Унитарное

Содержание

Государственное унитарное предприятие (ГУП) – это коммерческая организация, у которой нет прав на какое-либо имущество, закрепляемое за ней собственником данного имущества. Имущество таких организаций является неделимым и не предусматривает возможность распределения по вкладам, в том числе и между работниками данного предприятия.

Государственное унитарное предприятие и нормативная база

В Российской Федерации основными федеральными законами, регламентирующими деятельность государственных унитарных предприятий, являются Гражданский кодекс и федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, проведение закупок регулируется федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.).

Цель создания государственного унитарного предприятия

Государственные унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами. Их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства, а также ведётся для покрытия собственных расходов.

Кроме этого, безусловно, целью деятельности государственного унитарного предприятия является не только извлечение прибыли, а и решение тех или иных задач государства, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд на коммерческой основе.

Причины создания государственного унитарного предприятия

Среди основных причин, почему создается именно государственное унитарное предприятие, следует выделить следующие причины:

  • Требуется осуществление деятельности по решению тех или иных социальных задач, включая также реализацию каких-либо услуг или же товаров по минимальной стоимости, а также организацию товарных и закупочных интервенций по товарам, относящихся к категории первой необходимости.

  • Нужно использовать определенное имущество, которое невозможно приватизировать.

  • Должны обеспечиваться отдельные дотируемые виды деятельности или же вестись какие-либо убыточные производства.

Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием

В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:

  • Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.

  • Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.

  • Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.

  • Имущество является абсолютно неделимым.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Предприятия, основанные на праве оперативного управления основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.

Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Источники формирования имущества государственного унитарного предприятия

Перечислим источники формирования имущества государственного унитарного предприятия:

  • Имущество, которое передается компании по личному решению собственника в качестве оплаты уставного фонда;

  • Другое имущество, которое по собственному желанию передается собственником в управление компании;

  • Различные заемные средства, включая также кредиты банков;

  • Прибыль, которая была получена вследствие хозяйственной деятельности;

  • Дотации из бюджета и различные капитальные вложения;

  • Амортизационные отчисления;

  • Пожертвования от предприятий, организаций, граждан или же учреждений;

  • Доходы, которые были получены от различных хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых принимает участие данное предприятие;

  • Другие источники, которые являются не противоречащими действующему законодательству РФ, включая также доходы тот сдачу в аренду определенного имущества.

Государственное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 500 тыс. рублей.

Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества

Взаимоотношения между государственным унитарным предприятием и собственником его имущества полностью регламентируются действующими постановлениями правительства.

В частности, постановлениями утверждены Правила разработки и последующего утверждения программ деятельности унитарных предприятий, а также определения той части прибыли таких предприятий, которая должна быть перечислена в федеральный бюджет.

Особенности работы государственного унитарного предприятия

Перечислим особенности работы государственного унитарного предприятия:

  • В фирменном наименовании, которое имеют государственные унитарные предприятия, должно присутствовать имя собственника имущества, закрепленного за этой компанией.

  • Орган государственного унитарного предприятия — это ответственный руководитель, который назначается непосредственно самим собственником или же каким-либо уполномоченным собственником органом, который ему является подотчетным.

  • Имущество, которое выделяется данному предприятию в процессе его формирования, находится в государственной собственности, в то время как компания пользуется им на разных правах.

  • Устав предприятия должен включать в себя четкую информацию, кому конкретно принадлежит имущество данного предприятия, то есть о собственнике всего имущества.

Помимо
этого стоит отметить, что государственные унитарные предприятия всецело
отвечают по взятым на себя обязательствам всем имуществом, и при этом не несут
никакой ответственности по обязательствам со стороны собственника данного
имущества.

2.4. Религиозные организации.

С принятием Закона религиозные организации выделены в отдельную организационно-правовую форму (ранее они являлись одной из разновидностей общественных и религиозных организаций (объединений), в ГК РФ включены статьи 123.26 и 123.27, посвященные религиозным организациям.

В соответствии с п. 2 ст. 123.26 ГК РФ, кодекс определяет гражданско-правовое положение религиозных организаций. Правовое положение религиозных организаций определяется также Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»*(56).

Часть включенных в ГК РФ норм отсутствует в Законе о религиозных объединениях и Законе о НО:

— в п. 3 ст. 123.26 ГК РФ установлен запрет на преобразование религиозной организации;

— порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами) (п. 2 ст. 123.26 ГК РФ);

— учредитель религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с Законом о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

______________________________

*(1) См., например, Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.).

*(2) Здесь и далее нумерация статей приведена в соответствии с ГК РФ в редакции Закона, если иное не указано в тексте.

*(3) Не совсем понятно, что законодатель подразумевает под «иными юридическими лицами…».

*(4) Далее — ЕГРЮЛ.

*(5) См. п. 7.1. Концепции.

*(6) Статьей 1473 ГК РФ установлены ограничения использования в фирменном наименовании юридического лица слов «Российская Федерация», «Россия», а также слов, производных от них, полных или сокращенных официальных наименований федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

*(7) Далее — Закон об ООО.

*(8) Далее — Закон об АО.

*(9) Далее — Закон о ГУПах.

*(10) Далее — Закон о НО.

*(11) Далее — Закон о регистрации.

*(12) В настоящее время такого порядка законом не установлено.

*(13) В настоящее время установлен порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (ст. 21.1 Закона о регистрации). Для реализации п. 6 ст. 62 ГК РФ потребуется внести изменения в Закон о регистрации.

*(14) Вероятно, это сделано с целью унификации части норм о коммерческих организациях и устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании правового положения некоммерческих организаций.

*(16) Подробнее об этом, например: Гражданско-правовые способы защиты прав акционеров в свете реформирования гражданского законодательства (Н.В. Козлова, «Законодательство», N 2, февраль 2013 г.), Восстановление корпоративного контроля как способ защиты нарушенных прав участников хозяйственных обществ (В.А. Русанова, «Законодательство», N 5, май 2011 г.).

*(17) В этот перечень входят вопросы, отнесенные к компетенции высших органов управления обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ, производственных кооперативов в соответствии с ГК РФ в прежней редакции, Законом об ООО, Законом об АО, Федеральным законом от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах».

*(18) Е.А. Сухановым критикуется данное положение в связи с тем, что такое по сути тайное соглашение позволяет управлять корпорацией не тем, кто ее создал или является ее участником, а третьим лицом (подробнее об этом: Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.)).

*(19) С принятием Закона вкладом в имущество могут быть только документарные ценные бумаги (например, векселя), акции, государственные и муниципальные облигации.

*(20) Перечень имущества, которое может быть вкладом в имущество хозяйственных обществ и товариществ, существенно сузился: в него не вошли, например, имущественные права, бездокументарные ценные бумаги. Исключение составляют акции, доли в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ и обществ, государственные и муниципальные облигации и интеллектуальные права, которые отдельно поименованы в п. 1 ст. 66.1 ГК РФ),

*(21) К вещам относятся также наличные деньги и документарные ценные бумаги (ст. 128 ГК РФ).

*(22) Требования об оплате определенной части уставного капитала к моменту государственной регистрации общества Закон об ООО в настоящее время не содержит.

*(23) То есть открытое акционерное общество (п. 1 ст. 97 ГК РФ).

*(24) В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об АО число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Иными словами, обязательного создания совета директоров в закрытом акционерном обществе законодательство не предусматривало, а обязанность создания совета директоров в открытом акционерном обществе зависело от количества его акционеров (больше или меньше 50).

*(25) Акционерные общества, которые на 01.10.2013 были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести реестры до 01.10.2014. Далее они обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

*(26) Законом или уставом общества, не являющегося публичным, могут быть установлены ограничения числа, суммарной номинальной стоимости акций или максимального числа голосов, принадлежащих одному акционеру (п. 5 ст. 99 ГК РФ).

*(27) Они были предусмотрены ст. 35 Закона об АО.

*(28) Обращает на себя внимание то, что теперь в данной норме речь идет о любых акциях общества, а не только об обыкновенных и иных голосующих акциях, как раньше.

*(29) Как отмечает А.Е.Шерстобитов, нормы ст. 86.1 ГК РФ о правовом положении крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, обнаруживают весьма значительное его сходство с правовым положением производственного кооператива (Проблемы модернизации правил о правовом положении граждан в Гражданском кодексе Российской Федерации (А.Е. Шерстобитов, «Законодательство», N 4, апрель 2013 г.)).

Сухановым Е.А. делается вывод о том, что крестьянские (фермерские) хозяйства теперь являются разновидностью товариществ, наряду с полным товариществом и товариществом на вере (Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.)).

*(30) Далее — Закон об общественных объединениях.

*(31) В соответствии со ст. 7 Закона об общественных объединениях, общественные объединения могут создаваться в том числе в организационно-правовой форме общественной организации

*(32) Эти положения в значительной степени повторяют п. 3 ст. 14 Закона о НО, однако существенно отличаются от ст. 20 Закона об общественных объединениях, что потребует внесения изменений в специальное законодательство.

*(33) В отличие, например, от автономной некоммерческой организации, учредители которой могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 123.24 ГК РФ, п. 4 ст. 10 Закона о НО).

*(34) Данное изменение связано с тем, что ГК РФ теперь не предусматривает такой организационно-правовой формы, как некоммерческое партнерство (п/п 3 п. 3 ст. 50 ГК РФ), а к некоммерческим партнерствам применяются нормы об ассоциациях (союзах) (п/п 5 п. 8 ст. 3 Закона).

*(35) О субсидиарной ответственности (п/п 6 п. 1 ст. 123 ГК РФ в прежней редакции).

*(36) Данное изменение связано с тем, что ГК РФ теперь не предусматривает таких организационно-правовых форм, как жилищный и жилищно-строительный кооператив, а к таким кооперативам применяются нормы о товариществах собственников недвижимости (п/п 6 п. 8 ст. 3 Закона).

*(37) Далее — Закон о садоводческих объединениях.

*(38) Далее — казачьи общества.

*(39) Выделение казачьих обществ в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица критикуется Е.А. Сухановым (см. Интервью с Е.А. Сухановым, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ, заведующим кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства («Законодательство», N 10, октябрь 2014 г.)).

*(40) Далее — Закон о казачестве.

*(41) Аналогичная норма предусмотрена и в отношении общин коренных малочисленных народов РФ.

*(42) Далее — Закон о гарантиях прав коренных народов.

*(43) Далее — Закон об общинах коренных народов.

*(45) Формулировка этой нормы с принятием Закона не изменилась.

*(46) Этот абзац был включен в ГК РФ Законом.

*(47) Вероятно, исключение этих слов из нормы связано с тем, что после принятия Закона п. 3 ст. 56 ГК РФ не допускает установление случаев ответственности собственника имущества юридического лица по его обязательствам уставом юридического лица, а не законом.

*(48) Это изменение можно объяснить запретом унитарному предприятию создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие), установленному п. 1 ст. 2 Закона о ГУПах.

*(49) В соответствии с п. 16 ст. 3 Закона учреждение, созданное до дня вступления в силу Закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд.

*(50) Эти положения распространяются также на правоотношения, возникшие после 01.01.2011 (п. 15 ст. 3 Закона).

*(51) Общих для всех учреждений норм об управлении установлено не было. Вопрос регулировался, в частности, п. 1 ст. 28 Закона о НО, ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

*(52) Могла быть применена общая норма п. 3 ст. 56 ГК РФ.

*(54) Не совсем понятно, почему понятие «предпринимательской деятельности» упоминается в связи с деятельностью некоммерческой организации, тогда как п. 4 ст. 50 ГК РФ оперирует теперь понятием «приносящая доход деятельность».

*(55) Эта норма сформулирована как императивная, то есть не может быть изменена уставом автономной некоммерческой организации.

*(56) Далее — Закон о религиозных объединениях.

Унитарное государство – государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов система законодательства

Признаки унитарного государства:

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;

2. Единые для всей страны высшие органы власти;

3. Единое гражданство;

4. Единый государственный язык;

Виды Унитарных государств

1. централизованные: во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления (Туркменистан).

2. децентрализованные: местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Испания).

Иногда также выделяют:

• государства с одной автономией,

• государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))

• государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми адм. районами).

Что такое унитарное государство

Унитарное государство — это государство, где у регионов нет политической самостоятельности. Страна делится на административные единицы, но центральная власть не отдает часть полномочий этим территориям.

В составе унитарного государстве нет шатов или республик, обладающих частичным суверенитетом. Области, края или губернии подчиняются центральному правительству, которое решает вопросы внутренней, внешней и социальной политики, экономики и культуры.

Большинство стран мира имеют унитарную форму государственного устройства.

Примеры стран с унитарным устройством: Алжир, Болгария, Великобритания, Италия, Нидерланды, Китай, Польша, Франция, Южная Корея, Япония.

На территории унитарного государства действует единая конституция и законы, единая судебная, денежная и налоговая система.

Иногда в состав унитарного государства могут входить одна или несколько автономий. Такие автономные районы есть, например, в Дании, в Испании, в Китае.

Унитарное государство — один из видов государственно-территориального устройства наряду с федерацией и конфедерацией. В федеративных государствах полномочия разделены между центром и регионами, а конфедерация — это объединение независимых государств.

Подробнее о государственном устройстве читайте в статье: Что такое государство. Признаки, функции и виды государства

Признаки унитарного государства

  • Единая конституция

  • Единое гражданство

  • Единая система органов государственной власти

  • Один высший представительный орган — парламент

  • Один высший орган исполнительной власти — правительство

  • Единые законы

  • Единая система управления

  • Единая судебная система

«Страна Z — унитарное государство». Что это значит?

В заданиях ЕГЭ и ГИА по обществознанию нередко требуется по описанию определить территориально-государственное устройство. Например, ответить, является ли страна Z унитарным государством или нет.

Чтобы ответить, вспомните признаки унитарного государства: отсутствие политической самостоятельности регионов, единая система управления, единые законы и так далее.

Если говорится, что «государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью» — это унитарное государство.

Если в задании говорится «государство Z включает в себя территориальные единицы, обладающие политической самостоятельностью» — это уже не унитарное государство.

Политическая самостоятельность регионов, наличие у них автономии, собственных законов или конституций указывает, что перед нами федерация.

Страна Z — унитарное государство. Пример задания

В государстве Z существует наследственная передача королевской власти. Регулярно на альтернативной основе происходят выборы в парламент, выполняющий законодательные функции. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) конституционная монархия
2) президентская республика
3) абсолютная монархия
4) унитарное государство
5) федеративное государство
6) демократическое государство

Правильный ответ — 146

1) конституционная монархия — верно, в стране есть монарх, но власть принадлежит парламенту.
2) президентская республика — неверно.
3) абсолютная монархия — неверно.
4) унитарное государство — верно, тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не обладают по­ли­ти­че­ской са­мо­сто­я­тель­но­стью.
5) федеративное государство — неверно.
6) демократическое государство — верно, граж­да­не об­ла­да­ют реальными правами и сво­бодами, развито гражданское общество.

Унитарное государство, федерация и конфедерация. Пример задания

Установите со­от­вет­ствие между фор­ма­ми го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства и их ос­нов­ны­ми характеристиками: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФОРМА ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НО­ГО УСТРОЙСТВА

А) за­ко­но­да­тель­ные и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны вла­сти тер­ри­то­рий фор­ми­ру­ют­ся при уча­стии мест­но­го населения

Б) субъ­ек­ты со­хра­ня­ют свой го­су­дар­ствен­ный суверенитет

В) еди­ная си­сте­ма законодательства

Г) тер­ри­то­ри­аль­ные еди­ни­цы не имеют ста­ту­са го­су­дар­ствен­но­го образования

Д) обя­за­тель­ная двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента

1) уни­тар­ное государство

2) федерация

3) конфедерация

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

Правильный ответ 23112

Унитарному государству свойственны единая система законодательства, территориальные единицы при унитаризме не имеют статус государственного образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *