Субъектами регулирования бухгалтерского учета в РФ являются

Законодательные основы бухгалтерского учета

Законодательное регулирование бухгалтерского учета на территории Российской Федерации осуществляется системой нормативных актов, имеющих следующую иерархию.

Рис. 1. Схема законодательного регулирования бухгалтерского учета

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

В России идет реформа бухгалтерского учета. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г., определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране. Она основывается на последних достижениях науки и практики, ориентируется на модель рыночной экономики, использует опыт стран с развитой рыночной экономикой, отвечает международно признанным стандартам финансовой отчетности.

Правительством РФ разработана и утверждена (постановлением от 6 марта 1998 г. № 283) Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа будет проводиться по следующим основным направлениям:

  • совершенствование нормативного правового регулирования;
  • формирование нормативной базы (стандарты);
  • методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
  • кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
  • международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности). По мере становления бухгалтерской профессии, адекватной требованиям рыночной экономики, степень участия профессиональных организаций в регулировании вопросов бухгалтерского учета должна возрастать.

Важной составляющей нормативного обеспечения является сохранение стабильности развития системы бухгалтерского учета.

Главная задача — создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

Ведется работа по устранению противоречий между российской системой бухгалтерского учета и общепризнанными в мире подходами к ведению бухгалтерского учета, сформирована модель сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно- правовых актов.

Первый уровень — законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй уровень — Положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. В настоящее время издано 22 Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету.

Третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные анаюгичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся Планы счетов бухгалтерского учета финан- сово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.

Четвертый уровень — документы по организации и ведению бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. Это рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

В последние годы система нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России подверглась значительным изменениям, дополнениям и уточнениям. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

В процессе исторического развития общества возникли и постоянно совершенствовались национальные системы бухгалтерского учета. Национальная система бухгалтерского учета в Российской Федерации базируется на специфике экономических отношений и традиций государства.

В соответствии сост. 71 Конституции Российской Федерации бухгалтерский учет находится в ведении государства. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом по поручению Правительства Российской Федерации осуществляется Минфином России. Федеральными законами предоставлено право регулирования отдельных аспектов бухгалтерского учета ЦБ РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др. При этом нормы ведения бухгалтерского учета, разрабатываемые этими органами, не должны противоречить нормам, устанавливаемым Минфином России. Регулирование бухгалтерского учета осуществляется посредством издания законодательных, нормативных правовых актов и иных документов.

Следует отметить, что в настоящее время происходит постепенное снижение роли государства в регулировании бухгалтерского учета. К разработке национальных стандартов, методических рекомендаций и инструкций подключаются общественные профессиональные организации, и прежде всего Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), созданный в 1997 г. и являющийся членом Международной федерации бухгалтеров.

В 1997 г. президентским советом ИПБ совместно с Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике (далее — Концепция), которая явилась основой построения действующей в настоящее время системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Концепция установила базовые положения построения системы бухгалтерского учета, ориентированные на использование международных принципов учета и отчетности в рыночной экономике.

Концепция внесла определенный вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и стала основой для принятия Правительством Российской Федерации в марте 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Были определены главные задачи реформирования системы бухгалтерского учета:

  • формирование системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
  • обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении инновационной модели бух ran те рек о го учета.

В процессе реформирования бухгалтерского учета в стране проводится переориентация нормативного регулирования с учетного процесса бухгалтерского учета на бухгалтерскую отчетность и использование в национальном регулировании бухгалтерского учета международных стандартов.

За годы, прошедшие со времени принятия Программы реформирования бухгалтерского учета, в национальной системе бухгалтерского учета произошли значительные изменения. Однако система бухгалтерского учета постоянно изменяется под влиянием новых требований к учетной информации, предъявляемых пользователями. Поэтому в 2004 г. приказом Минфина России одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010), в которой определены цели и направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

Важнейшей целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу определено создание условий и предпосылок для успешного выполнения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности экономических субъектов, полезной внутренним и внешним пользователям. Основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности:

  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО:
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности (при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества);
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занимающихся постановкой и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в стране, включающей статистический, бухгалтерский и оперативно-технический (оперативный) учет. Развитие бухгалтерского учета и отчетности должно осуществляться в тесной взаимосвязи с изменениями экономической ситуации в стране и соответствовать характеру и уровню развития хозяйственного механизма, ибо нарушение такой взаимосвязи может привести к снижению качества учетной информации в экономике. Несмотря на то что Концепция определяет основы построения и ведения бухгалтерского учета и отчетности для экономических субъектов всех видов деятельности, отраслей и организационно-правовых форм, она не заменяет нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации включает четыре уровня документов, имеющих различную юридическую силу.

Документы первого уровня носят законодательный характер и содержат правовое обоснование обязательности ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами, определяют основные требования по его постановке, правила и принципы ведения учета. Документами этого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета являются федеральные законы; утвержденные федеральными законами кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой и др.); указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.

Важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы построения и ведения бухгалтерского учета всеми экономическими субъектами Российской Федерации.

Некоторые нормы ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах законодательно закреплены в указанных кодексах. Так, в Гражданском кодексе регламентируется наличие самостоятельного бухгалтерского баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица и др.;

Трудовым кодексом регулируются отношения работодателя и работников в сфере организации труда и его оплаты: Налоговый кодекс, определяя основы налоговой системы, оказывает влияние на постановку бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов.

Отдельные аспекты ведения бухгалтерского учета в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица регулируются федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О развитии среднего и малого предпринимательства» и др.

Кроме федеральных законов, принимаются указы Президента Российской Федерации, регулирующие вопросы организационно- правовых форм экономических субъектов, по которым еще не приняты или не действуют положения федеральных законов. Постановления Правительства Российской Федерации уточняют и детализируют отдельные нормы федеральных законов и указов Президента Российской Федерации.

Второй уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют национальные стандарты — Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России и ориентированные на МСФО. ПБУ устанавливают принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. В настоящее время система национальных стандартов включает 21 П БУ.

К документам третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся методические рекомендации, методические указания, инструкции и другие аналогичные документы, разрабатываемые и утверждаемые Минфином России. ЦБ РФ и другими органами исполнительной власти, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Нормативные документы этого уровня содержат конкретные указания и разъяснения по применению отдельных положений бухгалтерского учета, наложенных в законодательных и нормативных документах первого и второго уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Такими документами являются, например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию: Положение о порядке ведения кассовых операций и др.

Среди нормативных документов этого уровня особое место занимают планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, составляющие основу построения бухгалтерского учета в экономических субъектах. В российской системе бухгалтерского учета наряду с типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций используются специализированные планы счетов бухгалтерского учета для бюджетных и кредитных организаций. отражающие особенности деятельности этих организаций. Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению исходя из специфики деятельности соответствующих организаций устанавливают единые подходы к отражению ФХЖ на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень системы нормативного регулирования бухгалтерского учета составляют внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, разрабатываемые самой организацией. К таким документам следует отнести приказ об учетной политике организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; систему документооборота, должностные инструкции учетных работников и другие документы, разрабатываемые на основе законодательных и нормативных актов с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности экономическою субъекта.

Основные принципы регулирования бухгалтерского учета

Система регулирования бухгалтерского учета изложена в гл. 3 Закона «О бухгалтерском учете». Регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  2. единство системы требований к бухгалтерскому учету;
  3. упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства и отдельных форм не коммерческих организаций;
  4. применение международных стандартов как основы раз работки федеральных и отраслевых стандартов;
  5. обеспечение условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  6. недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Документы в области регулирования бухгалтерского учета

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

  1. федеральные стандарты;
  2. отраслевые стандарты;
  3. рекомендации в области бухгалтерского учета;
  4. стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

  1. определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
  2. допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
  3. порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
  4. требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения» инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
  5. план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;
  6. состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
  7. условия, при которых бухгалтерская (финансовая) от четность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
  8. состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  9. состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
  10. упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Эти рекомендации применяются на добровольной основе. Они могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учета, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учета, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учета, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учета, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учета. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно. Эти стандарты применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить настоящему федеральному закону. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта» не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ.

Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные в возможности принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

Уполномоченный федеральный орган:

  1. утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном Законом «О бухгалтерском учете»;
  2. утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  3. организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учета;
  4. утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  5. участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  6. представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  7. осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Центральный банк РФ в пределах его компетенции:

  1. утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;
  2. участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;
  3. участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;
  4. участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  5. осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета:

  1. разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;
  2. участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  3. участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
  4. обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;
  5. разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учета;
  6. разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
  7. участвует в разработке международных стандартов.

Совет по стандартам бухгалтерского учета

Для проведения экспертизы проектов федеральных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается совет по стандартам бухгалтерского учета.

Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на предмет:

  1. соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  2. соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  3. обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  4. обеспечения условий для единообразного применения федеральных стандартов.

Органы государственного регулирования бухгалтерского учета в соответствующей сфере экономической деятельности вправе направлять проекты отраслевых стандартов, поступившие им для утверждения либо ими разработанные, в совет по стандартам бухгалтерского учета для проведения экспертизы таких проектов.

Положение о совете по стандартам бухгалтерского учета утверждается уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по стандартам бухгалтерского учета утверждается этим советом самостоятельно на первом заседании.

Программа разработки федеральных стандартов

Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов. Органы государственного регулирования бухгалтерского учета и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган. Уполномоченный федеральный орган утверждает программу разработки федеральных стандартов по согласованию с Центральным банком РФ,

Программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Уполномоченный федеральный орган обеспечивает доступность программы разработки федеральных стандартов Центральному банку Российской Федерации, субъектам негосударственного регулирования и иным заинтересованным лицам (далее — заинтересованные лица) для ознакомления-Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Разработка и утверждение федеральных стандартов

Разработчиком федерального стандарта (далее — разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании, определяемом уполномоченным федеральным органом (далее — печатное издание), и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о разработке федерального стандарта в печатном издании разработчик опубликовывает проект федерального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте в сети «Интернет». Проект федерального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учета и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается.

Со дня опубликования проекта федерального стандарта в печатном издании разработчик проводит публичное обсуждение федерального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, опубликовывается в печатном издании и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети » Интернет».

В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

  1. принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
  2. проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
  3. составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
  4. дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

Доработанный проект федерального стандарта не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта в печатном издании опубликовывается разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Порядок опубликования в печатном органе документов устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.

Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о

принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его с учетом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

Проект федерального стандарта t предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

В случае, если проект федерального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением документов в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.

Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном настоящей статьей. Внесение изменений в федеральный стандарт, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного федерального органа.

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ

С 01.01.2013 г. в России действует Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ, существенно изменивший нормативное регулирование российского бухучета.
О действующей сегодня системе нормативного регулирования бухгалтерского учета мы и поговорим в настоящем материале.
Несмотря на то, что Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) действует уже не первый год, у практикующих бухгалтеров и сегодня возникают вопросы, связанные с новыми правилами ведения российского бухгалтерского учета. Часть ответов на них, в том числе на вопрос о том, кем и как в условиях действия Закона N 402-ФЗ, осуществляется регулирование российского учета, приведена в Информации Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Информация N ПЗ-10/2012).
Напомним, что в соответствии с Законом N 402-ФЗ под бухгалтерским учетом понимается формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
При этом статья 5 Закона N 402-ФЗ к объектам бухгалтерского учета экономического субъекта относит:
• факты хозяйственной жизни;
• активы;
• обязательства;
• источники финансирования его деятельности;
• доходы;
• расходы;
• иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Причем в силу статьи 6 Закона N 402-ФЗ полноценный бухгалтерский учет ведут все организации без каких-либо исключений, в том числе и те, которые применяют упрощенную систему налогообложения. На это указывают и контролирующие органы в своих разъяснениях. В частности, такое мнение содержится в Письме Минфина России от 27.02.2015 г. N 03-11-06/2/10013, а также в Письме ФНС России от 15.04.2013 г. N ЕД-4-3/6829.
Но чтобы грамотно и правильно организовать ведение бухгалтерского учета, необходимо четко представлять систему его нормативного регулирования.
Статьей 4 Закона N 402-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В силу статьи 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета исходит из следующих принципов:
• соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
• единства системы требований к бухгалтерскому учету;

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

РОЛЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

ДЗАГОЕВА И.Т.,

доктор экономических наук, доцент, Горский государственный аграрный университет, e-mail: dzagoeva_it@yandex.ru;

МИРЗОЕВА А.Р.,

кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им. В.М. Кокова,

e-mail: mirzoevaa@rambler.ru;

МИСАКОВ А.В.,

кандидат экономических наук, докторант, Институт информатики и проблем регионального управления КБНЦ РАН, e-mail: av_mis@inbox.ru

В статье рассмотрены место и роль учетной политики в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в РФ.

Ключевые слова: учетная политика; нормативное регулирование; бухгалтерский учет; налогообложение.

Keywords: accounting policies; standard regulation; accounting, taxation.

Коды классификатора JEL: M41.

Систему нормативного регулирования бухгалтерского учета можно рассматривать в виде совокупности законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. По действующему законодательству нормативное регулирование бухгалтерского учета относится к компетенции Правительства РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. При разработке нормативных актов Минфин взаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный при нем Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Этот совет состоит из представителей государственных органов, академических институтов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественных организаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскому учету.

Способы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в разных странах существенно различаются. Например, в США порядок формирования учетной политики и составления отчетности полностью определяется национальными учетными стандартами (общепринятыми принципами бухгалтерского учета — GAAP), имеющими рекомендательный характер. Влияние государственных органов здесь проявляется не так явно, как в других странах. В Великобритании основным является Закон о компаниях, отдельный раздел которого посвящен ведению учета и аудита. В континентальной Европе дело обстоит несколько иначе. Здесь учет регулируется государством, формы отчетности в основном унифицированы и достоверной считается информация, соответствующая только нормативным документам. В бухгалтерской отчетности отступать от требований законодательства нельзя, можно только варьировать в пределах установленных норм путем применения той же учетной политики. Но если администрация считает, что в каких-то аспектах действующие нормативные документы не позволяют достоверно отразить состояние дел, она может это сделать в пояснительной записке к финансовому отчету.

В Российской Федерации бухгалтерский учет и отчетность строго регламентируются законодательными органами, причем роль государства в разработке нормативных документов существенна. Кроме того, существует максимальная нацеленность отчетности на удовлетворение требований, в первую очередь, налоговых органов и минимизирована возможность применения профессионального суждения бухгалтеров, в том числе и посредством при-

© И.Т. Дзагоева, А.Р. Мирзоева, А.В. Мисаков, 2012

TERRA ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

менения учетной политики, которая в таких условиях служит больше в качестве метода по сокращению налогового бремени, нежели в качестве инструмента для оптимизации показателей отчетности.

Все же следует отметить, что за последние десятилетия в России подходы к регулированию бухгалтерского учета претерпели определенные изменения. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами — инструкциями, приказами, положениями и методическими указаниями министерств и ведомств; методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными в области бухгалтерского учета были Положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и др. Это были документы приказного характера, практически, не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности. При этом о каких-либо вариантах в учете практически не помышляли.

В настоящее время бухгалтерский учет и отчетность по методологии и практическому применению все более приближаются к нормам, принятым в экономически развитых странах. Адаптация международных стандартов финансовой отчетности (далее МСФО) в России происходит двумя путями: эволюционным — посредством постепенного обновления действующей нормативной базы, в первую очередь, положений по бухгалтерскому учету и революционным — посредством составления отдельными категориями экономических субъектов финансовой отчетности непосредственно по международным стандартам.

Постепенный переход на МСФО к 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учета для организаций, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинство организаций будут разрабатывать собственные стандарты ведения бухгалтерского учета на основе международных и российских стандартов, которые будут носить рекомендательный характер.

В этих условиях происходит повышение значения внутрифирменного приказа по учетной политике, который является основным документом, регулирующим порядок ведения учета в организации.

Н.П. Кондраков выделяет законодательные акты: Государственной Думы, Правительства РФ, Экспертного и методического совета по бухгалтерскому учету и отчетности; Указы Президента. В данной схеме нормативного регулирования бухгалтерского учета также не предусмотрена учетная политика .

Систему нормативного регулирования ведущие отечественные ученые рассматривают по нескольким уровням. В.Ф. Палий и В.В. Палий определяют четыре уровня нормативного регулирования (схема 1). На данной системе мы видим, что четвертый уровень носит преимущественно рекомендательный характер. Законодательный уровень повторяется дважды.

Схема 1. Структура нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России

В учебном пособии П.С. Безруких представлена четырехуровневая система: первый уровень — закон «О бухгалтерском учете»; второй уровень — стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности; третий уровень —инструкции и положения, содержащие более детальные рекомендации по организации учета соответствующих объектов; четвертый уровень —положения по учету соответствующих операций и объектов непосредственно на предприятии .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая разные точки зрения авторов работ по бухгалтерскому учету, общую систему нормативного регулирования можно представить следующим образом (табл. 1).

В настоящее время в России сложилась пятиуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране и активное распространение международных стандартов финансовой отчетности. Система регулирования выделяет правовой, законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Первый уровень составляет Гражданский кодекс РФ, прямо и косвенно влияющий на организацию учета. В части первой Кодекса законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе: наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годовой бухгалтерской отчетности; обязательные случаи составления аудиторского заключения. Во второй части Кодекса представлены

РОЛЬ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.

основные сделки и отдельные виды обязательств; нормы, содержащиеся в ней, оказывают влияние на оправдательную и регистрирующую функции бухгалтерского учета (виды договоров, обязательные условия договоров и т. п.).

Второй уровень составляют законодательные акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства РФ. Главным актом второго уровня системы, прямо регламентирующим постановку бухгалтерского учета, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», устанавливающий единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Таблица 1

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Регулирование бухгалтерского учета на уровне государства

1 уровень Правовой Гражданский кодекс РФ

2 уровень Законодательный Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Федеральное собрание, Правительство РФ, Арбитражный суд

3 уровень Нормативный Положения по бухгалтерскому учету Минфин РФ и другие органы исполнительной власти

4 уровень Методический Методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы Минфин РФ, Минсельхоз и другие органы исполнительной власти

Регулирование на уровне организации

5 уровень Организационный Учетная политика организации Организации, административноуправленческий персонал

Внутренние документы организации Организации, административноуправленческий персонал

Третий уровень системы составляют российские стандарты — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирования с точки зрения конечного результата.

К концу 2004 г. были разработаны и утверждены двадцать положений по бухгалтерскому учету. Однако отдельного стандарта, который бы регламентировал правила учета и отчетности в сельскохозяйственных организациях, в настоящее время нет. Специфика же деятельности сельскохозяйственных организаций предопределяет необходимость учета таких особенностей. Особенно это касается вопросов оценки активов и обязательств. Не решенной в системе национальных счетов является проблема оценки сельскохозяйственной продукции и биологических активов.

Четвертый уровень системы составляют методические рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т. п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней (Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, некоторые другие министерства и ведомства, объединения организаций, крупные компании, а также профессиональные объединения бухгалтеров, в частности, Институт профессиональных бухгалтеров России).

Пятый уровень системы составляют так называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

Основополагающим в вопросах формирования и раскрытия содержания учетной политики организации является положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) .

На финансово-хозяйственную деятельность организации оказывает влияние не только бухгалтерское, но и налоговое законодательство.

В системе формирования учетной политики в соответствии с законодательным регулированием бухгалтерского учета основополагающим является положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98; в системе налогообложения — Налоговый кодекс РФ (гл. 25, 26); в учетной системе отрасли сельского хозяйства — Методические рекомендации по разработке и составлению отраслевой учетной политики, утвержденные Министерством сельского хозяйства.

Современная организационно-правовая структура аграрной экономики обуславливает необходимость соответствующей дифференциации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.

Вся пореформенная работа в сфере отраслевого учета осуществляется как в одном направлении с общефедеральными мерами по реформированию отечественной системы бухгалтерского учета, так и с осуществляемыми социально-экономическими преобразованиями в аграрной сфере, что характерно для нормотворческой деятельности как в области общего методологического руководства бухгалтерским учетом в стране, так и в системе методологического обеспечения бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 3

Суть учетной политики на уровне отрасли состоит в совокупности разработанных рекомендаций по бухгалтерскому учету и составлению отчетности, которые бы учитывали специфику отрасли . В настоящее время разработкой таких рекомендаций занимается Министерство сельского хозяйства РФ. Только за последние три года по линии данного ведомства в развитие соответствующих нормативных актов Минфина России были разработаны и изданы массовым тиражом отраслевые методические рекомендации по общим и тематическим вопросам отраслевого учета.

Весомый вклад в разработку данных документов внесли Н.Г. Белов, Н.В. Елисеева, А.И. Павлычев, Е.В. Фастова, Л.И. Хоружий и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министерство сельского хозяйство приняло участие в переходе отечественной системы бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности. В этот период был создан Экспертный совет по методологии бухгалтерского учета и отчетности при Минсельхозе РФ, его представители были включены в состав Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине РФ.

Отраслевые особенности организации и государственного регулирования сельскохозяйственного производства обуславливают необходимость воссоздания его отраслевого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в рамках федерального законодательства. Мировая практика показывает, что хозяйствующие субъекты во все большей мере самостоятельно определяют организацию бухгалтерского учета, прежде всего по тем вопросам, по которым отсутствуют соответствующие нормы и правила, устанавливаемые применительно к нашим условиям нормативными документами первых трех уровней. Отсюда повышается роль локального нормотворчества в области бухгалтерского учета, что требует одновременного усиления его отраслевого нормативного регулирования для оказания методологического содействия как региональным органам, так и непосредственно хозяйствующим субъектам .

Министерству сельского хозяйства еще предстоит проделать достаточно большой объем работ. Наряду с принятыми мерами, предстоит завершить разработку отраслевых нормативных актов по отдельным разделам бухгалтерского учета, ввести в практику дифференцированный подход к технологии обработки учетной информации, начиная от простейших форм счетоводства для индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и заканчивая автоматизированными формами бухгалтерского и налогового учета для крупных товаропроизводителей.

Впервые в отечественной практике предстоит разработать отраслевое Положение по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве, исходя из норм международного стандарта МСФО 41 «Сельское хозяйство» и сложившейся организации отраслевого учета в нашей стране.

В условиях переходного периода, когда Минфин сдает свои полномочия новому профессиональному общественному объединению, статус утвержденных Минфином документов теряет свою определенность, а возможно, и обязательность для применения. В это время безусловными ориентирами для предприятия становятся два комплекта документов — тексты МСФО и их официальные разъяснения, а также учетная политика организации. Таким образом, статус самой учетной политики многократно повышается — с привычного уровня системы нормативного регулирования учета она перемещается на новый (второй) и возрастает по сравнению со всеми предыдущими периодами.

Введение в действие отдельных глав НК РФ обязывает организации также разрабатывать учетную политику для целей налогообложения. Поэтому каждая организация обязана утвердить распорядительным документом (как правило, приказом руководителя организации) учетную политику, в которой закреплен обязательный минимум выбранных способов бухгалтерского учета, необходимый для однозначного определения активов и обязательств организации и исчисления налоговой базы по всем уплачиваемым налогам.

ЛИТЕРАТУРА

1. БезрукихП.С. и др. Бухгалтерский учет. М. Бухгалтерский учет, 1994.

2. Белов Н.Г. Вопросы реформирования бухгалтерского учета // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2003. № 6. С 23.

3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: Инфра, 1997.

4. Методические рекомендации по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях. Департамент бухгалтерского учета и отчетности. МСХ РФ. М., 2005.

5. О внесение изменений в главу 26.1 ч. 2 НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ.

6. Палий В.Ф., Палий В.В. Финансовый учет. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1998. ч. 1.

7. Приказ Минфина № 60н от 09.12.98 г.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ

Статья 5. Объекты бухгалтерского учета

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

Статья 8. Учетная политика

Статья 9. Первичные учетные документы

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учета

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 15. Отчетный период, отчетная дата

Статья 16. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица

Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица

Статья 18. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 19. Внутренний контроль

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учета

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учета

Статья 22. Субъекты регулирования бухгалтерского учета

Статья 23. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета

Статья 24. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета

Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учета

Статья 25.1. Совет по стандартам бухгалтерского учета государственных финансов

Статья 26. Программы разработки федеральных стандартов

Статья 27. Разработка и утверждение федеральных стандартов

Статья 28. Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона

Статья 31. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» РФ — N 402-ФЗ — устанавливает единые требования к бухучёту, к финансовой отчётности. Создаёт правовой механизм регулирования бухгалтерского учёта. Распространяет свою силу на Центральный банк России, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, учредивших адвокатские кабинеты адвокатов, гос. органы, власть местного самоуправления, на управление государственных внебюджетных фондов и территориальных гос. внебюджетных фондов, находящиеся на территории нашего государства филиалы, представительства и т.п. структурные подразделения организаций, международные сообщества, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории России. Применяется при составлении бюджетной отчётности и при работе над бюджетным учётом активов и обязательств нашего государства и его субъектов, муниципальных образований.

Т.В.Федосова
Бухгалтерский учет
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2007

1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета

В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень — Федеральные законы, постановления правительства, указы Президента. Такие законы как «О бухгалтерском учете”, «Об акционерных обществах” и др., возлагают общее методическое руководство на Правительство РФ, кроме того, право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью Минфина РФ.

Второй (нормативный) уровень составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила бухгалтерского учета. Это утвержденные Минфином РФ Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации” (ПБУ 1/98), «Учет договоров на капитальное строительство» (ПБУ 2/94), «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/95), «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 7/98), «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98) и др.

Третий (методологический) — инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ, федеральными органами исполнительной власти. К документам этого уровня относятся План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень — организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия, которые разрабатываются самим предприятием. Это приказы, распоряжения, рабочие инструкции, указания по учету конкретных объектов и операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *