Тип образовательной организации

Тема 4. Формы, типы и виды образовательных организаций

Федеральное законодательство об образовании не содержит определений понятий «форма», «тип», «вид», «категория», но постоянно использует эти понятия. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Тем не менее, в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» эти понятия используются, хотя иногда в виде ссылок. Так, например, о формах говорится следующее: «Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций». (ст. 22, п.1). И далее – в п.4, ст.22, говорится: «Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной».

Термин «виды» теперь используют только применительно к видам образования, образовательным программам, образовательной деятельности, но не к образовательным организациям (ст.2).

О типах же в соответствии со ст. 23 ФЗ говорится следующее: «Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности».

ФЗ выделяет следующие типы ОО, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации должны содержаться в ее наименовании.

В наименовании также могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Если рассматривать типологию образовательных учреждений в зависимости от правового статуса, то после вступление в действие Закона № 83-ФЗ бюджетные учреждения отличаются друг от друга теми возможностями, которые получила их администрация для осуществления своей деятельности. Если говорить кратко, то казенное учреждение максимально ограничено в проявлении какой-либо инициативы, однако получает финансовые гарантии от учредителя. Бюджетное и автономное учреждения имеют больше возможностей для осуществления самостоятельной деятельности, однако на них ложится и больший груз ответственности, поскольку учредитель не предоставляет им финансовых гарантий.

Образовательные учреждения, которые уже перешли в статус автономных, после вступление в силу Закона № 83-ФЗ практически не заметили перемен. Бюджетные учреждения, которые стали казенными, получают еще больше ограничений на осуществление приносящей доход деятельности, но в целом работают как и прежде. Принципиальные изменения произошли только в деятельности бюджетных учреждений. Можно сказать, что существовавшие ранее бюджетные учреждения наиболее близки по своим возможностям к нынешним казенным учреждениям, новое же бюджетное учреждение стало ближе к современному автономному.

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений:

· казенное учреждение– это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»;

· бюджетное учреждение– это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение– это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».

Различия между учреждениями этих форм представлены в таблице 2

Таблица 2. Характеристика форм образовательных учреждений

Критерии сравнения Формы учреждений
Казенное Бюджетное Автономное
1. Основные направления деятельности. Оказывает государственные (муниципальные) услуги, выполняет работы и (или) исполняет государственные (муниципальные) функции Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления Выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления
2. Сферы, в которых может быть создано. В любых В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах В сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами
3. Способ финансирования. За счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы На основе финансирования государственного или муниципального задания На основе финансирования государственного или муниципального задания
4. Способ доведения денежных средств. По бюджетной смете Через субсидии Через субсидии
5. Учет иных доходов в процессе финансирования. Иные доходы учитываются при определении объема финансирования Размер субсидии не зависит от иных доходов Размер субсидии не зависит от иных доходов
6. Право на ведение приносящей доход деятельности. Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами Должно быть предусмотрено учредительными документами
7. Распределение доходов от приносящей доход деятельности. Поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения Поступают в самостоятельное распоряжение учреждения
8. Распоряжение доходами от приносящей доход деятельности. Не имеет права на свободное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности Имеет право свободно распоряжаться доходами от приносящей доход деятельности
9. Выделяемые виды имущества. Не выделяются Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств Недвижимое, особо ценное движимое имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств
10. Распоряжение имуществом. Распоряжается с согласия собственника Распоряжается с согласия собственника особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств, а также недвижимым имуществом. Другим имуществом распоряжается свободно Распоряжается с согласия собственника – недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным учредителем или приобретенным за счет выделенных им средств. Другим имуществом распоряжается свободно
11. Органы управления. Не меняются Не меняются В дополнение к имеющимся органам добавляется наблюдательный совет
12. Субсидиарная ответственность учредителя. Есть Нет Нет
13. Ответственность учреждения перед кредиторами. Отвечает денежными средствами Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств Отвечает всем имуществом, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества, переданного учредителем или приобретенного за счет выделенных им средств
14. Порядок заключение крупных сделок, сделок «с заинтересованностью». Обычный порядок С согласия учредителя С согласия учредителя либо наблюдательного совета
15. Заключение контрактов. От имени учредителя От своего имени От своего имени
16. Действие Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Распространяется Распространяется Не распространяется
17. Возможность получать займы, кредиты. Не могут Могут с учетом установленных законом ограничений Могут
18. Возможность создания иных юридических лиц. Отсутствует Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника Может с согласия учредителя передавать имущество некоммерческим организациям в качестве учредителя, участника

Сравнительная характеристика бюджетных, автономных, казенных учреждений позволила выявить разницу в финансовом обеспечении, порядке использования средств от приносящей доход деятельности, в привлечении заемных средств, в проведении финансового контроля.

Виды образовательных учреждений

Образовательные учреждения каждого типа могут подразделяться на виды (внутри своего типа).

Виды дошкольной образовательной организации:

-детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

-детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

-детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

-детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

-центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое). И др.

Виды общеобразовательной организации:

а) начальная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательную программу начального общего образования;

б) основная общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования;

в) средняя общеобразовательная школа — реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов -реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам;

д) гимназия — реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования;

е) лицей — реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования.

ё) специальные (коррекционные) образовательные организации (учреждения) создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии;

ж) учебно-воспитательные учреждения (организации) для детей с девиантным поведением, бывают открытого типа и закрытого типа:

— учреждение (организация) открытого типа выполняет функции профилактического учреждения, обеспечивающего развитие личности воспитанника и создается для детей и подростков: с устойчивым противоправным поведением; подвергшихся любым формам психологического насилия; отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями:

— учреждение (организация) закрытого типа создается для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода;

з) санаторно-лесная школа — учебное заведение интернатного типа, предназначенное для обучения детей школьного возраста (с 7 до 14 лет), нуждающихся в длительном лечении, имеющие хронические болезни (с заболеваниями сердечно сосудистой системы, закрытыми формами туберкулеза, больных ревматизмом и др.);

и) школы-интернаты — образовательная организация с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей. По контингенту бывают: для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; для детей с ограниченными возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д); для детей со способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше); для «трудных» подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами). По образовательной программе различают: общеобразовательные, специальные, с углублённым изучением некоторых дисциплин, коррекционные, с обучением, ориентированным на ограниченные способности.

Виды профессиональной образовательной организации:

а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. И др.

Виды образовательной организации высшего образования

а) университет — высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям);

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;

-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

б) академия — высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;

-выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры;

-является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности;

в) институт — высшее учебное заведение, которое:

-реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

-осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;

-ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Виды организации дополнительного образования:

— центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

— дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

— дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

— станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

— детская школа искусств, в том числе по видам искусств; по различным областям науки и техники;

— детско-юношеские спортивные школы;

— станции (юных натуралистов, технического творчества, детская экологиче-ская, детского и юношеского туризма и экскурсий;

— детский парк;

— клуб юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десонтников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский экологический, юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий,детско-юношеской физической подготовки;

— детский оздоровительно – образовательный лагерь;

— дворцы культуры, спорта.

Виды организации дополнительного профессионального образования

Академии повышения квалификации — ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

Институты повышения квалификации — образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:

учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалифика-ции и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;

межотраслевые региональные центры повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости — образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

3. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государствен-ное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими кон-сультативные, совещательные и иные органы

Государственное управление в сфере образования осуществляют на следующих уровнях:

Первый, федеральный, уровень включает в себя органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки Российской Федерации и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования, например, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — Рособрнадзор).

К ведению федеральных органов управления образованием относятся вопросы стратегического характера.

Второй уровень органов управления образованием — это органы государственной власти субъектов Российской Федерации власти в сфере образования (Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики, Департамент образования г. Москвы, Министерство образования Ростовской области и т. д.).

Органы управления образованием субъектов Федерации определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах и решаются вопросы регионального значения.

К третьему, местному, уровню относятся органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (управления образованием при местных администрациях, окружные управления образования, территориальные отделы).

На этом уровне решаются вопросы местного значения в сфере образования.

Образовательные организации в России

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Эта статья или раздел содержит материал неэнциклопедичного характера. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. На странице обсуждения могут быть подробности.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, то есть организации, реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Классификация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, как юридических лиц

В соответствии с законодательством РФ образовательную деятельность осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения, как было до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», но и в любой другой форме, установленной законодательством для некоммерческих организаций.

Образовательные организации могут быть:

  • государственными (созданными Российской Федерацией и субъектами федерации):
    • федеральное государственное образовательное учреждение (ФГОУ), созданное Российской Федерацией или федеральным органом власти
    • государственное образовательное учреждение (ГОУ), созданное субъектом федерации
  • муниципальными (муниципальные образовательные организации),
  • частными (негосударственными, созданными общественными и религиозными организациями, коммерческими организациями, частными лицами).

Образовательные организации, созданные Российской Федерацией, субъектом федерации, муниципальными образованиями в форме учреждения (государственные и муниципальные учреждения), в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ могут быть казенными, бюджетными, автономными. Эти типы государственных и муниципальных учреждений определены в связи с переходом от сметного финансирования к обеспечению государственных (муниципальных) учреждений финансами лишь для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ) в виде бюджетных субсидий. Различия в типах государственных и муниципальных учреждений заключаются в степени финансовой самостоятельности учреждения — доходы от приносящей доход деятельности полностью получает автономное учреждение, а казенное учреждение передает доходы от платных услуг и работ в бюджет своего учредителя.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Типы современных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в России

Образовательную деятельность согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» могут осуществлять:

  • некоммерческие образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность как основной вид деятельности (образовательные организации);
  • иные организации, осуществляющие обучение как дополнительный к основному виду деятельности (организации, осуществляющие обучение);
  • индивидуальные предприниматели как лично, так и с привлечением педагогических работников.

Образовательные организации

Образовательные организации в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, подразделяются на типы (см. таблицу ниже). Образовательные организации также вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности. В новом законе об образовании нет деления образовательных организаций на конкретные виды, но в наименовании образовательной организации должно содержаться указание на её организационно-правовую форму и тип. В наименовании образовательной организации также могут использоваться наименования, указывающие:

  • на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся),
  • дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Тип образовательной организации Основная образовательная деятельность Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность Возможные виды образовательных организаций
Дошкольная образовательная организация образовательные программы дошкольного образования, а также присмотр и уход за детьми дополнительные общеразвивающие программы ясли, детский сад
Общеобразовательная организация образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения начальная школа — детский сад, прогимназия, школа, гимназия, национальная гимназия, лицей, учебно-воспитательный комплекс, школа с углубленным изучением предметов, профильная школа, кадетская школа, кадетский корпус, школа-интернат
Профессиональная образовательная организация образовательные программы среднего профессионального образования основные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы профессиональное училище, профессиональный лицей, колледж, техникум
Образовательные организации высшего образования образовательные программы высшего образования, а также научная деятельность основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы институт, академия, университет
Организация дополнительного образования дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения учреждения дополнительного образования детей: дворцы детского (юношеского) творчества, станции юного натуралиста, станции юного туриста, детская школа искусств; учреждения дополнительного образования взрослых
Организация дополнительного профессионального образования дополнительные профессиональные программы программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения институт повышения квалификации

Таблица подготовлена на основании статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Образовательные организации могут создаваться не только в форме учреждения, как было до принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а в любой форме, установленной законодательством для некоммерческих организаций.

До вступления в силу указанного федерального закона в Российской Федерации к образовательным относились:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального (см. Профессиональное образование), высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • учреждения дополнительного образования взрослых;
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Организации, осуществляющие обучение

Организациями, осуществляющими обучение, могут быть научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Организация, осуществляющая обучение Дополнительная (возможная для осуществления) образовательная деятельность
Научная организация образовательные программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы профессионального обучения и дополнительные профессиональные программы
Организация, осуществляющая лечение, оздоровление и (или) отдых
Организация, осуществляющая социальное обслуживание
основные и дополнительные общеобразовательные программы, основные программы профессионального обучения
Загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации основные и дополнительные общеобразовательные программы (с учетом ряда особенностей)
Иное юридическое лицо образовательные программы профессионального обучения, образовательные программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в её структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

Статус образовательного учреждения

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица.

Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом.

Права и обязанности образовательных учреждений, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими образовательных программ.

Примечания

  • Среднее профессиональное образование
    • программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих
    • программы подготовки специалистов среднего звена
  • Высшее образование
    • программы бакалавриата
    • программы специалитета
    • программы магистратуры
    • программы подготовки кадров высшей квалификации (ранее – послевузовское профессиональное образование) – программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
    • программы асситентуры-стажировки
    • программы ординатуры

  • Дополнительное образование детей и взрослых
    • предпрофильные программы
    • общеразвивающие программы
  • Дополнительное профессиональное образование
    • программы повышения квалификации
    • программы профессиональной переподготовки

  • Программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих
  • Программы повышения квалификации рабочих, служащих

Уровни, виды и направления образования (с указанием программ каждого уровня и вида)
Общее образование Профессиональное образование Дополнительное образование Профессиональное обучение Направления образования в России

  • Дошкольная образовательная организация
    • ясли, детский сад
  • Общеобразовательная организация
    • школа, гимназия, прогимназия, школа-интернат, кадетский корпус
  • Профессиональная образовательная организация
    • колледж, техникум, профессиональный лицей, профессиональное училище
  • Образовательные организации высшего образования
    • вуз, институт, академия, университет, национальный исследовательский университет, федеральный университет
  • Организация дополнительного образования
    • учреждения дополнительного образования детей
  • Организация дополнительного профессионального образования
    • институт повышения квалификации, факультет повышения квалификации

  • Органы управления образованием в России
    • федеральный уровень
    • региональный уровень
    • муниципальный уровень
  • ФГОС
  • УМО вузов по направлениям подготовки и специальностям
  • Лицензирование образовательной деятельности
  • Аккредитация
  • Государственный контроль (надзор) в сфере образования
  • Аттестация выпускников
    • ЕГЭ, ОГЭ, итоговая государственная аттестация студентов вузов

Организация образования в России
Типы образовательных организаций Организационное и учебно-методическое
сопровождение образования в России
Реформа образования в России

История образования в России
Этапы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *