Ст 374 НК РФ

Статья 374. «Налоговый кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)

Объекты обложения налогом на имущество для российских и для иностранных организаций имеют свои особенности, поэтому рассмотрим их по отдельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Исходя из этого определения имущество, подлежащее налогообложению, должно обладать одновременно следующими двумя признаками:

— имущество должно быть движимым или недвижимым;

— имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Понятия движимого и недвижимого имущества даны в статье 130 ГК РФ. Так, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, включая деньги и ценные бумаги.

Из этих определений получается, что под налогообложение может попасть любое имущество организации. Поэтому в данном случае определяющее значение при формировании объекта налогообложения приобретает второе условие — имущество должно признаваться объектом основных средств, в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.

Иными словами, если какое-либо имущество не признается объектом основных средств по правилам бухгалтерского учета, то оно не подлежит налогообложению. Исключение из этого правила касается специальных случаев, предусмотренных главой 30 Налогового кодекса РФ. В частности, это предусмотрено в отношении имущества, учитываемого в рамках договора простого товарищества (договора совместной деятельности) (ст. 377 Налогового кодекса РФ), а также имущества, переданного в доверительное управление (ст. 378 Налогового кодекса РФ). Особенности определения объекта налогообложения в рамках указанных операций, а также при аренде имущества будет рассмотрено позднее.

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утвержденным Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н), а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утвержденными Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н).

В соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

— объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

— использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

— организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

— способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков имущество не относится к основным средствам.

Например, к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

Не учитываются в составе основных средств объекты, указанные в пункте 3 ПБУ 6/01. Это машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары — на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность. Кроме того, не являются основными средствами предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути, а также капитальные и финансовые вложения.

Хотелось бы отметить, что под определение объекта по налогу на имущество в полной мере подпадают и транспортные средства, которые, в то же время, являются еще и самостоятельным объектом налогообложения транспортным налогом.

Данная ситуация может привести к мысли о том, что законодателем нарушен принцип однократности налогообложения, вытекающий из статьи 3 Налогового кодекса РФ. Обозначенный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

Так, в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О Конституционный Суд РФ отметил, что «налог на имущество организаций и транспортный налог имеют самостоятельные объекты налогообложения и самостоятельные налоговые базы, установленные с учетом дифференцированного подхода к различным характеристикам транспортного средства: по налогу на имущество организаций они определяются его стоимостным выражением, а по транспортному налогу — физическими свойствами, обуславливающими соответствующий уровень воздействия на состояние дорог общего пользования». Таким образом, как указал Конституционный Суд РФ, двойного налогообложения в данном случае не производится.

Сложным вопросом является налогообложение объектов основных средств, учитываемых на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

До 1 января 2006 года Минфин России неоднократно подчеркивал, что согласно требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету в случае принятия изначально к бухгалтерскому учету объектов имущества, предназначенных не для использования в производстве продукции, выполнения работ, оказания услуг организацией, а для предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, эти объекты признаются в качестве доходных вложений в материальные ценности. Такие активы не являются основными средствами (качественно отличаются от внеоборотных активов, учитываемых организацией в качестве основных средств) (см. письмо Минфина России от 19 ноября 2004 г. N 03-06-01-04/139).

Поскольку согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом обложения по налогу на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, финансовое ведомство (а вслед за ним и налоговые органы) постоянно разъясняло, что активы, учитываемые организацией на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», налогом на имущество не облагаются (см. письма Минфина России от 22 июня 2005 г. N 07-05-06/181, ФНС России от 19 мая 2005 г. N ГВ-6-21/418@).

С 1 января 2006 года исключен пункт 2 ПБУ 6/01, который предусматривал, что стандарт, устанавливающий правила учета основных средств, применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности. Данное исключение обусловлено пересмотром пункта 4 ПБУ 6/01, который определяет критерии принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В соответствии с новой редакцией первым таким критерием является не только предназначение объекта для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации, но и для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

При этом порядок отражения активов, относимых к основным средствам, на счетах бухгалтерского учета остается таким же, как и до 1 января 2006 года:

— активы, предназначенные для использования в производственной деятельности (при оказании услуг, выполнении работ, для управленческих нужд), принимаются к учету на счете 01 «Основные средства»;

— активы, предназначенные для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, принимаются к учету на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Просто с 1 января 2006 г. основными средствами признаются не только активы, учитываемые на счете 01, но и активы, учитываемые на счете 03. А включение имущества, отражаемого на счете 03, в состав основных средств автоматически включает его и в налоговую базу по налогу на имущество организаций.

Таким образом, небольшая на первый взгляд поправка привела к тому, что с 1 января 2006 года имущество, учитываемое на счете 03, попало под обложение налогом на имущество. На это же указывает и Минфин России в письме от 8 февраля 2006 г. N 03-06-01-04/11.

В соответствии с пунктом 2 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

При этом для целей исчисления налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, основные правила ведения бухгалтерского учета основных средств, рассмотренные выше, должны применяться иностранными организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности (п. 3 ст. 374 Налогового кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Первое исключение применяется в отношении всех налогоплательщиков (как российских, так и иностранных организаций). Оно обусловлено тем, что пользование земельными участками и природными ресурсами связано с необходимостью уплаты других налоговых платежей:

— водного налога;

— налога на добычу полезных ископаемых;

— земельного налога.

Второе исключение касается только соответствующих федеральных органов исполнительной власти. И то при условии, что в данных органах законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, а имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

К военной службе относится служба в Вооруженных силах РФ, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, в Железнодорожных войсках РФ, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Кроме того, согласно статье 8 данного Закона к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел (в том числе миграционной службе), Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. В целях исчисления и уплаты данного налога федеральные органы исполнительной власти обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых основных средств.

Следует иметь в виду, что учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры, другие организации и унитарные предприятия), входящие в состав указанных выше органов, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Ст. 374 НК РФ. Объект налогообложения

Поиск по сайту

Налоговая судебная практика по ст. 374 НК РФ

  • Апелляционное Определение ВС РФ N 4-АПГ15-45 от 4 февраля 2016 г.

    Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-5993/12 от 8 июня 2012 г.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 386.1 НК РФ фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества.

  • Определение ВС РФ N 305-КГ15-7669 от 28 октября 2015 г.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации.

  • Определение ВС РФ N 49-АПГ15-28 от 19 августа 2015 г.

    Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-6979/11 от 9 июня 2011 г.

    В обоснование заявления отдел вневедомственной охраны указывает, что налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговые декларации должны представляться только организациями, имеющими объект налогообложения. Данный вывод, по мнению заявителя, следует из системного толкования статьи 28 НК РФ.

  • Определение ВС РФ N 91-АПГ15-7 от 30 сентября 2015 г.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

  • Определение ВС РФ N 307-КГ15-536 от 16 марта 2015 г.

    Суды признали произведенные инспекцией доначисления обоснованными, поскольку согласно пункту 2 статьи 292 Налогового кодекса РФ суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированный с учетом положений пункта 1 названной правовой нормы, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного периода.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-15732/12 от 8 февраля 2013 г.

    Руководствуясь статьями 374, 375, 376, 379 НК РФ, во взаимосвязи с имеющимися в материалах дела доказательствами, суды пришли к выводу о правомерном доначислении обществу налога на имущество.

  • Определение ВС РФ N 307-КГ15-13106 от 17 декабря 2015 г.

    Отсутствие у налогоплательщика объекта налогообложения и, как следствие, обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог, в силу статьи 56 НК РФ не является льготой.

  • Определение ВАС РФ N ВАС-15994/10 от 13 декабря 2010 г.

    В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекция, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении статей 44, 374, 377 Налогового кодекса Российской Федерации, просит отменить оспариваемые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Статья 374 НК РФ. Объект налогообложения

СТ 374 НК РФ.

1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

2. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

3. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 374 Налогового кодекса

Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.

По общему правилу налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации — балансодержатели движимого и недвижимого имущества (основных средств), если иное не установлено Налоговым кодексом РФ.

С 1 января 2015 года действуют изменения, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в подпункт 8 пункта 4 комментируемой статьи. Был дополнен перечень имущества, который не признается объектом налогообложения. К данным изменениям относятся объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 01.01.2002 N 1.

Судебная практика.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14.12.2004 N 451-О указал, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.

Судебная практика.

Первый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.02.2012 по делу N А11-3011/2011 отметил, что по смыслу статьи 374 НК РФ критерием для отнесения имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Кроме того в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2013 по делу N А32-22661/2011 рассматривалось дело о признании начисления налога на имущество налоговым органом незаконным в части объектов незавершенного строительства, которые использовались обществом по прямому назначению и приносили экономическую выгоду.

Общество обосновывало свое требование тем, что, поскольку первоначальная стоимость объекта незавершенного строительства окончательно не сформирована, он не подлежал учету в качестве основного средства. Следовательно, основания для начисления ему налога на имущество, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафа у ИФНС отсутствовали.

Суд, признавая позицию общества правомерной, пришел к выводу, что основанием для начисления налога стал вывод о том, что у общества данные объекты находятся на праве собственности. Между тем ни НК РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке. Вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества. Соответственно, обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента начала использования этого имущества в деятельности предприятия.

Внимание.

Минфин России в письме от 16.01.2014 N 03-05-05-01/1000 пояснил, что на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ, статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, внутрихозяйственные дороги, учитываемые в составе основных средств, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Необходимо также отметить, что облагаемым является имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению. Такое имущество облагается налогом независимо от того, числится оно у концессионера на балансе или на его забалансовых счетах (письмо Минфина России от 11.09.2013 N 03-05-05-01/37353).

Внимание.

Как разъяснено в письме Минфина России от 08.12.2014 N 03-05-06-02/62855, учитывая, что земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом — земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

Внимание.

ФАС Московского округа в Постановлении от 03.07.2014 N Ф05-6464/2014 по делу N А40-71679/2013 удовлетворил требование налогоплательщика о признании частично недействительным решения налогового органа. Суд указал, что берегоукрепление не может быть признано основным средством общества, поскольку изначально подлежало передаче в собственность третьему лицу и было фактически передано муниципальному образованию. Кроме того, суд указал, что берегоукрепление является природно-антропогенным объектом, поскольку обладает свойствами природного объекта, отсыпано из природного материала, имеет рекреационное и защитное значение, относится к природным ресурсам и в силу прямого указания подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом налогообложения налогом на имущество.

Внимание.

ФНС России в письме от 26.02.2013 N БС-4-11/3130@ обратил внимание на то, что организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

Подпунктом «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 202-ФЗ) п. 9 ст. 381 Кодекса признан утратившим силу.

Одновременно п. 3 ст. 1 Федерального закона N 202-ФЗ внесено изменение в пункт 4 статьи 374 Кодекса в части дополнения перечня объектов, не признаваемых объектами налогообложения по налогу на имущество организаций, подпунктом 4 «ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов».

Учитывая изложенное, до 1 января 2013 г. в соответствии с пунктом 9 статьи 381 НК РФ организации освобождались от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилищ радиоактивных отходов.

С 1 января 2013 г. ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов не относятся к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций и, следовательно, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

В отношении состава не облагаемого налогом имущества пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов сообщаем следующее.

Статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее — Закон N 170-ФЗ) пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения, хранилища радиоактивных отходов (далее — пункты хранения) определены как стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов.

Согласно статье 48 Закона N 170-ФЗ хранение или захоронение радиоактивных отходов допускаются только в специально предназначенных для этого пунктах хранения. Хранение и захоронение радиоактивных отходов осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 190-ФЗ), другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих нормативно-правовое регулирование в области использования атомной энергии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона N 190-ФЗ в состав имущества пункта хранения как имущественного комплекса входит имущество, необходимое для обеспечения его безопасного функционирования, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование, права пользования участками недр, водными объектами и иными природными объектами.

Учитывая изложенное, к не облагаемому налогом на имущество организаций имуществу пункта хранения следует относить все необходимое для обеспечения его безопасного функционирования имущество, входящее в состав имущественного комплекса пункта хранения и признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Внимание.

Минфин России в письме от 25.11.2013 N 03-05-05-01/50817 подчеркнул, что во избежание двойного налогообложения с учетом пункта 3 статьи 374 Кодекса вне зависимости от учета объекта недвижимого имущества на балансе лизингополучателя иностранная организация (лизингодатель), не осуществляющая деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство, признается налогоплательщиком налога на имущество организаций и определяет налоговую базу в отношении объекта недвижимого имущества, собственником которого она является, в порядке, установленном пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ, исходя из инвентаризационной стоимости, а с 1 января 2014 г. — в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, исходя из кадастровой стоимости (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ).

Важно.

Подпункт 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ применяется в отношении имущества, не подлежащего государственной регистрации прав, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств (письмо Минфина России от 18.12.2014 N 03-05-05-01/65598).

Официальная позиция.

Налоговая служба рассмотрела вопрос о порядке применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.

ФНС России указала, что при рассмотрении состава объекта недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон N 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (пункт 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ).

Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в пункте 2 статьи 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (например, компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения).

Включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельный инвентарный объект, например, такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, встроенная пожарная сигнализация (письмо ФНС России от 18.07.2014 N БС-4-11/13896@).

Важно.

Как разъяснил Минфин РФ в письме от 25.02.2015 N 03-05-05-01/9217, с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации. Названная налоговая преференция, предусмотренная нововведенным подпунктом, предоставляется организациям в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от передачи (включая приобретение) данного имущества лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 НК РФ.

Поэтому движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозависимых лиц в течение 2013 — 2014 годов, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 года в общеустановленном порядке (см. также письма Минфина России от 19.02.2015 N 03-05-05-01/7976, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/503, от 16.01.2015 N 03-05-05-01/676, ФНС России от 18.02.2015 N БС-4-11/2530, от 20.01.2015 N БС-4-11/503).

Что касается затрат на монтаж приобретенного у взаимозависимых (не взаимозависимых) лиц движимого имущества, то такие затраты формируют первоначальную стоимость основного средства (инвентарного объекта), остаточная стоимость которого включается в среднегодовую стоимость имущества по налогу на имущество организаций (среднегодовую стоимость не облагаемого налогом имущества).

Аналогичная позиция отражена в письме ФНС России от 13.03.2015 N ЗН-4-11/4037 «О налоге на имущество организаций», направленном вместе с письмом Минфина России от 05.03.2015 N 03-05-04-01/11797.

Кроме того, в письме пояснено, что в силу статьи 374 НК РФ производственные запасы не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Внимание.

Как пояснил Минфин РФ в письме от 04.03.2015 N 03-03-06/1/11187, движимое и недвижимое имущество, не учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

В то же время в письме Минфина России от 12.11.2014 N 03-05-05-01/57207 разъяснено, что по вопросу отнесения основных средств к движимому и недвижимому имуществу следует руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, и иными законодательными и нормативными правовыми актами.

Судебная практика.

Суд рассмотрел вопрос об уплате арендатором налога на имущество, в случае если арендатор проводил неотделимые улучшения в виде капитальных вложений в арендованное имущество, принятые в качестве объекта ОС.

Суд указал, что, поскольку до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Поскольку в соответствии с договором аренды все инженерно-техническое оборудование, системы коммуникаций, закупка и установка которых производятся за счет арендатора, признаются собственностью арендатора и именно общество как арендатор произвело соответствующие расходы, квалифицируемые в соответствии с пунктом 4 ПБУ 6/01 как основные средства, оно в силу положений статей 374, 375 НК РФ является плательщиком налога на имущество с размером налоговой базы, соответствующим размеру капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного объекта.

<О применения пп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении линий связи>

С 1 января 2013 г. изменился порядок расчета налога на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ обложению налогом подлежит только недвижимое имущество, приобретенное после 1 января 2013 г., и движимое и недвижимое имущество, приобретенное в предыдущие годы.

Организация приобретает в собственность линии связи и сооружения связи (волоконно-оптический кабель прокладывается в существующей канализации либо строится новая).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществ­ляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Относятся ли к недвижимому имуществу линии связи, телефонная канализация в целях налога на имущество организаций?

Исчисляется ли налог на имущество организаций по вновь вводимым незарегистрированным линиям связи?

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 НК РФ.

На основании подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств.

Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и иное имущество.

Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

Статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлены, в частности, такие основные понятия, как линейно-кабельные сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи), линии связи (линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи), сооружения связи (объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи), средства связи (технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями) и др.

Пунктом 5 постановления Правительства РФ от 11.02.2005 № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи» линейно-кабельные сооружения связи, право на которые подлежит государственной регистрации, представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимися движимым имуществом физическими цепями (кабелями), или объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функцио­нально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи. К линейно-кабельным сооружениям связи, являющимся объектами недвижимости, относятся, в частности, кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы и т.п.).

Поэтому при определении состава движимого и недвижимого имущества линий связи необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26.12.94 № 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Закон № 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназ­наченная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подп. 21 п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ).

Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

Не включаются в состав объекта недвижимого имущества учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *