогообложения? Что это за такой юридический налоговый феномен (на основании которого взимают налоги)?

В свое время о подобном феномене высказался судья Конституционного суда РФ Н.В. Витрук в Особом мнении к Постановлению №16-П от 11.11.97г.: «… данная норма Закона с конституционно — правовых позиций есть фикция, то есть Законом, признано существующим то, чего на самом деле не существует, и такая норма не может быть признана соответствующей (или не противоречащей) Конституции Российской Федерации».

Т.е. когда в налоговом законе субъекта РФ установлен один или два элемента налогообложения, то такой закон является фикцией. Ну как вы понимаете, фикция не может порождать никаких обязательств, включая соответственно налоговые. А в нашей реальности на основании фикции с народа взимают налоги.

В известной всему миру сказке «Новое платье короля» датского писателя Андерсена два плута, выдав себя за ткачей, взялись соткать одному королю такую ткань, которую якобы может видеть лишь умный человек, достойный той должности, которую он занимает. Делая вид, что они усердно поработали, плуты вручили заказчику фикцию — пустоту вместо ткани. Однако король и все окружающие притворились, что видят прекрасную материю; ведь иначе вышло бы, что они глупы и не справляются со своими должностями. Король гулял нагишом, а все восхищались его одеждой. С той поры выражение «голый король» стало употребляться всюду, где люди по разным причинам выдают за очевидное то, чего нет на самом деле.

Вам не кажется, что современная налоговая элита уподобилась королю с его окружением?

Все делают вид, что налоги (о группе которых идет речь в статье) установлены, консультанты консультируют налогоплательщиков о том, как правильно платить то, чего нет, и берут за это деньги. Налоговые органы изымают у налогоплательщиков деньги при отсутствии налоговых обязательств. Суды почему-то забывают про недопустимость аналогии и применении права отсылки только в случае, когда законодатель прямо это разрешает.

Почему эта процессия не замечает абсурда.

Почему все напрочь забыли избитый постулат: «В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый россиянин обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Поскольку в налоговом законе субъекта РФ, всего один-два элемента, а остальных элементов нет, то налог не установлен. А не установлен налог, то и платить не чего. Но уплата налога это есть обязанность налогоплательщика, а он, как правило, не сведущ в налоговом праве.

Куда в данном случае смотрит налоговая элита? Ведь фактически при ее потворстве происходи незаконное изъятие собственности граждан России в виде денежных средств под соусом налоговой фикции.

Все знают, что Налоговый Кодекс — это свод норм о налогах и сборах, с помощью которых происходит регулирование порядка установления, изменения и отмены общих принципов налогов и сборов, а также федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

В отношении самих же отдельных налогов и налоговых режимов Налоговый Кодекс (вторая часть) — это сборник законов актов о разных налогах и налоговых режимах, что подтверждается периодическим включением новой главы или исключением «отработавшей» главы из состава налогового кодекса касающейся того или иного налога, соответствующим законом.

Поскольку каждая глава налогового кодекса об отдельном налоге, является самостоятельным законом, то отсылка к другой главе (другому налоговому закону) не допускается.

При этом главы Налогового Кодекса, содержащие федеральные налоги, имеют прямое действие для всех участников налоговых правоотношений.

Главы, касающиеся региональных и местных налогов, не имеют прямого действия для всех участников налоговых правоотношений, а являясь рамочными, предоставляют право на принятие законов субъектов РФ (законодательному собранию субъекта РФ) и нормативно-правовых актов представительному органу муниципального образования.

Понятно, что если законодатель субъекта РФ не примет свой закон о каком-то региональном налоге (что бывало), то налоговых правоотношений не возникнет, не смотря на наличие действующей соответствующей главы (закона) в Налоговом кодексе РФ.

В настоящее время мы наблюдаем, что в принятых законах о региональных налогах законодателями субъектов РФ (равно как в нормативно правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных налогах) отсутствуют налогоплательщики, а также следующие элементы налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления налога.

Выше мы говорили о применении института отсылки, в частности о том, что отсутствие права отсылки, делает закон субъекта пустым и нерабочим.

Вывод о пустоте и нерабочести налогового закона субъекта РФ неизбежно приводит к выводу о том, что данный закон должен быть наполнен. Как и чем?

Тут ни чего неизвестного и нового нет.

Более двадцати лет назад в Постановлении Конституционного суда РФ от 21.03.1997г. №5-П была сформулирована правовая позиция в отношении понятия закона о региональном налоге (как в прочем и нормативно-правом акте о местных налогах). В соответствии с этим понятием налог считается установленным, если в законе субъекта РФ (нормативно-правом акте МО) установлены (указаны, перечислены и детализированы) все элементы налогообложения. Роль федерального законодателя по этим налогам сводится к установлению (определению) параметров этих налогов (в Налоговом кодексе) для их единообразного применения субъектами РФ и МО, при принятии соответствующих законов и нормативно-правых актов.

Правовая позиция Постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.1997г. №5-П остается неизменной и соответственно обязательной для всех, поскольку противоположных Постановлений Конституционного Суда РФ изменяющих правовую позицию Постановления Конституционного Суда РФ от 21.03.1997г. №5-П нет.

Конституционный суд РФ в отношении налогового закона, устанавливаемого субъектом РФ в своем Постановлении от 21.03.1997г. №5-П, указал на следующее:

— регулирование федеральными законами региональных налогов носит рамочный характер;

  • наполнение соответствующих правовых институтов конкретным юридическим содержанием осуществляется законодателем субъекта РФ;
  • установление регионального налога означает также конкретизацию общих правовых положений, в т.ч. детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты … и т.д.». (Постановление КС РФ от 21.03.1997г. №5-П).

В 1998 году, Министерство по налогам и сборам РФ, основываясь на правовой позиции Конституционного Суда РФ в своем письме от 23.07.98г. №ШС-6-01/457@ указало, что: «Налог… устанавливается и вводится в действие законами субъектов РФ. При установлении налога необходима конкретизация общих правовых положений, в т.ч. детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов…».

Ну, что здесь не понятного? Сама налоговая служба говорит о том, что в налоговом Законе субъекта РФ должны быть зафиксированы (установлены, воспроизведены) все элементы налогообложения и при этом детально.

Парадокс, но сейчас налоговая служба как чёрт ладана боится той своей же правовой позиции. Произошла какая-то амнезия. Налоговое законодательство с той поры не изменилось. Хотя, при условии, что перед налоговыми органами стоит задача как можно больше собрать налогов, то конституционные принципы законности сбора налогов забываются.

В 2000 году Конституционный суд Республики Карелия 21.07.2000г. в отношении налогового закона, устанавливаемого субъектом РФ в своем Постановлении, сказал следующее: «Не установление в законе субъекта РФ одного из существенных элементов налогообложения (налоговой базы) влечет отсутствие обстоятельства установления налога на данной территории, а суммы налога собранные при таких условиях подлежат возврату налогоплательщику».

Впоследствии позиция Конституционного суда РФ развивается дальше: — «Для установления налога недостаточно только дать ему название, установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогообложения (пункт 2 Определения КС РФ от 23.06.2005г. №274-О)». Ну, вы еще скажите, что налоговый закон субъекта РФ, это не закон.

Приятно помнить, что идеологами-теоретиками известного Постановления КС РФ №5-П от 21.03.97г., среди остальных был профессорский состав Уральской государственной юридической академии (Свердловского юридического института) – доктора наук В.Б. Исаков и С.В. Запольский.

Оба авторитета юридической науки являются представителями советской школы права и являлись волею судеб учителями автора данной статьи.

Но почему сейчас представители юриспруденции российской школы права отказываются видеть очевидное, что ранее уже было научно и практически обосновано?

Почему налоговая элита забыла другой постулат о том, что правовая позиция Конституционного суда обязательна в правоприменительной практике.

По мнению автора, налоговая элита страдает конформизмом.

Конформизм налоговой элиты это: пассивное и некритическое восприятие правовой действительности, подлаживание под сложившиеся стандарты нравственно-правового поведения, в определенных случаях стремление угодить окружению из власть имущих, некритическое отношение к маргинальным требованиям и актам практической деятельности».

Вообще налоговая элита (особенно Москвы) в курсе, что законы о налогах на имущество (физ. лиц и организаций) в г. Москве ни когда не вводились. Да, эти налоги в Москве собираются, но это совсем не говорит о том, что законы об этих налогах введены. При условии, что даже не установлены.

Вы спросите, о чем автор?

Да всё о том же.

Зачем нам тогда законы. Зачем соблюдать принципы налогообложения. Зачем нам Конституционный суд. Если в одном случае налоговая элита обо всём этом помнит, и тут же в другом случае об этом забывает. Как в той ситуации: тут помню, ту не помню.

Что это за эффект?

А теперь про Москву, где взимаются налоги на имущество двумя законами: Законом г. Москвы от 19 ноября 2014 г. № 51 «О налоге на имущество физических лиц» и Законом г. Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Потрудитесь, прочтите и сопоставьте содержание ст.372, ст.399 Налогового Кодекса РФ посвященных налогам на имущество с текстами обсуждаемых Законов г. Москвы.

В п. 1 ст. 372 НК РФ федеральный законодатель зафиксировал, что «налог на имущество … устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

Во втором абзаце п.1 ст. 399 НК РФ посвященной налогу на имущество с физ. лиц, зафиксировано тоже самое смысловое значение, что и в п. 1 ст. 372 НК РФ.

А теперь в тексте обсуждаемых Законов Москвы найдите то место, где зафиксировано, что эти налоги вообще введены в действие, и с какого момента в частности.

О введении налогов в тексте Законов Москвы ни чего нет.

Значит, налоги не введены.

Не согласны?

Тогда читайте снова пункт 1 ст.372 и ст.399 НК РФ.

В ст.2 Закона г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц» и в ст. 6 Закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций» лишь указано о моменте вступления законов в силу (с 01.01.2015г. и с 01.01.2004г. соответственно).

Момент вступления законов в силу это согласитесь не момент введения в действие налогов.

Наглядным примером того, что вступление в силу и введение в действие это разные и соответственно самостоятельные правовые понятия являются Законы о порядке введения в действие частей первой и второй Налогового Кодекса РФ. Где указывается (на примере закона о введении части второй НК РФ):

«Статья 1. Ввести в действие часть вторую Налогового кодекса Российской … с 1 января 2001 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Статья 34. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2001 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования».

Как видите, федеральный законодатель налоговых норм, делает четкое разграничение этих двух понятий, которые при этом по времени могут не совпадать, одновременно демонстрирует пример того, что оба понятия надо обязательно прописывать в налоговом законе.

К тому же и сама редакция п. 1 ст. 372 и ст.399 НК РФ говорит о наличии двух отдельных правовых понятий: установление и введение.

При этом введение налогов является стадией, следующей за стадией порядка установления налогов и сборов.

И это логично, поскольку термин «установить» налог, это своего рода (извините за простоту примера), как сколотить ящик из определенного количества досок (элементов налогообложения), т.е. что-то создать (созданное зафиксировать документом-законом, выдать паспорт на изделие). В нашем случае создать налог. Термин же «ввести» налог, означает придать движение тому, что было ранее создано с указанием необходимой даты использования (использовать ящик в деятельности).

Но в нашем случае с Законами г. Москва и создано-то, ни чего не было. Не были созданы (установлены) налоги. Сколотить ящик из одной доски (одного элемента) не возможно.

А то, что не создано, тем более ввести в действие нельзя.

Выше мы уже писали, что налоговый закон из одного или двух элементов налогообложения, является фикцией и не может породить возникновение налоговых прав и обязанностей. Обстоятельство отсутствия полного комплекта элементов налогообложения и налогоплательщиков, мы наблюдаем в обоих Закона Москвы о на логах на имущество. При отсутствии права отсылки на соответствующие статьи по элементам налогообложения в главах НК РФ, эти законы являются фикциями, не позволяющими взимать налоги, что влечет прямое нарушение ст. 57 Конституции РФ.

Налоговая элита Москвы этого не знает?

А теперь про «запутанную» статью 12 Налогового Кодекса РФ.

Пунктом 3 ст.12 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ. Из чего следует вывод, что налоговые обязанности у налогоплательщиков возникают в результате действий законодателя субъекта РФ, посредством принятия своего закона.

Налоговый закон (в т.ч. субъекта РФ) в свою очередь в соответствии с п.6 ст.3 Налогового Кодекса РФ должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый точно знал, какой налог, когда и в каком порядке он должен платить, для чего необходимо определить все элементы налогообложения.

При этом одни элементы налогообложения имеет право определять федеральный законодатель, другие элементы – законодатель субъекта РФ. Про разграничение прав определения элементов налогообложения указывается также в п.3 ст.12 Налогового Кодекса РФ. Следует отметить, что в данном случае идет речь об определении элементов налогообложения, а не установлении налога.

В ст.17 Налогового Кодекса РФ, имеющей название «Общие условия установления налогов и сборов», перечислены соответственно общие условия установления налогов и сборов в виде налогоплательщиков и пакета элементов налогообложения для установления налога.

В п.3 ст.12 Налогового Кодекса РФ записано, что региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ.

Как понимать одновременное упоминание в Налоговом Кодексе РФ (в одном предложении) право федерального законодателя и право законодателя субъекта РФ на установление регионального налога?

Ответьте, может ли федеральный законодатель установить региональный налог на территории субъекта РФ? Безусловно, что нет, поскольку это право принадлежит законодателю субъекта РФ. В силу п. «З» ст.71 Конституции РФ в ведении Российской федерации находятся федеральные налоги, из чего вытекает право федерального законодателя устанавливать только федеральные налоги.

А вот федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» №184-ФЗ от 06.10.1999г. (п.п. «Д» п.2.ст.5) закреплена норма, в соответствии с которой налоги субъекта РФ устанавливаются самим субъектом РФ, а именно: «Законом субъекта РФ устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации …».

При этом законодатель субъекта РФ не может на своей территории прямо ввести в действие федеральные нормы, содержащиеся в Налоговом Кодексе РФ, поскольку введение в действие федеральных норм это прерогатива федерального законодателя. Тогда что же подразумевал федеральный законодатель, формулируя содержание п.3 ст.12 Налогового Кодекса РФ, указывая на установление налога как на совпадающие действия обоих законодателей?

Несмотря на совпадающий характер действий федерального законодателя и законодателя субъекта РФ по установлению регионального налога, эти действия кардинально различны по своей правовой компетенции. На это различное правовое предназначение и указано в Постановлении КС РФ от 21.03.1997г. №5-П. Где указано, что роль федеральных норм о региональных налогах, сводится к рамочному характеру. Т.е. федеральный законодатель устанавливает (определяет) рамки той или иной налоговой нормы регионального налога. Рамки налоговой нормы установленной федеральным законодателем, это стандарт границы за которые законодатель субъекта РФ, принимая свой налоговый закон и воспроизводящий федеральную налоговую норму, не может выйти. Следует также понимать, что федеральные нормы о региональных налогах перечисленные в Налоговом Кодексе РФ не имеют прямого действия на налогоплательщиков, поскольку федеральный законодатель не наделен правом устанавливать налоги на территории того или иного субъекта РФ.

Федеральные нормы, о региональных налогах перечисленные в Налоговом Кодексе РФ не смотря на то, что они сформулированы как налоги, установленные Налоговым Кодексом, (т.е. буквально — фактически установленный налог федеральным законодателем), налоговых обязанностей не могут установить. Введение (установление) регионального налога это прерогатива законодателя субъекта РФ. И если законодатель субъекта РФ не принял решение ввести (установить) региональный налог на своей территории, то налог и не будет установлен, не смотря на то, что в п.3 ст.12 Налогового Кодекса РФ прямо записано, что региональный налог установлен Кодексом (федеральным законодателем).

Федеральные нормы, о региональных налогах перечисленные в Налоговом Кодексе РФ, если хотите это склад (федерального значения), на котором хранятся образцы налоговых норм эталонного значения. Федеральный законодатель установил их в целях эталонности (рамочности). Установление этих эталонных норм (элементов налогообложения) в Налоговом Кодексе РФ не является правовым синонимом установления этого налога на территории субъекта РФ. Единственное их возможное использование исходя из их предназначения, это обязанность законодателя субъекта РФ, при принятии своего закона о региональном налоге, заимствовать их из Налогового Кодекса РФ и включить в текст своего закона о региональном налоге. И пока законодатель субъекта РФ не включил в текст своего закона о региональном налоге федеральные нормы о региональных налогах, такой закон будет пустым, т.е. фикцией.

Александр Жилин

В Российской Федерации наряду с общей системой налогообложения применяются специальные налоговые режимы, и именно от общего и специального режима налогообложения зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Из системного толкования положений статей 18, 21, 22, 23 НК следует, что статус налогоплательщика — это совокупность прав и обязанностей, установленных налоговым законодательством (статус налогоплательщика в широком смысле). Однако права и обязанности плательщиков различных налогов (статус налогоплательщика в узком смысле) являются разными и предусмотрены соответствующими главами Особенной части НК РФ. Следовательно, изменение режима налогообложения влечет изменение статуса налогоплательщика.

Аналогичная позиция изложена и в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2012 N 05АП-5345/2012.

Например, в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2012 N А72-8962/2011 отмечено, что переход организации на общий режим налогообложения, предусматривающий уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет у него возникновение иных прав и обязанностей по исчислению налогов, чем при применении упрощенной системы налогообложения, установленной главой 26.2 НК РФ. Признав организацию, которая считала себя налогоплательщиком по упрощенной системе налогообложения и пользовалась правами и исполняла обязанности, предусмотренные главой 26.2 НК РФ, плательщиком налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и налога на имущество, права и обязанности которого предусмотрены главами 21, 25, 30 НК РФ и отличаются от прав и обязанностей налогоплательщика по упрощенной системе налогообложения, налоговый орган изменил статус организации как налогоплательщика.

Комментируемая статья регулирует виды специальных налоговых режимов.

НК РФ установлены общий и специальные режимы налогообложения, от которых зависит, какие доходы налогоплательщика подлежат обложению налогом и какая налоговая ставка применяется в целях налогообложения.

Следовательно, в зависимости от применения налогоплательщиком определенного режима налогообложения он приобретает общий или специальный налоговый статус.

Применение налогоплательщиком общего режима налогообложения, предусматривающего уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, влечет возникновение у него иных прав и обязанностей по исчислению налогов, установленных главами 21 и 25 НК РФ, чем при применении специального налогового режима.

Изменение статуса налогоплательщика влечет и изменение характера его деятельности, поскольку при общей системе налогообложения деятельность налогоплательщика становится облагаемой иными налогами, что предполагает иной характер деятельности, иные формы отражения такой деятельности.

По состоянию на 01.04.2016 в Российской Федерации действуют пять специальных налоговых режимов:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется главой 26.1 НК РФ);

2) упрощенная система налогообложения (регулируется главой 26.2 НК РФ);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ);

5) патентная система налогообложения (регулируется главой 26.5 НК РФ).

Пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» определено, что ЕНВД применяется до 2018 г.

В соответствии со статьей 346.28 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели с 01.01.2013 переходят на уплату ЕНВД добровольно.

Однако в марте 2016 года в ГД ФС РФ был внесен законопроект о продлении действия единого налога на вмененный доход до 2021 года.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, система ЕНВД успешно применяется налогоплательщиками на территории России уже более 13 лет, и практика ее применения показывает, что данный специальный налоговый режим является одним из самых востребованных льготных режимов налогообложения, направленных на снижение налогового бремени представителей малого бизнеса и обеспечение его стабильности, а также на упрощение порядка исчисления и уплаты налога.

Предоставление с 1 октября 2015 года права уменьшения налоговой ставки по единому налогу в два раза (с 15 до 7,5 процента) на муниципальном уровне позволило органам местного самоуправления определять налоговую нагрузку на налогоплательщиков единого налога в зависимости от социально-экономических условий осуществления предпринимательской деятельности на конкретных территориях, что еще более повысило привлекательность данного льготного режима налогообложения.

Отмена ЕНВД с 1 января 2018 года может привести к сокращению количества малых предприятий и предпринимателей, а также повлечь иные негативные последствия в экономической сфере.

Таким образом, сохранение ЕНВД позволит не только оказать реальную поддержку малому бизнесу и создать налоговые стимулы для его развития, но и сохранить стабильный источник налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

Необходимо отметить, решение о продлении ЕНВД после 2018 года также было включено в антикризисный план Правительства РФ.

Ю.М. Лермонтов

Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ. ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

1. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы.

2. Утратил силу.

3. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 31. Права налоговых органов

1. Налоговые органы вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом;

2.1) контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Порядок контроля за исполнением банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации;

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) в порядке, предусмотренном статьёй 92 настоящего Кодекса, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов, учёта объектов налогообложения, ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, или непредставления налогоплательщиком — иностранной организацией, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, налоговой декларации по налогу на имущество организаций;

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом;

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему Российской Федерации;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определённых видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления):

о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

о возмещении ущерба, причинённого государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств (драгоценных металлов) со счёта налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам с налогоплательщика в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;

в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

15) восстанавливать в случае, предусмотренном пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, суммы недоимки, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадёжными к взысканию.

2. Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом.

2.1. Права, предусмотренные настоящим Кодексом в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также осуществляют в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

4. Формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. Лицам, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчёт) в электронной форме, указанные документы направляются налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днём размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Документ в электронной форме, подписанный автоматически созданной электронной подписью налогового органа, признаётся равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью должностного лица налогового органа.

5. В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:

налогоплательщику — российской организации (её филиалу, представительству) — по адресу места её нахождения (места нахождения её филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц;

налогоплательщику — иностранной организации — по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, — по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков;

налогоплательщику — иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, — по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

налогоплательщику — индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, — по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления этому лицу документов, указанных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).

Форма заявления о предоставлении налоговому органу адреса для направления по почте документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. Документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются налоговым органом иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.

До предоставления иностранной организации, подлежащей постановке на учёт в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, доступа к личному кабинету налогоплательщика в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса документы, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, передаются по любому известному налоговому органу адресу электронной почты такой иностранной организации. В этом случае датой получения иностранной организацией соответствующего документа считается день, следующий за днём его передачи по адресу электронной почты.

Статья 32. Обязанности налоговых органов

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учёт организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчётов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приёме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учёт в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачёт сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать её сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчётов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передаётся (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчётов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передаётся налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учёт (снятии с учёта) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трёх дней, следующих за днём внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объёме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Статья 33. Обязанности должностных лиц налоговых органов

Должностные лица налоговых органов обязаны:

1) действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;

3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

Статья 34. Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов

1. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

2. Должностные лица таможенных органов несут обязанности, предусмотренные статьёй 33 настоящего Кодекса, а также другие обязанности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

3. Утратил силу.

Статья 34.2. Полномочия финансовых органов в области налогов, сборов, страховых взносов

1. Министерство финансов Российской Федерации даёт письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

3. Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлён, но не более чем на один месяц.

Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц

1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причинённые налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причинённые налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счёт федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2. Утратил силу.

3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *