Субсидии проводки

Содержание

Организация является ООО (основной вид деятельности — управление недвижимостью). Применяет УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Организацией была получена субсидия на возмещение затрат юридических лиц на благоустройство дворовых территорий по муниципальной программе «Формирование современной городской среды». Субсидия получена в порядке ст. 78 БК РФ, субсидия не предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Также уточнено, что в рамках полученной субсидии не были понесены расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов ОС.
Подлежит ли субсидия учету в составе доходов?

13 апреля 2020

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Средства в виде субсидий, полученные ООО (применяющим УСН) в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий по муниципальной программе, подлежат учету в составе доходов.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии, в том числе юридическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к налогооблагаемым доходам относятся:
— доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
— внереализационные доходы (список открытый — ст. 250 НК РФ).
При определении плательщиком УСН объекта налогообложения не учитываются доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В частности, в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются средства целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования). Здесь же приведен и перечень имущества (включая денежные средства), относимого для целей главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования.
Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в этом перечне не поименованы, в связи с чем они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 25.01.2018 N 03-03-06/1/4010, от 16.02.2016 N 03-03-06/3/8490, от 10.08.2015 N 03-03-06/1/46070, от 10.06.2015 N 03-03-05/33757, от 29.05.2015 N 03-03-06/31206, от 06.02.2015 N 07-01-06/4983 и др., ФНС России от 30.06.2014 N ГД-4-3/12324@ и др. При этом подчеркивается тот факт, что субсидии, полученные коммерческими организациями, не признаются целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (смотрите письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-07/50654).
Конкретно про средства в виде субсидий, полученные из бюджета в целях возмещения затрат ООО, применяющего УСН, указано в письме Минфина России от 24.05.2013 N 03-11-06/2/18694.
Особое внимание необходимо обратить на предпоследний абзац пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в ст. 270 НК РФ (за исключением расходов на приобретение амортизируемого имущества, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ).
Среди перечня ст. 270 НК РФ не содержатся расходы на товары, работы, услуги, приобретаемые для благоустройства дворовых территорий.
В ст. 270 НК РФ есть такая норма: к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относится стоимость безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено главой 25 (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Поскольку ООО перечисляются денежные средства на конкретные цели (благоустройство дворовых территорий) и данное благоустройство осуществляется ООО, т.е. имеет место встречное представление в связи с данным перечислением, полагаем, что признаки безвозмездности в понимании НК РФ в данном случае отсутствуют.
Подробно вопрос безвозмездности рассмотрен в материале системы ГАРАНТ Вопрос: Муниципальному унитарному предприятию (МУП), видом деятельности которого является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, каждый месяц выделяют субсидии на возмещение затрат на оказанные услуги по перевозке умерших. С Управлением социального развития, опеки и попечительства Администрации г. Северодвинска заключен договор бесплатной перевозки (МУП — Исполнитель, Управление — Заказчик). Согласно этому договору Исполнитель обязуется оказать услуги по заданию Заказчика. Заказчик обязуется принять оказанные услуги и возместить затраты Исполнителя за счет местного бюджета. Являются ли эти суммы доходами от реализации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.).
В последнем пункте 49 ст. 270 НК РФ указаны также иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Исходя из буквального толкования, при наличии сомнений в экономически оправданном характере затрат или отсутствии их документального подтверждения, доходы также не должны учитываться (последний абзац пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Иные доходы из ст. 251 НК РФ к рассматриваемой ситуации не относятся, также не подходят случаи получения субсидии или средства финансовой поддержки за счет средств бюджета, указанные в п. 1 ст. 346.17 НК РФ (особый порядок учета доходов).
Таким образом, средства в виде субсидий, полученные ООО (применяющим УСН) в целях возмещения затрат на благоустройство дворовых территорий по муниципальной программе, подлежат учету в составе доходов.
При этом, как указано в письме Минфина России от 29.06.2015 N 03-11-06/2/37312, при объекте налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, на покрытие которых предоставлялись субсидии, учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. Поэтому дополнительного налогообложения субсидий не происходит. Речь шла о субсидиях, полученных муниципальным казенным предприятием на возмещение затрат, связанных с осуществлением мероприятий муниципальной программы на выполнение работ по благоустройству территорий парков.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налоговый учет доходов в виде субсидий;
— Вопрос: Муниципальному унитарному предприятию (МУП), видом деятельности которого является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, каждый месяц выделяют субсидии на возмещение затрат на оказанные услуги по перевозке умерших. С Управлением социального развития, опеки и попечительства Администрации г. Северодвинска заключен договор бесплатной перевозки (МУП — Исполнитель, Управление — Заказчик). Согласно этому договору Исполнитель обязуется оказать услуги по заданию Заказчика. Заказчик обязуется принять оказанные услуги и возместить затраты Исполнителя за счет местного бюджета. Являются ли эти суммы доходами от реализации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2019 г.);
— Вопрос: Медицинская организация (ООО, находящееся на УСН с объектом налогообложения «доходы») приобрела за свой счет оборудование. Затем она получила из бюджета Московской области субсидию, с помощью которой частично компенсировала затраты на оборудование. Исходя из условий договора на предоставление субсидии, заключенного с Министерством инноваций Московской области, субсидия предоставляется в рамках поддержки малого предпринимательства. Облагается ли данная субсидия налогом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.);
— Вопрос: Юридическое лицо в марте 2019 года получило субсидии из бюджета (компенсация за уплату лизинговых платежей за приобретенное оборудование, оборудование является амортизируемым). Предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Облагается ли полученная субсидия налогом на прибыль? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.);
— Вопрос: Предприятие находится на УСНО с объектом налогообложения «доходы». На расчетный счет предприятия поступила из бюджета субсидия на возмещение части затрат на закладку и (или) уход за маточниками плодовых культур. Включается ли данная субсидия в доход предприятия при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО? (журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 11, ноябрь 2019 г.);
— Как налогоплательщику на УСНО учесть полученные субсидии? (Е.А. Палько, журнал «Бухгалтер Крыма», N 3, март 2017 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Артюхина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Мы уже писали о том, как компании и ИП из кризисных отраслей могут получить субсидию от государства. Расскажем, как потратить и отразить в учете эти деньги.

Куда потратить субсидию

Субсидия — это средства, которые выделяет государство для поддержки предприятий, пострадавших во время пандемии. Сумма субсидии рассчитывается по количеству работников. Получатели могут потратить эти деньги как угодно: оплатить аренду помещения, выплатить зарплату, закупить материалы или основные средства, уплатить налог по УСН, оплатить коммунальные услуги.

ИП без работников могут использовать субсидию для личных целей. Отчитываться о том, на что были направлены средства, не нужно. Возвращать деньги государству не придется: это безвозмездная помощь.

Однако необходимо учесть саму субсидию и расходы, на которые она была потрачена, в налоговом и бухгалтерском учете. Способы учета зависят от характера расходов.

Как отразить субсидию в налоговом учете

Например, организация оплатила аренду помещения в размере 60 000 рублей, из которых 25 000 рублей оплачены за счет субсидии. Эту сумму нельзя учесть в расходах ни для налога на прибыль, ни для налога на УСН. В расходы пойдут только 35 000 рублей, которые выплачены из собственного дохода организации.

Если за счет субсидии приобретены какие-то товары, работы или услуги с НДС, то входной НДС можно принять к вычету в общем порядке.

Если за счет субсидии выплачивается зарплата, то учесть сумму выплат в расходах нельзя. Взносы и НДФЛ рассчитываются в обычном порядке.

Как отразить субсидию в бухгалтерском учете

Субсидия является государственной помощью. Такая помощь учитывается в соответствии с ПБУ 13/2000.

Для учета субсидии делаются следующие проводки:

  1. Дебет счета 51 – Кредит счета 86 – получена субсидия от государства;

  2. Дебет счета 86 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы» — полученная субсидия потрачена на возмещение каких-либо затрат.

Пример:

28 мая получена субсидия в размере 145 560 рублей. Организация компенсирует ею расходы на зарплату за апрель.

Проводки:

  • 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,

  • 28 мая д86-к91.1 — 145 560 рублей.

Если организация часть потратит на оплату аренды за май, а частью закроет зарплату за апрель, то проводки:

  • 28 мая д51-к86 — 145 560 рублей,

  • 28 мая д86-к91.1 — 45 560 рублей — сумма зарплаты за апрель,

  • 31 мая д86-к91.1 — 100 000 рублей — сумма аренды за май.

Алина Маргутова

Эксперт «Калуга Астрал»

Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 утверждены правила выплаты субсидии из Федерального бюджета (ФБ) на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Эксперты 1С рассказывают, как в «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0 учитывать получение и использование субсидии в бухгалтерском и налоговом учете.

Страховые взносы

Ситуация: нужно ли начислить страховые взносы на зарплату, если выплаты производятся за счет государственной помощи?

Да, нужно.

Законодательство не связывает обязанность по начислению страховых взносов с источниками финансирования выплат в пользу сотрудников.

Страховые взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний начисляются на выплаты, которые сотрудники получают в рамках трудовых отношений (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Выплаты, которые финансируются за счет средств государственной помощи, не являются исключением и облагаются страховыми взносами в общем порядке (ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и ст. 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

ОСНО: налог на прибыль

Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль?

Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.

Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:

  • организация получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
  • полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.

При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.

Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных средств, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.

Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.

Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных средств по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.

Средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, организация должна использовать строго по целевому назначению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При нарушении этого условия полученное имущество нужно включить в состав внереализационных доходов (п. 14 ст. 250 НК РФ).

Если организация применяет метод начисления, то сделать это нужно на одну из следующих дат:

  • когда получатель средств государственной помощи использовал указанные средства не по целевому назначению;
  • или когда были нарушены условия предоставления средств государственной помощи.

Об этом говорится в подпункте 9 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Организации, применяющие кассовый метод, могут отразить доходы в виде средств, использованных не по целевому назначению, в тот же момент, что и организации, применяющие метод начисления. Это связано с тем, что в данном случае доход (экономическая выгода) возникает именно в момент, когда организация использовала средства государственной помощи не по целевому назначению (нарушила условия их предоставления) (ст. 247, 41 НК РФ).

Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы государственную помощь, которая в целях налогового учета не признается целевым финансированием?

Да, нужно.

Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. В отношении бюджетных средств, которые получает коммерческая организация, предусмотрено только выделение государственной помощи управляющей компании на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Такие суммы организация вправе не учитывать в доходах при расчете налога на прибыль.

Иных бюджетных средств, полученных коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства при поступлении других видов государственной помощи (не связанных с получением средств управляющей компанией) нельзя. Применять положения пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут. А положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ распространяются только на унитарные предприятия.

Кроме того, получая целевое финансирование от государства, в частности в виде субсидий, организация получает средства из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. По своему назначению указанные субсидии могут быть направлены:

  • компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с деятельностью организации;
  • на возмещение недополученных доходов (потерь в доходах) в связи с производством (реализацией) товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Об этом говорится в статье 78 Бюджетного кодекса РФ.

Следовательно, у организаций, получивших такие средства, возникает экономическая выгода.

Указанные средства включите в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Порядок признания субсидий в доходах зависит от их назначения:

Назначение субсидии Порядок признания доходов
Финансирование расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства включайте в доходы по мере признания расходов, которые фактически произведены за счет субсидии. Такой порядок применяйте не дольше трех лет, начиная с налогового периода, в котором получена субсидия. По окончании третьего года не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю отчетную дату налогового периода
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений, которые фактически произведены за счет субсидии. При реализации, ликвидации или ином выбытии имущества (имущественных прав) не учтенную в доходах сумму субсидии включите во внереализационные доходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода совершения указанной операции
Компенсация ранее произведенных расходов Расходы не связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств
Расходы связаны с приобретением (созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением) амортизируемого имущества, имущественных прав Полученные средства включайте в доходы единовременно на дату зачисления в сумме, которая соответствует ранее начисленной и отраженной в расходах амортизации. Остаток полученной субсидии включайте в доходы по мере признания в расходах амортизационных начислений
Компенсация недополученных доходов Полученные средства учитывайте в доходах единовременно на дату зачисления средств

При нарушении условий получения субсидии независимо от ее назначения включите субсидию в полном объеме в доходы того налогового периода, в котором допущено нарушение.

Такой порядок установлен пунктом 4.1 статьи 271, пунктом 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: можно ли учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль затраты, оплаченные за счет средств государственной помощи? Организация не является некоммерческой, унитарным предприятием.

Да, можно, но при условии что средства госпомощи не признаются для целей налога на прибыль целевым финансированием.

Организация, получившая средства целевого финансирования, обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Это условие связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых средств, организация налоговую базу по налогу на прибыль не формирует. А значит, учитывать затраты, оплаченные за счет средств целевого финансирования, в составе расходов при расчете налога на прибыль нельзя (п. 1 ст. 252, п. 17 ст. 270 НК РФ).

В частности, основные средства, приобретенные за счет средств целевого финансирования, амортизируемым имуществом не признаются (подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). А значит, их стоимость не включается в расходы при расчете налога на прибыль.

Данное правило в полной мере касается государственной помощи, которую получает управляющая компания на финансирование ремонта многоквартирных домов (абз. 4 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Аналогичной позиции в отношении формирования налоговой базы по налогу на прибыль при поступлении и использовании средств целевого финансирования придерживается и Минфин России в письмах от 10 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/739, от 12 февраля 2004 г. № 04-04-04/19.

Иная ситуация возникнет, если полученные средства государственной помощи не признаются таковыми в целях расчета налога на прибыль. В этом случае льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, на них не распространяется. А значит, такую государственную помощь нужно учесть в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому затраты организации, которые оплачены за счет средств государственной помощи, можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Также можно учесть в расходах затраты, связанные с содержанием имущества, которое получено в рамках государственной помощи. Например, если в рамках финансирования целевых мероприятий организация получила оборудование, то суммы амортизации, начисленные по такому основному средству, можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (п. 3 ст. 272, подп. 2 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Если организация получает средства государственной помощи, которые в целях расчета налога на прибыль относятся к целевому финансированию, то данные об их получении и использовании отразите в Отчете о целевом использовании имущества (лист 07 декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600) (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). То есть указанный отчет нужно сдать в составе годовой декларации по налогу на прибыль в срок до 28 марта года, следующего за тем, в котором были получены средства целевого финансирования (п. 4 ст. 289 НК РФ).

Средства, которые не относятся к целевому финансированию в целях расчета налога на прибыль, отражать в Отчете о целевом использовании имущества не нужно.

Суммы полученных бюджетных кредитов при расчете налога на прибыль учитывайте в общем порядке, предусмотренном для отражения займов (кредитов).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения и использования государственной помощи (субсидии на финансирование капитальных расходов, связанных с приобретением основных средств). Организация применяет общую систему налогообложения

12 января 2016 года «Альфа» получила уведомление о выделении средств из федерального бюджета на финансирование капитальных расходов (приобретение производственного оборудования). В этом же месяце с поставщиком оборудования был заключен договор на поставку. В связи с тем, что у организации имеются достаточные основания для выполнения условий предоставления бюджетных средств, в учете «Альфы» они отражаются по мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит поквартально.

Стоимость оборудования на основании договора, заключенного с поставщиком, составила 4 720 000 руб. (в т. ч. НДС – 720 000 руб.). Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 20 января 2016 года.

«Альфа» приобрела оборудование 27 января 2016 года. В этом же месяце оборудование было введено в эксплуатацию. Для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования оборудования – десять лет (120 месяцев). Согласно учетной политике амортизация по основным средствам начисляется линейным способом.

Ежемесячная сумма амортизации в бухгалтерском и налоговом учете составила 33 333 руб.

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе 2016 года:

Дебет 76 Кредит 86
– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора);

Дебет 51 Кредит 76
– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;

Дебет 08 Кредит 60
– 4 000 000 руб. – приобретено производственное оборудование за счет средств государственной помощи;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 720 000 руб. – учтен входной НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств;

Дебет 01 Кредит 08
– 4 000 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию производственное оборудование;

Дебет 60 Кредит 51
– 4 720 000 руб. – перечислена поставщику стоимость оборудования за счет государственной помощи;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 4 000 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенного основного средства);

Дебет 86 Кредит 98-2
– 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость входного НДС);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 720 000 руб. – учтен в составе прочих доходов входной НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств.

Начиная с февраля 2016 года по январь 2026 года ежемесячно (по мере начисления амортизации):

Дебет 20 Кредит 02
– 33 333 руб. – начислена амортизация по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 33 333 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма амортизации, начисленная по основным средствам, приобретенным за счет государственной помощи.

Входной НДС по оборудованию, приобретенному за счет бюджетных средств, бухгалтер отразил в составе расходов на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

При расчете налога на прибыль за I квартал бухгалтер отразил:

  • в составе расходов – 66 666 руб. (амортизация за февраль и март 2016 года) и 720 000 руб. (сумма входного НДС по оборудованию);
  • в составе доходов – 66 666 руб. и 720 000 руб.

Ситуация: как отразить при расчете налога на прибыль возврат государственной помощи, ранее предоставленной организации? Организация нарушила условия предоставления бюджетных средств.

Ответ на этот вопрос зависит от того, является ли госпомощь целевым финансированием. Если является, то корректировать налоговую базу по налогу на прибыль не нужно. Если госпомощь не признана целевым финансированием, то в зависимости от периода ее получения на сумму возврата скорректируйте налоговую базу или учтите ее как убытки прошлых лет.

Объяснение такое.

Использовать полученную государственную помощь организация обязана строго по целевому назначению и с соблюдением всех условий ее предоставления. В противном случае нужно вернуть полученные средства бюджету. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 38 и подпункта 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Отражение возврата средств государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, являются полученные средства целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль или нет. Так, если средства, полученные из бюджета на финансирование ремонта многоквартирных домов, возвращает управляющая компания, то корректировать налоговую базу по налогу на прибыль не нужно. Это связано с тем, что такие средства относятся к целевому финансированию, а значит, организация не отражала их в составе доходов при расчете налога на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Если организация возвращает государственную помощь, которая не относится к средствам целевого финансирования, у нее возникает переплата по налогу на прибыль. Это связано с тем, что такое имущество подлежало включению в состав внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ).

Поэтому если организация возвращает средства государственной помощи, полученные в прошлом отчетном периоде, то на сумму средств, которая была ранее учтена в доходах, скорректируйте текущую налоговую базу, рассчитанную нарастающим итогом. Другой вариант – подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за предыдущий отчетный период, однако в данном случае это право, а не обязанность организации. Это следует из пункта 1 статьи 54 и абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.

Если возврат проходит в отношении государственной помощи, полученной в прошлом налоговом периоде, то указанные средства организация вправе отразить в составе убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году (подп. 1 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении получения и использования государственной помощи (субсидии на финансирование текущих расходов). Организация применяет общую систему налогообложения

ООО «Альфа» получило из федерального бюджета субсидию на финансирование расходов, связанных с ремонтом производственного здания. Стоимость ремонта, согласно смете, составила 196 400 руб. Сумма государственной помощи поступила на счет «Альфы» 12 января. Одним из условий предоставления бюджетных средств было соблюдение сроков проведения ремонта (окончание работ не позднее 1 марта). На дату получения средств «Альфа» не была уверена в соблюдении сроков, поэтому бухгалтер отразил бюджетные средства по мере фактического поступления.

Согласно смете в стоимость ремонта входит:

  • 141 600 руб. (без НДС) затраты на услуги подрядчиков, связанные с ремонтом здания;
  • 54 800 руб. (в т. ч. НДС 8359 руб.) затраты на приобретение материалов для проведения ремонта.

Материалы для ремонта «Альфа» приобрела в январе. В этом же месяце они были переданы подрядчику для проведения ремонта. Работы по ремонту подрядчик окончил в феврале.

«Альфа» применяет метод начисления, налог на прибыль платит поквартально.

Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:

Дебет 51 Кредит 86
– 196 400 руб. – отражено поступление государственной помощи;

Дебет 10 Кредит 60
– 46 441 руб. – оприходованы материалы;

Дебет 91-2 Кредит 60
– 8359 руб. – учтен входной НДС по приобретенным материалам;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 46 441 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость приобретенных материалов);

Дебет 86 Кредит 98-2
– 8359 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость входного НДС);

Дебет 20 Кредит 10
– 46 441 руб. – списаны материалы, приобретенные для ремонта;

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 54 800 руб. – учтена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на приобретение материалов.

В феврале:

Дебет 20 Кредит 60
– 141 600 руб. – учтены затраты на ремонт производственного здания, выполненный подрядным способом;

Дебет 86 Кредит 98-2
– 141 600 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов (на стоимость услуг подрядчиков);

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 141 600 руб. – отражена в составе прочих доходов сумма государственной помощи, израсходованная на ремонт здания подрядным способом.

При расчете налога на прибыль за I квартал бухгалтер отразил:

  • в составе внереализационных доходов 196 400 руб.;
  • в составе прочих расходов 196 400 руб. (сумма расходов на ремонт производственного здания).

Ситуация: как отразить в бухгалтерском и налоговом учете бюджетные средства (субсидию) по возмещению расходов на приобретение основного средства? Имущество уже введено в эксплуатацию и амортизируется.

В бухучете субсидию отразите следующим образом. В части уже начисленной амортизации – единовременно в составе прочих доходов, а оставшееся – в составе доходов будущих периодов, чтобы затем постепенно относить к прочим. При расчете налога на прибыль средства полученной субсидии признавайте в доходах в сумме, равной отраженной в расходах начисленной амортизации.

Итак, по программе поддержки малого бизнеса организации могут получить финансовую помощь, например субсидию. Ее можно получить и в качестве возмещения расходов на приобретенное ранее основное средство. Использовать субсидию можно только на указанные цели. Это установлено положениями статей 14–17 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Отражать субсидию в бухучете нужно в зависимости от того, есть ли уверенность в том, что все необходимые условия будут выполнены. Так как возмещаемые затраты уже были произведены, то условия предоставления средств уже исполнены. Поэтому в бухучете субсидию отразите как возникновение задолженности бюджета перед организацией:

Дебет 76 Кредит 86
– отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

Такой порядок следует из положений пункта 5 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счет 86).

Отражать субсидию в прочих доходах нужно с учетом ее связи с расходами. Для этого необходимо определить, в какой пропорции полученная субсидия относится к затратам, связанным с приобретением основного средства. Дело в том, что субсидия может полностью покрывать издержки организации, а может только частично. Кроме того, часть расходов уже может быть учтена при начислении амортизации в прошедших периодах, и это также повлияет на момент признания доходов. Поэтому в части, в которой субсидия относится к уже начисленной амортизации, ее необходимо отразить в прочих доходах единовременно. Размер такого дохода определите по формуле:

Единовременный доход в виде субсидии = Сумма субсидии : Первоначальная стоимость ОС × Начисленная ранее амортизация

Использование бюджетных средств в части, которая относится к ранее уже учтенным расходам, отражайте следующим образом:

Дебет 86 Кредит 91-1
– учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Часть субсидии, которая относится к еще не начисленной амортизации, отразите в составе доходов будущих периодов. Впоследствии эти суммы необходимо признавать в составе прочих доходов пропорционально расходам – начисленной амортизации. Размер, в котором необходимо будет отражать прочие доходы, можно определить двумя способами. Либо воспользовавшись формулой, указанной выше, и подставив в нее данные о начислении амортизации в текущем периоде. Либо используя данные остатков по счетам учета доходов будущих периодов и основных средств – по формуле:

Доход в виде субсидии в периоде начисления амортизации = Остаток суммы субсидии, учтенной в составе доходов будущих периодов : Остаточная стоимость ОС × Начисленная за период амортизация

При этом сделайте следующие записи:

Дебет 86 Кредит 98-2
– отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.

В дальнейшем одновременно с начислением амортизации пропорционально ее размеру отразите прочие доходы:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

Это следует из положений пункта 8, абзаца 2 пункта 9 и пункта 10 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 86, 91-1, 98-2).

Когда субсидия поступит на расчетный счет или в кассу, отразите уменьшение задолженности (бюджета) следующей проводкой:

Дебет 51 Кредит 76
– отражено поступление имущества (в т. ч. денежных средств) в рамках государственной помощи.

Такой порядок следует из положений пункта 7 ПБУ 13/2000 и Инструкции к плану счетов (счета 51, 76).

При расчете налога на прибыль сумму полученной субсидии признавайте в доходах в порядке, аналогичном для целей бухучета. То есть единовременно в доходы включите часть суммы субсидии пропорционально уже начисленной амортизации. А оставшуюся сумму субсидии включайте в доходы по мере начисления амортизации. Это следует из абзаца 5 пункта 4.1 статьи 271, абзаца 5 пункта 2.1 статьи 273 Налогового кодекса РФ.

Пример отражения в бухучете и при налогообложении финансирования за счет бюджетных средств на возмещение расходов, связанных с приобретением основного средства после его ввода в эксплуатацию и начала начисления амортизации

ООО «Альфа» 20 января приобрело объект основных средств у организации, применяющей упрощенку. Стоимость основного средства – 1 000 000 руб. (без НДС), затраты, связанные с приобретением объекта, – 200 000 руб. «Альфа» применяет общий режим налогообложения и определяет доходы и расходы методом начисления.

27 января объект был введен в эксплуатацию. Первоначальная стоимость объекта составила 1 200 000 руб. Срок полезного использования основного средства – пять лет (60 мес.).

Эти операции бухгалтер «Альфы» отразил в учете так.

Дебет 08 Кредит 60
– 1 000 000 руб. – отражена стоимость имущества, приобретенного за плату, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 08 Кредит 76
– 200 000 руб. – отражены затраты на приобретение имущества, которое будет учтено в составе основных средств;

Дебет 01 субсчет «Основное средство в эксплуатации» Кредит 08
– 1 200 000 руб. – принято к учету и введено в эксплуатацию основное средство по первоначальной стоимости.

С февраля бухгалтер начал начислять амортизацию. В «Альфе» амортизация начисляется линейно.

Месячная норма амортизации:
– 1,6667% (1 : 60 мес. × 100).

Месячная сумма амортизации:
– 20 000 руб. (1 200 000 руб. ×1,6667%).

Начисление амортизации за февраль и в последующих месяцах бухгалтер отразил так:

Дебет 20 Кредит 02
– 20 000 руб. – отражено начисление амортизации линейным способом.

В июне «Альфа» получила субсидию из бюджетных средств на покрытие части расходов, связанных с приобретением основного средства, в размере 900 000 руб. Бухгалтер сделал следующие проводки:

Дебет 76 Кредит 86
– 900 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи.

К этому моменту бухгалтер «Альфы» уже пять месяцев (с февраля по июнь) начислял амортизацию:
– 100 000 руб. (20 000 руб. × 5 мес.).

В доходах единовременно отражена часть субсидии в части, относящейся к уже учтенным расходам:

Дебет 86 Кредит 91-1
– 75 000 руб. (900 000 руб. :1 200 000 руб. × 100 000 руб.) – учтены в составе прочих доходов бюджетные средства, полученные для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к уже начисленной амортизации.

Остальную часть бюджетных средств бухгалтер учел в качестве доходов будущих периодов:

Дебет 86 Кредит 98-2
– 825 000 руб. (900 000 руб. – 75 000 руб.) – отнесена на доходы будущих периодов сумма государственной помощи, которая является источником финансирования для возмещения расходов, связанных с приобретением основного средства, в части, относящейся к еще не начисленной амортизации.

В июне же вся сумма была получена на расчетный счет «Альфы»:

Дебет 51 Кредит 76
– 900 000 руб. – отражено поступление денежных средств в рамках государственной помощи.

В июне при расчете налога на прибыль бухгалтер «Альфы» учел единовременно в доходах 75 000 руб. Эту сумму он определил как часть субсидии, рассчитанная пропорционально начисленной на дату получения субсидии амортизации (900 000 руб. : 1 200 000 руб. × 100 000 руб.) в соответствии с абзацем 5 пункта 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Начиная с июля бухгалтер отражал использование целевых средств пропорционально начисленной амортизации.

В июле бухгалтер сделал следующую запись:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (825 000 руб. : 1 100 000 руб. × 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

В августе:

Дебет 98-2 Кредит 91-1
– 15 000 руб. (810 000 руб. : 1 080 000 руб. × 20 000 руб.) – учтена в составе прочих доходов субсидия в части, относящейся к начисленной амортизации.

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Пунктом 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетным (автономным) учреждениям из бюджетов субсидий на выполнение госзадания, а также на иные цели. Порядок учета последних с 2019 года принципиально изменился. Какие новшества необходимо учитывать при отражении в бухгалтерском учете операций по поступлению и возврату целевых субсидий, расскажем далее.

Перечень целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, а также порядок определения их объема и условий предоставления установлены Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Согласно данному порядку субсидии предоставляются в целях:

  • ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилых помещений, коммунальных услуг (отопления и освещения) работникам;

  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;

  • выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам);

  • выплаты денежного вознаграждения (премии) российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы спортивных сборных команд РФ, обеспечившим подготовку спортсменов – победителей и призеров спортивных мероприятий в соответствии с решениями Правительства РФ;

  • осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации;

  • осуществления мероприятий по ремонту объектов движимого имущества;

  • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании федерального государственного учреждения;

  • содержания имущества;

  • приобретения особо ценного движимого имущества;

  • модернизации объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, за исключением нематериальных активов;

  • приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы);

  • приобретения объектов недвижимого имущества и оформления прав на них;

  • иных.

Для определения объема целевой субсидии учреждение направляет в Минспорт заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии. Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии (п. 4 Порядка № 59).

Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением. Типовая форма такого соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н.

Операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии такие остатки могут быть использованы учреждением в следующем году на те же цели (п. 9 Порядка № 59).

Новые коды КОСГУ для целевых субсидий

При отражении доходов в виде целевых субсидий, поступающих учреждениям спорта в 2019 году, следует использовать новые подстатьи КОСГУ (п. 9.5.2, 9.6.2 Порядка № 209н):

  • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий текущего характера;

  • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий капитального характера.

Указанные подстатьи применяются вместо ранее использовавшейся подстатьи 183 (в 2018 году).

Таким образом, теперь для учета целевых субсидий важно определить их характер поступления (текущий или капитальный). Руководствоваться при этом нужно Порядком № 209н и методическими рекомендациями по его применению, приведенными в Письме Минфина РФ от 29.06.2018 № 02-05-10/45153 (далее – Методические рекомендации).

В силу п. 7 Порядка № 209н поступления капитального характера направлены на расходы капитального характера, формирующие (увеличивающие) основные фонды – недвижимое и (или) движимое имущество, признаваемые в целях бухгалтерского учета объектами основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, в том числе:

  • расходы на бюджетные инвестиции (на строительство, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, приобретение объектов недвижимого имущества, приобретение (создание) объектов непроизведенных активов);

  • приобретение машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, относимого к объектам основных средств;

  • приобретение (создание) программного обеспечения, иных результатов интеллектуальной деятельности, признаваемых объектами нематериальных активов, в том числе в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

К поступлениям текущего характера относятся поступления, не отнесенные к поступлениям капитального характера. Если условиями предоставления средств предусматривается осуществление получателем расходов как капитального, так и некапитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера. К таким поступлениям, например, могут быть отнесены субсидии государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждениям на иные цели, предусматривающие осуществление как расходов некапитального характера, так и расходов на приобретение основных средств (оборудования, транспортных средств, иных объектов движимого имущества).

Аналогичный подход к разграничению безвозмездных поступлений на текущие и капитальные изложен в п. 1.3 Методических рекомендаций.

Следовательно, к поступлениям капитального характера относятся целевые субсидии, направленные на формирование (увеличение) основных фондов (объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов). К примеру, к ним можно отнести субсидии, предоставляемые учреждениям спорта на строительство (приобретение) недвижимого имущества, на приобретение оборудования, транспортных средств.

Что касается, допустим, целевых субсидий на проведение капитального ремонта, несмотря на формулировку «капитальный ремонт», относить их нужно все же к текущим поступлениям, поскольку расходы на осуществление любых видов ремонтных работ, в том числе капитального ремонта, не приводят к увеличению стоимости основных фондов.

Новшества бухгалтерского учета целевых субсидий

Учет операций за счет целевых субсидий, как и раньше, ведется по коду вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели» (п. 21 Инструкции № 157н). Вместе с тем для отражения доходов в виде целевых субсидий применяются новые аналитические счета:

  • 205 52 «Расчеты по поступлениям текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления»;

  • 205 62 «Расчеты по поступлениям капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления».

Данные счета введены в Единый план счетов Приказом Минфина РФ от 28.12.2018 № 298н. Кроме того, с 2019 года принципиально изменился сам подход к отражению операций по поступлению и возврату целевых субсидий. В частности, начисление целевых субсидий отражается по тем же правилам, что и субсидий на госзадание: сначала отражаются доходы будущих периодов, потом доходы текущего года. Изменились и проводки по возврату целевых субсидий. Данные новшества введены приказами Минфина РФ от 28.12.2018 № 299н, 300н в инструкции № 174н, 183н соответственно. Приведем новые корреспонденции счетов в таблице:

Дебет

Кредит

Положения нормативных актов

Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с соглашениями

5 205 52 561
5 205 62 561

5 401 40 152
5 401 40 162

Пункт 93 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н

Поступление целевых субсидий на лицевой счет

5 201 11 510

5 205 52 661
5 205 62 661

Пункт 72 Инструкции № 174н, п. 72 Инструкции № 183н

Начисление доходов текущего финансового года по предоставленной субсидии на иные цели в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 152
5 401 40 162

5 401 10 152
5 401 10 162

Пункты 150, 158 Инструкции № 174н, п. 178, 186 Инструкции № 183н

Уменьшение дебиторской задолженности по субсидиям в связи с уменьшением объема предоставленных средств на основании соглашения

0 401 40 100

0 205 00 000

Пункт 94 Инструкции № 174н

Возврат неиспользованных остатков субсидий на иные цели

5 205 52 561
5 205 62 561

5 201 11 610

Пункты 73, 93 Инструкции № 174н, п. 73 Инструкции № 183н

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (на основании отчета о достижении целевых показателей)

5 401 40 152
5 401 40 162

5 303 05 731

Пункт 158 Инструкции № 174н

Начисление задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий

5 401 40 152
5 401 40 162
5 401 10 152
5 401 10 162

5 303 05 731

Пункт 152 Инструкции № 174н, п. 180 Инструкции № 183н

Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели в случае недостижения целевых показателей

5 303 05 831

5 201 11 610

Пункты 93, 133 Инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н

Отражение учреждением возврата в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий до момента принятия учредителем решения о подтверждении потребности в их использовании

0 303 05 831

0 201 11 000

Пункт 133 Инструкции № 174н

Уменьшение задолженности учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет при принятии решения о наличии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии (если остаток средств не перечислялся в доход бюджета)

5 303 05 000

5 205 00 000

Пункт 97 Инструкции № 183н

Пример 1.

Бюджетное учреждение спорта заключило соглашение о предоставлении целевой субсидии на приобретение транспортного средства в размере 700 000 руб. (в размере стоимости автомобиля). Указанные средства поступили на лицевой счет. На основании отчета о достижении целевых показателей средства субсидии были полностью потрачены на цели, предусмотренные соглашением. Автомобиль отнесен к особо ценному движимому имуществу.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

700 000

Поступила субсидия на лицевой счет

5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

5 205 62 661

700 000

Отражена поставка автомобиля (вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество)*

5 106 21 310

5 302 31 734

700 000

Списаны доходы будущих периодов в доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 10 162

700 000

* Корреспонденция счетов по принятию автомобиля к учету в данном примере не приводится.

Пример 2.

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что стоимость автомобиля после поступления целевых субсидий была снижена и составила 650 000 руб. В результате у учреждения образовался неиспользованный остаток субсидии (50 000 руб.), который был возвращен в бюджет.

В данном случае будут сделаны такие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения

5 205 62 561

5 401 40 162

700 000

Поступила субсидия на лицевой счет

5 201 11 510
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

5 205 62 661

700 000

Отражена поставка автомобиля (вложения в основные средства – особо ценное движимое имущество)

5 106 21 310

5 302 31 734

650 000

Списаны доходы будущих периодов в доходы текущего финансового года в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей

5 401 40 162

5 401 10 162

650 000

Отражен возврат неиспользованного остатка целевой субсидии

5 205 62 561

5 201 11 610
Забалансовый счет 17
(КОСГУ 162)

50 000

Уменьшен объем предоставленных средств субсидии на сумму возвращенного остатка

5 401 40 162

5 205 62 661

50 000

Пример 3.

На основании соглашения учреждению спорта (бюджетное учреждение) предоставляется целевая субсидия на капитальный ремонт бассейна в размере 400 000 руб. В 2019 году сданы работы стоимостью 300 000 руб., что отражено в отчете о достижении целевых показателей. В связи с недостижением целевых показателей образовался неиспользованный остаток субсидии (100 000 руб.), который был возвращен в бюджет.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отразятся следующим образом:

Разъяснено, что вне зависимости от целей, на осуществление которых получены субсидии, их получение не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций и сумму самого налога, подлежащего уплате.

Так, субсидии, полученные на осуществление и (или) компенсацию тех расходов, которые признаются для целей налога на прибыль, учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов или единовременно, если к моменту их получения расходы произведены и признаны в налоговом учете (п. 4.1 ст. 271 Налогового кодекса).

Если же субсидии получены на возмещение расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, то при формировании налоговой базы указанные субсидии также не учитываются в составе доходов, подлежащих налогообложению (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Также в письме отмечается (письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. № 03-03-05/54635), что выплаты безработным в порядке оказания им соцподдержки по решению региональных властей не облагаются НДФЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *