Требования к банковским гарантиям по 44 ФЗ

Банковская гарантия представляет собой очень удобный финансовый инструмент. Она позволяет компаниям принимать участие в тендерах, не изымая из оборота собственные средства для обеспечения заявки или предоставления денежного обеспечения исполнения контракта.

Многие руководители уже хорошо знакомы с требованиями к банковским гарантиям и с правилами их оформления, установленными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Однако на протяжении 2018 года мы наблюдали внесение поправок в данный акт, согласно которым изменяется и порядок оформления гарантий, и требования к банкам, которые могут их выдавать, и непосредственно сами требования к проведению госконкурсов. Причем данный процесс захватывает и первую половину 2019 года: часть поправок вступило в силу с 1 января, некоторые вводятся в действие с 1 марта и 1 июля.

Требования к банковской гарантии по 44-ФЗ: изменения 2018 года

Прежде чем обсуждать новшества, кратко напомним о том, что понимается под банковской гарантией.

Банковская гарантия — это обязательство, которое подтверждает, что в случае, если исполнитель не выполнит определенные условия, банк заплатит бенефициару, то есть заказчику, неустойку в определенном размере. Существуют различные виды гарантий, например:

  • банковская гарантия на обеспечение заявки. Предоставляется исполнителем для участия в конкурсе и гарантирует, что в случае победы исполнитель не откажется подписывать договор;
  • банковская гарантия целевого применения аванса. Если заказчик выплатил исполнителю аванс, эта гарантия подтверждает, что средства будут потрачены на исполнение обязательств по контракту;
  • банковская гарантия на исполнение контракта. Если исполнитель не выполнит условия контракта либо выполнит их не в полном объеме или не в срок, банк выплачивает заказчику неустойку.

Банковские гарантии по госконтрактам регулируются Законом № 44-ФЗ, в котором прописаны следующие моменты:

  • гарантию может выдать только аккредитованный банк, включенный в реестр Министерства финансов РФ. Ознакомиться со списком таких банков можно непосредственно на сайте Минфина. Перечень регулярно пересматривается;
  • банковская гарантия в обязательном порядке вносится в реестр банковских гарантий. На данный момент информация о банковских гарантиях, выданных после 1 июля 2018 года, доступна на сайте Центробанка;
  • в том случае, если исполнение контракта каким-либо образом связано с государственной тайной, гарантия вносится в закрытый реестр;
  • банковская гарантия может оформляться в письменном или электронном виде. Электронная банковская гарантия подтверждается электронной цифровой подписью (ЭЦП). Письменная оформляется в формате, установленном постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 года № 1005.

Новая редакция 44-ФЗ: основные изменения 2018–2019 года

Новая редакция закона и вступившие в силу постановления Правительства РФ: от 12 апреля 2018 года № 439, от 12 апреля 2018 года № 440, от 29 июня 2018 года № 748 и пр., — вносят изменения в оформление банковской гарантии, изменяют требования к проведению государственных конкурсов и требования к банкам, имеющим право выдавать документ. Вот самые заметные нововведения:

  • новые способы проведения закупок в электронной форме — открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений. В электронной форме отныне проводятся и закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • единые требования к операторам электронных площадок (в том числе специализированных), к электронным площадкам и функционированию этих площадок. Также озвучены правила утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки (в том числе специализированной) для целей Закона № 44-ФЗ;
  • новый порядок установления требования об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, обязанность установить это требование возникает у заказчика, уже когда начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн руб. (ранее внесение финансового обеспечения заявки требовалось для конкурсов и аукционов при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн);
  • новая процедура обеспечения заявки. Самое главное нововведение — требование открытия участником специального банковского счета. Средства для обеспечения заявки будут блокироваться именно на этом счете. Его можно открыть только в уполномоченных банках, соответствующих предусмотренным в постановлении Правительства РФ от 29 июня 2018 года № 748 требованиям и включенных в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р. Такие счета открываются в короткие сроки, в том числе в день обращения, поскольку банки заключают с операторами площадок соглашения о взаимодействии. Если у участника закупки счет открыт в нескольких уполномоченных банках, один из них может быть наделен статусом специального. Для этого участнику необходимо заключить с таким банком дополнительное соглашение;
  • новые требования к банковской гарантии. В частности, в банковской гарантии должны быть закреплены права заказчика по предоставлению требования об уплате по ней денежной суммы как в бумажном, так и в электронном виде. Также внесены уточнения в список документов, подлежащих представлению заказчиком одновременно с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

С 1 июля 2018 года получить банковскую гарантию можно только в банках, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ, и имеющих:

  • универсальную лицензию;
  • объем собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн руб. по состоянию на 14 декабря 2018 года;
  • кредитный рейтинг от «В-(RU)» агентства АКРА и от «ruB-» по шкале рейтингового агентства «Эксперт РА», присвоенный на дату направления информации Банком России;
  • доказательства отсутствия задолженностей по банковским депозитам, размещенным за счет средств федерального бюджета;
  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.

Перечень банков, выдающих банковскую гарантию

Сегодня на сайте Минфина РФ любой желающий может ознакомиться со списком банков, имеющих право выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов и соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 1.1 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.

На конец 2018 года в этот перечень входили 203 кредитные организации. В списке находятся как федеральные, так и региональные банки. Из самых известных и крупных можно отметить «ЮниКредит Банк», «Совкомбанк», «Банк ВТБ», «Альфа-Банк», Сбербанк, «Запсибкомбанк».

Этот список банков обновляется на основе данных, предоставленных Центральным банком РФ, уточненная информация появляется в свободном доступе с довольно высокой периодичностью — пять раз в месяц.

Можно ожидать, что ужесточение требований к кредитным организациям, выдающим банковские гарантии, будет приводить к сокращению их количества. Для участников тендеров и конкурсов это означает определенные сложности в оформлении гарантий — очевидно, что и сами банки будут более строго рассматривать заявки. Однако это вовсе не означает, что для малого и среднего бизнеса эта возможность будет закрыта. При поддержке брокерских компаний получить банковскую гарантию смогут даже небольшие организации.

Помощь в получении банковской гарантии

Куда можно обратиться за содействием в получении банковской гарантии? Ответить на данный вопрос мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Сегодня в интернете довольно много рекламы компаний, предлагающих посредничество в получении банковских гарантий. Часто выдать документ обещают за два часа и предлагают доставить его прямо на дом или в офис. Хочется предостеречь от принятия подобных предложений, поскольку процесс получения подлинной банковской гарантии довольно сложен, ведь, по сути, это выдача банком гарантии погашения финансовых обязательств. Для ее получения требуется предоставление объемного пакета документов, которые тщательно проверяются службой безопасности банка. Банки стараются оградить себя от рисков, поэтому в ряде случаев от компании-соискателя могут потребовать еще и предоставления залогового обеспечения, обычно недвижимости.

Но ускорить получение банковской гарантии при желании можно, обратившись в авторитетную консалтинговую фирму со значительным опытом работы. Примером таковой можно назвать КСК групп, более 20 лет успешно реализующую проекты по привлечению финансирования различной степени сложности.

Сроки получения банковской гарантии при нашем содействии минимальны. При необходимости эксперты КСК групп могут уложиться в сутки. Подобная оперативность достигается благодаря сотрудничеству со значительным количеством банков-партнеров, входящих в список Минфина и имеющих право выдачи банковской гарантии. Поскольку взаимодействие с банками осуществляется нами на уровне руководства, а не рядовых менеджеров, решение вопроса всегда оказывается максимально быстрым.

При обращении клиента в КСК групп наш экспертный отдел берет на себя функции анализа финансового положения компании-клиента, который выполняется на основании документации и бухгалтерской отчетности принципала. В итоге удается подобрать соответствующий банк, куда мы адресно отправляем заявку на предоставление банковской гарантии под конкретные цели.

Исходя из нашего многолетнего опыта и партнерства с банками, мы имеем возможность согласовывать наиболее выгодные для обеих сторон условия. Именно поэтому поданные нашими специалистами заявки всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся одобрения на кредитном комитете банка.

В итоге клиент, обратившись в КСК групп, получает банковскую гарантию на индивидуальных условиях: под более низкий процент, чем в среднем по рынку, и на более продолжительный срок. Довольно часто нам удается добиться от банка лояльности и в вопросе залогового обеспечения.

Что касается оперативности получения банковской гарантии, то мы всегда даем реалистичные обещания и укладываемся в сроки, которые берем на себя».

Р. S. В КСК групп можно получить бесплатную первичную консультацию, позвонив по телефону или оставив заявку на сайте. При этом менеджеры разъяснят все интересующие клиента моменты и сориентируют по срокам и стоимости.

Восемнадцать иранских банков в четверг, 8 октября, попали под санкции министерства финансов США. Об этом говорится в заявлении ведомства, сообщает газета The Washington Post.

Согласно документу, Соединенные Штаты вводят санкции против всего финансового сектора Ирана, однако запреты не распространяются на сделки по приобретению сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, лекарств и медицинского оборудования.

Как пояснили в минфине, 16 из попавших под санкции банков оказались в списке их-за своей деятельности в финансовом секторе Ирана, еще один из-за того, что его контролирует финучреждение, находящееся в американском черном списке. Кроме того, в рамках борьбы с распространением оружия массового поражения рестрикции введены против связанного с иранскими вооруженными силами банка.

По мнению министра финансов США Стивена Мнучина, это решение «отражает обязательства (США) пресечь незаконный доступ к американским долларам» и позволит «проводить гуманитарные операции в поддержку иранского народа».

Источник издания утверждает, что санкции были введены вопреки европейским союзникам, которые предупредили, что они могут иметь «разрушительные гуманитарные последствия» для Ирана на фоне пандемии нового коронавируса и продолжающегося валютного кризиса.

Ранее расширение санкций против Ирана американский минфин провел 24 сентября. В список добавлены еще двое иранских граждан, а также три расположенных на территории страны тюрьмы и отделение местного суда.

20 сентября госсекретарь США Майк Помпео заявил о возобновлении действия санкций ООН против Ирана, несмотря на то, что в самой организации с этим не согласны.

Он отметил, что США примут меры против «нарушителей» этих санкций.

В МИД РФ сообщили, что Вашингтон продолжает вводить в заблуждение международное сообщество, спекулируя на теме восстановления санкций против Ирана.

В 2018 году Вашингтон вышел из СВПД с Тегераном, после чего начал кампанию оказания максимального давления на Иран, фактически направленную на его экономическое удушение. СВПД был подписан с Ираном пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией в 2015 году в целях преодоления кризиса вокруг ядерных разработок Тегерана.

Каждому предпринимателю, нуждающемуся в сотрудничестве с другими компаниями, знакомо чувство недоверия к новому партнеру. Естественно, что взаимодействие с другими предприятиями сопровождается большим количеством документации, регулирующей отношения сторон сделки.

Одним из таких документов все чаще и чаще становится банковская гарантия без открытия счета, целью которой является обеспечение обязательств исполнителя перед заказчиком.

По своей сути данный финансовый продукт является гарантом не только серьезного отношения партнеров к своим обязательствам, но и инструментом защиты финансовой стороны сделки. Ведь в случае, если исполнитель (принципал) не выполнит оговоренную договором часть работы, убытки бенефициара (заказчика) будут возмещены банком-гарантом, предоставившим банковскую гарантию.

Так как открытие расчетного счета требует большого количества документов, а оформление занимает определенный промежуток времени, многие предприниматели сегодня стараются прибегать к помощи финансовых услуг с минимальными затратами времени. В этом случае возможность получения банковской гарантии без открытия счета является выгодной операцией для компании.

Что касается тендерных банковских гарантий, то здесь, как правило, речь идет о сжатых сроках. Организаторы конкурсов и грантов на проведение каких-либо работ не станут ждать, пока один из конкурсантов оформит банковскую гарантию для обеспечения выполнения своих обязательств по контракту в случае победы. В то же время банковская гарантия без открытия расчетного счета занимает максимум пару дней, что является существенной подоплекой для выбора именно данного финансового продукта.

Конечно, каждый банк выдвигает свои требования касательно документов, которые необходимо предоставить принципалу для оформления банковской гарантии, однако, несмотря на то, что набор документации может меняться в одну или другую сторону, можно выделить несколько обязательных составляющего любого пакета документов. К таким документам обычно относят учредительные и финансовые документы, бухгалтерские отчеты и сведения об участии в тендере или конкурсе.

Стоимость банковской гарантии может колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей компании-принципала, ее платежеспособности и кредитной истории, а также таких обязательных критериев, как безупречная репутация и устойчивое положение на рынке предоставляемых данным предприятием услуг.

Так как банк, предоставляющий банковскую гарантию берет на себя финансовые риски, в связи с возможным невыполнением своих обязательств принципалом, данную услугу предоставляют лишь наиболее крупные банки. Банки предпочитают работать вместе со стабильными компаниями, которые представляют наименьшие риски для предоставления гарантий.

Срок банковской гарантии в большинстве случаев совпадает со сроком действия основного обязательства принципала. Однако возможны более сжатые сроки действия гарантии в ситуациях, когда обеспечению подлежат обязательства короткого промежутка времени. К примеру, данный вид гарантии может быть применен к поставкам товара в сжатый период времени в рамках полного комплекса работ.

Бенефициар имеет право востребовать возмещения своих убытков в письменном виде, указывая на неправомерные действия принципала в любой момент срока банковской гарантии. В таком случае банк-гарант, выплативший заказчику оговоренную сумму денежных средств, становится кредитором исполнителя, и взыскание долга производится уже согласно условиям договора банковской гарантии в соответствии с установленным графиком погашения задолженности принципала перед банком.

Правительство РФ актуализировало постановление от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Постановление Правительства РФ от 18 июля 2019 г. № 920).

В частности, в соответствии с внесенными в документ изменениями, обязательному закреплению в банковской гарантии подлежит условие о праве заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения контрагентом гарантийных обязательств, обеспеченных гарантией, представлять гаранту на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате соответствующей денежной суммы.

При этом в число недопустимых к включению в банковскую гарантию положений отнесены также положения о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении контрагентом гарантийных обязательств, требований о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении гарантийных обязательств.

Указанные изменения вступили в силу с 30 июля.

Напомним, с 1 июля в соответствии с новой редакции ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ при необходимости заказчик устанавливает требования к предоставлению гарантийных обязательств, а именно требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара. Если такие требования установлены, то в извещении, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения гарантийных обязательств (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Гарантийные обязательства в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ обеспечиваются теми же способами, что и исполнение контракта:

— предоставлением банковской гарантии. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть ей обеспечены, не менее чем на 1 месяц;

— внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *