Уголовное процессуальное право

Уголовный процесс. Учебник ( Коллектив авторов, 2015)

2.1. Уголовно-процессуальное право

Понятие уголовно-процессуального права. Предмет и метод уголовно-процессуального права. Механизм уголовно-процессуального регулирования

Уголовно-процессуальное право — это социально обусловленная и установленная законом система правил (норм), регулирующих порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел в целях наиболее эффективного и справедливого осуществления задач правосудия.

Уголовно-процессуальное право – часть системы российского права, имеющая, как и всякая отрасль права, собственный предмет регулирования. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются общественные отношения, возникающие между участниками уголовного судопроизводства в процессе возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных дел.

Регулируя эти общественные отношения, уголовно-процессуальное право закрепляет назначение и принципы уголовного процесса, права и обязанности его участников и гарантии их осуществления, устанавливает систему стадий уголовного процесса и порядок производства в каждой из них, а также порядок производства каждого процессуального действия, порядок принятия и содержание каждого процессуального решения и иного документа.

Значение уголовно-процессуального права состоит в том, что в уголовном процессе допускаются только такие действия, которые урегулированы правовыми нормами, и совершать эти действия можно лишь в том порядке, какой предусмотрен нормами права. Любые действия, совершенные вне предусмотренной процессуальным законом процедуры или с отступлениями от нее, признаются юридически ничтожными, т. е. не порождающими правовых последствий. Например, следователь произвел допрос свидетеля, не предупредив его об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний, или хотя и выполнил это действие, но не отразил его в протоколе допроса, или, хотя и отразил в протоколе, эта запись не была удостоверена подписью свидетеля. Показания такого свидетеля не будут иметь никакого процессуального значения, они не могут быть использованы в качестве доказательства.

Наиболее существенная особенность метода уголовно-процессуального регулирования определяется тем, что отношения между его участниками могут существовать лишь в виде правоотношений. Новый вид уголовно-процессуальных отношений может возникнуть только после принятия закона, вносящего изменения в действующий порядок производства по уголовному делу. Например, до 1992 г. уголовно-процессуальные отношения между следователем и защитником до окончания предварительного расследования по большинству уголовных дел не возникали, поскольку закон по общему правилу не предусматривал участие защитника в предварительном расследовании. Это значит, что у обвиняемого не было права требовать допуска защитника к участию в предварительном расследовании, а у следователя не возникало соответствующей обязанности.

Таким образом, метод уголовно-процессуального регулирования отличается детальной правовой регламентацией поведения участников уголовного процесса, гарантирующей достижение назначения уголовного судопроизводства. Кроме того, ему (методу) присущ высокий уровень императивности (т. е. преобладания предписывающих, обязывающих и запрещающих правил поведения) и обеспеченности принудительными мерами – санкциями. Например, свидетель, уклоняющийся от явки по вызову следователя, может быть доставлен для допроса приводом.

Вместе с тем государственно-властное начало в уголовном процессе сочетается с развитой системой прав участников уголовного процесса, обеспеченных широкими процессуальными гарантиями. Поэтому уголовно-процессуальное право выполняет в обществе не только регулятивную, но и охранительную функцию. Оно, как было сказано в предыдущей главе, охраняет интересы как общественной безопасности, так и отдельных лиц (обвиняемых, потерпевших и др.). Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ более широко, чем прежний, применяет метод диспозитивности в регулировании уголовно-процессуальных отношений, т. е. предоставляет их участникам большую свободу выбора варианта поведения. Особенно четко это выражено применительно к реализации своих прав участниками процесса. Например, закон допускает возможность отказа от уголовного преследования лиц, совершивших преступления, или его прекращения даже при наличии состава преступления.

Уголовно-процессуальное право состоит из уголовно-процессуальных норм и уголовно-процессуальных институтов, образующих его систему.

Понятие, виды и структура уголовно-процессуальных норм

Норма уголовно-процессуального права — это установленное государством и обеспеченное принудительными мерами общее и общеобязательное правило поведения субъектов уголовно-процессуальной деятельности.

Норма уголовно-процессуального права содержит неперсонифицированное требование должного поведения, т. е. она относится ко всем, кого касается указанное в ней требование. Для всех адресатов норма уголовно-процессуального права одинаково обязательна. Однако требование общности и общеобязательности закрепленного в норме правила поведения не является абсолютным, оно ограничено кругом участников процесса, которым оно адресовано. Если, например, ст. 6, 7, 9, 10 УПК РФ адресованы в равной мере суду, прокурору, следователю и дознавателю, то ст. 223–225 УПК РФ устанавливают обязанности только органа дознания и дознавателя, ст. 226 УПК РФ определяет полномочия только прокурора, а ст. 227 УПК РФ – судьи.

Поэтому принято считать, что уголовно-процессуальные нормы имеют разную степень общности. Одни нормы определяют принципы всего уголовного процесса, другие – общие условия деятельности в конкретной стадии, третьи касаются лишь определенного процессуального действия. Однако в любом случае выраженные в нормах права правила поведения носят общий характер в том смысле, что порядок производства обыска, например, применяется ко всем обыскам, производимым всеми следственными органами на территории всей страны; обязанность разъяснить права участвующим в деле лицам возлагается на всех следователей.

Уголовно-процессуальная деятельность совершается не в произвольных, а в четко определенных законом формах, поскольку она сопровождается применением властных полномочий, ограничивающих права и свободы личности. Уголовно-процессуальные нормы носят разрешающий, обязывающий или запрещающий характер. При этом разрешение одному субъекту совершить определенные действия или принять определенное решение (вызвать свидетеля) означает обязанность другого субъекта подчиниться требованию первого (т. е. явиться по вызову). Являющаяся разрешающей для одного, процессуальная норма выступает как обязывающая для другого.

Предоставление государственным органам и должностным лицам, участвующим в уголовном процессе, широких властных полномочий сопровождается возложением на них многочисленных обязанностей и ограничений. Поэтому гражданин в отношениях с должностным лицом или органом государства является не только обязанной, но и управомоченной стороной. Принадлежащие ему права достаточны для того, чтобы требовать от должностного лица совершения законных действий. В частности, норма, предоставляющая обвиняемому право приносить жалобы на действия следователя, означает обязанность следователя принять жалобу и обязанность прокурора или суда объективно рассмотреть ее в установленный срок.

Поэтому значительное число адресованных органам государства и должностным лицам уголовно-процессуальных норм носит обязывающий характер. Например, ст. 49 УПК РФ предусматривает допуск защитника к участию в деле с момента предъявления обвинения, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, применения к нему меры пресечения или возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица. Это означает, что следователь обязан разъяснить обвиняемому, подозреваемому его право на помощь защитника и при заявлении соответствующего ходатайства обеспечить участие защитника в предварительном расследовании. Статья 42 УПК РФ обязывает следователя вынести постановление о признании потерпевшим лица, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, незамедлительно по установлении факта причинения вреда.

Ряд уголовно-процессуальных норм содержит те или иные запреты. Например, ч. 2 ст. 9 УПК РФ запрещает подвергать участников процесса насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Как уже было сказано, ряд уголовно-процессуальных норм носят диспозитивный характер, т. е. предоставляют субъекту право выбора варианта поведения. Таковы, в частности, нормы, закрепляющие процессуальные права. В соответствии с той же ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе заявлять ходатайства, представлять доказательства, знакомиться с протоколами следственных действий и т. д., однако воспользуется ли потерпевший тем или иным правом, зависит исключительно от его желания.

Структура нормы. Норма уголовно-процессуального права, как и иные правовые нормы, имеет трехчленную структуру, т. е. гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза содержит указание на то, при каких обстоятельствах данная правовая норма подлежит применению. Например, в ст. 53 УПК РФ сформулировано: «С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе…» Статья 61 УПК РФ гласит: если судья является потерпевшим, он не может участвовать в производстве по данному уголовному делу и подлежит отводу.

Гипотеза не всегда сформулирована достаточно четко, однако она всегда предполагается.

Диспозиция правовой нормы – это содержащееся в ней правило поведения. Например, согласно ст. 62 УПК РФ, при наличии предусмотренных законом обстоятельств (гипотеза) судья обязан устраниться от участия в производстве по уголовному делу (правило поведения).

Иногда в правовой норме на первый взгляд трудно обнаружить правило поведения. Это так называемые нормы – дефиниции, содержащие определения. Такова, например, ст. 78 УПК РФ: показания потерпевшего – это сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства или в суде в соответствии с требованиями закона. Правило поведения здесь выражено косвенно: чтобы получить соответствующее доказательство, следователь или суд обязаны произвести допрос потерпевшего в порядке, установленном нормами уголовно-процессуального права.

Санкция — это последствие неисполнения субъектом предписанного правила поведения и одновременно мера принуждения к его исполнению. Уголовно-процессуальная деятельность часто вызывает острое и открытое противодействие законным усилиям следователя и суда со стороны заинтересованных лиц. Поэтому уголовно-процессуальное законодательство предусматривает разнообразные способы принуждения к должному поведению.

Санкция не всегда присутствует в той же статье закона, которая содержит правило поведения, она может быть обнаружена в другой статье или даже в другом законе. Например, в ст. 220 УПК РФ, определяющей содержание обвинительного заключения, санкция отсутствует, но она обнаруживается в п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ: если обвинительное заключение не соответствует требованиям ст. 220 УПК РФ, прокурор возвращает уголовное дело следователю для пересоставления обвинительного заключения. Невыполнение же прокурором этой обязанности, в свою очередь, влечет в качестве санкции возвращение уголовного дела прокурору для устранения препятствий для его рассмотрения судом (п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ).

Санкции за невыполнение уголовно-процессуальных обязанностей могут носить не только процессуальный, но и уголовно-правовой характер. Например, подп. 2 п. 6 и п. 8 ст. 56 об обязанности свидетеля дать правдивые показания обеспечиваются ст. 307, 308 УК РФ. Такова же ответственность потерпевшего, эксперта, специалиста.

Уголовно-процессуальные санкции могут быть разделены на штрафные (носящие характер уголовно-процессуальной ответственности) и правовосстановительные (направленные на обеспечение нормального производства по уголовному делу, восстановление законности, устранение допущенного нарушения).

Штрафные санкции состоят в лишении нарушителя какого-либо блага, возложении на него дополнительной обязанности, т. е. в претерпевании неблагоприятных последствий своего нарушения. Это, например, денежное взыскание за нарушение порядка в суде, избрание более строгой меры пресечения, если обвиняемый не выполняет условий ранее примененной меры.

Правовосстановительные санкции состоят в восстановлении нарушенного правового положения, они призваны обеспечить эффективную реализацию правовой нормы: привод (принудительное доставление) свидетеля или обвиняемого; принудительное освидетельствование; принудительное изъятие вещей при обыске.

Значительное место среди уголовно-процессуальных санкций занимает последствие ничтожности совершенных действий или принятых решений: отмена или изменение незаконного процессуального акта (приговора, постановления), признание полученных с нарушением уголовно-процессуального закона доказательств недопустимыми и исключение их из судебного разбирательства.

Ряд санкций носит исключительно процессуально-предупредительный характер, т. е. направлен на предотвращение неблагоприятных последствий (отвод судьи, отстранение присяжного заседателя, изъятие прокурором уголовного дела у одного следователя и передача другому).

Уголовно-процессуальные нормы разнообразны по своему содержанию. Они регулируют процессуальные правоотношения, устанавливают порядок производства по уголовному делу, закрепляют процессуальные гарантии.

Совокупность норм, регулирующих обособленную группу общественных отношений, образует институты уголовно-процессуального права. Таковыми, в частности, являются институты отвода, предмета доказывания, следственного действия, привлечения в качестве обвиняемого и т. д.

Более крупные объединения норм представляют собой подотрасли, т. е. относительно самостоятельные части уголовно-процессуального права, имеющие собственный предмет регулирования (являющийся частью предмета регулирования уголовно-процессуального права), например доказательственное право.

Уголовно-процессуальное право полисистемно: его нормы и институты одновременно относятся к различным институтам и подотраслям. Например, институт следственного действия входит в состав таких подотраслей уголовно-процессуального права, как предварительное расследование, судебное разбирательство, доказательственное право.

Уголовно-процессуальные отношения

Уголовно-процессуальные отношения — это урегулированные нормами уголовно-процессуального права общественные отношения, возникающие в процессе производства по уголовному делу между субъектами процессуальных прав и обязанностей.

Особенности уголовно-процессуальных отношений заключаются в следующем.

1. Уголовно-процессуальные отношения существуют только в форме правоотношений, т. е. права и обязанности их субъектов всегда закреплены в правовых нормах.

2. Одним из субъектов правоотношений всегда является государственный орган или должностное лицо. В уголовном процессе существует два вида правоотношений в зависимости от состава его участников: между государственными органами и должностными лицами (суд – прокурор, прокурор – следователь) и между государственными органами или должностными лицами и гражданами, участвующими в уголовном процессе (следователь – обвиняемый, прокурор – защитник). Правоотношения в уголовном процессе никогда не возникают между гражданами (свидетель – обвиняемый).

3. Уголовно-процессуальные отношения – это всегда властеотношения, они всегда связаны с применением одним из субъектов властных полномочий, полномочий по применению правовых норм. Должностное лицо или государственный орган не только имеют право совершить определенные действия (возбудить уголовное дело, применить или изменить меру пресечения), но и обязаны их совершить при наличии определенных условий.

4. Право и обязанность одного субъекта корреспондируют праву и обязанности второго субъекта. Поэтому если гражданин обязан подчиниться властному решению должностного лица, то он имеет и право ожидать, что это решение будет законным, и это право обеспечивается процессуальными гарантиями.

5. Уголовно-процессуальные отношения имеют двухсторонний характер, что означает наличие в любом правоотношении двух субъектов (суд – прокурор, суд – обвиняемый). Правда, в ряде процессуальных действий участвует более двух субъектов, и тогда возникает мысль о многосторонних отношениях (например, очная ставка, судебное заседание). В действительности так называемое многостороннее правоотношение есть не что иное, как совокупность, иногда сложный комплекс нескольких двухсторонних правоотношений (очная ставка: следователь – обвиняемый и следователь – свидетель).

Центральное место в системе уголовно-процессуальных отношений занимают отношения между судом, осуществляющим правосудие, и сторонами, наделенными равными правами, реализация которых призвана обеспечить состязательность судопроизводства.

Процессуальная форма

Уголовно-процессуальное право не только регулирует процессуальные отношения между его субъектами, но и устанавливает процессуальную форму. Выше отмечалось, что уголовный процесс имеет содержание (уголовно-процессуальную деятельность) и форму (правоотношения), но эта форма является внутренней, т. е. недоступной внешнему восприятию. Однако в уголовном процессе есть и внешняя форма – это порядок производства по уголовным делам, порядок производства отдельных процессуальных действий.

В понятие уголовно-процессуальной формы включаются последовательность производства по уголовному делу, условия производства в каждой стадии уголовного процесса, основания, порядок и условия проведения каждого процессуального действия, содержание и форма процессуальных решений.

Если исходить из философских представлений о форме как способе существования содержания, то уголовно-процессуальную форму можно трактовать как особый способ осуществления уголовно-процессуальной деятельности.

Уголовно-процессуальная форма – это определенный церемониал расследования и судебного разбирательства, отличающий уголовно-процессуальную деятельность от всех иных видов деятельности.

Таким образом, уголовно-процессуальную форму можно определить как упорядоченный нормами уголовно-процессуального права устойчивый, детально определенный и строго обязательный способ осуществления как отдельных процессуальных действий, так и всего производства по уголовному делу, охватывающий условия, порядок, последовательность и сроки их выполнения и удостоверения.

Процессуальная форма обеспечивает строгую последовательность процесса, в котором определена не только очередность стадий, но и порядок совершения процессуальных действий внутри каждой стадии.

Именно процессуальная форма отличает допрос от беседы, судебное заседание – от заседания Государственной Думы или посиделок, осмотр места происшествия – от простого наблюдения, очную ставку – от дискуссии, выступление в прениях – от чтения лекции и т. п.

Соблюдение процессуальной формы – не формализм, а важнейшее условие достижения целей уголовного процесса, гарантия законности производства по делу и достоверности его результатов.

Так, процессуальная форма проведения опознания обеспечивает достоверность результата, поскольку подлежащий опознанию объект предъявляется в группе однородных предметов или схожих лиц. Нарушение этого условия, т. е. нарушение формы проведения этого следственного действия, ведет к сомнительности полученного результата (если объект предъявлен в единственном числе, его опознание с точки зрения психологии ненадежно).

Процессуальная форма обеспечивает соблюдение прав участников процесса. Так, закон требует, чтобы перед началом допроса обвиняемого следователь разъяснил ему право не свидетельствовать против самого себя. Разъяснение этого права – обязательный элемент процедуры (формы) допроса.

Процессуальная форма обеспечивает также воспитательное воздействие уголовного процесса: например, торжественность, ритуальность судебного заседания, призванная подчеркнуть высокий авторитет суда, достигается за счет соблюдения процессуальной формы (обращение к суду стоя, вставание при входе судьи в зал судебного заседания, употребление подчеркнуто уважительного обращения к судье «Ваша честь» и т. п.).

Любое нарушение процессуальной формы, процессуальное упрощенчество ведет к нарушению прав участников процесса, недействительности совершенных действий, отмене принятых решений.

Процессуальная форма едина для всех уголовных дел, однако имеет свои особенности применительно к их отдельным категориям. Например, имеют существенные особенности процедура рассмотрения дел частного обвинения, порядок расследования дел о преступлениях несовершеннолетних, порядок производства у мирового судьи и в суде присяжных.

Обязательным требованием процессуальной формы является письменное закрепление всех совершаемых действий и принимаемых решений. При этом закон устанавливает и форму процессуальных документов, их содержание и порядок составления. Письменная форма необходима для того, чтобы удостоверить законность произведенных действий, обеспечить их проверяемость и возможность использовать в ходе дальнейшего производства по уголовному делу. Каждый участник уголовного процесса вправе знать, каким образом осуществлялись те или иные процессуальные действия, и сопоставить их с требованиями закона.

К процессуальным документам относятся:

протоколы следственных и судебных действий, фиксирующие сам

факт производства следственного действия, его содержание и результат, и

решения, т. е. правоприменительные акты государственных органов и должностных лиц, отражающие ход уголовного процесса и властные предписания. Решения – это обобщенное понятие, в уголовном процессе нет процессуального акта с таким названием. Дознаватель, следователь и прокурор по отнесенным к их компетенции вопросам выносят постановления, судья и суд – в зависимости от характера решаемых вопросов – постановление, определение, приговор. Присяжные заседатели выносят вердикт.

Независимо от вида процессуального решения к ним предъявляются общие требования. Все они должны быть законными, т. е. принятыми в соответствии с требованиями норм процессуального и материального права, и обоснованными, т. е. опирающимися на проверенные, достоверные, законно полученные доказательства. Приговор также должен быть справедливым.

Процессуальные гарантии

Процессуальные гарантии — это содержащиеся в нормах уголовно-процессуального права правовые средства, обеспечивающие достижение назначения уголовного процесса, реализацию его участниками принадлежащих им прав, осуществление возложенных на них обязанностей.

Процессуальные гарантии представляют собой развернутую и обширную систему взаимосвязанных правовых средств. К ним относятся принципы уголовного процесса, права и обязанности государственных органов и граждан, процессуальная форма, меры принуждения. Весь уголовный процесс может быть рассмотрен как система гарантий правильного разрешения уголовного дела, обеспечения прав его участников.

В целях облегчения понимания сущности уголовно-процессуальных гарантий принято выделять:

♦ гарантии правосудия в целом;

♦ гарантии отдельных принципов уголовного процесса;

♦ гарантии прав участников уголовного процесса.

Так, гарантиями правосудия являются принципы уголовного процесса, прокурорский надзор за предварительным расследованием, наличие в уголовном процессе контрольных стадий, возможность принуждения к исполнению процессуальных обязанностей.

Например, принцип состязательности обеспечивает всестороннее исследование обстоятельств дела и, следовательно, обоснованность приговора. Обязанность прокурора утверждать обвинительное заключение перед направлением дела в суд обеспечивает законность расследования. Наличие апелляционного производства гарантирует от вступления в законную силу необоснованного приговора, а кассация является гарантией исправления юридических ошибок. Привод свидетеля гарантирует возможность его допроса.

В свою очередь каждый принцип уголовного процесса, а также каждое субъективное право участника уголовного процесса имеет свою систему гарантий. Права участников уголовного процесса в первую очередь гарантируются обязанностями должностных лиц и государственных органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Право обвиняемого, потерпевшего на объективное рассмотрение дела гарантируется возможностью заявления ими отвода судье или составу суда, а право на заявление отвода гарантируется обязанностью председательствующего объявить состав суда, разъяснить сторонам право на заявление отвода, рассмотреть заявление об отводе.

Гарантиями выполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности выступают предоставленные им для этого права. Так, обязанность доказывания установленных ст. 73 УПК РФ обстоятельств совершения преступления гарантируется предоставлением органу расследования широких полномочий по собиранию и проверке доказательств, указанных в главе 11 УПК РФ.

Таким образом, уголовно-процессуальные гарантии образуют сложную систему правовых средств, при которой гарантии одних ценностей выступают и гарантиями других ценностей. Так, гарантии правосудия являются одновременно и гарантиями принципов уголовного процесса и прав его участников, а гарантии прав участников уголовного процесса выступают средством достижения назначения уголовного судопроизводства в целом. Право обвиняемого на защиту обеспечивается возможностью приглашения им адвоката в качестве защитника. В то же время участие защитника обеспечивает реализацию принципа состязательности судопроизводства. Сам указанный принцип является гарантией объективного и справедливого разрешения дела, т. е. гарантией правосудия.

В системе процессуальных гарантий важнейшее место занимают гарантии прав личности, основу которых составляют конституционные права и свободы человека и гражданина. Цели уголовного процесса не могут быть реализованы без соблюдения прав его участников. Нарушение прав обвиняемого или подозреваемого при производстве по уголовному делу, недопустимое само по себе, ведет к сомнениям в результатах познавательных операций и обусловливает невозможность постановления обвинительного приговора или его отмены. Поэтому гарантии прав личности выступают непременным средством достижения назначения уголовного судопроизводства, их противопоставление недопустимо.

Уголовно-процессуальное право

Уголовно-процессуальное право — отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел.

Уголовный процесс — это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа дознания, дознавателя и других участников уголовного судопроизводства, включающая в себя проверку сообщений о преступлениях, предварительное расследование, судебное рассмотрение и разрешение уголовных дел, исполнение решений суда, которые предназначены для защиты прав и законных интересов потерпевших от преступлений, а также прав и законных интересов, подвергаемых уголовному преследованию лиц, с тем, чтобы исключить незаконное ограничение их прав и свобод, что призвано обеспечивать надлежащее применение норм уголовного акта.

Нормы уголовно-процессуального права регулируют общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства (уголовно-процессуальные правоотношения — общественные правоотношения), возникающие между государственными органами и должностными лицами, между должностными лицами и между государственными органами (должностными лицами) и гражданами.

В соответствии с назначением уголовного судопроизводства, которое отражено в ст. 6 УПК РФ, уголовно-процессуальное право преследует целью защиту прав и законных интересов граждан и организаций, потерпевших от преступлений.

Процессуальная деятельность: Во-первых основана на принципе состязательности и равноправия сторон. Конечной целью проводящейся в Российской Федерации судебной реформы является переход к состязательному типу процесса. УПК РФ провозглашает состязательность, принципом уголовного судопроизводства, обращая внимание, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом (ст. 15 УПК). Содержание состязательности как принципа уголовного судопроизводства состоит в наличии равноправных сторон в процессе, начиная со стадии предварительного расследования, и разделении функций уголовного преследования, защиты и юстиции между стороной обвинения, стороной защиты и судом. Законодателем последовательно проводится мысль, что принцип состязательности действует на всех стадиях уголовного процесса. Это полностью совпадает с позицией Конституционного Суда РФ. Во-вторых, уголовный процесс в настоящее время ставит своей целью защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.

> См. также

  • Уголовное судопроизводство
  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
  • Уголовно-процессуальное законодательство

Понятие уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальное право — отрасль российского права, состоящая из совокупности правовых норм, регулирующих право­отношения и деятельность участников уголовного процесса в сфере ре­шения вопросов об уголовной ответственности конкретных лиц.

Иначе: уголовно-процессуальное право как одна из отраслей системы права представляет собой совокупность норм, регулирующих обществен­ные отношения, возникающие в связи с возбуждением, расследова­нием, рассмотрением и разрешением уголовных дел.

Данная отрасль права регулирует конкретные (но не все!) обще­ственные отношения, складывающиеся между участниками уголов­ного судопроизводства. Основной характеристикой этих отношений является то, что:

    1. они выступают в качестве волевых решений участ­ников уголовного судопроизводства, поскольку уголовно-процессуальное право воздействует на общественную жизнь прежде всего через волю и сознание людей;
    2. возникают в связи с совершенным преступлением, необходимостью его раскрытия и привлечением к уголовной ответ­ственности виновных в его совершении;
    3. имеют процедурный характер, поскольку регламен­тированы процессуальными нормами права, в связи с чем, по своей сути, являются уголовно-процессуальными.

Предмет уголовно-процессуального права

В зависимости от потребности субъектов, обуславлива­ющих возникновение и развитие любых общественных отношений, в составе предмета регулирования уголовно-процессуального права принято выделять три группы общественных отношений:

    1. основные, или системообразующие, отношения;
    2. производные отношения;
    3. сопутствующие отношения.

Таким образом, в предмет регулирования уголовно-процессу­ального права входят:

    • основные (системообразующие) отношения, связанные с установлением наличия или отсутствия основания уго­ловной ответственности, возложением уголовной ответственности и/или освобождением от нее;
    • производные (от основных) отноше­ния, возникающие в связи с реализацией своих субъективных прав и обязанностей участниками уголовного судопроизводства, а также в некоторых случаях отношения по предупреждению причин и усло­вий совершения преступления и возмещению ущерба, причиненно­го в результате совершенного преступления.

Подробнее

1) Основные, или системообразующие, отношения — обществен­ные отношения,

    • складывающиеся в связи с установлением наличия или отсутствия состава преступления, предусмотренного уголовным законом (основание уголовной ответственности), а также
    • возникающие в связи с возложением уголовной ответствен­ности и/или освобождением от нее.

Основные отношения образу­ют «ядро» предмета регулирования уголовно-процессуального права и обусловлены, прежде всего, правоприменительной природой уго­ловного процесса (сначала необходимо установить фактические об­стоятельства дела, а уже потом принять решение о возложении или освобождении от ответственности в соответствующем процессуаль­ном акте).

Так, к числу основных общественных отношений относятся от­ношения, возникающие при производстве доследственной проверки материалов на стадии возбуждения уголовного дела, в ходе которой устанавливается наличие или отсутствие признаков преступления, а следовательно, основания уголовной ответственности (ч. 2 ст. 140 УПК РФ); при привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171-172 УПК РФ); при постановлении приговора (гл. 39 УПК РФ) или прекращении уголовного дела (ст. 24-25, 212-214 УПК РФ); при производстве по делам в отношении несовершеннолетних (гл. 50 УПК РФ) или о применении принудительных мер медицинского ха­рактера (гл. 51 УПК РФ).

2) Производные отношения. К ним традиционно относятся отношения:

    • возникающие при ознакомлении участников уголовного судопроизводства с материалами дела (ст. 216, 217, ч. 2 ст. 225 УПК РФ), связанные с восстановлением пропущенных сроков (ст. 130 УПК РФ), по возмещению процессуальных издержек потерпевшему, свидетелю, их закон­ным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым (ст. 131 УПК РФ), по возмеще­нию (компенсации) вреда и восстановлению в правах в связи с реабилитацией лица, необоснованно подвергнутого уголов­ному преследованию (гл. 18 УПК РФ);
    • возникающие при применении мер уголовно-процессуального принуждения к ряду участников уголовно­го судопроизводства: отношения, складывающиеся при за­держании подозреваемого (ст. 91–92 УПК), применении к нему меры пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), осуществлении принудительного привода свидетеля (ч. 7 ст. 56 УПК) и др.;
    • исключительно «процедурного» характера — в частности, отношения, возникающие при направлении дела по подследственности или подсудности (ч. 5 ст. 152, ст. 34, 35 УПК РФ), продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ), предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ), содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ) и др.;
    • контрольного, проверочного характера — скла­дываются практически на всех стадиях уголовного судопро­изводства, имеют весьма разнообразный субъектный со­став, поскольку обусловлены правоприменительной при­родой уголовного судопроизводства, которая обеспечивает законность и обоснованность принятия и исполнения про­цессуальных решений по уголовным делам.

3) Сопутствующие отношения в предмете регулиро­вания уголовно-процессуального права не являются обязательными, поскольку они направлены на достижение некоторых дополнительных, «попутных» потребностей. К числу сопутствующих отношений в структуре предмета регулирования уголовно-процессуального пра­ва относят:

    • отношения, складывающиеся при возмещении вреда, причи­ненного преступлением (ст. 44, 45, 54, 55 УПК РФ);
    • отношения, направленные на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и их преду­преждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

Метод уголовно-процессуального права

Метод уголовно-процессуального регулирования представляет собой совокупность приемов (элементов), которые используются при опосредовании общественных отношений в сфере производства по уго­ловному делу нормами уголовно-процессуального права и которые опти­мально обеспечивают достижение цели и решение задач уголовного су­допроизводства.

Таким образом, группе основных (системообразующих) отно­шений, выступающих ядром предмета регулирования уголовно-процессуального права, присуще императивное регулирование, по­строенное на субординации целей и интересов участников обще­ственного отношения. Эти отношения подчинены публичному интересу, обеспеченному государством в лице своих компетентных органов, которое, в свою очередь, обеспечивает создание гарантий для соблюдения прав и законных интересов граждан. Публичный ин­терес выступает основой структурирования вышеуказанных отноше­ний.

С другой стороны, публичный интерес — это совокупность ин­тересов частных, а частный — элемент публичного, а потому совер­шенно логично и естественно, что в уголовно-процессуальное право вкрапливаются частно-правовые интересы, характерные для диспо-зитивного регулирования общественных отношений.

Таким образом, диспозитивное регулирование характерно для второй и третьей групп общественных отношений, входящих в предмет регу­лирования уголовно-процессуального права. Оно, например, может проявляться, когда участник уголовного судопроизводства восполь­зуется, если посчитает нужным, правом обжалования действий (без­действия) следователя или дознавателя в суд (ст. 123, 125 УПК РФ), чтобы обязать следователя провести очную ставку между потерпевшим и свидетелем, либо предъявит исковое требование о возмеще­нии имущественного вреда к непосредственному причинителю вре­да — обвиняемому.

Оба указанных приема правового регулирования, образуя уголовно-процессуальный метод, являются первичными и в юриди­ческой литературе именуются также магистральными.

Система уголовно-процессуального права

См. также система права

Уголовно-процессуальные нормы, составляя еди­ную нормативную основу уголовно-процессуального права, подраз­деляются на достаточно обособленные группы, регулирующие одно­родные отношения. В доктрине указанные группы норм получили название уголовно-процессуальных институтов.

Итак, уголовно-процессуальный институт — это совокупность уголовно-процессуальных норм, регулирующих взаимосвязанные однород­ные общественные отношения.

Например, «Реабилитация», «Уголовное преследование», «Пре­кращение уголовного дела».

Взятые в совокупности уголовно-процессуальные институты образуют систему уголовно-процессуального права.

Место каждого института определяется важностью общественных отношений, подвергаемых уголовно-процессуальному регулированию. Они располагаются последовательно — от норм общей части уголовно-процессуального закона к нормам особенной.

Система основных институтов уголовно-процессуального права выглядит следую­щим образом:

    • общие положения уголовного судопроизводства;
    • до­судебное производство;
    • судебное производство;
    • особый порядок уголовного судопроизводства;
    • международное сотрудничество.

В свою очередь основные институты делятся на более мелкие, или простые, например: основной институт досудебного производства включает в себя институт возбуждения уголовного дела и институт предварительного расследования.

В общей теории права такая гра­дация основных институтов на более простые объясняется суще­ствованием субинститутов, которые являются источниками менее высокого ранга, чем те, в которые они входят составной частью. Такое подразделение обусловлено законодательной конструкци­ей акта, в который входят конкретные уголовно-процессуальные нормы.

Источники уголовно-процессуального права

Дискуссионным в правовой литературе остается вопрос об ис­точниках уголовно-процессуального права. В общей теории государства и права выделяют материальные и формальные источники права.

Материальные источники — объективные и субъективные факто­ры (силы), которые творят закон; те истоки, которые «питают» нор­мы права.

К ним подавляющее большинство специалистов в области тео­рии государства и права относит:

    • Государственную власть. Нормы права создаются в рамках правотворчества, которое яв­ляется одним из направлений государственной деятельности. Законодательные функции принадлежат лишь органам государ­ственной власти. Следовательно, содержание норм права представляет собой вла­стное веление Российского государства, поддерживаемое и обеспе­чиваемое силой принуждения государственных органов;
    • Правосознание. Правосознание — относительно самостоятельная форма общест­венного сознания в виде совокупности идей, взглядов, представле­ний и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет важную роль в правотворчестве, поскольку обуслов­ливает необходимость осознания законодателями закономерностей общественного развития, потребностей и интересов личности, об­щества и государства в целом или отдельных его групп (или слоев).

Формальные источники уголовно-процессуального права — формы его существования и проявления в общественном развитии; внеш­ний образ правовых норм.

Формальными источниками уголовно-процессуального права, проблема которых остродискуссионна, являются:

    1. Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняются на всей территории России;
    2. международные договоры. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепри­знанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, междуна­родные договоры России с другими государствами являются состав­ной частью ее правовой системы;
    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (систематизированное собрание уголовно-процессуальных законов; он содержит подавляющее большинство уголовно-процессу­альных норм, подлежащих применению в стадиях возбуждения и предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уго­ловного дела в судах первой инстанции, а также в контрольных и иных стадиях уголовного судопроизводства);
    4. иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы (законодательные акты, содержащие нормы уго­ловно-процессуального характера, в частности, Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Феде­рации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судь­ях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» и некоторые другие).

Официальная уголовно-процессуальная доктрина формальными источниками уголовно-процессуального права признает лишь зако­нодательные акты. Однако такой подход в настоящее время не соответствует со­временным социально-правовым реалиям. В связи с этим некоторые ученые относят к ним и другие акты или явления правового характера:

    • решения Конституционного Суда Российской Федерации (не соз­дают новых правовых норм, однако признание ими неконституцион­ности той или иной нормы уголовно-процессуального законодатель­ства влечет прекращение ее действия, изменение по существу содер­жания этой нормы или ее части и применение непосредственно кон­ституционных положений в сфере уголовного судопроизводства);
    • подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (отдельные авторы считают, что эти акты не являются источни­ками права, другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер);
    • правительственные акты — источники уголовно-процессуального права в соответствии с официально действующим законодательством (в частности, ст. 82 УПК РФ установила, что условия хранения, учета и передачи отдельных категорий вещественных доказательств определяются Правительством России. Следовательно, формой суще­ствования и проявления уголовно-процессуального права — правил поведения — является соответствующий правительственный акт).

Недопустимо также закрывать глаза на факт существования не­формальных источников уголовно-процессуального права, к кото­рым относятся судебная практика и правовой обычай.

Не случайно применительно к судебной практике официальные представители Судебного департамента при Верховном Суде Рос­сийской Федерации указывают на то, что «… к числу несомненных плюсов создания банка (банка судебных решений — прим. авт.) можно отнести то, что каждый судья сможет обращаться к тому или иному решению и находить правильный выход из сложной юридиче­ской ситуации».

Роль правового обычая значительно более существенна, чем принято считать в уголовно-процессуальной литературе.

1.3.Понятие уголовно-процессуального права

Уголовно-процессуальное право — это отрасль права, представляющая собой систему правовых норм и институтов, регулирующих деятельность органов предварительного расследования, прокуратуры и суда, а также других участников уголовного процесса, предназначенных для регламентации производства по уголовному делу.

Предметом уголовно-процессуального права являются общественные отношения, складывающиеся между государственными органами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятельность, а также между ними и иными участниками уголовного процесса.

Базовой единицей уголовно-процессуального права выступают уголовно-процессуальные нормы.

Уголовно-процессуальные нормы — это установленные государством и выраженные в законе общеобязательные правила поведения участников уголовного судопроизводства. Они содержатся в законах, международных договорах и других источниках уголовно-процессуального права. Эти нормы формируются в соответствующих статьях.

Уголовно-процессуальные нормы имеют определенную структуру и содержат указания:

  • при каких обстоятельствах норма подлежит применению;

  • на каких участников правоотношений она распространяется и совершение каких действий предписывает или дозволяет;

  • какие последствия влечет за собой неисполнение предписания данной нормы.

Любая уголовно-процессуальная норма включает три элемента:

1) гипотезу (условия, при которых следует или возможно поступать определенным образом);

2) диспозицию (само правило поведения, предписание);

3) санкцию (те неблагоприятные последствия, которые наступают в случае неисполнения нормативного предписания).

Особенностью норм уголовно-процессуального права является то, что санкции таковых чаще всего выражены в самостоятельных статьях уголовно-процессуального закона. Так, например, ст. 12 УПК РФ предусматривает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. При несоблюдении данного требования следует процессуальная санкция, предусмотренная в ст. 75 УПК РФ — доказательства, полученные с нарушением закона, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, подлежащих установлению. Также нарушение требований при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта может повлечь возвращение уголовного дела для дополнительного расследования (ст.ст. 220, 225, 237 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные нормы выполняют различные функции и различаются друг от друга, в зависимости от того, содержат ли они дозволения, предписания или запреты.

Следует сказать, что ни один из участников уголовного процесса, не обладающий властными полномочиями, не может реализовать ни одну адресованную ему уголовно-процессуальную норму, пока должностное лицо путем властного решения не привлечет его к участию в процессе и не распространит на него действие уголовно-процессуального закона. Например, лицо становится потерпевшим после вынесения соответствующего должностным лицом постановления о привлечении его в качестве потерпевшего, после чего оно реализует свои права и выполняет обязанности (ст. 42 УПК РФ).

Все уголовно-процессуальные нормы условно можно разделить на четыре группы.

  • Управомочивающие нормы (нормы дозволения) — это такие нормы, которые предоставляют всем участникам уголовного процесса реализацию установленных в законе прав (гл. 25, 26, 27 и др.).

  • Обязывающие нормы (нормы предписания). Эти нормы адресованы, главным образом, должностным лицам и органам, осуществляющим уголовное преследование (ст.ст. 21, 11, 51, 196, 144 УПК РФ и др.).

  • Запрещающие нормы. Эти нормы в основном содержатся в системе процессуальных гарантий личности (ст.ст. 8, 14, 9, 10 УПК РФ и др.). Аналогичные нормы содержатся и в Конституции РФ в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина».

  • Представительно-обязывающие нормы — это такие нормы, когда на совершение какого-либо процессуального действия требуется разрешение (согласие). Например, ст. 165 УПК РФ регламентирует порядок получения решения на производство следственных действий, которые допускаются только по судебному решению.

Источником уголовно-процессуального права является совокупность правовых актов, содержащих сведения о правилах, которые должны соблюдаться при производстве по уголовному делу.

К ним относят:

  • Конституцию РФ;

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ;

  • иные федеральные законы;

  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;

  • Постановления Конституционного Суда РФ;

  • Указы Президента РФ.

Характеризуя структуру источников уголовно-процессуального права, следует сказать и о нормативных документах, которые не входят в эту систему, но широко используются в судопроизводстве.

Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, которые способствуют правильному применению закона по вопросам судебной практики. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательные для всех судов, органов, должностных лиц.

Аналогичное значение имеют также и адресованные органам дознания, предварительного следствия и прокуратуры ведомственные акты: приказы и указания Генерального прокурора, министра внутренних дел, которые могут касаться организации следственной работы, розыска обвиняемых, использования криминалистической техники, кадровых вопросов, а также содержать разъяснения закона, регламентирующего порядок производства по делу. Главная их особенность состоит в том, что они не должны противоречить закону или корректировать его и издаются руководителями министерств (служб) в пределах предоставленных им полномочий.

Уголовное процессуальное право. Шпоры. Книжка

Марина Александровна Невская

Уголовно-процессуальное право

1. Понятие уголовного процесса. Стадии уголовного процесса

Уголовный процесс – это установленная уголовно-процессуальным законом и основанная на конституционных принципах система отношений, складывающихся между ответственными за ведение уголовных дел государственными органами, гражданами и другими субъектами в связи с выполнением задач уголовного судопроизводства. Иными словами, это установленная уголовно-процессуальным законом деятельность по возбуждению, расследованию, рассмотрению, а также разрешению уголовных дел.

Чаще всего внимание привлекается к следующим элементам:

1) деятельности (системе упорядоченных действий) государственных органов, их должностных лиц и иных лиц, участвующих в процессе, которые четко определены в законе;

2) правоотношениям, возникающим в ходе осуществления деятельности (производства по уголовным делам) и проявляющимся в реализации прав и обязанностей соответствующих органов и лиц, участвующих в таких отношениях;

3) обязательной и тщательной правовой регламентации деятельности и возникающих на ее основе отношений.

Именно эти элементы и используются при характеристике понятия уголовного судопроизводства. Одни авторы исходят из того, что содержание уголовного процесса следовало бы раскрывать, используя комплексно все три приведенных выше элемента, другие делают акцент на каком-то одном из них, например, только на уголовно-процессуальных отношениях (правоотношениях) либо на деятельности государственных органов. Возможны и иные комбинации приведенных элементов.

Российскому уголовному процессу свойственна постадийность.

Стадии уголовного процесса – это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отделенные друг от друга итоговыми процессуальными решениями, имеющие свои задачи, вытекающие из назначения уголовного судопроизводства. Совокупность связанных между собой стадий образуют систему уголовного процесса.

В структуре Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (УПК РФ) законодатель выделил досудебное и судебное производство, каждое из которых имеет свои стадии.

Стадии досудебного производства в себя включают:

1) возбуждение уголовного дела;

2) предварительное расследование, которое осуществляется в форме дознания и предварительного следствия.

Стадии судебного производства:

1) общий порядок подготовки к судебному заседанию;

2) судебное разбирательство;

3) производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство);

4) исполнительное производство;

5) производство в суде надзорной инстанции;

6) возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

2. Источники уголовного процессуального права

Среди всех правовых актов по вопросам уголовного судопроизводства особое место, разумеется, занимает Конституция РФ, так как она имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15) и занимает вершину иерархической лестницы нормативных актов. Она имеет прямое действие. Все законы и иные правовые акты не должны противоречить ей.

Конституционные предписания, касающиеся уголовного судопроизводства, сосредоточены главным образом в гл. 2 и 7 Конституции РФ, которые посвящены правам и свободам человека и гражданина, а также конституционному статусу судебной власти. Эти предписания содержат наиболее принципиальные положения, лежащие в основе уголовного процесса в целом: равенство всех перед законом и судом; свобода и неприкосновенность личности; неприкосновенность частной жизни; неприкосновенность жилища; презумпция невиновности; гласность судопроизводства; состязательность и равенство прав в суде и т. д.

Основным источником уголовно-процессуального права является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, введенный в действие 1 июля 2002 г. Издан этот закон на основании и во исполнение предписаний Конституции РФ, в частности предписания о том, что регламентация уголовного судопроизводства – предмет исключительного ведения Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ).

Следующую ступень иерархии источников уголовно-процессуального законодательства занимают федеральные законы. В первую очередь это федеральные законы, вносящие изменения в УПК РФ, а также Уголовный кодекс РФ. Кроме того, сюда входят федеральные законы, которые непосредственно действуют в сфере уголовного процесса. Так, например, Федеральный закон РФ «О прокуратуре РФ» регулирует полномочия прокурора в уголовном процессе. Закон от 31 июня 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» регулирует порядок защиты участников процесса.

Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры являются частью правовой системы России. Поэтому они также признаются источниками уголовно-процессуального права.

Особое место среди источников уголовного процесса занимают постановления Конституционного суда РФ. Как таковыми источниками права они не являются, однако Конституционный суд РФ вправе приостанавливать действие норм УПК РФ.

Постановления пленума Верховного суда РФ, приказы МВД РФ, приказы, указания, инструкции Генерального прокурора РФ источниками уголовно-процессуального права не являются. Однако данные разъяснения представляют собой документы, обязательные для реализации в практической деятельности.

3. Принципы уголовного процесса Российской Федерации

Принципы – это основополагающие идеи, которые определяют построение уголовного процесса в целом и его конкретных институтов. Они должны отвечать ряду признаков:

1) принципами могут быть не любые произвольно выбранные взгляды на формы и методы судопроизводства, а лишь те, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества;

2) задачи (назначение) уголовного процесса могут быть реализованы в условиях расследования и рассмотрения уголовных дел на демократических началах;

3) принципами процесса являются идеи, нашедшие закрепление в нормах права. Последнее обстоятельство придает принципам обязательность, определенность и гарантированность.

Включение в действующий УПК РФ специальной главы 2 (ст. 7-19), посвященной принципам уголовного судопроизводства, вполне можно расценивать как свидетельство стремления законодателя закрепить в законе общие и наиболее существенные положения, выделить их особо из общей массы уголовно-процессуальных предписаний, а вместе с этим повысить их значение и придать им более высокий авторитет. Некоторые принципы прямо не указаны в УПК РФ, но они происходят из общего смысла уголовного процесса, его назначения, их правовой базой выступают положения Конституции РФ.

Отсутствие в кодексе ссылок на конституционные предписания принципиального значения не имеет. Оно должно в обязательном порядке восполняться прямым применением соответствующих норм Конституции РФ.

К основным принципам уголовного процесса относятся следующие:

1) законности при производстве по уголовному делу;

2) публичности;

3) уважения чести и достоинства личности;

4) неприкосновенности личности;

5) неприкосновенности жилища;

6) охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве;

7) тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

8) осуществления правосудия только судом;

9) самостоятельности судов, независимости судей, присяжных заседателей;

10) равенства перед законом и судом всех участников уголовного процесса;

11) открытого судебного разбирательства;

12) языка уголовного судопроизводства;

13) презумпции невиновности;

14) обеспечения подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту;

15) состязательности и равноправия сторон;

16) принцип всесторонности, полноты и объективности;

17) свободы оценки доказательств;

18) обеспечения возможности обжалования процессуальных действий и решений;

19) участия граждан в отправлении правосудия по уголовным делам.

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам

Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в пространстве и с учетом статуса некоторых категорий лиц.

Действие уголовно-процессуального закона во времени определяется ст. 4 УПК РФ: «При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Действующим такой закон, как и любой другой, считается с момента, указанного в самом законе, а если это не сделано – то по истечении 10 дней после официальной публикации. В отношении ведомственных актов, регламентирующих права и свободы граждан, определяющих правовой статус организаций или имеющих межведомственное значение, установлено дополнительное требование – до официальной публикации они должны пройти регистрацию в Министерстве юстиции РФ.

Территориальные пределы действия уголовно-процессуального законодательства сформулированы в ч. 1 ст. 2 УПК РФ: «Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное».

При этом надо иметь в виду, что понятие «территория Российской Федерации» четко раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ. Вместе с тем из общего правила могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах.

Пределы действия уголовно-процессуального закона в отношении конкретных категорий лиц определяются российскими органами, ведущими производство по уголовным делам и осуществляющими процессуальные действия в отношении тех лиц, которые находятся на территории РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства.

Однако и в этом общем правиле известны некоторые исключения. В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК РФ процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ. Кроме того, устанавливаются ограничения в отношении российских граждан, о которых имеются специальные оговорки в действующем законодательстве.

5. Участники уголовного судопроизводства

Пункт 58 ст. 5 УПК РФ определяет участников как лиц, принимающих участие в уголовном процессе. Совокупность прав и обязанностей данных лиц составляет их правовой (процессуальный) статус.

Участники уголовного процесса имеют уголовно-процессуальные права и несут обязанности, установленные законодательством РФ. Права и обязанности возникают в процессе осуществления ими уголовно-процессуальной деятельности. Данными правоотношениями участники наделены для решения задач, стоящих перед уголовным судопроизводством.

Количество носителей такого рода прав и обязанностей достаточно велико. Ввиду этого законодатель в УПК РФ предлагает классификацию, которая учитывает, с одной стороны, содержание отводимых конкретным участникам ролей, а с другой – их значение для решения задач и достижения целей уголовного судопроизводства.

К основным группам участников относятся:

1) суд, судья. Только суд является носителем судебной власти и наделен тремя видами полномочий: разрешением уголовных дел, ограничением конституционных прав граждан и контролем над деятельностью органов предварительного следствия дознания и прокуратуры;

2) участники со стороны обвинения. К ним относятся: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя;

3) участники со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика;

4) иные участники уголовного производства: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

В науке уголовно-процессуального права существует несколько иное деление участников уголовного процесса на группы:

1) государственные органы: суд, органы прокуратуры, расследования, дознания. Их деятельность служит основным средством достижения правовых целей и назначения уголовного судопроизводства;

2) обвиняемый, его защитник, потерпевший, гражданский истец и ответчик, их представители, подозреваемый и другие субъекты, которые отстаивают в уголовном процессе охраняемые законом личные или представляемые интересы, связанные с исходом дела;

3) иные участники: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, участие которых носит ограниченный характер. Они привлекаются в процесс для оказания содействия правоохранительным органам, в том числе суду. Действия этих лиц служат либо средством доказывания, либо средством сообщения специальных знаний, либо средством обеспечения судопроизводства и т. п.

6. Состав суда и его полномочия

Признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему соответствующего наказания осуществляется только судом.

Согласно п. 48 ст. 5 УПК РФ суд – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решение, предусмотренное УПК РФ. Выделение судов (судей) в самостоятельную группу участников уголовного судопроизводства предопределено особенностями той главной уголовно-процессуальной функции, которая возложена на них, – функции разрешения дела.

Суть приведенной выше функции выражена прежде всего в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и ст. 8 УПК РФ, устанавливающих, что лишь суду предоставлено полномочие осуществлять правосудие путем разбирательства уголовных дел и постановления по его итогам приговоров, на основании которых лица, привлекаемые к ответственности, могут быть признаны совершившими преступления и подвергнуты уголовному наказанию. И данное полномочие вправе реализовать не любые суды, а лишь те, которые отнесены к числу судов общей юрисдикции (как федеральных, так и субъектов РФ).

Законодатель выделяет судебные инстанции:

1) суд первой инстанции (п. 52 ст. 5 УПК РФ) – это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговоры, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу;

2) суд второй инстанции (п. 53 ст. 5 УПК РФ) – суд апелляционной и кассационной инстанций;

3) суд надзорной инстанции (п. 16 ст. 5 УПК РФ) – суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов. Суд создает необходимые условия для осуществления сторонами своих прав и обязанностей. Конституция РФ и УПК РФ наделяют суд исключительными полномочиями, закрепленными в ст. 29 УПК РФ. Данные полномочия суда распространяются как на судебные, так и на досудебные стадии уголовного производства.

В соответствии со ст. 30 УПК РФ рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично. Единоличный состав суда предполагает рассмотрение уголовного дела: мировым судьей, судьей федерального суда общей юрисдикции в районном суде, а также в суде апелляционной инстанции. Коллегиально уголовные дела рассматриваются в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, а также коллегией из 3 судей федерального суда общей юрисдикции на уровне областных, приравненных к ним судов и в кассационном порядке. Кроме того, коллегиально в составе не менее 3 судей рассматриваются уголовные дела в надзорной инстанции. При рассмотрении дела коллегиальным составом суда один из судей избирается в качестве председательствующего.

7. Понятие подсудности и ее виды

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т. е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело.

Подсудностью признается совокупность юридических свойств уголовного дела, которые определяет суд, имеющий право рассматривать и разрешать конкретное уголовное дело (ст. 47 Конституции РФ).

В уголовном процессе различают три вида подсудности:

1) родовая подсудность означает отнесение дела к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера уголовного дела. Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется, прежде всего, квалификацией содеянного лицом, привлекаемым куголов-ной ответственности. Общее правило определения предметной подсудности можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям;

2) территориальная подсудность разграничивает компетенцию между однородными судами, т. е. различными судами одного и того же звена судебной системы (например, районными судами общей компетенции). Обычно по уголовным делам территориальная подсудность определяется местом совершения преступления. Дело рассматривается тем судом, в районе деятельности которого совершено преступление. Если место совершения преступления определить невозможно, то подсудность устанавливается по месту окончания предварительного следствия или дознания; 3) персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом. Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы). Подведомственность (подсудность) военных судов устанавливается ст. 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ч. 5–8 ст. 31 УПК РФ. Этим судам подведомственны уголовные дела о преступлениях, совершенных, как правило, военнослужащими.

Особым случаем необходимости учета «персонального фактора» при определении подсудности уголовных дел является установленное ст. 452 УПК РФ правило привлечения к ответственности члена Совета Федерации, депутата Государственной думы, судьи федерального суда.

8. Прокурор в уголовном процессе. Его полномочия

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Широкими полномочиями прокурор наделен на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он осуществляет надзор за исполнением законов органами, выполняющими оперативно-разыскную деятельность (ОРД), дознание и предварительное следствие.

Его полномочия в досудебных стадиях носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса.

Иные полномочия, используемые прокурором в процессе расследования уголовного дела, можно распределить по следующим группам:

1) дача согласия на возбуждение следователем (дознавателем) перед судом ходатайств об избрании, отмене или изменении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста, о временном отстранении от должности, вынесении постановления, разрешающего осуществление контроля и записи переговоров, наложении ареста на имущество или почтово-телеграфные отправления, производстве личного обыска, обыска или выемки в жилище;

2) дача органам, осуществляющим ОРД, дознание и предварительное следствие, в письменном виде обязательных для них указаний, дача санкций на производство некоторых следственных действий, непосредственное участие в предварительном расследовании, решение по существу вопросов, возникающих в процессе расследования, продление срока предварительного расследования;

3) разрешение отводов, заявленных нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводов, отстранение следователей или дознавателей от производства расследования, изъятие уголовного дела у органа дознания и передача его следователю, а также от одного органа расследования другому с обязательным указанием оснований такой передачи и изменения подследственности;

4) утверждение обвинительного заключения (акта) и направление дела в суд, возвращение дела дознавателю или следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования, приостановление или прекращение производства по делу, осуществление иных полномочий, предусмотренных законом.

В судебных стадиях прокурор выступает в качестве государственного обвинителя– стороны, поддерживающей обвинение от имени государства, либо в качестве должностного лица, уполномоченного принимать меры к устранению нарушений закона.

9. Органы предварительного следствия

Следователь – это должностное лицо, осуществляющее предварительное расследование уголовных дел в форме предварительного следствия. Законодательством следователь отнесен законом к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Но на него возлагаются функции не только по изобличению лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, но и по установлению обстоятельств, смягчающих ответственность обвиняемого, исключающих преступность и наказуемость его деяния, а также влекущих за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания (ст. 73 и ст. 85 УПК РФ).

Для решения задач в ходе предварительного расследования дел следователям предоставлены сравнительно широкие процессуальные полномочия. Эти полномочия перечислены в ч. 2 ст. 38 УПК РФ.

При производстве предварительного следствия следователь обладает процессуальной самостоятельностью. Это проявляется в том, что он может сам направлять ход расследования, а также при определенных в законе (ч. 3 ст. 38 УПК РФ) обстоятельствах не подчиняться указаниям прокурора. Он вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-разыскных и иных действий по делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Начальник следственного отдела (его заместитель) – должностное лицо, осуществляющее функции надзора за организацией следствия, его сроками, принятием мер к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия (п. 18 ст. 5 и ст. 39 УПК РФ).

Процессуальными полномочиями начальника следственного отдела наделены начальники: Следственного комитета при МВД РФ, управлений, отделов, отделений, групп при органах внутренних дел, соответствующих подразделений органов прокуратуры, федеральных служб безопасности и наркоконтроля, а также их заместители, действующие в пределах своей компетенции.

Перечень полномочий начальника следственного отдела приведен в ст. 39 УПК РФ. Указания даются им в письменной форме и обязательны для исполнения, но могут быть обжалованы прокурором. Обжалование не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Следователь имеет право представить прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника следственного отдела.

Указания прокурора по уголовным делам обязательны для начальника следственного отдела, а обжалование им таких указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

10. Органы дознания

К органам дознания отнесены (ч. 1 ст. 40 УПК РФ):

1) органы внутренних дел, а также другие органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности;

2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4) органы Государственной противопожарной службы. На данные органы дознания возложены процессуальные полномочия, указанные в ч. 2 ст. 40 УПК РФ.

К числу органов дознания законодатель также отнес:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании (по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких судах);

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения названных выше органов дознания (по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *