Субсидии из федерального бюджета

Предоставление и распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

В целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам самостоятельного ведения и совместного ведения с РФ, и расходных обязательств по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предоставляются субсидии. Порядок их выделения и расходования устанавливается в соответствующем нормативном акте, который, в свою очередь, разрабатывается с учетом Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 392 (далее — Правила формирования и распределения субсидий). Рассмотрим теоретические и практические аспекты выделения и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и отражения этих операций в бухгалтерском учете.

Общие аспекты выделения субсидий

Перечень и распределение бюджетных ассигнований на соответствующие цели формируются в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ на соответствующий период, установленными актами Президента РФ и Правительства РФ (п. 3 Правил формирования и распределения субсидий). Предложения по перечню, а также по объемам бюджетных ассигнований с соответствующими обоснованиями представляются субъектами бюджетного планирования до 1 мая текущего финансового года в Минрегион, Минфин и Минэкономразвития.

Субъекты бюджетного планирования разрабатывают правила предоставления и распределения в отношении каждого вида субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, согласовывают их с Минрегионом и Минфином и представляют в Правительство РФ одновременно с материалами, которые вносятся для рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В случае если субсидии предоставляются на реализацию целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), правила предоставления и распределения этих субсидий устанавливаются соответствующими долгосрочными (федеральными) целевыми программами.

Правила предоставления субсидий должны содержать следующие положения (п. 6 Правил формирования и распределения субсидий):

  • целевое назначение субсидий;
  • условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требования к программам (планам) преобразований в соответствующей сфере, если одним из условий предоставления субсидий является необходимость проведения таких преобразований;
  • критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий;
  • методика распределения субсидий между субъектами РФ;
  • методика расчета уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета расходного обязательства в отношении каждого субъекта РФ;
  • порядок оценки эффективности использования субсидий;
  • сроки и порядок представления отчетности о выполнении условий предоставления субсидий;
  • основание, порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий в случае невыполнения субъектами РФ условий предоставления субсидий;
  • порядок утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов РФ.

Правила предоставления субсидий могут предусматривать возможность заключения соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета (п. 9 Правил формирования и распределения субсидий).

Если наличие соглашения Правилами формирования и распределения субсидий предусмотрено, то оно должно содержать следующие положения:

  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходное обязательство субъекта РФ, на исполнение которого предоставляется субсидия;
  • осуществление контроля за соблюдением субъектом РФ условий, установленных при предоставлении субсидии;
  • сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

Примечание. За главным распорядителем средств федерального бюджета сохраняется право включать в соглашение иные условия, которые регулируют порядок предоставления субсидии (п. 10 Правил формирования и распределения субсидий).

Форму соглашения утверждает соответствующий федеральный орган государственной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Размер софинансирования расходных обязательств

Размер софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий определяется по формуле (п. 12 Правил формирования и распределения субсидий):

Y = Y / РБО ,
i m i
где Y — уровень софинансирования расходного обязательства субъекта
i
РФ;
Y — средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта
m
РФ за счет субсидий, определяемых в соответствии с правилами предоставления
субсидий;
РБО — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на
i
очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с Методикой
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от
22.11.2004 N 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ».

Обратите внимание! Субъект бюджетного планирования при определении уровня софинансирования расходных обязательств субъекта РФ вправе предусмотреть в правилах предоставления субсидий дополнительные показатели, используемые для определения уровня софинансирования соответствующего расходного обязательства субъекта РФ за счет средств федерального бюджета. Однако уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ не может быть установлен выше 95% и ниже 5% расходного обязательства (п. 13 Правил формирования и распределения субсидий).

Перечисление субсидий субъекту РФ

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. В целях определения объема и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту РФ субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет главному распорядителю средств федерального бюджета заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 15 Правил формирования и распределения субсидий). В заявке указываются:

  • необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется;
  • срок возникновения денежного обязательства субъекта РФ в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.

Эта информация учитывается главным распорядителем средств федерального бюджета при формировании прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

Использование субсидий

Субсидии имеют целевой характер. Он определяется исходя из расходных обязательств субъектов РФ, на софинансирование которых они предусмотрены. При несоблюдении органом государственной власти субъекта РФ условий предоставления субсидий их перечисление приостанавливается Минфином в установленном им порядке.

Субсидии должны быть использованы не только строго по целевому назначению, но и эффективно. В случае если в отчетном финансовом году субъектом РФ не достигнуты показатели эффективности использования субсидий, установленные правилами предоставления субсидий, и отклонение показателей эффективности от среднероссийского уровня составляет более 50%, субсидии, предусмотренные бюджету субъекта РФ на текущий финансовый год, подлежат сокращению в порядке и объемах, предусмотренных правилами предоставления субсидий (п. 18 Правил формирования и распределения субсидий). Высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между другими субъектами РФ, имеющими право на их получение.

Не использованные в текущем году субсидии возвращаются в доход федерального бюджета. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в порядке, установленном Минфином.

Примечание. При выявлении факта нецелевого использования субсидий они подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 19 Правил формирования и распределения субсидий), за исключением ситуаций, когда условия предоставления субсидий не были выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы (п. 20 Правил формирования и распределения субсидий).

Вместе с тем п. 16 Правил формирования и распределения субсидий предусмотрено, что при наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением главного распорядителя средств федерального бюджета может быть использован субъектом РФ в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.

Реализация порядка формирования и распределения субсидий

Мы рассмотрели общий порядок формирования и распределения субсидий. Теперь хотелось бы познакомиться с тем, как он реализуется на практике, на примере софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее — расходные обязательства субъектов РФ). Субсидии по этому виду расходных обязательств предоставляются и распределяются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (далее — Правила N 1203).

Согласно п. 3 Правил N 1203 субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходные обязательства субъекта РФ;
  • наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ на выполнение соответствующих обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее — уполномоченный орган субъекта РФ);
  • представление в Минфин уполномоченным органом субъекта РФ заявки на получение субсидии в текущем финансовом году по форме и в сроки, которые установлены Минфином.

К сведению. Заявки на получение субсидии из федерального бюджета бюджетами субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, представляются в Минфин в срок до 15.12.2010 по форме, приведенной в Письме Минфина России от 29.01.2010 N 06-05-30/1-3.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минфину в установленном порядке.

В нормативном акте субъекта РФ прописываются условия и порядок получения субсидии. Например, в Постановлении главы Ленинского муниципального района Московской области от 06.11.2009 N 141, утвердившем Порядок обеспечения жилыми помещениями (квартирами) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинском муниципальном районе Московской области, сказано: при поступлении средств федерального бюджета на счет бюджета Ленинского муниципального района отдел по учету и распределению жилья Управления по строительству и транспорту администрации Ленинского муниципального района в пределах размеров выделенной субвенции направляет проект распоряжения на согласование главе Ленинского муниципального района. Проект распоряжения разрабатывается с учетом:

  • утвержденных квот распределения жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • очередности включения детей-сирот в сводный список.

Согласование с главой района представленных предложений является основанием для подготовки проекта распоряжения главы района о предоставлении детям-сиротам жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Для получения жилого помещения по договору социального найма Управление опеки и попечительства Минобразования представляет в отдел по учету и распределению жилья Управления по строительству и транспорту администрации Ленинского муниципального района документы о закреплении права на жилую площадь.

Комитет по управлению имуществом администрации Ленинского муниципального района готовит проект распоряжения главы Ленинского муниципального района о передаче и выполняет действия по оформлению передачи квартир в муниципальную собственность соответствующего городского или сельского поселения, входящего в состав Ленинского муниципального района.

Жилые помещения (квартиры) в соответствии с распоряжением главы Ленинского муниципального района передаются в муниципальную собственность городского или сельского поселения, включаются в состав муниципальной казны поселения и предоставляются детям-сиротам по договорам социального найма на основании постановления главы городского или сельского поселения.

Размер субсидии

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, рассчитывается по формуле, приведенной в п. 6 Правил N 1203. Для определения размера субсидии используются следующие показатели:

  • количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году, согласно данным, представляемым уполномоченным органом субъекта РФ;
  • средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте РФ, утвержденная приказом Минрегиона на I квартал текущего финансового года;
  • социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, — 33 кв. м;
  • уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на текущий финансовый год, рассчитанный в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 670;
  • количество субъектов РФ, учитываемых при распределении (перераспределении) субсидий;
  • размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год (подлежащих перераспределению).

Размер уровня софинансирования расходного обязательства определяется по каждому субъекту и утверждается Минфином.

Оценка эффективности расходования субсидии

Исходя из достижения целевых значений показателей эффективности, а именно количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями в отчетном периоде, Минфин осуществляет оценку эффективности расходов бюджетов субъектов РФ, источником софинансирования которых являются субсидии (п. 8 Правил N 1203).

Значения указанных показателей для субъектов РФ устанавливаются Минфином при выделении субсидий отдельным документом.

В случае если в отчетном финансовом году субъектом РФ показатели эффективности использования субсидий не достигнуты и отклонение показателей эффективности от установленных значений этих показателей для субъекта РФ составляет более 50%, объем предоставляемых бюджету субъекта РФ в текущем финансовом году субсидий подлежит сокращению из расчета 0,5% объема субсидий за каждый процентный пункт снижения значений показателей эффективности (п. 13 Правил N 1203). Высвобождающийся объем перераспределяется между бюджетами других субъектов РФ, имеющих право на получение субсидий.

Отчет об использовании субсидий

Уполномоченный орган субъекта РФ <1> представляет в Минфин отчет об осуществлении расходов, источником софинансирования которых являются субсидии, а также о достижении целевых значений показателей эффективности использования субсидий по форме, в порядке и сроки, которые устанавливаются Минфином (п. 10 Правил N 1203).

<1> Уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 27.02.2010 N 41). В Нижегородской области таким органом является Министерство социальной политики (Постановление Правительства Нижегородской области от 19.03.2009 N 117).

Для составления отчета уполномоченный орган субъекта РФ собирает сведения с органов местного управления, которые участвовали в приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявках на получение субсидий в текущем финансовом году и отчетах об использовании субсидий, возлагается на уполномоченные органы субъектов РФ (п. 11 Правил N 1203). В свою очередь, контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления субсидий вменен в обязанность Минфину и Росфиннадзору (п. 15 Правил N 1203).

К сведению. Порядки выделения субсидий из федерального бюджета на софинансирование разных расходных обязательств субъекта РФ в рамках выполнения последним своих функций как отдельно, так и совместно с Российской Федерацией, а также в рамках выполнения функций органами местного самоуправления очень схожи. В частности, аналогичный рассмотренному выше порядок распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ установлен Правилами предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1122.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *