Стоимость аренды земельного участка в муниципальной собственности

5 декабря 2019 Верховная Рада Украины приняла Закон Украины №340-ІХ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия рейдерству», который в народе получил название «антирейдерский закон». Этим Законом вводятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе и в Земельный кодекс Украины (далее — ЗКУ), а также в Закон Украины «Об аренде земли» (далее — Закон «Об аренде земли»).

Согласно нововведениям, существенные изменения будут касаться процедуры возобновления договоров аренды земли, которые начинают действовать с 15 июля 2020 года.

О чем идет речь?

Из анализа статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» следует, что в настоящее время ею закреплено два отдельных правовых основания возобновления договора аренды земли:

1. Перезаключение договора аренды земли на новый срок (ч.1-5 ст. 33 ЗУ «Об аренде земли»);

2. Так называемое «автоматическое» возобновление договора на тот же срок и на тех же условиях (ч. 6 ст. 33 ЗУ «Об аренде земли»).

Алгоритм возобновления договора по ч.1-5 ст. 33 ЗУ «Об аренде земли» выглядит так: 1) уведомления арендодателя о намерении воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок (с дополнительным соглашением-приложением к письму); 2) согласование с арендодателем изменений к договору аренды земли; 3) заключение дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды.

Из анализа ч. 6 ст. 33 ЗУ «Об аренде земли» следует, что для возобновления договора аренды необходимо наличие только двух обстоятельств: 1) продолжение пользования арендатором земельным участком после окончания срока действия договора аренды земли; 2) отсутствие в течение одного месяца после окончания срока действия договора письма-уведомления арендодателя о возражении в возобновлении договора аренды земли. При одновременном наличии таких обстоятельств законодатель устанавливает, что «договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях».

После внесения изменений в ЗУ «Об аренде земли», которые вступят в силу 15 июля 2020, существенно изменится процедура возобновления договоров аренды земельных участков, поскольку законодатель исключил ч. 6 ст. 33 из Закона Украины «Об аренде земли», и поместил ее в новой редакции в ЗКУ, дополнив главу 19 статьей 126-1.

Статьей 32-2 Закона Украины «О внесении изменений» определено, что возобновление договоров аренды земли осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 126-1 ЗК Украины.

Зато, статьей 33 Закона Украины «Об аренде земли», также установлена процедура возобновления договоров аренды земли. Согласно ей, по истечении срока, на который был заключен договор аренды земли, арендатор, надлежащим образом исполнявший обязанности по условиям договора, имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды земли на новый срок.

Арендатор, который намерен воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок, обязан уведомить об этом арендодателя до окончания срока действия договора аренды земли в срок, установленный этим договором, но не позднее чем за один месяц до окончания срока действия договора аренды земли.

В случае смерти арендодателя до окончания срока действия договора аренды земли арендатор, который намерен воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок, обязан сообщить об этом наследника земельного участка в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о переходе права собственности на земельный участок.

К письму-уведомления о заключении договора аренды земли на новый срок арендатор добавляет проект договора. Арендодатель в месячный срок рассматривает оставленный арендатором письмо-уведомление с проектом договора аренды, проверяет его на соответствие требованиям закона, согласовывает с арендатором (при необходимости) существенные условия договора и при отсутствии возражений заключает договор аренды. В случае смерти арендодателя течение сроков, определенных частями второй и пятой настоящей статьи, приостанавливается до момента уведомления арендатора о переходе права собственности на земельный участок.

Со дня, когда арендатору стало известно о переходе права собственности на земельный участок к наследнику или территориальной общины, ход указанных сроков продолжается с учетом срока, истекшее до их остановки.

Отказ, а также имеющееся промедление в заключении нового договора аренды земли могут быть обжалованы в суде.

В случае изменения границ или целевого назначения земельного участка требования ст. 126-1 ЗК Украины не применяются.

При заключении договора аренды земли на новый срок его условия могут быть изменены по соглашению сторон. В случае недостижения договоренности по арендной плате и других существенных условий договора преимущественное право арендатора на заключение договора аренды земли прекращается.

Контролировать данные относительно принадлежащего вам недвижимого имущества можно с помощью сервисов SMS-МАЯК и SMS-маяк Земля которые сообщают не только об изменениях, которые состоялись в реестре, но и о попытках внести такие изменения.

Изменения были внесены и в договора об установлении земельного сервитута, договора о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки, а именно:

Условие о возобновлении договора не может устанавливаться ни в договоре аренды земли, ни в договоре об установлении земельного сервитута, ни в договорах о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки по земельных участков государственной и коммунальной собственности, кроме случаев, если на таких земельных участках расположены здания или сооружения, находящиеся в собственности пользователя или приобретателя права пользования земельным участком.

Если договор содержит условие о его восстановлении после окончания срока, на который он заключен, этот договор возобновляется на такой же срок и на тех же условиях. Возобновлением договора считается возобновление договора без совершения сторонами договора письменного сделки о его восстановлении в случае отсутствия заявления одной из сторон об исключении из Государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о возобновлении договора. Совершение иных действий сторонами договора для его обновления не требуется.

Сторона договора, желающий воспользоваться правом отказа от возобновления договора не позднее чем за месяц до даты окончания действия такого договора, представляет в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество заявление об исключении из этого реестра сведений о возобновлении договора. В случае отсутствия заявления то действие договора продлевается на тот же срок.

То есть, ст. 126-1 Земельного Кодекса Украины будет регулировать вопросы возобновления ряда гражданско-правовых договоров, в том числе договоров аренды земельных участков.

Однако, указанные правила о возобновлении договора аренды земли, не касаются договоров аренды земельных участков государственной или коммунальной собственности, кроме случаев, когда на таком участке находится имущество арендатора.

Это означает, что с 15 июля 2020 возобновлении договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности, на которой не находится имущество арендатора, возможно исключительно по решению соответствующего уполномоченного органа, например, органа местного самоуправления или местной государственной администрации.

Также, следует обратить внимание, что договора аренды земельных участков частной собственности, а также земельных участков государственной или коммунальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности арендатора, заключенные до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по противодействию рейдерству», в случае их продолжения (заключение на новый срок) должны содержать условия, предусмотренные статьей 33 настоящего Закона и статьей 126-1 Земельного кодекса Украины.

В свою очередь, статьей 126-1 ЗК Украины, установлено, что условие о возобновлении договора аренды земли должен устанавливаться в самом договоре.

Однако, заключая такой договор аренды, например, для целей застройки земли, по состоянию на момент заключения договора аренды, зданий еще, соответственно, не будет, а потому и заключать договор аренды с таким условием нет оснований.

Более того, согласно статье 288 Налогового кодекса Украины, договор аренды земли государственной и коммунальной собственности заключается по типовой форме, утвержденной Постановлением Кабинетом Министров Украины от 3 марта 2004 № 220.

В соответствии со статьей 179 Хозяйственного кодекса Украины, стороны не могут отступать от содержания типового договора, но имеют право конкретизировать его условия.

Таким образом, стороны не могут внести изменения в Типовой договор аренды, а поэтому возникает вопрос возможно ли будет возобновить договор аренды земли коммунальной или государственной собственности на новый срок при отсутствии условия о его восстановлении в договоре аренды?

И будет ли в таком случае применяться части 15 статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли», учитывая, что ею предусмотрено преимущественное право на возобновление договора аренды земли независимо от наличия условий о возможности возобновить договор?

Ответы на эти вопросы законодатель не предоставил, а следовательно суд будет устанавливать практику в регулировании таких правоотношений.

Итак, Законом Украины «О внесении изменений» предусмотрены нововведения о возобновлении договора аренды земельного участка, которые являются спорными и ограничивая права арендаторов, полностью защищают интересы арендодателей, предоставляя им больше прав в части выбора арендаторов и отсутствия долга возобновлять договор аренды земли неоднократно с одним и тем же арендатором.

Учитывая нововведения, может возникнуть ситуация, когда арендатор, пользуясь преимущественным правом, обращается к арендодателю с письмом-уведомлением о возобновлении договора аренды земли, а арендодатель в это время подает заявление в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество об исключении сведений о возобновлении договора. При этом, согласно статье 26 Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» обратиться с таким заявлением сторона может в любое время до окончания договора аренды земли.

Таким образом, мы снова приходим к выводу, что такие изменения направлены на защиту прав и интересов арендодателей — физических лиц, когда в отношениях аренды они менее защищенной стороной отношений.

Однако, в случае заключения договора аренды земли коммунальной или государственной собственности, незащищенной стороной является именно арендатор, помимо прочих ограничений, с новыми положениями законодательства, не сможет быть уверенным, что принимая земельный участок в пользование на определенный срок, например, для товарного сельскохозяйственного производства, сможет продлить договор аренды земли, а не вынужден будет думать, что делать с усеянными перед окончанием срока действия договора полями.

Что касается изменений в оформлении договоров аренде земли, то законодатель внес изменения в ст.14 Закона Украины «Об аренде земли» и тем самым отметил, что собственник земельного участка может установить требование нотариального удостоверения договора аренды земли и отменить такое требование.

Установка (отмены) требования является односторонней сделкой, подлежащей нотариальному удостоверению.

Такое требование является отягощением прав на земельный участок и подлежит государственной регистрации в порядке, определенном законом.

Что делать с договорами заключенными до внесения изменений в Земельный кодекс Украины и Закона Украины «Об аренде земли», нужно их перезаключать или нет?

Правила, определенные статьей 126-1 Земельного кодекса Украины относительно возобновления договоров аренды земли, распространяются на договоры аренды земли, заключенные после вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия рейдерству», а возобновление договоров аренды земли, заключенных до вступления в силу указанного Закона, осуществляется на условиях, определенных таким договорам, по правилам, действующим на момент их заключения.

Следовательно, с учетом всех новшества нас ждут:

Условие о возобновлении договора должно быть предусмотрена самим договором.

При этом, запрещается указывать такое условие в договорах, касающихся аренды земель коммунальной и государственной собственности, кроме случаев если на таких земельных участках расположены здания или сооружения, находящиеся в собственности пользователя или приобретателя права пользования земельным участком.

Возобновить договор аренды по молчаливому согласию возможно только при наличии такой возможности в договоре аренды земли. При этом заключать дополнительное соглашение больше не надо, пролонгация будет происходить автоматически.

Новые положения распространяться на договоры, заключенные до вступления в силу Закона.

Воспользоваться своим право на отказ в возобновлении договора аренды земли может каждая из сторон, обратившись к государственному регистратору не позднее, чем за месяц до окончания такого договора.

При этом в соответствии с положениями Закона Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» обратиться с таким заявлением сторона может в любое время до окончания договора аренды земли.

Учитывая все вышеизложенное, забегая вперед должны признать, что нас ожидает интересная судебная практика

Анищенко Екатерина, адвокат юридической компании «Riyako&Partners»

Аграрная отрасль переживает времена турбулентности, потому сегодня крайне важно быть на шаг впереди внешних угроз. ЛІГА:ЗАКОН предлагает LIGA360 — комплекс информационно-аналитических продуктов для агробизнеса, который поможет объединить всех сотрудников в единой среде для командного управления рисками и принимать сильные решения для удерживания лидерских позиций. Будьте в курсе противоречивых законодательных изменений, активизации рейдерских атак, состояния контрагентов, партнеров, конкурентов и своего предприятия. Только в июне выбирайте LIGA360 для агробизнеса на самых выгодных условиях.

Читайте главные новости, аналитические материалы и интервью ЛІГА:ЗАКОН Бизнес теперь в Telegram! Также подписывайтесь на нашу страницу в Facebook

Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов

ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 16 июля 2013 года N 79/2438
Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов

(с изменениями на 23 сентября 2020 года)

В целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда, руководствуясь статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции на 07.05.2013), статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции на 07.06.2013), постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (в редакции на 26.10.2011), Законом Волгоградской области от 06 апреля 2012 г. N 33-ОД «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Волгограде — административном центре Волгоградской области», постановлением Губернатора Волгоградской области от 20 ноября 2012 г. N 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» (в редакции на 16.04.2013), статьями 5, 24, 26, 39 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила:

1. Утвердить Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (прилагается).

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1155)

2. Считать утратившим силу решение Волгоградской городской Думы от 15.05.2008 N 3/84 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и утверждении коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

3. Администрации Волгограда опубликовать настоящее решение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.

4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие с 01 января 2013 г. в соответствии с действующим гражданским и земельным законодательством, за исключением случаев увеличения размера арендной платы, установленного договорами аренды земельных участков до вступления в силу настоящего решения.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Г.В. Мурылева — заместителя председателя Волгоградской городской Думы.

Исполняющий полномочия
главы Волгограда
И.А.СОЛОВЬЕВА

Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов

Утвержден
решением
Волгоградской городской Думы
от 16 июля 2013 г. N 79/2438

Общие положения

1.1. Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленные в аренду без торгов (далее — Порядок), разработан в целях повышения эффективности использования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Волгограда и предоставленных в аренду без торгов, упорядочения процедуры установления арендной платы за такие земельные участки и установления единого подхода к определению арендной платы за земельные участки, переданные в аренду физическим и юридическим лицам.

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1155)

1.2. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1155.

1.2. Размер арендной платы за земельные участки определяется одним из следующих способов:

на основании кадастровой стоимости земельных участков;

на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности;

в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации.

Размер арендной платы за земельные участки, определяемый на основании кадастровой стоимости, не может быть меньше суммы земельного налога для данного земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Порядком.

(п. 1.2 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

1.3. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

1.4. Перечисление арендной платы за земельные участки осуществляется на счет Управления Федерального казначейства по Волгоградской области по соответствующим реквизитам, указанным в договоре аренды соответствующего земельного участка.

1.5. Перечисление арендной платы производится ежемесячно равными долями в течение каждого расчетного периода. За текущий месяц перечисление арендной платы осуществляется до 10-го числа текущего месяца, за исключением оплаты арендной платы за земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального огородничества, животноводства, растениеводства, сенокошения, индивидуального гаражного и жилищного строительства, перечисление которой производится не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего года.

1.6. Стороны по договору аренды земельного участка проводят сверку расчетов по арендной плате не реже одного раза в полугодие.

1.7. В случае уточнения условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.

Официальное опубликование нормативных правовых актов, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, в официальных средствах массовой информации и в сети Интернет является надлежащим уведомлением арендатора.

(п. 1.7 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

1.8. Арендная плата за земельные участки ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (далее — индексация на размер уровня инфляции), который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды, за исключением случаев определения размера арендной платы за земельные участки, способ определения размера арендной платы за которые установлен подпунктом 2.1.11 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка.

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

В случае изменения ставок, применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, размер арендной платы изменяется со дня вступления в силу нормативного правового акта об изменении указанных ставок, но не чаще одного раза в год.

(п. 1.8 введен решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

1.9. Рыночная стоимость земельных участков, способ определения размера арендной платы за которые установлен подпунктом 2.1.11 пункта 2.1 раздела 2 настоящего Порядка, изменяется не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет по инициативе отраслевого (функционального) структурного подразделения администрации Волгограда, осуществляющего от имени муниципального образования городской округ город-герой Волгоград права собственника муниципального имущества городского округа город-герой Волгоград.

В случае изменения рыночной стоимости земельного участка, арендная плата за который определена на основании его рыночной стоимости (за исключением случаев изменения рыночной стоимости на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту на оценку земельного участка, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка), арендная плата подлежит перерасчету с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором составлен отчет об оценке земельного участка. Отчеты об оценке земельных участков включаются в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае изменения рыночной стоимости земельного участка на основании решения суда, а также при изменении рыночной стоимости в связи с исполнением гарантийных обязательств по контракту на оценку земельного участка, в соответствии с которым определялась рыночная стоимость земельного участка, арендная плата подлежит перерасчету с даты начала применения указанной рыночной стоимости при расчете арендной платы, если иное не установлено решением суда.

Итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, определенная в отчете об оценке земельного участка, является рекомендуемой для целей заключения договора аренды в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(п. 1.9 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

1.10. В случае, если здания (помещения в них), находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежат нескольким лицам на праве собственности, то арендная плата определяется с учетом долей в праве собственности на здание (здания). При этом площадь соответствующей части арендуемого земельного участка определяется по следующей формуле:

где:

SзуN — площадь земельного участка, принадлежащая арендатору N, пропорционально доле собственности объекта недвижимости (кв. м);

SонN — площадь помещения, находящегося в собственности у арендатора N, (кв. м);

Sон — общая площадь объекта (объектов) недвижимости, расположенного (расположенных) на земельном участке, (кв. м);

Sзу — общая площадь земельного участка (кв. м).

(п. 1.10 введен решением Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

Расчет арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда

2.1. Расчет арендной платы за земельные участки:

2.1.1. В случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем подпункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:

0,05 процента в отношении земельных участков, предоставленных спортивным организациям (учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, использующим земельные участки для строительства и размещения детско-юношеских спортивных школ, школ олимпийского резерва, клубов физической подготовки, теннисных кортов, гребных баз, катков, велотреков, стрельбищ, шахматно-шашечных клубов, бассейнов, общероссийских физкультурно-спортивных объединений (союзов, ассоциаций) по различным видам спорта, общественно-государственных физкультурно-спортивных обществ, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта;

0,35 процента в отношении земельных участков, предоставленных предприятиям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) по государственному или муниципальному заказу по тарифам, регулируемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, с предоставлением льгот по проезду в соответствии с законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, у которых выручка от указанной деятельности составляет более 50 процентов в общей сумме выручки предприятия от продажи товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

0,01 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;

земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета. Порядок определения арендной платы, установленный для данной категории арендаторов, применяется на основании письменного заявления арендатора земельного участка, направленного в орган, осуществляющий полномочия собственника земельного участка, с даты подачи заявления;

земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду;

земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;

земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

земельного участка, арендатор которого заключил договор о временном занятии земельного участка в целях реализации и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, на срок временного занятия земельного участка;

земельного участка, предоставленного инвесторам, заключившим инвестиционные соглашения с администрацией Волгограда и использующим такой земельный участок в целях реализации инвестиционных проектов, предусмотренных заключенными инвестиционными соглашениями, на период действия таких соглашений;

земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для целей реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения на период создания (строительства) объекта (объектов) муниципально-частного партнерства или объекта (объектов) концессионного соглашения, за исключением объектов, указанных в подпункте 2.1.2 настоящего пункта;

(абзац введен решением Волгоградской городской Думы от 30.10.2017 N 61/1795)

земельного участка, предоставленного организации, осуществляющей функции заказчика-застройщика по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов для муниципальных нужд;

0,4 процента в отношении:

земельных участков, предоставленных образовательным учреждениям;

земельных участков, предоставленных учреждениям здравоохранения, финансируемым из бюджетов всех уровней;

0,7 процента в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющему строительство объектов, входящих в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» (далее — Программа), за исключением гостиниц, на период строительства таких объектов;

1,0 процента в отношении земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения гостиниц, за исключением гостиниц категории «четыре звезды» и «пять звезд», входящих в Программу;

0,6 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;

земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и земельного участка, расположенного в границах территории комплексного развития, с правообладателем которого в установленном законом порядке заключен договор о комплексном развитии территории, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

2,0 процента в отношении:

земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;

земельного участка, предоставленного юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения гостиниц категории «четыре звезды» и «пять звезд», входящих в Программу.

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, применяется произведение среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен такой земельный участок, и площади земельного участка.

Если не определена величина среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, передаваемый в аренду, ее значение принимается равным среднему значению удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок. В случае если кадастровый квартал, в котором расположен земельный участок, граничит более чем с одним кадастровым кварталом населенного пункта, среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости такого земельного участка принимается равным минимальному значению удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастровых кварталов населенных пунктов, граничащих с кадастровым кварталом, в котором расположен земельный участок, передаваемый в аренду.

(пп. 2.1.1 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

2.1.2. Годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, устанавливается равным 1 рублю, в случае если земельные участки:

заняты объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в собственности городского округа город-герой Волгоград;

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

предоставлены муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;

заняты объектами, предоставленными муниципальным унитарным предприятиям, осуществляющим производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ.

(пп. 2.1.2 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1506)

2.1.3. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

2.1.4. Арендная плата за земельные участки, предоставленные в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства, составляет:

2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;

5 процентов кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на данном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.

В случае если право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, не зарегистрировано по истечении десяти лет с даты заключения договора аренды земельного участка, размер арендной платы за такой земельный участок увеличивается в два раза.
Абзацы пятый — восьмой утратили силу. — Решение Волгоградской городской Думы от 23.09.2020 N 30/555.
Абзац утратил силу. — Решение Волгоградской городской Думы от 23.09.2020 N 30/555.

(пп. 2.1.4 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

2.1.5. Исключен. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

2.1.6. Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, используемые некоммерческими благотворительными организациями, оказывающими материальную и иную помощь социально незащищенным лицам, в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» устанавливается в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

Положения настоящего подпункта не распространяются на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, переданные в аренду третьим лицам, а также на земельные участки, переданные в субаренду.

(пп. 2.1.6 введен решением Волгоградской городской Думы от 02.07.2014 N 14/476)

2.1.7 — 2.1.8. Исключены. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

2.1.9. Годовая арендная плата устанавливается в размере земельного налога в соответствии с Положением о местных налогах на территории Волгограда за земельные участки:

находящиеся в муниципальной собственности Волгограда, расположенные на территориях иных муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области;

предоставленные юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для целей реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве или концессионного соглашения на период эксплуатации объекта (объектов) муниципально-частного партнерства или объекта (объектов) концессионного соглашения;

предоставленные собственникам зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, при наличии установленных действующим земельным законодательством ограничений права на приобретение в собственность указанных земельных участков.

(абзац введен решением Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

(пп. 2.1.9 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 30.10.2017 N 61/1795)

2.1.10. Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также для размещения следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения:

объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения;

объектов использования атомной энергии;

объектов обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;

объектов федерального транспорта, объектов связи федерального значения, а также объектов транспорта, объектов связи регионального значения, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего пользования;

объектов, обеспечивающих космическую деятельность;

линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

объектов систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения устанавливается в размере арендной платы, рассчитанной для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623)

(пп. 2.1.10 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 23.12.2016 N 52/1506)

2.1.11. Арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1 — 2.1.10 настоящего пункта, разделе 3 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле:

А = С x Кмд x Кказ,

где:

А — величина арендной платы;

С — рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

Кмд — коэффициент минимальной доходности земельного участка. Применяется ежегодно с 01 января финансового года коэффициент минимальной доходности земельного участка, установленный нормативным правовым актом комитета экономической политики и развития Волгоградской области;

Кказ — коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов. Значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов устанавливаются нормативным правовым актом администрации Волгограда.
Абзац утратил силу. — Решение Волгоградской городской Думы от 23.09.2020 N 30/555.

(пп. 2.1.11 в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

Расчет арендной платы при переоформлении прав на земельные участки

(в ред. решения Волгоградской городской Думы от 11.07.2018 N 68/2048)

3.1. При переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Волгограда, в срок, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», арендная плата устанавливается в размере:

2 процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

1,5 процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, предусматривается договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.

3.2. При переоформлении землепользователями и землевладельцами прав на земельные участки, за исключением случаев, указанных в пункте 3.1 настоящего раздела, арендная плата устанавливается в двукратном размере земельного налога в отношении таких земельных участков.

Комитет земельных ресурсов
администрации Волгограда

Приложение 1. Значения коэффициента дифференциации в зависимости от назначения объектов, расположенных на земельном участке. — Исключено

Приложение 1
к Порядку расчета арендной
платы за земельные участки,
находящиеся в муниципальной
собственности Волгограда и
предоставленные в аренду
без торгов,
утвержденному решением
Волгоградской городской Думы
от 16 июля 2013 г. N 79/2438

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

Исключено. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

Приложение 2. Значения коэффициента категории арендатора земельного участка. — Исключено

Приложение 2
к Порядку расчета арендной
платы за земельные участки,
находящиеся в муниципальной
собственности Волгограда и
предоставленные в аренду
без торгов,
утвержденному решением
Волгоградской городской Думы
от 16 июля 2013 г. N 79/2438

ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА КАТЕГОРИИ АРЕНДАТОРА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА

Исключено. — Решение Волгоградской городской Думы от 19.04.2017 N 56/1623.

В ряде случаев обстоятельства складываются так, что арендовавшее участок земли компания или физлицо со временем в силу тех или иных причин вынуждены уступить право его аренды иным лицам. В такой ситуации имеет место переуступка прав аренды, значительно отличающейся от субаренды.

Особенности передачи прав на арендованную землю

Сущность переуступки заключается в полной передаче арендатором своих прав (обязанностей), исполняемых по арендному договору, следующему арендатору. Как только оформляются соответствующие бумаги, бывший арендатор исключается из состава сторон договора, утрачивая сопутствующие права (обязанности). В большинстве случаев текст договора при передаче арендных прав остается почти без изменений.

Основными предпосылками для оформления переуступки прав выступают:

  • Желание арендатора продать построенный на арендуемой земле дом либо иное строение.
  • Нанимателю больше не надо арендовать участок, однако по условиям договора он не вправе отказаться от аренды досрочно.
  • Арендатор больше не может оплачивать аренду земельного участка, но не может досрочно прекратить договор аренды.
  • Наймодатель намеревается передать арендные права иному лицу.

Соглашение на переуступку арендных прав по земельному участку заключается по следующей схеме:

  1. Арендатор, который будет передавать свои права аренды, встречается непосредственно на участке с арендодателем и лицом, которое становится приемником его прав.
  2. Наймодатель осматривает участок земли и при отсутствии возражений высказывается о своем согласии/несогласии на оформление переуступки арендных прав.
  3. Лицо, к которому должны перейти права на аренду, так же осматривает участок, соглашаясь либо отказываясь от вступления в арендные права.

По итогам встречи стороны либо представители сторон направляются в территориальный кадастровый орган, где происходит регистрация нового арендного договора. Если есть такая необходимость, в документ могут вноситься изменения, либо его текст и условия остаются прежними.

Чтобы регистрация сделки прошла беспрепятственно, стороны должны предоставить ряд документов:

  • Заявление от имени арендатора с согласием передать свое право аренды иному лицу.
  • Кадастровый паспорт на участок земли (оригинал+копия), выступающий в качестве объекта сделки.
  • Копия арендного договора, заверенная нотариусом.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Договор переуступки прав в нескольких экземплярах.

В случае постройки на участке предыдущим арендатором каких-либо строений с оформлением соответствующих прав, следующий арендатор будет выступать их правопреемником, о чем следует своевременно уведомить кадастровый орган. Когда сделка будет полностью оформлена, новый арендатор законно вступает в арендные права.

При необходимости определить стоимость участка для расчета арендной платы, не обойтись без проведения независимой оценки. Компания «АБН-Консалт» осуществляет оценку недвижимости и иного имущества по доступным расценкам, а также предлагает услуги юридического сопровождения. Наши специалисты обладают многолетним опытом работы и высокой квалификацией, что позволяет выполнять оценку любых объектов.

Дата публикации: 15 августа 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *