Учреждение закрытого типа

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа для трудных детей и подростков занимают определенное место в системе реабилитационной службы страны, выполняя разные функции. Для дальнейшего представления реабилитационных учреждений этого типа необходимо разграничить некоторые понятия.

Так, компенсация — это «перестройка нарушенных функций организма за счет биологических, неосознаваемых человеком механизмов» .

Коррекция — «система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка» .

Высшая форма коррекции — реабилитация, буквально — восстановление в правах, включающее в себя юридическую, правовую и психологическую реабилитацию. В процессе реабилитации «мы корригируем личность в социуме» . Если коррекцию можно осуществлять индивидуально, то для реабилитации необходим коллектив, референтная группа, воспитывающая среда.

«Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно- воспитательным учреждениям открытого и закрытого типа. …Своевременное помещение подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений» .

Учреждения открытого типа являются профилактическими учреждениями и создаются «…для подростков:

* с устойчивым противоправным поведением;

  • — подвергшихся любым формам психологического насилия;
  • — отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения;
  • — испытывающих трудности в общении с родителями» .

В школу открытого типа принимаются дети и подростки в возрасте от 8 до 14 лет при наличии заключений психологопедагогической и медико-педагогической комиссий, рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства, заявления родителей (законных представителей) и с согласия подростка. Школа открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным учреждением. Контингент учебно-воспитательного учреждения открытого типа составляет 100-120 человек.

В учебно-воспитательном учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности воспитанника, нуждающегося в особой заботе и защите. Создавая комфортную воспитывающую, развивающую среду в школе, учредитель не препятствует внешним контактам воспитанников школы.

Так, выходные дни, школьные каникулы ученики могут проводить в семье, в кругу близких родственников. Причем родители (законные представители) могут отказаться от услуг данного учреждения, если, по их мнению, в школе не созданы комфортные условия для реабилитации воспитанника.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа выполняют несколько другие функции, что обусловлено задачами, стоящими перед ними. В специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа «по решению суда помещаются несовершеннолетние в возрасте 11-18 лет, совершившие общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, но не подлежащие уголовной ответственности либо освобождение в установленном законом порядке от наказания . Общественно опасные деяния включают в себя воровство, грабежи, изнасилование, хулиганство, нанесение телесных повреждений, в том числе, тяжких (убийство). Направляются подростки в учебно- воспитательное учреждение закрытого типа принудительно, по решению суда на определенный срок (от полугода до 3-х лет).

После выпуска из учебно-воспитательного учреждение закрытого типа воспитанник может продолжить образование в том образовательном учреждении, где он учился до направления в специальную школу. Учащийся будет принят в соответствующий класс на основании документов о его промежуточной аттестации, выданных специальным учреждением, без какой-либо дополнительной проверки. Учебный план специальной закрытой школы соответствует учебным планам общеобразовательной школы.

В целях обеспечения индивидуализации реабилитационного процесса в учебно-воспитательном учреждении закрытого типа сокращена наполняемость классов до В-10 человек, общий контингент составляет 80-100 воспитанников, увеличено количество педагогических работников. В штатном расписании учебно- воспитательного учреждения закрытого типа открыты должности учителя-логопеда, дефектологов, педагогов-психологов, психотерапевта, социальных педагогов. Организация бытовых условий способствует реабилитационному процессу, создает условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.

Одна из функций закрытого учреждения — изоляция подростков от криминальной среды, обеспечение их безопасности и защиты от негативного внешнего влияния. Выполнение этой функции предусматривает «ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц,… круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними и т.д.» . Все внешние контакты воспитанников учебно- воспитательного учреждения закрытого типа (свидания, переписка, телефонная связь) строго контролируются и регламентируются.

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении предписывает порядок содержания, обучения и воспитания подростков в учреждениях открытого и закрытого типа с учетом индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния детей и подростков. Специальное учебно-воспитательное учреждение должно обеспечить выполнение основных задач:

  • — «обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе;
  • — создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки;
  • — осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
  • — осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • — реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних» .

В специальном учебно-воспитательном учреждении должны быть созданы условия для коррекционно-реабилитационной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики, организован оптимальный распорядок дня, включающий в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятия общественно полезной деятельностью. По мере необходимости, в специальном учебно-воспитательном учреждении может быть открыт любой класс начальной школы, может вводиться ступенчатая система разновозрастного обучения по типу сельской малокомплектной школы.

В специальных учебно-воспитательных учреждениях созданы психолого-медико-педагогические комиссии, которые обеспечивают условия для проведения комплексной диагностики воспитанников и координируют действия специалистов по организации коррекционно-реабилитационной работы. В состав комиссии входят старший воспитатель, классный руководитель, учитель труда, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, представитель администрации. После поступления в специальное учебно-воспитательное учреждение каждый подросток проходит диагностическое обследование, выявляющее особенности психофизического развития (память, внимание, мышление, воображение, речь), личностного развития (эмоциональность, воля, потребности, мотивация, самооценка), образовательного уровня (пробелы в знаниях); определяющее характер девиантного поведения, социальное положение. Все полученные данные заносятся в карту развития воспитанника, составляется индивидуальная программа — «маршрут реабилитации воспитанника», обосновывается и разрабатывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение.

В эту карту также заносятся последующие результаты диагностических обследований, результаты его трудовой, учебной, общественной деятельности, особенности взаимоотношений с другими воспитанниками, педагогами, родителями и т.д. Вся полученная информация является строго конфиденциальной. Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальную программу, а затем составляет план работы с воспитанником.

Таким образом, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа являются субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Они выполняют определенные задачи, направленные на реабилитацию воспитанников. Сеть специальных учреждений открытого и закрытого типа растет и совершенствуется, в соответствии с государственными и общественными интересами.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Специальные учебно-воспитательные учреждения (СУВУ) для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:

* специальные общеобразовательные школы;

* специальные профессиональные училища;

* специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Основной функцией СУВУ для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа. Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков: 1) с устойчивым противоправным (девиантным) поведением; 2) подвергшихся любым формам психологического насилия; 3) отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями. Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным. Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т. д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней. Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки.

Одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения является реабилитационный отпуск. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несо­вершеннолетних правонарушителей можно разделить на следу­ющие виды:

• специальные общеобразовательные школы;

• специальные профессиональные училища;

• специальные (коррекционные) общеобразовательные шко­лы и специальные (коррекционные) профессиональные учили­ща для детей и подростков с отклонениями в развитии (задер­жкой психического развития и легкими формами умственнойотсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчи­ков и для девочек. Однако при наличии соответствующих усло­вий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей явля­ется обеспечение их психологической, медицинской и социаль­ной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) обще­го и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

— с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

— подвергшихся любым формам психологического насилия;

— отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолет­них с делинквентным поведением, т. е. совершивших обществен­но опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и тре­бующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилак­тике правонарушений несовершеннолетних — одно из направ­лений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррек­ция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспи­танникам педагогических методов с обязательным охватом об­щеобразовательным и профессиональным обучением и привле­чением их к труду. При этом проведение воспитательной, куль­турно-массовой и спортивной работы сочетается с определен­ным режимом содержания.

В том случае, если возникает необходимость направления несо­вершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заве­дение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путе­вки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по де­лам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассмат­ривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессио­нальные училища) и выписывает ему путевку.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на пе­ревоспитание всех правонарушителей, которые в этом нужда­ются.

Кроме того, для более эффективного использования возмож­ностей по своевременной изоляции подростков-правонаруши­телей с помощью направления их в специальные учебно-воспи­тательные учреждения необходимо пересмотреть перечень ме­дицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовер­шеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Индивидуаль­ная социально-педагогическая деятельность с подростком в колонии по его реабилитации.

Учитывая положение Конвенции ООН по правам ребёнка, отражающую лишь ми­нимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер­шеннолетних, лишённых свободы, международ­ная тюремная реформа «РRI» считает, что надлежа­щее правосудие в отношении несовершеннолетних не может существовать без действий системы обра­зования и социальной поддержки. Помочь подрост­кам, нарушившим закон, сталь законопослушными взрослыми людьми гораздо больше в состоянии родители, учителя, социальные работники и педа­гоги, психологи, нежели милиция, суд и тюрьма.

В каждом муниципальном подразделении существует комиссия по делам несовершеннолет­них, которая в соответствии с законодательством наделена довольно большими карательными пол­номочиями в решении судьбы несовершеннолет­них. Однако репрессивные меры воздействия не всегда оказывают должное влияние на профилак­тику девиантного поведения подростков. И концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года предполагает гуманизацию закона по отношению к несовершеннолетним

. Вот по­чему социально-педагогическая отечественная и международная практика с этой возрастной груп­пой предлагает ненасильственные методы соци­ально-профилактической работы: помочь детям в трудоустройстве, обустроить желающих учиться, привлечь к административной ответственности родителей, нарушающих права ребёнка и т. п. В этих случаях комиссия для оказания конструктивной помощи подростку (а это возможно при условии учёта всех обстоятельств правонарушения) может воспользоваться более полной информацией о нём в отделе профилактики правонарушений несовер­шеннолетних но месту жительства, где своих по­допечных инспекторы отдела знают в лицо.

Главной задачей стано­виться безопасность подростка, защита его пра­ва, сознательный уход от карательных мер, с це­лью сохранения его достоинства и возможности самому преодолеть возникшие жизненные затруд­нения.

В результате у подростков формируется уважение к милиции и инспекторам отделов, где он может, в случае необходимости, рассчитывать на помощь и защиту от дальнейшего влияния взрослых (вовлечение в криминал, алкоголизация, наркомания, совращение и т.п.

Создаются центры профилактики безнадзорности и наркозависимос­ти несовершеннолетних» — служ­бы профилактики правонарушений среди несовер­шеннолетних и молодёжи.

Поставлены следующие задачи:

· оказание помощи несовершеннолетним пра­вонарушителям, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем, воз­никших вследствие совершения преступления;

· выявление и устранение причин и условий, которые приводят к совершению преступления, а следовательно, проведение реальной профилакти­ки рецидивной преступности и реальное оздоров­ление подрастающего поколения;

Для реализации действий в данном направ­лении более десяти специалистов по социальной работе отдела по взаимодействию с судами зани­мались социальным сопровождением несовер­шеннолетних правонарушителей.

В решении этих проблем участвуют различ­ные специалисты, включая социальных работ­ников, психологов, психотерапевтов, инспекто­ров, работающих в различных социальных службах.

Виды учебно-воспитательных учреждений закрытого типа

В другом случае законодатель употребил термин «специальное» (специальные учебно-воспитательные учреждения органов управления образованием). Происхождение же слова «специальный» такое же, как и термина «специализированный». «Специальный» означает «особый, предназначенный для» какой-либо «определенной цели». Специальное учреждение — это то же самое, что и специализированное учреждение.

Основной задачей специальных общеобразовательных школ закрытого типа является создание жизненного пространства, обеспечивающего защищенность жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства воспитанников. Работа всех служб пронизана деятельностью, способствующей выработке адаптивных форм поведения воспитанников, обеспечивающей возможности и модели безопасного поведения, основанного на опыте научения новым отношениям.

Имея статус закрытого учебно-воспитательного учреждения, школа считает невозможной полноценную реабилитацию воспитанников в полной изоляции от общества и общения с позитивно направленными сверстниками.

Основными задачами специальных профессиональных училищ закрытого типа кроме тех, что указаны в ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», должны быть:

— содержаниесовершенное в училищах воспитанников до 18 лет для того, чтобы они сразу после училища могли быть призваны на службу в ряды Российской армии;

— военная и физическая подготовка воспитанников с целью их подготовки к службе в рядах Вооруженных сил РФ;

— получение общего среднего образования, с тем чтобы дать им возможность для поступления в военные и гражданские вузы.

Все виды учрежденийкоторые предполагают специальные условия содержания несовершеннолетних с отрывом от семьи и обычной социальной среды, воспитания и обучения.

Особого внимания заслуживает организация работы закрытых специальных образовательных учреждений коррекционного типа. Порядок содержания воспитанников в коррекционном учреждении направлен на создание условий для психологической, медицинской и педагогической коррекции отклонений в психофизическом развитии детей и подростков, формирования их личности, а также их социальной реабилитации.

Коррекционное учреждение может быть только учреждением закрытого типа. Бытовые условия учреждения должны способствовать реабилитационному процессу, создавать условия для снятия у воспитанников эмоционального напряжения и агрессии.

Учреждение коррекционного типа должно иметь комплекс жилых и учебных зданий для воспитанников, помещения для педагогического, административного и обслуживающего персонала, подсобное хозяйство.

В коррекционном учреждении организуются психолого — педагогическая и медико — психологическая комиссии, которые каждые 6 месяцев рассматривают динамику реабилитационного процесса, вносят коррективы в индивидуальные планы работы с воспитанниками. При позитивных сдвигах, результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложения о досрочном выпуске воспитанника из учреждения.

Несовершеннолетний может быть помещен в указанные учреждения до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года независимо от назначенного срока лишения свободы и тяжести преступления (ч. 2 ст. 92 УК РФ).

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ.

Закон предусматривает основания досрочного прекращения и продления срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно- воспитательном учреждении закрытого типа. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры (ч. 3 ст. 92 УК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *