Ст 787 ГК РФ

1. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, двусторонним, возмездным. Перевозки транспортом общего пользования осуществляются на основании договора перевозки пассажира, обладающего признаками публичности (ст. ст. 426, 789 ГК РФ). Кроме того, данный вид договора относится к договорам присоединения. Приобретая проездной документ для проезда в поезде пригородного сообщения, гражданин принимает предложенные ему условия договора перевозки путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК РФ).

Основной обязанностью перевозчика является своевременная и безопасная доставка пассажира в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков — в разумный срок. В необходимых случаях перевозчик обязан доставить в надлежащем состоянии багаж пассажира. Перевозчик должен в соответствии с расписанием подать транспортное средство для посадки пассажиров. Пассажир при посадке обязан предъявить проездной документ (ст. 82 УЖТ РФ), в соответствии с которым перевозчик должен предоставить указанное в билете или путевке место (ст. 99 КВВТ РФ). При предъявлении пассажиром билета перевозчик обязан принять для перевозки багаж и отправить его ближайшим рейсом. Жизнь и здоровье пассажиров подлежат обязательному страхованию. В пути следования перевозчик обязан обеспечить пассажиру соответствующий его проездному билету уровень сервиса.

Одной из основных обязанностей пассажира является оплата своего проезда, а при сдаче багажа — его провоза. Плата за проезд пассажира и за провоз его багажа определяются соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования — на основании тарифов, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ.

2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (ст. ст. 97 КВВТ РФ, 82 УЖТ РФ, 179 КТМ РФ, 20 УАТиНГЭТ). Билет не является формой договора перевозки пассажира, а лишь свидетельствует о заключении такого договора. Условия договора перевозки могут публиковаться в средствах массовой информации и могут рассматриваться как оферта. В этих случаях пассажиру в подтверждение заключения договора перевозки может быть выдан жетон, месячный абонементный билет, пластиковая карта. Акцептом же являются конклюдентные действия пассажира, которые могут проявляться в различных формах: при покупке билета, прохождении через турникеты с использованием жетонов и пластиковых карт, посадке в такси и т.п. В связи с тем что договоры перевозки могут осуществляться на основании абонементного билета, позволяющего пассажиру воспользоваться услугами перевозчика неоднократно, в литературе предлагается договоры перевозки пассажиров классифицировать на разовые и длительные.

3. Транспортными уставами и кодексами конкретизируется право пассажира перевозить с собой бесплатно или на иных льготных условиях детей. Так, на морском и воздушном транспорте пассажир имеет право провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 2-х лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест (ст. ст. 181 КТМ РФ, 106 ВзК РФ). На автомобильном транспорте можно провозить бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше 7 лет без предоставления отдельных мест для сидения, а в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше 5-ти лет без предоставления отдельного места для сидения. В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше 12-ти лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем 50% провозной платы (ст. 21 УАТиНГЭТ). На железнодорожном и внутреннем водном транспорте пассажиру разрешено провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное пассажирское место, а также детей в возрасте не старше 10 лет с оплатой в соответствии с льготным тарифом (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ).

Пассажир имеет право перевозить с собой бесплатно каютный багаж в пределах установленной нормы (п. 2 ст. 181 КТМ РФ), а также ручную кладь (ст. ст. 83 УЖТ РФ, 100 КВВТ РФ). Забота о сохранности ручной клади лежит на пассажире;

Пассажир имеет право сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Транспортными уставами и кодексами также предусмотрены права пассажира продлевать срок действия проездного документа (билета) в случае болезни в пути следования на время болезни, делать остановку в пути следования не более чем на 10 суток, сдать билет в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров, и получить провозную плату за непройденную часть пути.

4. Применимое законодательство:

— ВзК РФ;

— КВВТ РФ;

— КТМ РФ;

— УАТиНГЭТ;

— УЖТ РФ.

5. Судебная практика:

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.08.2014 N Ф05-8115/14 по делу N А41-61188/2013;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-8161/14 по делу N А41-53214/2013;

— Постановление ФАС Московского округа от 14.03.2005 N КГ-А40/1243-05;

— Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2014 N 10АП-11735/14;

— Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2014 N Ф05-9442/14 по делу N А41-61185/2013;

— Постановление ФАС Уральского округа от 14.01.2011 N Ф09-5154/2010 по делу N А76-11353/2009;

— Постановление ФАС Уральского округа от 13.01.2011 N Ф09-5154/10-С1 по делу N А76-11353/2009-51-191/45-343;

+Читать далее…

— Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 N 03АП-2008/12;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2008 N 15АП-745/2008.

1. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

2. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

3. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 2 статьи 21 и статья 27).

Комментарий к статье 40 Гражданского Кодекса РФ

1. Если в ст. 39 ГК говорится о прекращении опеки (попечительства) в связи с переходом к другой форме устройства гражданина (их заменой на более предпочтительные родительское попечение или усыновление) либо о прекращении функций конкретного опекуна (попечителя) в условиях, когда дееспособность подопечного остается неизменной, то с наступлением оснований, предусмотренных ст. 40, меняется дееспособность подопечного, а вместе с этим — и опека (попечительство). Это и объясняет формальную автономию ст. 40, которая называет основания прекращения опеки и попечительства в отношении совершеннолетних (п. 1) и несовершеннолетних подопечных (п. п. 2, 3). Прекращение опеки и попечительства в первом случае всегда сопряжено с судебной процедурой и возможно при условии вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности. Во втором случае прекращение опеки связывается с достижением подопечным возраста 14 лет и его переходом из группы малолетних (ст. 28 ГК) в группу лиц в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 26 ГК РФ и комментарий к ней), тогда как прекращение попечительства — с достижением подопечным возраста 18 лет и иными основаниями приобретения им полной дееспособности (ст. ст. 21, 27 ГК). Правило п. 1 ст. 40 не оригинально, так как соответствует по смыслу правилам п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 ГК, правило п. 2 ст. 40 вполне логично.

2. За рамками ст. ст. 39 и 40 ГК известны и другие основания прекращения опеки (попечительства): а) смерть опекуна (попечителя) или подопечного; б) истечение срока действия акта о назначении опекуна (попечителя), если в данном акте срок действия полномочий опекуна (попечителя) определен периодом времени или указанием на определенное событие (п. 6 ст. 11, подп. 1, 2 п. 1 ст. 29 Закона об опеке); в) прекращение договора о приемной семье по одному из оснований, предусмотренному гражданским законодательством для прекращения обязательств (п. 1 ст. 153.2 СК). Предварительная опека (попечительство) прекращаются, если до истечения месяца со дня принятия акта о временном назначении опекуна (попечителя) (а в исключительных случаях — до двух месяцев) временный опекун (попечитель) не будет назначен опекуном (попечителем) в общем порядке (п. 5 ст. 12 Закона об опеке).

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Комментарий к Ст. 787 ГК РФ

В комментируемой статье дается определение договора фрахтования. В действующем российском законодательстве предусмотрен договор фрахтования (чартера) на морском транспорте (гл. X, XI КТМ), внутреннем водном (ст. ст. 67, 97 КВВТ) и воздушном транспорте (ст. 104 ВК). Неожиданно договор фрахтования был введен для некоторых перевозок пассажиров автомобильным транспортом (ст. ст. 18, 27 УАТ), включая перевозки в такси (ст. 31 УАТ). Не предусмотрено фрахтование на железнодорожном транспорте.

Определение юридической природы договора фрахтования позволяет разрешить вопрос о его соотношении с договором перевозки и об отграничении от договора аренды. Исторически договор фрахтования сформировался в морском торговом праве Средневековья и предшествовал собственного договору перевозки груза. Еще в начале XX в. общепринятым было воззрение на договор фрахтования как на договор имущественного найма (к возможности аренды части судна — части его «вместимости» — торговое право, долго сохранявшее обособленность от римского частного права, относилось спокойно). Г.Ф. Шершеневич основное различие между морской перевозкой в форме фрахтования и собственно перевозкой груза видел в том, что при фрахтовании обязанность капитана судна — привести судно к месту назначения, а при перевозке груза — доставить товар в место назначения. Соответственно, при фрахтовании капитан не отвечает за сохранность груза, а при перевозке груза отвечает в связи с тем, что груз находится под «исключительным надзором» капитана . Со временем договор фрахтования транспортного средства приобрел две разновидности: одна из них сохранила связь с арендой, другая практически полностью слилась с обычной перевозкой груза. Решающим моментом стало то, заключается договор фрахтования транспортного средства целиком (всей «вместимости» транспортного средства) или только части его вместимости.

———————————
Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. С. 264.

См.: там же. С. 263.

2. Если фрахтуется все транспортное средство, требующее для управления и технической эксплуатации усилий целого экипажа (а это водные и воздушные суда), то данный договор фрахта является договором аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа (§ 3 гл. 34 ГК) . Целью аренды всего транспортного средства может быть перевозка грузов или пассажиров. Если арендатор перевозит собственные грузы (или арендует, например, самолет для доставки самого себя в определенный пункт), отношения по перевозке не складываются в связи с особенностями субъектного состава. Если арендатор перевозит грузы третьих лиц или других пассажиров, то договор перевозки налицо, но в роли перевозчика выступает сам арендатор: «…между собственником транспортного средства и лицом, нанимающим это средство, возникают именно отношения аренды, а уже в процессе эксплуатации транспортного средства арендатором у него складываются отношения с другими лицами по перевозке, которые и урегулированы соответствующими статьями главы 40 ГК» .

———————————
В морской терминологии это тайм-чартер и бербоут-чартер.

3. Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза является, без сомнения, разновидностью обычного договора перевозки груза, пусть и с большими специфическими особенностями. Особенности договора перевозки груза в форме фрахтования заключаются в следующем.

Во-первых, это договор консенсуальный. Соответственно, обязательства перевозчика возникают с момента заключения данного договора и охватывают собой все действия, связанные с предоставлением транспортного средства под погрузку.

Во-вторых, договор фрахтования для перевозки грузов заключается в отношении индивидуализированного транспортного средства (ст. 120 КТМ).

В-третьих, сам договор фрахтования для перевозки грузов может быть заключен не между грузоотправителем и перевозчиком, а между грузополучателем, который фрахтует часть вместимости судна, и перевозчиком . Соответственно, и обязанность по оплате перевозки может быть возложена на грузополучателя.

В-четвертых, договор фрахтования оформляется специальным документом, который именуется «чартер». При этом, что и указывает на перевозочный характер договора, не исключается выдача обычных транспортных документов (например, коносамента при морской перевозке грузов по чартеру — см. ст. 119 КТМ).

Кроме того, важную роль играют внеправовые предпосылки, формирующие необходимость заключения именно договора фрахтования части вместимости транспортного средства, а не обычного договора перевозки. Так, на морском транспорте договор фрахтования заключается в отношении судов, для которых не существует заранее установленного направления рейсов и расписания движения, поэтому существенным условием договора фрахтования является указание на место погрузки судна, место назначения или направления судна (ст. 120 КТМ).

4. Если для фрахтования с целью перевозки груза нерейсовый характер транспортного средства является вторичным признаком, то для договора фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира этот признак становится единственным, позволяющим отличить «фрахтование» каюты или места на борту от обычного договора перевозки пассажира и его багажа на водном или воздушном транспорте.

Видимо, желание разграничить перевозки пассажиров в зависимости от того, осуществляются они по расписанию («регулярные перевозки») или нет, заставило ввести в УАТ договоры, названные договором фрахтования для перевозки пассажиров и багажа по заказу (гл. 4 УАТ) и договором фрахтования легкового такси (гл. 5 УАТ). Договор фрахтования автомобильного транспорта является договором перевозки пассажира в чистом виде. Используемая в УАТ терминология («перевозка» и «фрахтование») призвана всего лишь разграничить перевозки общественным транспортом, движение которого подчиняется утвержденному расписанию (трамвай, троллейбус, рейсовые автобусы и маршрутные такси), и перевозки автомобильным транспортом (включая легковые такси), пункт назначения которых определяет пассажир. Показательно, что грузоперевозки на автомобильном транспорте, также осуществляемые по заказу, договором фрахтования не называются (гл. 2 УАТ). К особенностям договора «фрахтования» на автомобильном транспорте относится его форма: для перевозок пассажиров по заказу — письменный договор, если перевозки систематические (п. 2 ст. 27 УАТ), заказ-наряд, если перевозки несистематические (п. 4 ст. 27 УАТ). Для перевозок в легковом такси форма заключения договора — устная с выдачей письменных документов, подтверждающих оплату стоимости проезда (п. п. 1 и 5 ст. 31 УАТ).

5. В целом по договору фрахтования следует сделать следующие выводы.

Договор фрахтования всей вместимости водного или воздушного судна — это договор аренды транспортного средства с экипажем или без такового.

Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки груза — это консенсуальный договор перевозки груза.

Договор фрахтования части вместимости водного или воздушного судна с целью перевозки пассажира, а также договор фрахтования автомобильного транспорта — это договоры перевозки пассажиров и их багажа, осуществляемой нерегулярными рейсами.

Новая редакция Ст. 787 ГК РФ

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

Наибольшее распространение чартер получил на воздушном и морском транспорте. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличен от последнего отсутствием передачи транспортного средства иному лицу и спецификой предмета договора фрахтования, выражающегося исключительно в оказании возмездных транспортных услуг.

Судебная практика.

В случае если бербоут-чартером не предусмотрено иное, фрахтователь в пределах предоставленных ему бербоут-чартером прав может заключать от своего имени договоры фрахтования судна без экипажа с третьими лицами на весь срок действия бербоут-чартера или на часть данного срока (суббербоут-чартер). Заключение суббербоут-чартера не освобождает фрахтователя от исполнения бербоут-чартера, заключенного им с судовладельцем (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2004 N 7326/04).

Бербоут-чартер — это договор фрахтования, согласно условиям которого судовладелец передает фрахтователю судно без экипажа на условиях аренды. На время аренды фрахтователь является временным владельцем судна и несет все расходы по его эксплуатации. Расходы по страхованию, однако, как правило, несет судовладелец.

Другой комментарий к Ст. 787 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор фрахтования (чартер) — особая разновидность договора перевозки. Этот договор двусторонне обязывающий, возмездный, консенсуальный. Он может применяться при перевозке грузов, а также пассажиров и багажа. Одна из особенностей фрахтования — возможность возложения на перевозчика обязанности предоставить для перевозки всю или часть вместимости конкретного транспортного средства. При наличии в договоре указания на определенное транспортное средство его замена возможна только с согласия фрахтователя. Кроме того, в отличие от линейных перевозок, график осуществления которых определяется перевозчиком, а контрагент может лишь принять предлагаемые условия, при фрахтовании возможно согласование места погрузки, сроков и маршрута перевозки применительно к потребностям фрахтователя.

Законодательство не ограничивает виды транспорта, при перевозках которыми возможно заключение договора фрахтования. Вместе с тем традиционно этот договор применяется на речном, морском, а также воздушном транспорте.

2. Как говорилось, договор фрахтования предусматривает предоставление под перевозку грузов или пассажиров и багажа всей или части вместимости транспортного средства. Это означает, что на транспортном средстве (или в соответствующей его части) не могут перевозиться другие грузы или пассажиры без согласия фрахтователя. Фрахтователь вправе требовать удаления с транспортного средства или соответствующей его части постороннего груза или пассажиров. Поскольку предоставление всего или части транспортного средства относится к существенным условиям договора фрахтования, неисполнение данной обязанности дает основания фрахтователю в случае неустранения допущенных нарушений требовать расторжения договора (ст. 450 ГК РФ). Для перевозки на морском транспорте неисполнение перевозчиком обязанности освободить транспортное средство (его часть) от постороннего груза дает право фрахтователю потребовать соответствующего уменьшения фрахта, а также возмещения убытков (ст. 137 КТМ).

Обязанность предоставления фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства делает договор фрахтования внешне схожим с арендой транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). Однако эти договоры различны, так как предоставление всей или части вместимости транспортного средства не означает передачи фрахтователю правомочий по владению и пользованию транспортным средством. При договоре фрахтования техническая и коммерческая эксплуатация транспортного средства осуществляется его владельцем-перевозчиком.

3. Стороны договора фрахтования — перевозчик и фрахтователь. При фрахтовании транспортного средства для перевозки грузов права и обязанности фрахтователя в целом схожи с правами и обязанностями грузоотправителя в договоре перевозки груза. Договор фрахтования для перевозки груза может быть заключен в пользу третьего лица — грузополучателя.

При фрахтовании транспортного средства для перевозки пассажиров фрахтователь является лицом, которое организует перевозку определенной группы людей (к примеру, такие договоры часто заключаются туристическими организациями для перевозки групп туристов). При этом пассажиры стороной договора фрахтования не становятся, однако на них распространяются гарантии, предоставляемые пассажирам ГК и транспортным законодательством. Перевозчик будет нести перед ними ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и перевозимому ими имуществу. Кроме того, в соответствии с законодательством о защите прав потребителей пассажиры вправе предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, непосредственно перевозчику.

4. Договор фрахтования заключается в письменной форме. Особенностью оформления договоров фрахтования на морском транспорте является то, что при перевозке грузов помимо заключения в письменной форме самого договора (чартера) выдается коносамент (ст. 117 КТМ). Условия договора, изложенные в чартере, регулируют отношения фрахтовщика (перевозчика) и фрахтователя (грузоотправителя). Для получателя груза условия чартера обязательны, если к ним имеется отсылка в коносаменте. Когда такой отсылки нет, отношения перевозчика и получателя регулируются только коносаментом. Еще одна особенность — наличие на морском транспорте стандартных форм (проформ), в соответствии с которыми оформляется договор. Существует более 200 таких форм, разработанных в отношении перевозок определенных видов грузов: угольные, зерновые и т.д.

5. Гражданский кодекс не устанавливает требований к содержанию договора фрахтования. Отсутствуют такие требования в ВК и КВВТ. Поскольку договор фрахтования — разновидность договора перевозки, его существенные условия при отсутствии специальных требований определяются положениями о договоре перевозки с учетом того, что в договоре фрахтования необходимо указание на предоставление фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства. Кроме того, поскольку договор фрахтования — консенсуальный, в нем должны определяться условия о времени и месте подачи судна под погрузку и, соответственно, о предъявлении груза.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки.

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Понятие транспортных обязательств

Транспортные обязательства (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.

Подробнее

В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

  1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207);
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001);
  5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

Стороны транспортного обязательства

  1. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
  2. Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе;
  3. Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Грузополучатель в договоре выступает в качестве третьего лица, который обладает определенными правами, а в некоторых случаях и обязанностями (например, обязанность принять груз), что вытекает из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, договор перевозки груза в некоторых случаях является договором в пользу третьего лица, предусмотренному ст. 430 Гражданского кодекса РФ.

Подробнее

Правовое положение перевозчика

В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
  • учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
  • собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
  • коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в пользу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

Предмет транспортных обязательств:

  • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Виды транспортных обязательств

К транспортным договорам относятся:

  1. договоры об организации перевозок грузов;
  2. договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта:
    • железнодорожная перевозка;
    • автомобильная перевозка;
    • воздушная перевозка;
    • воздушный чартер;
    • морская перевозка;
    • перевозка по внутренним водным путям.
  3. договоры буксировки.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды обязательственных договорных отношений:

Расширенная классификация

По цели договоры перевозки разделяются на:

  1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
  2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
  3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

  • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
  • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

  • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
  • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, и т.п.);
  • договоры, заключаемые в общем порядке.

По моменту заключения договора выделяются:

  • реальный договор перевозки конкретного груза;
  • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

  1. договоры перевозки пассажиров;
  2. договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
  3. договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
  • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

  1. малый каботаж — перевозки между портами одного морского бассейна;
  2. большой каботаж — перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.

На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

  • городские (в преде­лах черты города),
  • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
  • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
  • межреспубликанские;
  • международные.

Наряду с этим выделяются перевозки:

  1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
  2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
  3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

Содержание транспортных обязательств

Обязанности перевозчика:

  • подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
  • осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
  • доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 Гражданского кодекса РФ).

Обязанности грузоотправителя (грузополучателя), пассажира:

  • произвести оплату перевозки,
  • сообщить необходимую информацию о грузе,
  • принять груз.

Особенности ответственности по транспортным обязательствам

Основания ответственности по транспортным обязательствам

Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК:

«Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

Специальные нормы ответственности сторон предусмотрены в следующих статьях ГК РФ:

  • Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
  • Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
  • Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
  • Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
  • Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Пределы ответственности перевозчика

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т. е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранностъ груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь

  • в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо
  • в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т. е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер.

Пределы ответственности грузоотправителя и грузополучателя

Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту – перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов.

Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки.

Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил

  • сдачи груза к перевозке, его упаковки,
  • своевременного получения груза в пункте назначения,
  • оформления перевозочных документов и т.д.

Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *