Ст 21 ФЗ об орд

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ,
от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ,
от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ,
от 24.07.2007 N 214-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Преамбула всегда предшествует статье нормативного акта, это свойство раскрывает этимологическое значение данного слова. Большая часть законов РФ содержит преамбулу, разъясняя суть и специфику принятого нормативно-правового акта. По сути, в преамбуле не содержится норм права, общеобязательных для определенной категории лиц. В преамбуле в доступной форме сформулирована суть содержащихся и раскрываемых далее в законе понятий.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья определяет оперативно-розыскную деятельность (ОРД) как разновидность социально полезной юридической деятельности государства, осуществляемой гласно и негласно специальными органами, уполномоченными настоящим Законом. Впервые оперативно-розыскной деятельности придан официальный статус как государственно-правовой форме борьбы с преступностью. Основной характерной чертой ОРД является ее разведывательно-поисковая сущность, поскольку она направлена главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем реализации правоохранительной функции государства.
2. Отдельной особенностью проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, является то, что правом на их проведения обладает определенный круг лиц (органов), перечень которых определен настоящим Законом (см. комментарий к ст. 13).
Своим назначением оперативно-розыскная деятельность (независимо от субъекта) преследует единственную цель — это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
3. Необходимо не путать и разграничивать оперативно-розыскную деятельность с уголовно-процессуальной деятельностью. При их сходстве они имеют ряд существенных различий. Самая главная из них — уголовно-процессуальная деятельность (порядок проведения отдельных следственных действий, круг субъектов, наделенных правом на ее осуществление) строго регламентирована УПК РФ. Другое существенное различие — информация, сведения, полученные в результате следственных действий (при соблюдении порядка по ее собиранию и закреплению), имеют доказательственное значение, в результате оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены лишь фактические данные, не имеющие доказательственного значения.
4. ОРД следует отличать от разведывательной деятельности российских спецслужб. В Федеральном законе «О внешней разведке» понятие разведывательной деятельности определяется как «системное применение специальных сил, средств и методов с целью получения информации о замыслах, планах и мерах иностранных государств и иностранных организаций, (их представителей), потенциально или реально угрожающих безопасности России». Исходя из данного понятия, можно сделать вывод, что разведывательная деятельность осуществляется в основном за пределами РФ, сторонами данных отношений выступают иностранные государства с одной стороны и РФ — с другой.
———————————
См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 143.
В самом понятии ОРД определено, что она проводится двумя взаимодополняющими способами — гласно и негласно. В зависимости от конкретной ситуации, конечной цели проводимой ОРМ должностные лица оперативного подразделения имеют право официально (гласно) представлять интересы соответствующего государственного органа или выступать от его имени. Вместе с тем должностное лицо или гражданин, содействующие проведению ОРД, могут осуществить свои правомочия, предоставленные комментируемым Законом, негласным путем. Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений, органов внутренних дел комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. Обладая иным подходом в данной ситуации, было бы практически невозможно обеспечить неотвратимость уголовной ответственности для совершивших преступления в завуалированной форме.
5. Проведение оперативными подразделениями ОРД ограничивается их полномочиями. Полномочие представляет собой право оперативно-розыскного органа на осуществление ОРМ, а также принятие соответствующих юридически значимых решений. Некоторые полномочия оперативного подразделения определены отдельными нормативно-правовыми актами, в которых установлена компетенция ОВД (см. п. 16 ст. 11 Закона о милиции) , ФСБ , частных детективных агентств и других правоохранительных органов и подразделений.
———————————
См.: Закон РФ «О милиции» от 18.04.91 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22.04.91. N 16. Ст. 503.
См.: ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.95 // Собрание законодательства РФ. 1995. N 15. Ст. 1269.
См.: Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.92 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 23.04.92. N 17. Ст. 888.
6. Среди объектов защиты при проведении ОРМ законодатель в первую очередь поставил интересы человека и гражданина, признав их высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ведь именно в защите человека от преступных посягательств с помощью ОРМ выполняется конституционное положение о том, что каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ).
Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
Комментарий к статье 2
1. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.
В настоящей редакции Закона, в связи с изменившимися жизненными реалиями, перечень задач несколько расширен по сравнению с предшествующим Законом об ОРД . В их число вошло обеспечение государственной, военной, экологической, экономической безопасности Российской Федерации.
———————————
См.: Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РФ» от 13.03.92 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. N 17. Ст. 892.
Активно развивающаяся промышленность и ее негативные последствия для окружающей среды, а впоследствии и для человека ставят не на последнее место экологические преступления, объединяющие деяния, посягающие на такой видовой объект, как экологическая безопасность страны. Экологические преступления нередко носят транснациональный, пограничный характер, поэтому ОРД призван сыграть важную роль в выполнении органами внутренних дел своих обязанностей по охране окружающей среды. Говоря о преступлениях в сфере экономики, следует иметь в виду систему общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности общества. Осуществление ОРД органами внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений в сфере экономики позволяет эффективно решать задачу обеспечения экономической безопасности государства.
2. Деятельность по предупреждению совершения преступлений носит превентивный (предупреждающий) характер. Такое предупреждение «социально неустойчивых» лиц происходит посредством использования комплекса мероприятий профилактического характера. Способы пресечения преступлений зависят от конкретных обстоятельств и могут быть самыми различными: возбуждение уголовного дела, задержание с поличным, применение уголовно-процессуальных мер пресечения и иных мер государственного принуждения (см. гл. 14 УПК РФ). Таким образом, ставится цель по предотвращению общественно опасного деяния еще до момента фактического выполнения его объективной стороны (либо приготовления и покушения ).
———————————
См.: ч. 2 ст. 30 УК РФ.
Выявление и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших — важнейшая часть общих задач ОРД. Выявление и раскрытие применительно к оперативно-розыскной деятельности предопределяют, что оперативно-розыскным путем необходимо установить, обнаружить, сделать явными не только само событие преступления и лиц, его совершивших, но и ряд связанных с этим событием обстоятельств.
Выявление преступлений состоит в установлении, обнаружении общественно опасных деяний, а также лиц, их совершающих, с помощью оперативно-розыскных сил, средств и методов.
Пресечение, как правило, предполагает активные действия оперативных работников и состоит в лишении лица реальной возможности продолжить совершение противоправного деяния.
3. Задача выявления и раскрытия преступлений оперативно-розыскным путем должна рассматриваться в тесной взаимосвязи с уголовно-процессуальной деятельностью, поскольку нередко сам факт обнаружения события преступления служит основанием для возбуждения уголовного дела. Это обстоятельство, в свою очередь, обязывает орган дознания принять все меры к установлению лиц, совершивших преступления.
В данном случае появляется реальная возможность с помощью оперативно-розыскной деятельности обеспечить соответствующей информацией государственные органы, производящие предварительное расследование. Практически это проявляется в том, что оперативные уполномоченные, выявляя лиц, причастных к преступлению, устанавливая обстоятельства преступления, получая фактические данные, свидетельствующие о происшедшем, добывая информацию, передают ее следователю либо дознавателю для дальнейшего использования в ходе расследования.
Важен тот факт, что в ходе оперативно-розыскной деятельности могут быть созданы условия и предпосылки, обеспечивающие при надлежащем оформлении и закреплении получение практически всех видов доказательств.
4. Организационные основы раскрытия преступлений представляют собой комплекс мер по созданию условий, необходимых для эффективного проведения оперативно-розыскных мер. В число этих мер входят обеспечение оперативно-тактической готовности органов внутренних дел к реагированию на сигналы о совершенных преступлениях; организация взаимодействия оперативных и следственных подразделений, участвующих в раскрытии преступлений; осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, состоящими на оперативных учетах. В Приказе МВД России от 07.06.95 N 213 «О принятии на вооружение специальных технических средств» содержится развернутый перечень специальных технических средств, принятых на вооружение в целях улучшения материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
В приложении N 1 к вышеупомянутому Приказу дан перечень вновь разработанных специальных технических средств, принимаемых на вооружение органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, среди которых:
— оперативная техника (страховочный «Тросик», лазерный имитатор стрельбы и поражения «Нора», коллиматорный прицел «Нить-А», унифицированная химическая ловушка «Керн», фотографический комплекс для дежурных частей милиции «ДК-4» и проч.);
— криминалистическая техника (прибор для экспресс-анализа содержания драгоценных металлов в изделиях «Капля» (ДМ-1), преобразователь напряжения для автономного питания фотовспышки «Розетка», переходный блок автономного питания «Резон» и т.д.);
— технические средства охраны;
— средства связи (абонентская возимая радиостанция ОВЧ диапазона комплекса «Сапфир» АВР-2, усилитель мощности для возимых и стационарных радиостанций «Сапфир-УМ-В/С», носимая радиостанция «Сапфир-Н», носимая радиостанция «ВЭЛС-301» и др.);
— средства для проведения криминалистических исследований;
— специальный автотранспорт (оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента УАЗ 3741-АЗМ, оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента ЗИЛ 130-АЗС (северное исполнение) «Айсберг», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента ЗИЛ 130Г-АЗМ «Армада», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента УРАЛ 43202-АЗМ «Армада», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента УАЗ 3741-АЗС (северное исполнение) «Атом», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента КАВЗ 3976-АЗ «Арба», оперативно-служебный автомобиль для перевозки спецконтингента ГАЗ 66-АЗМ1 (2, 3) «Абажур» и проч.);
— поисковая техника специального назначения (сканирующий приемник «Пихта-М», индикатор излучения ВЧ и СВЧ диапазонов «Папоротник», портативный широкополосный индикаторный приемник для оперативного выявления радиозакладных устройств в помещениях в диапазоне 20 — 1500 МГц «Поиск-М1», портативное устройство для скрытого обнаружения звукозаписывающих устройств «Пульсар-М», портативное устройство для выявления скрытых радиотехнических средств «Переход» и др.);
— техника защиты информации (телефонный маскиратор «Панорама», маскиратор текстовой информации «Пирамида», устройство защиты помещений от подслушивания «Порог-М», система звукоусиления в специальном (защищенном) исполнении «Пелена СЗУ» и др.);
— специальное снаряжение.
Приложение N 2 содержит перечень образцов изделий, подлежащих поставке в МВД, УВД в 1995 г:
— система телевизионная спектральная ТСС-2;
— система телевизионная спектральная ТСС-3;
— индикатор комбинирования «Знак»;
— установка видеопереговорная ВУ-6;
— макроскопы телевизионные сравнительные ТСМ-1;
— установка рентгенотелевизионная «Экспресс-2М»;
— камера телевизионная передающая (черно-белая) КТП-144;
— устройство заряда никель-кадмиевых герметичных аккумуляторов «Джоуль»;
— малогабаритная телевизионная камера КТП-134 и иные устройства.
5. Розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших, представляет собой систему организационных, процессуальных, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение разыскиваемых лиц и их задержание.
По масштабу розыскных действий розыск делится:
1) на местный розыск, который ведется на территории одного субъекта Федерации;
2) на всероссийский розыск, он проводится на территории нескольких регионов или на территории всей страны;
3) на международный розыск, который осуществляется с

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу с 20 июля 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 170-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 53-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. N 207-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2012 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 декабря 2005 г. N 150-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон РФ от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 1999 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 января 1999 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 1997 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

12 августа 1995 года

12 августа 1995 какой день недели? суббота
Какой лунный день? 16 лунный день (с 11 авг. 1995 21:00 по 12 авг. 1995 21:24)
В каком знаке зодиака Луна? Лунный знак зодиака. Рыбы
Рожденные 12 августа 1995 г. какой знак зодиака? Лев

(реклама от Google)

12 августа 1995 является субботой. На этой странице вы найдете подробную информацию об этом дне, например некоторую характеристику рожденных 12 августа 1995. Информация, предоставленная на сайте онлайн календарь является точной и рассчитаная компьютером специально для даты 12 августа.

Лунный календарь на 12 августа 1995 года

Лунный день 12 августа 1995 года 16 лунный день (с 11 авг. 1995 21:00 по 12 авг. 1995 21:24)
Знак зодиака Луны 12 августа 1995 года Рыбы
Фаза луны 12 августа 1995 года Убывающая Луна
В данном блоке предоставлена информация о луне — таким образом, вы можете узнать какая была (будет) луна 12 августа 1995 года. (Какой день недели 12.8.1995)

(реклама от Google)

Рожденные 12 августа 1995 года — знак зодиака и лунный знак зодиака

У рожденных c 11 авг. 1995 18:47 по с 13 авг. 1995 22:41 Луна находится в знаке зодиака Рыбы, а Солнце в знаке Лев.
Люди, родившиеся в 16 лунный день обычно обладают высоким духовным развитием. Если обычно детям интересны машинки и игрушки, эти дети будут интересоваться невидимыми сторонами жизни и размышлять о том, о чем многим сложно даже представить. Рожденные 12 августа 1995 года будут нести мир и жить в гармонии с окружающей средой. У них очень хорошо развито воображение, и они спокойно могут найти язык даже с животными и растениями.

Информация о рожденных в этот день определяется тремя способами: по дню недели, лунному дню и положению Луны в знаке зодиака.

Календарь на 13 августа 1995 года Календарь на 1995 год

На этой странице вы можете узнать какой день недели был (будет) 12 августа 1995, какая луна, какой знак зодиака 12 августа, информация о рожденных 12 августа 1995. Наша информация является максимально точной, т.к. рассчитывается при помощи астрономических и астрологических расчетов. Все данные о дне 12 августа 1995 в одном месте!

12 августа 1995 года N 144-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят Государственной Думой 5 июля 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность

Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности

Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности

Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Глава II. Проведение оперативно-розыскных мероприятий

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Статья 9. Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий

Статья 10. Информационное обеспечение и документирование оперативно-розыскной деятельности

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Статья 12. Защита сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Глава III. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

Статья 14. Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 15. Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Статья 16. Социальная и правовая защита должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Глава IV. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 17. Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Глава V. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Статья 19. Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности

Глава VI. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 21. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Статья 22. Ведомственный контроль

Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *