Требование из налоговой

Возможные причины

Если не пришло налоговое уведомление на транспортный налог, причин для этого может быть достаточно много.

Согласно современного законодательства, собственник транспортного средства обязан произвести оплату налога не позднее установленных налоговым законом сроков.

Есть, конечно, некоторые исключения в определенных категориях транспорта, категории граждан и технические параметры ТС, которые могут дать определенные исключения.

Произвести платеж в срок достаточно сложно, если в свое время не была получена квитанция на оплату налога.

Причина в том, что каждый плательщик должен знать, какая сумма должна быть уплачена за текущий год, появилась ли задолженность и положены ли были определенные льготы на налог, которые будут снижать обозначенную сумму.

Причин, по которым квитанция на оплату налога не была выдана на руки, может быть достаточно много.

Среди самых распространенных из них можно отметить:

  1. Автомобиль оформлен не на собственника, а на льготника, который может вообще ничего не оплачивать.
  2. Технические и информационные сбои в процессе передачи данных, полученных от ГИБДД. Они просто не знают, что тот или иной человек стал собственником авто. Дорожная служба должна сообщить налоговым органам о перерегистрации в течении 10 дней после совершения сделки.
  3. Собственник авто сам забыл сообщить в налоговую о том, что стал собственником нового авто, поставленного на официальный учет в ГИБДД.
  4. Между этапами высланного уведомления были проведены какие-то заминки или произошла элементарная утеря писем.
  5. Возникновение технических сложностей в проводимых перерасчетах, обнаружение ошибок в начисленном транспортном налоге.

Между фактом отправления ценного письма по почте, передачей его собственнику авто под роспись и принятием адресатом положена достаточно большая разница.

Заказное письмо могло просто затеряться, его могли украсть из почтового ящика, куда сотрудник почтового отделения кидает его, если адресата не оказалось дома.

В подобных ситуациях потребуется обратиться с вопросами непосредственно в почтовую организацию. Делать это нужно только после того, как было получено точное доказательство вины службы почтовых отправлений.

Получить точную информацию по отсутствии вины налоговой и по вине почты можно в налоговой, у сотрудника, который проводил расчеты по определенному транспортному средству.

Не пришла квитанция – варианты действий

Итак, не пришло извещение о транспортном налоге, что можно сделать в данной ситуации.

В первую очередь нужно осознать, что современное законодательство достаточно серьезно контролирует факты оплаты начисленных налогов.

Пассивной реакции на пренебрежение человеком установленных правил ожидать не стоит.

Налоговое законодательство активно пропагандирует тот факт, что собственники авто самостоятельно должны обратиться в налоговую службу, если не было получено заказное письмо с уведомлением относительно суммы обязательного платежа по налогу.

Действия при отсутствии регистрации авто

Если уведомление не было получено до 1 октября настоящего года, у собственника есть время до конца года, чтобы дать знать налоговым органам, что в этом году было приобретено то или иное транспортное средство.

Выглядеть это может так – человек приобрел транспортное средство в мае 2017 года, но до 1 октября 2019 так и не получил никакого уведомления относительно оплаты налога на приобретенный автомобиль.

В подобной ситуации действия должны быть следующие:

  1. В налоговую службу подаются основные сведения по приобретенному авто. Сделать это нужно до 31 декабря 2019 года.
  2. После этого сотрудники налоговой службы рассчитают сумму платежа и сразу выставят соответствующий счет посредством отправленного заказного письма с суммой оплаты.

Если авто было приобретено год назад, налог будет рассчитан с момента его приобретения. Если авто за это время было продано, за период пользования им все равно придется заплатить.

Проверка через специальные сервисы

Если человек привык жить по правилам, выполняя все возложенные на него обязательства, можно самостоятельно проверить, был ли оплачен налог на авто, есть ли задолженность по транспортному налогу.

Сделать это можно через личный кабинет на сайте «Налог» и провести все необходимые проверки.

Они будут показаны только в том случае, если собственник авто был ранее зарегистрирован в базе в качестве налогоплательщика, то есть если сотрудник налоговой службы выдал в свое время пароль к доступу в личный кабинет.

Если этого не произошло ранее, придется лично посетить налоговую и получить пароль для авторизации на официальном сайте в личном кабинете.

Если становится ясно, что налог долго не платился, стоит удостовериться в том, не было ли подано заявление в суд. Для этого потребуется посетить сайт ФССП, то есть федеральной службы судебных приставов, ввести свои личные данные.

В результате можно будет увидеть в базе, если ли информация по тому или иному человеку или нет. Если в результате поиска высветилась запись – ничего не найдено – можно быть спокойными, в суд налоговая инспекция еще не подала.

Отсутствие подачи заявления в суд не является основанием для того, чтобы забыть про транспортный налог полностью. Это просто своеобразная отсрочка, во время которой нужно постараться заплатить налог.

Действия при отсутствии извещения

Одновременно со сроками подачи информации относительно прав собственности на авто, налогоплательщику нужно знать, какой предусмотрен алгоритм действий на случай, если так и не пришел квиток на транспортный налог.

Шаги, которые нужно будет предпринять собственнику авто во избежание проблем, должны быть следующими:

  • на стандартном бланке КНД 1153006 пишется сообщение, в котором указывается, что человек является собственником авто. Обязательно указываются параметры самого транспортного средства и его собственника;
  • к сообщению прикладывается копия свидетельства о регистрации в ГИБДД авто на имя налогоплательщика.

Если в собственности есть сразу несколько транспортных машин, декларация должна быть подана на каждый из них. Сообщение такого плана подается только раз.

В случае, если и после этого не было получено извещение относительно необходимой для оплаты суммы, собственник будет иметь полное право ничего не предпринимать.

Владелец авто, как добросовестный налогоплательщик, все сделал со своей стороны, он не уклонялся от оплаты, соответственно вся последующая ответственность будет лежать на сотрудниках налоговой организации.

Несмотря на это, оплатить налог все равно придется, просто не будут назначены никакие штрафы.

Последствия неуплаченного налога

Если налогоплательщик по какой-то причине уклоняется от оплаты налоговых обязательных платежей, это автоматически приведет к негативным последствиям.

При отсутствии оплаты транспортного налога есть риск столкнуться со штрафом, объем которого может достигать 20% от всей задолженности.

Процент штрафа может быть взят за весь пройденный период задолженности, соответственно, если не прошло общего срока давности, три года, владелец транспортного средства обязан будет заплатить налог в принудительном порядке.

Налог может быть изъят автоматически из заработной платы, посредством искового заявления в налоговую инспекцию, которая обращается за помощью к судебным приставам.

Согласно установленным нормам, срок оплаты налога на транспорт в 2019 году говорит о том, что налоговые организации не сильно торопят налогоплательщиков, обеспечивают достаточно много времени на сбор денежных средств для внесения их в бюджет.

Несмотря на подобную лояльность, штрафы за просрочку могут быть достаточно серьезными. Кроме стандартных 20% штрафа есть и иные способы наказания.

Вот самые основные из них:

  • начисление пени по неуплаченному налогу за каждый день неуплаты. Берется пеня в соотношении 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ;
  • в некоторых ситуациях судебные приставы могут на время арестовать транспортное средство. Данная форма воздействия применяется строго по решению суда и может быть присуждена после того, как водитель не оплатил штраф на протяжении полугода;
  • лишение водительских прав;
  • запрет на выезд за границу на транспорте, по которому не был уплачен налог.

Все существующие нормы несения ответственности и наказания, которые могут понести налогоплательщики перед судом или перед законом страны, могут быть отрегулированы на уровне современного законодательства.

Намеренное злоупотребление предоставленными правами или их нарушениями виде подделок документов и мошенничества наказываются согласно закону.

Сумма налога на транспорт, который обязательно должен быть оплачен собственником авто, в полноте отражается в налоговом уведомлении.

Это особое извещение, которое составляется по форме, установленной законом. Уведомление имеет установленную форму и направляется сразу к плательщику.

Если по какой-то причине извещение не было получено, если по этой причине не был уплачен налог, граждане должны будут сообщить налоговой организации о находящемся в собственности транспорте.

Данный закон был введен в действие с 2017 года, потому если информация будет представлена в этом или следующем году, налоговые службы не начислят налог за прошлые три налоговых отчетных периода.

Информация в инспекцию должна быть предоставлена только раз в год, то есть до 31 декабря текущего года.

На основании полученной информации сотрудники налоговой службы проводят необходимые расчеты и высылают налоговое уведомление физическим лицам. Сделано это может быть следующими способами – под расписку, по почте, а также через сайт в электронном формате.

Обязанность обеспечить
получение требований по ТКС

С 1 июля 2016 года организациям дается 10 дней с момента возникновения обязанности по представлению налоговой декларации в электронном виде, чтобы заключить договор с оператором электронного документооборота и получить квалифицированный сертификат электронной подписи.
Если это не сделано, налоговики вправе заблокировать счет организации в течение 10 рабочих дней со дня выявления нарушения.
Электронную квитанцию о приеме документов, которые налоговые органы направляют при реализации своих полномочий, организации обязаны передать по ТКС налоговому органу в течение шести рабочих дней. Этот срок отсчитывается от даты, зафиксированной в подтверждении оператора ЭДО, которое формируется, когда налоговые органы отправляют в организацию требование.
Если это не сделано, налоговый орган вправе приостановить операции по счетам (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 No 134-ФЗ).

Такие санкции предусмотрены по следующим документам,
направляемым налоговым органом:
— требование о представлении документов
— требование о представлении пояснений
— уведомление о вызове в налоговый орган
Что касается других документов от налогового органа, то компании обязаны обеспечить их прием, но санкций за неотправку квитанции не предусмотрено.

Какие санкции грозят налогоплательщику при невыполнении нового требования?

Налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств. Однако п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ установлен перечень истребуемых электронных запросов для применения подобных действий со стороны налоговых органов. Речь идет о неисполнении обязанности по передаче квитанции в отношении следующих документов:

— требования о представлении документов;

— требования о представлении пояснений;

— уведомления о вызове в налоговый орган.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств принимается налоговыми органами в течение 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока для передачи электронной квитанции. Следовательно, фактически получается 16 рабочих дней с момента получения электронного запроса от налогового органа (6 рабочих дней отводится на передачу квитанции + 10 рабочих дней на принятие самого решения о блокировке счета).

Не стоит забывать, что такая обязанность может возникнуть и у налогоплательщиков, не являющихся плательщиками по соответствующему налогу, но представивших декларации по ТКС. Например, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, по просьбе покупателя выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС и соответственно вынужден был представить декларацию по НДС в электронном виде.

Следует отметить, что при получении от налоговых органов запросов о прогнозной величине налоговых поступлений и просьб подобного характера налогоплательщик может без последствий игнорировать такие электронные запросы. Благоприятная поправка для налогоплательщика внесена в п.п. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ, касающаяся ограничения сроков принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Напомним, что налоговая инспекция может приостановить операции по счетам и переводы электронных денежных средств налогоплательщика при непредставлении декларации в течение 10 рабочих дней от установленного законодательного срока (например, по налогу на прибыль срок представления декларации – 28.10.14 г., а 13.11.14 г. истекает последний срок представления декларации без блокировки счета). А конкретный период для вынесения подобного решения в НК РФ не прописан, поэтому на практике решения о блокировке счетов налоговыми органами могли выноситься и по прошествии трех лет.

С 1 января 2015 г. установлен период для вынесения такого решения – в течение трех лет с момента окончания 10 рабочих дней, следующих за сроком представления декларации.

ФНС России в письме от 27.01.15 г. № ЕД-4-15/1071 напомнила о последствиях неисполнения налогоплательщиками обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов – приостановлении операций по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

Движение по счетам в банке налогоплательщика будет возобновлено не позднее одного дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат:

— день передачи налогоплательщиком квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;

— день представления документов (пояснений), истребованных налоговым органом.

Новый порядок

С 25 августа 2015 г. введен новый Порядок направления документов налоговыми органами в электронной форме, который заменил ранее действовавший Порядок, утвержденный приказом ФНС России от 17.02.11 г. № ММВ-7-2/169@.

Настоящий Порядок разработан для проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля и предусматривает 48 различных видов документов вместо 23 документов «старого» Порядка.

Участниками информационного обмена при направлении данных документов в электронной форме по ТКС являются налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, их представители, операторы электронного документооборота, налоговые органы (п. 2 Порядка).

Ранее в письме ФНС России от 22.04.15 г. № ЕД-4-15/6906@ налоговые органы отмечали, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика направлять квитанцию в налоговый орган исключительно со стационарного рабочего места должностного лица организации. В этом случае электронную квитанцию о приеме документов из налоговой инспекции может отправить законный или уполномоченный представитель налогоплательщика. Напомним, что законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ), а уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, регулируемых законодательством о налогах и сборах на основании доверенности (ст. 29 НК РФ). Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что участники информационного обмена обеспечивают хранение всех отправленных и принятых документов, а также технологических электронных документов с квалифицированной электронной подписью (далее – КЭП).

Участники информационного обмена не реже одного раза в сутки должны проверять поступление документов и технологических электронных документов (п. 6 Порядка). Так, большинство операторов электронного документооборота предлагают налогоплательщикам контролировать входящую корреспонденцию с помощью электронной почты или сервиса смс-уведомлений.

В обновленном Порядке указано, как определяется дата получения электронного документа. Так, датой направления (отправки) налогоплательщику (представителю налогоплательщика) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (п. 10 Порядка). При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения налогоплательщиком (представителем налогоплательщика) в электронной форме по ТКС считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме (п. 11 Порядка).

Пример

Налогоплательщик получил требование от налоговой инспекции о представлении пояснений в части убытков в налоговой отчетности по налогу на прибыль за первое полугодие 2015 г. Срок исполнения данного требования установлен 5 дней (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Процедура направления документа в электронной форме

Процедура направления документа в электронной форме по ТКС описана в разделе II Порядка.

Следует отметить, что приведенный порядок корреспондирует с положениями п. 5.1 ст. 23 НК РФ.

Первоначально документ формируется на бумажном носителе, подписывается и регистрируется в налоговом органе. Не позднее следующего рабочего дня после регистрации документ формируется в электронной форме, подписывается КЭП, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган, и направляется по ТКС в адрес налогоплательщика (представителя налогоплательщика). При этом налоговым органом фиксируется дата его отправки налогоплательщику (представителю налогоплательщика).

Налоговый орган в течение следующего рабочего дня после дня отправки документа в электронной форме по ТКС должен получить от оператора электронного документооборота подтверждение даты отправки (п. 13 Порядка).

Далее при получении от налогового органа документа в электронной форме по ТКС и отсутствии оснований для отказа в приеме указанного документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует квитанцию о приеме, подписывает ее КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган.

Квитанцию о приеме налогоплательщик (представитель налогоплательщика) обязан направить налоговому органу по телекоммуникационным каналам связи в течение шести дней со дня отправки ему документа налоговым органом.

А при наличии оснований для отказа в приеме документа налогоплательщик (представитель налогоплательщика) формирует уведомление об отказе в приеме, подписывает его КЭП налогоплательщика (представителя налогоплательщика) и направляет в налоговый орган (п. 14 Порядка).

Основания для отказа в приеме налогоплательщиком электронных документов

В п. 15 Порядка указано три таких основания:

— ошибочное направление документа налогоплательщику (представителю налогоплательщика);

— несоответствие утвержденному формату;

— отсутствие (несоответствие) КЭП налогового органа.

И если по первому основанию вопросов не возникает (документ выслан на имя другого налогоплательщика), то в отношении последних двух оснований непонятно, как налогоплательщик технически сможет установить несоответствие документов утвержденному формату и КЭП налогового органа.

Таким образом, в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговые органы должны получить от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) квитанцию о приеме или уведомление об отказе в приеме документов.

В завершение отметим, что перечень электронных сервисов ФНС России содержится на официальном сайте http://www.nalog.ru/rn77/about_fts/el_usl/. В указанном разделе расположены сервисы, предусматривающие электронный документооборот, например представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, личный кабинет налогоплательщика – юридического лица, подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статья актуальна на 10.11.2015

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *