Ст 28.4 КоАП РФ с комментариями

1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, 12.35, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 — 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

2. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 28.4 КоАП РФ

1. Комментируемой статьей предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» прокурор вправе возбудить любое дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ.

Процессуальные действия, осуществляемые прокурором в соответствии с комментируемым Кодексом, регламентированы ст. 25.11 (см. комментарий к ст. 25.11).

Согласно п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и ст. 28.8 Кодекса, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.

При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2 ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 204 АПК РФ.

При рассмотрении таких дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

2. Дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором без составления протокола об административном правонарушении и считаются возбужденными с момента вынесения прокурором соответствующего постановления. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение, и т.д.

В целях пресечения правонарушений, а также реализации полномочий прокурора по защите прав, свобод и законных интересов граждан, в соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» ему предоставлено право выносить мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Аналогичные полномочия прокурора предусмотрены п. 1 ч. 1 ст. 25.11 Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

Рассматривая юрисдикцию прокурора с точки зрения составов правонарушений, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административных правонарушениях в сфере защиты избирательных прав граждан (ст. ст. 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 – 5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 КоАП РФ), права на получение информации (ст. 5.39 КоАП РФ), на своевременное разрешение обращений граждан (ст. 5.59 КоАП РФ), на защиту чести и достоинства, защиту от дискриминации (ст. ст. 5.61, 5.62 КоАП РФ), на качественное и своевременное предоставление государственных и муниципальных услуг (ст. ст. 5.63, 5.63.1 КоАП РФ), прав и законных интересов несовершеннолетних (ст. ст. 6.19. 6.20 КоАП РФ), за нарушения в сфере распоряжения и использования государственного имущества, порядка согласования с ним сделок (ст. ст. 7.24, 7.35 КоАП РФ), порядка ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст.7.31 КоАП РФ), в сфере землепользования (ст. 8.32.2 КоАП РФ), за незаконное ограничение права на управление транспортным средством (ст.12.35 КоАП РФ), за нарушения в области связи и информации (ст. ст. 13.14, ст. 13.19.1, 13.27, 13.28 КоАП РФ), за нарушения в области предпринимательской деятельности, в том числе за неправомерные действия при банкротстве, нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой стоимости, незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов (ч. ч. 1 – 4.1, 6 и 7 ст. 14.13 за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 14.35, 14.56 КоАП РФ), за неисполнение банком поручений государственных внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ), не исполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма (ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ), за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (ст. 15.33.1 КоАП РФ), за правонарушения в области порядка управления (ч. 3 ст. 19.4, ст. ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32 КоАП РФ), а также правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (ст. ст. 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ).

В отличие от должностных лиц уполномоченных органов прокурор не составляет протокол об административном правонарушении, а выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Однако это не означает, что прокурор после вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в обязательном порядке направляет его для проведения дальнейшего производства по делу об административном правонарушении в уполномоченный орган или уполномоченному должностному лицу. Прокурор вправе самостоятельно собрать все доказательства по делу об административном правонарушении, после чего постановление и другие материалы дела направить на рассмотрение уполномоченному судье, органу, должностному лицу.

Поводами к возбуждению прокурором дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (ст. 28.1 КоАП РФ).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направляется прокурором для рассмотрения судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ или законодательством субъекта Российской Федерации рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента его вынесения, а по делам об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно.

Порядок участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях предусмотрен КоАП РФ, а также приказом Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 № 78 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях», которым установлено, что в целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях прокурор не только выносит постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, но и обеспечивает участие при его рассмотрении в суде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Возбуждение прокурором дела об административном правонарушении

В ст. 25.11 и 28.4 КоАП имеет место терминологическое рассогласование, поскольку одно и то же правовое средство называется в нервом случае постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, а во втором — постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении. Поскольку специальной нормой в этой юридической коллизии является ст. 28.4 КоАП, то правильным является применение предусмотренной именно ей терминологии, что, собственно, подтверждает и правоприменительная практика.

Правом вынесения рассматриваемого постановления в сил}’ п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре наделены исключительно прокуроры и их заместители, начиная с районного уровня. При этом в обязательном порядке должны соблюдаться требования организационно-распорядительных документов Генпрокурора РФ о разграничении компетенции между прокурорами территориальных и специализированных прокуратур, т.е. каждый прокурор должен принимать соответствующие меры только в рамках проведения проверок в поднадзорных ему сферах.

Следует отметить, что несмотря на безусловную аналогию содержательной стороны (ст. 28.2), сроков изготовления (ст. 28.5) и правовых последствий (ст. 28.8) вынесения прокурором указанного постановления и составления протокола об административном уполномоченным на то должностным лицом, лишь прокурор признается законодателем участником производства по делу об административном правонарушении, и это лишний раз подчеркивает его особый статус. Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом или законом субъекта РФ. К исключительной компетенции прокурора отнесено инициирование административного преследования за совершение проступков, ответственность за которые предусмотрена ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23—5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58-5,63.1 6.19, 6.20, 7.24, ч. 1 ст. 7.31, ст. 7,35, 8.32.2, 12.35, 13.11, 13.14,

13.19.1, 13.27, 13.28, ч. 1—4.1, 6 и 7 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), ч. 1 и 2 ст. 14.25, ст. 14.35, 14.56, ч. 1 ст. 15.10, ч. 4 ст. 15.27, ст. 15.33.1, ч. 3 ст. 19.4, ст. 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП, что подчеркивает особое отношение законодателя к прокурору1.

Из сказанного вытекает, что прокурор вправе возбудить дело об административном правонарушении в отношении любого субъекта, включая физи-

ческих лиц (граждан), индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые с точки зрения ст. 21 Закона о прокуратуре не поднадзорны органам прокуратуры, если противоправные деяния выявлены в ходе проверки, однако административное преследование, по крайней мере, граждан должно осуществляться в исключительных случаях, например, при неявке по вызову прокурора для дачи объяснений по факту нарушения закона. Кроме того, в последнее время Генпрокуратурой РФ в информационных письмах обращается внимание на недопустимость подмены контрольнонадзорных органов, на которых и должен ложиться основной объем практики административного преследования в закрепленных за ними сферах.

Анализ данных из форм статистического наблюдения «П» и «ОН» наглядно показывает, что после 2002 г. (вступления в силу КоАП) существенно увеличилось число лиц, привлеченных по инициативе прокурора к административной ответственности. Если в 2001 г. этот показатель составлял 31 935 лиц (рекордное число по отношению к предшествующим периодам), то в 2003 г. (первый полный год работы в условиях применения нового на тот момент Кодекса) — уже 63 913. В 2008—2016 гг. этот показатель варьирует в диапазоне от 275 794 до 310 971. При этом число вынесенных прокурором постановлений в указанное время составляло ежегодно от 292 751 до 321 479, из чего можно сделать вывод о высоком «коэффициенте удовлетворяемости» судами и несудебными органами требований прокурора.

Еще одно полномочие прокурора — инициирование процедуры административного расследования — предусмотрено ч. 2 ст. 28.7 КоАП, согласно которой решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования наряду с должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, принимается прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Как известно, Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре был дополнен абзацем о том, что прокуратура РФ осуществляет «возбуждение дел об административных правонарушениях и административное преследование в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами», что, по замыслу законодателя, очевидно, было призвано усилить значимость рассматриваемой деятельности. Однако положения ст. 28.7 КоАП не претерпели должных изменений, раскрывающих алгоритм последующих вынесению постановления действий и решений прокурора, в силу чего рассматриваемое полномочие не нашло своего широкого применения. По крайней мере, действующие нормы указанной статьи Кодекса не предусматривают роль прокурора в собственно административном расследовании и реализации его результатов.

Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2013 № 40, согласно которому внесены изменения в постановления Суда от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» по инициативе Генпрокуратуры РФ были внесены коррективы, определяющие, что административное расследование наряду с уполномоченными на то органами вправе проводить прокурор. Однако данная констатация нс получила должного обоснования, в связи с чем нельзя утверждать, что проблема разрешена.

В связи с этим прокурор может выбирать следующие варианты действий:

  • 1) вынести постановление на основании ч. 2 ст. 28.7 Кодекса по факту выявления административного правонарушения из категории перечисленных в ч. 1 данной статьи отраслей законодательства и направить его в орган административной юрисдикции, полномочный осуществить необходимые процедуры административного расследования и принять решение по существу. При этом следует принимать во внимание, что речь может идти о нарушениях не только федерального, но и регионального законодательства, например, об охране окружающей среды, в силу чего необходимо правильно выбирать адресат;
  • 2) без вынесения постановления направить в соответствующий орган административной юрисдикции требование о проведении проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам (п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре, а также аналогичные положения более 20 других законодательных актов, прежде всего, п. 3 ч. 2 ст. 10 Закона о защите прав юридических лиц). Следует отметить, что в указанных случаях речь идет о направлении материалов поднадзорным прокуратуре органам.

Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса, должностным лицом, их рассмотревшим, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Применение рассматриваемого полномочия прокурором очевидно в случае поступления непосредственно в прокуратуру информации из источников, перечисленных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП, особенно когда речь идет о предусмотренной ч. 1 ст. 28.4 Кодекса исключительной компетенции прокурора выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Кроме того, по нашему мнению, оно должно выноситься в случае, если рассматриваемая прокурором информация о факте совершения административного проступка касается должностных и иных лиц (военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов), которые в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП несут дисциплинарную ответственность за совершение большинства административных правонарушений. В подобной ситуации, поскольку законодатель не предусматривает иное, прокурор обязан направить руководителю нарушившего закон должностного лица предусмотренное ст. 24 Законом о прокуратуре представление об устранении нарушений закона с приложением материалов, содержащих доказательства виновности последнего.

  • 1 Объективности ради следует отметить, что в шести случаях речь не идет об абсолютной исключительности, поскольку сотрудники полиции вправе составлять протоколы
  • административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.20, 13.14, 19.4 (ч. 3), 19.6.1, 20.28, 20.29 КоАП. Кроме того, протоколы по ч. 3 ст. 19.4 Кодекса также составляютдолжностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Вынесение прокурором постановлений

Согласно ст. 25 Закона о прокуратуре, прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Право вынесения указанных постановлений дано только прокурору и его заместителю.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом, прокурор выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление может выноситься как в отношении должностных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.

К исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел об административный правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.5, 5.7, 5.8, 5.22 — 5.24, 5.40, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

При вынесении мотивированного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении прокурор должен выяснить: образует ли действие (бездействие) административное правонарушение; какое конкретное предписание закона нарушено; установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение; истек ли срок привлечения к административной ответственности; какой орган или должностное лицо вправе привлечь виновного к административной ответственности. Постановление должно содержать: наименование постановления с указанием времени, места; кем оно составлено; содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности, указания на нарушенный закона; требование прокурора о наложении взыскания; предложения прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщении прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента вынесения постановления. По делам об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его вынесения. Постановление подлежит рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок после его поступления. О результатах рассмотрения постановления сообщается прокурору.

В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного УК РФ, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по правилам, установленным УПК РФ.

Согласно ст. 146 УПК РФ, в постановлении о возбуждении уголовного дела указываются дата, время и место его вынесения; кем оно вынесено; повод и основание для возбуждения уголовного дела; пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Уголовное дело, возбужденное прокурором, направляется по подследственности органу расследования преступлений для производства дознания или предварительного следствия либо принимается к производству самим прокурором.

Прокурор наделен также правом требования привлечения виновных к иным видам ответственности — материальной, дисциплинарной. Требование прокурора может быть оформлено постановлением.

Особым видом полномочий прокурора является право незамедлительно освобождать лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию по решению несудебных органов. Освобождение указанных лиц производится на основании постановления прокурора.

65. Постановление прокурора

Одно из средств прокурорского реагирования – вынесение постановления. Постановления прокурора бывают двух видов: о возбуждении уголовного дела и о возбуждении производства об административном правонарушении. Наиболее принципиальным требованием к этим актам прокурорского реагирования является необходимость их мотивированности: прокурор может выносить постановление только в том случае, когда он твердо убежден в наличии признаков преступления или административного правонарушения.

1. Постановление о возбуждении уголовного дела. Порядок вынесения поста новления о возбуждении уголовного дела, его основания и поводы предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством. Для вынесения постановления необходимо наличие в выявленном правонарушении признаков преступления. Под таковыми понимаются (в соответствии с УПК):

– высокая степень общественной опасности;

– виновность;

– противоправность;

– наказуемость.

В постановлении прокурора о возбуждении уголовного дела должны содержаться повод и основание к возбуждению дела, с указанием статьи УПК, по признакам которой возбуждается дело, направление для производства дальнейшего расследования – следователю или органу дознания. (В определенных исключительных случаев прокурор не указывает дальнейшего направления дела, а принимает его к своему производству.)

2. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Выносится прокурором после того как при осуществлении надзора он вы явил факт нарушения закона, обладающего признаками административного нарушения. В постановлении о возбуждении дела содержатся сведения о времени, месте свершения, содержании правонарушения, нормативном акте, который регулирует ответственность за данное правонарушение. Приложением к постановлению могут являться материалы и документы, подтверждающие правонарушение и виновность совершившего его лица.

Постановление подписывается как прокурором, так и совершившим правонарушение лицом, после чего направляется для дальнейшего рассмотрения органу или должностному лицу, имеющему соответствующие полномочия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Решение № 2-5362/2015 2-5362/2015~М-5033/2015 М-5033/2015 от 18 сентября 2015 г. по делу № 2-5362/2015

Рубцовский городской суд (Алтайский край) — Гражданское Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) — должностных лиц, государственных и муниципальных служащих Дело № 2- 5362 /15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации
18 сентября 2015 года Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Яркович Н.Г.
при секретаре Устюговой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ратушева С.В. об оспаривании действий должностного лица, отмене постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:

Ратушев С.В. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что *** г. прокурором Рубцовского района . в отношении него было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее КоАП РФ). Указанное правонарушение он не совершал, поскольку в примечании к ст. 17.7 КоАП РФ указано, что положения настоящей статьи не распространяются на урегулированные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации отношения, связанные с осуществлением прокурором надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Действия прокурора по вынесению постановления о возбуждении производства об административном правонарушении в отсутствие события правонарушения заявитель считает незаконными, нарушающими его права и свободы, так как в результате указанных действий в нарушение ст. 24.5 КоАП РФ материал направлен мировому судье и на него может быть наложен административный штраф. В постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении указано: прокуратурой района *** с целью исполнения п.2.10 решения коллегии прокуратуры края от *** в адрес ОП по Рубцовскому району М направлено поручение об обязательном направлении прокурору материалов проверки при направлении их по территориальности для проверки законности таких решений (данные требования изложены в том числе в Приказе Генерального прокурора РФ № ***, распоряжении прокурора края № ***) (обращаю внимание, что нормативно-правовые акты Генеральной прокуратуры и прокуратуры края были приняты позже, чем дата направления поручения в адрес ОП по Рубцовскому району). При этом действующим уголовно-правовым. законодательством РФ не урегулированы отношения, связанные с направлением прокурору материала проверки для проверки законности принятия решения о направлении по территориальности. Истец считает, что данные отношения урегулированы ст.37 УПК РФ. В части 1 данной статьи указаны полномочия прокурора, как должностного лица, уполномоченного в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Часть 2 раскрывает полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу. Вышеуказанное поручение прокурора поступило на исполнение в ОП по Рубцовскому району М ***. Направленное прокурором поручение содержало не требование, а предложение о взаимодействии. Если бы он нарушил нормы закона, то в данном поручении было бы требование о принятии конкретных мер по устранению каких-либо выявленных нарушений закона. На устранение выявленных нарушений дается срок. И только в случае не устранения указанных прокурором нарушений, он уполномочен вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Также, в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении указано, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. А вот какие нарушения и в какой срок устранить не указано. Таким образом, в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении в нарушение пункта 2 статьи 28.2 не содержатся сведения необходимые для разрешения дела. Кроме того, нарушена процедура возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренная статьями 28.4, 28.5 КоАП РФ. Так, в соответствии с частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ. Согласно статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения. Кроме того, при решении вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении и отборе от Ратушева С.В. объяснения по обстоятельствам произошедшего (а объяснение было отобрано до возбуждения производства), ему не было предоставлено право, предусмотренное ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ, пользоваться юридической помощью защитника, так как письменного ходатайства об этом у него с собой не было, а составить его возможность не была предоставлена. Таким образом, требования прокурора, изложенные в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от *** не носят правомерный характер. Истец просил признать незаконными действия прокурора Рубцовского района, направленные на привлечение его к административной ответственности по статье 17.7 КоАП РФ.
Административный гражданский истец Ратушев С.В. в ходе рассмотрения дела требования уточнил, просил отменить постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от *** года в отношении Ратушева В.С. по ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании Ратушев С.В. пояснил, что оспаривает действия прокурора Рубцовского района в связи с возбуждением в отношении него административного дела по ст. 17.7 КоАП РФ и вынесением в отношении него постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, уточненные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, считал себя ненадлежащим субъектом данного правонарушения, поскольку не являлся исполнителем поручения прокурора, полагал, что действия прокурора Рубцовского района по вынесении в отношении него постановления о возбуждении производства об административном правонарушении являются незаконными, просил отменить постановление. Также пояснил, что о дате рассмотрения вопроса прокурором о возбуждении производства по делу об административном правонарушении был уведомлен, права ему разъяснены, о том, что имел право воспользоваться юридической помощью защитника знал, однако, *** г. пришел в прокуратуру без защитника, с собой письменного ходатайства при себе не имел, а возможности написать такое ходатайство о желании воспользоваться помощью защитника ему не предоставили.
Административный гражданский ответчик прокурор Рубцовского района в судебном заседании отсутствовал, был надлежаще извещен, просил рассмотреть заявление без его участия, требования, изложенные в заявлении не признал.
Представитель административного гражданского ответчика Прокуратуры Алтайского края помощник прокурора Рубцовского района Б действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагал, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не может быть предметом самостоятельного обжалования в порядке административного судопроизводства, в связи с этим, дело по заявлению Ратушева С.В. подлежит прекращению на основании п. 1 ч.1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии пунктом 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу частей 1, 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 3постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2,4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 этого Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В силу ст. 22 данного Федерального закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
В соответствии со ст. 25 указанного закона прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Правомочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях закреплены и конкретизированы в соответствующих нормах Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25.11 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.3 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 28.4 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, статьей 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
Так в соответствии со статьей 28.2Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Как указано ранее, вышеизложенные требования к протоколу об административном правонарушении предъявляются и к постановлениям прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении.
В соответствии с п. 1 ч.1, ч. 3, п.3 ч. 4 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
Судом установлено, что *** года прокурором Рубцовского района было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации в отношении должностного лица начальника отдела ОП по Рубцовскому району М Ратушева С.В. Согласно данному постановлению в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия в деятельности должностных лиц ОП по Рубцовскому району М установлены умышленные неисполнения требований прокурора вытекающих из его полномочий. Так, прокуратурой района *** с целью исполнения п.2.10 решения коллегии прокуратуры края от *** в адрес ОП по Рубцовскому району М направлено поручение об обязательном направлении прокурору материалов проверки при направлении их по территориальности для проверки законности таких решений (данные требования изложены, в том числе в Приказе Генерального прокурора РФ №283 от ***, Распоряжении прокурора края ***). Поручение прокуратуры района поступило на исполнение в ОП по Рубцовскому району М ***. Вместе с тем, *** начальником ОП по Рубцовскому району Ратушевым СВ. поручение прокурора района не исполнено, материал проверки КУСП *** необоснованно направлен в адрес ОП по Угловскому району М в прокуратуру района для проверки законности принятия решения о направлении по территориальности не поступил. Таким образом, должностное лицо начальник отдела ОП по Рубцовскому району М Ратушев С.В. требования прокурора Рубцовского района, изложенные в поручении от *** года, не исполнил. Его действия были квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
Статьей 17.7 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Выслушав доводы сторон и всесторонне исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений законности и прав заявителя в действиях прокурора Рубцовского района при возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении Ратушева С.В., принимая во внимание следующее.
Срок обращения в суд с иском об оспаривании действий прокурора Рубцовского района истцом не нарушен.
Учитывая неисполнение начальником ОП по Рубцовском району Ратушевым С.В. требования прокурора Рубцовского района от *** года, выразившееся в непредоставлении материала проверки КУСП № ***, при этом, предупрежденного о последствиях неисполнения требования в виде привлечения к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (о чем указано в самом требовании), у прокурора имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица Ратушева С.В. При этом, вопросы, касающиеся правильной квалификации действий должностного лица, наличия (отсутствия) состава правонарушения в его действиях либо события, иные обстоятельства по факту совершенного деяния разрешаются должностным лицом, рассматривающим данное дело об административном правонарушении.
Согласно материалам дела и пояснениям Ратушева С.В. он был надлежаще извещен о времени и месте решения вопроса о возбуждении административного производства по ст. 17.7 КоАП РФ и дачи объяснений: *** года *** часов в прокуратуру Рубцовского района. В самом извещении имеется отметка о том, что Ратушев С.В. от подписи и вручении извещения отказался. Однако, в судебном заседании Ратушев С.В. не отрицал факт того, что его известили, а так же разъяснили его процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, в том числе право на защиту. Ратушев С.В. в судебном заседании пояснил о том, что *** года он мог явиться в прокуратуру Рубцовского района со своим защитником знал. У Ратушева СВ. были отобраны письменные объяснения, где так же указано о разъяснении ему процессуальных прав и обязанностей, право на защиту. Представитель прокуратуры Б указал, что Ратушев С.В. ему при даче объяснений пояснял, что желает воспользоваться помощью защитника, которого в настоящее время предоставить не может, сможет предоставить защитника после получения необходимой суммы для оплаты его труда. Данное пояснение Ратушева С.В. отражено прокурором в письменном объяснении за подписью Ратушева С.В.

Суд не принимает во внимание доводы Ратушева С.В. о том, что у него не было возможности заявить ходатайство о желании воспользоваться помощью защитника, поскольку они ни чем не подтверждаются и опровергаются материалами дела, в частности его письменными объяснениями, имеющимися в материалах административного дела. До настоящего времени Ратушев С.В. не воспользовался помощью защитника.
Таким образом, суд приходит к выводу, что права и законные интересы Ратушева С.В. при возбуждении производства по административному делу нарушены не были, прокурор Рубцовского района действовал в рамках своей компетенции, постановление вынесено в соответствии с предъявляемыми требованиями, предусмотренными ст.ст. 25.11, 28.1- 28.4 КоАП РФ. При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований Ратушева С.В. у суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Ратушева С.В. об оспаривании действий прокурора Рубцовского района отмене постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от *** года отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.Г. Яркович

Суд:

Рубцовский городской суд (Алтайский край)

Иные лица:

Прокурор.Рубцовского района

Судьи дела:

Яркович Наталья Геннадьевна (судья)

Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении

Согласно ст. 1ФЗ «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными КоАП РФ и другими федеральными законами.

Таким образом, в тех случаях, когда

    1. возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственнос­ти,
    2. решение об этом не было принято соответствующим контролирующим органом,

прокурор выносит мотивиро­ванное постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

Такое по­становление может выноситься как в отношении должност­ных лиц, так и в отношении граждан и юридических лиц, если они являются субъектами выявленного прокурором в ходе проверки правонарушения.

Цель постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нарушении закона лица или нескольких лиц к административной ответственности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствую­щего органа или должностного лица к допущенному нару­шению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответ­ственности виновного в целях пресечения и предупрежде­ния в будущем противоправных действий.

Постановление содержит следующие реквизиты:

    • наиме­нование «постановление», дату и место его вынесения;
    • дол­жность и фамилию прокурора;
    • описание обстоятельств на­рушения со ссылкой на закон, который нарушен;
    • указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;
    • пред­ложение прокурора о наложении административного взыс­кания со ссылкой на ст. 28.4 КоАП РФ;
    • наименование органа, куда направляется постановление для принятия решения по существу;
    • ссылка на необходимость уведомления проку­рора о времени и месте рассмотрения дела об администра­тивном правонарушении;
    • должность, классный чин, фами­лию прокурора и его подпись.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении рассматривается в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ для конкретных составов административных пра­вонарушений.

Особенности возбуждение производства по делу об административном правонарушении при надзоре за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности

Прокурор правомочен возбудить производство об адми­нистративном нарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган (должностному лицу), который полномочен рассмат­ривать дела об административных правонарушениях.

При реализации права прокурора на возбуждение производства об административном правонарушении оперативным сотрудником требуют внимания два аспекта:

1) В оперативно-розыскной деятельно­сти принимают участие:

    • должностные лица органов, осуще­ствляющих оперативно-розыскную деятельность на гласной основе;
    • штатные негласные сотрудники этих органов;
    • лица, оказывающие содействие этим органам на конфиденциаль­ной основе;
    • лица, оказывающие содействие этим органам на неконфиденциальной основе.

Возбуждение производства об административном правонарушении в отношении тех, кто работает на негласной основе, конфиденциально, про­блематично, поскольку сведения о них прокурор может по­лучить лишь с их согласия.

2) Кодекс об адми­нистративных правонарушениях предусматривает, что военнослужащие несут ответственность за административ­ные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонаруше­ния в соответствии с нормативными правовыми актами, рег­ламентирующими порядок прохождения службы в указан­ных органах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *