Ст 6 КоАП РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 15.05.2017 N 127-АД17-5 Требование: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ за употребление наркотических средств без назначения врача. Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт употребления лицом без гражданства наркотического средства без назначения врача подтверждается рапортом должностного лица, протоколом медицинского освидетельствования и другими доказательствами.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Войтова А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Сакского районного суда Республики Крым от 10 августа 2016 года, решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 24 августа 2016 года и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Крым от 7 октября 2016 года, вынесенные в отношении Войтова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 13.04.2017 N 8-АД17-2 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.9 КоАП РФ, за потребление наркотического средства иностранным гражданином без назначения врача. Решение: Судебные акты изменены, исключено указание о назначении иностранному гражданину наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Рафиева А.Я. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 31 августа 2015 года, решение судьи Ярославского областного суда от 15 сентября 2015 года и постановление исполняющего обязанности председателя Ярославского областного суда от 18 февраля 2016 года, вынесенные в отношении Рафиева А.Я. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Постановление Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 11-АД16-24 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, за потребление наркотических средств без назначения врача. Решение: Судебные акты изменены, исключено указание о назначении иностранному гражданину наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Усмонова С.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 25.09.2014, решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 08.10.2014 N 7-1064/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 31.12.2014 N П4а-1575, вынесенные в отношении Усмонова С.М. (далее — Усмонов С.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Действующим законодательством Российской Федерации установлен запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечения детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом. Под потреблением табака понимается курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий.

За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака предусмотрена административная ответственность.

Санкция статьи 6.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наказание в виде административного штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей. За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего предусмотрен административный штраф от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Также в соответствии с законодательством Российской Федерации родители несовершеннолетних вправе обратиться с соответствующим заявлением в отдел полиции по месту совершения правонарушения с целью привлечения лица, вовлекаемого их ребенка в употребление алкогольной продукции, к административной ответственности. По результатам его рассмотрения в случае установления признаков состава административного правонарушения органами полиции составляется протокол об административном правонарушении.

После чего все материалы проверки направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для рассмотрения по существу, которой рассматривается вопрос о привлечении лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно которой вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет административное наказание в виде административного штрафа в размере от 1 500 до 3 000 рублей.

В случае вовлечения несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, отделом полиции проводится проверка по сообщению о преступлении, по результатам которой принимается решение о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 151 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо об отказе в его возбуждении. За совершение данного преступления названной статьей установлено наказание в виде обязательных работ на срок до 480 часов или исправительных работ на срок от 1 года до 2 лет, либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев или лишения свободы на срок до 4 лет.

Новая редакция Ст. 6.3 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 6.3 КоАП РФ

1. Вопрос о действующих санитарных правилах и гигиенических нормативах, а также санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятиях является особенно острым в настоящий период времени.

Как преступление квалифицируется нарушение санитарных правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, либо то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, что предусмотрено ч. 1, 2 ст. 236 Уголовного кодекса России.

Гигиенический норматив — установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Кроме того, статьями 11, 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 02.02.2006), закреплено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 г. N 569 «О положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» закрепляет, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральное медико-биологическое агентство осуществляют государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности, внутренних дел и иного специального назначения, в организациях отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, структурные подразделения и федеральные государственные учреждения федеральных органов исполнительной власти, а также федеральные государственные научно-исследовательские учреждения, центры гигиены и эпидемиологии и другие учреждения, осуществляющие свою деятельность в целях обеспечения государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, составляют единую федеральную централизованную систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

2. Относительно специальных составов административных правонарушений в сфере нарушений санитарно-эпидемиологического благополучия населения см. комментарии к статьям 6.4 — 6.7, 8.2, 8.21 КоАП РФ.

3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц органов государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляется на основании процессуальных документов (см. комментарии к ст. 23.13 и 28.3 КоАП).

4. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия состоит из Федерального закона от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ и субъектов Федерации. В этих актах устанавливаются санитарные правила, гигиенические нормативы и иные требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. Объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения как одно из условий охраны здоровья граждан и благоприятной окружающей среды. Непосредственно данное правонарушение посягает на установленные нормами права санитарно-эпидемиологические правила.

3. Объективную сторону правонарушения составляют противоправные действия, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

4. Субъектами противоправных деяний, ответственность за которые предусмотрена в данной статье, являются граждане, должностные лица, юридические лица.

5. С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

УДК 343.575

БО1: 10.19073/2306-1340-2017-14-4-99-104

СТАТЬЯ 6.9 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЮ

ЦУКАНОВ Николай Николаевич*

И nikolai_zukanov@mail.ru

Ул. Рокоссовского, 20, Красноярск, 660131, Россия

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы применения ст. 6.9 КоАП РФ, значение практики реализации данной нормы для противодействия незаконному наркопотреблению. Автор оценивает возможность охвата правоприменительной практикой всех случаев незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ или их аналогов, достаточность предусмотренных статьей административных наказаний. Критически оценивается целесообразность криминализации систематического незаконного наркопотребления. Значимость ст. 6.9 КоАП РФ связывается с демонстрацией вектора государственной политики в отношении незаконного наркопотребления, обоснованием возможности применения отдельных мер государственного принуждения, юридической констатацией факта противоправного деяния, изменением среды, в которой правонарушитель реализует свои права и обязанности.

Ключевые слова: наркотики, наркопотребление, административная ответственность за незаконное потребление наркотиков, аналоги наркотических средств, административные наказания.

Article 6.9 of the Code of the Russian Federation on Administrative Offenses as a Means of Countering

Illegal Drug Use

Tsukanov Nikolai N.**

El columbijka@mail.ru

20 Rokossovskogo str., Krasnoyarsk, 660131, Russia

Количественные показатели практики применения ст. 6.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) не отражают ни подлинных объемов

наркопотребления, ни реального значения нормы. Так, в первом полугодии 2017 г. сотрудниками органов внутренних дел России были выявлены 42 477 таких правонарушений, в 39 724 случаях

* Заместитель начальника Сибирского юридического института (по научной работе), доктор юридических наук, доцент.

** Deputy Head of the Siberian Law Institute (on scientific work), Doctor of Legal Sciences, Docent.

составлены протоколы об административном правонарушении. Однако при этом в 2016 г. только преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, было зарегистрировано 99 052.

Статья 6.9 КоАП РФ представляет собой пример ситуации, когда реальная значимость адми-нистративно-деликтной нормы не может быть объяснена с помощью традиционных критериев. Так, непременным условием высокой эффективности превентивного воздействия мер административной ответственности принято считать неотвратимость административного наказания. КоАП РФ не только не содержит такого универсального принципа, но и прямо предусматривает многочисленные возможности для освобождения лица от административной ответственности, административного наказания. О соответствующих особенностях содержания принципа публичности в административно-деликтной сфере можно говорить лишь тогда, когда законодатель прямо их устанавливает . Например, в случаях, связанных с незаконным наркопотреблением (см. п. 4 ст. 53 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Однако и здесь речь идет не о реально достижимой цели, а о нормативно заявленном ориентире. Даже если за основу принять численность страдающих от наркомании граждан и ежедневное (хотя бы однократное) употребление ими наркотических средств, то в Российской Федерации ежедневно совершаются не менее 600 тысяч правонарушений, предусмотренных только ст. 6.9 КоАП РФ. И это при том, что за весь 2016 г. должностными лицами органов внутренних дел составлены 59 539 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей!

Причин такого несоответствия много. Прежде всего, реализация ст. 6.9 КоАП РФ связана с рядом серьезных вопросов организационно-правового содержания, возникающих: а) при проведении медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения; б) установлении места и времени совершения правона-

рушения; в) обеспечении очного участия в рассмотрении дел лица, в отношении которого ведется производство.

Нельзя не обратить внимания на отдельные законодательные и организационные решения, препятствующие в силу различных причин применению мер административной ответственности. Так, такую возможность предусматривает примечание к ст. 6.9 КоАП РФ. При отказе водителя транспортного средства от прохождения медицинского освидетельствования применяется ст. 12.26 КоАП РФ, при этом вопрос о возможности наличия оснований для применения ст. 6.9 КоАП РФ, как правило, не рассматривается1. В случаях, не связанных с управлением транспортным средством, при смешанном опьянении (вызванном употреблением алкоголя и наркотических средств (психотропных веществ) выявление алкоголя в выдыхаемом воздухе позволяет в соответствующих случаях выносить медицинское заключение «установлено состояние опьянения» без последующего проведения химико-токсикологического исследования2. В подобных ситуациях нарушитель избежит ответственности по ст. 6.9 КоАП РФ в силу процедурных причин. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» для медицинского освидетельствования несовершеннолетнего требуется информированное согласие одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетнего. Законодатель счел данные общественные отношения более важными по отношению к необходимости безусловной реализации соответствующих норм об административной ответственности и т. д.

Теоретически для обеспечения эффективности нормы вид и размер назначаемого административного наказания должны быть достаточным стимулом для отказа лица от дальнейшей противоправной деятельности либо физически препятствовать продолжению им противоправных действий. Принимая во внимание специфичность наркомании как заболевания, пожалуй, единственным эффективным средством

1 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв. приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185) связывает направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лишь со ст. 27.12 КоАП РФ.

2 О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г № 933н. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». (См. абз. 2 п. 12, п. 17.)

достижения второго эффекта служит административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. При этом речь идет, во-первых, о незначительном количестве нарушителей (724 в 2016 г. на фоне 58 761 гражданина России), во-вторых, о возможности суда избежать применения административного выдворения с учетом необходимости и соразмерности указанной меры принуждения3.

Административные наказания в виде административного штрафа или административного ареста служат эффективным средством влияния на мотивационную сферу наркомана лишь на начальных этапах наркопотребления. Лицо, страдающее от наркозависимости, сознательно употребляет вещества, подрывающие его здоровье. Даже очевидная перспектива скорой смерти не рассматривается наркоманом в качестве мотива для отказа от наркопотребления. Кроме того, нарушитель часто уже не имеет постоянного источника дохода (в этом случае назначенный штраф может даже послужить стимулом для совершения им новых преступлений), а состояние его здоровья нередко исключает возможность отбывания административного ареста. Наконец, сами судьи не связывают эффективность применения нормы с ужесточением применяемых административных наказаний. Так, по данным МВД России, за 6 месяцев 2016 г. в 10 случаях применения ст. 6.9 КоАП РФ судьи ограничились объявлением устного замечания или даже предупреждения (несмотря на то что санкция статьи такой меры не предусматривает); по данным ГУ МВД России по Красноярскому краю, за 6 месяцев 2016 г. судьями было рассмотрено 151 дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.9 КоАП РФ. При этом арест был назначен в 43 случаях (28 %), из них в 29 случаях (68 %) он не превышал 5 суток.

В этом контексте продолжает оставаться актуальным вопрос о возможности криминализации систематического незаконного наркопотребле-

ния. Стоит напомнить, что законодательством РСФСР с 1987 г. по 1991 г. была предусмотрена уголовная ответственность за незаконное наркопотребление.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как правило, аргументация этой идеи складывается из нескольких тезисов, главные из которых:

— наркоман в силу физической и психической зависимости вынужден совершать преступления корыстной направленности;

— в состоянии наркотического опьянения лицо искаженно воспринимает окружающую его реальность, в силу чего может совершать различные преступления;

— лица, допускающие немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ, часто страдают опасными заразными заболеваниями, при этом активно вовлекают в наркопотребление новых участников;

— меры административного воздействия недостаточны для эффективного предупреждения наркопотребления.

Первые три аргумента — характеристика состояния, а не деяния (действия или бездействия), за которые Уголовным кодексом Российской Федерации может быть предусмотрена уголовная ответственность.

Сочетание первых двух аргументов позволяет, на наш взгляд, предметно сопоставлять наркоманию со случаями, в отношении которых законодатель предусматривает возможность госпитализации в недобровольном порядке4.

Третий аргумент делает более логичным криминализацию потребления алкоголя. Так, в 2016 г. 440,2 тыс. преступлений было совершено в состоянии алкогольного опьянения и 28,2 тыс. преступлений — в состоянии наркотического опьянения.

Наиболее очевидным преимуществом уголовно-правового метода воздействия служит наличие возможности длительной изоляции наркомана. Однако к такому варианту не готова даже судебная власть. По данным МВД России,

3 См., напр.: По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобой гражданина Республики Молдова М. Цуркана : постановление Конституц. Суда Рос. Федерации от 17 февр. 2016 г № 5-П ; О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верхов. Суда Рос. Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 (п. 23.1). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4 См., напр.: О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации : федер. закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ (ч. 2 ст. 10) ; О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании : закон Рос. Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 (ст. 29). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

в 2016 г. осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, 103 659 человек, из них к лишению свободы приговорены 44 375 (37 346 — условное осуждение). При этом Россия стоит на втором месте в мире по числу осужденных к лишению свободы, намного опережая страны Западной Европы.

Применение уголовно-правового инструментария не дает очевидных преимуществ. Существенно усложняется процесс социальной реабилитации наркозависимого. Кроме того, мы получим дорогостоящий инструмент, использование которого приведет к криминализации значительной части населения, а внимание правоохранительных органов окончательно переключится на армию наркопотребителей.

Считаем возможным согласиться с мнением М. А. Любавиной: «Не уголовная ответственность за потребление наркотиков, а действенная система медицинской помощи наркозависимым (мы не исключаем возможность принудительного лечения от наркомании) и их ресоциализации должна стать преградой, построенной на пути наркотизации населения, при одновременном бескомпромиссном противодействии распространению наркотиков» . Согласиться с учетом двух уточнений: во-первых, не принудительное лечение, а возложение обязанности пройти лечение и в необходимых случаях — недобровольная госпитализация, во-вторых, невозможно эффективно воздействовать на наркоси-туцию без действенной системы профилактики.

Статья 6.9 КоАП РФ — инструмент, пригодный для реагирования на незначительное количество случаев незаконного наркопотребления; предусмотренные нормой санкции не способны обеспечивать эффективное предупреждение подобных правонарушений со стороны лица, привлекаемого к ответственности, особенно если это лицо уже страдает от наркозависимости. Тем не менее факт существования нормы и практика ее применения имеют большое значение в противодействии незаконному наркопотреблению.

Прежде всего, речь идет о демонстрации вектора государственной политики в отношении наркопотребления. В Российской Федерации запрещено потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоак-

тивных веществ5, и за это установлена административная ответственность. Стоит отметить, что установление юридической ответственности за немедицинское наркопотребление характерно не для всех государств. Как и в России, административная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ установлена в Республике Азербайждан. По данным Н. Фроловой, Б. Це-линского, Г. Зазулина, Л. Галанкина, уголовная ответственность за немедицинское наркопотребление установлена во Франции и Швеции . Как отмечает А. Н. Сергеев, уголовная ответственность за употребление наркотиков предусмотрена законодательством Японии, Таиланда, Греции, Австралии, Швейцарии, Египта . В ряде государств наказуемым является немедицинское потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (на рабочем месте): Республика Казахстан, Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Испания. Однако в большинстве случаев наказуемыми являются лишь действия, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и управлением транспортным средством в состоянии опьянения. При этом для законодательства Российской Федерации характерно использование конструкций, позволяющих правоприменителю выходить за рамки перечня уже известных видов наркотических средств и психотропных веществ (речь идет о производных, аналогах, новых потенциально опасных психоактивных веществах), предусмотрены юридические средства побуждения лиц, страдающих наркоманией, к лечению, а также широкий перечень мер административного принуждения, применяемых в целях своевременного выявления и пресечения правонарушений, связанных с незаконным наркопотреблением, и т. д.

Наличие нормы — логическое основание для применения ряда мер государственного принуждения, таких как медицинское освидетельствование на состояние наркотического опьянения, личный досмотр, административное задержание и т. д. Решение же о привлечении лица к ответственности — юридическая форма констатации имевшего место административного правонарушения. Это повод для соответствующей уголовно-правовой практики (ст. 232 УК РФ), средство выявления преступлений,

5 О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 8 янв. 1998 г. № 3-ФЗ (ст. 40). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и лиц, их совершающих. Поэтому применение ст. 6.9 КоАП РФ ориентировано на предупреждение совершения не только соответствующих административных проступков, но и преступлений, связанных с незаконным наркопотреблением.

Лишь в очень ограниченной степени результаты применения ст. 6.9 КоАП РФ могут рассматриваться в качестве объективного критерия наркоситуации. Количество составленных полицией протоколов об административных правонарушениях — критерий не состояния правопорядка, а организации работы правоохранительного органа. Эффективность выявления данных правонарушений зависит от наличия организационных и материально-технических условий. Так, из числа выявленных посредством администра-тивно-юрисдикционной практики наркопотребителей в среднем только 2 % состоят на учете в органах здравоохранения в связи с незаконным потреблением наркотиков.

Сведения о количестве привлеченных к административной ответственности не могут даже примерно соответствовать показателям смертности от употребления наркотиков. Статистические данные свидетельствуют о резком росте смертности в результате потребления новых синтетических наркотиков. Так, по данным Красноярского краевого наркологического диспансера № 1, в 2016 г. в Красноярском крае имели место 99 случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами, из них новыми синтетическими наркотическими средствами (РЕЧАСА, FUBINACA СНМЕЧАСА, РУР) — 53 случая (2013 г. — 4, 2012 г. — 1) . При этом указанные наркотические средства далеко не всегда выявляются в ходе медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения, а употребление аналогов наркотических средств и психотропных веществ вообще не может влечь административную ответственность, предусмотренную ст. 6.9 КоАП РФ.

Как известно, содержание административной ответственности нельзя сводить к административным наказаниям. Факт привлечения к такой ответственности, кроме того, предполагает:

1) официальное порицание, констатацию факта административного правонарушения, признание противоправности соответствующего деяния виновного лица субъектом административной юрисдикции; 2) изменение среды, в которой правонарушитель реализует свои права и обязанности, — возникновение возможности ограничения его прав, установления дополнительных запретов и обязанностей в течение срока, пока это лицо считается привлеченным к административной ответственности. Юридическая констатация факта правонарушения служит характеризующим материалом и может дополнительно использоваться при решении совершенно различных вопросов -от приема на службу до лишения родительских прав или прав на управление транспортным средством. Даже освобождение лица от административной ответственности на основании примечания к ст. 6.9 КоАП РФ является основанием для возложения на лицо обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Такая возможность в сочетании со ст. 6.9.1 КоАП РФ служит средством повышения мотивации к лечению и прохождению реабилитации от наркозависимости. Кроме того, речь может идти: 1) об установлении административного надзора6; 2) аннулировании удостоверения частного охранника7; 3) отказе в выдаче лицензии на приобретение оружия8 и т. д. Во всех подобных случаях именно вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания служит пусковым механизмом для ограничения прав нарушителя.

Таким образом, значимость ст. 6.9 КоАП РФ и практики ее применения существенно шире сферы вопросов о полноте охвата совокупности соответствующих противоправных деяний и результативности предусмотренных наказаний, существенно большее влияние оказывается совокупностью иных сопутствующих юридических следствий, делающих в итоге данную норму необходимым и эффективным средством противодействия наркоугрозе.

7 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации : закон Рос. Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (п. 13 ст. 11.1). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

8 Об оружии : федер. закон от 13 дек. 1996 г. № 150-ФЗ (п. 10 ст. 13). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федоров А. В. Ответственность за немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2. С. 3-8.

5. Цуканов Н. Н. О принципе публичности в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2008. № 4. С. 7-10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *