УТВЕРЖДАЮ |
|||||||
(наименование предприятия, |
|||||||
(руководитель предприятия |
|||||||
организации, учреждения) |
|||||||
организации, учреждения) |
|||||||
ПОЛОЖЕНИЕ |
|||||||
00.00.0000 |
№ 00 |
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
||||
00.00.0000 |
|||||||
Об юридическом отделе |
|||||||
I. Общие положения
Отдел главного механика является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному инженеру или его заместителю по техническому обслуживанию.
II. Задачи
1. Поддержание действующего парка оборудования предприятия в исправном рабочем состоянии путем своевременного качественного ремонтного и технического обслуживания.
2. Повышение экономичности ремонтного обслуживания оборудования.
3. Совершенствование работы службы главного механика.
III. Структура
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности руководителей, специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
2. В состав отдела главного механика могут входить следующие подразделения: бюро планово-предупредительного ремонта (на небольших предприятиях — специалист ППР); конструкторско-технологическое бюро: конструкторское бюро (специалист) по проектированию подъемно-транспортного оборудования; конструкторское бюро по модернизации, ремонтно-механический цех (РМЦ).
IV. Функции
1. Разработка на основе Положения о планово-предупредительном ремонте годовых, квартальных и месячных планов и графиков всех видов ремонта оборудования, сооружений. Учет выполнения планов и графиков ремонта, контроль за качеством ремонта.
2. Участие в составлении и проверке дефектно-сметной ведомости на ремонтируемое оборудование.
3. Разработка и внедрение мероприятий по предупреждению аварий, поломок и повышенного износа оборудования.
4. Составление технических заданий конструкторско-технологическому бюро на разработку или подбор чертежей сменных деталей.
5. Внедрение в практику ремонта прогрессивной технологии, высокоэффективных ремонтных приспособлений, механизация трудоемких процессов.
6. Обеспечение правильного и экономного расходования денежных средств и материалов, предназначенных на ремонт оборудования.
7. Разработка подразделениям норм расхода на основные и вспомогательные материалы и комплектующие изделия для ремонта и технологического обслуживания оборудования.
8. Подготовка заявок соответствующим службам завода на материалы и комплектующие изделия для ремонта и обслуживания технологического оборудования.
9. Участие в заполнении или корректировке производственно-технического паспор-та завода. Разработка технического паспорта службы главного механика.
10. Контроль за правильностью хранения запасных (сменных) частей оборудования на складах.
11. Введение паспортного хозяйства на технологическое и грузоподъемное оборудование.
12. Контроль за правильностью использования и загрузки ремонтных цехов и служб цеховых механизмов.
13. Контроль за правильной организацией «смазочного хозяйства», применением масел для смазки механизмов и оборудования.
14. Обеспечение работ по модернизации оборудования.
15. Учет наличия и движения оборудования, числящегося на балансе основной деятельности.
16. Контроль за систематической проверкой с предъявлением Гостехнадзору грузоподъемных средств.
17. Организация обмена опытом по эксплуатации и ремонту технологического и подъемно-транспортного оборудования.
18. Обеспечение внедрения достижений новой техники и передовых методов работы в области ремонта и эксплуатации технологического и подъемно-транспортного оборудования.
19. Представление заключений по рационализаторским предложениям и изобретениям и обеспечение внедрения принятых предложений.
20. Обобщение и распространение передового опыта работы новаторов производства и оказание всемерной помощи рационализаторам и изобретателям.
V. Взаимоотношения отдела главного механика
с другими подразделениями предприятия
1. С отделом технического контроля
Получает: замечания и предложения по улучшению качества ремонта оборудования.
Представляет: необходимые средства контроля, обеспечивающие надежную проверку качества произведенного ремонта оборудования; график проверки оборудования на технологическую точность.
2. С главной бухгалтерией
Получает: данные по учету затрат, информацию на открытие заказа по всем видам ремонта; акты на списание оборудования с баланса, участие в оформлении; информацию по расходованию материалов на ремонтные работы; информацию о наличии основных и оборотных средств в сопоставлении с нормативом.
Представляет: извещения о выполнении заказов: акты на списание оборудования с баланса; акты на передачу или продажу оборудования другим организациям; акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию.
3. С отделом стандартизации и нормализации
Получает: извещения об изданных поступивших в отдел государственных и отраслевых стандартах, нормалях и другой технической документации; извещения о всех вносимых изменениях в стандарты, нормали, технические условия и другую техническую документацию.
Представляет: замечания по плану работ по стандартизации, нормализации и унификации; принимает участие в разработке стандартов, нормалей, инструкций, технических условий и другой технической документации.
4. С отделом технической информации
Получает: чертежи, техническую документацию по ремонту оборудования и обмену опытом, полученные от других организаций; лекции, доклады, семинары, экскурсии, технические фильмы по вопросам совершенствования ремонтных работ; техническую литературу по ремонту оборудования.
Представляет: заявки на получение информационных материалов от других организаций; материалы-отчеты по работе службы главного механика или других организаций; заявки на подбор технической информации.
5. С бюро рационализации и изобретательства
Получает: предложения рационализаторов и изобретателей на заключение об их целесообразности и для оказания помощи в въполнении чертежей, макетов, описаний и др.; месячные планы по внедрению рационализаторских предложений.
Представляет: заключения о технической возможности и экономической целесообразности рационализаторских предложений; оказывает помощь рационализаторам при выполнении чертежей, макетов, описаний и др., а также при опытной проверке по предложениям.
6. С отделом главного технолога
Получает: планировку размещения оборудования в цехах; чертежи привязки оборудования (при перепланировках); чертежи специального инструмента и приспособлений; техническую документацию на модернизацию оборудования; технические задания на проектирование специального нестандартного оборудования; расчеты и заявки на необходимое предприятию технологическое оборудование; расчеты грузооборота необходимых для механизации погрузочно-разгрузочных работ.
Представляет: заявки на проектирование инструмента и приспособлений для ремонта оборудования; паспорта на действующее и неустановленное оборудование; сведения об изменениях паспортных данных оборудования в связи с производством капитального ремонта.
7. С отделом главного энергетика
Получает: обеспечение ремонта всего установленного на предприятии электрооборудования; выполнение заявок по подключению вновь устанавливаемого и перестанавливаемого оборудования; выполнение заявок по разработке электрических схем на проектируемое оборудование; график планово-предупредительного ремонта электрооборудования.
Представляет: заявки на ремонт электрооборудования; заявки на подключение вновь устанавливаемого и перестанавливаемого оборудования; заявки на разработку электросхем; график планово-предупредительного ремонта.
8. С центральной заводской лабораторией
Получает: анализ механических характеристик материалов, металлографический анализ; химический анализ материалов; анализ масел.
Представляет: заявки на определение механической характеристики материалов; заявки на механический анализ материалов; заявки на проведение анализа масел.
9. С инструментальным отделом
Получает: заявки на оборудование для инструментального производства; сведения о выполнении заявок на изготовление инструмента для ремонтно-механического цеха.
Представляет: сведения об оборудовании для инструментального цеха, выделенном на планируемый год, и о реализации фондов; сведения о состоянии прессового хозяйства на нормы точности; заявки на необходимый инструмент для РМЦ.
10. С производственно-диспетчерским отделом
Получает: выполнение заказов на изготовление заготовок и крепежа для ремонтных нужд; оперативные указания по вопросам очередности ремонта оборудования.
Представляет: график ППР на согласование, заявки на заготовки и крепежные детали для ремонтных нужд; план ввода в действие нового оборудования.
11. С отделом технической документации (центральным техническим архивом)
Получает: заявки на приобретение и ремонт технического оборудования.
Представляет: техническую документацию на регистрацию, учет и хранение; заявки на выполнение копировальных и фоторабот, а также работ по размножению технической документации; обеспечивает приобретение и ремонт технического оборудования по заявкам отдела технической документации.
12. С отделом материально-технического снабжения
Получает: сведения о выделенных фондах на материалы по заявкам отделов и справки о наличии материалов на складах.
Представляет: расчеты потребности и заявки на материалы для ремонтно-эксплуатаци-онных нужд в соответствии с нормами расхода материалов и утвержденными планами работ.
13. С планово-экономическим отделом
Получает: задание по снижению себестоимости товарной продукции.
Представляет: план ремонта оборудования на квартал, год и на перспективу; месячные отчеты о выполнении планово-предупредительного ремонта оборудования; сметы расходов на ремонт оборудования и сооружений и на выполнение организационно-технических мероприятий; отчет о выполнении задания по снижения себестоимости товарной продукции.
14. С отделом организации труда и заработной платы
Получает: задание по снижению трудоемкости; консультации по трудовым вопросам; положение о порядке премирования работников отдела из фонда материального поощрения; утвержденные штатные расписания; план по труду на квартал, месяц.
Представляет: проект задания по снижению трудоемкости; проект штатного расписания; предложения о наиболее рациональной расстановке рабочих на ремонтных и монтажных работах; необходимые материалы по вопросам организации нормирования труда и заработное платы.
15. С отделом капитального строительства
Получает: данные о вводе в монтаж нового технологического оборудования; проектно-сметную документацию на законченные строительством объекты; заказы-наряды на монтаж нового технологического оборудования и на модернизацию работающего оборудования.
Представляет: заявки на приобретение нового оборудования для ремонтных целей; заявки на выполнение монтажных и ремонтно-строительных работ; акты и заключения по вопросу приемки вновь вводимого в эксплуатацию нового технологического оборудования.
VI. Права
1. Издавать инструкции и давать указания по ремонту и эксплуатации и содержанию технологического оборудования, которые обязательны для исполнения всеми начальниками цехов и отделов предприятия.
2. Контролировать соблюдение правил технической эксплуатации и ухода за оборудованием, своевременное выполнение ремонтов и правильное использование ремонтной службы предприятия.
3. Запрещать работу на оборудовании в случаях грубого нарушения правил технической эксплуатации, неудовлетворительного состояния оборудования или прямой угрозы аварии или несчастного случая.
4. Принудительно останавливать на ремонт (через 2—3 дня после предупреждения начальника цеха) оборудование, подлежащее (согласно годовому графику) плановому ремонту, если о выводе оборудования в ремонт начальник цеха был поставлен в известность до начала текущего месяца.
5. Представлять руководству объединения предложения о привлечении к материальной ответственности лиц, не обеспечивающих сохранность вверенного им оборудования, а также виновных в нарушении правил технической эксплуатации и ухода за оборудованием, не обеспечивающих его своевременный ремонт.
VII. Ответственность
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
2. Степень ответственности других работников устанавливается должностными инструкциями.
(руководитель структурного |
||||||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
|||||
подразделения) |
00.00.0000 |
|||||
СОГЛАСОВАНО |
||||||
(должностное лицо, с которым |
||||||
согласовывается Положение) |
||||||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
|||||
00.00.0000 |
||||||
Начальник юридического отдела |
||||||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
|||||
00.00.0000 |
В начало
Положения
Положение о структурном подразделении – это документ, предназначенный для нормативно-правовой регламентации деятельности структурного подразделения, где чётко определены основные задачи, внутренняя структура, правовой статус подразделения (права, обязанности и ответственность), его функции и взаимосвязи с другими подразделениями. На основе положения составляется штатное расписание, организуется повседневная деятельность подразделения, определяется степень ответственности за выполнение возложенных на него задач и функций.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 точное название подразделения, его место в организационной структуре,
степень самостоятельности,
1.2 непосредственная подчинённость, непосредственное руководство,
структурная схема положения подразделения внутри компании,
1.3 перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных
материалов, которыми отдел руководствуется в своей деятельности,
1.4 информация о необходимой численности и должностных окладах.
2 ЦЕЛИ
2.1 Миссия компании
2.2 Миссия службы
2.3 Миссия отдела, группы и т. п.
2.4 Миссия сектора
3 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
4. СТРУКТУРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
4.1 как и кем разрабатывается,
4.2 перечень внутренних структурных звеньев, входящих в подразделение,
описание их функций и предназначения (для бюро, участков, секторов и т. п.),
4.3 структурная схема подразделения (положение структурных звеньев внутри
подразделения).
5. ФУНКЦИИ
6. ПРАВА
7. ОБЯЗАННОСТИ
8. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
ПРЕДПРИЯТИЯ
8.1 Взаимосвязи подразделений в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности:
Другие подразделения предприятия для данного подразделения |
Данное подразделение для других подразделений предприятия |
Взаимосвязи подразделений в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, взаимные обязательства. |
|
8.2 Характеристика входящей и исходящей документации (плановой, отчётной,
аналитической и т. д.), используемой в подразделении:
Наименование документа |
Периодичность представления |
Наименование подразделения, предоставляющего информацию |
Наименование подразделения, получающего информацию |
|
9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
9.3 характеристика основных позиций, по которым руководитель несёт личную ответственность за выполнение возложенных на подразделение задач, за достоверность документации, подготавливаемой в подразделении, за правильность применения тех или иных инструкций, положений и т. п., за рациональную организацию труда исполнителей, за состояние трудовой дисциплины и рабочих мест в своём подразделении и за работу с кадрами,
9.4 порядок определения ответственности сотрудников подразделения в зависимости от занимаемой должности.
10 ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В
ПОЛОЖЕНИЕ
10.1 При выявлении несоответствия какого-либо пункта положения реальному состоянию дел в подразделении руководителем этого подразделения, сотрудником, членом экспертной комиссии по положениям и должностным инструкциям, либо другим лицом необходимо обратиться в экспертную комиссию по положениям и должностным инструкциям с заявкой на внесение изменений и дополнений в положение.
Заявка должна быть представлена в следующей форме:
10.2 Экспертная комиссия по положениям и должностным инструкциям в течение одного месяца со дня подачи заявки рассматривает внесённое предложение и выносит решение: принять изменение или дополнение, отправить на доработку (с указанием срока доработки и исполнителя), либо — отказать в принятии вносимого предложения (в этом случае заявителю направляется обоснованный отказ в письменном виде).
10.3 Внесение изменений и дополнений в положение утверждается заместителем генерального директора по производственным и техническим вопросам по представлению руководителя экспертной комиссии по Положениям и должностным инструкциям.
ВИЗЫ:
Руководитель экспертной комиссии
по положениям и должностным инструкциям
С Положением ознакомлен, принимаю к исполнению:
Занимаемая должность________________________________________________________________________
В зависимости от масштабов и специфики деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и особенностей управления, требований законодательства и иных факторов в организации могут создаваться структурные подразделения. Такие подразделения могут создаваться как внутри организации (например, отделы, службы, управления и т.д.), так и быть обособленными подразделениями. К последним относятся в том числе филиалы и представительства.
А нужно ли разрабатывать положения о структурных подразделениях и как их составлять, расскажем в нашей консультации.
Обязательно ли Положение о структурных подразделениях организации?
Обязательность утверждения Положения о структурном подразделении зависит от вида такого подразделения.
Например, организация решила создать представительство или филиал. Напомним, что представительство – это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). А филиал – это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).
Несмотря на то, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, закон указывает, что действуют они на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).
А если организация создает новый отдел или организует департамент, нужно ли разрабатывать и утверждать положение о таком структурном подразделении? В этом случае разработка положений отдается на усмотрение самой организации. Однако учитывая, что одними из целей создания структурных подразделений являются совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности организации в целом, разработка таких положений считается целесообразной. Ведь именно в положении можно раскрыть задачи и функции структурного подразделения, его подчиненность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и работниками организации, а значит, — создать основу для эффективного функционирования такого подразделения.
Положение о структурном подразделении – образец
Положение о структурном подразделении организации составляется в произвольной форме. Структура Положения о структурном подразделении обычно выглядит так:
- общие положения;
- основные задачи и функции структурного подразделения;
- права и ответственность структурного подразделения;
- взаимодействие с другими структурными подразделениями организации.
Что касается Положения о филиале, то оно может состоять, в частности, из таких разделов:
- общие положения;
- правовой статус филиала;
- имущество филиала;
- финансово-хозяйственная деятельность филиала;
- управление филиалом;
- контроль финансово-хозяйственной деятельности филиала;
- бухгалтерский учет и отчетность;
- трудовые отношения в филиале;
- прекращение деятельности филиала.
Порядок разработки Положения о структурном подразделении устанавливается самой организацией и зависит от вида такого подразделения. Если в организации создаются филиал или представительство, для этого потребуется решение общего собрания участников, принятое в общем случае большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Если же речь идет о создании внутреннего структурного подразделения (например, отдела), для этого достаточно решения руководителя организации, если иное не предусмотрено Уставом.
Приведем для Положения о структурном подразделении организации образец его заполнения в случае с отделом бухгалтерии.
Важно помнить, что при приеме на работу в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение организации, указание в трудовом договоре с работником о таком подразделении и месте его нахождения является обязательным (ч. 2 ст. 57 ТК РФ). Хотя на практике в трудовом договоре с работником указывается и внутреннее структурное подразделение, куда он был принят (например, менеджер в отделе продаж). Соответствующая отметка о подразделении делается и в трудовой книжке.
С Положением о структурном подразделении, в котором трудится работник, он должен быть ознакомлен под роспись при принятии на работу в такое структурное подразделение (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
- Корреспонденты на фрагмент
- Поставить закладку
- Посмотреть закладки
Методика разработки положений о структурных подразделениях
Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.
Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Настоящие рекомендации подготовлены для создания положения о внутренних подразделениях. Разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься либо руководитель структурного подразделения, либо кадровая служба (отдел кадров). К этой работе может также подключаться юридический или правовой отдел.
Общее руководство работами по составлению положений о структурных подразделениях, как правило, осуществляет заместитель руководителя организации (по персоналу, по административным и иным вопросам).
Виды структурных подразделений
Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:
1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);
2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения. На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;
3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;
4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;
5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;
6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой.
Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории).
Состав реквизитов Положения
Основными реквизитами положения о структурном подразделении как документа являются:
1. наименование организации;
2. наименование документа (в данном случае — Положение);
3. регистрационный номер;
4. заголовок к тексту (в данном случае он формулируется как ответ на вопрос, о каком структурном подразделении это Положение, например: «О финансовом отделе», «Об отделе кадров»);
5. гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях утверждаются руководителем организации (непосредственно либо специальным распорядительным актом). Учредительными документами или локальными нормативными актами организации право утверждать положения о структурных подразделениях может быть предоставлено иным должностным лицам (например, заместителю руководителя организации по персоналу). В отдельных организациях принято, что положения о структурных подразделениях утверждаются органом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица;
6. отметки о согласовании (если Положение в соответствии с принятыми в организации правилами подлежит внешнему согласованию, то проставляется гриф согласования, если только внутреннему — то визы согласования). Обычно проект Положения проходит только внутреннее согласование. Перечень структурных подразделений, с которыми он согласовывается, определяется организацией самостоятельно.
Проект Положения о структурном подразделении подлежит согласованию:
· с вышестоящим руководителем (если подразделение входит в состав более крупного подразделения);
· с заместителем руководителя организации, курирующим деятельность подразделения в соответствии с распределением обязанностей между руководящими работниками;
· с руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом;
· с начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации.
Во избежание неточностей в формулировках взаимоотношений подразделения с другими структурными подразделениями, дубляжа функций в положениях о разных структурных подразделениях, желательно, чтобы проект Положения был согласован с руководителями тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение. Если количество подразделений, с которыми должен быть согласован проект Положения, свыше трех, то визы согласования желательно оформить в виде отдельного листа согласований.
Такой реквизит, как дата издания может не проставляться, поскольку датой Положения фактически будет считаться дата его утверждения. Также может не указываться и номер, поскольку для каждого структурного подразделения разрабатывается свое Положение.
Текст Положения может быть структурирован на разделы и подразделы. Наиболее простой является структуризация на разделы:
1. «Общие положения».
2. «Цели и задачи».
3. «Функции».
4. «Права».
Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам добавляются разделы:
5. «Структура и штатная численность»;
6. «Руководство (управление)»;
7. «Взаимодействие»;
8. «Ответственность».
Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.
Раздел 1. «Общие положения»
В данном разделе Положения отражаются следующие вопросы:
1.1. Место подразделения в структуре организации
Если в организации существует такой документ, как «Структура организации», то место подразделения определяется на его основании. Если такого документа нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение — Самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.).
1.2. Порядок создания и ликвидации подразделения
Как правило, структурное подразделение в коммерческой организации создается по приказу руководителя организации по его единоличному решению или во исполнение решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органа. Реквизиты документа, на основании которого создано подразделение, указываются при констатации факта создания структурного подразделения.
В этом же пункте определяется порядок ликвидации подразделения: кем принимается такое решение и каким документом оно оформляется. Если работодатель устанавливает в своей организации особые правила ликвидации подразделения, то здесь же целесообразно описать процедуру ликвидации (привести перечень ликвидационных мероприятий, сроки их проведения, порядок выплаты работникам компенсаций). Если в организации применяются общие правила сокращения штата работников организации, то в данном пункте Положения достаточно ограничиться отсылкой к соответствующим статьям Трудового кодекса РК.
Крайне нежелательно использовать понятие «упразднение структурного подразделения», так как под упразднением понимается прекращение деятельности структурного подразделения не только в результате ликвидации подразделения, но и в результате его преобразования в иное. Однако, поскольку этот вопрос все же желательно урегулировать, то в Положении необходимо предусмотреть порядок изменения статуса структурного подразделения (его слияния с другим подразделением, преобразования в иной вид подразделения, выделения из его состава новых структурных подразделений, присоединения подразделения к иному подразделению).
1.3. Подчиненность структурного подразделения
В данном пункте указывается, кому подчиняется структурное подразделение, то есть какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения. Как правило, технические подразделения подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные — заместителю директора по производственным вопросам; планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения — заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком распределении ответственности между руководящими работниками непосредственно руководителю организации может подчиняться канцелярия, юридический отдел, отдел по связям с общественностью и иные административные подразделения.
Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то в Положении указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение.
1.4. Основополагающие документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности
Помимо решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации, в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии — Правила документирования и управления документацией, для отдела кадров — Положение о защите персональных данных работников), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для бухгалтерии — закон РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности»). Конструкция этого пункта Положения может быть следующей:
«1.4. Отдел осуществляет свою деятельность на основе: _____________________________»
(наименование документов)
или
«1.4. В своей деятельности отдел руководствуется:
1.4.1. _______________________________________________________________.
1.4.2. ______________________________________________________________»
или
«1.4. При решении своих задач и выполнении своих функций отдел руководствуется:
1.4.1. ____________________________________________________________________.
1.4.2. ______________________________________________________________»
1.5. Иное
В Положении о структурном подразделении могут приводиться иные сведения, определяющие статус подразделения. Так, например, здесь может быть указано место нахождения структурного подразделения. В этом же разделе Положения может приводиться перечень основных терминов и их определений. Целесообразно это делать в положениях о структурных подразделениях, выполняющих специфические функции, и в штат которых входят специалисты, выполняющие обязанности, не связанные с основными задачами подразделения (например, в Положении об отделе по защите информации желательно дать пояснения, что понимается под «утечкой информации», «объектом информации», «противодействием» и т.д.).Кроме того, в раздел «Общие положения» можно вынести и иные вопросы, которые будут рассмотрены далее в составе других разделов Положения о структурном подразделении.
Филиалы и представительства – это территориально обособленные структурные подразделения юридического лица, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, то есть представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Филиалы представляют интересы и выполняют основные функции юридического лица.
Таким образом, квалифицирующим признаком обособленного подразделения с точки зрения гражданского законодательства является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения.
Создание филиалов осуществляется по решению уполномоченных органов управления коммерческой организации, как правило, на основании технико-экономического обоснования целесообразности создания в другой, по отношению к месту нахождения организации, административно-территориальной единице обособленного подразделения юридического лица.
Правовой статус филиала определяется тем, что он не является юридическим лицом, а представляет собой часть или структурное подразделение организации. Взаимоотношения между филиалом и создавшей их коммерческой организацией строятся на основе:
- решения о создании филиала;
- учредительных документов юридического лица;
- Положения о филиале;
- доверенности, выданной руководителю филиала.
Юридическое лицо вправе наделять филиал своим имуществом. При этом обособленность этого имущества носит относительный характер, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате собственной производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными ему учредившим его юридическим лицом.