Статья 67 ТК

1. Письменная форма трудового договора в соответствии с ч. 1 ст. 67 является обязательной.

Заключение трудового договора в письменной форме означает, что работник и работодатель составляют специальный документ — договор, в котором отражаются наименование сторон, обязательные условия трудового договора, в т.ч. трудовая функция, иные условия труда (см. коммент. к ст. 57). Этот договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью работника и представителя работодателя или работодателя — физического лица.

Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Тот факт, что работник получил один экземпляр трудового договора на руки, должен быть подтвержден подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. Это правило направлено на защиту интересов как работника, так и работодателя.

Законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составления трудовых договоров в большем количестве экземпляров (ч. 3 комментируемой статьи).

Письменная форма трудового договора обязательна как по основному месту работы, так и при поступлении на работу по совместительству. При этом не имеет значения, к кому на работу по совместительству поступает работник — к тому же работодателю, у которого выполняемая им работа является основной, или к другому работодателю.

2. Действующее законодательство не устанавливает общей (единой) типовой формы письменного трудового договора. В каждом конкретном случае она определяется произвольно. Однако при заключении трудового договора необходимо учитывать положения ст. 57 ТК о содержании трудового договора (см. коммент. к ней). Для некоторых категорий работников с учетом специфики их труда соответствующими министерствами утверждены примерные формы письменного трудового договора. Так, Постановлением Минтруда России от 23.07.1998 N 29 утверждены Рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, и примерный трудовой договор (контракт) с работником, привлекаемым для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Приказом Минэкономразвития России от 02.03.2005 N 49 утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерная форма.

3. Ответственность за соблюдение порядка заключения трудового договора возлагается на руководителя организации. Работник не несет какой-либо ответственности за то, что трудовой договор с ним не оформлен в письменной форме или оформлен ненадлежащим образом либо не издан приказ о зачислении его на работу.

Для того чтобы избежать неблагоприятных для работника последствий, вызванных нарушением порядка заключения трудового договора, ч. 2 ст. 67 ТК предусматривает, что если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным, и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме.

В тех случаях, когда работник приступил к работе на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, а впоследствии отношения, связанные с использованием его личного труда по этому договору, были признаны трудовыми отношениями, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми оформить с работником трудовой договор в письменной форме.

При этом трудовой договор будет считаться заключенным со дня фактического допущения работника к работе (см. коммент. к ст. ст. 11, 16, 19.1). Иное может быть установлено только судом.

1. Письменная форма трудового договора в соответствии с ч. 1 ст. 67 является обязательной.

Заключение трудового договора в письменной форме означает, что работник и работодатель составляют специальный документ — договор, в котором отражаются наименование сторон, обязательные условия трудового договора, в т.ч. трудовая функция, иные условия труда (см. коммент. к ст. 57). Этот договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых удостоверяется подписью работника и представителя работодателя или работодателя — физического лица.

Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Тот факт, что работник получил один экземпляр трудового договора на руки, должен быть подтвержден подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя. Это правило направлено на защиту интересов как работника, так и работодателя.

Законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составления трудовых договоров в большем количестве экземпляров (ч. 3 комментируемой статьи).

Письменная форма трудового договора обязательна как по основному месту работы, так и при поступлении на работу по совместительству. При этом не имеет значения, к кому на работу по совместительству поступает работник — к тому же работодателю, у которого выполняемая им работа является основной, или к другому работодателю.

2. Действующее законодательство не устанавливает общей (единой) типовой формы письменного трудового договора. В каждом конкретном случае она определяется произвольно. Однако при заключении трудового договора необходимо учитывать положения ст. 57 ТК о содержании трудового договора (см. коммент. к ней). Для некоторых категорий работников с учетом специфики их труда соответствующими министерствами утверждены примерные формы письменного трудового договора. Так, Постановлением Минтруда России от 23.07.1998 N 29 утверждены Рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, и примерный трудовой договор (контракт) с работником, привлекаемым для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности). Приказом Минэкономразвития России от 02.03.2005 N 49 утвержден Примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерная форма.

3. Ответственность за соблюдение порядка заключения трудового договора возлагается на руководителя организации. Работник не несет какой-либо ответственности за то, что трудовой договор с ним не оформлен в письменной форме или оформлен ненадлежащим образом либо не издан приказ о зачислении его на работу.

Для того чтобы избежать неблагоприятных для работника последствий, вызванных нарушением порядка заключения трудового договора, ч. 2 ст. 67 ТК предусматривает, что если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным, и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме.

В тех случаях, когда работник приступил к работе на основании заключенного с ним гражданско-правового договора, а впоследствии отношения, связанные с использованием его личного труда по этому договору, были признаны трудовыми отношениями, работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми оформить с работником трудовой договор в письменной форме.

При этом трудовой договор будет считаться заключенным со дня фактического допущения работника к работе (см. коммент. к ст. ст. 11, 16, 19.1). Иное может быть установлено только судом.

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д.

СТ 67 ТК РФ.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе, а если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, — не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Комментарий к Ст. 67 Трудового кодекса РФ

1. Обязательная письменная форма трудового договора была установлена в 1992 г. По КЗоТ в его первоначальной редакции трудовой договор мог заключаться как в письменной, так и в устной форме. Трудовой кодекс предусматривает только письменную форму трудового договора.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Следовательно, несоблюдение формы трудового договора не влечет недействительности последнего: договор считается заключенным с момента, когда работник приступил к работе. С этого же момента трудовой договор считается вступившим в силу (см. ст. 61 ТК РФ и комментарий к ней).

Вместе с тем договор считается заключенным и вступившим в силу только в случае, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Представителем работодателя в указанном случае является лицо, которое в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) либо локальными нормативными актами или в силу заключенного с этим лицом трудового договора наделено полномочиями по найму работников, поскольку именно в этом случае при фактическом допущении работника к работе с ведома или по поручению такого лица возникают трудовые отношения (ст. 16 ТК РФ) и на работодателя может быть возложена обязанность оформить трудовой договор с этим работником надлежащим образом (п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Такое правило введено с целью обезопасить работодателя от действий своих сотрудников за рамками их компетенции. Однако данная норма ставит под угрозу интересы работника, поскольку для него не всегда очевидно, действует лицо, допускающее его к работе, в пределах своей компетенции или, наоборот, самоуправно.

Действующее законодательство обязывает работодателя при фактическом допущении работника к работе оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ч. 2 комментируемой статьи). Неисполнение этой обязанности, имеющей ярко выраженный публично-правовой характер, является основанием для административной ответственности соответствующего должностного лица работодателя (ст. 5.27 КоАП). Неисполнение указанным лицом обязанности оформить трудовой договор служит основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

2. Закон не предусматривает единой обязательной формы трудового договора, поэтому он может быть составлен в любой приемлемой для сторон форме. Для упрощения определения реквизитов и формулирования основных условий договора в организациях-работодателях целесообразно разрабатывать типовую (унифицированную) форму (бланк) трудового договора, заполняемую сторонами при его заключении, в качестве приложения к действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка либо к коллективному договору. Наличие унифицированной формы договора не исключает возможности его заключения в иной форме.

При заключении трудового договора для работы в районах Крайнего Севера целесообразно руководствоваться Рекомендациями по заключению трудового договора (контракта), отражающими специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 23 июля 1998 г. N 29.

В настоящее время ряд федеральных ведомств утвердили типовые формы трудовых договоров, отражающих специфику применения труда в организациях (учреждениях) этих ведомств.

3. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр договора передается работнику, другой хранится у работодателя, причем получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре договора, хранящегося у работодателя. Несоблюдение данного правила не влечет недействительности трудового договора.

Таким образом, число экземпляров трудового договора регламентировано законом в императивном порядке. Стороны вправе оформлять копии договора с соблюдением ограничений, устанавливаемых гл. 14 ТК РФ (см. гл. 14 ТК РФ и комментарий к ней). Работнику по его требованию работодатель обязан выдать копию трудового договора по правилам, установленным ТК РФ (см. ст. 62 ТК РФ и комментарий к ней).

Библиотечные фонды: проблемы и решения: электронный журнал-препринт.

№ 2, апрель, 2001

Федеральный обязательный экземпляр документов: вопросы количества и распределения

Брагинец В.В., Шилов В.В. (РНБ)

Федеральный закон Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» касается основных понятий, сферы действия закона, целей формирований системы обязательного экземпляра (ОЭ), видов документов, подлежащих доставке, порядка доставки. Он определяет «обязанности и права производителей документов», «обязанности получателей обязательного экземпляра» и другие весьма важные моменты. Аспекты количества обязательных экземпляров и их распределения непосредственно относятся к нормам права о правах и обязанностях и производителей, и получателей документов.

Согласно статье 7 Закона доставке и последующему распределению подлежат 16 экземпляров книг и брошюр, альбомов, продолжающихся изданий, журналов, географических карт и атласов на русском языке, — то есть тех видов документов, в форме которых выпускается основная масса издательской продукции в России. Другие виды документов доставляются в меньшем числе экземпляров, но для общего взгляда на систему будем исходить из цифры «16».

Уже после принятия Закона появились попытки обосновать концепцию заложенного в нем порядка распределения обязательных экземпляров. Определяющей в законе была названа модель распределенного библиотечно-информационного фонда — вертикальная, когда национальные библиотеки формируют свои собрания во взаимодействии с региональными библиотеками . Под вертикально подразумевалось сочетание федеральных обязательных экземпляров с региональными и местными комплектами обязательных экземпляров, а вопрос собственно величины и распределения федеральных комплектов в пространственном аспекте повис в воздухе (собственно, не «повис», будучи отраженным в принятом Законе как нечто решенное). Масштабы и объемы обязательных экземпляров федерального и регионального уровней, однако, совершенно несопоставимы. В институте распределенного национального фонда документов системообразующим является критерий полноты. Полный комплект документов, издаваемых на территории страны, формируется благодаря тому, что распределенные части фонда дополняют друг друга в соответствии с интегральным критерием полноты. Задача обеспечения взаимодополняемости этих частей, как мы считаем, непосредственно решается средствами оптимизации общего числа распределяемых документов и методом их распределения.

В России на территории, превышающей 17 млн. кв. км, проживает свыше 146 миллионов человек. Один комплект федеральных обязательных экземпляров документов приходится на девять с лишком миллионов человек или на единицу площади размером более 1 млн. кв. км.

Вся Россия непроизвольно поделена Законом на четыре зоны обслуживания, поскольку обязательные экземпляры распределяются Российской книжной палатой (РКП) между четырьмя городами — центрами условно определенных нами соответствующих зон обслуживания:

г.Москва — 11 экземпляров;

г.Санкт-Петербург — 3 экземпляра;

г.Новосибирск — 1 экземпляр;

г.Хабаровск — 1 экземпляр.

Одиннадцатью экземплярами фактически «более или менее могут» пользоваться жители зоны, включающей Центральный, Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы — 916,1 тыс.кв.м, 45524 тыс.жителей.

На остальной территории европейской части России условно можно выделить зоны, фактически не обеспеченные «благами» федерального ОЭ:

Урал — 824 тыс.кв.км, 20349,4 тыс.жителей;

Юг России — 355,1 тыс.кв.км, 17587,1 тыс.жителей;

Поволжье — 536,4 тыс.кв.км, 16850,8 тыс.жителей.

Тремя экземплярами обеспечено население Севера и Северо-Запада: более 14,6 миллионов человек на территории около 1,68 млн. кв. км;

Один экземпляр достается жителям Западной Сибири — это 15 с лишком миллионов человек, проживающих на территории более 2,4 млн. кв. км;

Один экземпляр оказывается «в пользовании» у населения Дальнего Востока: это 6215,9 тыс.кв.км, 7260, 6 тыс.человек.

Восточная Сибирь (4122,8 тыс.кв.км, 9030 тыс.жителей) не обеспечена федеральным ОЭ.

Согласно Закону, все юридические лица Российской Федерации — производители документов, независимо от их местонахождения, должны направлять экземпляры своих изданий в главный библиотечно-библиографический центр (Москва, где располагается РКП и некоторые другие учреждения-получатели).

Север и Северо-Запад Федерации вместе с Калининградской областью имеют территорию, равную 1677,9 тыс.кв.км. Подставляя это число в формулу, получаем R=731 км (окраинным расположением самой Калининградской области — 15,1 тыс.кв.км — пренебрегаем).

Сопоставление характеристик зон обслуживания, в той или иной мере отражающих территориальные и демографические показатели, с числом ОЭ федерального уровня, получаемых по действующему Закону, свидетельствует о крайней неравномерности распределения полных комплектов документов, издаваемых в России, между различными зонами библиотечно-библиографического обслуживания.

В табл. 1 представлены показатели по зонам, приведенные к числу федеральных ОЭ, в двух вариантах: в левой части таблицы — в соответствии с существующим законодательством, в правой — в соответствии с некоторым мысленным экспериментом (как выглядели бы аналогичные показатели, если бы распределение ОЭ по территории Федерации было несколько равномернее).

В левой части таблицы показатели распределенности и обеспеченности на Юге России, Урале, в Поволжье и Восточной Сибири равны нулю (деление нуля на значимое число возможно). В правой части эти показатели пересчитаны в соответствии с предлагаемым перераспределением комплектов ОЭ: в Центральной зоне оставлено семь комплектов, а указанные зоны «получили» по одному комплекту. Показатели средних расстояний в эксперименте также изменены: если зона «получила» свой федеральный комплект, учтено только среднее расстояние от границ зоны до зонального центра, а расстояние до главного библиотечно-библиографического центра не принято во внимание.

Таблица 1

Распределение федеральных обязательных экземпляров документов

(на основе действующего Закона РФ и предлагаемое)

Мысленный эксперимент, в котором мы попытались реализовать свои предложения по территориальному распределению полных комплектов ОЭ несколько смягчает эту неравномерность.

Теперь рассмотрим показатели по территории и населению в сопоставлении с числом обязательных экземпляров за рубежом — см.табл.2.

Для анализа мы отобрали только те государства, относительно которых мы располагаем более или менее достоверными данными о количестве общегосударственных обязательных экземпляров документов (соответствующих российскому институту федеральных ОЭ) .

Таблица 2

Обязательные экземпляры документов в европейских странах

в сопоставлении с территориальными и демографическими показателями

Насыщенность обязательными экземплярами как по площади, так и по численности населения далеко не в пользу России: в Европе они во много раз выше, что достигается в целом и в каждом отдельном случае большим числом государственных комплектов ОЭ в сочетании со значительно меньшими размерами территории, значительно меньшей численностью населения. Сводные данные удобно представить в виде интервальных значений:

экз/млн.кв.км экз/десятков млн.чел.

В России

фактическое распределение 0 — 11,36 0 — 2,41

предлагаемое 0,34 — 7,61 0,73 — 2,05

В Европе

группа стран А 15,6 — 69,8 5,7 — 111

— » — Б 10,8 — 215 0,98 — 26,5

— » — В 1,82 — 86 0,17 — 16,7

Таким образом, сравнение российских территориальных и демографических показателей распределенности комплектов федеральных обязательных экземпляров документов с зарубежными (европейскими) показывает, что наши «16 обязательных» — это не так уж и много, а скорее — мало.

Если говорить об оптимизации распределения ОЭ, то, на наш взгляд, сокращение числа экземпляров, получаемых Центральной зоной (г.Москва), и перераспределение экземпляров в пользу ряда российских территорий было бы, безусловно, актом справедливости. Правительственные и законодательные учреждения Федерации вполне могли бы комплектовать свои библиотеки за счет бюджетных ассигнований. Что касается обеспечения полноты комплектования этих библиотек, то не общероссийский ОЭ играет здесь главную роль, а местонахождение этих библиотек — в Москве, где издается подавляющая часть российской издательской продукции.

В вопросе о распределении комплектов федеральных экземпляров серьезную проблему представляет собой аспект полноты каждого из положенного числа комплектов, доставляемых в РКП.

В соответствии со ст.17 (п.1) Закона 1994 г. Постановлением Правительства РФ № 739 от 24.07.1995 г. утвержден перечень учреждений-получателей, включающий указания о числе получаемых ими комплектов ОЭ (приложение 1 к Постановлению). Зафиксированная в Перечне последовательность наименований библиотек-получателей определяет соответствующую очередность раскладки документов по адресам как нормативный порядок распределения комплектов ОЭ между библиотеками.

Этот аспект осложняется тем, что в числе хранителей значатся две национальные библиотеки (Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека), и обе имеют право получения по два экземпляра документа. Ныне этот вопрос в Книжной палате решается исторически сложившейся очередностью раскладки полученных экземпляров по так называемым «корзинам», на самом деле представляющим собой фанерные коробы и в обиходе именуемым просто «ящиками». Содержимое каждого «ящика» предназначено для определенной библиотеки. Ящики пронумерованы: номер второй — это РГБ, номер третий — это РНБ, номер четвертый — БАН и т.д. Но дело в том, что номер шестой — снова РГБ, а номер 11-й (т.е. где-то в конце) — еще раз РНБ.

Очередность раскладки существенно влияет на полноту комплектования фондов библиотек-получателей. В случае неполного комплекта ОЭ, поступившего в РКП, преимущество получает библиотека, чьи экземпляры в раскладке стоят впереди. Нам, например, не кажется справедливым как то, что оба «ящика» одной национальной библиотеки (в Москве) стоят впереди обоих «ящиков» другой национальной библиотеки (в Санкт-Петербурге), так и то, что вторые «ящики» каждой из них стоят впереди других не менее уважаемых крупных научных библиотечно-информационных центров.

Подобная ситуация явно наносит ущерб интересам создания единого национального библиотечно-информационного фонда (с точки зрения его оптимального, взвешенного распределения). Кроме того, нарушается паритет в координации взаимодействия между двумя национальными библиотеками России. В результате комплектование основного фонда одной из равноправных (по Закону) национальных библиотек осуществляется с существенно меньшей полнотой.

Вопрос этот был исследован в секторе библиотечного фондоведения НМО. Отдел комплектования РНБ подсчитал, что разница в полноте между вторыми «ящиками» той и другой национальных библиотек в течение года составляет несколько тысяч экземпляров (разумеется, с ущербом для фондов РНБ — в Санкт-Петербурге). Однако эту коллизию целесообразно разрешить не столько на уровне переговоров между тремя учреждениями (РКП, РГБ, РНБ), сколько законодательным путем, введя статью о порядке распределения обязательных экземпляров непосредственно в Закон. При этом — особо оговорить порядок распределения в случае получения библиотекой не одного, а двух комплектов. Хотя данный случай, как может показаться, касается только двух библиотек (РГБ и РНБ), но и он укладывается в общую проблему оптимизации формирования единого национального фонда в его распределенном виде.

Литература

2. Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Закон об обязательном экземпляре как основа формирования распределенного национального библиотечного фонда // Государственная политика в области библиотечного дела и реализация законов РФ «О библиотечном деле и «Об обязательном экземпляре документов»: Всерос.Науч.-практ.конф. Омск, 23-26 апр. 1996 г. Тез.докл. и сообщений. СПб., 1997. С.22-24. Высказанные в докладе взгляды авторы изложили впоследствии в расширенном виде: Ершова Т.В., Толчинская Л.М. Концепция распределенного национального фонда // Библиотека. 1996. №10. С.4-7.

3. Страны мира сегодня /Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС. М., 1999. Т.1.

Статья 67.ТК РФ Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Трудовой договор — это соглашение между работодателем и работником о характере и сроках трудовых отношений. Трудовой договор юридически оформляет взаимные права и обязанности участников трудовых отношений. Правильно составленный трудовой договор защитит интересы работодателя, не ущемляя при этом прав работника, и поможет избежать многих нежелательных юридических последствий. Сторонами трудового договора выступают работодатель и работник.
Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обозначенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и другими нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник со своейстороны обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие работодателя. Основным документом регламентирующим трудовые отношения является Трудовой кодекс, и условия трудового договора не должы противоречить его статьям. При этом в спорных ситуациях они будут трактоваться так, как это описано в трудовом кодексе.
Следует отличать трудовой договор от договора подряда. Трудовой договор предоставляет работнику ряд льгот, гарантий и компенсаций, не предусмотренных для подрядных отношений.
Иногда в практике используют термины трудовой контракт, трудовое соглашение.
Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора остается у работника, другой хранится у работодателя. Факт получения экземпляра трудового договора работником удостоверяется подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома либо по поручению работодателя либо его законного представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Согласно трудового кодекса, в трудовом договоре могут фигурировать дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и другими нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а именно:
Условие об уточнении места работы, с указанием структурного подразделения приписки и его местонахождения;
Условие об испытательном сроке;
Соглашение о неразглашении служебной или коммерческой информации;
Условие об обязательстве работником отработать после обучения не менее установленного договором срока, в случае если обучение проводилось за счет работодателя;
Договоренность о видах и об условиях дополнительного социального и медицинского страхования работника;
Условие о возможности улучшения социальных и жилищных условий работника;
Пункт уточняющий условия работы данного работника, а так же права и обязанности работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *