Тренинги командообразование

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи тренингов, направленных на сплочение коллектива (командообразования, тимбилдинг ).

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются:
– создание неформальных связей и межличностных симпатий;
– помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе;
– формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;
– налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий.
1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга.
2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора).
3. Упражнения.
4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила:
• если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала;
• разговаривать запрещено;
• допустимо использование мимики, жестов.
• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Цель:Установление контакта

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Цель:Построение коллектива

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников. После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе. По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель:Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против). Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку. В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

Пример:

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева.
Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.
И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Цель:Повышение доверия

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам. Правила:
• члены команды должны удержать падающего человека;
• при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить;
• «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.
Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.
После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Цель:Близкое знакомство

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам:
• по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке);
• по цвету волос (от светлого оттенка к более темному);
• по месяцу рождения;
• по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель:Общее дело
Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.
Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Цель:Творческий подход

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты. Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы. Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается:
– оптимизация отношений внутри коллектива;
– развитие умения действовать сообща;
– возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций;
– высокий КПД каждого сотрудника и отдела;
– продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала

Здравствуйте. В этой статье мы расскажем про тимбилдинг в помещении (в офисе).

Сегодня вы узнаете:

  1. Зачем работодатели используют тимбилдинг;
  2. Как самостоятельно его провести;
  3. Особенности проведения тимбилдинга в помещении.

Что такое тимбилдинг

В переводе с английского языка, тимбилдинг – это построение команды, основанное на проведении командных игр.

Существует несколько его разновидностей. Провести данное мероприятие можно как в помещении, так и на открытом воздухе.

Если вы ограничены в финансах, но хотите устроить своим коллегам настоящий праздник, то тимбилдинг в помещении – это то, что вам необходимо. Проводить тимбилдинг в помещении можно регулярно, чтобы сотрудники получали массу положительных эмоций и лучше узнавали друг друга.

При проведении тимбилдинга в помещении, используют следующие разновидности игр:

  • Развлекательные игры, которые помогают отвлечься, получить положительные эмоции и провести время с пользой;
  • Творческие игры, с помощью которых с легкостью выявляются таланты сотрудников;
  • Обучающие игры необходимы для того, чтобы в игровой форме с легкостью усвоить сложный материал;
  • Ролевые игры, благодаря которым каждый сотрудник может перевоплотиться и почувствовать себя настоящим актером.

Благодаря правильно проведенному тимбилдингу, можно с легкостью определить, кто из сотрудников обладает лидерскими качествами и использовать это в дальнейшей работе.

На крупных предприятиях, где много отделов, тимбилдинг – это отличное мероприятие, которое поможет сблизить коллег и установить дружеские отношения в коллективе.

Основные цели тимбилдинга

Неважно, руководителем какой компании вы являетесь – большой, средней или маленькой – для достижения максимального результата необходима сплоченная команда сотрудников, которая сможет выполнить поставленные задачи.

Основные цели тимбилдинга:

  • Психологическая разгрузка сотрудников;
  • Создание сплоченности и организованности в коллективе;
  • Обучение эффективному взаимодействию;
  • Замена конкуренции на сотрудничество;
  • Выработка доверия и понимания;
  • Научить работать сотрудников команде и доверять друг другу.

Не стоит забывать про самую главную цель – это сплочение коллектива, поскольку только дружный коллектив может эффективно справляться с поставленными задачами и достигать максимального результата. Командная работа – это залог хорошего результата.

Особенности тимбилдинга в помещении

Устроить своим сотрудникам небольшой отдых и провести тимбилдинг – это замечательная идея. Смена привычного ритма офисной жизни позволит отвлечься и зарядиться энергией.

Проведение тимбилдинга в офисе имеет как свои преимущества, так и недостатки. Исходя из этого и разрабатывается специфика данного мероприятия.

Кто-то может подумать, что лучше проводить мероприятие на природе, где много свежего воздуха. Да, офис не позволит устроить активный и оздоровительный отдых, но в отличие от природы у него есть несколько плюсов, которые придутся по душе многим сотрудникам.

Главная особенность тимбилдинга в помещение и его основное преимущество – он проводится в знакомой и привычной всем остановке. Благодаря этому никто не будет испытывать дискомфорт и с легкостью сразу включится в игровой процесс. При этом воспоминания об игре будут помогать в дальнейшем и офис не будет казаться скучным местом, куда необходимо приходить и выполнять повседневную работу.

Каждый работодатель может устроить:

  • Офисный квест;
  • Конкурсы;
  • Кулинарный поединок;
  • Неделю моды;
  • Кино поединок.

Особенность тренинга заключается в том, что сотрудники, независимо от того, общались они ранее или нет, объединяются в команду и сообща добиваются поставленной цели, выполняя упражнения.

Как правило, все игры созданы таким образом, чтобы проблемы можно было решить исключительно коллективными действиями, а не советом одного сотрудника. В ходе игры приходится доверять друг другу, помогать и сопереживать, ведь именно так можно быть лучшим и добиться успеха.

Также стоит отметить, что тимбилдинг в помещении – это очень весело. Все, кто будет участвовать в игре, будут равными, независимо от занимаемой должности.

Особенность игры заключается в том, чтобы забыть про статусы и стать просто друзьями, которые понимают друг друга с полуслова.

Сценарии тимбилдинга в помещении

Если вы ограничены в финансах, то можете сами устроить своим коллегам тимбилдинг в помещении. Все что необходимо – это большое желание и сценарий мероприятий.

Вашему вниманию предлагается несколько примеров сценариев, которые помогут сплотить коллектив:

  1. Проверка на себе.

Как показывает практика, основная проблема недостаточной сплоченности заключается в том, что сотрудники совершенно не знают своего продукта, или владеют минимальными теоретическими знаниями.

В этом случае тимбилдинг сможет решить сразу три поставленные задачи:

  • Сплотить коллектив в единое целое;
  • Позволит лучше познакомиться с продуктом;
  • Повысить лояльность со стороны руководства.

Допустим, ваша компания занимается производством конфет на развес. Как правило, этот вкус знаком каждому, только отличить и озвучить название могут далеко не все. Но почему бы на время не стать дегустатором и не попробовать свою продукцию?

Устройте соревнование по определению названия. Все что необходимо, это заранее подготовить продукцию без упаковки и запастись чаем и соками. Тот, кто сможет сказать, что входит в состав каждой конфеты и точно определит название, получит ценный приз.

  1. Диалоги в темноте.

Это очень необычный тренинг, который появился в 1995 году. Суть мероприятия заключается в том, что все участники решают важные задачи в полной темноте. Для этого подойдет любой офисный кабинет. Единственное, что необходимо предварительно сделать – это освободить пространство и поставить стулья по кругу, если участвует много человек.

Именно в темноте обостряется восприятие и сотрудники могут быть откровеннее, лучше чувствовать происходящее, а не просто видеть его. Каждый должен научиться не только слышать своего коллегу, но и чувствовать. Благодаря этой игре можно легко выявить лидера и «антилидера» в своем коллективе.

  1. Флешмоб.

Это относительно новое, но уже известное многим явление, которое проводится внезапно для публики. Чтобы сплотить команду, вы можете заранее отрепетировать программу в офисе и представить ее публике.

На первый взгляд, может показаться, что это глупое и простое задание. Казалось бы, что может быть проще, выйти и станцевать, выполняя заранее отрепетированные движения?

На самом деле, именно флешмоб поможет коллегам начать слаженно работать и преодолеть стеснения. Эта игра не только помогает хорошо повеселиться, но и сближает сотрудников, что крайне важно.

  1. Сбор конструктора или пазла.

Обычная настольная игра может помочь объединить и самое главное сплотить команду. В зависимости от количества участников, необходимо разделить их на равные команды, на 3-5 человек.

Суть игры заключается в том, чтобы сообща собрать сложный конструктор (машину или парус) или большой пазл на скорость. Побеждает та команда, которая быстрее справится с поставленной задачей.

  1. Новостная колонка.

Это замечательная игра, которая поможет не только сплотить команду, но и получить дополнительные знания. Суть игры заключается в том, чтобы поделить весь состав на две или три равные группы.

Каждая команда, в течение отведенного времени (не более 2 часов) должна придумать себе:

  • Название;
  • Нарисовать газету;
  • Опубликовать в ней придуманную рекламу своей продукции;
  • Написать статью или новости о своей компании.

В этой игре сотрудники получают полную свободу и могут писать о последних мероприятиях, которые сыграли важную роль в деятельности их компании или размещать информацию личного характера, чтобы лучше узнать своих коллег. Будьте уверены, сотрудникам обязательно понравится игра, и время пролетит незаметно.

Кому подойдет

На самом деле, тимбилдинг подойдет абсолютно всем, кто ставит основной целью достижение хороших результатов и сплочение коллектива.

Не стоит забывать, что сотрудникам периодически необходимо отвлекаться, получать положительные эмоции, которые помогут работать с новыми силами. Так называемая «подпитка» очень важна.

Опытные руководители советуют проводить тимбилдинг в помещении раз в квартал. Также стоит учитывать, что дополнительные вложения не требуются, или минимальные, поскольку организовать мероприятие можно в офисе.

Давайте рассмотрим, кому подойдет тимбилдинг:

  1. Новому коллективу.

Не секрет, что существует проблема в новом коллективе, когда сотрудники знакомы всего несколько дней. Чтобы помочь новым коллегам, руководители устраивают тимбилдинг и помогают в свободной форме найти общий язык. Именно благодаря игре коллеги научатся прислушиваться друг к другу и доверять.

  1. При конфликтных ситуациях.

Зачастую в коллективе возникают разногласия или конфликтные ситуации. Чтобы помочь сотрудникам забыть старые обиды, необходимо проведение тимбилдинга. При этом важно, если вы делите участников на несколько команд, помещать в одну тех коллег, между которыми возникли разногласия.

  1. Во время «угасания» коллектива.

Как советуют опытные руководители, любой коллектив необходимо постоянно подбадривать и помогать отвлекаться. Рабочий процесс и монотонная работа могут привести к тому, что сотрудник просто станет двигаться по «накатанной колее». Чтобы этого не случилось – необходимы новые эмоции.

Также стоит отметить, что многие руководители отметили, что тимбилдинг – это отличная замена всем привычной мотивации персонала. Порой выгоднее, с финансовой точки зрения, провести игровое мероприятие и зарядить своих сотрудников положительными эмоциями и энергий, чем выплачивать большое премиальное вознаграждение.

Упражнения на командообразование необходимы, когда вам требуется сплотить команду, научить её действовать более слаженно и эффективно.

Рекомендуем вам эксклюзивный Пакет «3 лучших упражнения на командообразование» от профессионального портала TRENERSKAYA.RU. TRENERSKAYA.RU — это лучшие игры и упражнения для тренинга и готовые программы тренингов, это уникальные тренерские методички, раскрывающие все тонкости и секреты тренерского мастерства.

Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными тренерскими целями: показать группе, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать группе ощущение мощной, сильной, сплоченной команды. Также упражнения на командообразование часто затрагивают вопросы эффективной коммуникации, распределения ролей в группе. В профессиональных тренерских методичках от портала TRENERSKAYA.RU собраны рекомендации опытных тренеров, как привести упражнения на командообразование к нужной вам цели, как сформировать у группы именно те выводы, которые необходимы, как провести упражнения с максимальным результатом.

Тренинги командообразования были и остаются одними из самых востребованных тренингов на рынке, поэтому качественные упражнения на командообразование пригодятся практически любому тренеру.

Эксперты портала TRENERSKAYA.RU подобрали для вас 5 эффективных упражнений на командообразование, которые можно найти в открытом доступе. Эти упражнения могут использоваться как в аудиторном тренинге командообразования, так и в тренинге на природе.

Упражнение на командообразование «Тролли»

Цель: Упражнение дает группе опыт слаженного командного взаимодействия

Время: 25–35 минут

Размер группы: 12–40 человек

Вам понадобится две дощечки 10х35 см — тролли. Также, перед началом упражнения отметьте поле для игры — две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Для проведения упражнения мы делим участников на команды по 6–8 человек.

Инструкция:

«Коллеги, перед вами стоит задача — переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли. У вас 10 минут для выработки стратегии. Затем вы должны будете выполнить задание. Учтите, что есть несколько правил. Если кто-то из команды касается земли — команда начинает проходить поле сначала. Команда выполнившая задание первой получает 10 баллов. За второе место 5 баллов. За 3 место 2 балла. Остальные баллов не получают. Тренироваться на поле для игры запрещается».

Итоги упражнения:

  • Довольны ли вы своим результатом?
  • Что помогало/ что мешало справиться с заданием?
  • Кого хотите отдельно выделить/ поблагодарить?

Также рекомендуем вам эксклюзивное упражнение на командообразование «Чертова Башня»

Упражнение на командообразование «Тропинка»

Цель: Упражнение представляет из себя хорошее испытание на сплоченность и терпение команды. При реализации этого упражнения проявляются командные роли участников.

Время: 30–40 минут

Размер группы: 8–30 человек

К этому упражнению тренеру необходимо подготовиться. Если вы проводите тренинг на природе, то возьмите 15–17 кирпичей и разложите их змейкой. Если вы проводите в аудитории, то устройте ту же самую змейку с помощью скотча и бумаги А4. Кирпичи или бумагу нужно располагать друг от друга на расстоянии одного человеческого шага, но шаг этот должен быть достаточно большим.

Инструкция к упражнению:

Внимание. Перед вами «ядовитое болото». И вам необходимо всей командой его преодолеть. Первый и последний кирпич/лист это начало и конец «болота». Преодолевая болото вам нужно быть аккуратными. Важно соблюдать следующие правила:

  • Все участники должны находиться в постоянном контакте друг с другом.
  • Если контакт разорвался, то участники начинают прохождение болота заново.
  • Если кто-нибудь касается земли, вся команда начинает тонуть в «болоте» и упражнение также начинается сначала.

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Группа достигла цели? Она может гордиться результатом?
  • Что помогло вам?
  • Что мешало?
  • Какие выводы сделаем из этого упражнения?

Другой вариант этого же упражнения на командообразование:

Тренер отмечает на земле/полу начало и конец болота. Дает стопку листов бумаги и участники должны сами разложить их таким образом, чтобы пересечь болото. Здесь тренеру важно заранее отрегулировать один параметр: расстояние между границами должно быть таким, чтобы команде пришлось собирать за собой листы и передавать впереди идущему участнику.

Также рекомендуем вам эксклюзивный Пакет «3 лучших упражнения на командообразование»

Упражнение на командообразование «Волшебная лампа»

Цель: Упражнение позволяет участникам задуматься о тех изменениях, которые они хотели бы видеть в своей команде. Также это упражнение подходит для эффектного и теплого завершения тренинга командообразования.

Время: 20–30 минут в зависимости от размера команды

Размер группы: 10–20 участников

Необходимые материалы. Бумага для заметок, карандаши, бумага формата A3.

Описание:

1. Группа, сидящая в общем кругу, получает следующую инструкцию: «Представьте себе: вы и ваша команда находят старую лампу, кто-то берет ее в руки, потирает и — сюрприз! — из нее появляется джинн. Теперь вы можете загадать три желания, но, поскольку вы нашли джинна вместе со своей рабочей командой, эти желания должны относиться к рабочей обстановке. Вы можете изменить своего босса, своих коллег, сделать так, чтобы с вами работала ваша любимая тетя, чтобы коллеги чаще улыбались, чтобы офисный стол стал больше, и т. д. Каждый может загадать свои три желания».

2. Каждый пишет свои три желаемых изменения, относящихся к командной работе.

3. Общегрупповой список фиксируется на доске.

Подведение итогов упражнения:

Можно ли что-то сделать, чтобы эти перемены произошли в реальности? Если нет, то что можно сделать для улучшения ситуации?

Другой вариант этого упражнения:

После того как каждый написал свои 3 желания, делим группу на мини-группы по 4 человека, каждаямини-группа получает по листу бумаги формата A3, на котором им нужно отобразить в виде рисунков, диаграмм и т. д. те изменения, которые эти четыре участника хотели бы видеть в своей команде. Затем один представитель каждой мини-группы рассказывает о том, что было решено в его группе.

Также рекомендуем вам упражнение-разогрев «Волшебная палочка»

Упражнение на командообразование «7 факторов»

Цель: Упражнение тренирует умение участников группы договариваться между собой.

Время: 45–50 минут

Размер группы: 8–25 участников.

Для следующего упражнения нам нужно разделиться на мини-группы по 5-6 человек.

Каждая мини-группа должна будет составить список из 7 факторов, которые кажутся вам наиболее важными для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, и др.

На эту работу у вас будет 15 минут. Для того, чтобы не мешать друг другу, предлагаю группам разойтись по разным местам в аудитории.

15 минут идет работа

Справились? Отлично! Теперь задача каждой команды проранжировать эти факторы по их важности для работы в коллективе. Обязательное условие: с этим решением должны быть согласны все члены команды.

На это еще 15 минут. После этого команды по-очереди выступают, презентуя группе свои 7 факторов.

Итоги упражнения:

  • Насколько быстро и слаженно вы смогли составить список?
  • Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?
  • О каких качествах долго спорили?
  • Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей команды поняли ваши идеи?
  • Можно ли было донести свою точку зрения до остальных более эффективно?
  • Чему вы научились в этом упражнении?
  • Какое качество лично вам кажется особенно важным?
  • Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Также рекомендуем вам упражнение-разминку на командообразование «Брось мяч быстрее»

Упражнение на командообразование «Узел»

Цель: Упражнение демонстрирует этапы формирования команды, командные роли.

Время: 20–50 минут

Размер группы: 8–30 человек

Вам понадобится веревка. Длина веревки зависит от количества участников.

Инструкция:

«Для следующего упражнения нам нужно разделиться на две команды. Постройтесь, пожалуйста, в линию. Каждый из группы должен взяться за веревку. Задача — завязать веревку в узел на границе между командами».

Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

Итоги упражнения:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Что мы могли наблюдать в ходе нашего упражнения?
  • Что вас удивило?
  • Что вы еще хотели бы сказать?

Другой вариант данного упражнения на командообразование — потом развязать завязавшийся узел с теми же правилами.

Также рекомендуем вам Готовые программы тренингов.

Надеемся, что наши упражнения на командообразование пригодятся вам в тренингах. Но стоит учесть, что эти упражнения взяты из свободных источников, и поэтому они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов, т. к. доступны многим
  • содержат лишь краткое описание упражнения, без раскрытия «подводной части айсберга», без раскрытия технологии искусного проведения этих упражнений

Команда профессионалов TRENERSKAYA.RU делает 2 важных дела:

  1. отбирает лучшие и эксклюзивные упражнения, которые используют в своей работе самые известные и звездные тренеры
  2. подробно описывает скрытую тренерскую методику их проведения, раскрывая всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты

Попробуйте качество наших тренерских методичек всего за 90 руб.!

Полная база лучших упражнений для тренингов по доступным ценам в разделе «УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ».

Из упражнений на командообразование мы рекомендуем вам такие упражнения:

  • Упражнение – разминка «Столкни ладонями»

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано в тренингах командообразования, бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к теме конфликтов в команде. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

  • Упражнение «Строим дом из веревки»

Упражнение «Строим дом из веревки» взято из арсенала доктора психологических наук, профессора, известнейшего тренера и писателя Н. И. Козлова.

Данное упражнения решает две основные задачи. Первая — развитие лидерских качеств участников тренинга, что актуально в тренингах лидерства, тренингах уверенности и в тренингах для руководителей. В упражнении «Строим дом из веревки» участники поисследуют свой собственный стиль лидерства, увидят свои ключевые особенности и ошибки, смогут потренировать другие модели лидерства. На тренингах для руководителей это упражнение позволит потренировать и навыки лидерства, и навыки эффективной организации процессов, навыки управления.

Вторая задача упражнения — умение слаженно работать в команде. Упражнение «Строим дом из веревки» идеально подходит для тренингов командообразования, тимбилдинга. Упражнение позволит участникам тренинга наглядно увидеть, насколько они сейчас могут работать общей командой, и что нужно сделать, чтобы работать вместе более слаженно.

  • Упражнение «Титаник»

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

«Титаник» особенно подходит для тренингов командообразования и тренингов личностного роста. Будет также отличным упражнением для тренировки участников, которым в жизни часто приходится решать задачи, требующие проявления лидерских качеств, креативности, активности в нестабильных обстоятельствах.

  • Ролевая игра «Шишки»

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность команды и успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов командообразования и тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

  • Упражнение «Воздушный шар»

Масштабное упражнение, направленное на развитие лидерских качеств участников тренинга, на развитие коммуникативных навыков, умения договариваться. На тренинге командообразования это упражнение научит участников работать в команде, договариваться, слышать друг друга, принимать коллективные решения, более эффективно взаимодействовать.

Но качественное проведение данного упражнения требует от тренера высокой квалификации и большого опыта проведения подобных упражнений. Иначе при всей интересности легенды группа не осознает всех тех выводов, которые могла бы осознать при высоком качестве работы тренера.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Тренинги по работе в команде

Наиболее популярные тренинги нашей компании о работе в команде:

  • «Сотрудничество профессионалов»
  • «Командное взаимодействие»
  • «Я и команда»

Сотни лет назад Конфуций давал наставления императорам Китая: «когда работа хорошего правителя выполнена, люди говорят — мы сделали это сами». Сложно переоценить значимость команды для бизнеса. Большую часть жизни мы проводим на работе. От качества отношений с коллегами порой зависит то, как мы воспринимаем нашу работу. Поэтому мы учим людей не просто эффективно решать рабочие вопросы, но и сохранять при этом позитивные отношения и получать удовольствие на рабочем месте.

Традиционно, большинство компаний, работая с командой, используют несколько инструментов: team building, аудиторные тренинги и создание управленческой команды «с нуля». Мы интегрировали все эти инструменты в собственную технологию развития управленческой команды. Во время тренингов и work-shop мы опираемся на технологии по:

  • Определению «правил игры» в команде
  • Прояснению ответственности каждого сотрудника
  • Выбора процедур для принятия совместных решений
  • Определения ролей внутри самой команды
  • Умению извлекать максимум из персональных отличий

Наш опыт показывает, что первым шагом к созданию управленческой команды должно стать понимание культуры или преобладающих состояний, в которых руководители работают вместе. Мы выделяем несколько условных состояний:

Невероятно сложно улучшить качество командной работы с помощью небольшого количества теории и воодушевленных лозунгов «команда – это здорово». Многое зависит от ценностей руководителей. Поэтому в нашем фокусе работы – смена и расширение представлений руководителей о себе и своей работе в команде, а также технологии, позволяющие вести конструктивную совместную работу. И все это для того, чтобы перевести команду на более высокий уровень развития. От явной деструкции в коллективе — к сотрудничеству и взаимодействию.

Мы также помогаем каждому участнику понять свою роль в команде и ответить на вопросы:

  • Как добиваться результата, сохраняя отношения с коллегами?
  • Для какой работы вы и ваши коллеги созданы больше – для ежедневной рутины или постоянного «прорыва»?
  • Как работать вместе без обид и обвинений?
  • Как договариваться со «сложными» людьми?
  • Как оставаться собой в команде и не теряться?
  • Какие задачи нужно решать самостоятельно, а какие – с помощью коллег?

Цель: Формирование и развитие навыков группового взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование групповой сплоченности
  • Развитие творческих способностей
  • Обучение принятию групповых решений

Время занятия: 1 час 30 минут.

План тренинга

  1. Знакомство участников с целями и задачами тренинга (2 мин)
  2. Групповые нормы (7 мин)
  3. Упражнение «Возьми салфеток” (15 мин)
  4. Упражнение «Узел” (10 мин)
  5. Упражнение «Совместный счет” (10 мин)
  6. Упражнение «Квадрат” (10 мин)
  7. Упражнение «Интуиция” (20 мин)
  8. Упражнение «Путаница” (10 мин)
  9. Упражнение «Ливень” (10 мин)
  10. Рефлексия (5 мин)

Ход занятия

1. Вступительное слово. Ознакомление участников с целями тренинга

2. Принятие групповых норм

  • Правило конфиденциальности: все что говорится и слышится в группе , не выносится за её пределы. После занятия третьим лицам вы можете рассказывать только о своих собственных переживаниях. Вы не должны сообщать ничего о действиях, словах и чувствах других участников.
  • Говорить максимально искренне.
  • Вы должны быть максимально в настоящем, придерживаться принципа «здесь и сейчас”. Быть в настоящем – значит обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, т.е. быть включенным в групповую работу.
  • В группе не говорят о других участниках в третьем лице, а обращаются к ним , называя по имени.

3. Упражнение «Возьми салфеток”

Цель: выявление представлений слушателей о себе.

Оборудование : пачка салфеток.

Тренер передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток”.

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

4. Упражнение «Узел”

Оборудование : длинная веревка.

Каждый из группы держится за веревку. Задача – завязать веревку в узел. Отпускать руки нельзя, можно только перемещать вдоль веревки (если кто-то отпускает руки, упражнение начинается сначала).

5. Упражнение «Совместный счет”

Задание очень простое: следует всего лишь досчитать до десяти(по количеству участников). Хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один”, кто-то другой — «два” и т.д., договариваться о порядке счета нельзя. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. В простейшем варианте упражнение выполняется с закрытыми глазами, в более сложном — с закрытыми. Разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Ведущий фиксирует, до скольки, удалось довести счет в каждую из попыток. Это упражнение проходит интереснее, когда участники располагаются не по кругу, а врассыпную. Если участники сами установят определенный порядок произнесения чисел (по кругу, через одного, по алфавиту и т.п.), следует похвалить их за находчивость.

6. Упражнение «Квадрат”

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

7. Упражнение «Интуиция” (20 мин.)

Цель: развитие умения прислушиваться к группе.

Все участники сидят на стульях в кругу. Один участник на некоторое время выводится из помещения. Группа договаривается о каком-то задании, которое должен будет выполнить этот участник (например, снять цепочку с шеи Светы и повесить её Антону), и о звуке, который группа будет использовать для подсказок (мотив песни или просто какой-то звук).

Затем участник снова заходит в помещение, и ему сообщается, что он должен выполнять какое-то задание. Когда участник начинает приближаться к выполнению своего задания, звук группы становится громче.

Обычно это выглядит таким образом. Сначала участник пытается определить «объект” задания – проходит мимо всех участников, когда он доходит до Светы, звук становится совсем громким. «Объект” определен, теперь нужно выяснить, в чем же заключается задание. Участник пробует дальше: касается плеч, часов – тихий звук, цепочки на шее – громкий звук. Участник снимает цепочку и примеряет её на себя – звук становится тише. Идет мимо всех участников и доходит до Антона – звук становится громче, и т.д.

После нескольких кругов задания можно усложнить: поставить свой пустой стул в центр круга и сесть на него, поменяться с кем-то местами, найти и открыть зонтик и прогуляться под ним с кем-нибудь из других участников.

8. Упражнение «Путаница”

Цель: Выявление степени групповой сплоченности. Настрой участников на взаимодействие.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый участник обязан найти себе «друга по рукопожатию”. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «другу по рукопожатию” (важно чтобы друзья по рукопожатию были разные). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое общение между участниками.

9. Упражнение «Ливень”

Все сидят в кругу. Ведущий просит всех закрыть глаза и сохранять тишину, настраиваясь, таким образом, на восприятие звуков. Через некоторое время ведущий начинает потирать ладони (шум приближающегося дождя), затем к нему присоединяются следующий участник и т.д. против часовой стрелки, пока последний участник (левый сосед ведущего) не подхватит это движение. Затем ведущий запускает следующие движение – щелчки пальцами одной руки (первые крупные капли). Постепенно это движение выполняют все участники. Таким образом, будут запущенны следующие движения:

  • Потирание ладоней (шум приближающегося ливня);
  • Щелчки пальцев одной руки;
  • Щелчки пальцев двух рук;
  • Хлопки в ладоши;
  • Хлопки по груди;
  • Хлопки по одному колену;
  • Хлопки по двум коленям;
  • Не переставая хлопать, сначала топать одной ногой, затем двумя ногами.

Так постепенно создается шум сильного ливня.

Через какое-то время ведущий начинает запускать движения в обратном порядке — дождь постепенно затихает и удаляется. После того как последний участник перестанет потирать ладони, несколько секунд все сидят в тишине, пока ведущий не попросит открыть глаза. Ну как? Вы услышали шум тропического ливня.

Правила:

  • Начинай выполнять движения только после твоего соседа слева.
  • Продолжай выполнять старое движение, пока не приступишь к новому.

10. Рефлексия

Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *