Статус сотрудника ОВД

Административно-правовой статус российского полицейского

С 2011 года вся российская милиция переименована в полицию, однако её предназначение кардинально не изменилось: как была, так и существует основная цель самого многочисленного правоохранительного ведомства, которая заключается в обеспечении удовлетворяющего потребностям общества необходимого уровня правопорядка и общественной безопасности.

Актуальность данной статьи заключается в том, что в ходе проведённого реформирования системы МВД России и создания полиции, кардинально изменился административно-правовой статус как сотрудника органов внутренних дел, так и сотрудника полиции, что требует его дополнительного изучения и осмысления.

Цель настоящей статьи состоит в определении административно-правового статуса российского полицейского, а также изменений его полномочий и компетенции в ходе проведённого реформирования системы МВД России.

27 октября 2010 года, на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, был внесён законопроект о реформе МВД. Цель данной реформы состояла не только в том, чтобы просто переименовать милицию в полицию и сократить штат, но сделать органы внутренних дел открытыми для гражданского общества, установить над ней гражданский контроль, а также очистить её ряды от недостойного элемента путём проведения переаттестации сотрудников. Данный законопроект был принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, и 7 февраля 2011 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил федеральный закон «О полиции».

Таким образом, изменилась не только правовая основа деятельности органов внутренних дел, но и его организационная структура, а также вопросы её финансового и другого ресурсного обеспечения. В результате, кардинально изменился административно-правовой статус как сотрудника органа внутренних дел, так и полицейского. Данные изменения коснулись не только полномочий и компетенций полицейского, но и порядка приёма и прохождения им службы, а также вопросов его социальной защищённости.

Новый закон увеличил срок испытания для граждан Российской федерации, поступающих на службу в полицию. Раньше максимальный срок составлял полгода, теперь 1 год.

Рассмотрим задачи, которые стояли перед милицией. Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 N 1026–1 статья 2. задачами милиции определял обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, охрану общественного порядка, защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также оказание помощи физическим и юридическим лицам. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции», данные задачи более конкретизированы, а также определены дополнительно ряд новых направлений деятельности. Направлениями деятельности полиции определены: обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности. Так же по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Сравнительный анализ нормативно-правовых актов показал, что главной задачей как милиции, так и полиции, остается соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина. Однако, новаторство нового законодательства заключается в том, что Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» утвердил постулат об открытости и публичности деятельности полиции.

В соответствии с новым законодательством, полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция обязана, в пределах своих полномочий, оказывать содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Сравнительный анализ административно-правового статуса сотрудника милиции и полиции позволил нам установить, что как сотрудник милиции, так и сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, осуществляющий свою служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел. Однако, в отличии от правого положения сотрудника милиции, новое законодательство устанавливает, что сотрудник должен соответствовать определённым квалификационным требованиям, не должен иметь судимость и вид на жительства за рубежом, обязан отчитываться о своих доходах и расходах, а также специально оговариваются требования к его поведению.

Что касается специальных званий сотрудников внутренних дел, то после реформы, они остаются прежними (изменения произошли лишь в категории высшего начальствующего состава: появилось специальное звание генерал полиции), что свидетельствует о преемственности в табеле о рангах.

В части определения обязанностей сотрудника полиции, новое законодательство устанавливает, прежде всего он обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение, и проходить регулярные проверки знаний Конституции и иных нормативно правовых актов, выполнять свои обязанности в соответствии со своей должностной инструкцией, выполнять распоряжения и приказы руководителей, не противоречащие федеральному законодательству и другие.

Новаторством в законодательстве, внесшим коррективы в административно-правовой статус сотрудника полиции явилось что, что оно установило ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции. Основными среди них является то, что сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

7) выход из гражданства Российской Федерации;

8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Изменения коснулись и вопросов платы труда сотрудников полиции. Если ранее оплата труда сотрудников милиции происходила из бюджетов разного уровня, а оплата труда сотрудников милиции вневедомственной охраны за счёт внебюджетных источников, то сейчас источником оплаты труда сотрудников полиции является только федеральный бюджет Российской Федерации. Увеличился не только размер должностных окладов сотрудников полиции и окладов по специальному званию, но и установлены различные поощрительные выплаты. Например, сотруднику полиции, имеющему почетное звание «Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации» и (или) «Заслуженный юрист Российской Федерации», выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов к должностному окладу в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию также за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год, которое осуществляется на условиях и в порядке, установленном федеральным законодательством.

Итак, очевидно, что проведённое реформирование системы МВД России кардинально изменили административно-правовой статус сотрудника полиции, что послужило базой для создания эффективной правоохранительной системы, служащей на благо обществу и государству. В настоящее реформа всё ещё продолжается, и структурные преобразования также происходят и внутри самого ведомства. Конечно, сейчас, на первоначальных этапах реформирования сложно говорить о результатах переименования из «милиции» в «полицию», однако уже можно сделать, что изменения административно-правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приёма на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.

В целом, исходя из известного в науке постулата о том, что административно-правовой статус представляет собой совокупность прав и обязанностей, можно отметить, что административно-правовой статус российского полицейского представляет собой совокупность определённых нормами законодательства Российской Федерации комплекс прав, обязанностей, гарантий и ответственности сотрудника полиции.

Литература:

1. Федеральный закон Российской Федерации “О полиции” от 07.02.2011 N 3-ФЗ принят ГД ФС РФ 28.01.2011. «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, N 7, ст. 900.

2. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 503. (утратил силу)

3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

4. Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5. Федеральный закон Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

6. Алехин А. П., Кармолицкий А. А. Административное право России. Первая часть: Учебник. Зерцало-М, 2011 г.

7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. 3-е изд. Учебник. 2008. 816с.

8. Дмитриев Ю. А. Административное право: учебник / Ю. А. Дмитриев, И. А. Полянский, Е. В. Трофимов. ––М.: Эксмо, 2009. –– 928 с.

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Прохождение государственной службы в органах внутренних дел осуществляется на различных должностях. «Каждая должность имеет свой определенный статус, который в конечном итоге формирует основные обязательные требования к кандидату по ее замещению. С момента замещения должности кандидат обретает статус сотрудника органа внутренних дел». В связи с этим можно выделить различные подходы к определению такого правового понятия как должность.

Например, Д.Н. Бахрах определяет должность как «комплексное правовое образование, состоящее из норм административного, трудового и других отраслей права. Должность — прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться определенные действия».

П.П. Сергун отмечает, что «должность по организационному положению является начальным элементом структуры органа внутренних дел, но в общем плане это многогранное явление. Если обобщить все процедурные и функциональные проявления, связанные с должностью, то можно выделить четыре характеризующих ее периода: учреждение, замещение, функционирование и ликвидация должности».

Учреждение должности связано с необходимостью обоснования ее возникновения. Подготавливается проект общего ее статуса, где должны быть рассмотрены вопросы социального, организационного и правового обеспечения. Для окончательного закрепления должности в официальном нормативном правовом акте, которая осуществляется специально уполномоченным на то органом, необходима и должностная инструкция, подчеркивающая непосредственные права и обязанности, а также ответственность сотрудника.

Замещение как характеризующий этап означает, что конкретное лицо принимается на должность при помощи определенного организационно -правового способа.

Период функционирования — это центральный момент, ради чего она была учреждена. Лицо, занимающее определенную должность, наделяется рядом полномочий. С этого момента происходит практическая реализация целей, задач, функций органов и подразделений МВД России.

Последний характеризующий этап — это ликвидация должности, которая означает прекращение действия не только статуса должности, но и статуса сотрудника органа внутренних дел. Ликвидация оформляется определенным актом.

П.П. Сергун приходит к выводу, что «назрела необходимость создания обновленного Реестра государственных должностей МВД России, который должен являться частью Реестра государственных должностей Российской Федерации». Он предлагает выделить следующие классификации должностей: по месту в структуре федеральных органов исполнительной власти; по месту в системе государственной службы Российской Федерации; по специализации; по видам структурных подразделений, исходя из функции органов внутренних дел; по специфике замещения. С помощью такой классификации можно достигнуть оптимального соотношения должностей по их статусу на различных уровнях управления, целесообразного решения штатных вопросов.

Данная реформа позволит планировать подготовку сотрудников по конкретным специальностям, по различным уровням квалификации. Важным является и то, что, таким образом, классификация поможет более целесообразному осуществлению финансового, материально-технического и иного обеспечения. Кроме того, классификация должностей обуславливает разграничение не только объема прав и обязанностей по должности, но и влияет на степень юридической ответственности каждого конкретного служащего.

Государственный служащий России, как и всякий субъект права — это гражданин Российской Федерации, который имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов. Вместе с тем, «с момента замещения государственной должности он становиться субъектом государственно-служебных отношений: наделяется особыми правами и обязанностями, за исполнение которых на него возлагается ответственность».

Сотрудник органов внутренних дел выполняет обязанности и пользуется правами в пределах своей компетентности по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, принимаемой Присягой и заключенным индивидуальным контрактом.

При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Центральное место в статусе сотрудника органов внутренних дел занимают его обязанности и права.

В.Б. Гайдов предлагает следующую дифференциацию обязанностей:

1. Служебные — возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, актами МВД России.

Именно они характеризуют правовой статус сотрудника органов внутренних дел как представителя федеральной исполнительной власти. К таким обязанностям можно отнести следующие: соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных правовых актов; обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан; добросовестное исполнение должностных обязанностей и иные.

2. Должностные — определяются должностными инструкциями и положениями. К ним можно отнести такие обязанности, как, при заключении индивидуального контракта соблюдать его условия; соблюдать присягу, внутренний порядок и служебную дисциплину; в случае служебной необходимости выполнять обязанности, непредусмотренные контрактом (на срок от одного месяца в течении календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности).

Права сотрудника органов внутренних дел сопровождают его государственно-служебную деятельность, создают условия его защищенности, как в правовой, так и в социальной сферах. Можно сказать, что служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать сотруднику надлежащие условия для выполнения обязанностей. В.Б.Гайдов предлагает права также разделить на две группы:

  • 1. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей. К ним можно отнести, например, право на обеспечение надлежащих условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с документами, регламентирующими деятельность сотрудника; право на отдых; право на оплату труда; должностной рост, в том числе переподготовку, повышение квалификации, стажировку; членство в профессиональном союзе (ассоциации) и др.
  • 2. Права, сопровождающие государственно-служебную деятельность сотрудника органов внутренних дел, например, право на форменную одежду установленного образца; ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств (после прохождения соответствующей подготовки); погребение.

Кроме прав и обязанностей, государственный служащий, поступая на государственную службу, добровольно принимает и ряд установленных законодательством ограничений и запретов, которые имеют своей целью обеспечить высокий моральный облик государственного служащего и свободу его действий в пределах должностных полномочий. Такие ограничения и запреты должны препятствовать злоупотреблениям, проявлениям коррупции.

В. Б. Гайдов выделяет четыре основных аспекта:

  • 1. Несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
  • 2. Недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей.
  • 3. Строгое соблюдение государственно-должностной дисциплины.
  • 4. Политическая нейтральность.

В законодательстве к таким ограничениям относятся также: признание сотрудника недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждение к наказанию, исключающее возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости; наличие заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению, подтвержденное заключением медицинского учреждения; выхода из гражданства или наличия гражданства другого государства, если не предусмотрено международным договором Российской Федерации; предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником обязанностей, определенных его статусом, на его возлагается ответственность. Она «присуща любой его деятельности, возникающей при исполнении служебных полномочий. Следовательно, ответственность обуславливает единство полномочий, обязанностей и прав служащего и устанавливает наличие отклонений при их реализации».

Особо важную роль в обеспечении эффективности работы органов внутренних дел играют разнообразные и существенные гарантии, установленные законодательством: «определенный объем льгот и компенсаций, защищающий права и интересы персонала органов внутренних дел, чья деятельность в значительной степени связана с риском для жизни и здоровья». В связи с этим социальная защищенность сотрудника предполагает создание необходимых условий для его нормальной деятельности.

К социальным гарантиям, предоставляемым сотрудникам органов внутренних дел, можно отнести: «использование при оплате труда системы премиальных выплат; установление вещевого довольствия; медицинское обслуживание и обеспечение лекарственными препаратами; государственное страхование на случай причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу, связанного с использование служебных обязанностей, а также на случай заболевания или потери трудоспособности, наступивших в период прохождения службы; пенсионное обеспечение за выслугу лет и право для членов семьи на получение пенсии по случаю потери кормильца».

Денежные выплаты и компенсации выдаются сотрудникам органов внутренних дел: «за использование личного транспорта в служебных целях; за работу сверх установленного времени; за выполнение дополнительных обязанностей за временно отсутствующего сотрудника и по совместительству; за квалификационное звание, знание иностранных языков, ученую степень; лицам, награжденным знаком «Заслуженный сотрудник МВД РФ»; за неиспользованный отпуск; за приобретение литературы (преподавательскую ставку); за командировочные расходы; за наем временных жилых помещений».

Сотрудники органов внутренних дел обеспечиваются вещевым довольствием бесплатно, за исключением отдельных предметов, которые отпускаются за плату, по нормам снабжения. Право на получение довольствия наступает при назначении сотрудника на штатную должность и со дня присвоения специального звания. Последующая выдача производится по окончании срока выданных предметов. Сотрудникам, выполняющим служебные обязанности в гражданской одежде, а также другим работникам по решению руководителя органа внутренних дел выплачивается денежная компенсация за предметы обмундирования, положенные по нормам.

Сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное обеспечение лекарствами в медицинских учреждения МВД России.

В качестве дополнительных гарантий по защите жизни и здоровья осуществляется «обязательное личное страхование сотрудников.

Кроме того, учитывая особые условия прохождения службы, сотрудникам предоставляется «ежегодный оплачиваемый отдых продолжительностью 30 суток без учета времени проезда к месту проведения отпуска и обратно.

Таким образом, законодательством РФ установлен определенный объем льгот и компенсаций, формирующих правовые основы для осуществления государственных гарантий по защите прав и интересов сотрудников органов внутренних дел.

В завершении данного параграфа можно сделать следующие выводы.

Занимая должность и становясь государственным служащим, сотрудники органов внутренних дел приобретают необходимые полномочия выступать от имени государства. Правовое положение сотрудников, обладая общими чертами с правовым статусом иных субъектов, характеризуются рядом особенностей. Эти особенности выражаются через должности рядового начальствующего состава, служебные права и обязанности, объем государственно-властных полномочий.

Особенности административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел выражаются в следующем:

  • 1. Особый порядок нормативно-правового регулирования;
  • 2. Индивидуальное принятие Присяги;
  • 3. Назначение на должность рядового и начальствующего состава;
  • 4. Наличие форменной одежды;
  • 5. Ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств;
  • 6. Наделение правом применять меры государственного принуждения;
  • 7. Наличие запретов и ограничений;
  • 8. Установление специальных званий и возрастных ограничений;
  • 9. Установление дополнительных правовых и социальных гарантий

Права сотрудника полиции

Статус сотрудника полиции РФ имеет достаточно сложное содержание. Обусловлено это тем, что сотрудник полиции выполняет свои обязанности, а также реализует предоставленные ему нрава в самых различных сферах жизнедеятельности. Правовое положение полицейского определяется нормами международного, конституционного, административного, гражданского права, а также предписаниями целого ряда иных отраслей системы российского права. В правоотношениях по обеспечению правопорядка, борьбы с преступностью и административными правонарушениями сотрудник полиции выступает как представитель государственной власти, законные требования которого обязательны для выполнения всеми без исключения лицами, которым они адресованы.

Статус сотрудника полиции – это специальный правовой статус, который предоставляет гражданину, поступившему на службу в органы внутренних дел, права и обязанности, которых нет у других представителей государственной власти. Исходя из занимаемой должности в органах внутренних дел, статус сотрудника полиции может быть дифференцирован на общий, специальный, а также индивидуальный правовой статус. Каждый из видов правовых статусов предполагает свой набор прав и обязанностей сотрудника полиции, в первую очередь это касается сферы обеспечения правопорядка. Исходя из этого, набор предоставленных сотруднику полиции прав можно подразделить по ряду критериев. Так, права, предоставленные сотруднику полиции, подразделяются на права организационнослужебного, правоохранительного и социального характера.

Права организационно-служебного характера

Прежде всего это право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения сотрудником полиции возложенных на него служебных обязанностей; на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, право знать критерии оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, а также показатели результативности служебной деятельности и условия продвижения по службе в полиции.

Сотруднику полиции предоставлено право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции. Сотрудник полиции имеет право на ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также право на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.

В связи с этим вполне логичными выглядят права сотрудника полиции на проведение по его заявлению служебной проверки, а также на рассмотрение в установленном порядке служебного спора и защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения. Для эффективного выполнения служебных обязанностей сотрудником полиции, формирования системы стимулов в его служебной деятельности сотруднику предоставлено право на подготовку и дополнительное профессиональное образование и, как следствие этого, па продвижение по службе в полиции, а также право на защиту своих персональных данных.

Для получения информации, необходимой для выполнения служебных обязанностей, сотрудник полиции имеет право на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Особенно это право важно, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием сотрудником таких сведений. Сотрудник полиции РФ имеет право на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей.

Права правоохранительного характера

Сотруднику полиции в целях выполнения обязанностей правоохранительного характера предоставлены право требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, право в установленном порядке проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а также право проверки документов, подтверждающих их полномочия. К этой же группе прав относиться и право сотрудника полиции использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а в исключительных случаях – транспортные средства, принадлежащие гражданам, в целях пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, отбуксировки с места ДТП поврежденных транспортных средств, проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения или к месту происшествия.

Сотрудник полиции имеет право требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделение полиции, в помещение муниципального органа или в иное служебное помещение. К числу специальных прав сотрудника полиции в сфере обеспечения правопорядка относится и право применять физическую силу, специальные средства, а также огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.

С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник полиции вправе, наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности, выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

Права социального характера

Сотруднику полиции также предоставлены права социального характера, в частности право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставление выходных и нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков. Сотрудник полиции имеет право на оплату труда, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, принадлежащего сотруднику и членам его семьи имущества, а также на государственное пенсионное обеспечение.

Глава 3. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел

Статья 10. Сотрудник органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел — гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. 2. Сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 настоящего Федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. 3. Правовое положение (статус) сотрудника органов внутренних дел определяется настоящим Федеральным законом и федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в органах внутренних дел. 4. Сотруднику органов внутренних дел выдаются служебное удостоверение и специальный жетон с личным номером. Образцы служебного удостоверения и специального жетона сотрудника органов внутренних дел и порядок их выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника. Служебное удостоверение сотрудника органов внутренних дел подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Права сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел имеет право: 1) на условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития; 2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел; 3) на отдых в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) на денежное довольствие, являющееся основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей; 5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; 6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений; 7) на доступ в установленном порядке в связи с выполнением служебных обязанностей в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации; 8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими определенными федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; 9) на защиту своих персональных данных; 10) на продвижение по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности, стажа службы, уровня квалификации и профессионального образования; 11) на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке; 12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13) на проведение по его заявлению служебной проверки; 14) на обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы или в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в органах внутренних дел; 15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) на государственную защиту его жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества; 17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом; 18) на медицинское обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации; 19) на обеспечение жилым помещением его и членов его семьи в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации; 20) на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы с учетом особенностей службы в органах внутренних дел; 21) на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О полиции»; 22) на создание и участие в деятельности общественных объединений, не преследующих политических целей, в свободное от выполнения служебных обязанностей время, если это не влечет за собой возникновение конфликта интересов. 2. Сотрудник органов внутренних дел имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Права сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции». 4. Права сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией). 5. Иные права могут быть предоставлены сотруднику органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел

1. Сотрудник органов внутренних дел обязан: 1) знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере; 2) знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; 3) обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному руководителю (начальнику), а при необходимости и к прямому руководителю (начальнику), поставив при этом в известность непосредственного руководителя (начальника); 4) соблюдать при выполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций; 5) соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником своих служебных обязанностей; 6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, проходить в установленном порядке профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, стажировку; 7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; 8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей; 9) представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 10) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о подаче заявления о выходе из гражданства Российской Федерации в день подачи заявления; 11) сообщить непосредственному руководителю (начальнику) о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства; 12) не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника; 13) сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта; 14) уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения; 15) соответствовать по уровню физической подготовки квалификационным требованиям к замещаемой должности в органах внутренних дел; 16) проходить ежегодно профилактическое медицинское обследование, а также по направлению медицинского учреждения либо уполномоченного руководителя медицинское освидетельствование (обследование); 17) рассматривать в пределах служебных обязанностей и в установленные сроки обращения граждан и организаций; 18) в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностным регламентом (должностной инструкцией) по замещаемой должности в органах внутренних дел, без освобождения от замещаемой должности; 19) выполнять по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо уполномоченного руководителя и в соответствии с настоящим Федеральным законом обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой должности в органах внутренних дел, при перемещении сотрудника в том же подразделении и в той же местности; 20) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию в соответствии с федеральным законом; 21) знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда). 2. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции». 3. Иные основные обязанности могут возлагаться на сотрудника органов внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел по замещаемой должности в органах внутренних дел определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

Статья 13. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел

1. При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: 1) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; 2) заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти; 3) проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах служебных полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод; 4) соблюдать нейтральность, не оказывать предпочтение каким-либо политическим партиям, другим общественным объединениям, религиозным и иным организациям, профессиональным или социальным группам, гражданам; 5) не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов, должностных лиц, политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, профессиональных или социальных групп, граждан, если это не входит в его служебные обязанности; 6) проявлять уважение к национальным обычаям и традициям, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие; 7) выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне; 8) выполнять служебные обязанности в рамках компетенции федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, установленной законодательством Российской Федерации. 2. Сотрудник органов внутренних дел, замещающий должность руководителя (начальника), обязан не допускать случаи принуждения сотрудников к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций. 3. Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом «О полиции». 4. Иные требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел

1. На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные статьей 29 Федерального закона «О полиции». 2. Рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения сотрудниками ограничений и запретов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, осуществляется в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Статья 15. Ответственность сотрудника органов внутренних дел

1. За совершение преступления сотрудник органов внутренних дел несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. За совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 3. За нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьями 47, 49 — 51 настоящего Федерального закона налагаются дисциплинарные взыскания. 4. За несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 50 настоящего Федерального закона. 5. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения, для чего федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением. 6. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

Статья 16. Форменная одежда, знаки различия сотрудника органов внутренних дел и ведомственные знаки отличия

1. В целях отражения принадлежности сотрудника органов внутренних дел к службе в органах внутренних дел для него устанавливаются форменная одежда и знаки различия по специальным званиям. Описания форменной одежды и знаков различия по специальным званиям утверждаются Правительством Российской Федерации, а правила ношения форменной одежды — федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 2. Ведомственные знаки отличия сотрудника органов внутренних дел, знаки различия по принадлежности сотрудника к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, знаки различия по функциональному предназначению и направлению деятельности сотрудника и правила их ношения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. 3. Гражданам, имеющим специальные звания высшего начальствующего состава, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, разрешается ношение форменной одежды, а гражданам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы или юстиции, уволенным со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, может быть разрешено ношение форменной одежды по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 4. Форма одежды и знаки различия работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, членов общественных объединений, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел, не могут быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников органов внутренних дел. Ношение форменной одежды и знаков различия по специальным званиям сотрудников гражданами, не имеющими на это права, запрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение правового статуса сотрудника органов внутренних дел предполагает, прежде всего, необходимость определения указанных субъектов.

В соответствии со статьей 1 Положения о службе в органах внутренних дел таковыми являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России и имеющие специальные звания.

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел произведен от правового статуса органов внутренних дел. На данную особенность обращает внимание Б.М. Манохин. Он, в частности, отмечает, что полномочия государственных служащих вытекают из компетенции государственного органа, реализация которой и составляет содержание деятельности входящего в орган личного состава.

Следовательно, правовой статус сотрудника органов внутренних дел в самом общем виде можно определить как совокупность возложенных на него обязанностей в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также предоставленных ему государством и закрепленных в нормативных правовых актах прав.

Главным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел, безусловно, является должность, концентрирующая в себе все другие элементы, без которых было бы невозможно определение правового положения служащего данных органов как представителя государственной власти.

Должность — отправное начало формирования как в целом правового положения сотрудника органов внутренних дел, так и основ его правового статуса.

Важное место в структуре правового статуса сотрудника ОВД занимают государственно-властные полномочия, которыми он наделен и которые есть не что иное, как предоставляемые законодательством Российской Федерации права в сфере охраны общественного порядка, обеспечения личной и общественной безопасности.

Между тем правовой статус сотрудника, кроме государственно-властных полномочий, содержит еще и обязанности, так как регулировать деятельность служащего без их определения было бы невозможно. Это неотъемлемый элемент правового статуса.

Права, сопровождающие деятельность сотрудника органов внутренних дел, — четвертый элемент его правового статуса. К ним мы относим:

право на обращение в суд для разрешения споров, возникших в процессе государственной службы;

право на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств;

право на повышение квалификации и переподготовку;

право на государственную защиту, а также ряд других прав, установленных действующим законодательством.

Теперь остановимся более подробно на элементах правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Исходным, основополагающим элементом правового статуса сотрудника ОВД, как отмечалось, является должность, как верно подметил Ю.А. Розенбаум, собственно должностью определяется правовое положение служащего, его функциональная роль, место в государственном органе и системе органов. Именно она является объективным фактором, важной предпосылкой для распространения на служащего органов внутренних дел всего комплекса прав и обязанностей.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет, что государственная должность — это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Должность в органах внутренних дел:

1) является структурной единицей федерального органа исполнительной власти;

2) учреждается в установленном федеральным законодательством порядке;

3) наделяет государственно-властными полномочиями сотрудника органов внутренних дел как представителя федеральной исполнительной власти, а также его обязанности и права;

4) включает денежное содержание, устанавливаемое Правительством Российской Федерации.

Каждая должность в органах внутренних дел образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами федеральных органов государственной власти определяется ее место в служебной иерархии, название, а также порядок замещения.

Анализ Положения о службе в органах внутренних дел показывает, что система должностей в этих государственных органах включает в себя должности рядового, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава. Совершенно очевидно, что такая систематизация основана на ранжировании специальных званий и не отвечает той классификации государственных должностей, которая установлена статьей 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». В частности, законодатель подразделяет все государственные должности на младшие, старшие, ведущие, главные и высшие.

Кроме должностного положения, сотрудники имеют специальные звания, которые, в отличие от должностей, не являются элементами структуры органа, а присваивается по должности персонально.

Существует связь между должностями, с одной стороны, и специальными званиями — с другой, но связь эта не абсолютно определенная, так как иногда лицо, имеющее более низкое специальное звание, но занимающее вышестоящую должность, является начальником лица, имеющего более высокое звание, но занимающего нижестоящую должность. Кроме того, специальные звания служащего органов внутренних дел, в отличие от должности, являются пожизненными, а при прекращении службы к имеющемуся званию добавляются слова «в отставке».

Другим определяющим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются государственно-властные полномочия, обусловленные занимаемой должностью. Осуществление сотрудниками правоохранительных функций невозможно без наделения их государственно-властными полномочиями.

Сотрудники уполномочены государством от его имени разрешать в пределах своей компетенции возникающие вопросы и ситуации. Их властные полномочия характеризуются совокупностью следующих признаков:

а) право давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к ним в непосредственном подчинении;

б) выступать от имени государственного органа, в котором они проходят службу, и государства в целом, которое предоставило им властные полномочия;

в) в необходимых случаях имеют право применять меры государственного принуждения.

В то же время, учитывая неодинаковую направленность властных полномочий сотрудников органов внутренних дел, различие в объеме власти и характере мер государственного принуждения в порядке обеспечения предоставленных им полномочий, можно подразделить на:

1) наделенных властными полномочиями как по отношению к лицам и структурным звеньям, подчиненным им по службе, и правом осуществлять государственное принуждение мерами дисциплинарного воздействия, так и полномочиями по отношению к третьим лицам, не связанным с ними служебными отношениями, и правом осуществлять в отношении их меры административного воздействия;

2) наделенных властными полномочиями по отношению к третьим лицам и правом осуществлять меры административного воздействия.

Совершенно очевидно, что государственно-властные полномочия предоставляются сотруднику органов внутренних дел для реализации служебных обязанностей. Это третий элемент его правового статуса.

Обязанности являются самостоятельным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел и характеризуют сущность его государственно-служебной деятельности.

Их анализ позволяет говорить об общих (служебных) обязанностях, которые возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих, и конкретных (должностных) обязанностях, которые определяются должностными инструкциями и положениями.

К служебным обязанностям сотрудника можно отнести, например, следующие: добросовестное их исполнение; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан; сохранение государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан; оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; принятие мер к спасению людей, по предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в их совершении.

Это далеко не полный перечень служебных обязанностей, возлагаемых на сотрудников органов внутренних дел. Их круг сводится к обеспечению соблюдения Конституции Российской Федерации, реализации федеральных законов, а также законов субъектов Федерации. Именно они характеризуют правовой статус сотрудника органов внутренних дел как представителя власти.

Должностные обязанности, как отмечалось выше, определяются должностными инструкциями, положениями, уставами, которые разрабатываются на основе квалификационных требований, установленных федеральным законодательством о соответствующих государственных органах, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность служебных обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между служащими, а также их персональная ответственность за порученный участок деятельности.

Должностные обязанности устанавливаются не персонально для каждого сотрудника, а для должности, т.е. они определяются тем служебным местом, которое сотрудник занимает в структуре органа внутренних дел.

Спектр должностных обязанностей широк и обусловлен, в первую очередь, множеством самих должностей, а также наличием других факторов, к которым следует относить: наименование должности; уровень компетенции органа, где учреждена эта должность; объем, специфику задач и функций, выполняемых органом или его структурным подразделением; район, в котором расположен орган внутренних дел; степень укомплектованности органа персоналом и т.п.

Последним элементом в структуре правового статуса сотрудника органов внутренних дел являются права, сопровождающие его государственно-служебную деятельность. Права, а точнее соблюдение их, создают условия защищенности, как в правовой, так и в социальной сферах.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации сотрудники в полной мере пользуются всеми правами и свободами, которые гарантируются им как гражданам. Вместе с тем для успешного осуществления деятельности им предоставляются соответствующие права.

Анализ законодательства, регламентирующего прохождение государственной службы в органах внутренних дел, позволяет говорить о двух группах прав служащих.

Первую группу составляют права, способствующие непосредственному выполнению служебных и должностных обязанностей. Среди них мы в первую очередь выделяем следующие права:

1) на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

2) на получение информации, необходимой для исполнения служебных обязанностей;

3) на посещение организаций, независимо от форм собственности, если это необходимо для выполнения им должностных обязанностей;

4) на принятие решений и участие в их подготовке;

5) на постоянное хранение и ношение табельного огнестрельного оружия и специальных средств.

Ко второй группе относятся служебные права, опосредовано (косвенно) влияющие на выполнение служебных обязанностей, сопровождающие государственно-служебную деятельность служащего органов внутренних дел.

К ним относятся:

1) право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности;

2) право на продвижение по службе, увеличение денежного содержания;

3) право на ознакомление с материалами своего личного дела;

4) право на переподготовку и повышение квалификации;

5) право на проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

6) право на объединение в профессиональные союзы;

7) право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы в органах внутренних дел;

8) право на обращение в суд для разрешения споров, возникших в процессе государственной службы;

9) право на государственную защиту. А также ряд других прав, установленных действующим законодательством. Эти права являются общими для всех служащих органов внутренних дел. Они гарантированны законодательством Российской Федерации о государственной службе, в том числе и законодательством о службе в органах внутренних дел.

Поступая на государственную службу, сотрудники добровольно принимают ряд учрежденных законодательством ограничений и запретов. Поэтому в рамках данного элемента правового статуса необходимо рассматривать ограничение их общегражданских прав, которые устанавливаются государством и призваны обеспечить эффективное функционирование государственной службы в органах внутренних дел по исполнению государственно-властных полномочий, препятствовать возможному злоупотреблению, создать необходимые условия для независимости государственно-служебной деятельности.

Они действуют по отношению к сотруднику органов внутренних дел в течение всего времени пребывания его на службе, а, например, запрет на получение вознаграждений от физических и юридических лиц, связанных с исполнением должностных обязанностей, и после окончания службы.

Как представляется, установленные законодательством ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы в органах внутренних дел, необходимо рассматривать в четырех основных аспектах:

1) несовместимость государственно-служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;

3) строгое соблюдение государственно-служебной дисциплины;

4) политическая нейтральность.

Таковы четыре основных элемента правового статуса сотрудника органов внутренних дел.

Вместе с тем анализ литературных источников свидетельствует, что некоторые авторы включают в структуру правового статуса в качестве основного элемента ответственность.

Безусловно, ответственность — устойчивая основа всех элементов, образующих административно-правовой статус служащего органов внутренних дел. Однако, с нашей точки зрения, она не обладает теми качествами, которые характеризуют правовое положение сотрудника. Ответственность служит важным средством обеспечения законности и дисциплины, поэтому ее следует считать способом контроля.

Таким образом, ответственность присуща всякой деятельности: и той, которая осуществляется при исполнении государственно-служебных полномочий, и той, в результате которой осуществляются служебные обязанности, и той, при которой реализуются права служащего органов внутренних дел.

Ответственность обусловливает единство полномочий, обязанностей и прав служащего, которое и выражается во включении ее в их содержание. Она присутствует во всех элементах правового статуса и устанавливает наличие отклонений в процессе их реализации.

Основным видом юридической ответственности сотрудников является дисциплинарная ответственность, реализующаяся в дисциплинарных взысканиях, установленных в статье 38 Положения о службе в органах внутренних дел. Перечень этих взысканий является исчерпывающим, что означает недопустимость применения к служащим органов внутренних дел каких-либо иных мер взыскания. Вместе с тем, если неправомерные действия (превышение полномочий, несоблюдение ограничений и запретов и т.п.) либо бездействие (невыполнение обязанностей) сотрудника причинили существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам или интересам граждан, то они образуют состав уголовного преступления.

Учитывая сказанное, можно сделать следующие основные выводы по теме.

Служба в органах внутренних дел Российской Федерации — это разновидность правоохранительной федеральной государственной службы, осуществляемой в соответствии с федеральным законодательством и основанном на нем законодательством субъектов Российской Федерации, на государственных должностях рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, устанавливаемых министром внутренних дел Российской Федерации, а также на государственных должностях высшего начальствующего состава, устанавливаемых Президентом Российской Федерации, и финансируемых за счет средств федерального бюджета (если иное не установлено федеральным законом), по организации и непосредственному обеспечению государственных функций в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка; предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений и административных правонарушений на всей территории Российской Федерации.

Принципы службы в органах внутренних дел представляют собой основные исходные положения, прямо или косвенно установленные в правовых нормах и концентрирующие в себе юридические требования, обязательные для всех участников государственно-служебных отношений.

Правовой статус служащего органов внутренних дел представляет собой содержание государственно-служебных отношений, урегулированных правовыми нормами по занимаемой должности и раскрываемых через установленные законодательством Российской Федерации государственно-властные полномочия, обязанности в сфере обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности, защиты прав и свобод личности, а также вытекающие из них и гарантируемые государством права.

Статьёй 10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее ФЗ «О службе в ОВД» определены основы правового положения сотрудника органа внутренних дел. Открывает данную статью норма, которая установила, что сотрудником органа внутренних дел является гражданин при одновременном выполнении двух условий: во-первых, гражданин взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава, и, во-вторых, гражданину в установленном комментируемым Законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Ранее в норме ч. 1 ст. 1 Положения 1992 г. о службе в органах внутренних дел было определено, что сотрудниками органов внутренних дел являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах МВД России, которым в установленном названным Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Соответственно, в ч. 1 ст.10 ФЗ «О службе в ОВД» учтена формулировка нормы ч. 1 ст. 25 Закона о полиции, определяющей, что сотрудником полиции является гражданин РФ, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 названного Закона.

Частью 2 статьи 10 предусмотрены случаи, когда сотрудник проходит службу в органах внутренних дел, не замещая при этом должность в органе внутренних дел:

прежде всего, непосредственно названы случаи нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, и прикомандирования сотрудника органа внутренних дел к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации;

наряду с этим предусмотрено, что федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел. Ранее нормативные акты, регламентировавшие службу в органах внутренних дел на такую возможность не указывали. Не содержится подобного указания и в ФЗ «О полиции».

Частью 3 статьи 10 предусмотрено, что правовое положение (статус) сотрудника органа внутренних дел определяется как ФЗ «О службе в ОВД», так и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД. Речь идет, прежде всего, о Законе о полиции и Законе о соцгарантиях сотрудникам ОВД, предметы регулирования которых самым тесным образом связаны с предметом регулирования ФЗ «О службе в ОВД». Эти три Закона образуют единую законодательную основу службы в органах внутренних дел.

Частью 4 статьи 10 предусмотрена выдача сотруднику органа внутренних дел служебного удостоверения и специального жетона с личным номером. При этом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел делегированы полномочия по утверждению образцов служебного удостоверения и специального жетона сотрудника и порядка их выдачи. Кроме того, непосредственно определено, что служебное удостоверение сотрудника органа внутренних дел: является документом, подтверждающим личность сотрудника, его принадлежность к федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу или подразделению, должность и специальное звание сотрудника; подтверждает его право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, иные права и полномочия, предоставленные сотруднику законодательством РФ. Данные положения в отношении служебного удостоверения сотрудника ОВД законодательно ранее закреплены не были.

Правовой отдел УМВД России по Камчатскому краю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *