Стаж гражданской службы

Что такое стаж на госслужбе

Стаж государственной гражданской службы – это полный период времени, на протяжении которого служащий осуществлял трудовую деятельность в системе государственного управления. С помощью данного показателя регламентируются различные организационные и финансовые вопросы, касающиеся профессиональной деятельности сотрудника госучреждения.

Стаж является необходимым критерием для осуществления следующих действий:

  • отбор кандидатов на должности госслужбы;
  • расчет поощрительных выплат и премий к основному окладу;
  • определение продолжительности добавочного отпуска;
  • начисление пенсии госслужащего.

Госслужба гражданского назначения делится на федеральную и службу субъекта РФ. Нормы права, касающиеся стажа федерального служащего, отражены в федеральном законе. Для госслужащего в субъекте РФ возможны иные требования, установленные региональными властями.

Вопросы, связанные со стажем гражданской госслужбы, отражены в следующих законах и актах:

  • Закон No58-ФЗ;
  • Закон No79-ФЗ;
  • Закон No166-ФЗ;
  • Указ Президента No1532;
  • Указ Президента No1141.

На что он влияет?

Должности

Указом Президента утвержден список требований для государственных должностей. К ним относится стаж госслужбы и опыт работы по соответствующей специальности.

Существует несколько групп должностей, каждая из которых имеет свои требования к стажу госслужащего.

Группа должностей Стаж на госслужбе (лет) Стаж по специальности (лет)
ВЫСШИЕ 6 7
ГЛАВНЫЕ 4 5
ВЕДУЩИЕ 2 4
СТАРШИЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ
МЛАДШИЕ НЕ ТРЕБУЕТСЯ НЕ ТРЕБУЕТСЯ

Дополнительные выплаты к основному окладу

На основании суммарной продолжительности трудовой деятельности в государственной сфере служащему начисляется доплата к основному окладу.

Доплата (%) Стаж (лет)
10 1-5
15 5-10
20 10-15
30 Более 15

Добавочный финансируемый отпуск

Каждый гражданский госслужащий имеет право на дополнительное количество отпускных дней, которое высчитывается пропорционально сроку службы: 1 отпускной день равен 1-му служебному дню.

Суммарная длительность отпуска для специалистов высших и главных должностей должна быть не больше 45 суток, для ведущих, старших и младших должностей – 40 суток.

Дополнительная пенсия

Для утверждения дополнительной пенсии госслужащим федерального значения необходимо одновременное выполнение 3-х условий:

  1. Выслуга 15 лет и более.
  2. Период работы на последней занимаемой должности – минимум год. Исключением могут стать увольнения, вызванные прекращением работы учреждения или сокращение персонала.
  3. Законное увольнение с госслужбы.

Размер дополнительного пенсионного обеспечения госслужащим субъектов РФ устанавливается региональным законодательством.

Какие периоды работы госслужащего учитываются?

Указом Президента №1574 введен в силу перечень должностей, относящихся к госслужбе. Период, в течение которого государственный работник занимал одну из указанных в перечне должностей, идет в суммарный стаж служащего. В этот документ внесены различные должности:

  • Федеральные;
  • Муниципальные;
  • Региональные;
  • Военные;
  • Правоохранительные;
  • Иные.

По решению руководства госоргана в стаж сотрудника вносится работа на должностях, которые не входят в перечень. Количество времени, затраченное служащим на приобретение нужных для выполнения служебных обязанностей навыков и знаний, также засчитывается в служебный срок. Годы работы в системе госуправления СССР идут в зачет общего стажа служащего.

В продолжительность госслужбы не могут быть занесены периоды работы:

  • в роли персонала, занимающегося техобеспечением госучреждений;
  • в организационном отделе стройотряда;
  • в качестве сотрудника парткома на предприятиях;
  • на должности председателя колхоза;
  • в кооперативах;
  • частным предпринимателем;
  • в роли подрядчика;
  • в качестве наемного сотрудника у частных лиц;
  • в коммерческих организациях.

В трудовой стаж госслужащего также заносятся некоторые виды деятельности, не отраженные в перечне. К таковым относятся следующие периоды работы:

  • в ликвидированных госучреждениях, переданных по закону федеральным госслужбам.
  • в госаппаратах, переформированных в федеральные органы управления;
  • в системе управления СССР;
  • в госкорпорациях и ассоциациях, созданных по указу Совета Министров СССР.

Перечисленные выше виды деятельности заносятся в стаж служащего по решению руководства госучреждения. Если по каким-то причинам этого сделать не получается, следует обратиться в Минсоцразвития РФ. Он уполномочен решать вопросы начисления стажа госслужащим.

Как производится расчет

Для того, чтобы рассчитать служебный стаж, необходимо сложить все периоды работы в сферах, относящихся к госслужбе. Полученное количество дней переводится в количество полных лет и месяцев.

Служба в армии также включается в служебный срок, при этом существует несколько вариантов:

  • если военная служба проходила на контрактной основе, то в стаж идет 1 рабочий день за 1 день армейской службы;
  • если военная служба осуществлялась в призывном порядке, то в зачет идет 2 дня гражданской службы за 1 день армейской службы;
  • если призывник принимал участие в боевых действиях или находился в госпитале, то каждый день приравнивается к 2-м дням срочной военной службы.

Пример

Гражданин Иванов И. И. был депутатом региональной думы от района с 4 февраля 2004 года по 3 февраля 2008 года. С 20 мая 1999 года до 20 октября 1999 года проходил срочную службу в армии. С 21 октября 1999 до 20 июля 2000 года находился в горячей точке.

Стаж его гражданской госслужбы высчитывается:

  1. 4 года в качестве депутата (4 февраля 2004 – 3 февраля 2008), в стаж записывается 4 года.
  2. 5 месяцев 1 день (с 20 мая до 20 октября 1999) – срочная служба в армии. Так как 1 день призывника в армии равен 2-м дня гражданской госслужбы, то в стаж записывается 10 месяцев и 2 дня.
  3. 9 месяцев 4 дня (с 21 октября 1999 до 20 июля 2000) – служба призывника в горячей точке. 1 день боевых действий равен 2-м дням срочной службы, а 1 день службы в армии по призыву равняется 2-м дням гражданской госслужбы. В стаж записывается 3 года 16 дней.
  4. Суммарный стаж гражданской госслужбы Иванова И.И составляет 7 лет 10 месяцев 18 дней.

Порядок действий по подсчету стажа при поступлении на гражданскую госслужбу:

  1. Заседание комиссии.
  2. Рассмотрение документов, подтверждающих стаж.
  3. Протокол комиссии.
  4. Издание правового акта (приказ, распоряжение).

Какие еще периоды могут учитываться?

В исключительном порядке в стаж госслужащего могут быть внесены периоды руководящей работы в организациях, которые способствовали набору знаний и навыков для выполнения функций на занимаемой государственной должности. Максимальной период в таком случае должен быть не больше 5-и лет.

Включить в стаж госслужащего иные периоды трудовой деятельности может руководство госоргана на основании заключения специализированной комиссии.

Документы, необходимые для включения иного периода:

  1. Заявление, согласованное с непосредственным руководителем госслужащего.
  2. Копия должностного регламента по занимаемой должности.
  3. Копия трудовой книжки.
  4. Документы, содержащие информацию о должностных обязанностях, выполняемых в период, предлагаемый к включению в стаж гражданской службы (например, должностная инструкция, трудовой договор, положение или устав учреждения, приказ о распределении обязанностей).

Вашему вниманию видео с подробной и познавательной информацией об истории государственной службы от истоков до современности.

Пенсия госслужащим в 2019 году

Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет

Возраст выхода на пенсию

Размер пенсии госслужащим

Стаж государственной службы для выхода на пенсию

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Порядок расчета среднего заработка при расчете пенсии

Дополнительной социальной гарантией для государственных служащих является право на получение пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим.

Пенсия государственным служащим – это выплата, назначаемая государственным гражданкам служащим (федеральным, муниципальным служащим), при условии наличия минимального стажа государственной службы и достижении возраста, дающего право на получение пенсии.

Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Об условиях и порядке назначения страховой пенсии по старости можно прочитать в статье по ссылке.

К федеральным государственным гражданским служащим относятся граждане, замещавшие должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности федеральных государственных служащих.

Кто из госслужащих имеет право на пенсию по выслуге лет

В федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие поэтапное увеличение с 1 января 2017 года минимального стажа гражданской службы, дающей право на пенсию за выслугу лет с 15 до 20 лет и увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, и 63 года — для женщин.

Изначально предполагалось, что такие изменения начнут применяться с 1 июля 2016 года, а выход на пенсию будет в 65 лет как для женщин, так и для мужчин (законопроект № 918468-6). Но во втором чтении (22.04.2016) в законопроект внесены изменения в части вступления в силу закона с 2017 года и уменьшения возраста, дающего права на получение пенсии гос. службы для женщин — с 63 лет. В такой редакции Закон о повышении пенсии государственным служащим принят Государственной Думой РФ 11 мая 2016 года в третьем, окончательном чтении.

Минимальный стаж госслужбы для назначения пенсии в 2019 году — 16,5 лет.

Так, в 2017 году минимальный стаж для назначения пенсии должен составлять 15,5 лет, в 2018 г. – 16 лет, в 2019 г. – 16,5 лет, в 2020 году — 17 лет и т.д. до 2026 года (20 лет) — см. таблицу ниже.

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

2017 год

15 лет 6 месяцев

2018 год

16 лет

2019 год

16 лет 6 месяцев

2020 год

17 лет

2021 год

17 лет 6 месяцев

2022 год

18 лет

2023 год

18 лет 6 месяцев

2024 год

19 лет

2025 год

19 лет 6 месяцев

2026 и последующие годы

20 лет.

Одновременно с увеличением требований к минимальному стажу госслужбы увеличены и требования к возрасту госслужащих, по достижении которого им назначается страховая пенсия по старости.

Необходимо учесть, что право на получение пенсия за выслугу лет у государственных служащих возникает при установлении страховой пенсии по старости либо при получении страховая пенсия по инвалидности.

Так, в 2017 году возраст получения пенсии госсдужащими для женщин составлял 55,5 лет; для мужчин – 60,5 лет;

  • В 2018 г. для женщин – 56 лет, для мужчин 61 год;
  • В 2019 году — для женщин в 56,5 лет, для мужчин в 61,5 лет;
  • В 2020 году — для женщин – 57 лет, для мужчин 62 года.

И т.д. до достижения 65 лет (см. таблицу ниже).

ВОЗРАСТ, ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАЗНАЧАЕТСЯ СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ГОДУ

Год, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 8 и статьями 30 — 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы

Женщины

Мужчины

V <*> + 6 месяцев

V + 6 месяцев

V + 12 месяцев

V + 12 месяцев

V + 18 месяцев

V + 18 месяцев

V + 24 месяца

V + 24 месяца

V + 30 месяцев

V + 30 месяцев

V + 36 месяцев

V + 36 месяцев

V + 42 месяца

V + 42 месяца

V + 48 месяцев

V + 48 месяцев

V + 54 месяца

V + 54 месяца

V + 60 месяцев

V + 60 месяцев

V + 66 месяцев

V + 72 месяца

V + 78 месяцев

V + 84 месяца

V + 90 месяцев

2032 и последующие годы

V + 96 месяцев

Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

15,5

16,5

17,5

18,5

19,5

16,5

17,5

18,5

19,5

20,5

17,5

18,5

19,5

20,5

21,5

18,5

19,5

20,5

21,5

22,5

19,5

20,5

21,5

22,5

23,5

20,5

21,5

22,5

23,5

24,5

21,5

22,5

23,5

24,5

25,5

22,5

23,5

24,5

25,5

26,5

23,5

24,5

25,5

26,5

27,5

24,5

25,5

26,5

27,5

28,5

25,5

26,5

27,5

28,5

29,5

30″.

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

  1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  2. Должности прокурорских работников.
  3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
  4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
  9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
  10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
  11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
  12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Что включается в среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих

Размер пенсии за выслугу лет гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию.

Среднемесячный заработок – это денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы, которые учитываются для исчисления размера пенсии по государственному пенсионному обеспечению гражданина, обратившегося за назначением этой пенсии, выраженные в денежных единицах Российской Федерации и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в его выслугу или трудовой стаж;

Правила определения среднемесячного заработка, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 N 818.

В соответствии с вышеуказанными правилами для определения среднемесячного заработка учитывается денежное содержание гражданских служащих, состоящее из следующих выплат:

  1. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью федеральной государственной гражданской службы (далее — должностной оклад);
  2. месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином федеральной государственной гражданской службы;
  3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на федеральной государственной гражданской службе;
  4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
  5. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. ежемесячное денежное поощрение;
  7. премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
  8. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Расчет среднемесячного заработка производится по выбору гражданского служащего исходя из денежного содержания и других выплат за последние 12 полных месяцев службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

При исчислении среднемесячного заработка из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в отпусках без сохранения денежного содержания, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, а также период временной нетрудоспособности. Начисленные за это время суммы соответствующих пособий не учитываются.

Размер среднемесячного заработка определяется путем деления общей суммы денежного содержания и других выплат, начисленной в расчетном периоде, на 12.

В случае если из расчетного периода исключаются время нахождения гражданского служащего в соответствующих отпусках и период временной нетрудоспособности размер среднемесячного заработка определяется путем деления указанной суммы на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде и умножения на 21 (среднемесячное число рабочих дней в году).

Что это такое?

Стажем гражданской госслужбы называют общее суммарное количество тех периодов, когда лицо занимало должности в организациях, попадающих в список органов государственной службы. Стажем также считается время работы, когда лицо замещало указанные в «Перечне» вакансии.

К таким периодам относятся:

  • работа в районных, городских или областных администрациях и советах;
  • воинская служба, но прохождение обязательной военной службы не учитывается.

В стаж данной категории не включается время работы на госслужбе, в течение которого лицо занимало должность, внесенную в штатное расписание для технического обеспечения полноценной «жизнедеятельности» организации.
К таким должностям относится:

  • секретарь;
  • библиотекарь;
  • технический сотрудник (проще говоря, уборщик) и т. д.

Наличие и размер стажа учитывается:

  • при расчете размера оплачиваемого отпуска (в зависимости от того, сколько лет лицо проработало на госслужбе, оно может иметь право на несколько дополнительных оплачиваемых дней отпуска);
  • при оформлении пенсии по выслуге;
  • при начислении надбавок к пенсионным выплатам, а также к заработной плате;
  • при участии в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя отдела или при повышении.

Как считать государственной стаж?

Для расчета необходимо подтвердить стаж работы, предъявив документы, что лицо действительно состояло на государственной службе. В качестве такой бумаги, как правило, используется:

  • трудовая книжка;
  • справка из архива;
  • военный билет.


Исходя из указанных в документе данных, рассчитывается общий трудовой стаж. При этом руководствуются следующими правилами:

  • вне зависимости от того, сколько дней в том или ином месяце, каждые проработанные на госслужбе 30 дней приравниваются к месяцу;
  • один год стажа состоит из 12 месяцев.

Разберем пример расчета: Иванов А. А. имеет в трудовой книжке такие записи:

  1. С 10.10.2010 по 14.12.2012 – ведущий работник в отделе социального обеспечения.
  2. С 20. 12. 2012 по 15. 09. 2017 – директор ООО «Рога и Копыта».
  3. С 01.10.2017 по 01.12.2017 – бухгалтер в районном отделе Пенсионного Фонда.

Расчет будет проходить следующим образом:
1. Выписываем периоды работы на госслужбе – это пункты 1 и 3.
2. Рассчитываем оба периода с учетом календарных дней:

  • 21 + 30+31 (за 2010 год);
  • 31+ 28 + 31 + 30+31+30+31+31+30+31+30+31 (2011 год);
  • 31+ 29 + 31 + 30+31+30+31+31+30+31+14 (2012 год);
  • 31+30 (2017 год).

Итого: общий стаж составляет 827 дней.
3. Делим полученное число на 30 и получаем 27 месяцев и 17 дней. Делим месяцы на 12.
4. Получаем результат: общий стаж госслужбы Иванова А. А. составляет 2 года 3 месяца и 17 дней.

Стаж и квалификация

При повышении в структуре госслужбы учитываются не только образование претендента, его навыки и умения, но и стаж. Данные требования прописаны в Указе Президента №16, который имеет соответствующее название – «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы». Он был принят 16.01.2017. Более ранние указы на сегодняшний день утратили законную силу и не применяются.
В зависимости от того, какую должность желает занять лицо, у него могут потребовать предъявить документ, подтверждающий, что его стаж на госслужбе составляет от 1 до 4 лет.
Наличие государственного стажа дает некоторые привилегии. Определяется тем же образом, что и общий трудовой стаж, с единственным отличием – учитываются только периоды, когда человек работал на «государство». Данные должности указаны в нормативных актах и документах.

«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2010, N 7

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) государственного служащего зависит сумма ежемесячной надбавки к его должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. В статье автор рассмотрит порядок определения стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

Государственная служба Российской Федерации объединяет 3 вида государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба <1>. Государственная гражданская служба, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации <2> (см. таблицу 1).

<1> Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон N 58-ФЗ).

<2> Части 2 и 3 ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ.

Таблица 1

Государственная служба Российской Федерации

Государственная гражданская служба

Военная служба

Правоохранительная
служба

Федеральная

Субъекта Российской
Федерации

Для чего нужен стаж?

Стаж государственной гражданской службы необходим:

— для замещения определенных групп должностей гражданской службы;

— для начисления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

— для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

— для назначения пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим.

Для замещения определенных групп должностей гражданской службы необходимо иметь соответствующий стаж государственной гражданской службы, государственной службы иных видов или стаж работы по специальности. Требования, предъявляемые к стажу, установлены Указом Президента РФ от 27.09.2005 N 1131.

Должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие. В таблице 2 приведены требования к стажу для каждой группы должностей.

Таблица 2

Требования
к стажу <3>

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Требования к стажу
государственной
гражданской службы
(государственной
службы иных видов)

Не менее
6 лет

Не менее
4 лет

Не менее
2 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования к стажу
работы по
специальности

Не менее
7 лет

Не менее
5 лет

Не менее
4 лет

Требования
к стажу не
предъявляются

Требования
к стажу не
предъявляются

<3> Пункт 1 Указа Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих».

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации <4>.

<4> Пункт 5 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ).

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе.

Государственным гражданским служащим, имеющим определенный стаж гражданской службы, устанавливается ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе <5> от 10 до 30 процентов (см. таблицу 3).

<5> Подпункт 1 п. 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ.

Таблица 3

Стаж гражданской службы, лет

Надбавка к должностному окладу
за выслугу лет, в %

От 1 года до 5 лет

От 5 до 10 лет

От 10 до 15 лет

Свыше 15 лет

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет

Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Одним из дополнительных отпусков является ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Он исчисляется из расчета 1 календарный день за 1 год гражданской службы. Однако общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущих, старших и младших групп, — 40 календарных дней (см. таблицу 4).

Таблица 4

Группы должностей

Высшие

Главные

Ведущие

Старшие

Младшие

Ежегодный основной
оплачиваемый
отпуск,
календарных дней
<6>

Общая
продолжительность
ежегодного
основного
оплачиваемого
отпуска и
ежегодного
дополнительного
оплачиваемого
отпуска за выслугу
лет, не более,
календарных дней
<7>

<6> Пункты 3, 4 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

<7> Пункт 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Назначение пенсии за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (далее — федеральные государственные служащие) назначается при одновременном наличии трех условий:

1) стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет;

2) замещение должности федеральной государственной гражданской службы на дату увольнения не менее 12 полных месяцев. Исключение — увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или по сокращению штата;

3) увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ).

Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ за счет средств бюджетов субъектов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данной статье рассматривается стаж гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет и определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет.

Что входит в стаж гражданской службы?

В стаж государственной гражданской службы для установления надбавки за выслугу лет и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска входят 2 вида службы.

К первому виду относятся периоды замещения должностей, предусмотренные Перечнем <8>, утвержденным Указом N 1532 (см. таблицу 5 на нашем сайте).

<8> Перечень периодов государственной службы, включаемых в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — Перечень), утвержденный Указом Президента РФ от 19.11.2007 N 1532 «Об исчислении стажа государственной гражданской службы РФ для установления государственным гражданским служащим РФ ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе РФ, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу РФ» (далее — Указ N 1532).

Ко второму — периоды, не предусмотренные Перечнем, но включаемые в стаж гражданской службы решением руководителя государственного органа. В стаж включаются те периоды работы, когда были приобретены опыт и знания, необходимые государственным гражданским служащим для выполнения их должностных обязанностей в настоящее время.

По Перечню в стаж государственной гражданской службы включаются периоды замещения государственных должностей РФ и субъектов РФ, должностей государственной гражданской службы, прокурорских работников, прохождения военной службы, службы в органах налоговой полиции, таможенных органах и другие.

Кроме того, в Перечень входят годы службы в партаппаратах от ЦК КПСС до райкомов и горкомов на освобожденных выборных должностях в этих учреждениях, периоды замещения должностей в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших отдельные функции государственного управления. В стаж включаются только периоды, в которые замещались должности, отнесенные законодательством соответствующего времени к категории должностей руководителей, специалистов и служащих.

Документами, подтверждающими стаж государственной гражданской службы, являются трудовая книжка работника и военный билет.

При наличии ошибок в трудовой книжке или отсутствии записи основанием для зачета стажа является архивная справка, подтверждающая периоды государственной службы. К архивной справке должны прилагаться копии документов о назначении на должность и освобождении от должности.

Документами, подтверждающими отнесение занимаемой ранее должности к категории должностей, осуществляющих отдельные функции государственного управления, являются: запись в трудовой книжке, положение о данном государственном органе, должностная инструкция, позволяющая квалифицировать данную должность как государственную.

В стаж государственной гражданской службы не включаются периоды работы:

— на должностях, включенных в штатные расписания в целях технического обеспечения деятельности органов государственной власти, организаций и учреждений;

— в высших партийных и зональных комсомольских школах;

— в штабах студенческих строительных отрядов;

— на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

— в качестве члена колхоза;

— в кооперативном предприятии;

— время осуществления индивидуальной трудовой деятельности;

— по гражданско-правовым договорам (подряда и другим);

— по найму у отдельных граждан;

— в акционерных обществах открытого и закрытого типа, товариществах, а также периоды творческой деятельности членов творческих союзов и другие, не входящие в Перечень.

Пример 1. С 01.01.1983 по 01.08.1986 в горкоме КПСС г. Энска работали Кузнецов Е. Н., Дробышев Г. Е. и Сидорова М. Э.

Кузнецов Е. Н. работал первым секретарем горкома КПСС,

Дробышев Г. Е. — инструктором промышленно-транспортного отдела,

Сидорова М. Э. — секретарем приемной, о чем свидетельствуют записи в трудовых книжках.

При расчете стажа государственной гражданской службы Кузнецову Е. Н. и Дробышеву Г. Е. зачли период работы в ГК КПСС г. Энска, а Сидоровой М. Э. не зачли, потому что исполнение обязанностей по должности секретаря приемной не связано с функциями государственного управления.

Также не засчитываются в стаж государственной гражданской службы периоды работы в должности машинистки, библиотекаря и другие.

Включение в стаж государственной службы:

1) периодов замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, с 01.01.1992 до введения в действие Сводного перечня государственных должностей РФ <9>, Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих <10>, перечней государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ, и реестров (перечней) государственных должностей государственной службы субъектов РФ:

— в упраздненных государственных учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством РФ отдельные функции государственного управления, переданные при упразднении этих учреждений федеральным государственным органам;

— в государственных учреждениях, преобразованных в федеральные государственные органы;

— в государственных учреждениях, должности в которых были включены в перечни государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы РФ;

2) периодов замещения должностей, включая замещение на постоянной основе выборных должностей, в органах государственной власти и управления Союза ССР и союзных республик, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31.12.1991, в том числе:

— в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения;

— в аппаратах государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР или Советов Министров (правительств) союзных республик, осуществляется в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 <11>.

<9> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

<10> Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 33 «О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих».

<11> Постановление Правительства РФ от 26.06.2008 N 472 «О порядке включения (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532».

Включение в стаж государственной службы вышеперечисленных периодов осуществляется руководителем государственного органа (представитель нанимателя).

В случае необходимости следует обратиться в Минздравсоцразвития России, на которое возложена обязанность по разъяснению применения Перечня и Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденных Указом N 1532 <12>.

<12> Пункт 3 Постановления N 472.

Для получения заключения о возможности включения в стаж гражданской службы отдельных периодов необходимо направить в Минздравсоцразвития России соответствующее представление с приложением нормативных правовых актов и положений (уставов), подтверждающих образование, организационно-правовой статус и функции организации.

Минздравсоцразвития России рассматривает внесенное представление и письменно уведомляет представителя нанимателя о принятом решении.

Расчет стажа

При расчете стажа государственной службы периоды службы суммируются.

Стаж государственной службы исчисляется в календарном порядке, то есть из расчета полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.

Исключением являются периоды, которые включаются в стаж государственной службы в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Военная служба

При расчете стажа государственной гражданской службы часто возникают вопросы о включении периодов военной службы. Разберем эту проблему более подробно.

Независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу время военной службы засчитывается в стаж государственной службы государственного служащего <13>.

<13> Часть 9 п. 5 ст. 23 Закона N 76-ФЗ.

С 01.03.1993 по настоящее время военнослужащие проходят военную службу по контракту (в добровольном порядке) и по призыву <14> (см. таблицу 5).

<14> Пункт 2 ст. 2 Закона N 53-ФЗ.

Таблица 5

Военная служба

До 1 марта 1993 г. <16>

С 1 марта 1993 г. <17>

Действительная военная служба <18>

По контракту

По призыву

Действительная
срочная
военная служба

Действительная
сверхсрочная
военная служба

Действительная
военная служба

Солдаты,
матросы,
сержанты,
старшины

Солдаты, матросы, сержанты,
старшины

Офицерский
состав

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования,
— мичманы,
— прапорщики,
— офицеры

— курсанты
военных
образовательных
учреждений
профессионального
образования
до заключения
с ними контракта
о прохождении
военной службы

<16> Статья 5 Закона Союза ССР от 12.10.1967 N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (далее — Закон СССР N 1950-VII).

<17> Пункты 1, 2 ст. 19 Закона РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 4455-1).

<18> Статья 8 Закона СССР N 1950-VII.

По контракту проходят военную службу офицеры, прапорщики, мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы.

По призыву проходят военную службу сержанты, старшины, солдаты, матросы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы <15>.

<15> Пункт 1 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Началом военной службы для граждан, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы, а для граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, — дата зачисления в указанные образовательные учреждения <19>.

<19> Пункт 10 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части <20>.

<20> Пункт 11 ст. 38 Закона N 53-ФЗ.

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10) устанавливает следующие соотношения между стажем военной службы и государственной гражданской службы.

Если военнослужащий проходил службу по контракту, то время нахождения его на военной службе включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

В случае нахождения гражданина на военной службе по призыву 1 день военной службы засчитывается за 2 дня гражданской службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, 1 день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также 1 день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за 2 дня военной службы по призыву <21>.

<21> Пункт 8 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утв. Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Пример 2. Добрынин К. Г. с 21.05.1999 по 21.10.1999 проходил действительную военную службу по призыву, а с 22.10.1999 по 25.07.2000 участвовал в боевых действиях на территории Республики Чечня.

Определим стаж государственной гражданской службы Добрынина К. Г.

1. С 21.05.1999 по 21.10.1999 (5 месяцев 1 день) Добрынин К. Г. проходил военную службу по призыву. В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ один день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, то есть в стаж гражданской службы будет засчитано 10 месяцев и 2 дня (5 мес. 1 дн. x 2 = 10 мес. 2 дн.).

2. С 22.10.1999 по 25.07.2000 (9 месяцев 4 дня) Добрынин К. Г. участвовал в боевых действиях. Один день участия в боевых действиях засчитывается за 2 дня военной службы по призыву, то есть 9 месяцев и 4 дня участия в боевых действиях засчитываются как 1 год 6 месяцев 8 дней прохождения военной службы по призыву (9 мес. 4 дня x 2 = 18 мес. 8 дн., или 1 год 6 мес. 8 дн.).

Так как 1 день военной службы по призыву засчитывается за 2 дня гражданской службы, стаж государственной службы Добрынина К. Г. за период с 22.10.1999 по 25.07.2000 составит 3 года 16 дней (1 год 6 мес. 8 дн. x 2 = 3 года 16 дн.).

Периоды
военной службы

Прохождение
военной службы

Стаж участия
в боевых
действиях

Стаж военной
службы
по призыву

Стаж
государственной
службы

С 21.05.1999
по 21.10.1999

Прохождение
действительной
военной службы
по призыву

0 лет 5 мес.
1 день

0 лет 5 мес.
1 день x 2 =
0 лет 10 мес.
2 дня

С 22.10.1999
по 25.07.2000

Участие в боевых
действиях
на территории
Республики Чечня

0 лет 9 мес.
4 дня

0 лет 9 мес.
4 дня x 2 =
1 год 6 мес.
8 дней

1 год 6 мес.
8 дней x 2 =
3 года 0 мес.
16 дней

3. Общий стаж государственной гражданской службы Добрынина К. Г. за период военной службы с 21.05.1999 по 21.10.1999 составит 3 года 10 мес. 18 дней (0 лет 10 мес. 2 дн. + 3 года 0 мес. 16 дн. = 3 года 10 мес. 18 дней).

Как учитывать стаж работникам, проходившим военную службу

До 1 марта 1993 года?

Продолжительность действительной военной службы до 01.03.1993 включается в общую продолжительность военной службы <22>.

<22> Статья 61 Закона N 53-ФЗ.

Понятия «военная служба по контракту» и «военная служба по призыву» введены Законом РФ от 11.02.1993 N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», вступившим в силу с 01.03.1993. Ранее применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава — «действительная военная служба» <23>. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных Законом СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», считались состоящими на действительной срочной военной службе, а проходившие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе <24>.

<23> Закон СССР N 1950-VII.

<24> Часть 3 ст. 8 Закона СССР N 1950-VII.

Законом N 76-ФЗ установлены социальные гарантии и компенсации для граждан, уволенных с военной службы:

— в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, а также

— в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР <25>.

<25> Пункт 5 ст. 2 Закона N 76-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с п. 5 Указания Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У <26> военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

<26> Указание Минсоцзащиты России от 30.03.1995 N 1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 статьи 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (далее — Указание Минсоцзащиты России N 1-4-У).

С учетом положений Закона N 76-ФЗ и Указания Минсоцзащиты России N 1-4-У Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняет, что действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т. е. из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы <27>.

<27> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Прохождение военной службы

Стаж военной
службы

Стаж
государственной
службы

Действительная срочная военная служба

1 день

2 дня

Военная служба по призыву

1 день

2 дня

Действительная сверхсрочная военная
служба

1 день

1 день

Военная служба по контракту

1 день

1 день

Участие в боевых действиях

1 день

2 дня

Пример 3. Иванов П. С. с 04.07.1983 по 31.01.2007 проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Этот период составляет 23 года 6 месяцев 28 дней и засчитывается в стаж государственной гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы в соответствии с п. 9 Перечня и ч. 1 п. 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ.

О зачете периодов обучения в военных

Образовательных учреждениях

Рассмотрим порядок включения периодов военной службы военнослужащих, зачисленных в военные образовательные учреждения до и после 01.03.1993, то есть изменения, произошедшие со вступлением в силу Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

До 01.03.1993 действовал Закон СССР от 12.10.1967 «О всеобщей воинской обязанности», в соответствии с которым граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе, именуются курсантами и пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы <28>.

<28> Часть 2 ст. 11 Закона СССР N 1950-VII.

Таким образом, если на учебу в военно-учебное заведение поступали лица из числа гражданской молодежи или военнослужащих срочной военной службы, то время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере.

Если гражданин сначала отслужил срочную военную службу, а затем поступил и окончил военно-учебное заведение, то в трудовой стаж засчитываются в двойном размере период срочной военной службы до поступления в учебное заведение и период обучения в качестве курсанта.

Время учебы курсантов из числа прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в военно-учебных заведениях зачету в трудовой стаж в льготном порядке не подлежит <29>.

<29> Статья 94 Закона РСФСР от 20.11.1990 (в ред. Закона от 27.01.1995).

Пример 4. Грушников А. Л. проходил службу в Вооруженных Силах СССР с 01.08.1985 по 08.07.1991, в том числе с 01.08.1985 по 01.08.1990 в качестве курсанта военного учебного заведения. 23.06.1990 ему присвоено звание лейтенанта. С 24.06.1990 по 08.07.1991 проходил действительную военную службу.

1. Период с 01.08.1985 до 23.06.1990 составляет 4 года 10 месяцев 23 дня. Так как время учебы курсантов в военно-учебных заведениях с момента зачисления их в военно-учебные заведения и до присвоения им офицерского звания засчитывается в трудовой стаж в двойном размере, следовательно, стаж гражданской службы составит 9 лет 9 месяцев 16 дней (4 года 10 мес. 23 дн. x 2 = 9 лет 9 мес. 16 дн.).

2. Период с 24.06.1990 по 08.07.1991 составляет 1 год 0 месяцев 15 дней и засчитывается в стаж гражданской службы из расчета 1 день военной службы за 1 день работы.

3. Общий стаж гражданской службы составляет 10 лет 10 месяцев 1 день (9 лет 9 мес. 16 дн. + 1 год 0 мес. 15 дн. = 10 лет 10 мес. 1 день).

С 01.03.1993 учеба курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта отнесена к военной службе по призыву <30> и включается в стаж государственной службы государственного служащего из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, а после заключения контракта — из расчета 1 день военной службы за 1 день работы <31>.

<30> Статья 2 Закона N 76-ФЗ.

<31> Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 23.06.1999 N 4190-ВР.

Периоды прохождения военной службы (или другой приравненной к ней службе) подтверждаются записями в военном билете, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, послужными списками и другими документами соответствующих государственных органов.

Иные периоды

В соответствии с Порядком исчисления стажа гражданской службы <32> в стаж государственной гражданской службы могут быть включены, в порядке исключения, периоды предшествующей работы на должностях руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, опыт и знания по которым необходимы для выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пяти лет.

<32> Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации, утв. Указом N 1532.

Решение о включении в стаж государственной службы иных периодов, дающих право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, принимается руководителем государственного органа (приказ, распоряжение) на основании протокола комиссии государственного органа по установлению стажа государственной службы.

Комиссия рассматривает личное заявление гражданского служащего, представление руководителя гражданского служащего, трудовую книжку и должностной регламент. Решение комиссии излагается в форме протокола.

В. Аминов

Генеральный директор

ООО «АБС-Консалт»

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *