Целевые субсидии

Перераспределение и использование остатков субсидий (Семина Л.)

Конец года — время подведения итогов, анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, подсчета остатков денежных средств. Как правило, именно на конец года (ноябрь, декабрь) приходится большая часть расходов. Это связано с тем, что учреждения в течение года стараются сэкономить имеющие средства либо придержать их на случай возникновения непредвиденных расходов. Когда же большая часть обязательств исполнена, сэкономленные денежные средства расходуются полностью, поскольку нет смысла их оставлять на лицевых (расчетных) счетах. Также многие учреждения осуществляют в конце года так называемую «переброску» денежных средств с одного кода КОСГУ на другой. Можно ли в зависимости от потребности учреждения перераспределять экономию средств, образовавшуюся в результате выполнения государственного задания? Обязаны ли учреждения возвращать в бюджет неиспользованные остатки субсидий? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Субсидии на выполнение государственного задания
Перераспределение экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания. Напомним, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным (автономным) учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставляемой учреждению из федерального бюджета в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Документом, определяющим направления использования учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее — ПФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с Требованиями, установленными Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее — Приказ N 81н).
В соответствии с п. 11 Приказа N 81н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, в том числе:
— на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда;
— на услуги связи;
— на транспортные услуги;
— на коммунальные услуги;
— на арендную плату за пользование имуществом;
— на услуги по содержанию имущества;
— на прочие услуги;
— на пособия по социальной помощи населению;
— на приобретение основных средств;
— на приобретение нематериальных активов;
— на приобретение материальных запасов;
— на прочие расходы.
В соответствии с п. 12 Приказа N 81н при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением (подразделением) государственного (муниципального) задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ. Иными словами, учреждение вправе самостоятельно определять направления, а также объемы выплат, в том числе связанных с выполнением государственного задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания.
Приказом N 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в ПФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
Также стоит учитывать, что в соответствии с положением ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ <1>, п. 3.9 ст. 2 Закона об автономных учреждениях <2> субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным (автономным) учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
———————————
<1> Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
<2> Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты с обязательным уточнением ПФХД. Данный вывод подтверждают Письма Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 18.09.2012 N 02-13-06/3799, от 12.07.2012 N 02-13-06/2701.
В этих Письмах также отмечено, что в случае перераспределения экономии средств субсидии на выполнение государственного задания корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема такой субсидии, в соответствии с законодательством РФ не требуется. Вместе с тем указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.
Неиспользованные остатки субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, используются бюджетными (автономными) учреждениями в очередном финансовом году в соответствии с ПФХД для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, п. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Иными словами, учреждение не обязано возвращать в бюджет остатки субсидии на выполнение государственного задания, не использованные в текущем году.
Целевые субсидии
Перераспределение средств целевой субсидии. Отличительной особенностью предоставления и расходования целевой субсидии является то, что такая субсидия выдается на конкретную цель. Объемы поступления целевой субсидии, так же как и субсидии на выполнение государственного задания, отражаются в ПФХД.
При этом основанием для осуществления расходов за счет целевой субсидии являются сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (ф. 0501016 (далее — сведения)) (п. 8 Порядка N 72н <3>). Сведения составляются учреждением, утверждаются учредителем.
———————————
<3> Приказ Минфина России от 16.07.2010 N 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
На основании сведений, утвержденных учредителем, учреждением составляются отдельно сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением и сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому обособленному подразделению.
В сведениях указываются по кодам КОСГУ планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов (например, 510 «Поступление на счета бюджетов», 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и т.д.) (п. 1 Письма Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/429).
Учреждение представляет в ОФК сведения, утвержденные в соответствии с п. 24 Приказа N 81н учредителем, а также сведения, сформированные и подписанные учреждением для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением. ОФК, в свою очередь, отражает на открытом учреждению отдельном лицевом счете показатели сведений для осуществления расходов за счет целевых субсидий.
Учитывая, что целевая субсидия расходуется в строгом соответствии с показателями, отраженными в сведениях, по мнению автора, указанные средства не могут быть распределены в ином порядке, не предусмотренном данной формой.
Контроль за непревышением фактических поступлений и выплат, отраженных на отдельном лицевом счете по целевым субсидиям, показателям, содержащимся в сведениях, осуществляется уполномоченным работником ОФК (п. 11 Порядка N 72н).
Неиспользованные остатки целевых субсидий. Согласно п. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и п. п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными (автономными) учреждениями в соответствующий бюджет. При этом указанные перечисленные остатки могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году, если учредитель подтвердит наличие потребности в направлении сумм остатков целевых субсидий на те же цели.
Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям, лицевые счета которым открыты в территориальных ОФК, утвержден Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям». Согласно положениям данного Приказа взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующим учредителем не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.
Исходя из представленных выше норм законодательства неиспользованные остатки целевых субсидий должны быть перечислены в бюджет.
В то же время, если учреждения планируют использовать такие остатки в очередном году, они могут их не перечислять в бюджет при условии, что они представят в ОФК сведения. Отметим, что данные сведения необходимы для осуществления расходов за счет неиспользованных остатков целевых субсидий. В графах 4, 5 сведений указывается сумма разрешенного к использованию остатка целевой субсидии (Письмо Минфина России от 17.12.2012 N 02-03-09/5197).
Учреждение, не перечислившее в бюджет неиспользованные остатки целевых субсидий, обязано представить в ОФК сведения по ним до 1 июля финансового года, следующего за отчетным.
Неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых не принято решение о наличии (отсутствии) потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, до представления учреждением в территориальный ОФК сведений (в случае принятия решения о наличии потребности) отражаются до 1 июля на отдельном лицевом счете с признаком «без права расходования» (п. 12 Порядка N 72н, Письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/291).
Если учреждение в указанный срок не представило такие сведения, неиспользованные остатки целевых субсидий подлежат взысканию.
Таким образом, остатки целевых субсидий, не использованные в текущем году, могут оставаться на отдельном лицевом счете учреждений до 1 июля следующего года. Если до этой даты сведения не будут представлены, то указанные остатки подлежат взысканию в бюджет.

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

Хозяйственный механизм

Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об использовании сметы расходов).

Анализ видов бухгалтерской отчетности.

Нормативно — подушевое финансирование.

Лекция 3

Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об исполнении сметы расходов).

Все организации любой организационно-правовой формы собственности обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность, являющуюся завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность в установленных формах содержит систему сопоставимых и достоверных сведений о реализованной продукции, работах и услугах, затратах на их производство, об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность состоит из

— бухгалтерского баланса,

— отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, — а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения. Пояснения представляют собой отдельные формы бухгалтерской отчетности (например, отчет о движение денежных средств, отчет об изменениях капитала и др.) и пояснительную записку.

Общие Положения формирования экономии отчета труда

1.1. Настоящий Порядок регламентирует условия возникновения и использования экономии фонда оплаты труда (далее – ФОТ) структурных подразделений .

1.2. Порядок формирования и использования экономии ФОТ разработан в соответствии с Положением об оплате труда работников.

1.3. Учет средств экономии ФОТ осуществляется главным специалистом по оплате труда управления по работе с персоналом (далее – Ответственный исполнитель).

1.4. Использование средств экономии ФОТ производится не чаще одного раза в квартал.

Условия формирования экономии фонда оплаты труда

2.1. Периодом для формирования и использования экономии ФОТ является календарный год с января по декабрь включительно. При этом расчет экономии ФОТ за декабрь производится не позднее 10 декабря на основании имеющихся на эту дату первичных документов, подтверждающих наличие экономии.

2.2. При расчете экономии ФОТ по должностям из числа профессорско — преподавательского состава (далее – ППС) период ежегодного отпуска (июль – август) из расчета исключается, а также период временной нетрудоспособности.

2.3. На следующий период средства экономии ФОТ не переносятся.

2.4. На другие статьи расходов бюджетной классификации средства экономии ФОТ не переносятся.

2.5. Средства экономии ФОТ могут быть использованы:

2.5.1. Для оплаты дополнительного объема работ.

2.5.2. Для стимулирующих единовременных выплат, направленных на повышение мотивации работников к более эффективному и качественному выполнению своих трудовых обязанностей.

2.5.3. Для компенсации финансовых затрат в объеме не более суммы высвобожденных денежных средств (п. 3.3 настоящего Порядка) в случае, если к возникновению этих затрат привело ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и при этом виновному лицу была установлена премия за основные результаты деятельности ниже максимального уровня.

3. Источники возникновения экономии фонда оплаты труда Экономия ФОТ складывается за счет:

3.1. Высвобождения средств за период временной нетрудоспособности работников.

3.2. Высвобождения средств в результате оформления работниками отпусков без сохранения заработной платы.

3.3. Высвобождения средств в результате начисления не в полном объеме премиальных выплат за основные результаты деятельности.

3.4. Наличия вакантных должностей в штатном расписании, в том числе при нахождении работника в отпуске по уходу за ребенком в случае, если на его место не принят другой работник (кроме должностей из числа ППС).

Экономия по фонду оплаты труда исчисляется как разница между плановыми средствами на заработную плату работников за соответствующий месяц и фактически начисленными суммами за этот же период.

Плановые средства на заработную плату в расчете на месяц формируются например:

а) из должностных окладов и тарифных ставок (окладов), рассчитанных с учетом корректирующих коэффициентов;

б) надбавок за классные чины (класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания);

в) надбавок за особые условия государственной службы. Средства на установление надбавок планируются в зависимости от класса, классного чина, дипломатического ранга, персонального звания и штатного воинского (специального) звания, предусмотренных в установленном порядке по занимаемой должности;

г) надбавок за выслугу лет к расчетным должностным окладам;

д) надбавок за сложность и напряженность труда работникам;

е) сумм повышения должностных окладов молодых специалистов;

ж) доплат за работу в ночное время и оплаты за работу в праздничные и выходные дни;

При этом следует иметь в виду:

для расчета экономии в плановые средства на выплату заработной платы по вакантным должностям (профессиям) не включаются надбавки за классный чин, особые условия государственной службы и выслугу лет для должностных лиц, а также повышение тарифных ставок и окладов рабочим и работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, за стаж работы в отрасли;

суммы доплат за работу в ночное время и выплаты за работу в праздничные и выходные дни включаются в плановые средства на заработную плату в фактически начисленных суммах;

плановые средства на установление надбавок за сложность и напряженность труда работникам, осуществляющим техническое обслуживание и обеспечивающим функционирование государственного аппарата, не использованные в расчетном месяце на установление указанных надбавок могут быть использованы на эти цели в течение года или направлены на премирование;

плановые средства на премирование, выплату единовременного пособия на оздоровление и оказание материальной помощи в расчет экономии по фонду оплаты труда не включаются.

Экономия по фонду оплаты труда рассчитывается за каждый месяц в отдельности. Размер неиспользованной экономии средств в данном месяце может быть использован в течение года.

В случае если в расчетном месяце размер фактически начисленной заработной платы превышает плановый, то сложившийся перерасход должен быть перекрыт экономией следующих месяцев.

«ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛНЕНИИ СМЕТЫ РАСХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

— форма (форма 2) квартального и годового отчета бюджетных организаций, финансируемых за счет средств бюджета и осуществляющих бухгалтерский учет. Отчет составлен в разрезе показателей экономической классификации расходов бюджетов РФ. В форме приводится сопоставление фактических расходов по исполнению сметы по всем показателям экономической классификации расходов и кассовых расходов бюджетной организации (включая казначейские обязательства и налоговые освобождения) с годовыми и квартальными сметными назначениями бюджетной организации.

Определение экономии за счет снижения затрат

Планируемая экономия за счет снижения затрат (∆S) в результате внедрения системы автоматизации достигнута за счет следующих мероприятий:

— экономия расходов на ЗП и страховых взносов во внебюджетные фонды в результате увеличения нормы обслуживания и условного высвобождения рабочих (∆Sзп), определяется по формуле:

∆Sзп=Сч*Др*∆Ч*К1*Кр*Котч, (13)

где Сч – часовая тарифная ставка слесаря КИПиА соответствующего разряда;

Др – годовой фонд рабочего времени рабочего, час.;

∆Ч – высвобождение рабочих, чел.;

К1 – коэффициент, учитывающий премии и доплаты; принимаем 1,683;

Кр – районный коэффициент, принимаем 1,15;

Котч – коэффициент, учитывающий страховые взносы во внебюджетные фонды; принимаем 1,3.

При автоматизации соляных ванн, уменьшается непосредственное воздействие человека на объект труда, повышается производительность и надежность. Автоматизация устраняет тяжелый физический труд, что дает возможность сэкономить расходы на ЗП и страховые взносы во внебюджетные фонды путем высвобождения рабочих. В случае автоматизации соляных ванн высвобождается два рабочих места – наладчик оборудования и наладчик средств КИПиА, остается только одно рабочее место – оператор соляной ванны.

Эффективный годовой фонд времени рабочего при пятидневной рабочей неделе может быть определен по формуле:

Др=*Кн, (14)

где Дк – количество календарных дней;

Дв – количество выходных дней (суббота и воскресенье);

Дп – количество праздничных дней;

S – продолжительность смены (tсм = 8 час.).

Кн – коэффициент, учитывающий использование номинального фонда времени из-за неявки на работу:

Кн=(100-Сн)/100, (15)

где Сн=9…12% — потери от номинального фонда времени из-за невыхода на работу.

Дк=365 дней, Дв=104 дней, Дп.п=17 дней

Кн=(100-10)/100=0,9

Этот же фонд в часах составит:

Др = *0,9=1749,6ч.,

∆Sзп=28*1749,6*1*1,683*1,15*1,3=123259,985руб.

Экономия за счет уменьшения убытков от брака:

∆Sбр=(Х-У)*С2*N2, (16)

где Х, У – процент порченной продукции по отношению к количеству годных соответственно до и после внедрения системы автоматизации, 4% и 3%;

С2 – себестоимость единицы продукции, руб/кг; В прессовой установке происходит вулканизация резины.самая популярная резина маслобензостойкая МБС, ее цена составляет 120 руб/кг.

N2 – годовой объем продукции, обрабатываемый, прессом на производстве, составляет 128256 комплектов.

∆Sбр=(4-3)/100%*120*128256=153907,2 руб

Экономия по фонду заработной платы ремонтников вследствие сокращения времени на ремонт:

∆Sзпр=Сч*∆Т*К1*Кр*Котч, (17)

где Сч – часовая тарифная ставка ремонтника соответствующего разряда, ремонтник 3 разряда Сч=24,3 руб/час; ∆Т – снижение времени простоев по причине ремонта, час. Если до внедрения объект сдавался в ремонт 2 раза в год, продолжительностью 3 рабочих дней, то после автоматизации объект нуждается в ремонте 1 раз в год, продолжительностью 3 рабочих дней. То есть, Т1=(3*8)*2=48 часов, Т2=3*8=24 часа, ∆Т=48-24=24 часа.

∆Sзпр=24,30*24*1,683*1,15*1,26=14222,23руб

Отсюда рассчитываем экономию за счет снижения затрат в результате внедрения САУ:

∆S=123259,985+153907,2 +14222,23=291389,415 руб

6.3 Выбор экономически выгодного варианта организации производства

Годовой экономический эффект, полученный от внедрения в производство системы автоматизации определяется по формуле:

Эг=∆S-Ен*(∆К+Кпр), (18)

где ∆S – экономия, получаемая в процессе производства в результате внедрения системы автоматизации;

Ен – нормативный коэффициент сравнительной эффективности капитальных вложений. Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений представляет собой минимальную величину годового дохода на 1 рубль капитальных вложений. Коэффициент показывает, какая часть капитальных вложений должна быть возмещена ежегодно за счет экономии на себестоимости, получаемой в результате внедрения нового варианта. Этот коэффициент принимается равным 0,2.

В результате расчетов считается, что внедрение системы автоматизации экономически целесообразно, если величина годового экономического эффекта Эг положительна.

Эг=291389,415 -0,2*(123259,985+1749,6)= 291389,415-24302,08=291389,41 руб

Наряду с этим следует определить срок окупаемости дополнительных капитальных вложений, затрачиваемых на внедрение техники. Срок окупаемости – это время, за которое поступление от деятельности организации покроют затраты на капитальные вложения.

Срок окупаемости капитальных вложений определяются по формуле:

Тр=∆К/∆S, (19)

Тр=123259,985/291389,41=0,42года

Для целесообразности принимаемого решения необходимо, чтобы соблюдалось условие: Тр≤5 лет.

Расчеты, произведенные в экономической части дипломного проекта показывают, что в результате внедрения системы автоматизации годовой экономический эффект является положительным и составляет 291389,41 руб. это даст основание для вывода о том, что внедрение предлагаемой системы автоматизации в процесс производства с экономически точки зрения целесообразно.

Окупаемость капитальных вложений составляет 0,42 года, что тоже соответствует условиям целесообразности внедрения (Тр≤5 лет).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *