Связанная сторона

отличается от их формы; операции, отраженные в документах и бухгалтерском учете необычным образом; большой объем операций или значительные по сумме операции с отдельными потребителями или поставщиками (по сравнению с другими); неучтенные операции, в том числе безвозмездное получение или предоставление управленческих услуг.

В общем виде можно выделить следующие действия, с помощью которых специалист, ответственный за составление отчетности по МСФО, может выявить наличие операций со связанными сторонами: детальный анализ операций и остатков по счетам бухгалтерского учета; анализ протоколов собраний акционеров и заседаний совета директоров; анализ регистров бухгалтерского учета с целью обнаружения крупных или нетипичных операций или остатков по счетам бухгалтерского учета, при этом особое внимание уделяется операциям, отраженным в бухгалтерском учете в конце или незадолго до окончания отчетного периода; анализ документов по выданным и полученным кредитам, а также банковских поручительств. Такая проверка может обнаружить существование гарантийных обязательств и других операций со связанными сторонами; анализ инвестиционных сделок, например приобретение или реализация доли участия в совместной или иной деятельности.

Раскрытие информации о связанных сторонах Финансовая отчетность должна раскрывать следующую информацию об операциях со

связанными сторонами:

Объемы операций между связанными сторонами. Сумма незавершенных расчетов и их сроки и условия, включая информацию о том,

гарантированы ли они и в каком виде эти расчеты будут осуществляться, а также детальную информацию о предоставленных или полученных гарантиях.

Резерв на покрытие сомнительных долгов, связанный с незавершенными расчетами. Расходы, признанные в течение отчетного периода в отношении безнадежных или

сомнительных долгов, которые должны были быть получены от связанных сторон. Информация должна раскрываться отдельно по каждой из следующих категорий связанных сторон (в индивидуальной отчетности компании): материнская компания; компании, над которыми осуществляется совместный контроль, или компании, на которые оказывается значительное влияние; дочерние компании; ассоциированные компании; совместные компании, в которых отчитывающаяся компания является участником; ключевой управленческий персонал отчитывающейся компании или ее материнской компании; другие связанные стороны, в том числе основные акционеры, пенсионные планы, родственники вышеуказанных лиц. Классификация сумм к получению и к оплате связанными сторонами по различным категориям, указанным выше, является дополнительным требованием к требованиям о раскрытии информации, содержащимся в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (Presentation of Financial Statements) и касающимся представления информации либо в бухгалтерском балансе, либо в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Операцией между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной считается любая операция по передаче каких-либо активов или обязательств между организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, и связанной стороной.

Ниже представлены примеры операций, требующие раскрытия в финансовой отчетности, если они осуществляются между связанными сторонами: приобретение и продажа товаров (готовых или незавершенных); приобретение и продажа имущества и других активов; оказание (выполнение) и получение работ (услуг); аренда имущества и предоставление имущества в аренду; лицензионные соглашения; передача результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; финансовые операции, включая предоставление займов и участие в уставных (складочных) капиталах других организаций в денежной или натуральной форме; предоставление и получение гарантий и залогов; расчеты

Согласно данным, опубликованным Министерством иностранных дел, в конце мая было выдано 113 золотых виз по сравнению с 285 за тот же период прошлого года. Наибольшее снижение произошло, как и следовало ожидать, от двух крупнейших рынков сбыта, Китая и России, которые изменились с 180 до 65 и с 21 до 6 соответственно.

Подобно другим схемам «резидентства за инвестиции» по всему миру, схема «Золотая виза» в Испании предлагает проживание, проезд по Шенгенской зоне и путь к долгосрочному гражданству в обмен на инвестирование 500 000 € или более собственных средств в испанскую недвижимость.

Китайские инвесторы доминировали на рынке с момента введения схемы и составляли 67% рынка в 2019 году, который сам по себе был рекордным для испанской золотой визы.

Текущее снижение количества виз имеет смысл, учитывая глобальную блокировку, которая помешала поездкам, и жесткую блокировку в Испании, которая длилась почти два месяца с середины марта, что затруднило завершение покупки недвижимости в Испании.

Эксперты считают, что в ближайшие месяцы серьезная экономическая ситуация в стране по сравнению с европейскими соседями также окажет негативное влияние, а также объявление популистских мер, которые логически оказывают негативное влияние на этих инвесторов.

Параграф 13 МСБУ 24 требует от всех предприятий раскрытия данных об отношениях между материнским предприятием и его дочерними предприятиями. Эти сведения должны раскрываться независимо от того, проводились ли операции между этими сторонами. Предприятие должно раскрыть информацию о своем материнском предприятии и о стороне, обладающей конечным контролем, если эта сторона отлична от материнского предприятия. Если ни материнское предприятие, ни сторона, обладающая конечным контролем, не представляют консолидированную финансовую отчетность, доступную для общего пользования, раскрывается также название материнского предприятия следующего более высокого уровня1, которое представляет такую отчетность.

1 Параграф 16 МСБУ 24 так определяет эту категорию: материнское предприятие следующего более высокого уровня – первое материнское предприятие в группе, находящееся над непосредственным материнским предприятием, составляющим консолидированную финансовую отчетность, доступную для общего пользования.

Следует раскрывать информацию об отношениях со связанными сторонами в случаях, когда существует контроль, независимо от того, проводились ли операции между связанными сторонами (параграф 14 МСБУ 24).

Эта информация дополняет требования по раскрытию информации, представленные в МСБУ 27, МСФО 12.

Отчет ОАО «Мосэнерго» за 2012 год

Раскрытие информации о материнском предприятии и стороне, обладающей конечным контролем:

«ОАО «Газпром» является окончательной материнской компанией ОАО «Мосэнерго» в течение текущего и предыдущего отчетных периодов. Правительство Российской Федерации является окончательной контролирующей структурой Группы в течение текущего и предыдущих отчетных периодов».

Отчет АО «Нижнекамскнефтехим» за 2012 год

«Группа компаний «ТАИФ» является держателем контрольного пакета обыкновенных акций Компании и крупнейшим поставщиком сырья Группы».

Данные о выплатах топ-менеджменту раскрываются в соответствии с параграфом 17 МСБУ 24:

Предприятие раскрывает информацию о компенсациях старшему руководящему персоналу предприятия в целом и по каждой из приведенных ниже категорий:

(a) краткосрочные вознаграждения работникам;

(b) вознаграждения по окончании трудовой деятельности;

(c) прочие долгосрочные вознаграждения;

(d) выходные пособия;

(e) выплаты, основанные на акциях.

Отчет АО «Транснефть» за 2012 год

Вознаграждение ключевому управленческому персоналу

Ключевой управленческий персонал (члены Совета директоров и Правления Компании и генеральные директора дочерних обществ) получает в основном краткосрочные вознаграждения, включая заработную плату, премии и прочие выплаты, а также долго- и краткосрочные беспроцентные займы. Краткосрочные вознаграждения, выплачиваемые ключевому управленческому персоналу Компании и дочерних обществ, включают в себя выплаты, определенные условиями трудовых договоров в связи с выполнением ими своих должностных обязанностей. Вознаграждение членам Совета директоров утверждается Общим годовым собранием акционеров. В соответствии с требованиями российского законодательства Группа осуществляет отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации по пенсионному плану с установленными взносами с выплат за всех работников, включая ключевой управленческий персонал Компании и дочерних обществ. Ключевой управленческий персонал Компании и дочерних обществ также является участником программ негосударственного обеспечения (программы негосударственного обеспечения НПФ «Транснефть», а также программы единовременных выплат при выходе на пенсию).

Год,
закончившийся
31 декабря 2012

Год,
закончившийся
31 декабря 2011

Заработная плата и премии

Выплаты, связанные с увольнениями

Прочие

Займы, выданные ключевому управленческому персоналу, составили:

на 1 января

Выдано

Погашено

(1)

(7)

на 31 декабря

срок погашения менее года

срок погашения более года

Сумма взносов в Негосударственный пенсионный фонд «Транснефть» в пользу основного управленческого персонала составила за 2012 год – 245 млн. рублей (за 2011 год – 289 млн. рублей).

Взносы в НПФ «Транснефть» отражают перечисление в фонд приведенной стоимости будущих пенсионных выплат в связи с достижением пенсионного возраста в соответствии с условиями заключенных договоров негосударственного пенсионного обеспечения. Данные выплаты будут производиться после наступления права на получение пенсии в соответствии с установленными правилами НПФ «Транснефть». В качестве ключевого управленческого персонала, информация о выплатах которому раскрыта в финансовой отчетности, признаны члены Совета директоров и Правления ОАО «АК «Транснефть», а также генеральные директора дочерних обществ, которые являются наиболее значимыми в реализации производственной деятельности Группы, и члены их семей.

Общее количество лиц, получивших выплаты в качестве ключевого управленческого персонала, составило за год, закончившийся 31 декабря 2012 года, – 67 человек (за год, закончившийся 31 декабря 2011 года, – 64 человека).

Отчет АО «Аэрофлот» за 2012 год

Выплаты топ-менеджерам, основанные на акциях

«В 2010 году Группа утвердила программу премирования опционами на акции для ключевого руководящего персонала. Программа будет действовать в течение 3 лет и включать в себя 3 транша, начисленные в трехлетний период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года. Необходимым условием получения права в рамках опционной программы является постоянная занятость участников в течение периода действия данной программы. Справедливая стоимость услуг, полученных в обмен на предоставленные опционы, оценивается на основе справедливой стоимости данных опционов. Оценка справедливой стоимости полученных услуг основывается на модели Блэка-Шоулза. В модели использовались следующие переменные: рыночная стоимость акции на дату предоставления прав составляет 55,8 руб., ожидаемая волатильность составляет 40 %, безрисковая процентная ставка – 5 %. В течение 2012 года расходы, связанные с программой, составили 6,2 млн. руб. Данная сумма была отражена в качестве расходов на оплату труда в консолидированном отчете о прибылях и убытках <…>. Непогашенная сумма на конец отчетного периода составляет 207,5 млн. руб. (31 декабря 2011 года – 345,8 млн. руб.)».

Данные об операциях

Согласно параграфу 18 МСБУ 24, если между предприятием и его связанными сторонами проводились операции в течение периодов, представленных в финансовой отчетности, предприятие раскрывает характер отношений со связанными сторонами, а также информацию об операциях и остатках по ним, включая обязательства, необходимую пользователям для понимания возможного влияния таких отношений на финансовую отчетность. Эти требования к раскрытию информации дополняют требования параграфа 17. Раскрываемая информация должна включать как минимум следующее:

(a) сумму операций;

(b) сумму остатков по таким операциям, включая обязательства, а также:

(i) условия их проведения, включая наличие обеспечения, характер возмещения, предоставляемого при расчете; и

(ii) данные о любых предоставленных и полученных гарантиях;

(c) резервы по сомнительным долгам, относящиеся к остаткам по операциям со связанными сторонами; и

(d) затраты, признанные в течение периода в отношении безнадежных или сомнительных долгов связанных сторон.

Отчет ОА «Нижнекамскнефтехим» за 2012 год

Информация о характере отношений:

«Связанные стороны могут осуществлять операции, которые могли бы быть не осуществлены с несвязанными организациями, и операции между связанными сторонами могут проводиться на условиях и в объемах, отличных от тех, на которых были бы осуществлены операции между несвязанными организациями».

Отчет ОАО «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ № 1» за 2012 год

«Операции с ОАО «Газпром» и дочерними компаниями были следующими:

За год, закончившийся
31 декабря 2012 г.

За год, закончившийся
31 декабря 2011 г.

Реализация
Продажа электроэнергии

Продажа тепла

Итого реализация

Покупка

Покупка электроэнергии

(58271)

(106073)

Покупка топлива

(23758143)

(23120999)

Расходы в виде процента

(32450)

(42455)

Прочее

(603276)

(361689)

Итого покупка

(24452140)

(23631216)

Все продажи и закупки совершаются на рыночных условиях. ООО Газпром Межрегионгаз является основным поставщиком топлива (газа) для Группы.

Сальдо расчетов с дочерними компаниями Группы Газпром на конец периода было следующим:

31 декабря 2012 г.

31 декабря 2011 г.

Дебиторская задолженность по основной деятельности и прочая дебиторская задолженность

Денежные средства и их эквиваленты

Кредиторская задолженность по основной деятельности и прочая кредиторская задолженность

Заемные средства (банковские кредиты и выпущенные облигации)

Параграф 19 требует, чтобы указанная информация раскрывалась отдельно по следующим категориям:

(a) материнское предприятие;

(b) предприятия, осуществляющие совместный контроль над предприятием или имеющие значительное влияние на предприятие;

(c) дочерние предприятия;

(d) ассоциированные предприятия;

(e) совместное предпринимательство, участником которого является предприятие;

(f) старший руководящий персонал предприятия или его материнского предприятия; и

(g) другие связанные стороны.

Параграф 20 МСБУ 24 поясняет, что требование параграфа 19 относительно классификации по различным категориям сумм, подлежащих выплате связанным сторонам или получению от них, является продолжением требований МСБУ 1 к раскрытию информации, которая должна представляться либо в самом отчете о финансовом положении, либо в примечаниях. Категории были расширены, чтобы представить более полный анализ остатков по операциям со связанными сторонами, и применяются к операциям со связанными сторонами.

Параграф 21 МСБУ 24 приводит примеры операций, которые необходимо раскрывать, если они проводятся со связанными сторонами:

(a) закупки или продажи товаров (готовых или незавершенных);

(b) закупки или продажи имущества и других активов;

(c) оказание или получение услуг;

(d) операции аренды;

(e) передача исследований и разработок;

(f) передача прав по лицензионным соглашениям;

(g) передача средств по договорам финансирования (в том числе кредиты и взносы в капитал в денежной или в натуральной форме);

(h) предоставление гарантий или обеспечения;

(i) обязательства предпринять какие-либо действия в том случае, если определенное событие возникнет или не возникнет в будущем, в том числе договоры в стадии исполнения2 (признанные и непризнанные); и

2 В МСБУ 37 дается определение договоров в стадии исполнения как договоров, по которым ни одна из сторон не выполнила никаких своих обязательств или обе стороны в равной степени частично выполнили свои обязательства.

(j) расчеты по обязательствам от имени предприятия или расчеты самого предприятия от имени связанной стороны3.

3 Параграф 22 МСБУ 24 специально указывает на то, что участие материнского или дочернего предприятия в пенсионном плане с установленными выплатами, где риск делится между предприятиями группы, является операцией между связанными сторонами (параграф 34B МСБУ 19).

Параграф 23 МСБУ 24 отмечает, что информация о том, что операции со связанными сторонами проводились на условиях, идентичных условиям, на которых проводятся операции между несвязанными сторонами, раскрывается только в случае, если такие условия можно обосновать (can be substantiated).

В параграфе 24 МСБУ 24 говорится, что аналогичные по характеру статьи могут раскрываться по совокупности, за исключением случаев, когда раздельное раскрытие информации необходимо для понимания того, как операции со связанными сторонами влияют на финансовую отчетность предприятия.

Параграфы 25 – 27 МСБУ 24 определяют специальные положения для предприятий, связанных с правительством.

В соответствии с параграфом 25 МСБУ 24 отчитывающееся предприятие освобождается от применения требований к раскрытию информации, изложенных в параграфе 18, в отношении операций со связанными сторонами и остатками по таким операциям, включая обязательства, если:

(a) правительство осуществляет контроль, совместный контроль или имеет значительное влияние на отчитывающееся предприятие; и

(b) существует другое предприятие, являющееся связанной стороной, потому что одно и то же правительство осуществляет контроль, совместный контроль или имеет значительное влияние на отчитывающееся предприятие и на другое предприятие.

Параграф 26 МСБУ 24 уточняет, что если отчитывающееся предприятие применяет освобождение от применения требований, предусмотренное в параграфе 25, оно должно раскрыть следующую информацию об операциях и остатках по таким операциям, рассматриваемых в параграфе 25:

(a) правительство и характер его отношений с отчитывающимся предприятием (то есть наличие контроля, совместного контроля или значительного влияния);

(b) следующая информация с раскрытием деталей, достаточных для понимания пользователями финансовой отчетности предприятия влияния операций со связанными сторонами на его финансовую отчетность:

(i) характер и сумма каждой операции, которая является значительной сама по себе; и

(ii) в отношении других операций, являющихся значительными не по отдельности, а в совокупности, – качественные или количественные показатели их масштаба. Виды операций включают те виды, которые перечислены в параграфе 21.

В параграфе 27 МСБУ 24 сказано, что при использовании своего суждения для определения уровня детальности раскрытия информации в соответствии с требованиями параграфа 26 (b) отчитывающееся предприятие должно рассмотреть степень близости отношений со связанными сторонами и другие факторы, уместные для определения уровня значимости операции, например:

(a) является ли данная операция значительной по масштабу;

(b) проводилась ли данная операция на нерыночных условиях;

(c) выходит ли данная операция за рамки обычной повседневной деятельности, как, например, покупка и продажа компаний;

(d) раскрыта ли информация о данной операции регулирующим или надзорным органам;

(e) информировалось ли высшее руководство о данной операции;

(f) было ли получено одобрение акционеров на проведение данной операции.

Отчет ОАО «Ростелеком» за 2012

«(a) Государство и ОАО «Связьинвест» в качестве акционеров

Как указано в Примечании 1, Правительство Российской Федерации контролирует Общество, косвенно владея 55,01 % обыкновенных акций Общества через ОАО «Связьинвест», «Внешэкономбанк» и Федеральное агентство по управлению имуществом. ОАО «Связьинвест», основной акционер Общества с 43,37 % долей, полностью подконтролен государству. Политика государства заключается в сохранении контроля над таким стратегическим сектором экономики, как телекоммуникации.

(b) Участие государства в секторе телекоммуникаций Российской Федерации и защита государственных интересов. Эффективные телекоммуникации и передача данных имеют первостепенное значение для России по ряду причин, в том числе экономических, социальных, стратегических и связанных с национальной безопасностью. Государство оказывает и, как ожидается, будет оказывать значительное влияние на деятельность отрасли телекоммуникаций в целом и Группы в частности. Действуя через Федеральную службу по тарифам и Федеральное агентство по телекоммуникациям, государство обладает общим правом регулирования внутренних тарифов. Помимо регулирования тарифов, законодательство по телекоммуникациям требует от Группы и других операторов перечисления определенных взносов, в зависимости от выручки, в Фонд универсальной услуги, контролируемый Федеральным агентством по телекоммуникациям. Более того, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляет контроль над выдачей лицензий провайдерам телекоммуникационных услуг.

<…>

(g) Операции с прочими компаниями, связанными с государством

В январе 2009 года ОАО «Ростелеком» в партнерстве с мобильным оператором ОАО «Мегафон» выиграли тендер на право спонсорства XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи в категории «телекоммуникации». В соответствии с соглашением с Организационным комитетом XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 года в Сочи спонсорский взнос составил 260 млн. долларов США, который распределяется на каждого из двух спонсоров в размере 130 млн. долларов. Половина от этой суммы должна быть оплачена денежными средствами, а другая половина должна быть погашена с помощью оказания бесплатных услуг. Взамен каждый партнер получил эксклюзивное право использовать олимпийскую символику в рекламе и прочей деятельности. Группа и ОАО «Мегафон» несут солидарную ответственность за вклады в неденежной форме. Суммарный спонсорский взнос, отраженный в финансовых результатах Группы за год, окончившийся 31 декабря 2012 года, составил 609 (2011: 463, 2010: 469). По состоянию на 31 декабря 2012 года суммарное обязательство, которое необходимо погасить денежными средствами до 2014 года, составило 20,1 млн. долларов США.

Группа рассматривает указанную операцию как операцию со связанной стороной, поскольку считает Организационный комитет организацией, связанной с государством. Причина такой трактовки заключается в том факте, что одним из основателей Организационного комитета является Федеральное Правительство и правительственные чиновники состоят в Наблюдательном совете организации.

В декабре 2009 года ОАО «Ростелеком» заключил государственный контракт с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по реализации проекта «Электронное правительство». Проект включает в себя установку оборудования и программного обеспечения, разработку сайта для онлайн-доступа к информации о государственных услугах, возможность подачи документов в государственные службы через веб-сайт, поддержку колл-центра и другие сопутствующие услуги. В 2010 году Общество заключило новые государственные контракты на обслуживание электронных правительственных систем и на развитие новых приложений для электронного правительства. Суммарная выручка по данным контрактам раскрыта в Примечании 21 по строке «Облачные услуги».

Группа получала кредиты от связанных с государством банков: ОАО «Сбербанк», ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Связь-банк», ОАО «Газпромбанк» и прочих. Задолженность перед этими банками составила 175012 по состоянию на 31 декабря 2012 года (2011: 125270, 2010: 82604). В течение года, закончившегося 31 декабря 2012 года, Группа получила займы от этих банков в сумме 430787 (2011: 217534, 2010: 101574), выплатила – 393856 (2011: 182884, 2010: 62215). Процентные расходы, начисленные на эти займы в течение года, закончившегося 31 декабря 2012, составили 12811 (2011: 7928, 2010: 2903).

Некоторые операции Группы с другими компаниями, связанными с государством, являютсясущественными в совокупности, но не по отдельности, как, например, обеспечение телекоммуникационных услуг, получение услуг производственного и вспомогательного характера, вложения и заимствования денежных средств. Все эти операции осуществляются в порядке обычных деловых отношений, на условиях, сопоставимых с условиями для других компаний, не связанных с государством. Руководство оценивает эти операции как индивидуально несущественные, за исключением депозитов и купли-продажи векселей банков, связанных с государством.

Поступления от продажи векселей банков, связанных с государством, за год, закончившийся 31 декабря 2012 года, составили 1044 (2011: 1766, 2010: 9841), при этом суммы, израсходованные на покупку названных инвестиций, составили 1000, 712 и ноль за 2012, 2011 и 2010 годы соответственно. Относящийся к данным операциям доход, признанный в прибылях и убытках по операциям с векселями банков, связанных с государством, за год, закончившийся 31 декабря 2012, составил 44 (2011: 66, 2010: 41).

Сумма средств, размещенных на депозитах в банках, связанных с государством, за год, окончившийся 31 декабря 2012 года, составила 873 (2011: 2676, 2010: ноль), при этом доход, отраженный в отчете о прибылях и убытках, составил 47 (2011: 28, 2010: ноль) и суммы, возвращенные на счета Общества, составили 2187 (2011: 953, 2010: ноль).

В соответствии с МСФО к связанным сторонам компании относятся:

— материнские и дочерние компании;

— дочерние компании дочерних компаний;

— ассоциированные, совместные компании и прочие члены группы;

— члены ключевого управленческого персонала компании, в том числе материнской (а также близкие члены их семей);

— лица, осуществляющие контроль, совместный контроль или оказывающие значительное влияние на компанию (а также близкие члены их семей);

-компании, управляющие планами вознаграждения работников по окончании трудовой деятельности.

В соответствии с IAS 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» компания обязана в отчетности раскрывать информацию об операциях со связанными сторонами. Это необходимо для того, чтобы оценить насколько прибыль или убыток компании зависит от влияния связанных сторон.

Необходимо раскрывать характер взаимоотношений, делающие компании связанными, величину операций, сумму остатков по таким операциям, величину резерва по сомнительным долгам по остаткам от таких операций, а также затраты, признанные в расходах в отношении безнадежных долгов.

Такая информация раскрывается отдельно по всем категориям связанных сторон.

Также стандарт требует, чтобы компания раскрывала информацию о компенсациях старшему руководящему персоналу: по краткосрочным и долгосрочным вознаграждениям, выходным пособиям, дивидендам и вознаграждениям по окончании трудовой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *