ТЭО

Транспортно-экспедиционное обслуживание (ТЭО) — деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.

Понятие ТЭО существенно шире понятия «перевозка». Необходимость в транспортной экспедиции обусловлена тем, что промесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило, состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различных видов транспорта. При этом возникнет потребность как в организации и координации выполнения этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочному процессу вспомогательных работ, которые могут выполняться непосредственно грузовладельцами (грузоотправителями или грузополучателями) и специализированной организацией (посредником).

Экспедитор — сторона договора транспортной экспедиции, организующая и предоставляющая транспортно-экспедиционные услуги (ТЭУ).

Потребители транспортно-экспедиционных услуг (заказчики, клиенты) — физические или юридические лица, для которых экспедитор осуществляет ТЭУ по договору транспортной экспедиции.

Грузоотправитель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на сдачу груза экспедитору.

Грузополучатель — потребитель ТЭУ, уполномоченный по договору транспортной экспедиции на прием груза от
экспедитора.

Перевозчик — сторона договора перевозки, которая обязуется доставить вверенный ему груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю или передать другой транспортной организации.

Доставка груза — процесс перемещения груза от грузоотправителя до грузополучателя с выполнением определенных условий, связанных со сроками, режимами, сохранностью и т.п.

Перевозка груза — это перемещение груза определенным транспортным средством (ТС) от пункта отправления до пункта назначения.

Транспортно-экспедиционное обслуживание тесно связано с перевозочными процессами и теми технологиями, которые используются для доставки груза.

Смешанная перевозка — перевозка груза двумя или более видами транспорта, работающими последовательно. В смешанных перевозках появляются дополнительные грузовые операции и связанные с ними дополнительные задержки груза и затраты.

Оператор смешанной перевозки — лицо, которое от собственного имени или через другое действующее от его имени лицо заключает договор смешанной перевозки с грузовладельцем, выступает как сторона договора и принимает на себя ответственность за его исполнение.

Прямая смешанная перевозка оформляется одним перевозочным документом на весь путь следования, например железнодорожным и внутренним водным транспортом.

Комбинированная перевозка — смешанная перевозка, выполняемая без перегрузки груза. В этом случае груз перевозится на всем пути следования в одном и том же контейнере, съемном кузове и т.п.

Контрейлерная перевозка — система перевозки автотранспортных средств (автомобилей, полуприцепов) по железной дороге на платформе, имеющей пониженную высоту.

В последнее время для обозначения различных способов организации перевозок широкое распространение получили термины, основанные на общем корне modal, который подразумевает форму организации перевозок (вид транспорта). Необходимо отметить, что западные транспортные организации по-разному толкуют эти термины. Приведем варианты толкования терминов, наиболее распространенные в России.

Интермодальная перевозка — последовательная перевозка груза несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице или ТС без перегрузки самого груза.

Мультимодальная (трансмодальная) перевозка — это перевозка, при которой лицо, организующее ее, несет ответственность на всем пути следования, независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.

Амодальная перевозка — это перевозка, которая выполняется по определенным маршрутам и управляется единым диспетчерским центром независимо от вида транспорта.

Юнимодальная перевозка — это перевозка груза одним видом транспорта (одним или несколькими перевозчиками). Если участвует один перевозчик, он выдает свой собственный транспортный документ — накладную, коносамент и др. Если перевозчиков несколько (например, перевозчик из одного порта в другой, с перегрузкой груза в промежуточном порту), один из них может выдать сквозной коносамент, охватывающий всю перевозку.

В общем случае под ТЭО следует понимать деятельность специализированных организаций, направленную на обеспечение доставки груза и выполнение любых услуг, связанных с подготовкой груза к перевозке, выполнению перевозки и его хранению. Такая деятельность выполняется по поручению грузоотправителя или грузополучателя.

Транспортно-экспедиционное обслуживание включает в себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.

Транспортно-экспедиционная операция — элементарное законченное, периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО.

Транспортно-экспедиционная услуга — отдельная операция или группа операций, непосредственно направленная на удовлетворение определенной потребности клиента в транспортной экспедиции и характеризующаяся наличием необходимого технологического, экономического, информационного и правового обеспечения. Таким образом, ТЭУ является результатом взаимодействия исполнителя ТЭУ (экспедитора) и потребителя (грузовладельца — грузоотправителя или грузополучателя), а также деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в транспортной экспедиции в соответствии с установленными нормами и требованиями. Такая услуга связана с организацией процесса отправления и получения груза, выполнением других работ, имеющих отношение к перевозке груза в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Источник: «Транспортно-Экспедиционное Обслуживание» С. Э. СХАНОВА, 0. В. ПОПОВА, А. Э. ГОРЕВ

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) разрабатывается, когда требуется доказать необходимость выбора одного из возможных вариантов внедрения новой технологии, оборудования, процесса.

Технико-экономическое обоснование выполняется с целью определения всех возможных направлений по модернизации, реконструкции, строительству объекта и выбора экономически эффективного и технически грамотного варианта.

После выполнения технико-экономического обоснования заказчик видит и понимает:

  • оптимальное инженерное решение рассматриваемого проекта;
  • состав основного и дополнительного оборудования;
  • необходимый для реализации проекта объем первоначальных инвестиций;
  • окупаемость и доходность проекта строительства энергоисточника.

Этапы разработки технико-экономического обоснования:

1. Сбор исходных данных.

Основанием для разработки технико-экономического обоснования служит техническое задание (Бланк технического задания). Техническое задание утверждается Разработчиком и согласовывается с Заказчиком.

Для сбора необходимой исходной информации Заказчик заполняет опросный лист (Пример опросного листа) на основании которого производится анализ работы предприятия, выбор мощности устанавливаемого оборудования, его местоположение и протяженность всех необходимых инженерных сетей, тепловая и электрическая схемы подключения оборудования.

2. Разработка технико-экономического обоснования.

Структура технико-экономического обоснования:

1.Исходные данные.
В данном разделе указывается цель инвестирования, основание для разработки ТЭО.
Краткое описание объекта строительства.

2.Мощность объекта.
Описание существующих нагрузок предприятия, построение графиков, мощности существующего оборудования, режима работы. Производится анализ тепловых и электрических нагрузок.

3.Основные и технологические решения.
3.1. Тепломеханические решения.
На основании проведённого анализа определяется мощность вновь устанавливаемого оборудования.
Подробно описываются варианты, рассматриваемые в ТЭО, указываются основные технические характеристики выбранного основного и вспомогательного оборудования, приводятся тепловые балансы по всем рассматриваемым вариантам. Указывается протяжённость и диаметр тепловой сети, сетей паропровода.

3.2. Электротехнические решения.
Описание электрической части проекта. Разработка принципиальной однолинейной схемы подключения оборудования. Выбор кабелей и дополнительного электротехнического оборудования. Определение установленной мощности электроприёмников.

3.3.Газоснабжение.
Определяется способ прокладки, диаметр и длинна сетей газоснабжения, потребность в дополнительном газовом оборудовании. Рассчитывается максимальное потребление газа, проверяется пропускная способность существующей сети.

3.4. Водоснабжение и канализация.
Выбирается диаметр и способ прокладки сетей водоснабжения и канализации. Рассчитывается необходимая протяжённость трубопровода и способ прокладки.

4. Обеспечение объекта ресурсами.
В разделе описывается, какие топливно-энергетические ресурсы необходимы для обеспечения работы устанавливаемого оборудования.

5. Место размещения объекта строительства.
Приводится описание места строительства, ситуационный и генеральные планы с нанесением всех описанных выше инженерных коммуникаций.

6. Основные строительные решения.
Описание строительной части проекта. Размер и тип здания, компоновочные решения.

7. Кадры и социальное развитие.
В каждом из вариантов оценивается прирост численности персонала в случае реализации проекта.

8. Оценка эффективности инвестиций.
Исходя из данных полученных в описанных выше разделах и от Заказчика, по объектам аналогам рассчитывается стоимость строительства.

На основании полученных данных о стоимости, годовой потребности в ресурсах и отпуску продукции производится экономический расчёт, результат которого определяет экономическое преимущество конкретного варианта.

3. Согласование в органах управления

Согласование в местных органах управления, в Департаменте по энергоэффективности, в областных управлениях по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, Минэнерго, при необходимости в других заинтересованных инстанциях.

Технико-экономическое обоснование является основанием для внесения в государственную программу финансирования проекта, а также основанием для закупки основного оборудования при условии, что финансирование осуществляется не за счёт бюджетных средств (Обоснование инвестирования).

Технико-экономическое обоснование не проходит государственную экспертизу.

Технико-экономическое обоснование — это документ, который направлен на объективное и рациональное раскрытие сильных и слабых сторон существующего бизнеса или предлагаемого инвестиционного проекта, возможностей эксплуатации и рисков при его реализации, необходимых ресурсов, и, в конечном итоге, шансы на успех. Как правило, разработка технико-экономического обоснования предшествует подготовке технической документации и реализации проекта.
Вне зависимости от того, для каких целей разрабатывается ТЭО (для внутренних целей или для потенциальных инвесторов и кредитных учреждений), оно будет являться важнейшим документом, на базе которого будут приниматься решения, для которых критически важна: достоверность используемой информации, объективность и непредвзятость исследований, точность проведенных расчетов.

Виды технико-экономических обоснований

Специалисты швейцарской консалтинговой компании Swiss Consulting Partners наиболее часто ведут проекты по разработке следующих видов технико-экономических обоснований для любых целей:

  • ТЭО инвестиционного проекта
  • ТЭО проекта строительства
  • ТЭО проекта производства
  • ТЭО проекта реконструкции и модернизации
  • ТЭО сделки M&A
  • ТЭО развития существующего бизнеса
  • ТЭО реорганизации бизнеса компании
  • другие

Почему именно технико-экономическое обоснование

В случае привлечения внешнего финансирования у предприятия возникает необходимость предоставить потенциальным инвесторам, партнерам или кредиторам информацию, на основании которой инвестор может принять решение о целесообразности своего участия в планируемом проекте. Никаких общих стандартов или законодательных норм о том, в каком виде должна представляться информация инвесторам, не существует. Поэтому, кто-то из инвесторов предпочитает видеть бизнес-план, для кого-то важен инвестиционный меморандум, а кому-то необходимым условием для принятия решения представляется разработка ТЭО инвестиционного проекта. В чем различие этих документов?
Чёткого определения основных отличий нет, все эти документы преследуют одну цель обосновать выгодность вложений в данный проект или предприятие. Но всё же разработка ТЭО и бизнес-плана имеют существенные различия. ТЭО представляет из себя плановый документ для обоснования производственных инвестиций, поэтому акцент здесь делается на производственно-технической стороне вопроса. При составлении технико-экономического обоснования инновационного проекта сопоставляются необходимые затраты с прогнозируемым доходом и на основании расчётов делается вывод об эффективности инвестиций и сроке окупаемости.
В отличие от разработки технико-экономического обоснования, бизнес-план, кроме непосредственных характеристик производства и финансовых показателей и расчётов, содержит результаты комплексного исследования: анализ рынков сбыта, особенности конкурентной среды, маркетинговую стратегию, кадровую политику, организационную структуру.
Кроме того, разработка ТЭО от бизнес-плана отличается еще и отсутствием строгих норм по структуре документа. Бизнес-план составляется по определённым общим правилам, а структура технико-экономического обоснования сильно зависит от конкретного проекта. Например, подготовка ТЭО инвестиционного проекта по запуску вновь создаваемого предприятия будет весьма близка бизнес-плану, так как должна содержать все необходимые аспекты и подробности деятельности предприятия. А в случае написания технико-экономического обоснования инновационного проекта модернизации уже существующего предприятия, вполне достаточно будет привести только оценку эффективности капитальных вложений.
Наиболее полную информацию о проекте представляет инвестиционный меморандум. В отличие от бизнес-плана, который обычно содержит полное описание компании, её миссию, цели и задачи, инвестиционный меморандум направлен на внешнего пользователя и содержит наиболее полную информацию не только о реализуемом проекте и предприятии, но и о дочерних подразделениях, зависимых фирмах, структуре управления, основных акционерах и дивидендной политике.
Таким образом, можно сказать, что разработка ТЭО инвестиционного проекта является одним из этапов разработки бизнес-плана, который, в свою очередь, может служить основанием для инвестиционного меморандума. Обычно подготовка технико-экономического обоснования проекта является обязательной в том случае, если внешнее финансирование предполагается получить из бюджета любого уровня или из внебюджетных фондов. Узнайте подробности и закажите услуги по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта — оставьте Вашу заявку на сайте или позвоните нам по телефону +7 (495) 646-8517.

Кручинецкий С.М., руководитель компании «Питер-Консалт»

Среди мифов бизнес-планирования есть один, быть может наиболее таинственный и устойчивый: принципиальное отличие бизнес-плана от ТЭО. Постараюсь сформулировать несколько распространённых мнений участников рынка:

1.ТЭО — для проекта, бизнес-план — для предприятия

Многие считают, что в отличие от бизнес-плана, ТЭО разрабатывается для отдельного проекта, а не для предприятия в целом.

А как же тогда быть с инвестиционными бизнес-планами? Читаю в требованиях, например, Росагролизинга к содержанию бизнес-планов инвестиционных проектов: «В случае реализации проекта «с нуля» рассматриваются только потоки по проекту. В случае реализации проекта на базе действующего предприятия необходимо рассматривать совместно потоки от текущей деятельности и от проекта». И в том, и в другом случае работа будет называться бизнес-план, а не ТЭО. Что-то здесь не так …

ТЭО учитывает внутренние потребности предприятия, бизнес-план — внешние факторы

В одной статье так и написано:»Отличие ТЭО от бизнес-плана заключается в том, что в одном случае (ТЭО) фокус смещен на внутренние потребности предприятия, в другом (Бизнес-План) — проект должен учитывать массу внешних раздражителей, возможностей и угроз». И тут же пример: если покупаем станок для замены ручного труда, то для обоснования требуется ТЭО, а не бизнес-план, так как » будет достаточно заложить только внутренние переменные».

Как же так? Мы собираемся инвестировать в станок и даже не интересуемся тем, что на рынке творится? Хороши были бы производители CD-ROM и DVD, закупившие новое оборудование, несмотря на рост популярности флэшек.

ТЭО — это «конспект» бизнес-плана

Цитирую: «Как правило ТЭО включает в себя все основные разделы бизнес плана средней («средней» — это какой?) степени проработки…. Не включаются в ТЭО разделы анализа рисков и гарантий, а также часть, содержащая в себе маркетинговое исследование рынка».

Туши свет. Откуда же взять исходные данные для «основных разделов» (миф №2), если не проводить исследование? А на риски при обосновании инвестиций нам совсем плевать?

Международные стандарты придерживаются другого мнения. Например, в «Руководстве по подготовке промышленных ТЭО», разработанному UNIDO, разделу ТЭО «Анализ рынка и концепция маркетинга» посвящено 37 страниц. В том же документе » … аспекты неопределенности, включая критические переменные, риски, а также возможные стратегии и средства управления в условиях риска» ТЭО предлагается рассмотреть в X главе.

С другой стороны, та же самая организация (United Nations Industrial Development Organization) разработала и стандарт структуры бизнес-плана:

  • Резюме
  • Описание предприятия и отрасли
  • Описание продукции (услуг)
  • Маркетинг и сбыт продукции (услуг)
  • Производственный план
  • Организационный план
  • Финансовый план
  • Направленность и эффективность проекта
  • Риски и гарантии
  • Приложения

Кто найдёт принципиальные отличия этой структуры бизнес-плана от структуры ТЭО, пусть первый бросит в меня камень.

Итак, существуют частные мнения об отличиях ТЭО и бизнес-плана, которые легко опровергаются другими мнениями. Вместе с тем в разных обстоятельствах разные заказчики выдвигают разные требования к составу документа, называемого одинаково — «бизнес-план». Полезнее выявить эти требования, чем спорить по вопросу терминологии. В нашей компании для выяснения этих требований служит вопросник, который можно заполнить на сайте или скачать в виде файла.

На нашем сайте размещены примеры разработанных нами бизнес-планов, отзывы наших заказчиков, запись нашего семинара на тему бизнес-планирования на ТВ «Успех», а также процедура заказа бизнес-плана. Как можно сэкономить при заказе этой работы, мы написали в разделе «Стоимость разработки бизнес-плана».
Если вы заполните этот вопросник для подготовки коммерческого предложения, мы пришлём вам КП, учитывающее возможности такой оптимизации.

Каждый технологический процесс разрабатывают применительно к определенному типу производства, который представляет собой классификационную категорию производства, выделяемую по принципу объема годового выпуска продукции и широте номенклатуры производства изделий. Технологический процесс, прогрессивный для одного типа производства, может быть совершенно неприемлемым для другого типа производства.

Цель процесса может быть достигнута различными технологическими методами. За основу выбора метода принимается его эффективность.

При окончательной обработке ответственных деталей главная цель – получение детали с заданными параметрами качества. Вторичные цели технологического процесса – обеспечение заданной производительности и наименьшей себестоимости. Они вторичны потому, что без достижения главной цели вторичные теряют смысл. При этом важно, что избыточное качество приводит к дополнительным затратам.

При предварительной обработке или при получении заготовок в количестве заданном производственной программой, когда нет ограничений по параметрам качества, главным показателем эффективности становятся или производительность, или себестоимость технологического процесса.

Излишняя производительность может привести к повышению себестоимости обработки детали по ряду причин: а) повышение производительности предварительной обработки требует дополнительных затрат за счет повышенного расхода инструмента, энергии, обслуживания оборудования, его стоимости и др.; б) избыточное количество деталей требует больших складских помещений; в) избыточное количество деталей вызывает дополнительные расходы на их транспортировку.

Вид оборудования, применяемого в различных типах производства, определяется технологическим процессом. Сейчас на практике оборудование выбирают с учетом гибкости в зависимости от номенклатуры изготовляемых деталей и объема годового выпуска продукции (Слайд 1).

Область 1 предусматривает использование автоматических линий с жесткими связями. В этом случае обеспечивается самая низкая себестоимость продукции. Автоматические линии имеют специальное оборудование, широко используются совмещение рабочих и вспомогательных движений при многопозиционной обработке. Область 2 характеризуется использованием специальных линий, на которых обрабатывают однотипные заготовки, но различных размеров. В области 3 используют гибкие производственные комплексы, а в области 4 – гибкие модули. Для оборудования областей 3 и 4 характерна очень высокая стоимость. Область 5 представляется станками с ЧПУ, обладающими еще большей гибкостью. При последовательном переходе от области 1 к области 5 гибкость оборудования увеличивается, а производительность – уменьшается.

Рассмотрим задачу выбора токарного станка с ЧПУ для области 5 использования оборудования на стадии формирования и оценки его показателей. Для решения этой задачи необходимо выявить и сгруппировать потребительские свойства токарного оборудования, затем сформировать на их основе набор критериев предпочтения, оценить стоимость токарных станков и, наконец, выявить модель токарного станка с ЧПУ, предполагаемого к закупке. Потребительские свойства токарных станков с ЧПУ приведены на Слайде 2.

К критериям выбора токарного станка с ЧПУ следует в первую очередь отнести:

  1. Класс точности станка.

  2. Масса станка

  3. Количество одновременно управляемых координат

4. Номенклатура обрабатываемых материалов

5. Максимально достигаемая размерная точность обработки.

6. Достигаемая шероховатость поверхности.

7. Материал несущей системы станка.

8. Цена станка.

9. Прогнозируемая стоимость обслуживания станка за 7 лет.

На основании информации о рынке токарных станков с ЧПУ и, пользуясь установленными критериями, выбирают несколько станков-аналогов и их отпускные цены.

На основании полученных от каждого предполагаемого поставщика технических условий на станки и, пользуясь установленными критериями, составляют таблицу сравнения характеристик предполагаемых к закупке станков (Слайд 3).

Далее методом баллов проводят экспертную оценку сравниваемых станков с привлечением ведущих специалистов предприятия и приглашенных экспертов по каждому критерию выбора. Примеры экспертных зависимостей, связывающие критерии выбора с балльными оценками приведены на Слайде 4. На основании этой системы производится оценка вариантов токарных станков с ЧПУ (Слайд 5).

По итогам выполненной оценки наиболее соответствует критериям выбора токарный станок с ЧПУ с револьверной головкой мод. МК6801Ф3 (Слайд 6), который занял первое место и предлагается для закупки.

Выполненная оценка токарных станков с ЧПУ с револьверными головками позволяет определить характеристики перспективного станка (Слайд 7).

Конструкция перспективного токарного станка с ЧПУ имеет следующие характеристики: а) наклонная компоновка с расположением револьверных головок за осью шпинделя, что позволяет увеличить жёсткость технологической системы за счёт более эффективного силового замыкания; б) оптимальный сход стружки; в) модульность конструкции, что позволяет наращивать возможности станка за счет увеличения концентрации операций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *