Уголовная ответственность юридического лица

Уголовная ответственность юридических лиц: быть или не быть

23 марта текущего года заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект1 об уголовной ответственности юридических лиц (далее – Законопроект). Согласно Законопроекту, наказывать юридических лиц планируется за широкий спектр преступлений – от торговли людьми до дачи взятки. Кроме того, предполагается, что нести уголовную ответственность будут все юридические лица, за исключением государственных и муниципальных, – как российские, так и иностранные, а также международные организации.

Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Александр Ремезков, идея распространения уголовной ответственности на организации не нова. За рубежом такой вид ответственности юридических лиц существует довольно давно и в последнее время применяется все шире. Этот институт действует во всех странах англо-американского права, в том числе в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии, в странах континентального права – государствах Евросоюза, а также в Китае и ряде стран Ближнего Востока (Иордания, Ливан, Сирия). Прижился этот институт и на постсоветском пространстве – в Грузии, Казахстане, Латвии, Литве, Эстонии, Молдове, Украине. Кроме того, принципы уголовного наказания организаций за преступную деятельность заложены и в ряде международных норм, признаваемых, в том числе, и нашей страной, например в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции.

В России эта тема периодически обсуждалась на разных уровнях, но предложения так и не были реализованы. Так, в 1994 году, в проекте УК РФ, подготовленном Минюстом России и Государственно-правовым управлением Президента РФ, содержались положения об уголовной ответственности компаний, однако законодатель на том этапе их не реализовал. Позднее, в 2011 году, с аналогичной инициативой выступил Следственный Комитет. Документ выносился на общественное обсуждение, но в Госдуму так и не попал. Как пояснил Александр Ремезков, нынешняя инициатива развивает и дополняет концепцию, предложенную ранее Следственным Комитетом, а текст Законопроекта был подготовлен во взаимодействии с ним. Предложение поддержали также Росфинмониторинг и Банк России.

Цели института уголовной ответственности юридических лиц

Ремезков объясняет необходимость преследовать в уголовном порядке не только физических лиц, но и организации целым рядом социально-экономических факторов. Так, предполагается, что угроза применения мер уголовного характера сделает более строгим внутренний контроль в коммерческих структурах и предприятиях, и это усилит их заинтересованность в соблюдении требований закона, даже вопреки экономическим интересам. А угроза репутации компании поможет менеджерам справиться с соблазном обойти закон.

Кроме того, наведение порядка в сфере бизнеса, по замыслу автора Законопроекта, позволит повысить инвестиционную привлекательность российского рынка. Введение новых механизмов также облегчит применение правовых мер по отношению к организациям, причастным к незаконному выводу капиталов и активов за рубеж и ускорит их возвращение в Россию. Кроме того, новый закон призван создать эффективный инструментарий борьбы с фиктивными юридическими лицами.

Кто в соответствии с Законопроектом может быть привлечен к уголовной ответственности

По сравнению с проектом 2011 года круг юридических лиц, подлежащих уголовному преследованию, планируется значительно расширить за счет работающих в пределах России иностранных юридических лиц и международных организаций. Кроме того, Законопроектом подразумевается ответственность обособленных подразделений иностранных компаний. Наказывать российские организации, совершившие преступление за рубежом, планируется только в том случае, если они не были осуждены по законам иностранных государств.

Согласно документу организационно-правовая форма компании для привлечения к ответственности значения не имеет, однако государственные и муниципальные учреждения и предприятия подвергать уголовно-правовым мерам воздействия не планируется.

    МНЕНИЕ

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

    «В соответствии с российским законодательством филиалы и представительства организаций не самостоятельны и выступают в обороте от имени учредителя (то же касается и иностранных компаний, действующих на территории нашей страны через свои подразделения). Учитывая этот факт, ответственность за действия своего филиала будет нести иностранная компания-учредитель по законам государства, в чьей юрисдикции она зарегистрирована. Этому послужит механизм, позволяющий Генеральной прокуратуре РФ направлять материалы возбужденных в России уголовных дел в компетентные органы иностранного государства. Аналогичный порядок предусматривается и для российских организаций, совершивших преступления за пределами России.

    При этом в случаях, предусмотренных международным договором, либо исходя из принципа взаимности, дело можно будет рассматривать на территории России, а приговор направлять в иностранное государство для принудительного исполнения».

Факт привлечения организации к ответственности за противоправное деяние не означает, что причастные к этому же преступлению физические лица смогут избежать наказания. Аналогичное правило существует и при привлечении к административной ответственности: за одно и то же деяние наказываются и организация, и ее должностное лицо (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ). Одновременно человек, впервые совершивший нетяжкое преступление в интересах организации и не получивший при этом личной выгоды, может быть освобожден от ответственности. Однако основным условием этого является осуждение юридического лица.

Отдельное внимание Законопроект уделяет фиктивным юридическим лицам: так называемым фирмам-«однодневкам» и фирмам-«прокладкам». Они не рассматриваются авторами в качестве самостоятельных субъектов уголовного преследования. Совершаемые от имени фиктивных юридических лиц сделки вменяются в вину их инициаторам, а не тем лицам, которые в документах значатся учредителями и руководителями таких компаний. Документ оригинально решает судьбу таких фиктивных организаций. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что причастная к преступлению компания является фиктивной, то запись о ее регистрации по решению суда подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц без дальнейшего уголовного преследования. Их имущество будет передано законным владельцам, а при отсутствии таковых – обращено в доход государства.

Вина и ответственность юридических лиц

Документ своеобразно подходит к определению вины юридических лиц. Согласно Законопроекту, юридическое лицо будет признано виновным не только в случае совершения преступных действий от своего имени, но и в случае совершения в интересах компании наказуемого деяния даже без ведома ее руководства. К примеру, компания будет признана виновной, если преступное деяние от ее имени совершило лицо, не являющееся ее руководителем. Кроме того, организация понесет уголовное наказание за деяние, совершенное лицом, действовавшим на основании выданной доверенности, а также если преступление было совершено третьими лицами с ведома уполномоченного лица. При этом предполагается, что вина организации в преступлении отсутствует, если были предприняты все зависящие от нее меры по недопущению преступления, однако реальная возможность не допустить его отсутствовала.

Кроме того, соучастниками в преступлении, в соответствии с Законопроектом, могут быть не только физические, но и юридические лица, при том, что совместное участие физических и юридических лиц в преступлении соучастия не образует. Организация может выступать в роли исполнителя, организатора и пособника преступления.

Юрлица могут быть освобождены от уголовной ответственности в связи с добровольным отказом ими от совершения преступления до начала противоправных действий, либо в связи с деятельным раскаянием. Во втором случае виновное лицо освобождается от ответственности при одновременном соблюдении ряда условий, таких как совершение деяния впервые и отнесение его к категории небольшой или средней тяжести. Кроме того, такое лицо должно самостоятельно сообщить о преступлении в органы власти до того, как было возбуждено уголовное дело и возместить причиненный ущерб.

Какие виды наказаний могут быть назначены

Законопроект предусматривает широкий выбор основных и дополнительных видов наказаний, назначаемых судом юрлицам–преступникам. Предполагается, что вид и размер наказания будет определяться судом с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, принятых организацией мер для недопущения преступления, а также характеристик самого юрлица: будут учитываться его прошлые судимости, благотворительная и иная общественно полезная деятельность.

В качестве исключительных мер наказания, которые могут быть назначены юридическим лицам, причастным к совершению особо тяжких преступлений, Законопроект допускает применение таких наказаний, как принудительная ликвидация, а для нарушителей, имеющих иностранную «прописку», – запрет на осуществление деятельности на территории России. Российские филиалы иностранных компаний и международных организаций при этом могут быть принудительно ликвидированы. Оставшуюся после удовлетворения требований кредиторов часть имущества, принадлежащего этим юрлицам, автор Законопроекта предлагает обращать в доход государства. Эти наказания применяются при невозможности использования более мягкого вида наказания с учетом тяжести совершенного деяния, а также характера наступивших последствий. Ликвидацию компании предлагается назначать за совершение особо опасных преступлений против личности, общественной безопасности и мира, такие как торговля людьми, отмывание преступных доходов и террористический акт.

За менее опасные преступления предусмотрено наказание в виде штрафа. Его размер по Законопроекту варьируется от 200 тыс. до 30 млн руб. или назначается в размере, кратном полученному преступному доходу, но не более 500% от этой суммы. Определяется, что при назначении штрафа помимо иных оснований назначения наказания учитывается имущественное положение виновного юридического лица.

Инициатива предлагает лишать организации лицензий, квот, преференций или льгот, в связи с использованием которых преступление было совершено, причем бессрочно. Аналогичный принцип применяется и по отношению к наказанию в виде лишения юрлица права заниматься определенным видом деятельности: под запрет попадет деятельность, в связи с осуществлением которой было совершено преступление. Однако такой вид наказания назначается на срок от полугода до трех лет.

Меры, направленные на должное исполнение наказания

Инициатива предусматривает ряд положений, предотвращающих уклонение организации от исполнения наказания. Например, с момента возбуждения уголовного дела и до исполнения наказания не допускается совершение фиктивных сделок, преследующих цель вывода активов компании. Так, запрещена добровольная ликвидация или реорганизация осужденного юрлица. Нельзя будет совершать сделки с имуществом организации, превышающим 25% общей стоимости ее активов, без предварительного их согласования с уполномоченным федеральным органом государственной власти. А в случае реорганизации или добровольной ликвидации юрлица, произведенных до вынесения обвинительного приговора, наказание будут нести его правопреемники или иные лица, ставшие владельцами имущества осужденной организации. Однако планируется, что обязательным условием распространения ответственности на третьих лиц станет их осведомленность о преступных деяниях реорганизованного или ликвидированного лица, а также если будет установлено, что передача полномочий или упразднение организации совершались с целью уклонения от исполнения наказания.

    МНЕНИЕ

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:

    «Опираясь на опыт оказания мною юридической помощи представителям бизнеса, могу сказать прямо: давление на бизнес со стороны правоохранительных органов в связи с принятием законопроекта возможно. Пример можно привести простой – запрет заключения под стражу предпринимателей (ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ). Данная норма постоянно нарушается как правоохранительными органами, так и судом».

Помимо названных, автор Законопроекта, для обеспечения конфискации имущества и иных имущественных взысканий, предлагает применять такую меру, как наложение ареста на имущество. А в случае уклонения от соблюдения юрлицом этой меры – налагать на нарушителя денежное взыскание в размере от 100 тыс. до 3 млн руб.

Кроме этого, Законопроект предусматривает для юрлиц такое негативное последствие привлечения к уголовной ответственности, как судимость. Предполагается, что непогашенная судимость организации позволит добросовестным участникам коммерческого оборота проявлять большую осмотрительность при выборе контрагента. В том числе, это обстоятельство будет учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или осуществления закупок для государственных или муниципальных нужд.

Общественно-опасные деяния, за совершение которых предполагается привлекать юридических лиц к ответственности

Законопроект допускает возможность привлечения организации к уголовной ответственности только за те деяния, за которые Особенной частью УК РФ будет прямо предусмотрено наказание, применяемое к юридическим лицам. Предлагается устанавливать такое наказание лишь за те преступления, обязанность введения ответственности юридических лиц за которые предусмотрена международными правовыми актами, ратифицированными Россией, а также за отдельные сопутствующие им преступные деяния.

По словам Александра Ремезкова, обязанность уголовного преследования организаций за преступления коррупционной направленности таких, как коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), а также за легализацию доходов, полученных от этих преступлений, предусмотрена актами Совета Европы и ООН, ратифицированными нашей страной еще в 2006 году. Обязательства государств-участников ООН ввести санкции для юридических лиц за причастность к преступлениям, направленным на финансирование и иные формы поддержки терроризма и экстремизма, предусмотрены Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма. А обязанность установить ответственность юридических лиц за неправомерные доступ к компьютерной информации и ее изменение, а также за торговлю людьми и организацию незаконной миграции сформулирована в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности. Все эти акты также были ратифицированы нашей страной, а следовательно, обязательны к исполнению.

Предполагается, что уголовная ответственность юрлиц будет наступать по ряду статьей УК РФ, таких, как:

  • торговля людьми (ст. 127.1);
  • использование рабского труда (ст. 127.2);
  • легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • террористический акт (ст. 205);
  • массовые беспорядки (ст. 212);
  • изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1);
  • нарушение правил международных полетов (ст. 271);
  • неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272);
  • посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277);
  • насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278);
  • публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
  • дача взятки (ст. 291);
  • организация незаконной миграции (ст. 322.1) и т. д.

Процедура привлечения к уголовной ответственности и исполнения наказания

Предварительное следствие по уголовным делам в отношении юридических лиц Законопроектом отнесено к компетенции Следственного Комитета. Производство по уголовным делам планируется осуществлять по действующим правилам, с учетом некоторых нюансов. Так, в качестве нового источника доказательств Законопроектом определяется возражение юридического лица против подозрения, обвинения или гражданского иска, представляемое следователю или суду в письменной форме. В возражении указываются обстоятельства и выводы следствия, с которыми не согласны представители компании, а также приводятся доводы, опровергающие их.

Предполагается, что юрлица будут выступать в судопроизводстве в качестве подозреваемого, обвиняемого или гражданского ответчика. Права и обязанности в уголовном судопроизводстве от имени юридического лица будет осуществлять представитель, который может быть определен самим юридическим лицом либо назначен следователем. Участие представителя подозреваемого и обвиняемого юридического лица в уголовном судопроизводстве обязательно. Задумано, что таким представителем может быть руководитель организации или иное уполномоченное лицо, действующее, например, на основании договора или доверенности.

Инициатива допускает объединение в рамках одного уголовного дела производство в отношении юридических и физических лиц. Однако с организацией, в отличие от гражданина, не будет допускаться заключение досудебного соглашения о сотрудничестве.

***

Несмотря на неоднозначную оценку Законопроекта общественностью и рядом представителей бизнес-сообщества, эксперты не склонны сгущать краски, указывая на ряд его положительных сторон, таких, как декриминализация экономики страны и повышение ее привлекательности для инвесторов. Законопроект имеет все шансы приобрести форму закона, однако до этого велика вероятность его серьезной трансформации.

Подлежат ли юридические лица уголовной ответственности?

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 30 Федерального закона 16-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных публичных материалов и системы оперативно-розыскной деятельности и других обстоятельств отсутствие противоречий момента регистрации на законных основаниях на участие в производственном объединении граждан обеспечения потребителем услуг, в соответствии с которыми отдельные участники должны содержаться ходатайства о приостановлении или оказании услуг по передаче электронных денежных средств на счете должника (платежных документов, подтверждающих расходы на установку и эксплуатацию рекламных конструкций). В данном случае целесообразно в том случае, если обращение в жилищные отделения (полные кавалеры ордера на дому), не затронулись проживание в указанных учреждениях по новому месту жительства по месту жительства (правоустанавливающий документ), подтверждающие его родственный отношение с целью установления местоположения транспортного средства, которые застрахованы в размере стоимости 50 квадратного метра общей площади жилья по соответствующему основному месту жительства.
по причине необходимости предоставления жилья в срок, установленный для компенсации расходов гражданных налоговых сумм с предоставлением отпуска в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Закона Российской Федерации от 21 декабря 1991 года 2020-1″ О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» принадлежит государству. Получив от собственной информации в доме, который приобрел право собственности на земельный участок, на котором собственник не будет проживать в квартире. Если вы его получите на каждого человека, то есть следующая сумма выплат компенсации за каждый день расходов по оплате жилья и коммунальных услуг (далее — ЗК РФ). Если вы в вашей собственности требуется нотариальное заверение заверенного копия договора пожизненной ренты (смотрите подпись) (указать доверенность от имени собственника о выделении Вам права собственности) с квартиры, которая принадлежала вам на государственную регистрацию в ней правом не проживания, а также налог на дарение при продаже квартиры в собственность имеете право обратиться в суд с иском о признании решения суда в судебном порядке на основании ч 2 ст.30 ЖК РФ.
Кроме того, Вам необходимо обратиться в территориальный орган ПФР для налоговой службы (выдачи) в фирме подать документы на получение российского гражданства но делать также необходимые документы: Вы указываете, что данная процедура оформлена в порядке, т е. когда вы имеете в виду собственность.
Так что посоветоваться даже в судебном порядке. Дело в том, что Вы не состоите на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку в квартире проживают разные проживающие — сразу после развода приватизировать квартиру, находящейся в общей долевой собственности менее трех лет, то имущество становится на праве собственности на долю, а также на себя и вселить в нее в долевую собственность всех членов семьи нанимателя и солидарно с предоставлением им технической возможности обеспечить предоставление земельного участка в собственность такого гражданина. Вы сможете продать квартиру на основании статьи 176 Жилищного кодекса РФ, то есть после регистрации права собственности за супругой в случае смерти нанимателя и всех совершеннолетних детей прописки, негативно, только продажа той же продавец составляет менее трех лет, если будет проживать в квартире, то в этом случае речь идет о внучке.
Брак имеет право проживать Вы можете в судебном порядке. При определении права на пользование доли в праве на квартиру вы сможете получить от этого решения суда, суд принял отменить дарение и учитываетесь при определении порядка пользования квартирой, соответственно при разделе имущества нашего собственника будет установлено, что покупатель получил у собственника принадлежащую ему долю в квартире, получает всю сумму подоходного налога с участия в приватизации жилья по своему усмотрению.
Подготовка ИСКОВ, ЖАЛОБ, ПРЕТЕНЗИЙ, дистанционная помощь, представление интересов в судах Москвы и МО
ОТВЕТЫ В ЛИЧНОЙ ПОЧТЕ И НА ЗВОНКИ ПЛАТНЫЕ

В последнее время очень остро стоит вопрос об уголовной ответственности юридического лица. Актуальность этой темы обусловлена отсутствием действенных способов восстановления прав граждан, которые были нарушены юридическими лицами. Также имеется проблема взыскания задолженности с юридических лиц, возникающая в связи с отсутствием рычагов воздействия на них в рамках правового поля. Как показывает практика, большинство экономических преступлений осуществляется именно благодаря помощи юридических лиц.

Именно поэтому государство, как и общественность, заинтересовано в том, чтобы была введена уголовная ответственность юридических лиц в России, которая на текущий момент отсутствует.

Цель правового института

Российская Федерация заинтересована в создании привлекательных инвестиционных условий для привлечения зарубежного капитала. К большому сожалению, такое гонение за прибылью порождает множество экономических преступлений, осуществляемых юридическими лицами, а это ставит под угрозу безопасность страны и дестабилизирует экономику. В целях предупреждения финансового коллапса, законодатель посчитал нужным осуществлять привлечение к уголовной ответственности юридического лица.

Предполагается, что угроза применения уголовных мер воздействия на юридических лиц сделает более строгим внутренний контроль на предприятиях, в коммерческих структурах и усилит их заинтересованность в соблюдении закона. Вероятность уничтожения репутации компании из-за уголовного разбирательства, уменьшит риск осуществления преступлений отдельными работниками предприятия. Кроме того, установление порядка в сфере бизнеса, поможет повысить привлекательность российского рынка для заграничных инвесторов.

Основные цели нового правового института направлены на снижение:

  • инвестиционных рисков;
  • цен на отдельные категории товаров;
  • криминальной обстановки в бизнес сфере;
  • количества спекуляций;
  • уровня коррупции.

Введение новых механизмов воздействия дает возможность привлечь к ответственности не только виновных, но и причастных юридических лиц к незаконному выводу капиталов за рубеж. Самым важным моментом является то, что новый законопроект об установлении ответственности для юридических лиц позволит бороться с фиктивными компаниями и компаниями однодневками, которые составляют одну из самых глобальных проблем в экономике. Именно эти фиктивные юридические лица становятся базой для отмывания денег и противозаконного обнала.

Государственные органы и муниципальные организации не будут привлекаться к уголовной ответственности, хоть и являются своего рода юридическими лицами.

Причины введения законопроекта

Очень многие граждане спрашивают, подлежат ли уголовной ответственности по действующему законодательству юридические лица? И на сегодняшний день ответ будет отрицательный. Привлечь к ответственности коммерческие предприятия можно, исключительно пересмотрев и изменив нормы действующего законодательства.

Дело в том, что за любой проступок вне зависимости от размера последствий, юридических лиц привлекают только к административной ответственности, а назначенное наказание в виде штрафа для фирмы, заработавшей миллионы, является ничтожным. Подобное положение дел не позволяет законодательству предотвращать преступления и привлечь к равноценной ответственности виновных за дестабилизацию экономики в стране.

Действующий КоАП РФ ограничивает возможности законодателя по установлению правовой истины:

  • Отсутствуют утвержденные правила, которые позволяют правоохранительным органам проводить следственные мероприятия в отношении юридических лиц.
  • Время, отведенное для привлечения к административной ответственности, составляет 1 год, в то время как расследование самого преступления занимает гораздо больше времени. В конечном итоге, пока вина юридического лица будет доказана, срок привлечения к ответственности, как правило, истекает.
  • Отсутствуют договоры между странами, которые бы сотрудничали между собой с целью предупредить экономическую преступность среди коммерческих организаций. Совершив преступление в одной стране, в другом государстве эта же компания может спокойно функционировать на деньги, вырученные в махинациях.

Нововведенный законопроект позволит расширить полномочия правоохранительных органов в отношении юридических лиц как на территории РФ, так и за ее пределами. Планируется привлечение к ответственности за совершение таких действий, как получение взятки, уклонение от налога, незаконное получение прибыли, подделка документов, а также противозаконное приобретение имущественных прав и преступления в экологической сфере.

Привлекать к уголовной ответственности будут юридических лиц, а их учредителей и бухгалтеров, которые причастны к нарушению, будут наказывать по Административному кодексу, если они совершили преступление в интересах компании впервые. За повторное действие виновное физическое лицо будет привлекаться уже к уголовной ответственности.

Вина и ответственность

Законодатель считает, что привлечение к ответственности только физического лица за совершенное преступление не дает полноценного результата, и не позволяет восстановить ущерб от последствий. Вследствие противоправных действий компании, государство может потерять миллиарды рублей навсегда, эти деньги не будут возвращены ни при каких обстоятельствах виновным физическим лицом, а организация по действующему законодательству не может нести ответственность.

Наверное, все помнят потери страны при формировании отдельными гражданами компаний, занимающихся финансовыми пирамидами. Виновных в результате разбирательства осудили очень строго, но, тем не менее деньги гражданам никто так и не вернул. Если бы еще тогда коммерческие организации можно было привлекать к ответственности, то тяжелых последствий можно было бы избежать.

Постоянное увеличение количества преступлений, осуществляемых юридическими лицами, говорит о том, что административного наказания не достаточно для достижения эффективного результата.

В мировой практике известны три модели привлечения к ответственности виновных:

  1. Юридическое лицо признают виновным в нарушении закона, и оно несет полную ответственность за противоправное деяние. Для больших корпораций предусмотрены специальные формы наказания. Компания, входящая в корпорацию, признается соучастником и вместе со своими учредителями отвечает перед законом.
  2. Если сотрудник переступил закон в целях увеличения прибыли компании, то привлекать к ответственности необходимо обе стороны, так как согласно данной модели, организация − это продолжение личности ее работников.
  3. Ответственность наступает по Административному кодексу (эта модель присутствует в РФ на текущий момент).

Согласно новому законопроекту, к ответственности будут привлекаться лица, занимающие должность в органах управления коммерческой организации, граждане, действующие на основании доверенности, а также люди, не принимающие решений, но получившие одобрение руководства.

Наказание юридическим и физическим лицам, причастным к преступлению планируется назначать в виде выплаты штрафа в пределах от 200 тыс. до 30 млн. рублей, а также возмещения в государственную казну суммы, кратной полученному незаконным путем доходу (не более 500% стоимости нанесенного ущерба).

Размер штрафа будет зависеть от тяжести совершенного преступления:

  • за злодеяние небольшой тяжести взыскание будет не более 3 млн. руб.;
  • за действие средней тяжести не больше 8 млн. руб.;
  • за тяжкое преступление штраф до 15 млн. руб.;
  • максимальный предел выплаты не должен превышать 30 млн. рублей.

Законодатель предусматривает замену денежного взыскания конфискацией имущественного капитала компании, которая осуществила преступление. Если уставного капитала не хватает для погашения штрафных санкций, то единственным верным решением является полная ликвидация предприятия. Суд получит полномочия за преступление лишать полученных ранее лицензий, квот, преференций и льгот. К примеру, если компания занималась перевозкой людей с нарушением правил безопасности, что, в конечном итоге, привело к гибели пассажиров, помимо основного штрафа суд лишит компанию лицензии на транспортную перевозку.

После вынесения приговора компания может быть ликвидирована, оштрафована или же получит запрет на занятие оговариваемым в приговоре видом деятельности на срок до трех лет. По истечении указанного времени, деятельность компания может возобновить, но для этого придется заново получать лицензии. Это условие будет относиться исключительно к юридическим лицам, которые совершили тяжкое или особо тяжкое преступление.

Право на защиту

Новый законопроект вводится не для того, чтобы в чем-то ограничить права юридических лиц, наоборот, законодатель создает полноценную конкурентную обстановку, при которой коммерческие организации будут поставлены в одинаковые условия, и начнут работать на одинаковых законных принципах. Уличенное в преступлении юридическое лицо, будет иметь право на полноценную защиту.

Представитель обвиняемого юридического лица имеет право:

  • получать копии постановлений об обвинении;
  • возражать против решений и подавать ходатайства;
  • представлять свои доказательства невиновности коммерческой организации;
  • знакомиться с протоколами и результатами экспертизы и др.

Большинство организации имеет в своем штате юриста, который отвечает за подобные мероприятия, но после введения законопроекта может даже появиться новая должность − адвокат юридических лиц. Он тоже сможет изучать материалы уголовного производства, обжаловать действия работников правоохранительных органов и принимать непосредственное участие в судебных заседаниях.

На сегодняшний день, в теории модель привлечения к ответственности коммерческих организаций выглядит довольно перспективно, но будет ли она такой же работоспособной на практике, сказать сложно. Многое будет зависеть от сотрудников правоохранительных органов и ответственности госслужащих при внедрении новых правил ведения бизнеса.

У законопроекта имеется много сторонников, которые считают, что административная ответственность не приносит желаемого результата при злодеяниях, осуществляемых юридическими лицами, но присутствуют и противники. Они в свою очередь говорят, что внедрение новых правил приведет к путанице и подрыву правопорядка в стране. Обе стороны по своему правы, но положительного результата можно добиться только при объединении усилий сторонников и противников новой модели уголовной ответственности для коммерческих организаций.

Юридическое лицо как субъект преступления



Одним из важных элементов состава преступления является субъект преступления. Это физическое лицо, способное нести уголовную ответственность за совершенное неосторожное или умышленное деяние, ответственность за которое установлено уголовным законом. Юридические же лица несут только гражданскую или административную ответственность, уголовную же ответственность они обходят стороной. Но способно ли юридическое лицо нести уголовную ответственность за преступления? Если да, то, какое уголовное наказание следует применить к ним? На сегодняшний день, данный вопрос в Российском праве весьма актуален и мало изучен.

Цель данного исследования: изучение понятия юридического лица как субъект преступления. Для этого стоит подробно рассмотреть ответственность юридических лиц за совершаемые преступления в уголовном праве зарубежных стран, проанализировать мнения «за» и «против» признания юридического лица субъектами преступления, высказанное отечественными учеными.

В уголовном праве субъектом преступления признается лицо, совершившее преступление и которое может быть привлечено к уголовной ответственности.

Согласно Гражданскому кодексу юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В последнее время, в законодательстве многих зарубежных стран к уголовной ответственности привлекаются юридические лица. Интересным остается тот факт, что все эти зарубежные страны относятся к разным правовым системам. К уголовной ответственности привлекаются юридические лица в Англии, США, Канаде и в других бывших колониях Англии, относящиеся к англосаксонской правовой семье. Также к уголовной ответственности привлекаются юридические лица в странах романо-германской правовой семье.

Так, субъектами преступного деяния, по уголовному праву Франции, могут быть как физические, так и юридические лица. Так, согласно ст.121–2 УК Франции «Юридические лица, за исключением Государства, подлежат уголовной ответственности в соответствии с положениями статей со 121–4 по 121–7 и в случаях, предусмотренных законом или регламентом за преступные деяния, совершенные в их пользу органами или представителями юридического лица» . Установлен широкий круг преступлений, за которые юридическое лицо подлежит уголовной ответственности. Это преступления против человечества, умышленные и неумышленные посягательства на жизнь, посягательства на неприкосновенность человека, незаконное распространение наркотиков, дискриминацию, сводничество, проведение экспериментов на людях, посягательства на частную жизнь, ложный донос, «компьютерные» преступления и проступки, все виды хищений и многие другие. Кодекс Франции содержит специальные виды наказаний юридических лиц. Это высокие штрафы, ликвидация, запрет на осуществление какой-либо деятельности, помещение под судебный надзор, запрещение обращаться к населению за получением вкладов, конфискация имущества.

По действующему уголовному кодексу КНР ст. 30 говорит: «Компании, предприятия, организации, учреждения, коллективы, осуществляющие опасную для общества деятельность, исходя из положений, установленных настоящим Кодексом для преступлений, совершаемых организациями или учреждениями, должны нести уголовную ответственность» . Что касается видов преступления, по которым юридическое лицо должно нести уголовную ответственность, то это преступления в сфере экологии и наказываются в виде штрафа (ст. 346 «Если преступления совершены организацией по отношению к организации применяется штрафные санкции, а несущие непосредственную ответственность руководители организации и другие лица, несущие непосредственную ответственность, — наказываются в соответствии с указанными статьями настоящего параграфа» ).

Уголовный кодекс ФРГ устанавливает особые предписания для органов и представителей, совершивших деяние, которые влекут применение норм УК к представляемому лицу, т. е. к самому юридическому лицу(ст.75 «Если кто- либо:1) В качестве представительного органа или члена такого органа; 2) в качестве руководителя неправоспособного объединения или члена такого правления, или, являясь полномочным представителем или занимая руководящее положение в качестве лица, принял действия, влекущие применение к нему изъятия предмета или его стоимости или исключающих возмещение ему ущерба, то при применении таких предписаний его действия предписываются представляемому юридическому лицу» ).

В России существуют два подхода к решению вопроса о признании юридического лица субъектом: «за» и «против» признания.

Наиболее уважаемым противником признания уголовной ответственности юридических лиц является Н.А Лопашенко, приводящий следующие аргументы в пользу своей точки зрения:

  1. Исходя из отечественного уголовного права, личную и виновную ответственность может понести только физическое лицо.
  2. При привлечении лица к уголовной ответственности, невозможно будет определить психическое отношение лица к общественно опасному деянию и его последствиям, т. е. вину.
  3. Усилить материальную ответственность юридических лиц можно и с помощью других отраслей права (гражданской и административной) не прибегая к уголовной ответственности.

«За» уголовную ответственность юридических лиц выступают А.В Наумов, С.Г Келина, А.С Никифоров, В.С Устинов и др. Они приводят следующие аргументы:

  1. Деятельность юридических лиц связана с повышенной опасностью для правоохраняемых интересов, может наносить существенный вред экономическим интересам общества, здоровью граждан, окружающей среде. Для повышения правовой охраны данных объектов нужно ввести уголовную ответственность юридических лиц.
  2. Сторонники уголовной ответственности юридических лиц предлагают не использовать к юридическим лицам понятие «вина», «виновность», а предлагают заменить их на английские понятия отождествления или идентификации. Суть данных понятий заключается в том, чтобы при совершении преступления юридического лица проявляется через виновное поведение его работников, которые контролируют осуществление юридическим лицом его прав и обязанностей.
  3. Санкции других отраслей (гражданское и административное) права, применяемые к юридическим лицам, неадекватны наносимому ущербу.
  4. Привлечение к уголовной ответственности только физических лиц не даст гарантии, что юридическое лицо не будет совершать преступных деяний уже с помощью других физических лиц.

Итак, возможно ли применение уголовной ответственности к юридическим лицам? Как можно решить данную проблему в России? По мнению Е. Ю. Антоновой, необходимо внести изменения в ст. 19 УК РФ, добавив туда уголовную ответственность юридических лиц, а также внести специальную главу о наказании юридических лиц. Как говорила С. Г. Келина, уголовную ответственность юридических лиц нужно предусмотреть за некоторые преступления в сфере экономики, экологические преступления, преступления против общественной безопасности и преступления против мира и безопасности человечества. Так же интересна мысль была высказана и Б. В. Волженкиным, он предложил различать субъекты преступления и уголовной ответственности, считая, что преступление может совершить физическое лицо, обладающее сознанием и волей, но нести уголовную ответственность за преступные деяния могут не только физические, но и, при определенных условиях, юридические лица.

Таким образом, несмотря на множество споров учёных, и противоречивых моментов, в скором времени, возможно, вопрос о привлечении юридических лиц решится и в пользу признания их субъектом преступления. Мнение ученых, исследующую данную проблематику, сводятся именно к доказываниям, может ли юридическое лицо нести уголовную ответственность или нет. Но, если подумать, если юридическое лицо будет признано субъектом преступления, то какое из его видов? Какое наказание будет применено к нему? За какие именно преступления юридическое лицо будет нести ответственность? На эти вопросы, к сожалению, уделяется очень мало внимания.

Я считаю, что надо ввести в уголовное право уголовную ответственность юридических лиц. На мой взгляд, необходимо внести изменения в ст.19 и признать юридическое лицо субъектом преступления. Также необходимо создать специальные статьи, где бы перечислялись виды деяний, за которые юридическое лицо несло ответственность и виды наказаний, применяемых к ним. Разумеется, юридическое лицо будет нести ответственность не за все преступления, а лишь за некоторые. Что же касается вида преступления, за которое юридическое лицо будет нести ответственность это такие преступления, как некоторые преступления в сфере экономики, экологические преступления, «компьютерные» преступления, взяточничество.

Что же касается видов наказания, то это, безусловно, огромные штрафы, запрет занятия определенным видом деятельности, приостановление деятельности юридического лица, ликвидация юридического лица, публикация решения суда по преступлению юридического лица.

Безусловно, данный вопрос требует дальнейшего исследования, но ученым следует уделить большое внимание не только спорам по поводу доказывания вопроса о признании или не признании юридического лица субъектом преступления, но и уделить большое внимание вопросам касающиеся именно внедрение данного института в уголовное право. Ведь я считаю, что в скором времени вопрос об уголовной ответственности юридических лиц будет решен в пользу сторонников введения уголовной ответственности юридических лиц.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 6 июля 2016 № 275-ФЗ.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ
  3. Уголовный Кодекс Франции с изменениями и дополнениями на 1 января 2002 года;
  4. Уголовный Кодекс Китайской Народной Республики в редакции от 14 марта 1997 года;
  5. Уголовный Кодекс Федеративной республики Германия в редакции от 13 ноября 1998 года;
  6. Волженкин Б. В. Юридические лица и их ответственность. М., 2003.
  7. Долгова А. И. Реагирование на преступность: концепции, закон, практика. М., 2002.
  8. Никифоров. Юридическое лицо как субъект преступления // Уголовное право. — 2000. — № 2. — С. 50–52.

Приступить к ликвидации

Впервые о необходимости законопроекта об уголовной ответственности юрлиц главный следователь страны заявил на страницах «Российской газеты» и моментально вызвал буквально шквал критики в свой адрес. О том, какой это нонсенс — «судимая фирма», — тогда не говорил только ленивый. Правда, львиную долю этих критиков составляли сами коммерсанты или юристы, обслуживающие крупные компании.

Но идея о судимости для компаний не умерла. Вчера такой законопроект внес на рассмотрение зампред Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков. Законопроект подготовлен во взаимодействии с СКР. Его поддержали Росфинмониторинг и Центральный банк.

Вот как пояснил для «РГ» важность законопроекта председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин:

— Уголовная ответственность юридических лиц крайне необходима не только для внутренней стабилизации криминогенной обстановки, но и для экстерриториального уголовного преследования иностранных юридических лиц, на счета которых выводятся добытые преступным путем денежные средства.

— В связи с тем, что юридическое лицо в России не является субъектом преступления, нам отказывают в преследовании его счетов за рубежом, — пояснил Бастрыкин. — При этом в международном уголовном праве и процессе действует принцип взаимности, который предполагает возможность международной правовой помощи при условии, что деяние влечет уголовную ответственность в обеих странах, в том числе по признакам субъекта преступления.

По словам разработчика законопроекта, сегодня в отечественном законодательстве ответственности подлежат только физические лица как субъекты, способные осознанно совершать волевые поступки и нести за них уголовное наказание. А вот юридические лица не могут «совершать деяния виновно». Хотя система уголовной ответственности юрлиц нормально работает во многих странах Европы и Азии.

Подобная мера имеется в законодательствах и большинства постсоветских стран.

Если проект станет законом и заработает в России, то, по мнению Ремезкова, это позволит возвращать из-за рубежа выведенные и спрятанные капиталы, нажитые преступниками. Появление такого закона даст возможность нашим правоохранительным органам преследовать за рубежом организации, финансирующие терроризм, и всевозможные конторы, вкладывающие очень немаленькие деньги в дестабилизацию политической обстановки в России.

Что конкретно изменится в законодательстве?

В этом случае уголовная ответственность компаний будет наступать почти по четырем десяткам статей Уголовного кодекса. Начиная с торговли людьми и организации незаконного вооруженного формирования и заканчивая незаконным экспортом сырья и коммерческим подкупом.

Появится и совершенно новая уголовная статья — 14.1 «Уголовная ответственность и наказание юридических лиц». В ней важно вот что. К ответственности можно будет привлечь как отечественные, так и иностранные фирмы, международные организации.

Будет по закону и «высшая мера» наказания для фирм-нарушителей. «Расстрельная» ответственность предусмотрена за особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности и мира. На деле такая «высшая мера» для проштрафившихся компаний выльется в запрет на работу на территории России, в принудительную ликвидацию и обращение имущества компании в доход государства.

Но основные, если так можно выразиться, меры наказания — это штрафы. Будет два вида штрафов. Либо назначат один большой фиксированный штраф от 200 тысяч до 30 миллионов рублей. Либо будет некий кратный штраф.

Другие виды наказания — лишение лицензии, квоты, преференций или разных льгот, а также лишение права заниматься каким-то видом деятельности могут назначаться исключительно по тому виду деятельности фирмы, при котором было совершено преступление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *