Транспортная инспекция полномочия

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 июня 1997 г. № 146-Ц ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ _______________________________________________ _______ ___ _ Утратил силу приказом Министерства транспорта и коммуникаций от 12 мая 2003 г. № 153-Ц (зарегистрирован в Национальном реестре — № 8/9526 от 19.05.2003 г.) Во исполнение приказа Минтранса от 5 июня 1997 г. № 130-Ц приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Транспортной инспекции. 2. Государственному предприятию «Бюро международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс» (Амбросов И.Е.) организовать издание необходимого количества названного положения отдельной книжкой и обеспечить выдачу ее работникам Транспортной инспекции. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника управления транспортной политики Клевцова А.В. Министр А.В.ЛУКАШОВ УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 25.06.1997 № 146-Ц ПОЛОЖЕНИЕ о Транспортной инспекции 1. Общие положения. 1.1. Транспортная инспекция является структурным подразделением государственного предприятия «Бюро международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс» (ГП «Интеравтотранс»), уполномоченным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь осуществлять оформление и выдачу лицензий и контроль за выполнением юридическими и физическими лицами (субъектами хозяйствования) условий, правил и положений, определяющих порядок осуществления в Республике Беларусь перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционной деятельности; 1.2. транспортная инспекция в своем составе имеет центральный аппарат и Транспортные инспекции по областям. Структура и штатное расписание Транспортной инспекции утверждаются директором ГП «Интеравтотранс» по согласованию с Управлением транспортной политики Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь; 1.3. транспортная инспекция в своей работе руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными актами в области лицензирования и контроля за лицензируемой Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь деятельностью, постановлениями Коллегии, приказами и указаниями Минтранса, Уставом ГП «Интеравтотранс» и настоящим Положением; 1.4. транспортная инспекция осуществляет свою деятельность под методическим руководством Управления транспортной политики Минтранса и в тесном контакте с другими структурами министерства. В пределах своей компетенции взаимодействует с территориальными органами Государственной автомобильной инспекции, Государственного налогового комитета и другими органами надзора и контроля, а также с местными распорядительными и исполнительными органами власти; сотрудничает с аналогичными структурами других государств; 1.5. транспортную инспекцию возглавляет начальник Транспортной инспекции, который подчиняется непосредственно директору ГП «Интеравтотранс», назначается и освобождается от занимаемой должности Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь по представлению директора ГП «Интеравтотранс», согласованному с Управлением транспортной политики Минтранса. Начальник Транспортной инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Транспортную инспекцию задач; 1.6. транспортная инспекция по области возглавляется начальником Транспортной инспекции по области, который подчиняется непосредственно начальнику Транспортной инспекции. Начальник Транспортной инспекции по области несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач, назначается и освобождается от занимаемой должности директором ГП «Интеравтотранс» по представлению начальника Транспортной инспекции, согласованному с Управлением транспортной политики Минтранса; 1.7. работники Транспортной инспекции при исполнении служебных обязанностей должны быть одеты в форму и иметь при себе удостоверение личности, установленных Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь образцов; 1.8. указания Транспортной инспекции, принятые в пределах предоставленных ей полномочий, являются обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами независимо от форм собственности; 1.9. заявления на неправомочные действия Транспортной инспекции по области рассматриваются начальником Транспортной инспекции, а на действия начальника Транспортной инспекции — Министром транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Указания Транспортной инспекции могут быть обжалованы в судебном порядке; 1.10. за невыполнение своих должностных обязанностей работники Транспортной инспекции несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Правилами внутреннего распорядка ГП «Интеравтотранс». 2. Основными задачами Транспортной инспекции являются: 2.1. оформление и выдача лицензий на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом (исключая собственные технологические нужды субъектов хозяйствования и внутригородские перевозки) и лицензионных карточек на автотранспортные средства, а также лицензий на транспортно-экспедиционную деятельность в порядке, устанавливаемом Министерством транспорта и коммуникаций; 2.2. осуществление контроля за соблюдением на территории Республики Беларусь юридическими и физическими лицами Правил, положений и условий перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь нормативными актами; 2.3. сбор, обобщение и анализ информации, разработка предложений по совершенствованию системы государственного регулирования рынка транспортных работ и услуг. 3. Транспортная инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами: 3.1. проверяет по мере необходимости с выездом на место готовность юридических и физических лиц к выполнению деятельности, на которую подана заявка для получения лицензии; 3.2. оформляет и выдает лицензии на перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционную деятельность, а также лицензионные карточки на автотранспортные средства; 3.3. осуществляет контроль и организует проверки на предприятиях и на линии выполнения юридическими и физическими лицами Республики Беларусь (за исключением предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета Государственной безопасности, Государственного комитета пограничных войск) и иностранными субъектами хозяйствования нормативных актов, определяющих порядок осуществления перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом транспортно-экспедиционной деятельности; 3.4. обобщает материалы проверок и дает обязательные для исполнения указания об устранении юридическими и физическими лицами выявленных нарушений, контролирует выполнение своих указаний; 3.5. вносит в Минтранс предложения по приостановлению действия лицензии впредь до устранения допущенных субъектом хозяйствования нарушений или на определенный срок. При повторном грубом нарушении правил осуществления деятельности, на которую выдана лицензия, а также за нарушения законодательства или действия, в результате которых возникает опасность аварий, катастроф, угрозы гибели людей или нанесении ущерба их здоровью, других тяжких последствий вносит предложения по лишению субъекта хозяйствования права пользования лицензией; 3.6. по получении извещения Минтранса о приостановлении действия лицензии сообщает об этом субъекту хозяйствования и осуществляет контроль за своевременным устранением им нарушений. Сообщает Минтрансу об устранении нарушений, повлекших приостановление действия лицензии, и уведомляет субъект хозяйствования о решении Минтранса о восстановлении ее действия; 3.7. изымает лицензии у субъекта хозяйствования при принятии Минтрансом решения о прекращении ее действия; 3.8. рассматривает сообщения территориальных органов надзора и контроля, субъектов хозяйствования и граждан о нарушениях условий, правил и положений лицензируемой деятельности, в пределах своей компетенции принимает меры по их устранению, при необходимости вносит соответствующие предложения в Минтранс; 3.9. обращается в соответствующие территориальные органы надзора и контроля, а также в местные исполнительные органы власти с предложениями по применению к субъектам хозяйствования санкций, входящих в их компетенцию, за нарушения в области лицензируемой на транспорте деятельности; 3.10. осуществляет учет, обеспечивает сбор, обобщение и представление в Минтранс установленной им информации о работе Транспортной инспекции; 3.11. разрабатывает и вносит в Минтранс предложения по совершенствованию действующих законодательных и нормативных актов в области лицензирования и контроля за лицензируемой на транспорте деятельностью, а также правил, положений и инструкций по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционной деятельностью. 4. Транспортная инспекция при выполнении возложенных на нее функций имеет право: 4.1. беспрепятственного доступа на территорию проверяемых субъектов хозяйствования и остановки автотранспортных средств на линии при предъявлении удостоверения личности работника Транспортной инспекции; 4.2. требовать предъявления и получать от проверяемых субъектов хозяйствования отчетные и учетные документы, справки, анализы и другие сведения, необходимые для осуществления возложенных на Транспортную инспекцию функций. Транспортная инспекция несет ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну; 4.3. в установленном порядке привлекать к участию в проверках специалистов центрального аппарата Минтранса и подведомственных ему объединений, предприятий и организаций, а также работников территориальных органов надзора и контроля, местных органов власти и неподведомственных Минтрансу предприятий и организаций с согласия их руководителей; 4.4. получать объяснения субъектов хозяйствования по выявленным нарушениям. Давать указания юридическим, независимо от форм собственности, и физическим лицам об устранении выявленных при проверках нарушений и вносить предложения руководителям предприятий и организаций о привлечении виновных к ответственности; 4.5. участвовать в рассмотрении результатов произведенных Транспортной инспекцией проверок на предприятиях и в организациях и в проверках, проводимых территориальными органами надзора и контроля, местными органами власти; 4.6. разъяснять порядок применения нормативных актов Минтранса в области лицензирования и контроля за лицензируемой на транспорте деятельностью; 4.7. участвовать в разработке проектов законодательных и нормативных актов по сертификации и лицензированию транспортных работ и услуг, а также правил, положений и инструкций по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционной деятельности.

В июне текущего года Указом Президента РБ №268 в Правила дорожного движения Республики Беларусь были внесены изменения, в которых говорится, что, помимо сотрудников ГАИ, водители транспортных средств обязаны иметь при себе и передавать для проверки водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства также должностным лицам Транспортной инспекции при осуществлении ими возложенных на них функций.

Уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции при осуществлении контроля за соблюдением пользователями платной дороги установленного законодательством порядка взимания платы за проезд имеют право:

Реклама

– проверять правильность использования и работы бортового устройства, осуществлять контроль за внесением платы за пользование платной дорогой в соответствии с установленными режимами, производить исчисление и сбор платы в увеличенном размере;

– производить остановку транспортных средств, в отношении которых имеется информация и (или) признаки, указывающие о нарушении пользователем платной дорогой порядка взимания платы за проезд;

– использовать при осуществлении контроля средства фото-, видеофиксации, иные технические средства;

Реклама

– предъявлять пользователю платной дороги обязательное для исполнения требование об устранении нарушений порядка взимания платы за проезд по платной дороге, внесении в установленных случаях платы в увеличенном размере и уплаты ранее наложенных штрафов;

– привлекать в пределах своей компетенции собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности, взимать на месте плату в увеличенном размере;

– принимать в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании и (или) принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку;

– получать при необходимости от правоохранительных, налоговых органов и иных организаций необходимую информацию для обеспечения взимания платы в увеличенном размере за проезд транспортных средств по платным дорогам;

Наряду с этим сотрудники Транспортной инспекции осуществляют в пределах своей компетенции действия, которые направлены на выявление и пресечение фактов неоплаты или неполной оплаты, а также иных нарушений порядка взимания платы за проезд по платным дорогам.

Обладая широким спектром полномочий, должностные лица Транспортной инспекции при исполнении своих служебных обязанностей должны быть всегда вежливы и корректны. Предъявлять по требованию служебное удостоверение, представляться пользователю платной дороги, сообщать цель и причину остановки (проверки) транспортного средства, разъяснять суть выявленных нарушений, право и порядок обжалования в случае несогласия с действиями должностного лица Транспортной инспекции.

Реклама

В преддверии Нового года хотелось бы поздравить всех перевозчиков и пожелать им хорошей дороги!

«Съезд в кювет утром бодрит лучше кофе. Спасибо, что без жертв», — с такими словами «благодарности» на своей странице в социальной сети обратилась к фирме-перевозчику пассажирка международного регулярного рейса Минск — Бобруйск — Мозырь — Киев — Одесса.
На борту — 47 человек, почти половина — дети. 4:30 утра. В кювете у деревни Светачовка под Оршей лежит на боку автобус, более 50 пассажиров которого ехали из Киева в Таллин. Часть из них госпитализировали, но серьезных травм, как и в первом случае, никто не получил.

Похожи эти аварии не только маршрутом и счастливым случаем в виду отсутствия жертв, но и наиболее вероятной причиной инцидентов: водитель заснул за рулем.

Восемь часов утра, диспетчерская станция «Дружная» Минска. На остановках, между автобусами стоят группки людей — чемоданы и рюкзаки выдают в них будущих путешественников. Кто-то топчется в ожидании своего рейса к морю, а некоторые уже грузят вещи в огромные туристические автобусы. Даже среди этой суеты легко заметить героев материала: форменные кепки, салатовые жилеты со световозвращающими лентами и надписью «Транспортная инспекция». Экипаж состоит из двух ведущих специалистов управления контроля автомобильного транспорта филиала Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области. Владимир Мартиневский на службе в учреждении уже 10 лет. Про своего коллегу Вячеслава Саржицкого шутит, что тот работал в инспекции еще до ее появления. Но, как известно, в любой шутке только часть шутки: Вячеслав Михайлович был сотрудником «Интеравтотранса», который позже превратился в Транспортную инспекцию.

Сегодня специалисты вышли на контроль режима труда и отдыха водителей международных автомобильных пассажирских перевозок. Транспортная инспекция имеет право на территории Беларуси проводить проверку любых транспортных средств, осуществляющих международные пассажирские или грузовые рейсы.

— Мы проверяем в основном транспорт, который возвращается из путешествия. Контроль осуществляется на основе данных тахографов — цифровых или аналоговых. Водитель обязан дать показания этого прибора и письмо подтверждения деятельности за 28 + один день, в котором указано, сколько он отдыхал. Карточка с цифрового тахографа вставляется в компьютер, и считывается вся необходимая информация. Разумеется, работать с ними гораздо проще, но такие приборы имеют только новые транспортные средства. Большинство водителей пользуется аналоговыми и предъявляет тахограммы, из-за их формы названные «шайбами», — говорит Владимир Мартиневский. — Чтобы не усложнять работу перевозчикам и не было жалоб от пассажиров отбывающих автобусов мы проводим их только визуальный осмотр. Убеждаемся, что нет разбитого лобового стекла, износа протекторов, разного рисунка протектора колес одной оси.

Пока разговариваем с Владимиром Мартиневским, его коллега проверяет автобус, который приехал из Украины. По словам транспортников, большинство туристических рейсов из Беларуси отправляется теперь в направлении Затоки, Одессы.

— У этого водителя — нарушение. С 31 июля по 2 августа он не переводил тахограф в режим отдыха. Получилось, что мужчина находился на рабочем месте двое суток, — объясняет Вячеслав Саржицкий.

Если на рейсе работает экипаж из двух человек (а таких на международных пассажирских перевозках большинство), за 30 часов отдых должен быть не менее девяти часов. Через каждые четыре с половиной часа у водителя обязательный перерыв — 45 минут. После шести периодов управления по 24 часа он не может обойтись без суточного отдыха.

Обнаружив нарушение, специалист выписывает штраф. Водитель не противоречит: «Провинился — заплачу!» Пока украинец ищет ближайший банк, продолжаем разговор.

— Нарушение режима труда и отдыха — самая распространенная ошибка водителей международных рейсов. При согласии виновника штраф начинается от пяти базовых величин (122 рубля 50 копеек). Для граждан Беларуси мы выписываем постановление, и штраф можно оплатить в течение месяца.

В связи с частыми ДТП Транспортная инспекция приняла решение о проведении проверок автобусов, которые перевозят туристические группы граждан Республики Беларусь на отдых. Мониторинг организован в пунктах пропуска через государственную границу, а также в местах прибытия автобусов после высадки пассажиров. Почти за месяц проверено 643 автобуса, из них 545 принадлежат белорусским перевозчикам и 98 — иностранным. Выявлено 130 фактов нарушения водителями режима труда и отдыха. В том числе филиалом Транспортной инспекции по городу Минску и Минской области проверено 125 автобусов. Определено около 40 фактов нарушения водителями режима труда и отдыха. Контрольные мероприятия продолжаются.

Ведущий специалист Владимир Мартиневский осматривает автобус, который направляется в путешествие. Водитель волнуется: «Нет времени! Все в порядке! Три дня на «отстое» стоял».

— «Отстой» на сленге водителей — это отдых, — объясняет сотрудник Транспортной инспекции.

— А бывают случаи, когда сами пассажиры жалуются на водителей?

— Обычно наоборот, защищают, так как хотят быстрее доехать на отдых. А когда назад возвращаются, во время путешествия уже могут и друзьями стать, поэтому жалоб от них нет.

Станция «Дружная» выбрана пунктом контроля как самое популярное место отбытия и возвращения международных автобусных маршрутов (что раздражает водителей городского коммунального транспорта). Последнее время конечной остановкой это место является для небольшого количества рейсов: о присутствии здесь транспортников водители сообщают друг другу с помощью радиостанций. Пассажиров начинают высаживать на пути: возле метро, ​​торговых центров.

— Но и эти остановки мы знаем. Можем оперативно изменить место проверки, — уверяют сотрудники Транспортной инспекции. — За восьмичасовую смену проверяем от 10 до 15 автобусов. Когда начинали на этом пункте работать, было больше.

Водитель-международник, который работает на пассажирских рейсах, должен иметь удостоверение категории Д со стажем на автобусе М2 (количество пассажиров свыше восьми и общей массой до пяти тонн) два года, М3 (количество пассажиров свыше восьми и общей массой свыше пяти тонн) три года и документ об окончании курсов для таких специалистов.

На стоянке замечаю водителя туристического автобуса, который медленно ходит по площадке, спрашиваю:

— Как относитесь к коллегам, которые нарушают режим?

— На дороге бывает всякое, но главное — понимать, что ты отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизни пассажиров.

— Попадаетесь на нарушениях?

— Если бы попадался, то детей бы не перевозил.

— Эти автобусы принадлежат детскому центру отдыха, — подсказывает мне ведущий специалист Транспортной инспекции.

Интересуюсь, что сотрудники ведомства думают о причинах резонансных аварий?

— Подробностей не знаем, поэтому трудно конкретное что-то сказать. Четыре-пять часов утра — очень сложное для водителей время. Они нередко засыпают. Ночью мы рекомендуем меняться каждые три часа. Человеческий фактор. Видимо, ехал, хотел дотянуть до конца смены, но…

Прибывает еще один автобус. Водитель по просьбе приносит уже известные «шайбы» аналогового тахографа.

— На приборе есть несколько граф, на которых указан период управления и скорость. Транспорт останавливается — прибор может автоматически перейти в режим отдыха, или нужно его перевести вручную. Если один член экипажа управляет транспортным средством, второй находится в пассивном режиме — на «шайбе» это указано «конвертом». Когда водитель заправляется, проходит границу, он должен переставить тахограф в режим «молоточков» — активной работы. Есть пассивная, активная работа. Все эти позиции на тахограммах отображаются, — объясняет принцип работы прибора Владимир Мартиневский.

Тахографами должны быть оборудованы все транспортные средства, осуществляющие международные грузовые (массой свыше 3,5 тонны) и автобусные пассажирские перевозки. Согласно нашему законодательству внутренние рейсы могут не пользоваться такими приборами.

Контроль автотранспорта — только одно из направлений работы Транспортной инспекции. Ведомство осуществляет контроль весогабаритного, железнодорожного транспорта, авиационной безопасности, контроль за платными дорогами и выдачу карточек цифрового тахографа водителям и предприятиям.

Специалисты утверждают: «Наша задача —работать на предупреждение, а не на наказание нарушителей. Нам важно, чтобы они осознали свою вину».

Система проверки и штрафов разработана не для того, чтобы водитель заплатил деньги. Главное, чтобы он осознал свою ошибку и следующий раз не рисковал ни своей жизнью, ни жизнями пассажиров.

Мария ДАДАЛКО

Фото автора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *