Учетная политика для НДС

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА, В ТОМ ЧИСЛЕ РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ

Если организация является плательщиком НДС, то при формировании учетной политики для целей налогообложения (далее — налоговая политика) данному налогу необходимо посвятить отдельный раздел своего учетного регламента.
При этом совершенно не обязательно в налоговой политике «переписывать» главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации, важно учесть только те моменты исчисления и уплаты НДС, в отношении которых указанная глава предоставляет налогоплательщику право выбора или не содержит прямо установленного порядка действий. В силу того, что традиционно налоговые обязательства по НДС у фирм довольно внушительны, это может позволить налогоплательщику сократить уровень своих налоговых платежей законным способом.

Налогоплательщики налога на добавленную стоимость

Итак, в первую очередь в разделе налоговой политики, посвященном НДС, организации следует указать, признается ли она плательщиком указанного налога.
Напоминаем, что в соответствии с налоговым законодательством налогоплательщиками НДС признаются исключительно все организации (в том числе и иностранные), как коммерческие, так и некоммерческие. В полной мере это относится и к государственным (муниципальным) учреждениям, что подтверждается Письмами Минфина России от 17.06.2019 г. N 03-07-14/43975, от 07.07.2016 г. N 03-07-14/39827 и другими. Такого же мнения придерживаются и арбитры, о чем свидетельствует Постановление ФАС Северо-западного округа от 28.11.2008 г. по делу N А42-2619/2006.
Обращаем Ваше внимание на то, что налогоплательщиками НДС признаются даже первичные профсоюзные организации, так как они являются юридическими лицами, созданными в соответствии с российским правом. На это, кстати, указывает и Письмо Минфина России от 18.04.2007 г. N 03-04-06-01/125. Статусом налогоплательщика НДС обладают и органы государственной власти или местного самоуправления, о чем свидетельствует Письмо Минфина России от 07.12.2007 г. N 03-07-11/616. Подтверждает такой подход и Письмо ФНС России от 13.07.2009 г. N ШС-22-3/562@ «О порядке применения налога на добавленную стоимость при реализации муниципального имущества физическим лицам».
О том, что государственные (муниципальные) органы, действующие в форме юридических лиц, также могут признаваться налогоплательщиками НДС, сказано в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 33). Придерживаются такого подхода и региональные суды, о чем говорит Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.04.2015 г. N Ф02-807/2015 по делу N А19-9906/2014.
Вместе с тем, общее правило признания организаций налогоплательщиками НДС не распространяется на фирмы, применяющие такие виды специальных налоговых режимов, как:
— упрощенная система налогообложения, на что указывает пункт 4 статьи 346.11 НК РФ;
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД). Правда, при использовании ЕНВД организация не признается налогоплательщиком НДС только в части налогооблагаемых операций, осуществляемых в рамках «вмененной» деятельности.
Все положения налогового законодательства по НДС в равной степени распространяются как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей. Заметим, что в отличие от организаций коммерсанты могут использовать такой специальный налоговый режим, как патентная система налогообложения, предусмотренная главой 26.5 НК РФ (далее — ПСН).
Если бизнесмен применяет ПСН, то в части «патентной» деятельности он не признается налогоплательщиком НДС.
Ввозной НДС, налог, уплачиваемый при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых не применяется ПСН, а также при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со статьями 161 и 174.1 НК РФ, индивидуальными предпринимателями уплачивается в общем порядке.
Напоминаем, что до 01.01.2019 г. не признавались налогоплательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее — ЕСХН). Но благодаря изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.11.2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункт 3 статьи 346.1 НК РФ, теперь организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, по умолчанию признаются налогоплательщиками НДС. Причем данная обязанность распространяется и на крестьянские (фермерские) хозяйства (пункт 5 статьи 346.1 НК РФ).
Вместе с тем, на основании статьи 145 НК РФ организации и коммерсанты-плательщики ЕСХН, могут воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при выполнении любого из условий, перечисленных в абзаце 2 пункта 1 статьи 145 НК РФ.

Право на освобождение от уплаты НДС

Если организация или коммерсант имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее — освобождение) по статье 145 НК РФ, то ей (ему) в налоговой политике следует отметить, используется это право или нет.
Заметим, что при использовании этого права налогоплательщику в общем случае в течение 12 месяцев не придется фактически уплачивать налог в бюджет (за исключением уплаты НДС при импорте и «агентского» налога). Кроме того, налогоплательщики, использующие освобождение, могут отказаться от получения счетов-фактур, ведения книги покупок, а также (при соблюдении некоторых условий) у них отпадает необходимость в подаче налоговых деклараций по НДС. На это обращено внимание как в Письме ФНС России от 04.06.2015 г. N ГД-4-3/9650@, так и в Письме Минфина России от 27.11.2009 г. N 03-07-14/107.
Напоминаем, что в силу пункта 1 статьи 145 НК РФ в общем случае организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

Вид, структура и иные аспекты учетной политики ИП на ОСНО

Учетная политика ИП на ОСНО формируется с учетом следующих правил:

  • Форма учетной политики (УП) — произвольная (законом не регламентирована).
  • Содержание УП — все необходимые ИП аспекты учетно-отчетного процесса, а также организационно-технические нюансы.
  • Структура — определяется ИП самостоятельно (главы, разделы, подразделы, приложения и др.).
  • Объем УП — зависит от степени детализации информации, определяемой ИП исходя из потребностей его учетно-отчетного процесса.
  • Методы и способы бухучета — описывать необязательно, если ИП бухучет не ведет (такая возможность предоставлена предпринимателям подп. 1 п. 2 ст. 6 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
  • Нюансы налогового учета — приводятся в УП в обязательном порядке (ст. 313 НК РФ), исходя из специфики деятельности ИП и видов уплачиваемых им налогов.

Решившему не вести бухучет ИП на ОСНО при формировании своей УП важно руководствоваться требованиями ст. 313 НК РФ, а именно:

  • после разработки УП ее необходимо утвердить приказом (распоряжением);
  • в УП следует описать порядок учета хозяйственных операций для целей налогообложения таким образом, чтобы формируемые на основе такой учетной политики данные налогового учета были полными и достоверными, позволяли проконтролировать правильность исчисления, полноту и своевременность исчисления и уплаты налогов;
  • УП должна применяться последовательно из года в год.

Где можно скачать учетную политику 2020-2021 для ИП на ОСНО

Прежде чем говорить о возможности скачивания УП для ИП на ОСНО, необходимо сделать несколько важных оговорок.

Формирование УП — процесс сугубо индивидуальный, результат которого важен ИП не только для внутренних целей (организации учетного процесса), но и в отдельных случаях для защиты своей позиции перед налоговиками или судьями. Поэтому формально к этому процессу подходить не стоит.

Приступая к формированию УП, стандартный образец можно взять только за основу, а особое внимание следует уделить тем нюансам, от которых зависит результат расчета налоговых обязательств в ситуации, когда специальный расчетный алгоритм в НК РФ отсутствует.

К примеру, к таким ситуациям можно отнести разработку ИП на ОСНО:

  • методики раздельного учета доходов и расходов при совмещении ОСНО с иным режимом налогообложения (ЕНВД и (или) ПСН) или инструкции по раздельному учету НДС;
  • алгоритма расчета НДФЛ.

См. также «Расходы ИП на ОСНО для НДФЛ».

Кроме того, не стоит игнорировать такую важную структурную составляющую часть УП, как формы первичных учетных документов, которые являются основанием для отражения данных в учете — именно они находятся под пристальным вниманием контролеров.

Образец учетной политики ИП на ОСНО 2020-2021 вы можете скачать на нашем сайте:

Скачать образец

Если у ИП на ОСНО много подразделений или большая реализация, рекомендуем особое внимание уделить учетной политике по НДС . Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все нюансы составления документа.

Итоги

Детально, обоснованно и разумно составленная учетная политика для ИП на ОСНО позволит не только грамотно организовать учетный процесс, но и в случае необходимости поможет отстоять фактически применяемые учетные подходы ИП перед контролерами и судьями.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *