Содержание
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа
Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа для трудных детей и подростков занимают определенное место в системе реабилитационной службы страны, выполняя разные функции. Для дальнейшего представления реабилитационных учреждений этого типа необходимо разграничить некоторые понятия.
Так, компенсация — это «перестройка нарушенных функций организма за счет биологических, неосознаваемых человеком механизмов» .
Коррекция — «система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка» .
Высшая форма коррекции — реабилитация, буквально — восстановление в правах, включающее в себя юридическую, правовую и психологическую реабилитацию. В процессе реабилитации «мы корригируем личность в социуме» . Если коррекцию можно осуществлять индивидуально, то для реабилитации необходим коллектив, референтная группа, воспитывающая среда.
«Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно- воспитательным учреждениям открытого и закрытого типа. …Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений» .
Учреждения открытого типа являются профилактическими учреждениями и создаются «…для подростков:
* с устойчивым противоправным поведением;
- — подвергшихся любым формам психологического насилия;
- — отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения;
- — испытывающих трудности в общении с родителями» .
В школу открытого типа принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 14 лет при наличии заключений психологопедагогической и медико-педагогической комиссий, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка. Школа открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным учреждением. Контингент учебно-воспитательного учреждения открытого типа составляет 100-120 человек.
В учебно-воспитательном учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. Создавая комфортную воспитывающую, развивающую среду в школе, учредитель не препятствует внешним контактам воспитанников школы.
Так, выходные дни, школьные каникулы ученики могут проводить в семье, в кругу близких родственников. Причем родители (законные представители) могут отказаться от услуг данного учреждения, если, по их мнению, в школе не созданы комфортные условия для реабилитации воспитанника.
Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа выполняют несколько другие функции, что обусловлено задачами, стоящими перед ними. В специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа «по решению суда помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не подлежащие уголовной ответственности либо освобождение в установленном законом порядке от наказания . Общественно опасные деяния включают в себя воровство, грабежи, изнасилование, хулиганство, нанесение телесных повреждений, в том числе, тяжких (убийство). Направляются подростки в учебно- воспитательное учреждение закрытого типа принудительно, по решению суда на определенный срок (от полугода до 3-х лет).
После выпуска из учебно-воспитательного учреждение закрытого типа воспитанник может продолжить образование в том образовательном учреждении, где он учился до направления в специальную школу. Учащийся будет принят в соответствующий класс на основании документов о его промежуточной аттестации, выданных специальным учреждением, без какой-либо дополнительной проверки. Учебный план специальной закрытой школы соответствует учебным планам общеобразовательной школы.
В целях обеспечения индивидуализации реабилитационного процесса в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа сокращена наполняемость классов до В-10 человек, общий контингент составляет 80-100 воспитанников, увеличено количество педагогических работников. В штатном расписании учебно- воспитательного учреждения закрытого типа открыты должности учителя-логопеда, дефектологов, педагогов-психологов, психотерапевта, социальных педагогов. Организация бытовых условий способствует реабилитационному процессу, создает условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
Одна из функций закрытого учреждения — изоляция подростков от криминальной среды, обеспечение их безопасности и защиты от негативного внешнего влияния. Выполнение этой функции предусматривает «ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц,… круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними и т.д.» . Все внешние контакты воспитанников учебно- воспитательного учреждения закрытого типа (свидания, переписка, телефонная связь) строго контролируются и регламентируются.
Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении предписывает порядок содержания, обучения и воспитания подростков в учреждениях открытого и закрытого типа с учетом индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния детей и подростков. Специальное учебно-воспитательное учреждение должно обеспечить выполнение основных задач:
- — «обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;
- — создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки;
- — осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
- — осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- — реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних» .
В специальном учебно-воспитательном учреждении должны быть созданы условия для коррекционно-реабилитационной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики, организован оптимальный распорядок дня, включающий в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью. По мере необходимости, в специальном учебно-воспитательном учреждении может быть открыт любой класс начальной школы, может вводиться ступенчатая система разновозрастного обучения по типу сельской малокомплектной школы.
В специальных учебно-воспитательных учреждениях созданы психолого-медико-педагогические комиссии, которые обеспечивают условия для проведения комплексной диагностики воспитанников и координируют действия специалистов по организации коррекционно-реабилитационной работы. В состав комиссии входят старший воспитатель, классный руководитель, учитель труда, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, представитель администрации. После поступления в специальное учебно-воспитательное учреждение каждый подросток проходит диагностическое обследование, выявляющее особенности психофизического развития (память, внимание, мышление, воображение, речь), личностного развития (эмоциональность, воля, потребности, мотивация, самооценка), образовательного уровня (пробелы в знаниях); определяющее характер девиантного поведения, социальное положение. Все полученные данные заносятся в карту развития воспитанника, составляется индивидуальная программа — «маршрут реабилитации воспитанника», обосновывается и разрабатывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение.
В эту карту также заносятся последующие результаты диагностических обследований, результаты его трудовой, учебной, общественной деятельности, особенности взаимоотношений с другими воспитанниками, педагогами, родителями и т.д. Вся полученная информация является строго конфиденциальной. Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальную программу, а затем составляет план работы с воспитанником.
Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа являются субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Они выполняют определенные задачи, направленные на реабилитацию воспитанников. Сеть специальных учреждений открытого и закрытого типа растет и совершенствуется, в соответствии с государственными и общественными интересами.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Специальные учебно-воспитательные учреждения (СУВУ) для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:
* специальные общеобразовательные школы;
* специальные профессиональные училища;
* специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.
Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.
Основной функцией СУВУ для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков: 1) с устойчивым противоправным (девиантным) поведением; 2) подвергшихся любым формам психологического насилия; 3) отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т. д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней. Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки.
Одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения является реабилитационный отпуск. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения.
Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей
Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:
• специальные общеобразовательные школы;
• специальные профессиональные училища;
• специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственнойотсталости), совершивших общественно опасные деяния.
Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.
Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.
Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.
Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:
— с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
— подвергшихся любым формам психологического насилия;
— отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.
Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.
Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т. е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.
Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних — одно из направлений деятельности органов внутренних дел.
Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.
В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.
Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.
Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.
Индивидуальная социально-педагогическая деятельность с подростком в колонии по его реабилитации.
Учитывая положение Конвенции ООН по правам ребёнка, отражающую лишь минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, лишённых свободы, международная тюремная реформа «РRI» считает, что надлежащее правосудие в отношении несовершеннолетних не может существовать без действий системы образования и социальной поддержки. Помочь подросткам, нарушившим закон, сталь законопослушными взрослыми людьми гораздо больше в состоянии родители, учителя, социальные работники и педагоги, психологи, нежели милиция, суд и тюрьма.
В каждом муниципальном подразделении существует комиссия по делам несовершеннолетних, которая в соответствии с законодательством наделена довольно большими карательными полномочиями в решении судьбы несовершеннолетних. Однако репрессивные меры воздействия не всегда оказывают должное влияние на профилактику девиантного поведения подростков. И концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года предполагает гуманизацию закона по отношению к несовершеннолетним
. Вот почему социально-педагогическая отечественная и международная практика с этой возрастной группой предлагает ненасильственные методы социально-профилактической работы: помочь детям в трудоустройстве, обустроить желающих учиться, привлечь к административной ответственности родителей, нарушающих права ребёнка и т. п. В этих случаях комиссия для оказания конструктивной помощи подростку (а это возможно при условии учёта всех обстоятельств правонарушения) может воспользоваться более полной информацией о нём в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних но месту жительства, где своих подопечных инспекторы отдела знают в лицо.
Главной задачей становиться безопасность подростка, защита его права, сознательный уход от карательных мер, с целью сохранения его достоинства и возможности самому преодолеть возникшие жизненные затруднения.
В результате у подростков формируется уважение к милиции и инспекторам отделов, где он может, в случае необходимости, рассчитывать на помощь и защиту от дальнейшего влияния взрослых (вовлечение в криминал, алкоголизация, наркомания, совращение и т.п.
Создаются центры профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних» — службы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодёжи.
Поставлены следующие задачи:
· оказание помощи несовершеннолетним правонарушителям, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем, возникших вследствие совершения преступления;
· выявление и устранение причин и условий, которые приводят к совершению преступления, а следовательно, проведение реальной профилактики рецидивной преступности и реальное оздоровление подрастающего поколения;
Для реализации действий в данном направлении более десяти специалистов по социальной работе отдела по взаимодействию с судами занимались социальным сопровождением несовершеннолетних правонарушителей.
В решении этих проблем участвуют различные специалисты, включая социальных работников, психологов, психотерапевтов, инспекторов, работающих в различных социальных службах.
Виды учебно-воспитательных учреждений закрытого типа
В другом случае законодатель употребил термин «специальное» (специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Происхождение же слова «специальный» такое же, как и термина «специализированный». «Специальный» означает «особый, предназначенный для» какой-либо «определенной цели». Специальное учреждение — это то же самое, что и специализированное учреждение.
Основной задачей специальных общеобразовательных школ закрытого типа является создание жизненного пространства, обеспечивающего защищенность жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства воспитанников. Работа всех служб пронизана деятельностью, способствующей выработке адаптивных форм поведения воспитанников, обеспечивающей возможности и модели безопасного поведения, основанного на опыте научения новым отношениям.
Имея статус закрытого учебно-воспитательного учреждения, школа считает невозможной полноценную реабилитацию воспитанников в полной изоляции от общества и общения с позитивно направленными сверстниками.
Основными задачами специальных профессиональных училищ закрытого типа кроме тех, что указаны в ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», должны быть:
— содержаниесовершенное в училищах воспитанников до 18 лет для того, чтобы они сразу после училища могли быть призваны на службу в ряды Российской армии;
— военная и физическая подготовка воспитанников с целью их подготовки к службе в рядах Вооруженных сил РФ;
— получение общего среднего образования, с тем чтобы дать им возможность для поступления в военные и гражданские вузы.
Все виды учрежденийкоторые предполагают специальные условия содержания несовершеннолетних с отрывом от семьи и обычной социальной среды, воспитания и обучения.
Особого внимания заслуживает организация работы закрытых специальных образовательных учреждений коррекционного типа. Порядок содержания воспитанников в коррекционном учреждении направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также их социальной реабилитации.
Коррекционное учреждение может быть только учреждением закрытого типа. Бытовые условия учреждения должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.
Учреждение коррекционного типа должно иметь комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников, помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство.
В коррекционном учреждении организуются психолого — педагогическая и медико — психологическая комиссии, которые каждые 6 месяцев рассматривают динамику реабилитационного процесса, вносят коррективы в индивидуальные планы работы с воспитанниками. При позитивных сдвигах, результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложения о досрочном выпуске воспитанника из учреждения.
Несовершеннолетний может быть помещен в указанные учреждения до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года независимо от назначенного срока лишения свободы и тяжести преступления (ч. 2 ст. 92 УК РФ).
Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.
В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ.
Закон предусматривает основания досрочного прекращения и продления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно- воспитательном учреждении закрытого типа. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры (ч. 3 ст. 92 УК РФ).