Ставка НДС при экспорте

Содержание

Вводная информация

Все перечисленные выше страны наряду с Россией, являются участницами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в рамках которого установлены единые правила налогообложения «трансграничных» операций. При реализации товаров из РФ в Белоруссию, Казахстан, Армению, или Киргизию, такие правила касаются исключительно НДС. Остальные налоги по данной операции уплачиваются в том же порядке, что и при продаже товаров российским контрагентам.

НДС при УСН

С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.

Купить сервис «Контур.Декларант» для формирования и отправки таможенных деклараций

Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных вст. 346.11 НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет. Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.

НДС при ОСНО

А вот налогоплательщики на ОСНО должны помнить, что ставка НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕЭАС применяется всегда. В том числе и в случае отгрузки товаров, которые в РФ налогом не облагаются на основании ст. 149 НК РФ (например, медицинское оборудование, оправы для очков). Связано это с тем, что порядок налогообложения экспортных операций в данном случае регулируется не Налоговым кодексом, а нормами международного договора. Причем, в силу прямого указания в ст. 7 НК РФ, нормы таких договоров имеют приоритет над правилами НК РФ.

Правила уплаты налогов по товарам, вывозимым из РФ в страны ЕАЭС, установлены в п. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 года; далее — Договор о ЕАЭС), а также в п. 3 «Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг», который является Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее — Протокол). Указанными нормами международного права не предусмотрено освобождение от применения ставки НДС 0 процентов в отношении реализации товаров, поименованных в ст. 149 Налогового кодекса РФ.

Так что реализация на экспорт в страны ЕАЭС любых товаров облагается НДС по ставке 0 процентов (см. также письма Минфина России от 16.03.12 № 03-07-13/01-15 и от 12.09.11 № 03-07-13/01-40). Этот факт, в свою очередь, означает, что при отгрузке товаров нужно будет выставить покупателю счет-фактуру с указанием ставки 0 процентов и кода видов товара по ТН ВЭД ЕАЭС (пп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ). Счет-фактура составляется и при вывозе товаров, указанных в ст. 149 НК РФ. На это прямо указывает пп. 1.1. п. 3 ст. 169 НК РФ

Какими документами подтвердить нулевую ставку НДС

Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС российский поставщик на ОСНО должен собрать и представить в налоговую инспекцию по месту своего учета пакет документов, перечень которых приведен в п. 4 Протокола. В этот пакет традиционно входит договор (контракт), являющийся основанием для отгрузки. При этом покупателем по этому договору может выступать и лицо, не являющееся налогоплательщиком страны, входящей в ЕАЭС. Главное, чтобы грузополучатель находился в стране-участнице ЕАЭС.

Кроме того, в состав подтверждающих документов включаются транспортные, товаросопроводительные или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства ЕАЭС. Здесь надо учитывать, что если для отдельных видов перемещения товаров, в том числе перемещения товаров без использования транспортных средств, оформление этих документов не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС, то подтверждения права на нулевую ставку такие документы представлять не нужно.

Как видим, тот факт, что при перемещении товаров и транспортных средств между странами ЕАЭС таможенный досмотр может не производиться, вроде бы учтен. Однако на практике все равно возникают проблемы. Так, налоговые органы, зачастую требуют представить для подтверждения права на нулевую ставку талоны о прохождении пограничного контроля в автомобильных пунктах пропуска через границу. Является ли такое требование правомерным? В п. 4 Протокола, как мы помним, речь идет не только о товаросопроводительных и транспортных, но и об иных документах, подтверждающих перемещение товаров, которые предусмотрены законодательством стран-участниц договора. При этом таможенник в месте убытия на лицевой стороне талона контроля при выезде проставляет дату и время окончания таможенного контроля, подписывает, заверяет запись оттиском ЛНП и передает талон контроля перевозчику для прохождения пограничного контроля (п. 59 инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, утв. Приказом ФТС России от 26.05.11 № 1067). Получается, что талон о прохождении пограничного контроля действительно может быть использован для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте в страны ЕАЭС и его истребование не противоречит п. 4 Протокола.

Трудности с документами, которые подтверждают пересечение границы, также могут возникать у налогоплательщиков, отправляющих товар через службу доставки (DHL, Fedex, UPS и т.п.), либо обычной почтой. В этой ситуации для ответа на вопрос о необходимых документах придется обратиться к достаточно старому, но сохраняющему силу постановлению Президиума ВАС РФ от 06.07.04 № 1200/04. В нем сделан вывод о том, что под «иными документами» для целей применения нулевой ставки НДС имеются в виду те, которые равнозначны транспортным и товаросопроводительным документам по своему содержанию и включают сведения о способе доставки и маршруте следования товара с учетом вида перевозки или особенностей груза (например, багажные и почтовые квитанции, ведомость перевозимых по одной накладной вагонов, документы к перевозке отправлений службой спецсвязи и т.п.).

На наш взгляд, это означает следующее. Если перевозка осуществляется службой доставки (перевозчиком), то для подтверждения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров из России в страны ЕАЭС необходимо представить товаросопроводительные документы, составленные перевозчиком, и содержащие сведения о способе доставки и маршруте следования, из которых было бы ясно, что товары перемещены с территории РФ на территорию другой страны — члена Договора. А если товары отправляются почтой, то таким документом может быть также квитанция, содержащая реквизиты отправителя и получателя.

Идем дальше. Третьим документом, который Протокол требует представить для подтверждения нулевой ставки, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена ЕАЭС, на территорию которого ввезены товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств). Форму этого заявления можно найти в другом международном документе — Протоколе от 11.12.09 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов».

Наконец, в Протоколе в качестве документа, который необходим для подтверждения «права на ноль» указана выписка банка. Но при этом сделана оговорка, что она требуется, если иное не предусмотрено законодательством государства — члена ЕАЭС. Т.е. в данном случае российские экспортеры получают возможность воспользоваться правилами п. 1 ст. 165 НК РФ, который такой выписки как раз не требует.

Подведем итог. В комплект подтверждающих документов при экспорте в страны ЕАЭС в обязательном порядке входят всего два документа: заявление и договор (контракт). Если же перемещение товаров через границу фиксируется каким-либо документом, этот документ также включается в «подтверждающий пакет».

Как подтвердить нулевую ставку

Следующий момент, на котором нужно остановиться, — процедурный. Как именно и когда собранные подтверждающие документы надо передать в налоговую инспекцию?

Срок предусмотрен в п. 5 Протокола. На сбор документов экспортерам отводится 180 календарных дней с даты отгрузки товара. Если в этот срок документы не собраны, операция будет облагаться НДС в обычном порядке, т.е. по ставке 20 (10) процентов по итогам того налогового периода, в котором произошла отгрузка. При этом налог уплачивается с пенями, которые начисляются начиная со 181-го дня после отгрузки (постановления Президиума ВАС РФ от 16.05.06 № 15326/05 и от 11.03.08 № 15079/07 по делу № А56-7714/2006).

Если в дальнейшем подтверждающие документы все же будут собраны и представлены в инспекцию, уплаченный налог можно будет зачесть или вернуть в обычном порядке (т.е. по правилам ст. 78 НК РФ), о чем также прямо сказано в п. 5 Протокола. Ну а если документы собрать не получается, то уплаченный НДС можно учесть в составе расходов при налогообложении прибыли. Дело в том, что такой НДС не подпадает под запрет, установленный поп. 19 ст. 270 НК РФ, поскольку покупателям налог не предъявлялся, а был уплачен продавцом за счет собственных средств. (письма ФНС России от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфина России от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045, от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961). Что касается правил представления документов, то они урегулированы в Порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). В данном документе говорится, что при реализации товаров, в страны ЕАЭС в налоговой декларации заполняется раздел 4. Обратите внимание: по операциям, в отношении которых документы за 180 дней собрать не удалось, придется подать уточненную декларацию за период отгрузки. А к заполненной таким образом декларации в качестве приложения идут рассмотренные нами выше подтверждающие документы.

Где содержатся правила импорта в Россию из Киргизии?

Ввоз товаров (импорт) на территорию РФ сопровождается начислением и уплатой НДС. Однако применяемый для этих процедур порядок может быть разным. От чего это зависит? От того, из какой именно страны осуществляется ввоз.

В отношении правил обложения НДС страны делятся на две группы:

  • входящие в ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и подчиняющиеся положениям договора об этом союзе (подписан в Астане 29.05.2014);
  • все прочие, при ввозе из которых налог начисляется согласно таможенному законодательству.

Евразийский экономический союз образован пятью государствами:

  • Россией;
  • Арменией;
  • Белоруссией;
  • Казахстаном;
  • Киргизией, вошедшей туда позже всех (в августе 2015 года).

То есть импорт из Киргизии в 2019 году подчинен правилам Договора о ЕАЭС, и описание порядка начисления НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, надо искать в нем, точнее, в приложении № 18 к этому договору.

Особенности исчисления и уплаты налога при ввозе из ЕАЭС

Что же отличает процедуру обложения НДС товара, ввозимого из стран ЕАЭС? Особенностей здесь несколько:

  • Налог рассчитывается и уплачивается не в момент ввоза, а после оприходования товара у покупателя или наступления срока очередного лизингового платежа, если речь идет о предмете лизинговой сделки (п. 19 раздела III приложения № 18 к договору о ЕАЭС).
  • Платить НДС надо не на таможне, а в налоговый орган.
  • Расчет суммы причитающегося к уплате налога осуществляет импортер, определяя налоговую базу для него на дату принятия товара к учету или на дату платежа, указанную в договоре лизинга.
  • Процесс расчета отражается в отчетных документах особых форм, составляемых по окончании каждого из месяцев, в которых имел место импорт. Если в каких-то месяцах ввозных операций не было, то нулевую отчетность сдавать не нужно. Однако когда импорт осуществляется в каждом месяце, то отчетность по ЕАЭС-НДС приобретает характер ежемесячной.
  • Для уплаты налога и составления отчетности по нему установлен особый срок, отличный от срока, действующего для обычного НДС. Он соответствует 20-му числу месяца, наступающего за месяцем осуществления импорта (пп. 19, 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Однако в части взаимодействия с ИФНС применяется правило для смещения этого срока при совпадении его с выходным днем на более позднюю дату, соответствующую ближайшему буднему дню (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В налоговую базу для расчета ЕАЭС-НДС включается стоимость самого товара, указанная в сопроводительных документах, а также акциз (если товар подакцизный). При необходимости пересчета стоимости товара в величину, выраженную в российских рублях, курс для пересчета берется на дату принятия товара к учету (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если цена в сопроводительных документах не указана, то базой становится учетная стоимость товара.

Предмет договора лизинга подлежит обложению налогом по частям (по мере наступления срока осуществления лизинговых платежей, предусмотренного договором лизинга). Причем платеж, осуществляемый в инвалюте, для целей обложения налогом также пересчитывается в российские рубли по курсу, но определить этот курс следует на дату платежа, указанную в договоре лизинга, вне зависимости от того, когда и в каком именно размере на самом деле осуществлен платеж (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Величина применяемой для расчета налога ставки зависит от вида ввозимого товара (п. 15 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Для 2018 года ее размер в России составит, соответственно, либо 20%, либо 10% (ст. 164 НК РФ).

От обложения ЕАЭС-НДС освобождаются товары:

  • не облагаемые НДС в соответствии со ст. 150 НК РФ (подп. 1 п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС);
  • являющиеся давальческим сырьем (п. 14 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС);
  • купленные у российского поставщика, но доставляемые покупателю через территорию страны ЕАЭС (письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-13/1/10895).

Применение спецрежима (ЕСХН, УСН, ЕНВД, ПСН) или освобождения, предусмотренного ст. 145 НК РФ, не избавляет импортера от уплаты ввозного НДС и подачи отчетности по нему (п. 13 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Отчетность по НДС при импорте из стран ЕАЭС

В состав отчетности, формируемой при ввозе товаров из стран ЕАЭС, входят (п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС):

  • заявление о ввозе товаров, составленное по форме, утвержденной протоколом «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов ЕАЭС…» от 11.12.2009 (приложение № 1);
  • декларация, сформированная на бланке формы КНД 1151088, утвержденном приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@ (приложение № 1).

Оба отчета могут быть поданы в налоговый орган как на бумаге, так и электронно. При подаче на бумаге заявление в отличие от налоговой декларации, составляемой в двух экземплярах (для ИФНС и для налогоплательщика), формируется в четырех экземплярах (подп. 1 п. 20 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Такое количество экземпляров бумажного заявления объясняется тем, что оно предназначено:

  • для самого заявителя;
  • его поставщика — члена ЕАЭС;
  • налогового органа, перед которым отчитывается заявитель;
  • налогового органа, перед которым отчитывается поставщик.

То есть подав 4 экземпляра этого документа в ИФНС на бумаге, плательщик налога обратно получит всего 3 экземпляра, содержащих отметку налогового органа, из которых 2 ему надлежит отправить своему поставщику — члену ЕАЭС.

При обнаружении ошибки в данных, внесенных в заявление, возможна подача его уточненного варианта (п. 21 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Если допущенная в заявлении ошибка влечет за собой необходимость уточнения декларации, то корректируется и декларация.

При последующем изменении стоимости товара в сторону увеличения в обоих отчетных документах (заявлении и декларации) отражается не новая стоимость, а сумма ее увеличения. Подать эти документы в ИФНС следует за тот месяц, в котором согласован факт роста стоимости (п. 24 раздела III приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Пакет обязательных документов к ЕАЭС-отчетности

В качестве обязательной составной части отчетности по НДС Договором о ЕАЭС (подп. 2-8 п. 20 раздела III приложения № 18) предусматривается представление документов, подтверждающих факт уплаты начисленного налога и данные, попавшие в отчетность:

  • Банковские выписки или документы на уплату налога. Их можно не подавать, если у налогоплательщика имеется переплата по ЕАЭС-НДС.
  • Товаросопроводительные документы. Они могут отсутствовать в случае, когда оформление их продавцом не предусмотрено по законодательству его государства.
  • Счета-фактуры. Они нужны, если продавец их выписывает согласно законодательству своей страны.
  • Договор поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
  • Информационное сообщение, оформляемое в случае участия в процедуре импорта трех сторон (при транзитных операциях или посреднических сделках). В него включаются сведения о третьем лице сделки (его идентификационный номер, наименование, место нахождения, реквизиты заключенного с ним договора, номер и дата спецификации). Не является обязательным, если все необходимые сведения указаны в договоре поставки (лизинга, товарного кредита, изготовления продукции, переработки).
  • Посреднический договор, если он имеет место.
  • Договор на приобретение товара, покупаемого третьим участником поставки. Нужен, когда есть третий участник и налоги платит конечный покупатель, а не посредник.

Таким образом, набор подтверждающих документов может различаться в зависимости от конкретной ситуации, сопровождающей поставку. Но он в любом случае должен давать необходимую информацию о данных, внесенных в заявление и, соответственно, в декларацию.

Подтверждающие документы в ИФНС можно подать как в виде заверенных бумажных копий, так и в электронной форме. Документы, продолжающие действовать, повторно предоставлять не требуется.

Когда берем ЕАЭС-НДС к вычету

Налог, возникающий при ввозе в РФ товаров из стран ЕАЭС, можно взять в вычет. Однако для этого недостаточно выполнения условий, предусмотренных п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ (т. е. принятия товара на учет, предназначенности его для операций, облагаемых НДС, и уплаты налога).

Необходимыми моментами для возможности осуществления этой процедуры в силу обязательности оформления становятся также (письмо Минфина России от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180):

  • наличие подписанного налоговым органом заявления о ввозе;
  • принятие ИФНС декларации, отражающей данные по нему.

То есть процедура принятия ЕАЭС-НДС в вычеты оказывается более сложной, чем при импорте товара из стран, не входящих в этот союз. Напомним, что в последней ситуации достаточно наличия ГТД с отраженной в ней суммой уплачиваемого налога и подтверждения факта его уплаты.

Лица, пользующиеся освобождением от НДС по ст. 145 НК РФ, и спецрежимники, для которых факт импорта приводит к обязанности уплачивать ввозной налог, вычетами воспользоваться не могут, поскольку не являются плательщиками обычного для РФ НДС. Им придется такой налог включать в стоимость приобретенного товара (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Бухучет ЕАЭС-НДС

Бухгалтерский учет НДС, образующегося при ввозе из стран ЕАЭС, достаточно прост. Здесь задействуется всего три проводки:

  1. Дт 19 Кт 68 — начислена сумма, отраженная за соответствующий месяц в заявлении и декларации;
  2. Дт 68 Кт 51 — уплачен налог;
  3. Дт 68 Кт 19 — ввозной НДС взят в уменьшение обычного российского НДС.

Последняя из них становится возможной только при соблюдении всех необходимых для применения вычета по ЕАЭС-НДС условий. Сумма, сопровождающая эту проводку, в обычной квартальной декларации по НДС попадет в строку 160 раздела 3, специально предназначенную для отражения налога, возникающего при импорте из стран ЕАЭС.

Итоги

Киргизия входит в число стран, заключивших договор о ЕАЭС. В соответствии с этим документом начисление, уплата НДС и отчетность по нему осуществляются по особым правилам. В том числе это:

  • наличие нюансов в определении налоговой базы;
  • существование иной обязательной отчетности (заявления о ввозе и налоговой декларации особой формы);
  • другой получатель платежа (налоговый орган, а не таможня);
  • отдельный срок для осуществления платежей по налогу и подачи отчетности по нему;
  • возникновение дополнительных условий для принятия НДС к вычету.

Бухучет операций с ЕАЭС-НДС не сложен и осуществляется с использованием всего трех проводок.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Наше предприятие осуществляло экспортные операции на безвозмездной основе. На дату оформления таможенной декларации мы составили экспортную налоговую накладную (тип причины — 07) ставка — 0%, нулевые показатели объема в строке 7 раздела А (код ставки — 901).
Нужно ли составлять налоговую накладную с компенсирующими налоговыми обязательствами на данную бесплатную поставку? Если да, то как правильно заполнить «компенсирующую» налоговую накладную, в частности ее раздел Б: указывать номенклатуру товаров или только документ, по которому был получен налоговый кредит по таким товарам (входящую налоговую накладную или таможенную декларацию для ранее ввезенных товаров)? Или же все-таки нам необходимо составить налоговую накладную на весь бесплатный экспорт по ставке 20%? Как данную операцию показать в декларации по НДС?

ОТВЕТ: Экспорт товаров облагается НДС по нулевой ставке независимо от того, получает экспортер компенсацию стоимости вывезенных товаров от нерезидента или передает их бесплатно (пп. 195.1.1 и п. 206.4 НКУ). При этом существует только два условия применения нулевой ставки НДС:

  • фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины;
  • оформление надлежащим образом таможенной декларации.

Минимальная база при бесплатном экспорте

Согласно п. 188.1 НКУ база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг определяется по их договорной стоимости, но она не может быть ниже:

  • для приобретенных товаров/услуг — цены их приобретения;
  • для самостоятельно изготовленных товаров/услуг — обычных цен;
  • для необоротных активов — балансовой (остаточной) стоимости по данным бухучета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются данные операции (при отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены).

Это значит, что на сумму превышения цены приобретения/обычной цены/балансовой стоимости над фактической стоимостью поставки товаров/услуг/необоротных активов поставщик — плательщик НДС должен начислять НДС-обязательства.

По общим правилам, прописанным в п. 15 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307 (далее — Порядок № 1307), на такое начисление нужно составить 2 налоговые накладные: одну — «нулевую», вторую — на сумму соответствующего превышения с типом причины «15».

Поскольку к экспортным поставкам применяется нулевая ставка НДС, то логично применять ее ко всей базе обложения НДС (в т.ч. к сумме превышения).

Давайте вспомним: в свое время налоговики настаивали на применении к сумме превышения минимальной базы над фактической ценой 20% ставку НДС. К счастью, Минфин в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом от 03.08.2018 г. № 673, поставил жирную точку в дискуссии на данную тему, отметив:

«…при осуществлении операции по экспорту товара по цене ниже цены приобретения (обычной цены) такого товара нулевая ставка НДС применяется к данной операции в целом, при условии подтверждения факта вывоза товаров в соответствующем таможенном режиме надлежащим образом оформленной таможенной декларацией».

Руководствуясь п. 15 Порядка № 1307, при поставке товаров по цене ниже базы налогообложения, плательщик должен составить две налоговые накладные: одну — исходя из цены продажи, вторую — на разницу между базой налогообложения и ценой продажи. Поскольку в данном правиле нет исключений, экспортер должен составить две налоговые накладные с нулевым НДС:

  • одну с типом причины 07 — исходя из договорной цены экспортируемых товаров, т.е. нулевую стоимость;
  • вторую с типом причины 15 — на сумму превышения цены приобретения (обычной цены, остаточной стоимости необоротного актива) над фактической ценой продажи.

Однако в разъяснении из категории 101.08 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) налоговики отмечают:

«…поскольку операции по поставке товаров (в т.ч. и бесплатной поставке), по которым цена приобретения/обычная цена/балансовая (остаточная) стоимость превышает фактическую цену (договорную стоимость) облагается по нулевой ставке НДС, необходимость составления второй налоговой накладной на сумму превышения экспортируемых товаров отсутствует».

Все же осторожным НДСникам необходимо получить от налоговиков ИНК с аналогичными выводами, чтобы в ходе проверки обосновать отсутствие налоговой накладной на сумму превышения.

А вот в декларации по НДС (в строке 2 колонка А) налоговики хотят видеть сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки товаров (продукции) на экспорт (см. письмо ГФСУ от 05.05.2017 г. № 87/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). То есть сюда попадет вся стоимость приобретения бесплатно переданных нерезиденту товаров.

Это на руку плательщикам НДС, осуществляющим распределение входящего НДС согласно п. 199.1 НКУ. Ведь увеличение объема налогооблагаемых операций уменьшает долю использования товаров/услуг в не облагаемых НДС операциях. Как результат — у таких плательщиков в налоговом кредите остается большая сумма входного НДС.

Компенсирующие налоговые обязательства

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 20 февраля 2020 г.

По общему правилу, ввоз товаров на территорию РФ облагается НДС. Причем уплачивать ввозной НДС должны абсолютно все импортеры: плательщики НДС, освобожденные от обязанностей плательщиков НДС, а также организации и ИП на спецрежимах (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Но в некоторых случаях импорт товаров НДС не облагается. Например, если в Россию ввозятся медицинские товары, реализация которых не облагается НДС в нашей стране (п. 2 ст. 150 НК РФ).

Ставка НДС при импорте товаров

В 2020 году ввозимые в РФ товары облагаются НДС по ставке 10% или 20%. Если, например, реализация определенного товара внутри страны облагается НДС по ставке 20%, то при ввозе такого товара НДС уплачивается по такой же ставке.

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии организации и ИП должны перечислить импортный НДС не на таможню, а в свою ИФНС, а также представить соответствующую декларацию.

Сумма НДС определяется по следующей формуле.

Налоговая база определяется на дату принятия импортированных товаров на учет (п. 13 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014)).

Представление декларации при импорте товаров из стран ЕАЭС

Декларация по импортному НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС (утв. Приказом ФНС от 27.09.2017 № СА-7-3/765@) представляется в ИФНС не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем ввоза товаров на территорию РФ. Например, за февральский импорт нужно отчитаться перед ИФНС не позднее 20.03.2020.

Декларация по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС представляется в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если средняя численность работников организации/ИП превышает 100 человек за предшествующий год (п. 3 ст. 80 НК РФ). Если же эта численность не превышает 100 человек, то декларацию можно сдать на бумаге.

Уплата НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС

НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС уплачивается не позднее срока представления соответствующей декларации. Например, если товар ввезен в Россию в марте 2020 г., то перечислить ввозной НДС нужно не позднее 20.04.2020.

При перечислении платежей по данному налогу в поле 104 платежного поручения указываются следующие КБК.

Что уплачивается КБК
НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 1000 110
Пени по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 2100 110
Штраф по НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС 182 1 04 01000 01 3000 110

НДС при импорте товаров из других стран (не из ЕАЭС)

В этом случае получателем импортного НДС является таможня.

Ввозной НДС рассчитывается следующим образом (ст. 160 НК РФ).

НДС при импорте услуг

Приобретая услуги у иностранца, заказчик в некоторых ситуациях должен будет уплатить НДС в бюджет как налоговый агент. Обязанности налогового агента возникают, если местом реализации услуг признается территория РФ (ст. 148 НК РФ). Налог удерживается из суммы, перечисляемой иностранному исполнителю, и он получает в качестве дохода сумму за минусом НДС.

НДС при импорте услуг уплачивается в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Перечисляется такой НДС на КБК 182 1 03 01000 01 1000 110. При этом в поле 101 платежного поручения («статус») указывается «02».

По итогам квартала, в котором был удержан агентский НДС при импорте услуг, нужно отчитаться перед ИФНС, представив обычную декларацию по НДС не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@).

Импортный НДС можно принять к вычету

Плательщики внутреннего НДС могут взять к вычету импортный НДС после принятия ввезенных товаров на учет и уплаты данного налога в бюджет. Принятие НДС по импорту к вычету производится на основании документов, подтверждающих уплату этого налога (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Спецрежимники и освобожденные от обязанностей плательщиков НДС включают импортный НДС в стоимость приобретенных товаров/услуг.

Многим бизнесменам интересно — а какие документы для экспорта нужно собрать, чтобы продукция смогла спокойно пересечь границу? Ведь вывоз товаров из России имеет большое количество тонкостей и нюансов, не учитывать которые нельзя. Действуют ли правила валютного контроля при оформлении ВЭД-сделок? Нужно ли платить НДС при передаче товаров на таможне? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы.

Особенности экспорта товаров из России

Оформление экспорта имеет множество особенностей, которые касаются не только документации, но и самой процедуры таможенного оформления. Например, при оформлении импорта таможенники обычно обращают внимание на соответствие товаров документам, а также на стоимость и таможенные платежи; в случае же оформления экспортных грузов таможенники не слишком интересуются стоимостью, зато обращают своё пристальное внимание на вещи, которые не касаются тарифов и цен напрямую.

Дело в том, что в России действует не слишком гибкое законодательство относительно экспорта, поэтому при таможенном оформлении многих товаров нужно учитывать некоторые нюансы.

Перечислим особенности экспорта некоторых товаров:

  • Продукты животноводства — потребуется получить ветеринарное свидетельство о безопасности продуктов.
  • Сельскохозяйственные культуры — потребуется предоставить фитосанитарные документы.
  • Семена растений — потребуется посетить Семенной фонд России и получить заключение или выписку.
  • Товары культурного значения (антиквариат, картины и так далее) — запрещено продавать товары, имеющие историческую ценность. Чтобы подтвердить, что товар не является исторически ценным, нужно получить соответствующую справку в Министерстве культуры РФ.
  • Интеллектуальная собственность — нужно получить разрешение правообладателя на экспорт товара.
  • Военные товары — следует получить разрешение военного ведомства.

Также могут возникнуть проблемы при экспорте товаров, которые относят к категории двойного назначения.

Товары двойного назначения — это вещи, которые обычно используются в гражданской деятельности людей, однако теоретически могут быть использованы и в военной сфере. К товарам двойного назначения относится некоторое сырьё и техника, а также технологии определённого типа. Чтобы такой товар пропустили таможенники, необходимо получить подтверждение того факта, что эти вещи не будут использоваться в военных целях.

Сделать это можно различными путями. Чаще всего для подтверждения нужно получить заключение ФСТЭК, оформить лицензию и так далее.

Единого списка вещей двойного назначения не существует. Это значительно усложняет работу экспортёра, поскольку таможенник может отнести к товарам двойного назначения, например, лазерные бинокли или станки и потребовать у экспортёра предоставить разрешение.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Подготовка документов для подтверждения экспорта

Если цена внешнеторгового контракта превышает 50 тысяч долларов на момент совершения сделки, то понадобится оформить паспорт сделки. Чтобы сделать паспорт, нужно подать в банк следующие документы:

  • 2 экземпляра заполненного бланка паспорта сделки.
  • Договор, который является основанием для проведения валютной сделки.

Обычно банк в течение 3 дней проверяет предоставленные документы и выносит своё решение.

Если паспорт оформлен правильно и с договором всё хорошо, то банк подписывает паспорта сделки и ставит печати: один экземпляр паспорта остаётся в банке, второй — возвращается клиенту.

Также для проведения сделки необходимо предоставить банку следующие документы (даже если размер сделки менее 50 тысяч долларов):

  • Справка о получении валютных денег в 2 экземплярах (действительна в течение всего месяца, когда поступила валюта, плюс 15 дней).
  • Документ о проведении валютных операций в 2 экземплярах (действительна в течение всего месяца, когда поступила валюта, плюс 15 дней).
  • Справка об иностранных расчётах в 2 экземплярах (действительна в течение всего месяца, когда поступила валюта, плюс 45 дней).
  • Копии банковских выписок в 2 экземплярах (действительны в течение всего месяца, когда поступила валюта, плюс 45 дней).

После получения документов банк в течение 3 дней должен рассмотреть их. Если документы составлены корректно, то клиенту банка выдаются подтверждающие документы.

Срок действия документов, подтверждающих экспорт, — не более 15 дней после даты, когда товар должен по плану пересечь границу (это дата указывается при подаче заявки).

Если товар был произведён на территории России, следует также обратиться в Торговую палату со следующими документами для получения сертификата СТ-1 (если вещи будут экспортироваться в страны Таможенного союза) либо сертификата по форме А (если вещи будут экспортироваться в страны Евросоюза):

  • Входящий и исходящий счёт-фактуры.
  • Сертификат качества.
  • Справка о номенклатуре производства.
  • Заявление на получение сертификата (заполняется на месте).
  • Доверенность (если вещи будут экспортироваться в страны Евросоюза).

Перечень документов, подтверждающих экспорт

При пересечении границы таможенным службам нужно предоставить большое количество документов, перечень которых регулируется Таможенным кодексом России. Вот этот пакет:

  1. Экспортная таможенная декларация на все товары.
  2. Документы, которые подтверждают корректность заполнения таможенной декларации.

Ко второму пункту относятся:

  • Документы для подтверждения полномочий лица, которое подаёт декларацию. Это может быть трудовой договор, доверенность и так далее.
  • Документы для подтверждения совершение ВЭД-операции. Это может быть контракт купли-продажи или любой другой договор, который подписан второй стороной сделки.
  • Транспортная документация. Это либо справка CMR, либо справка по форме 1-Т.
  • Документы для подтверждения соблюдения запретов и ограничений. Это может быть лицензия, заключение санитарно-эпидемиологической службы и так далее.
  • Сертификат СТ-1 (если вещи будут экспортироваться в страны Таможенного союза) или сертификат по форме А (если вещи будут экспортироваться в страны Евросоюза).
  • Также всем товарам присваивается специальный таможенный код. Для его определения нужно предоставить такие документы — сведения о содержании товара, сведения о процессах переработки товаров (технологические инструкции, схемы и другие), а также сведения о характеристиках и принципах действия товаров (технический паспорт, чертежи, инструкция и так далее).
  • Документы для подтверждения уплаты таможенных платежей. Это может быть выписка из банка, платежное поручение и так далее. Можно посмотреть ставки вывозных таможенных пошлин .
  • Документы для подтверждения стоимости и способе определения стоимости. Здесь возможно несколько сценариев.
    Если использовался метод подсчёта «по стоимости сделки с вывозимыми товарами» — учредительные документы, ВЭД-договор купли-продажи, банковские платёжные документы и некоторые другие.
    Если таможенная стоимость товара подсчитывалась «по стоимости сделки с однородными товарами» — грузовая декларация, ВЭД-договор и другие, а также документы, которые подтверждают обоснованность применения метода подсчёта и точность произведённых расчётов.
    Если для подсчёта использовался метод сложения — расчётная документация для подтверждения стоимости, расчётная документация для определения суммы прибыли и другие.
  • Документы для подтверждения соблюдения правил валютного контроля. Это может быть паспорт сделки, справка о валютных операциях и так далее.

Если стоимость контракта превышает $50.000 необходим паспорт сделки.

Особенности экспорта в страны ЕАЭС

При отгрузке экспортёр должен уплачивать НДС в размере 10 или 18 процентов (в зависимости от налогового режима). Однако правительство решило, что любой экспортёр, который вывозит товары в страны ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан Армения, Киргизия), имеет право платить НДС по ставке 0 процентов, если он предоставит в налоговые органы следующие документы:

  • Контракт на поставку.
  • Таможенная декларация, в соответствии с которой груз пересёк границу.
  • Копии некоторых дополнительных документов, в соответствии с которыми груз пересёк границу. Это транспортные, товаросопроводительные и другие документы.

Если подать эти документы в налоговые органы в течение 180 дней после пересечения товаром границы, то экспортёр автоматически получает право платить НДС по ставке 0 процентов. Иными словами, экспортёры освобождаются от уплаты НДС, однако обязанность по предоставлению в налоговые органы отчётной документации сохраняется.

Дополнительная о пакете документов для экспорта в этом видео:

Подведём итоги. Во-первых, большое количество товаров имеет свои экспортные особенности. Во-вторых, для успешной «затаможки» нужно собрать такие документы — паспорт сделки, декларация на груз и другие. В-третьих, при экспорте товаров в страны ЕАЭС экспортёр имеет право воспользоваться ставкой НДС в размере 0 %.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Документы для таможенного оформления.

Автор статьи Данир Каримов Специалист по таможенному оформлению, опыт работы на таможенном терминале, с радостью делюсь своим опытом. Написано статей 108

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и область: +7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *