Территориально обособленное подразделение является

Вопрос: Согласно п. 2 ст. 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также налога на прибыль в региональные бюджеты осуществляется налогоплательщиком по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений.
При этом Кодекс не устанавливает порядок исчисления авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений, в случае закрытия в течение налогового периода обособленного подразделения организации.
В свою очередь, п. 10.11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль (Приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/577@) установлен следующий порядок исчисления налоговой базы, приходящейся на организацию в целом и ее обособленные подразделения, в случае закрытия в течение налогового периода обособленного подразделения организации:
— по закрытому обособленному подразделению доля его налоговой базы в целом по организации и ее размер за отчетные периоды после его закрытия и за соответствующий налоговый период признаются равными его доли прибыли и налоговой базе за отчетный период, предшествующий его закрытию;
— в случае снижения налоговой базы в целом по организации по сравнению с предыдущим отчетным периодом и отчетным периодом, после которого закрыто обособленное подразделение, ранее исчисленные авансовые платежи как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое, подлежат уменьшению (размер авансового платежа или налога, подлежащего уплате в бюджет по месту нахождения закрытого обособленного подразделения, определяется исходя из налоговой базы в целом по организации за соответствующий отчетный (налоговый) период и его доли прибыли, определенной за период, предшествующий его закрытию).
Однако указанный порядок определения налоговой базы по прибыли, приходящейся на закрытое обособленное подразделение, не предусматривает порядок ее определения в случае, если в течение налогового периода, в котором закрыто обособленное подразделение, в одном отчетном периоде произошло снижение налоговой базы по прибыли организации в целом по отношению к отчетному периоду до закрытия подразделения или получен убыток, а в последующем отчетном периоде произошел рост налоговой базы в пределах налоговой базы отчетного периода, предшествующего закрытию обособленного подразделения (например, для ситуации при уплате авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли — при закрытии обособленного подразделения в феврале и размере налоговой базы организации в целом за январь 100 руб., за январь — февраль 10 руб. или 0 руб. (в случае убытка), за январь — март 20 руб. и доле прибыли ликвидированного подразделения за январь 10%).
Каков порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль в части определения налоговой базы, приходящейся на ликвидированное обособленное подразделение, в последующих после его ликвидации отчетных периодах в изложенной ситуации с учетом возможности получения в одном из данных периодов убытка с дальнейшим получением прибыли в пределах налоговой базы за отчетный период, предшествующий закрытию подразделения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 28 мая 2019 г. N СД-4-3/10244@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ПАО от 06.03.2019 о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в случае прекращения деятельности (закрытия) обособленного подразделения организации, сообщает следующее.
Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) не предусматривает особого порядка исчисления и уплаты налога при закрытии обособленного подразделения организации. Однако согласно пункту 2 статьи 288 Кодекса уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Пунктом 2 статьи 11 Кодекса определено, что место нахождения обособленного подразделения — это место осуществления организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Следовательно, при закрытии в течение налогового периода обособленного подразделения уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налога за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения такого обособленного подразделения производиться не должна. То есть последним отчетным периодом, за который организация должна исчислить авансовые платежи по обособленному подразделению, является отчетный период, предшествующий закрытию этого обособленного подразделения.
По закрытому обособленному подразделению в течение налогового периода в налоговую декларацию включаются Приложения N 5 к Листу 02 с кодом «3» по реквизиту «Расчет составлен».
При увеличении налоговой базы в целом по налогоплательщику в указанных Приложениях N 5 до окончания налогового периода сохраняются показатели о доле налоговой базы и исчисленном налоге за последний отчетный период, предшествующий закрытию обособленного подразделения (о чем указано в абзаце первом пункта 10.11 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@, далее — Порядок).
При снижении налоговой базы в целом по организации (строка 120 Листа 02) по сравнению с предыдущим отчетным периодом и отчетным периодом, после которого закрыто обособленное подразделение, подлежит уменьшению ранее исчисленный налог как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое обособленное подразделение (абзац второй пункта 10.11 Порядка).
В случае если увеличение налоговой базы произошло после закрытия обособленного подразделения и уменьшения исчисленного по нему налога по указанной выше причине, то, по мнению ФНС России, перерасчет (или восстановление) авансовых платежей по налогу на прибыль организаций по закрытому обособленному подразделению не производится.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.С.САТИН
28.05.2019

О понятии обособленного подразделения в налоговом и бюджетном законодательстве

Д. Комягин,
зам. начальника отдела развития системы
федерального казначейства Минфина России
В. Нарежный,
ведущий специалист Департамента налоговой
политики Минфина России

Действующее гражданское законодательство не содержит дефиниции обособленного подразделения. При этом Гражданским кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ГК РФ) четко определяются такие виды обособленных подразделений, как филиал и представительство, но отсутствует указание на то, что данные виды обособленных подразделений являются единственно возможными. Данный факт в процессе правоприменения и правотворчества уполномоченных органов государственной власти порождает различные толкования как сущности, так и объема компетенции обособленных подразделений. Проблема состоит в том, что понятие «обособленное подразделение» используется не только гражданским, но налоговым и бюджетным законодательствами, и при столкновении интересов субъектов гражданского оборота зачастую применяются нормы той отрасли права, которая определяет более выгодную позицию в конкретной коллизии.
В соответствии с ГК РФ выделяются два вида обособленного подразделения:
1) представительство — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
2) филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Представительство создается для представления интересов общества и обеспечения их защиты. Никаких производственно-хозяйственных функций оно не выполняет.
У филиала более разнообразные функции: он может осуществлять все виды деятельности общества или часть их, то есть заниматься непосредственно производственно-хозяйственной деятельностью и наряду с этим выполнять функции представительства.
И филиалы, и представительства создаются как обособленные подразделения; они не пользуются правами юридического лица и действуют на основании положений, утверждаемых обществом. Филиалы и представительства создаются вне места нахождения юридического лица, причем могут открываться как на территории Российской Федерации, так и в других государствах. На территории России они создаются в соответствии с требованиями федеральных законов Российской Федерации; на территории других государств — в соответствии с требованиями российского законодательства и законодательства государства по месту открытия филиала или представительства, если иное не предусмотрено международным договором. Юридическое лицо наделяет филиалы и представительства частью своего имущества, которое учитывается на отдельных балансах обособленного подразделения и на балансе юридического лица. Оставаясь собственником имущества, юридическое лицо может изымать его у филиалов и представительств.
Не являясь юридическим лицом как таковым, филиалы и представительства осуществляют свою деятельность от имени юридического лица. При этом конкретные сделки от имени юридического лица подписывают руководители филиалов и представительств.

Руководители филиалов и представительств назначаются и действуют на основании доверенности, выдаваемой юридическим лицом. Доверенность должна оформляться с соблюдением требований ст. 185 ГК РФ: быть подписанной руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным на это его уставом; содержать все необходимые данные, включая дату выдачи, при отсутствии которой доверенность признается недействительной; быть удостоверена печатью.
Ответственность за действия филиала или представительства (включая обязательства, принятые ими от имени юридического лица), так же как за действия любого другого подразделения либо за действия своих работников, несет юридическое лицо; в то же время по долгам юридического лица взыскание может обращаться на имущество, переданное филиалам и представительству.
В законодательстве о налогах и сборах понятие «обособленное подразделение» появилось вследствие невозможности обойтись в налоговых правоотношениях одними только нормами гражданского законодательства.
Дело в том, что многие организации осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории различных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. При этом далеко не всегда их территориально отдаленные подразделения существуют в форме филиалов и представительств. Пользуясь существующей в месте их функционирования инфраструктурой, такие подразделения, исходя из принципа справедливости, а также элементарных экономических соображений, должны вносить свою долю в создание и поддержание этой инфраструктуры, что реализуется, в числе прочего, путем налоговых изъятий. Так как, базируясь исключительно на нормах гражданского законодательства, добиться внесения подразделениями, не являющимися филиалами и представительствами, налогов и сборов по месту их фактического нахождения не представлялось возможным, то для целей налогообложения применялось особое понятие «обособленное подразделение».
До недавнего времени единого и четкого определения обособленного подразделения в налоговых правоотношениях не существовало. Законы о конкретных налогах и сборах до настоящего времени содержат различные упоминания об обособленных подразделениях, порядок уплаты налогов которыми различается, как правило, в зависимости от наличия у таких подразделений баланса и расчетного счета.
Так, в соответствии с подпунктом «б» п. 1 ст. 1 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее по тексту — Закон РФ N 2116-1) плательщиками данного налога являются филиалы и другие обособленные подразделения организаций, включая филиалы кредитных и страховых организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
Учитывая, что согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту — НК РФ) филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций с 1 января 1999 года выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов, представляется, что вышеуказанная норма Закона РФ N 2116-1 подлежит приведению ее в соответствие с частью первой Налогового кодекса на основании ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Пункт 3 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 и принятое в его развитие постановление Правительства РФ от 01.07.95 N 660 устанавливают порядок уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, уже по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета.
Статьей 7 Закона РФ от 13.12.91 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий и организаций» определен порядок уплаты налога на имущество предприятиями, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие баланса и расчетного (текущего) счета.
Кроме того, недавние изменения, внесенные в Закон РФ N 2116-1 (речь идет о Федеральном законе от 31.03.99 N 62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций”», установившем новую льготу для предприятий по прибыли, полученной от вновь созданного производства, выделенного в обособленное структурное подразделение), также требуют уточнения исследуемого понятия.
Как видно, разные законы о налогах различно трактуют понятие «обособленное подразделение», при этом ни в одном из вышеприведенных нормативных актах четкого его определения нет.
Законодательное определение понятия «обособленное подразделение» после вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» в настоящее время содержится в ст. 11 НК РФ, в соответствии с которой обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и независимо от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, существенное с точки зрения гражданского законодательства наличие в учредительных документах сведений об обособленном подразделении в налоговом законодательстве уже не должно приниматься во внимание. Новым же существенным признаком обособленного подразделения организации в налоговом законодательстве стало наличие по месту нахождения такого подразделения стационарных рабочих мест.
При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «рабочее место» устанавливается не налоговым, а трудовым законодательством. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.99 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место — это место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Таким образом, теперь любое подразделение организации, в котором постоянно исполняет свои трудовые обязанности хотя бы один ее сотрудник, будет для целей налогового законодательства считаться обособленным подразделением со всеми вытекающими отсюда последствиями. Представляется, что с момента вступления в силу вышеуказанных изменений в НК РФ при применении отдельных законодательных актов о налогах и сборах должно использоваться понятие обособленного подразделения, установленное ст. 11 НК РФ.
Итак, мы разобрали трактовку термина «обособленное подразделение» в гражданском законодательстве и законодательстве Российской Федерации по налогам и сборам. Очевидно, что позиция законодателя, закрепленная в НК РФ, продиктована вышеизложенными соображениями, в числе которых необходимость исполнения доходной части бюджета и тот факт, что определенное подобным образом обособленное подразделение может в соответствии с частью второй ст. 19 НК РФ исполнять обязанности налогоплательщика, не означает, что мы имеем дело с обособленным подразделением с точки зрения гражданского законодательства. В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.97 N ГКПИ 97-288 объектами налогообложения наряду с другими являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, а также своим работникам. Это подтверждается той же ст. 11 НК РФ, в соответствии с которой нормы, содержащиеся в п. 2 ст. 11 НК РФ, используются исключительно для целей Кодекса, то есть в налоговых правоотношениях.
В качестве примера можно привести территориально обособленный факультет учебного заведения, финансируемый из федерального бюджета, который, имея определенную хозяйственную деятельность, обязан по месту своего нахождения исполнять обязанности по уплате соответствующих налогов и сборов, но не является ни филиалом, ни представительством по признакам, устанавливаемым ГК РФ.
Если вести речь о нормах бюджетного законодательства, то в соответствии с Правилами оформления в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, утвержденными приказом Минфина России от 02.02.99 N 9н, для учета внебюджетных средств организациям и обособленным подразделениям организаций, финансируемым из федерального бюджета, открываются текущие счета, как правило, в учреждениях Банка России или кредитной организации по месту открытия счета федерального бюджета органа федерального казначейства. Данные счета открываются на основании
письменного разрешения, выдаваемого соответствующим органом федерального казначейства. Иными словами, мы имеем дело уже с бюджетным законодательством, также использующим термин «обособленное подразделение». При этом следует иметь в виду, что бюджетным законодательством для определения обособленного подразделения по умолчанию используются нормы гражданского законодательства.
Споры, порождаемые упомянутой выше незавершенностью перечня возможных видов обособленных подразделений в ГК РФ, возникают в бюджетных правоотношениях в основном по поводу открытия счетов для учета средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, хотя действующими нормативными актами Минфина России данный вопрос урегулирован достаточно подробно.
Совместными указаниями Минфина России от 05.05.97 N 36н и Банка России от 11.04.97 N 433а и Временной инструкцией Минфина России от 09.10.96 N 3-Е1-6/50 «О порядке ведения лицевых счетов распорядителями ассигнований, финансируемыми за счет средств федерального бюджета через территориальные органы федерального казначейства» регламентируются открытие и ведение в органах федерального казначейства лицевых счетов распорядителей средств федерального бюджета, а также их обособленных подразделений. Письмом Минфина России от 24.06.98 N 3-10-7/39 разъясняется порядок применения вышеупомянутых документов при ведении счетов обособленных подразделений, не имеющих статуса юридического лица, и прямо указывается, что обособленными подразделениями являются представительства, филиалы и иные структурные подразделения юридического лица-распорядителя бюджетных средств, расположенные вне места его нахождения, указанные в его учредительных документах и действующие на основании утвержденных данным юридическим лицом положений; при этом руководители обособленных подразделений действуют на основании доверенности распорядителя средств федерального бюджета. Для открытия лицевого счета обособленному подразделению юридическое лицо представляет в управление федерального казначейства по месту своего нахождения соответствующим образом оформленное заявление. Можно легко убедиться, что по определению под обособленными подразделениями в бюджетных правоотношениях фигурируют представительства и филиалы в том виде, в каком они существуют в нормах гражданского права. Данная позиция подтверждена многочисленными разъяснениями частного характера и последовательно осуществляется при разработке новых нормативных документов.
Таким образом, следует проводить принципиальное различие между понятием обособленного подразделения в бюджетном и налоговом законодательстве. Если вернуться к примеру с обособленным факультетом учебного заведения, то в соответствии с действующим законодательством данный факультет исполняет обязанности учебного заведения по уплате налогов по месту своего нахождения, но не вправе открыть себе отдельный счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
В качестве аргумента можно привести еще одно соображение в пользу гражданско-правового подхода к обособленному подразделению в бюджетном законодательстве. Дело в том, что речь идет о правоотношениях, регулирующих открытие счета в кредитной организации. Данные правоотношения являются имущественными и связаны с взаимоотношениями равных сторон — кредитной организации и клиента, обладающих имущественной обособленностью и самостоятельностью. Регулированию подобных правоотношений, в частности договора банковского вклада, банковского счета, посвящены отдельные главы ГК РФ, что однозначно означает существование правоотношений по открытию счетов обособленным подразделениям в плоскости гражданских правоотношений.
Итак, имеется различная трактовка понятия обособленного подразделения в налоговом и бюджетном законодательствах. При этом круг рассматриваемых субъектов для целей налогообложения гораздо шире, чем круг субъектов с аналогичным названием «обособленные подразделения», фигурирующих в правоотношениях, связанных с бюджетным финансированием и использованием государственной собственности.
В заключение следует отметить, что гражданское и гражданско-процессуальное законодательства содержат специальные нормы, устанавливающие свои критерии для обособленных подразделений, для целей участия обособленных подразделений в договорных отношениях и в судебном и арбитражном процессе.
Так, в соответствии с письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.11.94 N С1-7/ОП-742 рекомендуется при разрешении споров, возникающих при исполнении договоров, заключенных обособленными подразделениями юридических лиц, исходить из того, что руководители обособленных подразделений при наличии надлежаще оформленных юридическими лицами полномочий на заключение договоров вправе от их имени и в пределах данных полномочий заключать соответствующие договоры, и такие полномочия могут быть оформлены доверенностью юридического лица либо предусмотрены в его уставе или в положении об обособленном подразделении.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 02.12.93 N 34 «Об участии в арбитражном процессе обособленных подразделений юридических лиц» разъяснил, что обособленным подразделениям, созданным юридическими лицами, предоставлено право осуществлять в арбитражном суде полномочия стороны по делу при наличии соответствующей доверенности.

В современных рыночных условиях компании для увеличения доходов придумывают различные схемы повышения рентабельности, внедряют новые способы производства. Организации стремятся расширить границы бизнеса, продвинуть товар (услуги) на рынки сбыта не только в ближайшие, но и отдаленные регионы страны. Одним из эффективных способов добиться положительных результатов является создание филиала (представительств).

Обратите вниманиеВ соответствии с налоговым законодательством налогоплательщики в целях осуществления налогового контроля обязаны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения (п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Гражданское законодательство выделяет следующие виды обособленных подразделений: филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ).

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Обратите вниманиеПредставительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании доверенности.

Налоговый кодекс РФ предлагает свой подход к понятию «обособленное подразделение». Под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное от головной организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 Налогового кодекса РФ).

Статьей 209 Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации согласно ст. 11 Налогового кодекса РФ является место осуществления этой организацией деятельности через свой филиал или представительство.

В Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160 и ФАС Московского округа от 30.07.2004 N КА-А41/6389-04 указывается, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей.

Даже одно созданное стационарное рабочее место создает обособленное подразделение, которое полагается регистрировать в налоговой инспекции (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. № 09-3-02/1912 «О признании одного рабочего места обособленным подразделением»).

Если работники трудятся на дому и налогоплательщик не оборудовал для них стационарные рабочие места, обособленное подразделение не считается созданным. Однако, работа на дому должна быть закреплена в трудовых договорах с сотрудниками.

Таким образом, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого организация создает рабочие места и осуществляет свою деятельность сроком более одного месяца. Отсутствие какого-либо вышеперечисленного признака обособленного подразделения не ведет к созданию организацией филиала или представительства (Письма Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211, от 08.08.2006 N 03-02-07/1-212).

Порядок создания филиала (представительства) для обществ с ограниченной ответственностью определен Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Что касается акционерных обществ, то для них порядок образования филиала (представительства) определен Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Создание филиалов и открытие представительств общества входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета) общества. Внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

На основании решения (протокола) о создании филиала, открытии представительства исполнительным органом общества (директором) издается приказ о создании обособленного подразделения, в котором указываются наименование, место нахождение филиала (представительства), назначается руководитель, устанавливаются сроки постановки на учет в налоговых органах.

Этим же приказом может быть утверждено Положение о филиале (представительстве) — внутренний документ, содержащий сведения о правоспособности обособленных подразделений, видах осуществляемой ими деятельности, целях их создания, правах и обязанностях, структуре управления, процедуре заключения сделок, полномочиях руководства, возможностях распоряжаться денежными средствами, а также порядок ликвидации филиала (представительства) и др.

На основании приказа вносятся изменения в учредительные документы организации.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Но реалии жизни таковы, что решение о создании обособленных подразделений принимается, как правило, уже после регистрации учредительных документов вновь создаваемой организации. Поэтому при создании филиала или представительства необходимо внести изменений в учредительные документы организации.

Процедура государственной регистрации изменений в учредительные документы, связанные с созданием обособленных подразделений установлена Федеральным Законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Для внесения изменений в учредительные документы общества необходимо представить в регистрирующий орган по месту своего нахождения следующий пакет документов:

  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения в учредительные документы. Текст изменений может быть представлен юридическим лицом как в виде отдельного письменного документа, прилагаемого к уставу (учредительному договору), так и в виде новой редакции устава (учредительного договора);
  • платежное поручение об уплате госпошлины. За государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, предусмотрена госпошлина в размере 400 руб. (п. 3 ч. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).

Что же касается содержания сведений, которые необходимо отразить в Уставе, то на основании п. «н» ст. 5 вышеуказанного закона в Едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения о полном наименовании филиала (представительства) и его месте нахождения.

Какое-либо изменение в наименовании или месте нахождении филиала (представительства) либо ликвидация последних также должны влечь внесение соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в целях обеспечения достоверности содержащихся в них сведений.

Обратите вниманиеРегистрирующий орган в срок не более пяти дней с момента получения указанного уведомления вносит соответствующую запись в государственный реестр.

При отсутствии должным образом зарегистрированных учредительных документов юридического лица с внесенными в них сведениями о созданных филиалах и представительствах можно говорить о несоответствии учредительных документов действующему законодательству.

Изменения учредительных документов, в том числе и в части сведений о филиалах, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Процедура создания обособленного подразделения на порядок проще, чем создание филиала (представительства) общества. Открытие обособленного подразделения находится в компетенции исполнительного органа (директора) и оформляется приказом о создании. В учредительных документах общества сведения об обособленном подразделении не содержатся, следовательно, при открытии или закрытии обособленного подразделения в учредительные документы вносить ничего не нужно.

Необходимо знать, что обособленное подразделение не следует регистрировать в налоговой инспекции, если оно находится на территории того же муниципального образования, что и сама организация.

После внесения изменений в учредительные документы организация обязана встать на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства). Необходимо помнить о сроке постановки на учет, а именно заявление должно быть подано в налоговый орган в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.

Существенными обстоятельствами при создании обособленного подразделения являются факт и момент создания подразделения, так как срок подачи заявления о постановке на налоговый учет исчисляется именно с момента создания филиала. При этом нет оснований считать таким моментом день принятия внеочередным собранием участников общества (наблюдательным советом, директором) решения об открытии филиала (представительства) (Постановление ФАС Центрального округа от 05.05.2004 по делу № А14-8354-03/23/18).

Не является созданием обособленного подразделения подготовка нового места деятельности (приобретение помещения, его оборудование, ремонтные работы и т.п.). Срок для уведомления налогового органа начинает исчисляться лишь с момента фактического создания рабочих мест, т.е. их окончательной подготовки к осуществлению деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2001 № КА-А41/4467-01).

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления по форме № 1-2 –Учет, утвержденного Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 № САЭ-3-09/826@ «Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц».

При подаче заявления о постановке на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения организация одновременно с заявлением о постановке на учет представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе головной организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание филиала или представительства (п. 1 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Обычно налоговые органы требуют предоставить нотариальную копию такого свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

В качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены: учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо Положение о филиале (представительстве), либо распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения.

При отсутствии документов, подтверждающих создание филиала или представительства, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения. При наделении организацией обособленного подразделения полномочиями по уплате налогов по месту его нахождения представляется документ, подтверждающий указанные полномочия (п.2.1.4 Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц»).

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Налоговым кодексом РФ. Следовательно, установленный Налоговым кодексом РФ перечень документов является исчерпывающим.

На практике налоговые органы формируют свой список документов, как правило, они дополнительно требуют представить для постановки на налоговый учет следующие документы:

  1. копии учредительных документов;
  2. положение о филиале (представительстве);
  3. копия свидетельства о государственной регистрации головной организации;
  4. приказ о назначении на должность директора и главного бухгалтера подразделения;
  5. сведения о директоре и главном бухгалтере, как головной организации, так и филиала;
  6. договор аренды нежилого помещения для обособленного подразделения;
  7. письмо, подтверждающее полномочия обособленного подразделения по уплате налогов;
  8. выписка из ЕГРЮЛ в отношении головной организации.

Филиалу или представительству не присваивается отдельный от головной организации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), так как обособленное подразделение не является самостоятельным налогоплательщиком. В документообороте обособленное подразделение использует непосредственно ИНН головной организации.

Однако обособленному подразделению будет присвоен свой, отличный от головной организации, код причины постановки на учет (КПП). Он будет указан в Уведомлении о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов осуществить постановку обособленного подразделения на учет и выдать соответствующее уведомление.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии)подразделения организация обязана в течение одного месяца со дня закрытия письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Заявление по форме № 1-4-Учет о снятии с налогового учета утверждено Приказом ФНС РФ от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Налоговые инспекторы могут потребовать от организации и дополнительные документы, например копию приказа о закрытии обособленного подразделения, подлинник уведомления о постановке обособленного подразделения на налоговый учет.

Согласно п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В соответствии с п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны письменно сообщать обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в течение одного месяца со дня создания представительства или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение. Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС РФ от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации».

К сообщению по форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения» прилагаются копии документов, подтверждающих создание (закрытие) представительства.

Зачастую возникает вопрос, что делать организации, если обособленное подразделение, продолжая работать, меняет свое место нахождение?

В Налоговом кодексе РФ не содержатся нормы, предусматривающие изменение места нахождения обособленного подразделения, и такой термин как «изменение места нахождения» в действующем законодательстве относится только к юридическому лицу.

В случае осуществления деятельности по новому адресу (например, при заключении договора аренды на новые помещения) организация должна осуществить процедуру закрытия и открытия представительства, то есть осуществить все вышеописанные действия.

В соответствии с п.п. 1 ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы или представительства.

Однако если организация создала обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством, а также не указано в качестве таковых в учредительных документах организации, то такая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения.

При этом уплата налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, производится головной организацией по месту ее нахождения.

Создавая обособленное подразделение необходимо помнить о том, что ответственность за их деятельность несет головная компания.

Суды прямо указывают, что филиалы, представительства организаций не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

В связи с этим ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов и пеней несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство) (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Узнать о том, что организация создала обособленное подразделение и не поставила его на учет, налоговый орган может, например:

  • при выездной проверке самой организации, если из документов следует, что организация несет расходы по содержанию объекта (собственного или арендованного), расположенного на другой территории, нежели головное подразделение организации. Например, платит за электричество, воду, перечисляет арендную плату;
  • выездной проверке арендодателя, сдавшего в аренду имущество обособленному подразделению. Но выявить незарегистрированное подразделение налоговый орган, проверяющий арендодателя, может только в том случае, если будет сверять фактическое местонахождение арендаторов со сведениями ЕГРЮЛ.

Какова же ответственность за то, что организация своевременно и в установленном порядке не встала на учет по местонахождению представительства?

Если организация не сообщит в налоговую инспекцию об открытии филиала, как того требует п. 2 ст. 23 Налогового кодекса, то ее оштрафуют на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Данная статья предусматривает ответственность за непредставление налоговой инспекции сведений, необходимых для осуществления контроля.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Одновременно в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок может быть оштрафовано и должностное лицо, ответственное за представление указанного сообщения. Размер штрафа составляет от 300 до 500 рублей.

Если компания опоздает с подачей заявления о постановке филиала на учет в инспекции, то с нее взыщут штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если срок задержки более 90 календарных дней) (ст. 116 НК).

При этом пострадать может не только сама организация, но и ее руководители — директор и главный бухгалтер. За несвоевременную подачу заявления о постановке на учет в налоговой инспекции должностных лиц могут наказать штрафом в размере от 500 до 1000 рублей.

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет наказывается штрафом в размере 10% от доходов, полученных организацией за время такой активности, но не менее 20000 руб. (ч. 1 ст. 117 Налогового кодекса РФ). При функционировании без постановки на учет более 90 календарных дней размер штрафа возрастает до 20% от доходов за период работы без постановки на учет, но не менее 40 000 рублей (ч. 2 ст. 117 Налогового кодекса РФ).

Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Кроме того, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Разграничение ответственности за непредставление документов (сведений), необходимых для налогового контроля, между Налоговым кодексом РФ (ст. ст. 126 и 129.1) и КоАП РФ (ст. 15.6) проводится только по кругу лиц, привлекаемых к ответственности. К ответственности за непредставление документов (сведений) по НК РФ (ст. ст. 126 и 129.1) привлекаются организации, а по КоАП РФ (ст. 15.6) — должностные лица организаций.

Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена статьями 15.3 — 15.9 и 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Субъектами ответственности согласно данным статьям являются должностные лица организаций.

Ответственность за нарушение налогового законодательства установлена главами 15, 16 и 18 Налогового кодекса РФ. Субъектами ответственности являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной Налоговым кодексом РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следовательно, применение одновременно штрафных санкций, как к юридическому лицу, так и к должностному лицу данного юридического лица является правомерным.

Копирование и использование материала возможны только с письменного разрешения администрации сайта Юрисконсульт.СПб.Ру

Зайцева Людмила, юрист

Оставьте заявку и наши
специалисты свяжутся с вами

В соответствии с п.2 ст.11 НК РФ, обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места*.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

*Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Соответственно, если компания создает рабочие места вне места своего нахождения, то у нее появляется обособленное подразделение, о котором необходимо уведомить ИФНС. При этом, создание такого обособленного подразделения может не влиять на учредительные документы компании, если оно не является филиалом или представительством.

📌 Реклама

Согласно положениям ст.55 ГК РФ, представительством является обособленное подразделение юридического лица:

  • расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица:

  • расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал может иметь свое название, включающее в себя наименование организации.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

📌 Реклама

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Представительства и филиалы действуют от имени создавшей их организации и не выступают в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота, вследствие чего ответственность за их деятельность несет создавшая их компания.

Все обособленные подразделения организаций, отвечающие признакам филиала (представительства), вне зависимости от их названия(дополнительный офис, отделение и т.п.), подчиняются правовому режиму филиала или представительства.

В статье будут рассмотрены часто возникающие вопросы, касающиеся обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством.

Сроки уведомления ФНС

Согласно пп.3 п.2 ст.23 НК РФ, организации обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации: 📌 Реклама

  • Обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:
  • в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;
  • в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

О прекращении деятельности организации через обособленное подразделение ИФНС необходимо уведомить в течении трех дней со дня такого прекращения (пп.3.1 п.2 ст.23 НК РФ).

Обособленное подразделение или командировка?

Согласно ст.209 ТК РФ, рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. 📌 Реклама

Согласно п.1 ст.83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом, если у налогоплательщика возникают затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе, то решение на основе представленных им данных принимается налоговым органом (п.9 ст.83 НК РФ).

Налоговые органы принимают указанное решение, исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет соответствующую деятельность:

  • либо по месту нахождения организации,
  • либо по месту осуществления деятельности организации.

Как отмечает Минфин в своем Письме от 02.08.2013г.№03-02-07/1/31001:

«Обособленное подразделение признается таковым независимо от формы организации работы, от конкретных работников, выполняющих определенную работу, срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте.»

📌 Реклама

При этом, никакого определенного ответа на вопрос, нужно ли создавать обособленное подразделение в случае:

  • длительных командировок сотрудников,
  • оказания услуг заказчикам в других регионах,
  • и т.п.

ведомство не дает, отсылая к вышеприведенным нормам НК РФ.

Соответственно, если компания не имеет собственной четкой позиции по вопросу возникновения обособленного подразделения, она может обратиться в свою налоговую, которая и будет решать – быть обособленному подразделению или не быть.

Аналогичной позиции придерживается Минфин, отвечая на вопросы о создании обособленных подразделений в случае заключения трудовых договоров с дистанционными работниками.

Так, в своем Письме от 17.07.2013г. №03-02-07/1/27861 Минфин пишет следующее:

«Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодатели, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенное в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

📌 Реклама

В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанных в п. 2 ст. 11 Кодекса.

В соответствии с п. 9 ст. 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений принимается налоговым органом.

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов о выполнении ее работниками дистанционной работы.»

Такой же позиции Минфин придерживается и в своем Письме 04.07.2013г. №03-02-07/1/25829.

На наш взгляд, никаких обращений по этому вопросу в налоговые органы не нужно, чтобы сделать простой и очевидный вывод:

📌 Реклама

  • В связи с тем, что трудовая функция дистанционного работника выполняется вне стационарного рабочего места, находящегося под контролем работодателя, заключение трудового договора с дистанционным работником не приводит к образованию стационарного рабочего места, а значит, у компании-работодателя не возникает обособленного подразделения, так как не выполняются требования п.2 ст.11 НК РФ.

Касса обособленного подразделения

Если в обособленном подразделении совершаются кассовые операции, то оно обязано вести кассовую книгу.

Делать это необходимо на основании абз.9 п.2.5 Положения Банка России от 12.10.2011г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» в соответствии с которым:

  • листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению.

Согласно п.5.2 Положения №373-П записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному и расходному кассовому ордеру, оформленному на полученные и выданные наличные средства. 📌 Реклама

На основании п.5.6 Положения №373-П, обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня должно передать лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу.

Как отмечает ФНС в своем Письме от 17.05.2013г. №АС-4-2/8827О:

«Таким образом, Положением №373-П установлена обязанность по ведению кассовой книги, в которой должны учитываться поступающие наличные деньги, не только организацией, но и каждым обособленным подразделением организации.

Вышеизложенное подтверждается постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2013г. по делу №А56-59643/2012.

Нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании наличных денежных средств, в связи с неведением (неоформлением) кассовой книги и кассовых документов обособленными подразделениями организации, в соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

📌 Реклама

  • на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»

Порядок оформления документов, выставляемых обособленным подразделением

  • Счета фактуры.

На основании п.3 ст.169 НК РФ,налогоплательщик НДС обязан:

  • составлять счета-фактуры,
  • вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур,
  • вести книги покупок и книги продаж.

При этом, согласно ст.143 НК РФ, обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками по НДС.

Таким образом, в случае, если товары/работы/услуги реализуются организациями через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам могут выписываться обособленными подразделениями только от имени организаций.

📌 Реклама

Как указывает Минфин в своем Письме от 03.04.2012г. №03-07-09/32:

«При заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным обособленными подразделениями организаций, в строке 2б указываются ИНН организации и КПП соответствующего обособленного подразделения организации, а в строке 3 — наименование и почтовый адрес этого обособленного подразделения.»

Необходимо отметить, что компании, имеющие обособленные подразделения, не могут устанавливать порядок нумерации счетов-фактур, выставляемых обособленными подразделениями, самостоятельно.

Порядковый номер счету-фактуре, выставляемому обособленным подразделением присваивается в общем хронологическом порядке и дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

📌 Реклама

Такой порядок нумерации счетов-фактур установлен п.1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011г. №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», в случае если организация реализует:

  • товары (работы, услуги),
  • имущественные права

через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

  • Товарные накладные и доверенности.

Согласно положениям ст.9 закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. 📌 Реклама

Не смотря на то, что с 2013 года многие первичные документы унифицированных форм можно не применять, составлять «первичку» все же необходимо. А составляя, нужно помнить об обязательных реквизитах первичных документов.

В соответствии с п.2 ст.9 закона №402-ФЗ, обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо наименование должности лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи ответственных лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

📌 Реклама

При оформлении обособленными подразделениями актов и накладных, они должны указывать наименование организации и наименование должностных лиц, совершающих операции по доверенности, выданной уполномоченными лицами компании.

Если в документах указывается адрес, видится разумным указать юридический адрес основной организации и адрес местонахождения обособленного подразделения.

Например, если компании используют форму товарной накладной ТОРГ-12, то в строке «организация-грузоотправитель, адрес» указывается название компании и ее юр.адрес, а в строке «структурное подразделение» — наименование и адрес подразделения.

Что касается вопроса оформления доверенности на получение:

  • товаров,
  • документов,
  • и т.п.,

если ее оформляют на любого другого сотрудника, кроме руководителя обособленного подразделения, то она должна быть либо выдана основной организацией, либо нотариально заверена (если полномочия руководителя обособленного подразделения предусматривают передоверие). 📌 Реклама

Обоснование:

В соответствии с п.3 ст.40 закона от 08.02.1998г.№14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.2 ст.69 закона от 26.12.1995г.№208-ФЗ «Об акционерных обществах», единоличный исполнительный орган общества:

  • директор,
  • генеральный директор,

без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества.

Соответственно, остальные сотрудники могут представлять интересы организации только на основании доверенности, выданной руководителем.

Согласно ст.185 ГК РФ, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.

📌 Реклама

Таким образом, если сотрудники обособленного подразделения представляют интересы компании перед третьими лицами, то их полномочия должны подтверждаться доверенностью, выданной руководителем организации.

Если же доверенность выдает руководитель обособленного подразделения, сам действующий по доверенности, то необходимо руководствоваться положениями ст.187 ГК РФ.

На основании п.3 ст.187 ГК РФ, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Обособленным подразделением признается любое территориально обособленное подразделение ООО, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места, созданные более чем на месяц. При этом не важно, указано ли такое подразделение в Уставе ООО и какие у него полномочия (абз. 18 п. 2 ст. 11 НК РФ).

К обособленным подразделениям относятся (п. 1, п. 2 ст. 55 ГК РФ):

  • представительство – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиал – обособленное подразделение ООО, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть (в том числе функции представительства);
  • иное подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством.

Подробнее о том, нужно ли создавать обособленное подразделение, если ООО принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности, см. Возникает ли у ООО обособленное подразделение, если оно принимает на работу дистанционного сотрудника в другой местности?

Законом урегулирован порядок создания обособленных подразделений – филиала и представительства. Порядок создания иных обособленных подразделений в законе не определен. На практике для создания такого структурного подразделения часто используется порядок, аналогичный тому, который установлен для создания филиала или представительства. Рассмотрим процедуру создания филиала или представительства более подробно.

Принять решение о создании филиала или представительства

Решение о создании филиала или представительства ООО может быть принято:

В случае проведения общего собрания для принятия решения о создании филиала или представительства необходимо получить согласие не менее двух третей всех участников. Указанное минимальное количество голосов может быть увеличено уставом общества.

Для случаев, когда решение принимается советом директоров, минимальное количество голосов законом не установлено и должно быть определено в уставе ООО.

Если в ООО только один участник, решение о создании филиала или представительства он принимает единолично.

Подробнее о том, как провести общее собрание участников см. Общее собрание участников ООО.

Поскольку филиал и представительство не являются самостоятельными юридическими лицами, они действуют на основании утвержденных обществом положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Поэтому после принятия решения об их создании следует также утвердить положение о филиале (представительстве), в котором должно быть указано:

  • место нахождения филиала (представительства);
  • функции филиала (представительства);
  • права филиала (представительства);
  • права и обязанности ООО перед филиалом (представительством);
  • порядок управления имуществом филиала (представительства).

Зарегистрировать изменения

С 01.09.2014 вносить какие-либо изменения в устав ООО в связи с созданием филиала или представительства не требуется. Необходимо лишь зафиксировать информацию о новом структурном подразделении в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о создании филиала (представительства) (пп. «н» п. 1, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ).

Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством, этот этап можно пропустить и перейти к Шагу 3.

Для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи созданием филиала или представительства необходимо выполнить следующие действия.

Подать документы в регистрирующий орган

Ранее сведения о филиалах и представительствах ООО необходимо было фиксировать в учредительных документах. Следовательно, при создании или ликвидации такого подразделения изменения в учредительных документах необходимо было регистрировать путем подачи в налоговые органы заявления по форме Р13001, утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.

С 01.09.2014 указывать сведения о филиалах и представительствах ООО в его учредительных документах не нужно (соответствующие изменения были внесены в п. 3 ст. 55 ГК РФ). Необходимо лишь внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.

Однако при этом остается нерешенным вопрос, какое заявление следует использовать, поскольку формы заявлений пока не приведены в соответствие с законом. Форма Р13001 позволяет прямо указать на создание филиала или представительства, но предназначена для регистрации изменений уставных документов. Форма Р14001 позволяет внести в реестр изменения, не связанные с исправлениями учредительных документов, но и не содержит пунктов о создании обособленных подразделений.

Рекомендуем в данном случае использовать форму Р13001. Косвенно это подтверждается разъяснениями ФНС России в письме от 06.03.2015 № СА-4-14/3666@ о том, что до приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законом при внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности филиала (представительства) можно использовать форму Р13001. Однако не исключено, что на практике налоговые органы будут принимать также и форму Р14001. О том, какую именно форму следует заполнять, рекомендуется уточнить в налоговом органе, в который она будет подаваться.

  • направить по почте;
  • передать через нотариуса;
  • передать лично или через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности;
  • направить по информационно-телекоммуникационным сетям;
  • представить через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

За исключением некоторых случаев подлинность проставленной на заявлении подписи нужно заверить в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

Если документы подаются заявителем лично непосредственно в регистрирующий орган, то заверять в нотариальном порядке его подпись на заявлении о государственной регистрации не требуется (абз. 3 п. 1.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). В этом случае заявитель должен в присутствии представителя регистрирующего органа заполнить раздел последнего листа заявления и поставить подпись (письмо ФНС России от 14.05.2014 № СА-4-14/9238).

Отметим, что инспекция не может отказать в приеме заявления (п. 49 Административного регламента).

Получить расписку о приеме документов

При подаче заявления выдается расписка в их получении.

Если заявление подается лично, то работники инспекции выдают расписку на руки в тот же день.

Если заявление подано через представителя, то расписка направляется на почтовый адрес заявителя.

В случае направления заявления по почте инспекция вышлет расписку по указанному заявителем адресу не позднее рабочего дня, следующего за днем получения заявления.

Если заявление подано в электронной форме, расписка направляется в виде электронного документа на электронную почту заявителя.

При подаче документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр расписка в их получении выдается многофункциональным центром (если иной способ получения расписки не указан заявителем). Такой порядок установлен в п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Получить документы, подтверждающие изменения в ЕГРЮЛ

Регистрация изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в срок не более 5 дней со дня подачи всех необходимых документов (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). После этого в инспекции можно получить документ, подтверждающий факт внесения записи изменений в ЕГРЮЛ (п. 15 Административного регламента), а именно лист записи ЕГРЮЛ (форма № Р50007, утв. приказом ФНС России от 12.09.2016 № ММВ-7-14/481@).

Указанный документ в электронной форме (подписанный УКЭП) инспекция направляет заявителю на адрес электронной почты, указанный в заявлении на регистрацию, и тот, который указан в ЕГРЮЛ. Причем не важно каким именно способом документы поступили на регистрацию. Срок направления документов — не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для регистрации срока (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

По запросу заявителя инспекция (МФЦ, нотариус) может выдать подтверждающие регистрацию документы в бумажном виде.

Поставить обособленное подразделение на учет в инспекции

При создании филиала или представительства вставать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения не нужно. Инспекция сделает это самостоятельно исходя из данных о создании обособленного подразделения, внесенных в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ).

Если создается обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то организация обязана встать на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого из них (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ).

Такое сообщение может быть подано (п. 7 ст. 23 НК РФ):

  • лично заявителем или через представителя, действующего на основании доверенности. Заверять ее у нотариуса не требуется (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме (приложение № 8 к приказу ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@) по телекоммуникационным каналам связи, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя или представителя.

Если ООО представляет сообщение в электронной форме, то необходимо руководствоваться Порядком их заполнения и направления, утв. приказом ФНС РФ от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ (абз 3, 4 п. 7 ст. 23 НК РФ).

Инспекция поставит созданное обособленное подразделение на учет в течение 5 дней со дня получения сообщения (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК РФ).

Следует иметь в виду, что если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, городе федерального значения, но на территориях, подведомственных разным налоговым органам, ставить обособленное подразделение на учет можно только в одном из них на усмотрение организации (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Обратите внимание: По мнению Минфина России, форма организации, а также срок нахождения работников на стационарных рабочих местах никак не влияют на обязанность организации в стать на учет по месту нахождения его обособленного подразделения. Отсутствие в таком подразделении работников при наличии оборудованных стационарных рабочих мест влечет обязанность постановки на учет (см. письмо Минфина России от 16.05.2017 № 03-02-07/30877).

Назначить руководителя подразделения

Руководителем подразделения можно назначить кого-то из уже имеющихся сотрудников либо это может быть вновь принятое на работу лицо. Во втором случае необходимо заключить трудовой договор с вновь принятым на эту должность лицом или осуществить перевод.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

Наделить руководителя полномочиями

Руководителю филиала (представительства) необходимо выдать доверенность от имени ООО на совершение действий в интересах последнего (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Сделать это может руководитель общества. Заверять печатью организации такую доверенность не обязательно (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Отметим, что подобная доверенность может быть выдана не только руководителю филиала или представительства, но и руководителю обособленного подразделения, которое филиалом или представительством не является.

В этой доверенности следует указать, имеет ли руководитель филиала (представительства) право:

  • формировать штат работников филиала (представительства);
  • выдавать доверенности работникам филиала (представительства);
  • распоряжаться средствами филиала (представительства);
  • выступать от имени филиала и в интересах филиала (представительства);
  • совершать сделки от имени ООО в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • открывать счет в банке и санкционировать проведение операций по счету.

Принять сотрудников на работу

После того как филиал (представительство) создан и назначен руководитель, необходимо укомплектовать его штат.

Сделать это можно двумя способами:

  • принять на работу новых сотрудников;
  • перевести в филиал сотрудников, работающих в головной организации.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с гражданином РФ, см. Прием на работу российских граждан.

Подробнее о том, как заключить трудовой договор с иностранным гражданином, см. Трудовые отношения с иностранными гражданами.

Подробнее о том, как правильно оформить перевод, см. Перевод и перемещение работника.

Следует иметь в виду, что в трудовом договоре с сотрудником, принимаемым в обособленное структурное подразделение, расположенное в другой местности, в качестве места работы указывается обособленное подразделение и его местонахождение (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Договор подписывается:

  • руководителем ООО, если директор филиала не имеет права формировать его штат;
  • руководителем филиала (представительства), если он на это уполномочен доверенностью.

Налоговые последствия

При открытии филиала ООО теряет право на применение УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Если созданное обособленное подразделение к филиалам не относится, то право на «упрощенку» сохраняется (письмо Минфина России от 20.06.2013 № 03-11-06/2/23305). Кроме того до 01.01.2016 не могли применять УСН также организации, у которых были представительства. Однако Федеральный закон от 06.04.2015 № 84-ФЗ устранил это ограничение.

Подробнее о налогообложении при утрате права на применение УСН см. Справочник «Упрощенная система налогообложения».

Кроме того, организации, имеющие обособленные подразделения, исчисляют налог на прибыль с определенными особенностями в соответствии со ст. 288 НК РФ.

Подробнее об этом см. Порядок исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *