Управление безопасностью труда на предприятии

Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление качеством) (ISO 9000) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружаю­щей среды) (ISO 14000). В основу методологии создания и функционирования системы управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выполняй – контролируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении.

Международный стандарт OHSAS 18001-99 (OHSAS Occupational Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала», разработанный на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала», ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления организации.

В июле 2007 года опубликована новая версия OHSAS 18001. В от­личие от документа 1999 года, который именовался «Спецификация» теперь OHSAS имеет статус международного стандарта, признанного Международной организацией по стандартизации ISO. В новой версии Стандарта OHSAS 18001 большое внимание уделено аспекту «здоровье», тогда как раньше наблюдался перекос в сторону безопасности. Поведенческие, личностные и другие человеческие факторы включены в качестве элементов, рассматриваемых при выявлении опасностей, оценке риска и определении мер контроля. Используется термин «про­исшествие» вместо термина «несчастный случай», термин «приемлемый риск» заменен термином «допустимый риск».

По инициативе Федерации независимых профсоюзов России разработан ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», идентичный Руководству по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. Данный стандарт принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации с приданием ему статуса международного стандарта.

Приказом Федерального агентства по техническому регулировании и метрологии межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 2007 с 01.07.2009 введен в действие на территории Российской Федерации и качестве национального стандарта.

Особенностью системы управления в соответствии с ГОСТ 12.0.230 2007 является то, что в ней предусмотрен один из основных руководящих принципов Международной организации труда (МОТ) – это участие работников и их представителей в реализации системы управления охраной труда, т.е. система должна быть выстроена на принципах социального партнерства. Для этого рекомендуется создание в организациях профсоюзов, чтобы система работала эффективно. Либо там, где их нет, должны быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда, которые формируются на па­ритетной основе.

Система предусматривает, чтобы все работники и их представители были бы проконсультированы и проинформированы обо всех измене­ниях в организации работы по охране труда.

Кроме того, система предполагает, чтобы работники и их представители были обучены и проинструктированы по поводу данной системы управления охраной труда и имели возможность участвовать во всех процессах, связанных с реализацией системы (формирование политики, планирование, организация и внедрение системы, оценка и действия, направленные на улучшение и совершенствование системы).

В данной системе делается упор на распределение и на осознание ответственности в вопросах охраны труда. Каждый сотрудник должен не только знать свои обязанности, но и иметь представление о распре­делении обязанностей по вопросам охраны труда внутри организации.

Для определения индивидуальной ответственности системой предусмотрена реализация так называемой триграммы – «власть, компетенция и средства».

В триграмме «компетентность» занимает особое место, так как от компетентности участников процесса зависит эффективность функционирования системы управления охраной труда. Причем требования по компетентности должны предъявляться не только к руководителям организации, но и к работникам. Особенно это касается работающих в местах с повышенными рисками.

Международная организация труда определяет компетентность в вопросах охраны труда как сочетание знаний и умений, приобретенных посредством подготовки, профессионального опыта, обучения. Для формирования компетентности как у руководителей, так и у работников в организации должен быть составлен план обучения и подготовки, а также программа по предупреждению рисков.

Создание системы управления охраной труда изначально предполагает, что система будет нацелена на предотвращение опасностей, т.е. система должна работать на профилактику.

Руководитель организации должен обеспечить необходимые про­филактические меры и защитить здоровье работников на основе общих профилактических принципов, а именно:

  • избегать производственных рисков;
  • оценивать риски, которые не могут быть устранены;
  • бороться с источниками рисков;
  • адаптировать труд к человеку;
  • учитывать техническое состояние организации;
  • заменять то, что опасно тем, что не опасно или менее опасно;
  • осуществлять планирование мер но предупреждению рисков;
  • принимать индивидуальные и коллективные меры по защите работника.

Система предусматривает также постоянную оценку степени опас­ностей и рисков, поэтому в организации должны быть разработанные методики по процедуре идентификации опасностей и оценке степени рисков.

В 2009 году были разработаны и утверждены четыре национальных стандарта Российской Федерации по системам управления охраной труда:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной груда в организациях. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Позже были разработаны и введены в действие:

В стандарте ГОСТ 12.0.007-2009 учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO-OSH).

В документе МОТ-БГТ 2001 использованы международные прин­ципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГT 2001 является международным практическим инст­рументом улучшения охраны труда в организациях.

Основной целью MOT-BIT 2001 является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда, достижение конкретных результатов охраны труда, при этом не затрагиваются вопросы сертификации. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001.

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001, является основ­ной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

Профилактическая работа основывается на непрерывном и эффективном контроле и оценке действии по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда, соответственно результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации.

Однако очевидно, что система управления охраной труда не может быть полноценно внедрена без участия работников, причем на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирование концепции охраны труда. Исходя из этого обеспечение правильной организации и работы комитетов (комиссий) и уполномоченных (до­веренных) лиц профессиональных союзов имеет огромное значение.

Особенность ILO-OSH 2001, отличающая его от других существующих стандартов по системам управления охраной груда, состоит в том, что он регламентирует участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда, которое при грамотной реализации обеспечит создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда.

Государственные органы, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации является эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повышение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации.

Кроме этого внедрение системы управления охраной груда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшение отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов.

Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельно­сти, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к организации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

И основе стандарта ГОСТ 12.0.007-2009 лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: «концепция – организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию», кратко описываемого следующим образом:

  • «концепция» (политика) разрабатывает руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления ох­раной труда в организации;
  • «организация» предусматривает организацию работ по созданию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;
  • «планирование и применение» – разрабатывают цели и процес­сы, необходимые для достижения результатов в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;
  • «оценка (контроль)» осуществляет проверку процессов обе­спечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателем, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают высшему руководству организации;
  • «действия по совершенствованию» рассматривают результаты анализа, принимают решения по улучшению результативности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

ГОСТ 12.008-2009 содержит руководящие указания по принципу аудита, управления, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов. Стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренний и (или) внешний аудит системы управления охраной труда или управлять программой аудита. В стандарте использованы руководящие указания нормативы рассмотренного выше ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р ИСО 3011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

ГОСТ 12.0.010-2009 устанавливает правила и методы оценки исков, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе го трудовой деятельности и может быть использован на различных уровнях – национальном, в отрасли экономики, в организации и на отдельном рабочем месте.

Оценку профессиональных рисков выполняют прямыми и кос­венными методами. Выбор прямого и косвенного методов зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

Прямые методы оценки рисков используют статистическую информацию по вы­бранным показателям риска или непосредственно показателям ущерба вероятности их наступления. К прямым методам относят методы много­мерного статистического анализа, статистический по объединенной выработке, вероятностно-статистический, экспертно-статистический и экспертный.

Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работни­ков используют следующие показатели:

  • отклонение значений (измеренных или рассчитанных) вредных и опасных производственных факторов (концентрация, доза, уровень и пр.) от идеально допустимых концентраций, уровней и других известных предельных значений;
  • отношение невыполненных на рабочем месте нормативных требований охраны труда к их общему количеству и пр.

Косвенные методы оценки рисков могут применяться на осно­ве:

  1. Определения класса условий труда;
  2. Ранжирования уровня требований.

Каждому классу условий труда соответствует определенный риск, выраженный как качественной величиной (от пренебрежительно малого до сверхвысокого), так и количественной величиной – индексом профессиональной заболеваемости.

В основе метода ранжирования уровня требований лежит предположение, что выполнение в полном объеме нормативных требований, например по охране труда, не причиняет ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.

Результаты оценки профессионального риска по степени весомо­сти доказательств подразделяют на следующие категории доказанности риска:

  • Категория 1А (доказанный профессиональный риск) – на ос­нове результатов гигиенической оценки условий труда по критериям Руководства Р 2.2.2006-05, материалов периодических медосмотров, физиологических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также эпидемиологических данных.
  • Категория 1В (предполагаемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по критериям Руководства Р 2.2.2006-05, дополненных отдельными клинико-физиологическими, лабораторными, экспериментальными данными (в том числе данными литературы).
  • Категория 2 (подозреваемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по критериям Руководства Р 2.2.2006-05.

Мерой профессионального риска является класс условий труда, а мерой доказанности риска является его категория. При принятии управленческих решений по снижению риска следует учитывать кате­горию доказанности риска, его уровень, численность занятых на этом участке работников, а также наличие уязвимых групп – несовершенно­летних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.

Из других официальных нормативно-технических документов, устанавливающих методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к выбору и реализации методов, процедуре и оформлению результатов, а также представляющих основные методы анализа опасностей и риска в настоящее время имеются:

  • «Методические указания по проведению анализа риска опас­ных производственных объектов. РД 03-418-01»;
  • ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технических систем»;
  • «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принцип и критерии оценки. Р 2.2.1766-03».

Из приведенного перечня нормативных актов следует выделить Р 2.2.1766-03, предназначенное для специалистов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которые должны проводить оценку профессионального риска при осуществлении госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора, производствен­ного контроля, проведению социально-гигиенического мониторинга, а также при решении других задач.

Исходными данными для оценки профессионального риска являются результаты:

  • производственного контроля, проводимого согласно СП 1.1.1958-01;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения;
  • специальной оценки условий труда.

По этим данным производится гигиеническая оценка условий труда, устанавливаются классы условий труда.

С учетом медико-биологических показателей здоровья работников, тяжести нарушения здоровья работников, степени связи нарушений здоровья с работой по эпидемиологическим данным рассчитывают относительный риск и этиологическую долю вклада факторов рабочей среды в развитие патологии, и в зависимости от их величины заболевание относят к общим, профессионально обусловленным или профессиональным.

Этот нормативный документ акцептирован на определение и анализ так называемых «проявленных рисков» заболевания работников от воздействия вредных производственных факторов. Он не содержит методических основ оценки и прогнозирования рисков аварий и несчастных случаев от воздействия опасных производственных факторов. Для полной (интегральной) оценки профессионального риска необходимо учитывать также и эти составляющие, т.е. необходима комплексная щенка травмоопасности процессов и рисков по показателям вредности и опасности факторов производственной среды.

  • РД 03.418-01 устанавливают общие требования к процедуре оформлению результатов, а также представляют основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах.
  • ГОСТ Р 51901-2002 устанавливает руководящие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска отказов технологических систем.

Эти два документа рекомендуют для анализа риска отказов, аварий, других опасных событий, которые могут принести вред здоровью, имуществу или окружающей среде, такие методы как: «Анализ дерева событий», «Анализ опасности и работоспособности», «Анализ видов и последствий отказов», «Анализ дерева неисправностей», «Анализ влияния человеческого фактора», «Анализ скрытых процессов», «Мо­дель описания последствий», «Метод Монте-Карло» и другие методы моделирования.

Для реализации этих методов также требуется специальная подготовка и высокая квалификация исполнителей, а также проведение специальных исследований по выявлению закономерностей проявления опасностей, установлению наиболее значимых факторов, разработки структурно-логических схем реализации вероятных сценариев проявления опасностей и пр.

Выполнить эти работы силами организаций и даже органами надзора практически невозможно. Необходимо привлечение научных кадров для проведения научных исследований, адаптации имеющихся методик и разработки методических основ системы мониторинга про­фессиональных рисков применительно к конкретным условиям производства. Это позволит определять, регистрировать профессиональные риски и управлять ими, т.е. влиять на уровни профессиональных рисков, учитывающих воздействие не только вредных и опасных про­изводственных факторов, но и эколого-обусловленную заболеваемость и преждевременную смертность.

Корпоративная система управления безопасностью труда
Корпоративная система стандартизации

А.Ф. Борисов, зав. кафедрой,
И.А. Кислицина, инж. Кафедры
«Безопасность жизнедеятельности» Нижегородского
государственного архитектурно-строительного университета,

Одно из главных направлений в работе по улучшению состояния безопасности труда в России — упорядочение работ по охране труда, разработка программ с использованием современных методических подходов в форме системного комплексного целевого планирования и создание на этой основе корпоративных систем безопасности труда (КСБТ) в организациях. Разработанные программы реализуются в виде локальных нормативных актов по отдельным направлениям — стандартов предприятия (СТП), а в интегральной форме образуют единую систему стандартов безопасности труда.

Ключевое значение придается специальным вопросам, психологии интеллектуальным формам работы.

Основной мотивацией работ по созданию КСБТ в организации являются снижение уровня травматизма и профзаболеваний, упорядочение всей работы по охране труда в организации, создание образцовой системы — модели управления, которая способствует повышению имиджа организации, привлечение инвесторов и заказчиков, улучшение главных производственных показателей — повышение качества продукции и увеличение производительности труда, уменьшение материальных потерь предприятия.

Проектирование работ по охране труда, обеспечению его безопасности представляет собой сложную, многоплановую задачу, которая предусматривает использование интеллектуально-аналитических методов решения многочисленных проблем, формирование объемной информационной и нормативно-правовой базы, а также разработку 150-200 конкретных документов по организации и управлению безопасностью труда. При этом необходима разработка унифицированных методических подходов.

На практике в организациях, где охране труда уделяется большое внимание, разрабатывается более 30 стандартов по безопасности труда и постоянно используется не менее 150 различных документов по управлению охраной труда.

Документально оформленная КСБТ представляет собой макет нормативных требований, составляющих по объему не более 5-10% всей массы требований, но охватывающих системно все вопросы управления охраной и безопасностью труда.

Создание такого макета требует изучения нормативных и законодательных требований, которые позволяют определить в дальнейшем номенклатуру документации — приказы, декларации, обязательства, должностные обязанности, планы мероприятий по охране и безопасности труда, положения, акты, формы различных документов (проверки, контроля, инструктажей, журналов), программы, структурные схемы управления по отдельным разделам охраны труда.

Все документы утверждаются руководителем организации и являются обязательными для исполнения руководителями, специалистами и рабочим персоналом.

Одним из основных требований, предъявляемых к этим документам, являются объем и лаконичность их изложения.

Основным базовым документам при разработке современной СУОТ является ГОСТ Р 12.0.006-2002 «ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации», интегрированный с требованиями базового международного стандарта OHSAS 18001-99 «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала».

Принципы и содержание ГОСТ Р 12.0.006-2002 соответствуют международным требованиям и основным требованиям Федерального закона от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Стандарты (системы, программы), разработанные на его основе, могут быть в дальнейшем сертифицированы в международной системе OHSAS 18001-99.

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 одним из ведущих стандартов предприятия является «Политика организации по сохранению здоровья и обеспечению безопасности труда». Этот стандарт определяет стратегию предприятия в области охраны и безопасности труда. Ниже приведен макет такого стандарта.

Утверждаю
Руководитель предприятия
________________ / ________ /
» ___ » ____________ 200 __ г.

Стандарт предприятия

СТП 1-2006

«Политика организации по сохранению здоровья и обеспечению безопасности труда»

Утвержден и введен в действие
приказом от » ___ » __________ 200 __ г. № ____

Согласован решением профсоюзного собрания

Протокол от » ___ » __________ 200 __ г. № ____
Дата введения » ___ » __________ 200 __ г.

Утверждаю
Директор ________________
» ___ » __________ 200 __ г.

Положение о работе по реализации политики предприятия ________________________

в области обеспечения безопасности труда

В системе стандартов ССБТ предприятия _________________________ стандарт «Политика» является важнейшим направлением в работе по охране труда.

Политика организации определяет общие цели и задачи по созданию, реализации и непрерывному совершенствованию всей системы безопасности труда. Положение устанавливает приоритетность следующих стратегических целей в организации:

— постоянное улучшение условий труда;

— уменьшение профессионального риска;

— сохранение жизни и здоровья;

— создание оптимальных условий труда;

— утверждение в коллективе психологии приоритетности безопасности труда.

Высшее руководство организации совместно с отделом охраны труда и общественными организациями разрабатывают трудовой договор, обязательства работодателя, декларацию коллектива о безопасности труда в организации, а также создают условия и проводят работу по принятию обязательств работниками производственного управления.

Ознакомление и доведение принятой политики и важнейшей документации до всех работников организации осуществляется путем экспонирования ее на специальных стендах, а также в форме издания тиражом, который полностью обеспечивает всех работающих материалами СУОТ и, в т. ч., разделом «Политика». При проведении обучения по охране труда руководителей и специалистов, а также рабочего персонала в программу обучения включается раздел по разъяснению политики, организации в области охраны труда. Содержание политики, ее цели, приоритеты, связанное с политикой формирование психологии являются обязательными разделами при обучении.

Обеспечение широкой поддержки принятой политики на всех уровнях достигается:

— за счет включения в должностные обязанности руководителей всех уровней заданий по формированию психологии необходимости строгого соблюдения требований локальных нормативных актов системы КСБТ, психологии приоритетности обеспечения безопасности труда при выполнении производственных заданий, психологии безусловной приоритетности жизни и здоровья работающих;

— контрольных проверок комиссией по проведению внутреннего аудита и анализа реализации основных положений политики в подразделениях организации;

— рассмотрения на производственных совещаниях с участием высшего руководства (не реже двух раз в год) результатов внедрения системы управления охраной труда и реализации политики в коллективах подразделений.

Корректировка политики и обеспечение ее постоянного соответствия потребностям организации проводится:

— на основе результатов обсуждения эффективности внедрения КСБТ при проведении ежегодных совещаний с участием высшего руководства;

— результатов аудиторских проверок;

— анализа результатов проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и итогов проведения сертификации работ по охране труда, разработки корректирующих мероприятий.

Разработка предложений по корректировке политики поручается специальной комиссии, которая обобщает материалы по состоянию и реализации политики и, если это необходимо, проводит оптимизацию работ, предлагая новые дополнительные актуальные направления, мероприятия инженерно-технического или организационно-управленческого содержания.

Корректировка политики предусмотрена также при существенной структурной перестройке, введении новых, более совершенных технологий.

Корректировка политики, являющейся структурообразующим элементом, влечет за собой анализ и корректировку других направлений работы по безопасности труда.

Количественное выражение целей и задач, анализ и количественная оценка состояния охраны труда, комплексная оценка условий труда, оптимизация работ по охране труда и решение других вопросов, обозначенных в нормативных государственных требованиях, невозможны без создания соответствующей базы данных, а также общепринятой методологии расчета. Положение предусматривает разработку стандарта «Профессиональные риски: оценка и управление».

Эффективность реализации вопросов, сформулированных в СТП-Политика, во многом зависит от отношения к этим вопросам руководителей и специалистов, их гражданской позиции, т. е. от комплекса тех состояний и личных качеств, которые определяются понятием «психология». В связи с этим Положение предусматривает разработку стандарта «Психология в обеспечении безопасности труда».

Разработку основных положений политики, ее документальное оформление осуществляет руководство, ответственное за обеспечение безопасности труда в организации.

КСБТ в целом декларирует соответствие требованиям российских и международного стандартов.

Декларация

— рассматривать как высшую ценность человека его жизнь и здоровье, сохранение которых представляет генеральную цель предприятия;

— считать важнейшей задачей коллектива утверждение психологии приоритетности вопросов и производственных заданий по обеспечению безопасности труда. В связи с этим рассматривать систему охраны труда как единое целое и один из главных разделов всей работы по управлению производственной деятельностью предприятия;

— обеспечить создание абсолютно безопасной продукции, не уступающей лучшим мировым стандартам;

— неукоснительно выполнять требования законодательных актов, коллективных соглашений, технических регламентов, локальных нормативных актов и других документов, составляющих основу управления производством и безопасностью труда в особенности;

— обеспечить гарантированные консультации, участие и тесное взаимодействие руководителей, специалистов, рабочего персонала и общественных представителей во всех элементах системы управления охраной труда.

Для реализации политики и достижения поставленных в декларации целей разработать (или руководствоваться, если разработана) программу менеджмента по управлению охраной труда в форме всеобъемлющей системы стандартов безопасности труда (ССБТ), содержание которой соответствует требованиям Международного стандарта OHSAS 18001-99 и ГОСТ Р 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации».

Считать основными формами непрерывной работы по уменьшению профессионального риска и улучшению условий труда проведение идентификации опасных и вредных факторов, их количественную оценку, профилактику и разработку опережающих действий.

Обязательства генерального директора по обеспечению безопасности труда в организации

Подтверждая свою приверженность основополагающим принципам политики, определяющей жизнь человека самой высокой ценностью, а также необходимость ее защиты, защиты здоровья человека, постоянного уменьшения профессионального риска, я возлагаю на себя следующие обязательства:

— последовательно внедрять в коллективе психологию приоритетности безопасности труда, психологию самой высокой значимости работ, направленных на сохранение жизни человека, его здоровья и создание оптимальных условий труда;

— постоянно добиваться соответствия условий труда требованиям законодательных актов и нормативных документов;

— ежегодно анализировать политику, подводить итоги по реализации ее основных положений и вводить корректирующие действия;

— обеспечить интеграцию вопросов по управлению охраной труда с управлением производственными процессами;

— создать условия, обеспечивающие стопроцентную информированность работников об условиях труда, существующих производственных рисках и полагающихся компенсациях за вредные условия труда;

— считая важнейшей задачей реализацию политики в области охраны труда, обеспечить ее поддержку на всех уровнях производственного управления и рабочего персонала;

— обеспечить необходимую финансовую поддержку для создания и внедрения системы стандартов безопасности труда на предприятии;

— обеспечить постоянное участие органов и службы охраны труда в решении важнейших вопросов безопасности труда на предприятии и в подразделениях, широкое представительство и участие общественных организаций, комиссий и уполномоченных по охране труда;

— создать основу для обоснованного установления целей и задач для каждого уровня управления и стандарта (СТП), постоянного их анализа и, при необходимости, обновления;

— добиться снижения травматизма в текущем году не менее чем на 10% за счет улучшения условий труда и упорядочения работы путем реализации системы стандартов безопасности труда.

Обязательства руководителей среднего звена

Подтверждая свою приверженность политике организации по обеспечению безопасности труда, возлагаю на себя следующие обязательства:

— рассматривать безопасность как элемент столь же важный, как и себестоимость продукции, производительность труда и качество работ;

— строго выполнять требования законодательных, нормативных актов и локальных нормативных актов системы стандартов безопасности труда организации;

— проводить в своем подразделении разъяснительную работу о приоритетности вопросов сохранения жизни, здоровья и создания оптимальных условий труда;

— внедрять психологию под девизом: «Достойный труд — это в первую очередь безопасный труд»;

— нести личную ответственность за достижение целей и задач, установленных в декларации предприятия;

— установить тактические цели и задачи по охране труда, учитывающие специфику производства нашего подразделения, а также разработать план действий по охране труда;

— систематически обсуждать вопросы безопасности с работниками организации и подразделений.

Утверждаю
Директор ________________
» ___ » __________ 200 __ г.

Программа раздела «Политика и психология в обеспечении безопасности труда»
(при обучении по охране труда руководителей, специалистов и рабочего персонала)

1. Содержание СТП-1 «Политика предприятия по обеспечению здоровья и безопасности». Структурная схема стандарта.

2. Основные принципы проектирования СТП-1 «Политика предприятия по обеспечению здоровья и безопасности».

3. Разработка документации по реализации политики.

4. Психология в производственной деятельности руководителей и специалистов в улучшении условий охраны труда.

5. Декларация, положение о работе по реализации политики по охране труда. Должностные обязанности и ответственность руководителей и специалистов в области реализации политики.

6. Обязательства по охране труда высшего руководства предприятия, руководителей подразделений и специалистов.

7. Формы воспитательной работы в коллективе по формированию психологии безопасности.

8. Мотивация проведения работ по созданию системы стандартов безопасности труда.

Директор ________________
» ___ » __________ 200 __ г.

Приказ

Придавая большое значение нравственному воспитанию руководителей, специалистов и рабочего персонала в духе приоритетности вопросов обеспечения безопасности труда в производственной деятельности нашей организации и выполняя требования ГОСТ Р 12.0.006-2002 и OHSAS 180001-99, приказываю:

Разработать стандарт предприятия СТП-1 «Политика предприятия по обеспечению здоровья и безопасности».

Ответственный — главный инженер ________________

Уделить внимание разработке номенклатуры документации стандарта, документальному закреплению основных приоритетов в работе по обеспечению безопасности труда, последовательному, постоянному проведению разъяснительной работы по методике реализации политики и формированию психологии безопасности, используя для этого личный пример, разные формы обучения, собрания, совещания.

Уделить внимание проведению контроля за реализацией политики, закрепленной в стандарте. Включить в должностные обязанности руководителей и специалистов ответственность за реализацию политики по обеспечению безопасности труда в своих подразделениях.

Контроль возложить на начальника отдела охраны труда ___________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *