Центры электронного декларирования

Стенограмма выступления Г. А. Боярского на публичном обсуждении вопросов правоприменительной практики ФТС России по итогам IV квартала 2018 года, 19 декабря 2018 г.

Григорий Анатольевич Боярский:
Уважаемый Руслан Валентинович, уважаемые участники публичного обсуждения. Практически полный переход на цифровые технологии организации таможенного администрирования потребовал изменений структуры таможенных органов и концентрации декларирования товаров в специализированных таможенных органах, работающих только с электронными документами. В соответствии с одобренными Президентом и Правительством Российской Федерации планами в настоящее время проводится работа по созданию 9 электронных таможен и 16 Центров электронного декларирования (ЦЭД), которые к 2020 году должны стать основными местами оформления товаров.

В соответствии с «дорожной» картой по реформированию таможенных органов создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования проводятся поэтапно. В 2018 году созданы электронные таможни в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях. Создан и начал функционировать Новороссийский Центр электронного декларирования. Также в рамках создания единой сети электронных таможен проведена работа по концентрации декларирования товаров в центрах электронного декларирования Калининградской областной и Владивостокской таможен. 24 октября начал функционировать Приволжский центр электронного декларирования Приволжской электронной таможни, а с 25 октября Уральский и Северо-Кавказский центры электронного декларирования в составе соответствующих электронных таможен. Таким образом в структуре таможенных органов появился принципиально новый таможенный орган – это электронная таможня, основной задачей которой является обеспечение процесса декларирования товаров исключительно в электронной форме. Итоги первых двух месяцев работы электронных таможен приведены (по состоянию на 16.12.2018) в таблице.

Количество ДТ Выпущено ДТ, из них: автома­тически зарегист­рировано автома­тически выпущено
Приволжская электронная таможня 48 876 31 447 11 993
Уральская электронная таможня 25 774 12 095 3 459
Северо-Кавказская электронная таможня 8 518 5 409 444
Калинин­градский ЦЭД 34 073 10 836 637
Владивос­токский ЦЭД 54 959 18 299 1 300
Новорос­сийский ЦЭД 18 119 6 220 499

Как видно, в настоящее время в центрах электронного декларирования электронных таможен сконцентрировано оформление большинства деклараций соответствующего регионального таможенного управления. В первую очередь это декларации, поданные в соответствии с таможенными процедурами экспорта и выпуска для внутреннего потребления. При этом наблюдается положительная тенденция по увеличению доли деклараций, оформляемых в электронной таможне. По декабрю месяцу эти значения еще более подросли и по Уральскому перешли уже где-то за 85%.

Если смотреть на ежедневный объем оформления, то он составляет от 400 деклараций в Северо-Кавказском центре электронного декларирования до 1500 деклараций в Приволжском. При этом проведенный мониторинг свидетельствует, что после создания Приволжского, Уральского и Северо-Кавказского ЦЭДов, приблизительно на 10% сократились средние сроки выпуска товаров в соответствующих РТУ. Т.е. проводился анализ двух месяцев до начала функционирования электронных таможен и двух месяцев их функционирования. В настоящее время электронные таможни функционируют в штатном режиме. В момент создания электронных таможен была проведена достаточно серьезная работа по повышению уровня работоспособности информационных систем и за все время функционирования электронных таможен не фиксировались критические сбои, которые привели бы к невозможности их функционирования.

Одновременно продолжена работа по концентрации декларирования товаров в ЦЭДах таможен, совмещающих в себе функций электронных таможен и таможен фактического контроля. В этом году в рамках создания единой сети электронных таможен полная концентрация декларирования началась с 15 сентября 2018 г. на Владивостокском ЦЭДе в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Дальневосточного федерального округа. А с 1 октября на Калининградском ЦЭДе в отношении товаров, ввозимых и вывозимых из Калининградской области. 20 сентября был создан и начал функционировать центр электронного декларирования в Новороссийской таможне, на котором в настоящий момент сконцентрировано оформление декларационного массива Новороссийской таможни, а в перспективе будет сконцентрировано оформление товаров, перемещаемых морским транспортом через порты Южного федерального округа. Все созданные в рамках единой сети электронных таможен ЦЭДы располагаются на площадях, находящихся в государственной собственности.

Отмечу, что в этом году на всех Центрах электронного декларирования оформлено более 32% всех поданных деклараций. К 2020 году 95% всех деклараций будут оформляться в ЦЭДах. Несмотря на концентрацию декларирования товаров в Центрах электронного декларирования, определенный объем будет сохранен за таможенными постами фактического контроля. В первую очередь это связано с декларированием отдельных категорий товаров, применением бумажной формы декларирования или особенностью контроля в отношении отдельных таможенных процедур, таких как отказ в пользу государства, уничтожение и ряда других. Вместе с тем основное направление деятельности таможенных органов фактического контроля связанно с проведением фактического контроля в отношении товаров и транспортных средств, т.е. проведение тех операций, которые требуют непосредственного контакта с товаром, с транспортными средствами или работы с документами на бумажных носителях. Распределение функционала между электронными таможнями и таможнями фактического контроля нашло свое отражение в типовых положениях о таможенных органах, утвержденных приказом Федеральной таможенной служба, который зарегистрирован Министерством юстиции.

Создание единой сети Центров электронного декларирования не потребовали концептуальных изменений принципов их работы. Взаимодействие ЦЭДов и таможенных постов фактического контроля по-прежнему строится на применении технологии удаленного выпуска. Вместе с тем, исходя из специфики функционирования ЦЭДов и объемов оформления на них, проводится работа по усовершенствованию отдельных аспектов их функционирования. В первую очередь такие изменения направлены на максимальную автоматизацию совершения всех таможенных операций и дельнейшее развитие технологий авторегистрации и автовыпуска товаров. На сегодняшний день в автоматическом режиме уже зарегистрировано около 1, 8 млн деклараций, что составляет без малого 40% от всех поданных деклараций. Более 300 тыс. деклараций выпущено без непосредственного участия должностных лиц таможенных органов.

Другим направлением проводимой работы является исключение необходимости присутствия участника ВЭД в Центре электронного декларирования, в том числе за счет обеспечения возможности представления документов на бумажном носителе в таможенный орган, отличный от места декларирования. В настоящее время таким таможенным органом является, как правило, место фактического нахождения товаров, т.е. то место, куда поступают документы одновременно с грузом.

Вместе с тем, на прошедшем с участием представителей бизнеса, 7 декабря заседании постоянной комиссии по вопросам совершенствования таможенного администрирования, было принято решение о продолжении работы по данному вопросу и, в том числе, путем рассмотрения возможности представления документов, в первую очередь, касающееся сертификатов происхождения товаров на бумажном носителе в иные таможенные органы. По мере создания электронных таможен и концентрации декларирования товаров в ЦЭДах, будут поэтапно внедряться принципиально новые технологии выбора места декларирования товаров – технология автоматической диспетчеризации декларации, предусматривающая автоматический выбор таможенного органа декларирования информационной системы. При разработке технологии автоматического выбора центров электронного декларирования, в первую очередь, учитывается компетенция таможенного органа по виду товара или транспорта, место налогового учета декларанта, место нахождения товаров, время работы конкретного центра электронного декларирования, наличие нештатных ситуаций в конкретном таможенном органе и целый ряд других факторов.

Кроме того, при поступлении деклараций в информационную систему планируется реализовать ее автоматическую проверку с направлением декларанту рекомендаций по устранению выявленных ошибок, что сократит случаи исправления деклараций непосредственно в ходе ее оформления. Непосредственно должностному лицу Центра электронного декларирования или таможенного поста фактического контроля, декларация будет поступать только в случае, когда принятие решения о ее выпуске требуется участие должностного лица. В большинстве случаев это связано с принятием решений в рамках системы управления рисками. Напомню, что в соответствии с Комплексной программой развития ФТС России к 2020 году не менее 80% деклараций, поданных участниками ВЭД низкого уровня риска, должны выпускаться автоматически.

Необходимо отметить также, что технология автоматической диспетчеризации предусматривает не только распределение поданных деклараций между центрами электронного декларирования, но и внутри самого центра электронного декларирования конкретному должностному лицу. Т.е. должностное лицо уже не будет никаким образом влиять на то, какую ему декларацию взять в обработку.

Для реализации указанных задач и с учетом первых итогов функционирования электронных таможен, также проводится работа по изменению базовых приказов, регламентирующих порядок регистрации деклараций, совершение таможенных операций в электронной форме, применение технологии удаленного выпуска, автоматической регистрации и автовыпуска товаров, которые планируется издать уже в 2019 году.

Еще необходимо отметить, что в 2018 году также уже проводятся мероприятия по реализации следующего этапа по реформированию таможенных органов. Изданные приказы о создании и начале функционирования с 29 января 2019 г. Московского областного ЦЭДа, на котором поэтапно будет сконцентрировано декларирование товаров в Московской области. С 14 февраля 2019 г. начинает функционировать акцизный специализированный центр электронного декларирования с поэтапной концентрацией на нем декларирования подакцизных и других определенных видов товаров. Также в следующем году будут созданы Сибирская электронная таможня, Авиационный и Центральный энергетический центры электронного декларирования.

После перемещения Балтийского центра электронного декларирования на государственные площади планируется провести работу по концентрации на нем декларирования товаров, перемещаемых через Большой порт Санкт-Петербурга и другие порты Северо-Западного федерального округа.

Отмечу, что в своем выступлении я постарался затронуть те вопросы, которые поступили в рамках подготовки к проведению данного публичного обсуждения. На отдельные вопросы, касающиеся частных случаев, в том числе оформления товаров в Балтийской таможне, ответы будут размещены на сайте ФТС России.
Спасибо за внимание, доклад закончил.

Давыдов Руслан Валентинович, первый заместитель руководителя ФТС России:

Спасибо, Григорий Анатольевич. Я считаю, что исчерпывающий такой доклад. Хочу сказать, что к середине следующего года, т.е. к 1 июля 2019 года концентрация декларирования в центрах электронного декларирования превысит 50%. Это я думаю с запасом. Если сегодня 32%, то будет за 50% совершенно точно.

По поводу Балтийского ЦЭДа, я вижу здесь представителей Санкт-Петербурга, Северо-Запада, я могу сказать, что помещение подобрано, это государственные площади на Двинской улице, в районе порта. Я думаю, что в течение ближайшего полугодия мы там проведем, как я и говорил, необходимые реконструкцию, ремонтные работы, наладку линий связи программных средств, и там в полном объеме заработает Балтийский ЦЭД. Поэтому, коллеги, не волнуйтесь, будет лучше, чем было, это точно совершенно. Как показывает наша практика, Григорий Анатольевич сказал, на 10% повысилась производительность труда. Безусловно, если у нас есть таможенные органы сегодня, где 3 декларации на человека, а есть. Где 23. Понятно, что где-то люди простаивают, а где-то люди перегружены. Поэтому равномерность нагрузки, правомерность принятия решений, единообразие подходов – это все мы с очень большой очевидностью наблюдаем на тех объектах, которые уже внедрены.

Григорий Анатольевич, тем не менее, поскольку письменных вопросов нет, два вопроса из зала ответим, но два. Кто первый, того и тапки. Представляйтесь, пожалуйста, чтобы мы могли понимать, от кого идет вопрос.

Пучкова Лариса, руководитель таможенного отдела компании «Nawinia»:

У меня вопрос такой, связан с временем работы ЦЭДов. ЦЭДы предполагаются, что работают по 12 часов 7 дней в неделю, а таможни фактического контроля зачастую работаю 5 дней в неделю. Как в этом случае поступать участникам ВЭД? Ждать? Декларация, допустим, подана в пятницу, а выпуск мы можем ждать, ну в лучшем случае в понедельник. Это достаточно распространенный вопрос.

Давыдов Руслан Валентинович:

Вопрос понятен. Григорий Анатольевич, пожалуйста.

Боярский Григорий Анатольевич:

Спасибо за вопрос. В первую очередь, при создании единой сети электронных таможен, также проводится работа по синхронизации времени работы таможенных постов фактического контроля с временем работы ЦЭДов. Но здесь необходимо все-таки оценивать объемы товаров, поступающих непосредственно на пост фактического контроля. Дело в том, что из-за, например, одной машины, есть такие примеры в том же самом Уральском федеральном округе, выводить таможенный пост на работу нецелесообразно. Здесь, в первую очередь, конечно, должна исходить от вас инициатива, потому что в соответствии с Кодексом, таможенные органы учитывают и время работы предприятий. В принципе, при наличии таких обращений, соответствующая таможня может установить время работы таможенного поста фактического контроля, исходя из пожеланий участников ВЭД.

Давыдов Руслан Валентинович:

Спасибо. Ну давайте я дополню. На самом деле вопрос поставлен правомерно. Посты фактического контроля, мы это не только заявляем, мы это и осуществляем, они размещаются в местах естественного движения товаров, т.е. там, где осуществляются логистические цепочки, перевалочные операции и т.д. Совершенно справедливо, что участники ВЭД говорят о том, что надо синхронизировать работу электронных таможен и постов фактического контроля, иначе смысл 7х12 теряется. Кстати говоря, не спросили про круглосутку. Могу сказать, что мы и это предусматриваем, но в значительно меньшем объеме. Например, в Авиационном ЦЭДе, мы смотрели сейчас как спланировать, там смена ночная где-то порядка 4 человек должна быть. Больше там просто не нужно. Поэтому, там, где это необходимо, в ЦЭДах будет предусмотрена и ночная смена, т.е. круглосуточный режим, но пониженной штатной численности. Я предлагаю, Григорий Анатольевич, взять этот вопрос в обработку вместе с региональными таможенными управлениями и, действительно, еще раз посмотреть потребность и логистику и продумать варианты по определению мест доставки, таких, которые могли бы синхронизировать работу свою с центрами электронного декларирования. Конечно, это должно быть все синхронизировано – это главный тезис. Вот такие исключения, когда 1 – 2 декларации, надо просто на региональном уровне смотреть конкретные случаи и искать и предлагать варианты решения этой проблемы. Т.е. эту проблему в любом случае надо решать. Давайте договоримся таким образом. Еще вопросы.

Баклаков Петр Анатольевич, АО «Техснабэкспорт»:

Руслан Валентинович, Вы совершенно справедливо заметили, что вопрос унификации, единообразия практики применения, декларирования. Необходимо признать, что существуют различия подходов, предположим, в Балтике, во Владивостоке, в Находке, в Новороссийске. Какие мероприятия планируются для установления вот как раз единообразия декларирования, требований, взаимоотношений, единообразия самого порядка?

Давыдов Руслан Валентинович:

Спасибо, Петр Анатольевич. Очень квалифицированный, правильный вопрос. Нами разработан уже по сути дела и внедряется Стандарт совершения таможенных операций. Пока там в основном временные характеристики закладываются, но мной поставлена задача, чтобы туда ввели и качественные характеристики таможенного контроля. Мы в экспертных группах нашего экспертно-консультативного совета говорили о том, чтобы бизнес дал предложения по насыщению элементами вот этого стандарта проведения таможенного контроля, стандарта совершения таможенных операций. Не должно быть никаких отличий в подходах между Балтикой и Владивостоком, Новороссийском и другими таможенными органами, за исключением тех, которые связаны либо со спецификой товара, как мы говорили, там энергетические акцизные, либо со спецификой вида транспорта и теми транспортными документами, которые существуют в силу международных соответствующих соглашений. Хотя у на в Российской Федерации Евразийской комиссией ставится вопрос о создании единого транспортного документа. Я думаю, что это будет не скоро, не испытываю здесь больших иллюзий, потому что это международные конвенции. В Конвенции по МДП там пытаемся внести изменения уже лет 5. Это такая тяжелая работа с отдаленными перспективами. Поэтому через Стандарт такая работа ведется и давайте тогда в решение наше сегодняшнее запишем: бизнесу дать предложения по развитию Стандарта совершения таможенных операций с точки зрения оценки качества совершения этих операций. Спасибо.

Центр электронного декларирования (ЦЭД). Преимущества таможенного оформления в ЦЭД

Одной из основных задач с 2012 года Федеральной Таможенной Службы (ФТС) было внедрение таможенных технологий и применения практики удаленного выпуска товаров и концентрация основных объемов по данной технологии в Центрах электронного декларирования (ЦЭД). Эта технология рассматривается, как основа для развития и совершенствования таможенной службы. Преимуществом оформления в ЦЭД является то, что при декларировании товаров декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга, а товары при этом могут размещаться на любых приграничных терминалах. В случае необходимости таможенного досмотра, по поручению инспектора ЦЭД принявшего декларацию назначенные досмотры проводятся на терминалах, где размещены товары. Взаимодействие между внутренним и приграничным таможенными постами происходит также в электронном виде. Такая технология не только сокращает время на прохождение таможенных операций, но существенно оптимизирует затраты на логистику внешнеторговых грузов. Внедрение электронного декларирования и удаленного выпуска товаров рассматривается как один из основных инструментов Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации.

Центры электронного декларирования осуществляют таможенное оформление только Юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей!

Документы и информация для таможенного оформления
в Центрах Электронного Декларирования (ЦЭД)

  1. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне ()
  2. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне ()
  3. Список документов для таможенного оформления Импорт ()
  4. Список документов для таможенного оформления Экспорт ()

Причины создания центров электронного декларирования (ЦЭД)

В условиях дальнейшего развития и применения инновационных технологий в сфере таможенного оформления особое внимание следует обратить на функционирование центров электронного декларирования и системы удаленного выпуска товаров, цели их создания, преимущества их использования и перспективы дальнейшего существования. В основе возникновения центров электронного декларирования лежит переход к системе электронного декларирования. До внедрения системы электронного декларирования, все документы необходимые для таможенного оформления ввезенного товара предоставлялись таможенным органам участниками внешнеэкономической деятельности в бумажном виде. Применение документооборота в бумажном виде и существовавший уровень технологий связи, возможности таможенного контроля создавали четкую территориальную привязку товара и декларанта к таможенному посту, рядом с которым он находился. Не мог таможенный пост, находящейся за сотни или тысячи километров от товара, выпустить его в свободное обращение. Распространение компьютеров, развитие интернета и информационных технологий позволило начать процесс по минимизации применения бумажного документооборота и снижению необходимости в непосредственных контактах декларантов с работниками таможенных органов. Постепенно это привело к созданию системы электронного декларирования, когда все необходимые документы предоставлялись таможенным органам в электронном виде посредством специальных программ через Интернет.

Первая электронная декларация, где была использованы технологии ЭД-1 (здесь напрямую подключались к таможенной программе по выделенному каналу связи) подали в 2002 году.

Через шесть лет, в 2008 году была подана электронная декларация с применением технологи ЭД-2 (формализованные документы были предоставлены через сеть Интернет). Это был колоссальный прорыв в области таможенного оформления. Развитие системы электронного декларирования позволило создавать специализированные таможенные посты, к функционалу которых относилось совершение таможенных операций по электронному декларированию товаров. Данные специализированные посты получили наименование Центров электронного декларирования (ЦЭД). Причем данные специализированные посты могли осуществлять таможенное оформление товаров, которые территориально находились в другом субъекте Российской Федерации и даже в другом федеральном округе (например, центр электронного декларирования мог быть Можайского таможенного поста, а декларант подавать электронную декларацию из г. Владивостока, Приморский край). Первые ЦЭД начали работать 12 января 2011 года. В настоящее время в системе таможенных органов РФ ЦЭД функционируют во всех федеральных округах Российской Федерации и в каждом региональном таможенном управлении. Некоторые ЦЭД могут осуществлять свою деятельность в конкретном федеральном округе, но в большинстве случаев регионом деятельности ЦЭД является вся Россия.

Для большинства центров электронного декларирования регионом деятельности является территория всей России. Некоторым центрам электронного декларирования разрешено осуществлять декларирование только в определенном федеральном округе.

Система взаимодействия центра электронного декларирования (ЦЭД) и внешнего таможенного органа

В приказе ФТС России от 22 апреля 2011 г. N 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования», прописана процедура взаимодействия центра электронного декларирования, и таможенного органа, которому подконтролен СВХ или зона таможенного контроля (ЗТК), где размещен товар.

1. Инспектор центра электронного декларирования при получении электронной таможенной декларации отправляет запрос во внешний таможенный орган действительно ли декларируемый товар размещен на СВХ или ЗТК.

2. Инспектор внешнего таможенного органа в течение 30 минут проверяет действительно ли декларируемый товар размещен на СВХ или ЗТК и в течение 10 минут информирует центр электронного декларирования о том, размещен ли данный товар или нет.

3. В случае отсутствия товаров на СВХ или в ЗТК инспектор центра электронного декларирования отказывает в регистрации электронной таможенной декларации.

4. Если факт наличия товаров на СВХ или в ЗТК подтвержден, то инспектор центра электронного декларирования присваивает регистрационный номер электронной таможенной декларации, сопоставляет сведения, заявленные в электронной таможенной декларации, с информацией, прописанной в товаросопроводительных документах.

5. Если таможенная программа выявляет факт наличия рисков, по которым требуется проведение фактического контроля (МИДК, осмотра, досмотра), во внешний таможенный орган из центра электронного декларирования инспектором направляется поручение на МИДК, осмотр, досмотр. Например, если товар физически будет находиться на территории СВХ Магистраль-ДВ, г. Артем, а электронная декларация будет подана в центр электронного декларирования Можайского таможенного поста и будет поручение на досмотр, то фактические действия по проведению досмотра будет осуществлять инспектор таможенного поста Морской порт Владивосток (т/п МПВ). По окончании МИДК, осмотра, досмотра внешний таможенный орган информирует центр электронного декларирования о его результатах.

6. Проверка документов и сведений должна осуществляться центром электронного декларирования в четко определенные сроки:

— если декларация содержит от 1 до 10 товаров, то в течение не более 1 часа;

если декларация содержит от 11 до 50 товаров, то в течение не более 3 часа;

если декларация содержит от 51 до 100 товаров, то в течение не более 5 часа

если декларация содержит от 101 и более товаров, то в течение не более 12 часов

7. После завершения проверки электронной таможенной декларации инспектор центра электронного декларирования направляет декларанту сообщение «Выпуск разрешен» в электронном виде.

Так, документальный контроль осуществляется в ЦЭД (например, Щелковский таможенный пост, если декларацию подали именно на этот пост) а фактический (при необходимости — по поручению инспектора ЦЭД, принявшего декларацию) — в приграничном таможенном органе (например, на СВХ «Восточные рубежи», п. Пограничный, если груз физически находится именно в этом месте).

Товары не подлежащие электронному декларированию

С 1 января 2014 года, на основании предписаний Федерального закона от 27 ноября 2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 204, ч. 4 ст. 322) было введено обязательное электронное декларирование товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации.

Товары, к которым не относится подобное требование:

1) товары, которые декларируют определенные категории иностранных лиц;

2) товары, которые перемещают физические лица, либо направляют в адрес физических лиц;

3) товары, которые поместили под таможенные процедуры уничтожения, отказа в пользу государства, специальные таможенные процедуры.

4) товары, которые содержат государственную тайну;

5) товары, отправляемые с использованием почтовой связи.

Все эти категории товаров прописаны в Постановлении Правительства РФ от 13 декабря 2013 года N 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование может осуществляться в письменной форме» и обязаны декларироваться в письменной форме.

При желании декларант сам может выбрать письменную форму.

Преимущества работы с центрами электронного декларирования

1. Возможность размещения товаров на любом терминале СВХ не предъявляя его таможенному органу, осуществляющему декларирование товаров. Это позволяет сократить сроки и расходы для клиента.

2. Уменьшаются материальные и временные расходы на проведение таможенных операций, которые предшествуют выпуску товаров. Это ведет к уменьшению срока выпуска до 2 – 3 часов.

3. Бумажную копию можно получить в любом таможенном органе, где осуществлялась подача электронной таможенной декларации. Юридическая сила бумажной копии равнозначна электронному варианту.

4. Нет непосредственного контакта между декларантом и таможенным органом. Всё взаимодействие происходит в электронном виде с использованием сети Интернет.

5. Расстояние между декларантом и таможенным органом не имеет никакого значения. Не важно, что их могут отделять сотни или тысячи километров.

6. В таможенных органах оптимизируется штат должностных лиц, без снижения эффективности их работы.

Создание центров электронного декларирования представляет собой громадный шаг вперед в применении инновационных технологий, получивший развитие в связи с необходимостью сокращение издержек и ускорения совершения таможенных операций для участников внешнеэкономической деятельности. В настоящее время центры электронного декларирования стали одним из неразрывных элементов в системе функционирования таможенных органов Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации замечают, что центры электронного декларирования показали свою эффективность, помогают развивать и укреплять внешнеторговые связи регионов, а также способствуют увеличению товарооборота в регионах их деятельности. Центры электронного декларирования создали новые стандарты для работы таможенных органов Российской Федерации. Несмотря на то что центр электронного декларирования – это новое явление в таможенной деятельности, данная форма подачи деклараций уже доказала свою эффективность и широко применяется участниками внешнеэкономической деятельности. Следующий этап по оптимизации работы таможенных органов использование автоматической регистрации поданной таможенной декларации в виде электронного документа и автоматическое (без участия инспекторов) принятие решение о выпуске товаров. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года предусматривает, что к 2021 г. должна быть обеспечена 100% подача ДТ в электронной форме. Это значит, что роль ЦЭД будет только возрастать. Несомненно, использование системы электронного декларирования является базовым условием развития современных таможенных технологий, а таможенное декларирование через ЦЭД — удобным и передовым сервисом таможни, требующим дальнейшего совершенствования.

Переход Нашей компании к таможенному оформлению через центры электронного декларирования привел к позитивным изменениям в сроках таможенного оформления – таможенное оформление у нас сейчас обычно занимает пару часов (ранее на таможенное оформление, как правило, уходило от нескольких дней до 7-10 дней), экономии на расходах в логистике (нет расходов по платному хранению), оптимизации рабочего времени сотрудников (избавлены от массы ненужной бумажной работы, нет необходимости в непосредственном контакте с инспектором).

В основном мы осуществляем таможенное оформление через центр электронного декларирования Можайского таможенного поста.

Высокий профессионализм, ответственный подход к своей работе, оперативность являются характерными чертами сотрудников центра электронного декларирования Можайского таможенного поста.

УДК 339.543

ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАМОЖЕН И ЦЕНТРОВ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

№16, 19.11.2018

Юридические науки

Башарова Эльвира Иншаровна
Веселова Мария Павлиновна
Коротаева Наталья Сергеевна

Ключевые слова: ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ; ЦЕНТР ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ; ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА; ТАМОЖНЯ ФАКТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ; УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК; ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ; E-CUSTOMS; E-DECLARATION CENTER; CUSTOMS PROCEDURE; ACTUAL CONTROL CUSTOMS; REMOTE RELEASE; ELECTRONIC CUSTOMS DECLARATION. Аннотация: В данной статье рассматривается технология функционирования электронных таможен и центров электронного декларирования их компетенции и перспективные направления совершенствования деятельности, а также разграничение компетенций центров электронного декларирования и таможен фактического контроля.

В целях сокращения сроков совершения таможенных операций и повышения уровня информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и таможенными органами был рекомендован переход на электронное декларирование. Данный переход обеспечит автоматическую обработку сведений, содержащихся в документах, и как следствие позволит однократно представлять документы. Принцип однократного предоставления документов при реализации электронного декларирования озвучен в «Комплексной программе развития ФТС России до 2020 года» .

Также в Программе одним и основных направления развития таможенных органов определено внедрение лучших мировых практик таможенного администрирования («электронная таможня», механизма «единого окна» и др.).

В рамках основных направлений развития таможенной службы, целей и задач, изложенных в Программе, было принято Распоряжение ФТС России от 23.10.2015 N 324-р «Об эксперименте по разделению операций, связанных с принятием ДТ, подаваемых в электронной форме, и операций, предшествующих подаче ДТ, и проведением таможенного контроля» . Целевые показатели, предложенные в Программе, объединены в 14 групп, а также выделены ключевые показатели (рис. 1).


Рис. 1. Ключевые показатели решения задач Комплексной программы развития

Центр электронного декларирования (ЦЭД) — это специализированный таможенный орган, в компетенцию которого включается совершение таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с помощью электронной декларации на товары (ЭДТ). В 2002 году был принят закон «Об электронной цифровой подписи», который стал нормативной правовой базой для осуществления ЭД. Дальнейшее развитие и совершенствование ЭД определило создание специализированных таможенных постов, осуществляющих ЭД. Положительная динамика объемов товарооборота определила необходимость создания единых ЦЭД, функционирование которых в полном объеме предполагается в 2021 год. ЦЭД направлены осуществление технологии «удаленного» выпуска товаров. В настоящее время функционируют 16 ЦЭД (таблица 1).

Таблица 1

Центры электронного декларирования в России

N п/п

Наименование таможен

Наименование таможенных постов (центров электронного декларирования) и таможенных постов

1 Калининградская областная таможня Калининградской ЦЭД
2 Южная электронная таможня Южный ЦЭД
3 Новороссийская таможня Новороссийский ЦЭД
4 Северо-западная электронная таможня Северо-Западный ЦЭД
5 Балтийская таможня Балтийский ЦЭД
6 Приволжская электронная таможня Приволжский ЦЭД
7 Уральская электронная таможня Уральский ЦЭД
8 Северо-Кавказская электронная таможня Северо-Кавказский ЦЭД
9 Сибирская электронная таможня Сибирский ЦЭД
10 Центральная электронная таможня Центральный ЦЭД
11 Дальневосточная электронная таможня Дальневосточный ЦЭД
12 Владивостокская таможня Владивостокский ЦЭД
13 Московская областная таможня Московский областной ЦЭД
14 Авиационная электронная Авиационный ЦЭД
15 Центральная энергетическая таможня Энергетический ЦЭД
16 Центральная акцизная таможня Акцизный ЦЭД

Центры электронного декларирования функционируют в соответствии с технологией централизованного оперативного контроля и дистанционного управления, которая представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Технология подачи декларации через ЦЭД

Использование ЦЭД существенно упрощает процедуру подачи декларации, а также направлено на повышение качества взаимодействия таможенных органов и бизнес-сообществ.

Переход на электронное декларирование был закреплен в ТК ЕАЭС. Динамика количества поданных в электронном виде ДТ в разрезе РТУ и таможен непосредственного подчинения представлена на рисунке 3.


Рис. 3. Сравнение количества оформленных ДТ, зарегистрированных с 1 января и поступивших в ЦБД ЕАИС ТО до 03 ноября 2016 и 2017 годов

На основании представленных данных, необходимо отметить положительную динамику увеличения количества поданных в электронном виде деклараций на товары.

Действующая технология подачи декларации через ЦЭД имеет определенные недостатки, одними из которых являются:

  1. Невозможность осуществления согласования стоимости.
  2. Высокий уровень формализации документов.
  3. Не все ЦЭД обладают кадрами с достаточным уровнем подготовки.
  4. Сокращение штата и (или) необходимость в переводе должностных лиц в другие таможенные органы.
  5. Необходимость переквалификации сотрудников таможенных органов.

В перспективе ЦЭД станет одним из элементов технологии блокчейн. Одновременно с подачей ДТ в автоматическом режиме будет формироваться налоговая декларация, при этом налог будет списываться автоматически. Основным минусом перехода к системе декларирования через ЦЭД является высокая стоимость строительства и оснащения данных объектов, которая будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. Однако государственное финансирование окупится благодаря оптимизации системы налогообложения и кадровых перестановок.

Преимуществами функционирования центров электронного декларирования являются:

  1. Совершение таможенных операций без предоставления участниками ВЭД документов на бумажном носителе.
  2. Сокращение времени совершения таможенных операций.
  3. Прозрачность процесса свершения таможенных операций.
  4. Возможность осуществления выпуска товара в автоматическом режиме.
  5. Осуществление только визуального осмотра товара на сухопутных таможенных постах и в портах.
  6. Снижение логистических и транспортных издержек для участников ВЭД.
  7. Возможность хранения архивных документов по поставкам на сервере ФТС России и при необходимости использование данных документов в других операциях.
  8. Товар может располагаться на приграничных СВХ, что позволяет исключить помещение товаров под процедуру таможенного транзита.
  9. Отсутствие необходимости наличия в штате таможенного органа, осуществляющего фактический контроль, всех специалистов.
  10. Возможность применения единого центра администрирования ДТ для дальнейшего распределения ДТ в любой ЦЭД. Это позволит контролировать нагрузку таможенных органов и минимизировать взаимодействия участников ВЭД и таможенных органов.

При осуществлении электронного документооборота и контроля сведений, содержащихся в данных документах, в случае необходимости, должны быть представлены декларантом на бумажном носителе в таможню фактического контроля (ТФК), которая осуществляет проверкою данных документов и направляет результаты этой в ЦЭД (рис. 4).


Рис. 4. Технология документооборота

Компетенции таможен фактического контроля:

  1. Совершение таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров:

а) помещение под таможенные процедуры:

— таможенного склада;
— уничтожения;
— отказа в пользу государства;
— свободного склада;
— свободной таможенной зоны.

б) декларирование товаров в письменной форме;
в) декларирование товаров физических лиц;
г) декларирование многообразной тары;
д) декларирование припасов;
е) декларирование комплектных объектов;
ж) контроль соблюдения условий таможенных процедур;
з) постановление штампов в ДТ после выпуска товаров в ЦЭД.

  1. Совершение иных таможенных операций:

а) помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и её закрытие;
б) совершение таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение;
в) применение форм таможенного контроля, отбор проб и образцов;
г) Создание и контроль функционирование околотаможенной инфраструктуры;
д) выдача паспорта шасси транспортного средства, паспорта самоходной машины, паспорта транспортного средства.

Предлагается изменить структуру и разграничить электронные таможни и ЦЭД (таблица 2).

Таблица 2

Система электронных таможен и ЦЭД

Федеральный округ

Таможня

ЦЭД

ЦФО Центральная ЭТ Центральный
СЗФО Балтийская таможня Балтийский
Северо-Западная ЭТ Северо-Западный
ЮФО Южная ЭТ Южный
Новороссийская таможня Новороссийский
СКФО Северо-Кавказская ЭТ Северо-Кавказский
ПФО Приволжская ЭТ Приволжский
УФО Уральская ЭТ Уральский
СФО Сибирская ЭТ Сибирский
ДФО Дальневосточная ЭТ Дальневосточный
Владивостокская ЭТ Владивостокский
Московская область Московская областная таможня Московский областной
Калининградская область Калининградская областная таможня Калининградский областной
Всего: 16 ЦЭД, из них:

-8 региональных;

-2 областных;

-6 специализированных.

Центральная акцизная таможня Акцизный
Центральная энергетическая таможня Энергетический
Авиационная электронная Авиационный

ФТС России планирует разграничить компетенции электронных таможен и ЦЭД. На данном этапе подготовлен пакет нормативных документов, который был подписан 25 октября 2018 года. В данных документах определены новые электронные таможенные органы, компетенции ЦЭД и полномочия ТФК. Однако компетенции ЦЭД ограничены осуществлением лишь двух процедур из 17 существующих, а именно: ИМ 40, ЭК 10. Но с вступлением данного пакета документов компетенции ЦЭД существенно расширились. Автоматизированная система взаимодействия ЦЭД и ТФК, основана на синхронизации документов для исключения сбоев.

Полномочия ЦЭД и ТФК по администрированию отдельных процедур переработки представлены на рисунке 5.


Рис. 5. Администрирование отдельных таможенных процедур переработки

Разрешение выдаётся ТФК в случае необходимости получения разрешения на переработку, а ЦЭД декларирует товары, помещаемые под переработку. Если в качестве разрешения на переработку выступает таможенная декларация, то подача такой декларации производится в ЦЭД.

Принцип таможенного контроля и компетенции аналогичны с предыдущей группой процедур. Подача декларации осуществляется в ЦЭД. Контроль за условиями процедуры, фактический контроль, отчётность, сроки в компетенции ТФК, который может вносить изменения, но при согласовании с ЦЭД (рис. 6), только в том случает, если данные процедуру не являются завершающими.


Рис. 6. Администрирование таможенных процедур временного ввоза (допуска), временного вывоза, беспошлинной торговли

На рисунке 7 представлена технология подачи заявления о выпуске до подачи декларации на товары, при котором последующее декларирование проводится в одном таможенном органе, но с учётом того, что уполномоченный экономический оператор подаёт ДТ в ЦЭД, а фактический контроль осуществлет ТФК.


Рис. 7. Применение специального упрощения «Выпуск до подачи ДТ» с 25.10.2018

Согласна Приказу ФТС РФ от 22.04.2011 № 845 и Приказу ФТС России от 01.11.2013 № 2081 применение данной технологии в данный момент невозможно, однако по сообщениям ФТС России 25 октября 2018 года было опубликовано разъяснение, снимающее запреты, что позволяет декларировать товары в ЦЭД.

Таким образом, центр электронного декларирования является базой для применения информационных технологий, а именно автоматической регистрации декларации на товары и автоматического и удаленного выпуска. Функционирование ЦЭД направлено на либерализацию и упрощение таможенных процедур, а также содействие развитию внешнеэкономической деятельности. Повышение эффективности проведения таможенного контроля будет достигнуто в результате разграничения компетенций ЦЭД и ТФК. На базе ТФК будут сосредоточены высококвалифицированные кадры, специализирующиеся на проведении фактического таможенного контроля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *