Технология кейс менеджмента

ведущая технология социальной, социальнопедагогической работы с конкретной проблемной ситуацией, в которой объединены и определенный мониторинг ситуации, и привлечение других институций, и осуществление координации действий специалистов и служб с целью решения психологических, межличностных, социальных проблем клиента, его окружения. Реализуется путем установления непосредственного взаимодействия между специалистом (социальным работником/социальным педагогом) и клиентом. Ведение случая — как процесс — очень близок к управленческим моделям, потому данную технологию (в конкретных случаях – метод) в определенной степени можно рассматривать как универсальный. Эта технология развивается с начала ХХ столетия. Ведение случая – это процесс идентификации человека, который имеет специфические социальные потребности, разработки и реализации плана, в соответствии с которым социальные, образовательные и медицинские ресурсы используются наиболее эффективно с целью достижения оптимального результата для клиента при наименьших затратах. Ведение случая можно рассматривать как инструмент оптимизации затрат, увеличения эффективности, рационализации услуг и ресурсов. Ведение случая – это объединяющая технология в деятельности социального работника потому, что она учитывает и интегрирует в себе другие технологии, а именно: оценивания, оценки потребностей клиента, раннего вмешательства, последовательной работы с клиентом, предоставления ему услуг и др. Эти технологии являются этапами технологии ведения случая, именно поэтому ее можно считать политехнологической. Индикатор эффективности внедрения технологии ведения случая – результативность вышеназванных частных технологий. Как технология, она направлена на обеспечение последовательности и доступности услуг с учетом соответствия их интенсивности реальным потребностям клиента и ориентируется на возможности, существующие ресурсы системы социального обслуживания, социальной поддержки, предоставления услуг. Основные принципы ведения случая – комплексность, междисциплинарное и межведомственное взаимодействие в осуществлении социальной работы, сотрудничество социального работника и клиента, преемственность деятельности и др. Существуют различные модели ведения случая: мультидисциплинарная, трандисциплинарная, междисциплинарная (межпрофессиональная), а основе которых лежит командный поход к координации услуг, что усиливает эффективность этой технологии. Мультидициплинарная модель предполагает ведение случая командой различных специалистов из различных отраслей знаний, которые работают по своим отдельным планам работы и задачами. На регулярных встречах специалисты проводят оценивание выполненной работы, определяют пакет услуг, которые предлагают конкретному клиенту. В этой модели координацию работы членов команды, представление новых случаев осуществляет социальный работник – менеджер ведения случая. Междисциплинарную модель считают одной из наиболее перспективных в создании скоординированного пакета услуг, благодаря интеграции усилий всех специалистов. Члены команды на регулярных встречах согласовывают главные вопросы ведения конкретного случая, а именно: порядок взаимодействия, единый план вмешательства, все этапы ведения случая, перечень услуг, условия их предоставления. Это позволяет избежать дублирования услуг, хаотичности в их предоставлении. Важный принцип функционирования модели – учет мнения клиента во время планирования и предоставления ему услуг. Поэтому клиент может принимать участие во встречах междисциплинарной команды как партнер. Главная роль менеджера случая – координация работы команды, а также представление интересов клиента перед командой, защита его прав. В рамках функционирования трансдисциплинарной модели только один член команды специалистов поддерживает прямую связь с клиентом и выступает объединяющим звеном между специалистами и клиентом. Основа процесса координации работы команды специалистов включает следующие составляющие: взаимообмен полной, точной, детальной информацией между членами команды, которые являются представителями различных социальных институций сообщества; ответственность за принятые решения, данные проведенной оценки потребностей клиента, оказанные услуги и др.; формирование единых убеждений членов команды в отношении целей ведения случая, приоритетности интересов клиента и наилучшей среды для его развития. Функционал менеджеров ведения случая объединяет такие профессиональные умения как адвокация (защита прав и интересов клиента), фасилитация (помощь в различных видах деятельности), построение или использование социальных сетей (систем поддержки клиента). Функциями социального работника/социального педагога/менеджера во время внедрения этой технологии являются: организационная, координирующая, оценивающая, защитная, мониторинга. Менеджер ведения случая выполняет роль адвоката, который гарантирует предоставление услуг, определение индивидуальных потребностей клиента, недопущение необоснованного досрочного закрытия случая и др. Среди управленческих ролей: лидер команды, руководитель персонала, администратор, социальный организатор, менеджер и др. Как процесс технология ведения случая имеет определенные этапы, а именно: оценка потребностей клиента (см.: оценка потребностей ребенка, оценка потребностей семьи), анализ результатов оценки и обоснование необходимости открытия и ведения случая, принятие решения об открытии случая, организацию социального сопровождения; планирования ведения случая (разработка совместно с клиентом индивидуального плана работы: определение его цели, временных рамок, конкретных действий, мероприятий и др.); предоставление услуг/социального сопровождения (см.: социальное сопровождение; оценка процесса; оценка результатов работы (итоговая); закрытие случая. Соблюдение последовательности этапов технологи ведения случая обеспечивает результативность работы социального работника. Главная цель ведения случая – оптимизировать функционирование клиента, предоставляя ему качественные и эффективные услуги, максимально привлекать его для решения собственных проблем на всех этапах ведения случая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *