УК РФ 145

Комментарий к ст. 145.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона характеризуется бездействием – незаконной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Под “иными установленными законами выплатами” следует понимать те суммы, выплата которых предусмотрена законодательно; за невыплату сумм, предусмотренных подзаконными либо локальными правовыми актами, уголовной ответственности не предусмотрено.

Квалификация преступных действий по ч. 1 или 2 зависит от размера невыплаченных сумм.

При этом должна быть установлена реальная возможность лица совершить соответствующие действия.

2. Преступление признается оконченным по истечении трех месяцев подряд начиная со дня, установленного законодательством либо локальными нормативными актами для производства соответствующих выплат.

3. Субъект специальный: руководитель юридического лица филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации или работодатель – физическое лицо.

4. Тяжкие последствия (ч. 2) являются оценочным понятием (например, прекращение обучения близких из-за невозможности продолжать оплачивать обучение).

Комментарий к статье 145.1 Уголовного кодекса РФ

Комментарий под редакцией Рарога А.И.

1. В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК, заключается в невыплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат (детские или иные установленные федеральным законом или законом субъекта РФ пособия).

Невыплатой является: отсутствие факта оплаты труда (выплаты пенсий, стипендий, пособий и пр.); оплата труда (выплата пенсий, стипендий, пособий и пр.) ниже размеров, установленных федеральным законодательством.

Преступление считается оконченным по истечении двух месяцев с момента наступления сроков производства обязательных выплат, обусловленных действующим в РФ законодательством о труде.

2. Субъектом этого преступления является руководитель организации или работодатель – физическое лицо.

Субъективная сторона состава ч. 1 ст. 145.1 УК включает вину в форме прямого умысла и мотив, обусловленный корыстной или иной личной заинтересованностью.

Корыстный мотив обнаруживается в стремлении получить материальную выгоду путем использования денежных средств, предназначенных для выплат, в личных целях (например, при проведении финансовых, коммерческих операций и т.п.). Иная личная заинтересованность связана с удовлетворением личных неимущественных интересов (продвижение по службе, удовлетворение интересов “полезных” людей, формирование общественного мнения и т.п.).

3. Квалифицирующий признак ч. 2 ст. 145.1 УК – наступление тяжких последствий. По ч. 2 данной статьи деяние может быть квалифицировано в том случае, когда невыплата заработной платы (пенсии, стипендии и пр.) повлекла материальные затруднения, угрожающие существованию человека (или многих людей). К таким последствиям относятся, например, смерть или тяжкий вред здоровью в результате отсутствия средств на оплату дорогостоящего лечения работника (других лиц) или его близких, когда эти средства обеспечивались обязательными и не произведенными по вине администрации выплатами. К тяжким последствиям, угрожающим существованию человека, может быть отнесена утрата жилья в результате невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами, а также ухудшение материального положения многих людей, приведшее к акциям протеста с тяжелыми последствиями (нарушениям работы транспорта, путей сообщения, голодовкам, повлекшим причинение вреда здоровью, самоубийству и т.п.).

Комментарий к статье 145.1 УК РФ

Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Поэтому невыплата заработной платы и иных выплат является одним из нарушений конституционных прав гражданина.

В этой связи объектом рассматриваемого преступления выступает обеспечение права каждого работника на своевременную в полном размере выплату справедливой заработной платы, а также права на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Предметом преступления выступает заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, установленные законом выплаты.

Объективная сторона преступления заключается в деянии в виде невыплаты (бездействие) свыше определенного законом срока заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Частью 1 комментируемой статьи установлена ответственность за частичную свыше трех месяцев невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Таким образом, задолженность по указанным выплатам в течение трех месяцев с момента установленного срока первоначальной выплаты является необходимым условием объективной стороны состава преступления.

В соответствии с примечанием к комментируемой статье под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат следует понимать осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Квалифицированный состав преступления (ч. 2 комментируемой статьи) образует полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Частью 3 комментируемой статьи установлена ответственность за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 этой статьи, в случае, если они повлекли наступление тяжких последствий. Для наличия объективной стороны данного квалифицированного состава необходимо и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.
Составы преступлений, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, являются формальными. Они будут окончены соответственно по истечении трех или двух месяцев с начальной даты возникновения невыполненной обязанности по производству выплат. Материальный состав преступления (ч. 3 комментируемой статьи) будет окончен по истечении указанных выше сроков с момента наступления тяжких последствий.

Понятие тяжких последствий не конкретизировано и носит оценочный характер. Это может быть утрата трудоспособности, заболевание, инвалидность, вред здоровью, смерть человека, уничтожение или повреждение имущества и др.

Состав невыплаты будет только в том случае, если невыплата имела место при наличии реальной возможности выплатить заработную плату и т.д. В противном случае состав рассматриваемого преступления отсутствует.

Следует также обратить внимание на то обстоятельство, что объективная сторона невыплаты заработной платы осуществляется путем бездействия в течение свыше двух или трех месяцев подряд. Поэтому объективная сторона будет отсутствовать, например, тогда, когда до достижения двухмесячного срока производится выплата заработной платы и т.д., а затем выплаты вновь не осуществляются. Таким образом, факт выплаты прерывает установленный законом срок невыплаты. Однако также следует учесть, что при определенных обстоятельствах полная невыплата заработной платы и иных выплат может преобразоваться в невыплату частичную.

Субъективная сторона формальных составов преступлений (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи) основного состава преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъективная сторона материального состава преступления (ч. 3 комментируемой статьи) характеризуется двумя формами вины. Отношение к деянию характеризуется умыслом, а к последствиям – неосторожностью.

Обязательным признаком субъективной стороны состава преступления является мотив – корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность – стремление лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц.

Иная личная заинтересованность – стремление лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Субъект преступления специальный – руководитель организации, работодатель – физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Статья 145.1. Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат

1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Примечание. Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат в настоящей статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.

Комментарий к статье 145.1 УК РФ

1. Ответственность дифференцирована в зависимости от размера невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий или иных установленных законом выплат; по ч. 1 комментируемой статьи наказывается частичная их невыплата в течение трех месяцев; по ч. 2 — полная их невыплата в течение двух месяцев или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

Соответственно, преступление признается оконченным по истечении указанных сроков начиная со дня, установленного законодательством для производства соответствующих выплат.

Понятие частичной выплаты дано в примечании к ст. 145.1.

2. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальным мотивом — корыстной или иной личной заинтересованностью. Корыстный мотив предполагает стремление лица извлечь какую-либо материальную выгоду (например, зачисление определенных сумм на счет виновного для получения процентов); иная личная заинтересованность — к продвижению по службе, избавлению от неугодных работников и т.п.

3. Субъект преступления специальный — руководитель организации, работодатель — физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

4. Под тяжкими последствиями (ч. 3) следует понимать смерть или болезнь (в результате отсутствия средств на оплату дорогостоящего лечения работника или его близких), утрату жилья в результате невыполнения финансовых обязательств перед кредиторами, самоубийство потерпевшего, возникновение забастовок, нарушение работы транспорта, путей сообщения и т.п.

Другой комментарий к статье 145.1 Уголовного Кодекса РФ

1. Объектом посягательства по данному составу преступления являются общественные отношения в сфере выплаты гражданам вознаграждения за труд и иных обязательных выплат. Предмет преступления — зарплата, пенсии, стипендии, пособия и иные выплаты. Заработная плата, часть национального дохода, поступающая в индивидуальное потребление наемных работников. Номинальная заработная плата — сумма денежных средств, полученных работником за выполнение работы в течение определенного периода времени, реальная заработная плата — то количество товаров и услуг, которые можно за него приобрести. В зависимости от специфики труда применяют повременную, сдельную системы заработной платы. Пенсия — денежное обеспечение, полученное гражданами из пенсионных, страховых или иных фондов по окончании работы, при достижении определенного возраста, по инвалидности и в некоторых иных случаях. Государство гарантирует социальную защищенность пенсионеров, в том числе путем регулярного пересмотра размеров пенсии по мере изменения стоимости жизни. Стипендия (плата) предполагает денежное пособие, регулярно выдаваемое обучающимся на дневных отделениях (факультетах) различных государственных учебных заведений.

2. В ч. 1 данной статьи ответственность предусмотрена за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат. Объективная сторона преступления выражается в бездействии. При этом размер частичной невыплаты определен законодателем в примечании к данной статье и составляет осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы. Состав преступления формальный, оно считается оконченным при незаконном бездействии субъекта по истечении трех месяцев со дня возникновения обязанности по осуществлению соответствующих выплат. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла, а также корыстной целью или иными мотивами личного свойства. Субъект преступления специальный: руководитель организации или работодатель — физическое лицо, либо руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации. Речь идет как о должностных лицах, так и о субъектах, выполняющих управленческие функции в коммерческой организации. Данное обстоятельство позволяет говорить о необходимости дополнительной квалификации действий виновного соответственно по ст. ст. 201, 285 или 286 УК. Вместе с тем необходимо, на наш взгляд, дополнительное толкование по такому субъекту, как работодатель, который не всегда может распоряжаться денежными средствами организаций и предприятий. Закон также ничего не говорит о таких субъектах, как и.о. руководителя и т.п.

3. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за деяние в виде альтернативно совершаемых действий: полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии с законодательством минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 г. установлен в сумме 5205 рублей в месяц. Субъективные признаки в этом деянии совпадают с деянием, ответственность за которое установлена в ч. 1 данной статьи.

4. Квалифицированный состав (ч. 3) предусматривает ответственность за вышеуказанные деяния, повлекшие тяжкие последствия. Признание последствий тяжкими — прерогатива суда, но речь, возможно, идет о таких последствиях, как самоубийство, причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, болезнь близких и т.п. В каждом конкретном случае важно установить наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.

Комментарий к Статье 145 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в нарушении права свободно распоряжаться своими способностями к труду (статья 37 Конституции РФ), равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции), гарантии защиты материнства и детства (ст. 38 Конституции). Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (см. ст. 64 Трудового кодекса).

Комментируемая статья состоит из одной части, предусматривающей общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой тяжести.

1.1. Основной объект преступного посягательства — общественные отношения, возникающие по поводу реализации беременными женщинами и женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, конституционного права на труд. Факультативным объектом могут быть честь и достоинство женщины.

2. Объективная сторона состава преступления выражается в необоснованном отказе в приеме на работу или необоснованном увольнении с работы беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет <1>.
———————————
<1> Достаточно наличия у женщины хотя бы одного ребенка, не достигшего трехлетнего возраста. Примеч. науч. ред.

2.1. Отказ в приеме на работу беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, является необоснованным в случае, если работодатель объявил о приеме на работу работников и при этом отказал в заключении трудового договора беременной или имеющей детей в возрасте до трех лет женщине, которая по своим деловым качествам, законно установленным требованиям и критериям соответствует предлагаемой работе.

2.2. Увольнение беременной женщины по инициативе работодателя является необоснованным во всех случаях, за исключением ликвидации организации (см. ч. 1 ст. 261 Трудового кодекса).

В случае истечения срочного трудового договора увольнение беременной женщины по инициативе работодателя является необоснованным, если оно осуществлено до наступления у беременной женщины права на отпуск по беременности и родам (ч. 2 ст. 261 Трудового кодекса).

Увольнение женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по инициативе работодателя является необоснованным в случаях, когда такое увольнение осуществлено не по основаниям, предусмотренным п. 1, подп. «а» п. 3, п. 5 — 8, 10 и 11 ст. 81 Трудового кодекса (см. ч. 3 ст. 261 Трудового кодекса).

3. Состав преступления по конструкции формальный. Преступление окончено (составами) в момент совершения действий, указанных в диспозиции коммент. статьи.

4. С субъективной стороны состав преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив. УО за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы беременной женщины либо женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, наступает только в том случае, если указанные деяния совершены по мотиву беременности женщины либо наличия у нее детей в возрасте до трех лет.

5. Субъект преступного посягательства специальный — лицо, принимающее решение о заключении трудового договора.

Другой комментарий к Ст. 145 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Потерпевшей является беременная женщина либо женщина, имеющая хотя бы одного ребенка в возрасте до трех лет.

2. Объективная сторона характеризуется необоснованным отказом в заключении трудового договора с потерпевшей или необоснованным прекращением трудового договора с потерпевшей. Отказ в заключении трудового договора и прекращение трудового договора с потерпевшей становятся необоснованными тогда, когда они вызваны мотивами, связанными с беременностью или наличием ребенка в возрасте до трех лет, а не иными соображениями работодателя.

Уголовная ответственность по ст. 145 УК РФ не исключается и в том случае, когда увольнение женщины (расторжение трудового договора) происходит не по инициативе работодателя, а по соглашению сторон, инициативе работника или иным известным трудовому праву обстоятельствам, однако все эти обстоятельства искусственно созданы лицом, не желающим иметь в качестве работника беременную женщину или женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет.

3. Субъект специальный: физическое лицо, являющееся работодателем, либо физическое лицо, наделенное от имени юридического лица правом заключать и расторгать трудовой договор.

Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

Комментарий к Ст. 145 УК РФ

1. Конституцией (ч. 3 ст. 19) гарантировано равенство в правах и свободах женщины и мужчины и равенство в возможностях для их реализации, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, обеспечение защиты интересов материнства и детства. Повышенная защита в правах предоставляется законодателем беременным женщинам и женщинам, имеющим ребенка в возрасте до трех лет как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда.

Следует обратить внимание на то, что потерпевшей может быть не только биологическая мать, но и женщина, имеющая детей в возрасте до трех лет в случае их усыновления (удочерения).

2. Объективная сторона преступления предусматривает выполнение альтернативных действий в виде: необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения. Необоснованность будет иметь место в случае несоответствия отказа или увольнения требованиям закона, при отсутствии оснований, при отказе или увольнении при явном мотиве беременности женщины или наличии у нее ребенка.

Форма отказа не имеет значения для наличия состава преступления. Отказ может быть совершен в устной или письменной форме, лично или с использованием технических средств (например, по телефону, по электронной почте).

Увольнение с работы оформляется соответствующим приказом.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны рассматриваемого преступления является мотив совершения деяния — в связи с фактом беременности или наличием у женщины ребенка в возрасте до трех лет.

4. Субъект преступления — специальный — лицо, имеющее право принимать решение о приеме на работу и увольнении с работы.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

1. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) либо иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (абзац дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

2. Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей (абзац дополнен с 13 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 239-ФЗ.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 162-ФЗ).

Комментарий к статье 14.5 КоАП РФ

1. Диспозиция комментируемой статьи (новой редакции) имеет сложную структуру и содержит несколько различающихся в зависимости от объективной стороны составов административных правонарушений. Административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей наступает по ч. 1 за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ, а по ч. 2 — за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин, с применением не соответствующей установленным требованиям контрольно-кассовой техники, с нарушением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники, установленных законодательством РФ.

Указанные деяния посягают на права потребителя, включая право на информацию, на выбор товаров (работ, услуг), на установленный порядок осуществления государством контроля в сфере торговли, оказания услуг, выполнения соответствующих работ, а в части, касающейся административной ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин, — на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов).

2. Содержание права потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) раскрыто в ст. ст. 8 — 11 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ с дальнейшими изменениями). В соответствии с указанными нормами обязательные для предоставления потребителю сведения включают в себя указываемые на вывеске фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), его юридический адрес, а также режим работы. При этом изготовитель (исполнитель, продавец), являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан также предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В случае если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также об органе, выдавшем эту лицензию.

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. В частности, информация должна содержать наименование технического регламента или иное установленное законодательством РФ обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания — ряд дополнительных сведений, цену в рублях и т.п.

3. Рассматриваемые административные правонарушения следует отличать от продажи товаров (оказания услуг, выполнения работ) без необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы, административная ответственность за которую наступает в соответствии со ст. 14.8 Кодекса.

4. При решении вопросов об ответственности за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин следует иметь в виду Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».).

В Федеральном законе используется новое понятие «контрольно-кассовая техника», включающее контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы. При этом под фискальной памятью понимается наличие в составе контрольно-кассовой техники программно-аппаратных средств, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов.

В соответствии с п. 2 ст. 10 указанного Закона применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт не допускается.

В соответствии со ст. 2 Закона контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 (с изм. и доп.) утверждено Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

Из данного правила предусмотрены исключения. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими приравненных к кассовым чекам бланков строгой отчетности, порядок утверждения формы, учета, хранения и уничтожения которых устанавливается Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (с изм. и доп.)).

Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении отдельных видов деятельности, в частности:

продажи газет и журналов, ценных бумаг и лотерейных билетов; проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий; торговли на рынках, ярмарках; разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами и продажи некоторых других товаров.

В остальных случаях за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения контрольно-кассовых машин (в том числе и по причине их отсутствия) наступает административная ответственность в соответствии с комментируемой статьей.

В судебной практике давно сформировался подход, в соответствии с которым под неприменением контрольно-кассовых машин понимается также и использование машин, не соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (см. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин».

5. Субъектами рассматриваемых административных правонарушений могут являться юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров, выполнение услуг либо оказание услуг, их руководители и иные работники, а также граждане.

6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица налоговых органов (ст. 23.5), а по ч. ч. 1 и 2 — должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица перечисленных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 14.5 КоАП РФ

1. Объектом деяний, определенных настоящей статьей, выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности и торговли.

Объективная сторона определяется применительно к каждому из указанных правонарушений. Так, по ч. 1 настоящей статьи объективная сторона сводится к реализации товаров, выполнению работ или оказанию услуг при отсутствии необходимой информации, в том числе сведений об изготовителе, продавце и иной необходимой информации. Рассматриваемое деяние нарушает права потребителя, в том числе право на информацию, на установленный порядок осуществления государственного контроля в сфере торговли, предусмотренное ст. ст. 8 — 11 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, заключается в неприменении контрольно-кассовой техники, если ее использование является обязательным в соответствии с требованиями законодательства. Объективная сторона данного деяния сводится к нарушению установленных правил в сфере торговли и финансов, а также правил допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов. Нарушения в области использования контрольно-кассовой техники неоднократно становились предметами судебных разбирательств, по результатам которых суды различных инстанций подчеркивали необходимость ее применения, а также осуществление контроля за соблюдением правил использования такой техники. Примером судебной практики по указанной категории дел выступает письмо ФНС России от 05.06.2013 N АС-4-2/10250 «О направлении арбитражной практики».

2. Субъектом рассматриваемых деяний выступают лица, осуществляющие торговлю с нарушением установленных требований. Их перечень включает в себя граждан, должностных и юридических лиц. Субъективная сторона характеризуется умыслом виновного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *