Страховий стаж

Поделись с друзьями

  • Для получения пенсионных выплат одного общего стажа недостаточно – требуется еще и страховой. Чем отличаются эти два понятия? Как проверить, уплачивает ли наниматель страховые взносы за работника? Как обеспечить себе пенсию, работая за рубежом?

    На эти и другие вопросы ответила заместитель начальника управления организации пенсионного обеспечения главного управления пенсионного обеспечения Министерства труда и социальной защиты Ольга СПИРИДОНОВА.

    – Действительно, далеко не все понимают разницу между общим и страховым стажем, – отметила наша собеседница. – На почту министерства приходит масса обращений с вопросами вроде «Почему служба в армии или время по уходу за ребенком не включается в стаж?». Однако здесь нужно уточнить. Периоды военной службы, ухода за ребенком включаются в общий стаж и оказывают влияние на размер пенсии. В общий стаж также включаются периоды любой другой деятельности, предусмотренной законодательством (обучение, уход за инвалидом І группы или престарелым человеком старше 80 лет, другие). Но для того чтобы приобрести право на пенсию, нужен еще страховой стаж – он формируется в период работы, когда осуществляется уплата обязательных страховых взносов. Этот стаж первоначален для получения пенсии. В текущем году для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении пенсионного возраста (56,5 года – для женщин и 61,5 года – для мужчин) необходимо иметь 17 лет страхового стажа и общий стаж: не менее 25 лет – для мужчин и 20 – для женщин.

    – Значит, человек не может претендовать на трудовую пенсию, если ухаживает за родственником-инвалидом?

    – Однозначно ответить нельзя. Все индивидуально. Например, для льготных категорий граждан (к ним, в частности, относятся многодетные матери, матери детей-инвалидов с детства) установлен страховой стаж не менее 5 лет; для лиц, имеющих длительный общий стаж (у женщин – не менее 35 лет, мужчин – не менее 40), – 10 лет. Если гражданин не относится к льготной категории, то к нему применяются общие требования. Допустим, сегодня женщине исполнилось 56,5 года. До 45 лет она работала, то есть имеет 25 лет страхового стажа и право на пенсию. Затем 11 лет осуществляла уход за престарелым родственником. Если сложить все это время, получается 36 лет общего стажа, и все они будут учитываться в размере пенсии. Или другой пример. Женщина ухаживала за престарелым родственником практически весь период до достижения пенсионного возраста, и у нее имеется только 2 года страхового стажа. В этом случае трудовую пенсию ей не назначат.

    – А как начисляется пенсия тем гражданам, которые заняты надомным трудом? Есть ли отличие от тех, кто трудится дистанционно?

    – Различий для этих категорией работников нет. Размер трудовой пенсии по возрасту зависит от продолжительности стажа и величины прошлого заработка, из которого производилась уплата обязательных страховых взносов. В ст. 7 Закона «Об основах государственного социального страхования» сказано: государственному социальному страхованию подлежат, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, если указанные работники оформлены по трудовому или гражданско-правовому договору, то они подлежат государственному социальному страхованию со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

    – Предприятия, испытывающие экономические трудности, не всегда платят страховые взносы за своих работников. Как узнать, соблюдает наниматель обязательства или нет, чтобы потом отказ в начислении пенсии не вызвал шок?

    – Возможность проверить факт уплаты взносов есть у каждого. Но интересоваться этим нужно заранее, непосредственно в период работы, а не при выходе на пенсию. Чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов при оформлении пенсии, можно обратиться с данным вопросом непосредственно к нанимателю. Соответствующую информацию также вам предоставят в отделе Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) по месту жительства или по месту нахождения организации, в которой человек работает. Достаточно предъявить паспорт и свидетельство государственного социального страхования. Одновременно можно узнать, со всей ли зарплаты уплачиваются взносы. Кроме того, информация о неплательщиках взносов размещается на сайте ФСЗН.

    – Сегодня многие белорусы трудоустроены за рубежом. Какие документы им надо оформить, чтобы впоследствии претендовать на пенсионные выплаты?

    – Человек должен быть трудоустроен официально. Договор подряда тоже подходит. Чтобы за периоды работы за рубежом формировать пенсионные права в нашей стране и впоследствии претендовать на пенсию от Беларуси, гражданину надо стать на учет в орган ФСЗН по месту жительства в Беларуси. Для этого необходимо предоставить трудовую книжку (договор подряда), документ, удостоверяющий личность, и заявление. Впоследствии нужно обязательно уплачивать взносы и предоставлять в орган Фонда соцзащиты населения документы персонифицированного учета. Кстати, уплата взносов осуществляется в течение отчетного года, но не позднее 1 марта, следующего за отчетным.

    В завершение хочу отметить, что пенсия – это результат работы самого гражданина. В разговорах с молодежью часто можно услышать высказывания о предпочтительности зарплаты «в конвертах»: мол, до пенсии не доживем. Однако многие люди предпенсионного возраста, рассуждавшие подобным образом, жалеют об этом.

    Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен Тэги Беларусь пенсия

    На сьогоднішній день все більше громадян цікавляться терміном «СТРАХОВИЙ СТАЖ» та як його обчислити.

    Почастішали звернення громадян до Головного управління Пенсійного фонду України в Чернівецькій області щодо надання роз’яснень з приводу страхового стажу. Особливо цікавить людей, чому на Веб-порталі електронних послуг Пенсійного фонду України (далі Веб-портал) в особистому кабінеті відображається інформація про їхній страховий стаж, але тільки починаючи з 2004 р.

    Запитувачів хвилює, а як же їхній період роботи до 01.01.2004, чому Пенсійний фонд не враховує цей проміжок часу при обрахунку їхнього загального страхового стажу та не відображає в особистому кабінеті користувача Веб-порталу.

    Так от, хочемо акцентувати увагу громадян на наступній інформації.

    В особистому кабінеті на Веб-порталі у розділі «Мій страховий стаж» (закладка «Страховий стаж») інформація відображається з 01.01.2004, що пов’язано з прийняттям Закону №1058, який набрав чинності з 1 січня 2004 року.

    Відповідно до статті 1 Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» №1058-IV від 09.07.2003, який вступив в дію з 01.01.2004 (далі – Закон №1058) страховий стаж – період (строк), протягом якого особа підлягала державному соціальному страхуванню, якою або за яку сплачувався збір на обов’язкове державне пенсійне страхування згідно із законодавством, що діяло раніше, та/або підлягає загальнообов’язковому державному пенсійному страхуванню згідно із цим Законом і за який сплачено страхові внески.

    Зарахування страхового стажу здійснюється з врахуванням законодавчих норм визначених Законом №1058, на підставі відомостей персоніфікованого обліку, що містяться в реєстрі застрахованих осіб Державного реєстру. а за періоди до 01.01.2004 – на підставі документів та в порядку, визначеному законодавством, що діяло до набрання чинності Законом №1058.

    Таким чином, з 1 січня 2004 року стаж напряму пов’язаний зі сплатою страхових внесків на загальнообов’язкове державне пенсійне страхування. До 1 січня 2004 року стаж вимірювався часом роботи (і це був трудовий стаж), після цієї дати – сумою фактично сплачених страхових внесків.

    Тобто з 1 січня 2004 року враховується не трудовий, а страховий стаж. Стаття 24 Закону №1058 визначає періоди, з яких складається страховий стаж. Частина 4 статті 24 передбачає, що періоди трудової діяльності та інші періоди, що враховувалися до стажу роботи для призначення пенсії до набрання чинності цим Законом, зараховуються до страхового стажу в порядку і на умовах, передбачених законодавством, що діяло раніше, крім випадків, передбачених цим Законом.

    Періоди трудової діяльності до 01.01.2004, які зараховуються до страхового стажу, визначені статтею 56 Закону України від 05.11.1991 №1788-XII «Про пенсійне забезпечення». Ними, зокрема, є час догляду непрацюючої матері за дитиною до досягнення нею трирічного віку, військова служба, навчання (за денною формою) у вищих і середніх спеціальних навчальних закладах, професійно-технічних навчальних закладах тощо.Страховий стаж, набутий до 01.01.2004, підтверджується трудовою книжкою та документами, визначеними постановою Кабінету Міністрів України від 12.08.1993 №637 «Про затвердження Порядку підтвердження наявного трудового стажу для призначення пенсій за відсутності трудової книжки або відповідних записів у ній», але в особистому кабінеті на Веб-порталі ПФУ у розділі «Мій страховий стаж» ці періоди трудової діяльності не відображаються. З огляду на викладене вище, у вкладці «Страховий стаж» розділу «Мій страховий стаж» відображається інформація щодо загального страхового стажу починаючи з 2004 року (дані про кількість днів роботи по всіх роках та місяцях роботи особи, за які страхувальником було сплачено страхові внески). Розрахунок страхового стажу в персональній обліковій картці реєстру застрахованих осіб Державного реєстру загальнообов’язкового державного соціального страхування відбувається автоматично, з врахуванням сплачених внесків:

    Крім того, загальний страховий (трудовий) стаж в особистому кабінеті на Веб-порталі Пенсійного фонду України можуть переглядати пенсіонери, які мають доступ до даних зі своєї електронної пенсійної справи, в розділі «Моя пенсія» в закладці «Протокол» в реквізиті «Страховий стаж (повний)», де окремо виділяється страховий стаж до 01.01.2004 та після 01.01.2004:

    Користувачі Веб-порталу також можуть переглянути роз’яснення Пенсійного фонду України щодо обчислення страхового стажу безпосередньо на інформаційній сторінці Пенсійного фонду України https://www.pfu.gov.ua в розділі: Головна › Послуги › Пенсіонерам › Пенсії за віком › Страховий стаж › Обчислення страхового стажу

    iDin / .com

    Рассмотрим, каким образом и на основании каких документов производится расчет общего стажа работника, непрерывный стаж, стаж для оплаты больничных листов, в том числе с учетом нестраховых периодов, что включается в каждый вид стажа, и что исключается.

    Сведения о стаже работы указывают в пункте 8 формы № Т-2 «Личная карточка работника» (утв. пост. Госкомстата России от 05.01.2004 № 1). Кроме того, сведения об общем и (или) непрерывном стаже работы работника до поступления в данную организацию работодатель вносит при заполнении дубликата трудовой книжки (п. 32 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утв. пост. Правительства РФ от 16.04.2003 № 225).

    Расчет общего стажа

    Порядок расчета общего стажа нигде не установлен, определение «общий трудовой стаж» в законодательстве отсутствует. До 1 января 2002 года под общим трудовым стажем понималась (п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (далее — Закон № 173-ФЗ)) суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включая службу в Вооруженных Силах РФ, учитываемая в календарном порядке, в которую включались периоды, указанные в пунктах 3 либо 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ.

    Также при подсчете продолжительности общего стажа работодатель может либо воспользоваться сведениями из трудовой книжки и в строке «Общий стаж» указать весь стаж (с учетом службы в вооруженных силах, если таковые периоды были), либо указать стаж для назначения пенсии, в который включаются периоды, установленные главой III Закона № 173-ФЗ (в том числе периоды военной службы, а также периоды получения пособия по безработице, периоды участия в оплачиваемых общественных работах и периоды переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства).

    Периоды прохождения обучения, не совпадающие с вышеуказанным временем, в любом случае в общий стаж не включают.

    Расчет стажа для больничного

    В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включают периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее — Закон № 255-ФЗ)).

    Под периодами иной деятельности следует понимать периоды, перечисленные в пункте 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее — Правила)). Кроме того, в страховой стаж наравне с вышеуказанными периодами засчитывают периоды прохождения военной и иной службы (Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-I; ч. 1.1 ст. 16 Закона № 255-ФЗ).

    Нестраховые периоды при расчете стажа

    Как видно из вышеизложенного, в страховом стаже можно выделить так называемые нестраховые периоды, когда работник не подлежал обязательному социальному страхованию, но эти периоды тем не менее включаются в его страховой стаж.

    Поскольку специальных правил учета в страховом стаже «нестраховых» периодов не установлено, то такие периоды засчитываются в страховой стаж в общем порядке. К таким периодам относится, в частности, военная служба. Согласно закону «О воинской обязанности и военной службе» (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ) служба в армии по призыву и по контракту является военной службой. Следовательно, и та, и другая служба, являясь нестраховыми периодами, включаются в страховой стаж для целей назначения пособий.

    Периоды обучения (получения начального, среднего, высшего образования, в том числе обучения в аспирантуре, ординатуре, интернатуре), а также периоды времени, в течение которых гражданин был зарегистрирован в органах службы занятости в качестве безработного, не включаются в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности (ни в качестве страховых, ни в качестве нестраховых периодов).

    Непрерывный стаж

    Если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с Законом № 255-ФЗ за период до 1 января 2007 года, оказывается меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применявшегося ранее при назначении пособий по временной нетрудоспособности, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица (ч. 2 ст. 17 Закона № 255-ФЗ). Непрерывный стаж определяют в соответствии с утратившими в настоящее время силу Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (утв. пост. Совета Министров СССР от 13.04.1973 № 252 (далее — Правила № 252)).

    В соответствии с ними в непрерывный трудовой стаж помимо работы в качестве рабочего или служащего засчитывалось (подп. «а», «в» п. 8 Правил № 252) время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования, если перерыв между днем окончания училища или школы и днем поступления на работу не превысил трех месяцев, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР, если перерыв между днем освобождения от службы и днем поступления на работу или учебу не превысил трех месяцев.

    Не прерывало трудовой стаж, но не засчитывалось в него (подп. «а» п. 9 Правил № 252) время обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении (в том числе на подготовительном отделении) либо пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре.

    Трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, признаются безработными (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). Анализ положений Закона № 255-ФЗ, а также Правил № 252 позволяет сделать вывод о том, что безработный гражданин не является лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Следовательно, периоды времени, в течение которых гражданин был зарегистрирован в органах службы занятости в качестве безработного, не включаются в страховой стаж для целей назначения пособия по временной нетрудоспособности.

    Анна Мазухина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

    Источник: Журнал «Актуальная бухгалтерия»

    риториях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Упразднение городских или сельских поселений, в которых отсутствуют жители, обладающие избирательным правом, осуществляется без выявления мнения населения. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве меж-селенной территории».

    Библиографический список

    Статистический бюллетень Федеральной службы государственной статистики «Численность населения по городам и районам Иркутской области на 1 января 2010 г.». Иркутск, 2010.

    Статистический сборник Федеральной службы государственной статистики «Численность населения в сельских населенных пунктах Иркутской области на 1 января 2009 г.». Иркутск, 2009.

    О приобретении страхового стажа, необходимого для установления трудовой пенсии по инвалидности

    ЖАВОРОНКОВ Роман Николаевич,

    ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, кандидат юридических наук

    Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения.

    В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица. При этом сам факт наличия страхового стажа имеет значение: при полном отсутствии у инвалида страхового стажа

    вместо трудовой пенсии по инвалидности ему назначается социальная пенсия. В связи с этим для возникновения права на трудовую пенсию по инвалидности принципиальное значение имеет установление момента, с которого начинается исчисление страхового стажа.

    Согласно подп. 4 и 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон об основах обязательного социального страхования) отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем; у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, Закон устанавливает различные условия определения момента исчисления страхового стажа для застрахован-

    ных лиц и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

    Для установления факта наличия страхового стажа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, необходимо, чтобы страховые взносы ими или за них были уплачены хотя бы один раз. При этом законодательство устанавливает следующие особенности уплаты страховых взносов, которые связаны с данной категорией лиц.

    Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: а) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в вышеприведенных п. «а» и «б», исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. В целях указанного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

    Таким образом, в отношении самозанятого населения возможно два варианта уплаты страховых взносов.

    Первый вариант, когда страховые взносы уплачивают другие лица. Согласно ст. 7 Закона о страховых взносах организации и индивидуальные предприниматели осуществляют уплату страховых взносов за лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, при выплате им вознаграждения по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Согласно ст. 15 названного Закона страховые взносы уплачиваются в этом случае ежемесячно. Их размер определяется величиной выплат, начисленных в течение календарного месяца, а уплата взносов осуществляется не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором были начислены указанные выплаты.

    Второй вариант, когда лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, сами уплачивают страховые взносы. Согласно ст. 14 указанного Закона размер страховых взносов, уплачиваемых данной категорией страхователей, определяется исходя из стоимости страхового года — произведения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенного в 12 раз. Согласно ст. 16 указанного Закона лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплатить всю сумму страховых взносов за текущий календарный год до 31 декабря этого года. При этом периодичность уплаты страховых взносов не уста-

    новлена (следовательно, это может быть один платеж в течение года). Соответственно, с того момента, когда будет произведена первая уплата страхового взноса, у лица, самостоятельно обеспечивающего себя работой, возникает право на трудовую пенсию по инвалидности.

    Теперь перейдем к вопросу об определении момента возникновения отношений по обязательному социальному страхованию у граждан, работающих по трудовому договору.

    Согласно п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации1 гражданами Российской Федерации,2 застрахованными в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    Постановлением КС РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П приведенные положения данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части. В то же время упомянутым постановлением положения данной статьи в той мере,

    1 Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Закона об обязательном пенсионном страховании (п. 2 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях).

    2 Особенности пенсионного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства здесь не рассматриваются.

    в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

    С учетом приведенных положений постановления КС РФ из ст. 10 Закона о трудовых пенсиях следует, что для приобретения страхового стажа с целью получения права на пенсию гражданину необходимо выполнять на территории России работу и (или) иную деятельность, быть застрахованным в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании и вступить в отношения по обязательном пенсионному страхованию. При соблюдении этих условий для исчисления страхового стажа не имеет значения фактическая уплата страховых взносов, поскольку это является обязанностью страхователя (за исключением случаев, когда одно лицо, например индивидуальный предприниматель, является одновременно застрахованным и страхователем и само за себя уплачивает страховые взносы).

    Согласно п. 1 ст. 7 Закона об обязательном пенсионном страховании застрахованными лицами являются граждане РФ: работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением некоторых категорий лиц, обучающихся в образовательных учреждениях), а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; ра-

    ботающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов в соответствии со ст. 29 данного Закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; священнослужители; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с указанным Законом.

    Что касается определения момента заключения трудового договора застрахованного лица с работодателем, то, как указывает Э. Н. Бондаренко, «в законе нет ясности по поводу момента заключения трудового договора. Собственно, о том, когда трудовой договор считается заключенным, в Трудовом кодексе вообще не говорится. Статья 61 ТК РФ устанавливает лишь момент вступления договора в силу со дня подписания сторонами (как общее правило)»3.

    С научной точки зрения трудовой договор считается заключенным с момента достижения работником и работодателем соглашения по всем условиям этого договора4. Однако момент достижения указанного соглашения должен быть обозначен какими-либо внешними действиями. Анализ ст. 61 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что в качестве таких действий следует рассматривать либо подписание трудового договора (в данном случае совпадают заключение и оформление договора), либо фактический допуск работника к работе (здесь заключение договора предшествует его оформлению,

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

    3 Бондаренко Э. Н. Заключение трудового договора: противоречия и пробелы в Трудовом кодексе Российской Федерации // Право и экономика. 2004. № 9.

    4 См.: Курс российского трудового пра-

    ва. Т. 3: Трудовой договор / науч. ред. тома

    Е. Б. Хохлов. СПб., 2007. С. 332.

    которое осуществляется в порядке ст. 67 ТК РФ). Однако установлением момента заключения трудового договора существующие проблемы не исчерпываются.

    Согласно ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

    Таким образом, указанная статья предусматривает дату подписания договора, дату фактического допуска к работе, дату вступления договора в силу и дату (день) начала работы. В зависимости от того, каким образом был заключен трудовой договор, эти даты могут частично совпадать и не совпадать. Если договор заключен в результате фактического допуска работника к работе, то он однозначно вступает в силу со дня его допуска. При этом следует иметь в виду, что в данном случае договор считается заключенным в тот момент, когда работник узнал о том, что работодатель допустил его к работе5. Поскольку это может произойти за несколько дней до начала работы, день допуска к работе может не совпадать с днем ее начала. При подписании договора он может вступить в силу как с даты его подписания, так и с более поздней даты, если это предусмотрено договором или законом.

    При несовпадении дат заключения и вступления в силу трудового догово-

    5 См.: Курс российского трудового права. Т. 3. С. 430—431.

    ра возникает вопрос: с какого момента у работодателя возникает обязанность по обязательному социальному (в частности, пенсионному) страхованию работника? Согласно подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона об основах обязательного социального страхования отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

    Этому положению соответствует ч. 4 ст. 61 ТК РФ, которая гласит: если работник не приступил к работе в день начала работы, установленный в соответствии с ч. 2 или 3 настоящей статьи, то работодатель имеет право аннулировать трудовой договор. Аннулированный трудовой договор считается незаключенным. Аннулирование трудового договора не лишает работника права на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

    Из приведенных положений следует, что если инвалидность наступила у гражданина после заключения им договора, но до вступления последнего в силу, то гражданин имеет право на трудовую пенсию по инвалидности. Однако подобный вывод представляется неправильным как с теоретической, так и с практической точек зрения.

    Как указывает Е. А. Ершова, на практике неизбежно возникает ряд вопросов: во-первых, какова правовая природа аннулирования трудового договора; во-вторых, что означают весьма спорные слова: «трудовой договор считается незаключенным»; в-третьих, может ли «аннулированный», «незаключенный» трудовой договор тем не менее порождать правовые послед-ствия?6

    6 См.: Ершова Е. А. Трудовое право в России. М., 2007. С. 241.

    Обоснованной представляется точка зрения, согласно которой условия об обязательном социальном страховании начинают действовать после вступления в силу заключенного трудового договора7, что соответствует пенсионному законодательству.

    На основании интерпретации ст. 10 Закона о трудовых пенсиях, данной в вышеуказанном постановлении КС РФ, можно сделать вывод о том, что в страховой стаж включаются те периоды работы и (или) иной деятельности, когда у работодателя существует обязанность уплачивать за работника страховые взносы (исполнение или неисполнение работодателем этой обязанности на исчисление страхового стажа не влияет). Согласно ст. 7 Закона о страховых взносах объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, начисляемые физическим лицам по трудовым договорам. Следовательно, без возникновения обязанности произвести выплаты по трудовому договору у работодателя не может возникнуть обязанности по уплате страховых взносов. Законодательство об оплате труда, предусматривающее в том числе и обязанность работодателя оплатить труд работника, распространяется на работника с даты начала ра-боты8. Как было показано выше, дата начала работы всегда следует после даты вступления договора в силу либо может с ней совпадать. Таким образом, до вступления договора в силу у работодателя отсутствует обязанность выплачивать работнику заработную плату, порождающая, в свою очередь, его обязанность уплачивать страховые взносы. Следовательно, период между заключением трудового договора и вступлением его в силу не может включаться в страховой стаж, при наступлении инва-

    7 См.: Курс российского трудового права. Т. 3. С. 286.

    8 См.: Трудовое право: учебник. / под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. 4-е изд. М., 2009. С. 232.

    лидности в этот период лицо не имеет права на трудовую пенсию по инвалидности. Однако здесь следует сделать оговорку. Поскольку ст. 8 Закона о трудовых пенсиях допускает для приобретения права на пенсию наличие минимального страхового стажа (хотя бы периодом в один день), то все вышеизложенное относится к трудовому договору, который заключается человеком впервые в жизни. Если трудовой договор заключен хотя бы во второй раз (т. е. до этого человек уже работал и приобрел страховой стаж), то работник будет иметь право на трудовую пенсию по инвалидности даже в случае наступления таковой в период между заключением и вступлением этого договора в силу.

    Из вышеприведенного анализа очевидно, что ст. 9 Закона об основах обязательного социального страхования и ч. 4 ст. 61 ТК РФ противоречат ст. 10 Закона о трудовых пенсиях и ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании, а также основным теоретическим положениям социального страхования. Как указывает Э. Г. Тучкова, «целевое назначение социального обеспечения застрахованных — это, как правило, возмещение полностью или частично утраченного застрахованным заработка в результате наступления события, признаваемого законодателем страховым случаем. Страховые платежи — это часть рабочей силы, то есть часть не прибавочной стоимости, вновь создаваемой, а необходимого для производства рабочей силы продукта в виде заработной платы, в том числе отложенной на будущее в форме страховых взносов»9. Таким образом, социальное страхо-

    9 См.: Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: материалы пятой Международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2009. С. 405.

    вание напрямую связано с заработной платой. До вступления трудового договора в силу у работодателя не возникает обязанность выплачивать заработную плату, а у работника, следовательно, право ее получать. Но если нет заработной платы, значит, нечего откладывать на будущее в форме страховых взносов и нечего возмещать полностью или частично при наступлении страхового случая. Кроме того, пока у работодателя не возникла обязанность производить выплаты по трудовому договору, он не может быть признан страхователем в смысле ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании, поскольку не обязан уплачивать за работника страховые взносы.

    Российское законодательство предусматривает выплату пособия по временной нетрудоспособности со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Подобный подход является неприемлемым в целях пенсионного обеспечения. Согласно подп. 2 и 1 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, если ему предшествовал и (или) за ним следовал период работы. Из приведенных положений можно сделать вывод о том, что в отличие от пособия по временной нетрудоспособности право на трудовую пенсию по инвалидности не может возникнуть у человека, если он не отработал хотя бы один день. В связи с этим представляется, что положения ст. 9 Закона об основах обязательного социального страхования и ч. 4 ст. 61 ТК РФ должны быть конкретизированы путем четкого указания, на какие виды

    обязательного социального страхования у лица возникает право с момента заключения трудового договора и на какие — с момента вступления договора в силу.

    Библиографический список

    Бондаренко Э. Н. Заключение трудового договора: противоречия и пробелы в Трудовом кодексе Российской Федерации // Право и экономика, 2004. № 9.

    Ершова Е. А. Трудовое право в России. М., 2007.

    Курс российского трудового права. Т. 3. Трудовой договор / науч. ред. Е. Б. Хохлов. СПб., 2007.

    Трудовое право: учебник / под ред. О. В. Смирнова, И. О. Снигиревой. 4-е изд. М., 2009.

    Тучкова Э. Г. К вопросу о критериях дифференциации в социальном обеспечении // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: материалы пятой Международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. М., 2009.

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *