Статус третейского судьи

Международное частное право ДОТ

ЗАДАНИЯ
1. Выполнить все тестовые задания
ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО ДЛЯ
СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ДИСТАНЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
( выполнить все варианты)
Вариант №1
1. Что является источником международного частного права
а) международные договоры,
б) внутреннее законодательство,
в) судебная практика,
г) постановления Пленума Верховного Суда РФ,
Ответ: а, б, в, д
д)обычаи.
2. Что является предметом МЧП?
а) любые отношения с иностранным элементом,
б) семейные и трудовые правоотношения международного характера,
в) гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом,
г) любые имущественные и личные неимущественные отношения с иностранным элементом.
Ответ: в
3. К каким договорам не применяется Венская конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 г.
а)к купле-продаже недвижимости,
б) к купле-продаже ценных бумаг,
в) к купле-продаже продовольственных товаров,
г) к купле-продаже товаров для личного пользования,
д) к купле-продаже сельскохозяйственной продукции.
Ответ: б, г
4. Решить казус.
Находившийся в туристической поездке в Италии гражданин РФ Иванов причинил вред здоровью гражданину Франции. Право какого государства должно быть применено прирассмотрении требования Иванова к гражданину Франции, если дело будет рассматриваться в российском суде?
а) право РФ,
б) право Италии,
в) право Франции.
Ответ: а
5. Аббревиатура постоянно действующей арбитражной организации в России:
а) РАО,
б) МКАС,
в) ВОИС.
Ответ: б
6. Решить казус. Гражданин США заключил договор купли-продажи движимого имущества с гражданином Великобритании на территории РФ. Поправу какой страны будет определяться гражданская дееспособность гражданина США?
а) по праву США,
б) по праву РФ,
в) по праву Великобритании.
Ответ: б
Вариант №2
1. В каких из нижеуказанных конвенций участвует РФ?
а) Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.
б) Конвенция ООН о договорах международной купле-продаже товаров 1980 г.
в) Конвенция о правах ребенка 1989г.
г) Конвенция о выдаче европейских патентов 1973 г.
Ответ: а, б, в
2. В течение какого срока действует конвенционный приоритет на изобретения в соответствии с Парижской конвенции по охране промышленной собственности?
а) шесть месяцев,
б) пять лет,
в) один год,
г) четыре месяца.
Ответ: в
3. Какие коллизионные нормы российского законодательства действуют при определении отношений понаследованию?
а) закон гражданства наследодателя,
б) закон последнего постоянного места жительства наследодателя,
в) в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, действует законодательство РФ,
г) закон места составления завещания.
Ответ: б, в
4. В каких из указанных конвенций участвует РФ,
а) Конвенция о дорожном движении 1949 г.
б) Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихсямеждународных воздушных перевозок 1929 г.,
в) Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа 1974 г.,
г) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г.
Ответ: б, в, г
5. В каких случаях применяются обычаи Инкотермс в международных договорах?
а) если они не противоречит существу обязательства,
б) если на них указано в самом тексте договора,
в) если стороны в договорене указали иное,
г) действует презумпция применения обычаев Инкотермс.
Ответ: б, в
6. В какой из конвенций предусмотрены следующие положения: национальный режим и минимальную охрану авторских прав иностранным гражданам, исключительное право перевода произведения, установлен специальный знак охраны авторских прав?
а) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
б)Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г.
в) Римская конвенция по охране прав профессиональных артистов — исполнителей, изготовителей фонограмм и предприятий радиовещания 1961 г.
Ответ: а
Вариант №3
1. Какой /какие/ из принципов определения подсудности дел с иностранным элементом действует в РФ?
а) принцип места нахождения ответчика,
б) принцип гражданства…

Статус третейского судьи

Количество третейских судей при отдельном разбирательстве может варьироваться, важно одно: чтобы число судей всегда было нечетным. Третейский суд может состоять и из одного третейского судьи.

В Законе дано самое общее понятие о лице, осуществляющем третейское разбирательство. Третейский судья — ключевая фигура третейского процесса; именно третейский судья (единолично или в составе третейского суда) разрешает спорные правоотношения, переданные на рассмотрение третейского суда.

Это определение содержит ключевой момент в формировании статуса третейского судьи — наделение его полномочиями исключительно волей сторон, договорившихся о третейском разбирательстве. При этом, наделение полномочиями может проходить двумя путями – через непосредственное избрание третейских судей сторонами, либо через назначение в порядке, который также согласовывается сторонами. Это принципиальное для третейского суда положение. Именно возможность назначать третейских судей сторонами самостоятельно и является главной чертой, которая отличает третейское судопроизводство от государственного.

Требования к третейскому судье сформулированы в абз. 3 ст. 2 Закона, согласно которому третейским судьей является «физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде». Однако этого недостаточно. Необходимо, чтобы указанное лицо отвечало требованиям, которые предъявляются законом к третейским судьям. Также требуется согласие данного лица на выполнение функций третейского судьи (принятие бремени третейского судьи).

Третейским судьей может быть физическое лицо. Причем в Законе не содержится каких-либо ограничений относительно гражданства третейских судей. Таким образом, третейскими судьями, осуществляющими третейское разбирательство на территории России, могут быть не только граждане РФ, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Указанные требования не могут быть изменены соглашением сторон.

Третейский судья должен быть независим. Состояние независимости, так же как и состояние свободы, добросовестность лица, правопорядком презюмируются. Однако независимость третейских судей не имеет абсолютного, неограниченного характера. Независимость третейских судей обеспечивается их подчинением только закону.

Существуют определенные требования к профессиональной квалификации третейских судей. Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава третейского суда, рассматривающего дело.

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» оставляет право и за сторонами ужесточить квалификационные требования, предъявляемые к кандидатуре третейского судьи. Это же право предоставляется и постоянно действующим третейским судам, которые могут установить дополнительные требования в правилах третейского разбирательства. К примеру, в правилах Сибирского третейского суда предусмотрено, что третейским судьей данного суда может быть лицо не моложе 25 лет и имеющее высшее юридическое образование. В Регламенте Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате предусмотрено, что третейским судьей может быть только физическое лицо, достигшее возраста не менее 30 лет, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Третейские судьи, внесенные в список, а также привлекаемые по инициативе сторон, должны обладать необходимыми специальными знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров, и стажем работы по этой специальности не менее семи лет.

В том случае, если те требования, которые предъявляются к кандидатуре судьи, не исполнены в процессе формирования состава третейского суда, это является основанием для признания нелегитимности соответствующего третейского суда и, как следствие, основанием для отмены его решения либо отказа в его принудительном исполнении.

В законе также установлен запрет для лиц, которые имеют судимость либо привлечены к уголовной ответственности на избрание третейским судьей. Имеются и ограничения по избранию третейским судьей лиц, которые не могут осуществлять эти функции в силу своего должностного статуса, определенного федеральным законом. К примеру, в соответствии с Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» федеральные судьи не могут быть третейскими судьями.

Анализ проблем, связанных с формированием состава третейского суда, по нашему мнению, необходимо осуществлять через исследование понятия и статуса третейского судьи. При этом важно иметь в виду, что третейский суд может состоять и из одного третейского судьи.

В определении «третейский судья», даваемом в ст. 2 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», сфокусировано самое общее понятие о лице, осуществляющем третейское разбирательство. Третейский судья — ключевая фигура третейского процесса; именно третейский судья (единолично или в составе третейского суда) разрешает спорные правоотношения, переданные на рассмотрение третейского суда. Дефиниция, приведенная в комментируемой статье, охватывает самое главное в формировании статусности третейского судьи — наделение его полномочиями исключительно волей сторон, просящих о третейском разбирательстве. Причем наделение полномочиями может проходить двумя способами — либо непосредственное избрание третейских судей сторонами, либо назначение в порядке, который согласован сторонами. Это чрезвычайно важное, принципиальное для третейского судопроизводства положение, которое отражает свободу волеизъявления лиц, передающих свой спор на разрешение третейского суда.

Именно возможность назначать третейских судей самими тяжущимися сторонами и является главной чертой, которая отличает третейское разбирательство от государственного судопроизводства, осуществляемого профессиональными судьями.
Еще в ХIХ в. юристы справедливо утверждали, что «вопрос о том, кто управомочен исполнять в третейском суде функции судей, — один из самых кардинальных вопросов, выдвигаемых учением об означенном суде. Оно и понятно: с одной стороны, государству, поступающемуся в силу известных исторически сложившихся обстоятельств, временно, ad hoc, принадлежащей ему судебной властью в пользу частных лиц и пекущемуся в то же время о правовых судьбах своих подданных, далеко, разумеется, не безразлично, кем именно и, следовательно, как помянутая власть будет осуществляться на деле или, точнее, будут ли случайные ее органы отвечать тому идеалу судей, которым оно постоянно задается при своих назначениях на должности коронных судей. Современные юристы полагают, что «обязанность сторон по формированию состава третейского суда играет ключевую роль в исполнении третейского соглашения».
И, по мнению специалистов, «свобода процессуального усмотрения сторон является основополагающим принципом процесса при разрешении спора коммерческим арбитражем»*(502). Эта свобода усмотрения проявляется, в частности, и в свободе определения процедур избрания третейских судей.

Итак, требования к третейскому судье сформулированы в абз. 3 ст. 2 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которому третейским судьей является «физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде». Между тем в литературе высказываются упреки в адрес приведенного определения. В частности, Е.Ю. Новиков пишет о том, что «волеизъявления стороны относительно кандидатуры третейского судьи совершенно недостаточно для того, чтобы названный кандидат стал третейским судьей. Необходимо, чтобы названное лицо отвечало требованиям, которые предъявляются законом к третейским судьям. И, кроме того, требуется согласие данного лица на выполнение функций третейского судьи по рассмотрению конкретного дела (принятие бремени третейского судьи). В то же время закон оставляет открытым вопрос о том, в какой форме третейский судья дает согласие на привлечение его в дело в таком качестве. Фактически эта акция в постоянно действующих третейских судах происходит в два этапа: первоначально кандидат в третейские судьи дает согласие (путем написания заявления) на включение его в списки третейских судей постоянно действующего третейского суда, а при поступлении в этот суд конкретного дела, в котором он назван в качестве кандидатуры третейского судьи, фактически приступает к исполнению обязанностей третейского судьи.

Третейским судьей может быть физическое лицо. Причем понятие «физические лица» включает не только граждан Российской Федерации, но и граждан иных государств, а также лиц без гражданства (апатридов). В Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» не содержится каких-либо ограничений относительно гражданства третейских судей. Таким образом, третейскими судьями, осуществляющими третейское разбирательство на территории России, могут быть не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства.
Следует отметить, что Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» не содержит такого однозначного требования к третейскому судье (третейским судьей может быть только физическое лицо).

В литературе это породило вопрос о том, может ли быть арбитром юридическое лицо. Е.А. Васильев, толкуя совокупность различных норм законодательства, приходит к справедливому выводу о невозможности назначения юридического лица для действия в качестве арбитра. Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» устраняет почву такой неопределенности, устанавливая, что функции третейского судьи могут выполнять только физические лица.
Нормативные требования, предъявляемые к третейскому судье, определены в ст. 8 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации».

Совокупность этих требований является составной частью правовых положений, определяющих статус третейского судьи. Хотя третейский судья и не является государственным судьей, государство не может оставаться в стороне от влияния на определение статуса третейского судьи. В то же время подобное государственное влияние не может заключаться в таких формах, как прямое назначение третейских судей либо установление жестких правил их назначения, т.е. правил, которые будут доминировать над волей сторон, заинтересованных в третейском разбирательстве.

Исходя из вышеизложенных соображений можно сделать вывод, что это государственное влияние проявляется в том, что государство в законодательной форме нормативно устанавливает самые общие требования, предъявляемые к третейскому судье, т.е. к лицу, которое осуществляет защиту гражданских прав участников гражданских правоотношений. Указанные общие требования не могут быть изменены соглашением сторон.

Статья 8 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» находится во взаимосвязи со ст. 11. В то же время можно отметить, что фактически норма, установленная в ст. 11, с точки зрения экономии законодательного материала оказывается излишней, поскольку кроме отсылки к ст. 8 не содержит каких-либо предписаний и не выполняет никаких функций, кроме дублирования. Таким образом, если бы в Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» и отсутствовала ст. 11, это не было бы ущербным как для закона, так и для практики его применения.
Требования, предъявляемые к третейскому судье, по своему содержанию различны и их можно разделить с некоторой долей условности на сущностные и формальные.
Самое главное требование, которому должен отвечать третейский судья, — это его возможность и способность обеспечить беспристрастное, независимое, справедливое и законное разрешение переданного ему на разрешение спора. Неслучайно в старину единственное постоянное качество, которое должно было присутствовать в третейском судье, заключалось «в названии их добрыми людьми».

Указанное требование не основывается и не может основываться на каких-либо формальных признаках. Третейский судья должен отличаться личностными, профессиональными качествами, которые свидетельствовали бы о его человеческой и интеллектуальной зрелости, о наличии необходимого жизненного опыта и моральной подготовленности к сложному процессу разрешения споров, возникающих между иными лицами. К примеру, формально нет никаких препятствий к тому, чтобы третейским судьей было избрано или назначено лицо, не достигшее 18 лет, но приобретшее дееспособность в полном объеме в результате вступления в брак или путем эмансипации. Однако даже наличие в данном случае полной дееспособности еще не гарантирует того, что такое лицо обладает необходимым жизненным опытом для разрешения конфликтов, возникающих между участниками гражданских правоотношений.

Кроме того, беспристрастность при разрешении спора обеспечивается независимостью третейского судьи от участников спора, а это, в свою очередь, может быть следствием его незаинтересованности в исходе дела. Под независимостью третейских судей следует понимать разрешение ими конкретных споров, переданных на рассмотрение третейского суда, на основании действующего законодательства и в соответствии со своим внутренним убеждением, в условиях, когда какое-либо постороннее влияние и воздействие на третейских судей исключено.
В литературе справедливо отмечается, что доказать независимость третейского судьи практически невозможно. Третейский судья «не должен доказывать свою независимость, он должен сообщить об обстоятельствах и фактах, которые, по его мнению, так или иначе ставят его в зависимость от других арбитров или от сторон, участвующих в деле, т.е. объективно ограничивают или потенциально могут ограничить его свободу в принятии решения. Состояние независимости, так же как и состояние свободы, добросовестность лица, правопорядком презюмируются.

Поэтому сторона должна опровергнуть эту презумпцию, представив убедительные доказательства, что арбитр зависим от другого арбитра или стороны по делу, то есть он не свободен совершенно самостоятельно принимать решения, не опасаясь даже возможного наступления неблагоприятных последствий. Однако в любом случае оценку представленным доказательствам будет давать третейский суд, рассматривая вопрос о независимости третейского судьи, в отношении которого сделано отводящее его заявление.

В то же время важно подчеркнуть, что независимость третейских судей не имеет абсолютного, неограниченного характера. Независимость третейских судей обеспечивается их подчинением только закону. Только это условие — их подчинение закону — и является гарантией, которая позволяет третейским судьям реально противостоять всему тому, что противоречит требованиям закона, при этом препятствуя трансформации независимости в произвол. Подчиненность третейских судей закону, в свою очередь, означает, что вся деятельность третейского суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел должна протекать в строгом соответствии с законом. Это находит свое закрепление в п. 1 ст. 6 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». Нарушение этих требований неизбежно приведет к тому, что решение третейского суда будет отменено компетентным государственным судом или же государственный суд откажет в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Весьма важными являются требования к профессиональной квалификации третейских судей. Если дело рассматривается единолично, то третейский судья в обязательном порядке должен иметь высшее юридическое образование. В том случае, если спор рассматривается коллегиально, высшим юридическим образованием должен обладать как минимум председатель состава третейского суда, рассматривающего дело. Установление данной нормы представляется целесообразным, поскольку разрешение споров в третейском суде является правоприменительным процессом, в связи с чем правоприменитель (в данном случае эту функцию выполняет третейский судья) должен иметь необходимые познания о праве.

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» оставляет право и за сторонами ужесточить квалификационные требования, предъявляемые к кандидатуре третейского судьи. Это же право предоставляется и постоянно действующим третейским судам, которые могут установить дополнительные требования в правилах третейского разбирательства. К примеру, в правилах Сибирского третейского суда предусмотрено, что третейским судьей данного суда может быть лицо не моложе 25 лет и имеющее высшее юридическое образование. В Регламенте Третейского суда при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате предусмотрено, что третейским судьей может быть только физическое лицо, достигшее возраста не менее 30 лет, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи. Третейские судьи, внесенные в список, а также привлекаемые по инициативе сторон, должны обладать необходимыми специальными знаниями в области отношений, служащих предметом подведомственных суду споров, и стажем работы по этой специальности не менее семи лет.

В регламенте Северо-Западного регионального третейского суда установлено, что судьей назначается физическое лицо, имеющее опыт работы по юридической специальности не менее трех лет, высшее юридическое образование и способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей судьи (ст. 17)*(509).

В том случае, если те требования, которые предъявляются к кандидатуре судьи, не исполнены в процессе формирования состава третейского суда, это является основанием для признания нелегитимности соответствующего третейского суда и, как следствие, основанием для отмены его решения либо отказа в его принудительном исполнении. Так, в деле N 3337, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Поволжского округа, в постановлении от 8 апреля 2003 г. отмечено, что при формировании третейского суда «Кади» согласованные сторонами кандидатуры третейских судей (за исключением одного) не были включены в список, утверждаемый управляющим ЗАО «Правовой центр «Реформа». Между тем согласно ст. 6 Регламента этого третейского суда такое требование должно быть соблюдено при формировании третейского суда. Нарушение указанной статьи Регламента третейского суда стало основанием для отмены компетентным государственным судом решения, принятого третейским судом*(510).
В законе содержится запрет возможности назначения третейским судьей для лиц, не обладающих полной дееспособности либо состоящих под опекой и попечительством. В соответствии с действующим законодательством под дееспособностью понимается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ). В гражданско-правовой литературе выделяют следующие существенные элементы дееспособности — сделкоспособность (возможность самостоятельного заключения сделок), деликтоспособность (возможность нести самостоятельную имущественную ответственность) и возможность гражданина заниматься предпринимательской деятельностью*(511). Дееспособность связывается с возможностью совершения физическим лицом определенных волевых действий. В свою очередь способность совершать определенные волевые действия является следствием некоторого уровня психической зрелости.

Ограничение гражданской дееспособности может быть осуществлено только в порядке и в случаях, установленных в законе.

Возникновение дееспособности в полном объеме связывается с достижением определенного возраста — с наступлением совершеннолетия, которое в Российской Федерации связывается с возрастом 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ). Однако помимо указанного основания возникновения дееспособности в полном объеме закон содержит еще два основания достижения дееспособности: вступление в брак до 18 лет и эмансипация, т.е. объявление полностью дееспособным несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и работающего по трудовому договору, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимающегося предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» подчеркнуто, что эмансипированный несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (п. 16)*(512).
Формально в Федеральном законе «О третейских судах в Российской Федерации» отсутствуют основания для назначения (избрания) таких лиц третейскими судьями. Однако если гипотетически предположить возможность таких случаев, то необходимо помнить о норме, содержащейся в п. 1 ст. 8 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», в которой говорится о том, что третейский судья должен быть способен обеспечить беспристрастное разрешение переданного на его рассмотрение спора.

Поскольку дееспособность физического лица основывается на его возможности совершать определенные волевые действия, то в том случае, если такое лицо не может совершать указанные волевые действия, оно может быть либо ограничено в дееспособности, либо даже быть признано полностью недееспособным. В обоих случаях это «является весьма существенным вторжением в его правовой статус, и поэтому допускается законом при наличии серьезных оснований, которые должны быть установлены судом».

Одним из видов неполной дееспособности гражданина является его несостоятельность (банкротство). Под несостоятельностью понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Одним из последствий принятия арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом и об открытии конкурсного производства может быть назначение конкурсного управляющего для постоянного управления недвижимым имуществом или ценным движимым имуществом. В этом случае именно конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества гражданина, признанного банкротом (п. 2 ст. 209 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Это означает ограничение дееспособности гражданина, признанного банкротом. В свою очередь такой факт препятствует несостоятельному лицу исполнять обязанности третейского судьи. Следует однако иметь в виду, что вышеуказанные положения законодательства о несостоятельности применительно к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, применяются со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

В законе установлен запрет быть третейским судьей лицам, которые имеют судимость либо привлечены к уголовной ответственности. Судимым считается лицо, осужденное за совершение преступления, со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Правила погашения судимости устанавливаются ст. 86 УК РФ. В литературе обращалось внимание на сложности, связанные с обеспечением практической реализации данной нормы. В частности, А.И. Зайцев отмечает, что «сам третейский суд не имеет права на проверку наличия-отсутствия судимости у потенциальных кандидатов в третейские судьи, а наделить его подобными функциями на государственном уровне не представляется возможным, да и не предполагается. Если же подобные проверки вменить в обязанность компетентных государственных судов, то для этого необходимо внесение соответствующих изменений в нормативные акты, регламентирующие основания для их проведения».

Имеются и ограничения по избранию третейским судьей лиц, которые не могут осуществлять эти функции в силу своего должностного статуса, определенного федеральным законом. К примеру, в соответствии с Федеральным законом «О статусе судей в Российской Федерации» федеральные судьи не могут быть третейскими судьями. Логика, которая рассматривает такое ограничение оправданным, заключается в следующем. В соответствии с существующей в Российской Федерации системой исполнения решений третейского суда федеральные судьи могут участвовать в стадии проверки законности решений третейских судов и определения порядка принудительного исполнения этих решений. Таким образом, в случае допуска федеральных судей к участию в третейском разбирательстве в качестве третейских судей гипотетически создавалась бы возможность двойного участия федеральных судей в одном судебном процессе, в том числе и в процессе проверки законности принятых самим собой решений.
Вместе с тем в литературе имеются замечания о том, что с позиций международной практики «подобное ограничение достаточно необычно и только в малом числе стран оно имеется, в частности в Испании (п. 4 ст. 12 Закона об арбитраже 1988 г.)». До принятия новой редакции закона о статусе судей практика участия федеральных судей в третейском разбирательстве правовых споров была довольно широко распространена. Многие авторитетные судьи были арбитрами третейских судов. Вместе с тем это встречало неоднозначную оценку общественности, в том числе юридической. Видимо, такая неоднозначная оценка и повлияла на установленный запрет федеральным судьям выступать в качестве третейских судей.

Закон ничего не говорит о том, могут ли быть третейскими судьями те государственные судьи, которые находятся в отставке. Эта ситуация была истолкована Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации. На заседании 18 марта 2004 г. было дано следующее разъяснение: «Так как в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 этого Закона, согласно которому судья не вправе быть третейским судьей, то находящийся в отставке судья не вправе работать судьей третейского суда.

Представляется, что позиция, занятая Высшей квалификационной коллегией судей, основана на формальном подходе к проблеме. Объективно государство заинтересовано в развитии третейского движения. Судьи, находящиеся в отставке, обладают огромным опытом разрешения правовых споров, они доказали свою человеческую и юридическую состоятельность, пользуются авторитетом как в юридическом сообществе, так и среди широких кругов общества. Именно эти лица, как никакие иные, способны справедливо, беспристрастно и со знанием закона разрешать гражданские споры в порядке третейского судопроизводства. Тем самым именно судьи в отставке смогли бы существенно укрепить третейское движение. Нет никаких препятствий к тому, чтобы судьи, находящиеся в отставке, выполняли обязанности третейского судьи. Таким образом, государство должно не препятствовать, а, напротив, стимулировать участие государственных судей в третейском движении. Очевидно, что вышеуказанная рекомендация должна быть отменена и принято прямо противоположное толкование по затронутому вопросу.
В юридической литературе возник вопрос о том, может ли выступать третейским судьей лицо, имеющее статус адвоката. Н.В. Немчинов полагает, что такая деятельность для адвоката является допустимой. Вместе с тем Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре» адвокату установлены запреты заниматься иной деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой. Деятельность по разрешению правовых споров не относится ни к одной из перечисленных в упомянутом законе. Таким образом, в настоящее время вряд ли можно утверждать о том, что адвокат вправе осуществлять полномочия третейского судьи. Вместе с тем следует отметить, что если исходить из единой направленности деятельности третейских судей и адвокатов — защиты прав заинтересованных лиц, в том числе путем достижения полюбовного соглашения по существующей коллизии, то было бы оправданным внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», дозволяющих адвокатам участвовать в третейском разбирательстве в качестве третейских судей при условии, конечно, что адвокат не связан с участвующими в третейском разбирательстве.

>Глава 9. Статус третейского судьи и формирование состава третейского суда

Статус третейского судьи и его полномочия

Третейский судья — физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде.

Его правовое положение и статус определяются комплексом норм Закона о третейских судах.

В ходе разбирательства дела судья третейского суда должен обеспечить справедливое и беспристрастное рассмотрение спора сторон. Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Основной обязанностью третейского судьи является вынесение итогового решения. Вынесение решения является правоприменительной деятельностью, и по этой причине законодатель наделяет третейских судей целым комплексом процессуальных полномочий. Процессуальные полномочия третейских судей производны от их участия в разбирательстве дела в составе третейского суда. Так, третейский суд вправе, если сочтет представленные доказательства недостаточными, предложить сторонам представить дополнительные доказательства, может назначить экспертизу для разъяснения возникающих при разрешении спора вопросов, требующих специальных познаний, и потребовать от любой из сторон представления необходимых для проведения экспертизы документов, иных материалов или предметов.

Закон требует от третейских судей, чтобы вынесенное ими решение было юридически исполнимо. Вместе с тем состав третейского суда наделен определенными полномочиями и для обеспечения фактического исполнения решения. Третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, какие он считает необходимыми, может потребовать от любой стороны предоставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами.

Осуществление третейскими судьями своих полномочий обеспечивается комплексом правовых гарантий. Так, третейский судья обладает свидетельским иммунитетом: он не может быть допрошен в качестве свидетеля о сведениях, ставших ему известными в ходе третейского разбирательства. Вместе с тем и по своей инициативе третейский судья не вправе разглашать сведения, ставшие ему известными в ходе третейского разбирательства, без согласия сторон или их правопреемников.

Третейский судья вправе требовать уплаты гонорара, возмещения расходов, понесенных в связи с участием в третейском разбирательстве, в том числе расходов на оплату проезда к месту рассмотрения спора, расходов, понесенных в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств на месте их нахождения. Размер гонорара третейских судей определяется с учетом цены иска, сложности спора, времени, затраченного третейскими судьями на третейское разбирательство, и любых других относящихся к делу обстоятельств.

Статья 1

Федеральный Арбитражный третейский суд города Москвы (далее – Арбитражное Учреждение) является самостоятельным, постоянно действующим Арбитражным учреждением при АНО Центр по урегулированию предпринимательских споров «Правосудие», осуществляющим свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 382-ФЗ (далее по тексту — «Закон»), Законом «О международном коммерческом арбитраже», иными нормативными актами, регулирующими деятельность Арбитражных Учреждений в Российской Федерации, настоящим Положением и Регламентом, и разрешает споры, возникающие из гражданских правоотношений.

Арбитражное Учреждение действует как Правопреемник Третейского суда, который был создан 12 декабря 2013 года.

Официальным наименованием Арбитражного Учреждения является «Федеральный Арбитражный третейский суд города Москвы», при этом наименование «ФАТС г. Москвы» является равнозначным. Если сторонами в соглашении используются синонимы указанных слов, либо синонимы указанных слов, заимствованные из иностранных языков, либо иные синонимы, то в этом случае Арбитражное Учреждение вправе принять дело к своему производству.

Арбитражное Учреждение имеет свою круглую печать со следующим изображением: по центру — «Федеральный Арбитражный третейский суд города Москвы».

Третейским судьям (Арбитрам) и помощникам судьи выдаются служебные удостоверения.

Статья 2

Арбитражное учреждение разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Арбитражное Учреждение применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных договором, международным договором или законодательством Российской Федерации.

Арбитражное Учреждение принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то Арбитражное Учреждение применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 4

Спор может быть передан на разрешение Арбитражного Учреждения при наличии заключенного между сторонами Арбитражного соглашения. Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

В Арбитражное Учреждение могут, в том числе, передаваться следующие категории споров:

  1. споры из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей;
  2. споры предприятий (юридических лиц) с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации.

Споры, указанные в п.2 настоящей статьи, рассматриваются Арбитражным Учреждением в порядке международного коммерческого арбитража в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Споры, не указанные в пункте 1-2 настоящей статьи, рассматриваются Арбитражным Учреждением в соответствии с Федеральным Законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» от 29.12.2015 N 382-ФЗ.

Арбитражное соглашение заключается в письменной форме. Арбитражное соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном обеими сторонами или их уполномоченными представителями, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения, либо путем обмена исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон утверждает о наличии соглашения, а другая сторона против этого не возражает. Ссылка в договоре на документ, содержащий Арбитражную оговорку, является Арбитражным соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает упомянутую оговорку частью договора.

Арбитражное соглашение, заключенное в виде Арбитражной оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод Арбитражного Учреждения о том, что содержащий Арбитражную оговорку договор недействителен, не влечет за собой недействительность Арбитражной оговорки.

Арбитражное соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с какими-либо отношениями, независимо от того, носило ли оно договорный характер.

Стороны, заключившие Арбитражное соглашение, не вправе отказаться от него в одностороннем порядке.

Арбитражное соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

При передаче спора в Арбитражное Учреждение Положения и Регламенты Арбитражного Учреждения рассматриваются в качестве неотъемлемой части Арбитражного соглашения.

Арбитражное соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

Спор не может быть передан на разрешение Арбитражного Учреждения при наличии в договоре медиативной оговорки.

Статья 7

Арбитражное Учреждение (Третейский суд) состоит из Председателя Арбитражного Учреждения, заместителя председателя Арбитражного Учреждения, Арбитров (третейских судей), помощников Арбитров, ответственного секретаря Арбитражного Учреждения и иных работников.

Председатель АНО Центр по урегулированию предпринимательских споров «ПРАВОСУДИЕ» назначает Председателя Арбитражного Учреждения сроком на 5 лет.

На время отсутствия Председателя Арбитражного Учреждения его обязанности исполняет Заместитель Председателя Арбитражного Учреждения.

Председатель Арбитражного Учреждения осуществляет полномочия, предусмотренные Положением и Регламентами Арбитражного Учреждения.

Председатель Арбитражного Учреждения:

  • организует деятельность Арбитражного Учреждения;
  • созывает собрание Президиума Арбитражного Учреждения;
  • созывает общее собрание Арбитров (третейских судей) Арбитражного Учреждения и председательствует на нем;
  • рекомендует Председателю АНО Центр по урегулированию предпринимательских споров «ПРАВОСУДИЕ» для утверждения численность, структуру и штатное расписание аппарата Арбитражного Учреждения, правила внутреннего распорядка Арбитражного Учреждения;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Арбитражного Учреждения;
  • утверждает Список помощников Арбитров (третейских судей);
  • организует работу по повышению квалификации Арбитров (третейских судей) и работников аппарата Арбитражного Учреждения;
  • представляет Арбитражное Учреждение в отношениях со всеми гражданами, гражданами-предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, а также во всех органах государственной власти и управления Российской Федерации и местного самоуправления, в международных организациях, в иностранных органах государственной власти и управления на территории Российской Федерации и за ее пределами;
  • осуществляет другие полномочия по организации деятельности Арбитражного Учреждения и проведению третейских разбирательств;
  • проводит третейские разбирательства.

Заместитель Председателя Арбитражного Учреждения:

  • исполняет обязанности Председателя Арбитражного Учреждения в его отсутствие;
  • проводит Арбитражные разбирательства.

Деятельность Арбитражного Учреждения обеспечивает аппарат, состоящий из помощника Председателя Арбитражного Учреждения, помощников судей и иных работников.

Аппарат Арбитражного Учреждения:

  • организует прием лиц, участвующих в Арбитражных разбирательствах;
  • рассматривает обращения в адрес Арбитражного Учреждения в предварительном порядке или в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения Арбитрами (третейскими судьями) или Председателем Арбитражного Учреждения;
  • принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов Арбитражного Учреждения, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату арбитражных сборов и других средств, подлежащих внесению на счет Арбитражного Учреждения;
  • содействует Арбитрам (третейским судьям) в подготовке дел к Арбитражному разбирательству;
  • ведет учет движения дел и сроков их прохождения в Арбитражном Учреждении;
  • осуществляет хранение дел и документов;
  • изучает и обобщает практику Арбитражного Учреждения, проводит информационно-справочную и аналитическую работу;
  • ведет статистический учет в сфере деятельности Арбитражного Учреждения;
  • осуществляет другие полномочия, связанные с организацией проведения Арбитражных разбирательств.

Численность, структура и штатное расписание аппарата Арбитражного Учреждения, правила внутреннего распорядка Арбитражного Учреждения утверждаются Председателем АНО Центр по урегулированию предпринимательских споров «ПРАВОСУДИЕ».

Работники аппарата Арбитражного Учреждения являются штатными сотрудниками АНО Центр по урегулированию предпринимательских споров «ПРАВОСУДИЕ», которых назначает на должность и освобождает от должности Председатель АНО Центр по урегулированию предпринимательских споров «ПРАВОСУДИЕ». Права и обязанности работников аппарата Арбитражного Учреждения устанавливаются трудовыми договорами.

Помощник Председателя Арбитражного Учреждения осуществляет полномочия, предусмотренные Положением и Регламентами Арбитражного Учреждения.

Помощник Председателя Арбитражного Учреждения:

  • осуществляет текущее руководство аппаратом Арбитражного Учреждения;
  • обеспечивает подготовку и проведение Арбитражных разбирательств;
  • организует ведение делопроизводства в Арбитражном Учреждении;
  • организует информационное обеспечение Арбитров (третейских судей).

Помощник Арбитра (Третейского судьи) является лицо, назначенное Председателем Арбитражного Учреждения из Списка помощников Арбитров (Третейских судей) для оказания помощи Арбитражному Учреждению в подготовке и проведении Арбитражного разбирательства.

Помощник Арбитра (Третейского судьи):

  • ведет протокол заседания;
  • вправе присутствовать на заседаниях Арбитражного Учреждения, а также на закрытых совещаниях Арбитражного Учреждения;
  • выполняет поручения Арбитражного Учреждения, Председателя Арбитражного Учреждения или Помощника Председателя Арбитражного Учреждения, относящиеся к Арбитражному разбирательству.

>Статья 8

Арбитражное Учреждение осуществляет Арбитражное разбирательство в соответствии с действующим законодательством, настоящим Положением, Регламентом Арбитражного Учреждения.

Что такое Арбитражное учреждение

Арбитражные учреждения – в соответствии с ФЗ от 29 декабря 2015 г. №382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» это постоянно действующее арбитражное учреждение пришедшие на смену третейских арбитражей.

То есть организация, которая осуществляет функции по администрированию дел, рассматриваемых в порядке арбитража, они осуществляют координацию деятельности третейских судов.

Эксперты особо подчеркивают, что сам центр не занимается разрешением споров, а по сути выступает как организатор.

Непосредственно рассмотрением споров займутся арбитры, выбранные сторонами или назначенные Арбитражным центром в соответствии с соглашением сторон.

Теперь арбитрам прописана полная независимость

Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения будет предоставляться по решению правительства России на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства.

Приобретение статуса третейского суда

В отличие от федеральных судов общей юрисдикции, которые создаются (и упраздняются) только федеральным законом (ч. 1 ст. 3 ФКЗ о судах общей юрисдикции), и от мировых судей, должности которых и судебные участки создаются (и упраздняются) законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 ФКЗ о судах общей юрисдикции), арбитры:
избираются или назначаются в рамках процедуры, согласованной сторонами арбитража по своему усмотрению (ч. ч. 2 — 5 ст. 11 ФЗ №382), или назначаются компетентным судом (ч. ч. 3 — 5 ст. 11 ФЗ №382).

Компетенция, полномочия третейского суда

Если по аналогии обратиться к п. 3 ст. 1 Закона РФ о статусе судей («Судьями в соответствии с настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе»), то следует рассмотреть то, что заменяет в данной ситуации правосубъектность, и характер деятельности.

Безусловно, ни о каком профессионализме в отсутствие специального образования говорить не приходится. Закон указывает прямо лишь на то, что «деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской» (п. 1 ст. 2 ФЗ №382). В силу наличия негативного ценза, связанного с «должностным статусом, определенным федеральным законом» (ч. 11 ст. 11 ФЗ №382), и запрета на вхождение в рекомендованные списки арбитров более трех ПДАУ (ч. 3 ст. 47 ФЗ №382) (но не участие более чем в трех ТС одновременно!) можно говорить если не об исключительном характере деятельности, то о специальных ее ограничениях.

Вместо терминов «правосубъектность», «правоспособность» и т.п. применительно к ТС, арбитрам используются понятия «компетенция» (например, гл. 4 ФЗ №382), «полномочия» (ст. ст. 14, 17 ФЗ №382). Компетенцию мы рассматриваем как систему, включающую два элемента:

  1. предмет ведения и
  2. полномочия — совокупность прав и обязанностей в сфере отношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой (п. 3 ст. 2 ГК). Иначе говоря, это совокупность вопросов, решения по которым полномочны принимать те или иные лица.

К сожалению, помимо декларации о существовании компетенции и полномочий ТС (в форме названий соответствующих глав и статей) в ФЗ №382 очень мало материала о них.

Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ №382 ТС может сам принять постановление о своей компетенции, в том числе по любым возражениям относительно наличия или действительности арбитражного соглашения. Из анализа дальнейшего текста мы приходим к выводу, что это не самоограничение правосубъектности (по решению учредителей/участников ЮЛ при выборе для него вида деятельности), а, скорее, аналог норм процессуальных кодексов о подведомственности дел (например, § 1 гл. 4 АПК).
Кроме того, особо выделено полномочие ТС распорядиться о принятии обеспечительных мер (ст. 17 ФЗ №382; ср., например, с гл. 8 АПК).

Упоминаются также полномочия ТС по определению гонорара арбитров (ч. 4 ст. 22 ФЗ №382), распределению расходов, связанных с разрешением спора (ч. ч. 5, 6 ст. 22 ФЗ №382), по выбору между устным слушанием дела для представления доказательств или для устных прений и осуществлением разбирательства только на основе документов и других материалов (ч. 1 ст. 27 ФЗ №382), назначению эксперта и обеспечению его деятельности (ст. 29 ФЗ №382), вынесению постановлений по вопросам, не затрагивающим существа спора (ст. 35 ФЗ №382).

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *