Управление профессиональными рисками

Содержание

БЛОГ

Сегодня все больше слышится разговоров о том, что будущее охраны труда — это оценка рисков. Безусловно это правильно, но тем, кто работает не в высоких кабинетах министерств, а на «земле» до конца не ясно что же делать с оценкой риска.

Обязательна эта процедура или еще нет? Если обязательна, то какими документами регламентирована? Можно ли сделать оценку риска самим или для этого обязательно нужно нанять стороннюю компанию? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить (по крайней мере, по состоянию государственного нормативного регулирования на дату написания этой статьи, а именно февраль 2018)

***
Нормативное регулирование

Нужно дождаться весны, чтобы увидеть запланированные изменения в 10 главе Трудового кодекса, которые обещают нам новые требования, по систематической оценке рисков работодателем.
Однако уже сейчас мы уже имеем дело с требованиями к оценке вероятности свершения негативных событий. А для многих компаний это уже давно пройденный этап.
Во-первых, это всем привычная специальная оценка условий труда (СОУТ). Класс условий труда есть не что иное как риск развития у работника профессионального заболевания. Механизм проведения спецоценки достаточно близок к классическому способу оценки рисков. Общими являются следующие процессы: Идентификация опасностей; Обоснование, планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий труда; Информирование работников об условиях труда; Накопление статистических данных об условиях труда; Включение в трудовой договор характеристики условий труда; Коллективная работа (комиссия по СОУТ, оценочная команда при оценивании рисков).
Самое существенное отличие СОУТ от оценки рисков, которое по сути выводит спецоценку из понятия управления риском, это статичность данной процедуры (периодичность проведения СОУТ 1 раз в 5 лет). Но тем не менее при оценке рисков обязательно учитываются результаты специальной оценки.
Во-вторых, для понимания обязаны мы делать что-то по охране труда или это только рекомендованная процедура, мы уже можем обратиться к чек-листам.
Чек-лист №31 проверяет наличие у работодателя наличие системы управления охраной труда (СУОТ). В нем два пункта:

  • Наличие у работодателя Положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом;
  • Наличие у работодателя Политики в области охраны труда.

При разработке положения о системе управления работодатель должен руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Минтруда №438н. Отдельно остановимся на пунктах типового положения регламентирующих процедуру оценки риска.

  • Наличие у работодателя документированной процедуры управления профессиональными рисками (пункт 33);
  • Наличие перечня идентифицированных опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников (пункт 34);
  • Наличие в процедуре описания метода (методов) оценки уровня профессиональных рисков, связанных с идентифицированными опасностями (пункт 37);
  • Наличие у работодателя перечня мер по исключению или снижению уровней профессиональных рисков (пункт 39).

То есть, согласно положения, система управления охраной труда подразумевает наличие процедуры оценки профессионального риска и выстраивание работы по охране труда в соответствии с выявленными опасностями.

Логично начинать оценку риска с выбора метода оценки

Существует несколько Стандартов описывающих методику выявления опасностей, в том числе в техногенных системах. Здесь мы не будем подробно их анализировать, скажем только, что все методы можно разделить на прямые и косвенные.
Прямые методы основываются на данных статистики. Приемлема такая оценка только там, где соответствующая статистика набрана. Метод может быть применим в целом к отрасли, но даже для крупного предприятия метод в лучшем случае не сработает, а в худшем только помешает, ведь факт того, что неприятность еще не произошла, совсем не значит, то что риск минимален.
Косвенные методы оценки риска подразумевают: аудит (интервью, опрос сотрудников), аудит безопасного поведения, аудит организации рабочих мест и прочее.
Как правило, для удобства оценки принято применять чек-листы. Тут нужно понимать, что, не смотря на определенный приказом Минтруда №438н перечень опасностей (пункт 35), он не является закрытым и не достаточно просто распечатать их на бумаге и обозвать чек-листом.

Опрос работников

На проверочных листах вообще следует остановиться подробнее, потому что неграмотно составленный чек-лист сведет на нет всю работу. На практике очень часто этот процесс представляет собой отправку руководителю подразделения опросника где содержатся пункты следующего содержания: «Проведен инструктаж?», «Выданы СИЗ?», «Есть риск травмы?», «Соблюдаются правила?» и в том же духе. Само-собой бригадир ответит утвердительно на все пункты и отправит анкету назад. Получивший ее специалист удовлетворенно зафиксирует низкий уровень риска, что в принципе и было нужно всем участникам процесса. Понятно, что это не имеет ни чего общего с настоящей оценкой риска.
Даже если предположить, что локальный руководитель в полной мере осознает свою роль в обеспечении безопасных условий труда и обладает достаточной квалификацией и уровнем вовлеченности, ему как владельцу риска практически невозможно оценить его реальный уровень. Происходит это из-за целого набора психологических и профессиональных барьеров, которые мы уже подробно описывали и не будем сейчас повторяться. Остановимся мы на механизме аудита.
Для проведения грамотной оценки нам нужен человек со стороны (штатный сотрудник или специально нанятый для этого эксперт). Его задача осмотреть рабочее пространство, организацию рабочих мест, изучить используемый инструмент и познакомиться с рабочими процессами. При этом следует понимать, что, работая «под надзором», сотрудники будут демонстрировать примеры идеально безопасного поведения. Здесь следует обращать внимание на детали. Такие, например, как резкую смену или остановку работы или оперативный поиск СИЗов при вашем появлении.
Но сколько бы времени эксперт не провел в подразделении, он все равно не изучит все возможные варианты выполнения работы. Вот тут кроме интервьюирования работников и их руководителей нам ничего не поможет. Только вопросы следует задавать не «в лоб» типа: «Вы прошли инструктаж?», а спрашивать: «Когда был последний инструктаж?», «Перечислите требования охраны труда перед началом работы». Если ответы о дате инструктажа начисто разошлись с журналом или сотрудники не помнят базовые правила – следует вывод о формальности процесса. Анализируя совокупность полученных ответов, мы можем сделать вывод о том, каков уровень риска нарушения правил безопасности в подразделении.

Механизмы визуальной оценки

Мы подобрали в интернете картинки для наиболее яркой иллюстрации примеров для анализа.
Пример анализа используемого инструмента:

Два ножа для распаковки коробок, при их сравнительно одинаковой стоимости представляют совершенно разный уровень опасности.

Пример анализа рабочего места:
Свободно болтающиеся провода одна из главных причин падения в офисе.
Захламленность рабочего места, отсутствие элементов защиты (защитных щитков) значительно увеличивают вероятность травмы.
Пример анализа рабочего пространства:
Нарушение правил проведения погрузочно-разгрузочных работ подвергают риску не только рабочего допустившего нарушение, но и остальных участников рабочего процесса.
Пример анализа рабочего процесса:

Склады традиционно являются самыми наглядными примерами небезопасного поведения.
Отсутствует ограждение места проведения работ. Существует риск наезда транспорта на работника.
Отсутствие средств защиты при проведении работ в комментариях не нуждается.
Конечно это только некоторые и наиболее яркие примеры. На практике все намного сложнее и требует глубокого погружения в изучение работы компании.

Карты риска

Разберем пример составления карты анализа риска для самого распространённого риска – «риска падения».
Форма карты риска разрабатывается исходя из того, что она должна включать в себя следующие основные пункты:
Производственный процесс. Процесс в результате, которого возможна эскалация риска в нашем случае будет носить название: «Передвижение в пространстве для осуществления трудовой деятельности».
Опасное событие может иметь варианты (необязательно все они должны присутствовать в анализируемом подразделении):

  • образование наледи, гололеда;
  • образование конденсата на кафеле за счет разницы температур;
  • скользкая поверхность полового покрытия;
  • дефекты напольного покрытия;
  • свободно лежащие провода;
  • высокий порог;
  • неприменение спецобуви.

Могут быть и другие события, связанные с выполнением работы, которые мы не учли.
Меры управления риском. Перечисляются существующие меры для снижения риска, и оценивается их эффективность.
Обязательно оценивается вероятность и возможная тяжесть травмы в результате наступления анализируемого события. Для этой оценки вполне приемлем «матричный метод» о котором мы тоже уже рассказывали.
Выявленные и описанные риски сводятся в общие карты идентификации риска по подразделениям и в целом по компании.
Удобно представить их в виде таблицы:

Шапка карты идентификации риска

Наименование

производств-енного

процесса

Опасность Опасное событие Последствия

Условия

возник-новения

опасного

события

Существующие

меры

управления

Оценка риска Ссылка на Карту анализа риска (для средних и высоких рисков)

Коммент-арии

Тяжесть Вероятность Уровни риска

С этими картами нужно ознакомить работников.
И самое главное теперь нам нужно разработать меры по снижению рисков. По крайней мере для рисков высокого и среднего уровней.

Давайте немного помечтаем

Поскольку оценка риска один из самых важных моментов современной системы управления, мы искренне надеемся на ее адекватное развитие в нормотворчестве.
Предположим, что процедура оценки риска жестко регламентирована (хотя бы по аналогии со специальной оценкой условий труда). Пусть даже проводят ее специально аккредитованные компании, специалисты которых имеют соответствующую подготовку и аккредитацию, и как следствие несут ответственность за свои экспертные заключения. Нагрузка на работодателя в виде оплаты услуг по оценке рисков логично могла бы компенсироваться снижением тарифа страхового взноса не только в случае низких рисков, но и при принятии работодателем достаточных мер по снижению такового.
Это дало бы нам отсутствие необходимости каждый раз при очередной оценке рисков изобретать велосипед, а в самом плохом варианте скатиться к формализму (что сегодня можно наблюдать со многими в принципе хорошими начинаниями).

Итог

Подведем итог механизма оценки риска. В упрощенном виде это последовательность следующих действий:

  • Выезд на место. Знакомство с рабочими процессами;
  • Разработка индивидуальных чек-листов и опросников;
  • Проведение аудита рисков;
  • Оформление карт анализа рисков и карт идентификации;
  • Разработка плана мероприятий.

Заказать оценку профессиональных рисков можно отправив запрос на почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Система управления профессиональными рисками на предприятии: правовая основа

Для начала давайте разберемся, для чего нужна оценка профрисков на предприятии, по каким регламентам ее проводить, и можно ли избежать этой процедуры. Основной задачей внедрения и функционирования системы управления охраной труда является переход от реагирования на несчастные случае и профессиональные заболевания к системе оценки и управления профессиональными рисками в организации, а именно повреждения здоровья работников.

Принципами оценки риска являются следующие положения:

  1. Приоритет жизни и здоровья человека перед получением экономическими результатами.
  2. Управление профессиональными рисками учитывает опыт прошлого, управляет текущей деятельностью работодателя, и прогнозирует будущее.
  3. Все оцененные профессиональные риски подлежат учету, управлению и контролю.

Оценка профриска риска является частью системы управления охраной труда и позволяет ответить на следующие основные вопросы:

  • какие события могут произойти и их причина (идентификация опасных событий);
  • каковы последствия этих событий;
  • какова вероятность их возникновения;
  • какие факторы могут сократить неблагоприятные последствия или уменьшить вероятность возникновения опасных ситуаций.

Несмотря на то, что на сегодняшний день нет ни одного нормативного правового акта, прошедшего регистрацию в Минюсте России, регламентирующего процедуру оценки профрисков. В статьях 209 и 212 статьях Трудового кодекса Российской Федерации содержится базовое требование по проведению этих мероприятий, без практической конкретики и руководства к действию.

Статья 20 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ

Таким образом, создался правовой вакуум, и возможно, что в ближайшие годы нормативные правовые акты по оценке рисков будут утверждены и зарегистрированы. Однако оштрафовать работодателя могут уже при ближайшей проверке! Поэтому работодатель должен внедрить порядок оценки рисков, но делать это нужно в рамках функционирования системы управления охраной труда, и не разрабатывать отдельные документы, не связанный с Положением о СУОТ. В противном случае возникает более чем явная угроза привлечения к ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Ответственность по данной статье возникает, если работодатели не выполняют требования трудового законодательства в области охраны труда.

Если Правительство и федеральные органы исполнительной власти в дальнейшем утвердят и введут в законную силу акты, прошедшие регистрацию в Минюсте, содержащие в себе требования к оценке рисков, никто не сможет наказать работодателя за то, что уже проведенная им оценка не соответствует государственным нормативным требованиям. Закон не имеет обратной силы. Ответственность за правонарушение назначается на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (ст. 1.7 КоАП РФ).

Организация проведения оценки профрисков и выбор правильной методики

Итак, кто обязан проводить оценку рисков в организации, по какой методике это делать? Сколько денег придется потратить работодателю? Дадим ответы на наболевшие вопросы. Поскольку на законодательном уровне не утверждены инструменты для выявления опасностей, оценке уровня рисков, работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов. Можно применять также методические рекомендации по принципам и методам оценки, оформленные в форме национальных стандартов. Также работодатель должен сам определить для себя, кому поручить эту работу — доверить оценку профрисков экспертам сторонней организации, или самостоятельно выявить опасности и разработать мероприятия по их снижению.

Требования к организациям, которые проводят оценку профрисков

В Федеральном законе от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 15.04.2019) оценка профессиональных рисков не указана. Также нет и такой области аккредитации в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н (ред. от 14.11.2016) «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Это означает, что оценку профессиональных рисков может проводить любой индивидуальный предприниматель или юридическое лицо — ведь запрета на это в законодательстве нет. Все, что не запрещено, можно применять.

Сколько стоит провести оценку профрисков

Цену договора за проведение экспертной оценки рисков определяют исключительно соглашением сторон, сложностью выполняемых исследований, применением математико-статистических моделей, квалификацией экспертов и т.п.

Что должен помнить работодатель об оценке профрисков

На основании того, что мы уже вам описали, можно сделать 3 важных вывода:

  1. Оценку профессиональных рисков необходимо проводить в отношении всех рабочих мест, созданных у индивидуального предпринимателя или юридического лица.
  2. Работодатель исключительно самостоятельно выбирает экспертную организацию, методику оценки рисков, а также способы снижения этих рисков, и никто не может ему в этом препятствовать, кроме закона.
  3. Работодатель может провести идентификацию и оценку рисков самостоятельно, также он может сам разработать для себя методику оценку, или использовать для этого наиболее подходящие ему стандарты, отраслевые документы и другие источники.

Не проведение оценки профриска для офисного сотрудника не может быть оправдано повышением внимания к производственному персоналу. Это дискриминационное проявление по отношению к работникам, и не должно допускаться. Каждый работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда, а, следовательно, и о связанных с этим трудом рисков (ст. 21 ТК РФ). В этой статье указано, что не только специальная оценка условий труда является источником информации об условиях труда на рабочих местах, но проведенная в ее рамках идентификация вредных и опасных факторов может быть применена и при оценке рисков.

Внимание! 21 марта 2019 года Роструд издал приказ от 21.03.2019 № 77, содержащий инструктивный материал для государственных инспекторов по труду по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда. Инспекторы получили руководящий документ, что конкретно нужно проверять у работодателя, и в какой последовательности нужно контролировать, как оцениваются профессиональные риски.

Мы рекомендуем тем работодателям, которые еще не составили план мероприятий по снижению уровней профессиональных рисков, обязательно прочитать этот документ, а также типовое Положение о системе управления охраной труда», утв. Приказом Минтруда России № 438н от 19 августа 2016 года.

Уровни рисков по охране труда: порядке выявления опасностей

К мероприятиям по управлению профессиональными рисками относятся:

  • разработка порядка оценки рисков как одного из разделов Положения о СОУТ;
  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков

Алгоритм процедуры оценки рисков по шагам

Шаг 1. Составляем Порядок оценки рисков. Устанавливаем периодичность и основания для переоценки рисков

Документ оформляют в виде раздела Положения о СУОТ, а утверждение мероприятий по оценке оформляют в соответствии с принятой на предприятии системы документооборота. Порядок утверждает работодатель в виде локального нормативного акта (ст. 8 ТК РФ). В этом Порядке опишите состав комиссии по оценке рисков. Выявление опасностей, оценку рисков, разработку мероприятий по их снижению проводите одним составов комиссии, в этом случае сохранится вовлеченность участников оценки в этот сложный процесс.

Приказ о создании комиссии по проведению оценки профрисков

Скачайте готовый образец

Можно привлечь к работе в комиссии специалистов, обладающих экспертными знаниями в оценке опасностей. Такими специалистами могут быть как опытные производственники, так и научно-исследовательский состав. Утвердите состав комиссии приказом. Пропишите в этом разделе положения о СУОТ порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания выявленных опасностей, исходя из приоритета и первоочередности разработки мер по устранению или снижению уровней создаваемого ими риска. Оценка рисков должна быть оформлена в виде отчета с указанием установленных уровней риска. Одним из важнейших мероприятий в процедуре оценки рисков является составление перечня мер по снижению уровней рисков. Такой перечень будет оформлен на этапе завершения оценки рисков, но форму отчетного документа нужно привести в Порядке проведения оценки уровней профриска. А вот методику заранее прописывать не нужно — ведь на момент разработки порядка проведения оценки рисков работодатель не может знать наверняка, какие опасности будут им выявлены. Если же такая возможность у работодателя есть, то методы укажите также в Порядке. Если нет — не указывайте, в этом случае после идентификации опасности можно будет издать приказ об утверждении принятой работодателем методики оценки риска. Если в отношении конкретного риска все меры управления были предприняты, но все равно стал возможным НС или профзаболевание, это будет свидетельствовать о том, что эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками низкая, и риски подлежат срочной переоценке.

Внимание! Переоценка рисков потребуется и в случаях, указанных в части 1 статьи 17 Закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ, ведь почти все перечисленные в этой статье основания являются существенными для выявления новых рисков. Однако эти основания необходимо модифицировать под оценку рисков.

Например, основания для переоценки могут быть следующие:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень риска для работающих;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень риска для работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровни профриска;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, при расследовании которых были выявлены недостатки в идентификации и оценке рисков.

Поэтому вы можете прописать в разделе «Положения о системе управления охраной труда», касающемся управления рисками, основания для переоценки рисков, а также установите периодичность ее проведения — это может быть и 1 раз в 5 лет, а может быть установлен и более короткий срок, на усмотрение работодателем. Как только Положение о СУОТ будет утверждено, все разделы в этом самом главном документе по охране труда станут обязательными для исполнения. Если опасность будет выявлена, а риск оценен, но не будут разработаны и реализованы (а это самое главное) меры по устранению, снижению уровня или контролю уровня риска, проверяющий инспектор отнесет данное правонарушение к не проведению оценки рисков. Поэтому в разделе Положения о СУОТ нужно будет прописать, как часто собирать фокус-группы или совещания у директора по контролю за управлением рисками.

Шаг 2. Проводим идентификацию опасностей на всех штатных рабочих местах, и составляем перечень (реестр) опасностей организации (п. 34 Типового положения о системе управления охраной труда № 438н). Если работодатель выступает заказчиком, то он должен оказать всяческое содействие работодателю подрядной организации по проведению на его территории оценки риска, и кроме этого может провести на таких рабочих местах оценку рисков за свой счет. Но в этом случае такая обязанность у работодателя-заказчика не возникает. Если работодатель примет решение о привлечении специализированной экспертной организации для оценки рисков, необходимо приказом назначить координатора со стороны заказчика. Если же оценка рисков будет проводиться самостоятельно на всех этапах, нужно избрать коллегиальный орган, состоящей из наиболее квалифицированных, опытных, инициативных, креативных представителей работников и работодателя.

Ответственные за оценку профриска должны знать:

  • область деятельности и цели организации;
  • уровень приемлемого риска и способы обработки неприемлемого риска;
  • методы оценки риска и способы их применения;
  • требуемые и доступные ресурсы для выполнения оценки риска;
  • уметь регистрировать и анализировать полученные данные.

Идентификацию рисков нужно проводить не только с учетом штатного производственного процесса, но и моделируя возможную аварийную ситуацию или инцидент, связанный с нарушением в работе ресурсоснабжающих организаций, а также экстренную эвакуацию из здания, или несчастный случай. Поэтому идентификацию должны проводить специалисты, которые хорошо знают производство, руководили работами по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не малоопытные сотрудники.

Внимание! Во время идентификации рисков обязательным условием является участие сотрудников, чьи рабочие места подлежат идентификации рисков.

Если представители работников не будут привлечены на этом этапе идентификации опасностей, в дальнейшем возможны негативные последствия — или работники будут обвинять работодателя в одностороннем подходе к оценке рисков, или возникнут вопросы у представительного органа работников или ГИТ. И опять же будет указано, что нарушена 21 статья Трудового Кодекса. Мы рекомендуем для работы комиссии применять бюллетени или чек-листы, с указанием рабочего места, при этом в каждом бюллетене необходимо отмечать все имеющиеся опасности характерные для этого места (на основе списка опасностей из п. 35 Типового положения, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).

Отмечайте в квадратике все выявленные риски галочкой или другим знаком. Но не нужно для этого распечатывать весь пункт 35. составьте максимально приближенный к вашей организации перечень, который объединяет возможные для данного вида деятельности факторы профриска и соответствующие им опасности. Тогда, чтобы выявить опасности на конкретном рабочем месте, вам останется только выбрать из общего списка те, которые реально присутствуют на производственной площадке или в кабинете офисного сотрудника. Выбор факторов риска из готового перечня значительно проще, чем их разработка непосредственно в ходе обхода помещений и территорий. Чтобы выявить опасности, нужно установить все источники, ситуации, действия или их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья работников. Их называют факторами риска. Результатом идентификации опасностей является составление перечня опасностей. Даем пример составления реестра опасностей для электрогазосварщика.

Шаг 3. Изучение результатов выявления опасностей и подбор методики оценки рисков. Процедура оценки профрисков.

После того, как работодатель сформирует перечень (реестр) опасностей и утвердит его, нужно будет провести оценку уровней рисков, связанных с этими выявленными опасностями. Помните, что оценка риска — процесс, объединяющий идентификацию, анализ и сравнительную оценку риска.

Рисунок. Процесс оценки риска. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска

Риск может быть оценен для всей организации, ее подразделений, отдельных проектов, деятельности или конкретного опасного события. Поэтому в различных ситуациях могут быть применены различные методы оценки риска.

Оценку нужно проводить по утвержденной методике. Работодатель вправе выбрать любые методы идентификации опасностей в зависимости от специфики и структуры своей организации. Можно выбрать наиболее подходящий метод для конкретной организации или ИП, например, в стандарте ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 01.12.2011 № 680-ст).

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» — определяет порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте.

Если работодатель или специализированная организация выбрали метод оценки риска из национального или отраслевого стандарта, его необходимо утвердить приказом. При этом нужно помнить, что как только ГОСТ или любой другой руководящий документ рекомендательного добровольного характера будет утвержден в локальном акте работодателя, он становится обязательным к выполнению. Будьте готовы предъявить инспектору приказ об избрании методики (или методик) проведения оценки рисков.

После этого можно будет приступить и к процедуре оценки, а это — совокупность математически-статистических методов, например — метод Файна-Кинни. Он заключается в том, что для каждой выявленной опасности рассчитывают индекс профессионального риска (далее — ИПР).

Поэтому, если кто-то не силен в математике, лучше такой метод не применять. Поскольку выбор метода оценки за работодателем, и, если такая оценка проводится своими силами, подберите наиболее надежный, доступный для понимания и интерпретации метод, и с его помощью получите интегральную оценку профрисков. На основе полученного результатам, нужно составить план по исключению или снижению уровней профрисков. Образец плана смотрите ниже ▼▼▼
Таким образом, процесс управления профрисками включает в себя применение логических и системных методов мониторинга и анализа риска, фиксации полученных результатов, их интерпретации и составления отчетности. После завершения оценки риска принимают и выполняют одно или несколько решений об обработке риска, позволяющих изменить вероятность возникновения опасного события и/или его воздействие. Обработка риска обычно является адаптивным процессом проверки риска на его приемлемость и соответствие ранее установленным критериям для определения необходимости дальнейшей обработки риска.

Шаг 4. Составление плана мероприятий по исключению или снижению уровней профессиональных рисков

Исследовав результаты оценки рисков в виде проставленных степеней, можно составить план по исключению или снижению уровней рисков.

Образец плана мероприятий по снижению уровня профрисков для электрогазосварщика

Управление профессиональными рисками

С целью организации процедуры управления профессиональными рисками работодатель, исходя из специфики деятельности образовательной организации, устанавливает (определяет) порядок реализации следующих мероприятий по управлению профессиональными рисками:

а) выявление опасностей;

б) оценка уровней профессиональных рисков;

в) снижение уровней профессиональных рисков.

Идентификация опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников и детей образовательной организации, и составление перечня опасностей осуществляются руководителем образовательной организации с привлечением специалиста по охране труда, комиссии по охране труда, работников или уполномоченных ими представительных органов.

В качестве опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников и детей образовательной организации,могут рассматриваться следующие:

механические опасности:

— опасность падения из-за потери равновесия, в том числе при спотыкании или поскальзывании, при передвижении по скользким поверхностям или мокрым полам;

— опасность падения с высоты при разности уровней высот (со ступеней лестниц, приставных лестниц, стремянок и т.д.)

— опасность удара;

— опасность быть уколотым или проткнутым в результате воздействия движущихся колющих частей механизмов, машин;

— опасность натыкания на неподвижную колющую поверхность (острие);

— опасность затягивания в подвижные части машин и механизмов;

— опасность наматывания волос, частей одежды, средств индивидуальной защиты;

— опасность пореза частей тела, в том числе кромкой листа бумаги, канцелярским ножом, ножницами, острыми кромками металлической стружки (при механической обработке металлических заготовок и деталей);

— опасность от воздействия режущих инструментов (дисковые ножи, дисковые пилы);

электрические опасности:

— опасность поражения током вследствие прямого контакта с токоведущими частями из-за касания незащищенными частями тела деталей, находящихся под напряжением;

— опасность поражения током вследствие контакта с токоведущими частями, которые находятся под напряжением из-за неисправного состояния (косвенный контакт);

термические опасности:

— опасность ожога при контакте незащищенных частей тела с поверхностью предметов, имеющих высокую температуру;

— опасность ожога от воздействия на незащищенные участки тела материалов, жидкостей или газов, имеющих высокую температуру;

— опасность ожога от воздействия открытого пламени;


— опасность теплового удара при длительном нахождении на открытом воздухе при прямом воздействии лучей солнца на незащищенную поверхность головы;

— опасность теплового удара от воздействия окружающих поверхностей оборудования, имеющих высокую температуру;

— опасность теплового удара при длительном нахождении в помещении с высокой температурой воздуха;

опасности, связанные с воздействием микроклимата и климатические опасности:

— опасность воздействия пониженных температур воздуха;

— опасность воздействия повышенных температур воздуха;

— опасность воздействия влажности;

опасности, связанные с воздействием химического фактора:

— опасность воздействия на кожные покровы чистящих и обезжиривающих веществ;

опасности, связанные с воздействием биологического фактора:

— опасность из-за контакта с патогенными микроорганизмами;

— опасности из-за укуса переносчиков инфекций;

опасности, связанные с воздействием тяжести и напряженности трудового процесса:

— опасность, связанная с перемещением груза вручную;

— опасность от подъема тяжестей, превышающих допустимый вес;

— опасность, связанная с наклонами корпуса;

— опасность, связанная с рабочей позой;

— опасность вредных для здоровья поз, связанных с чрезмерным напряжением тела;

— опасность психических нагрузок, стрессов;

опасности, связанные с воздействием световой среды:

— опасность недостаточной освещенности в рабочей зоне;

опасности, связанные с организационными недостатками:

— опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте инструкций, содержащих порядок безопасного выполнения работ, и информации об имеющихся опасностях, связанных с выполнением рабочих операций;

— опасность, связанная с отсутствием описанных мероприятий (содержания действий) при возникновении неисправностей (опасных ситуаций) при обслуживании устройств, оборудования, приборов или при использовании биологически опасных веществ;


— опасность, связанная с отсутствием на рабочем месте аптечки первой помощи, инструкции по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве и средств связи;

— опасность, связанная с отсутствием информации (схемы, знаков, разметки) о направлении эвакуации в случае возникновения аварии;

— опасность, связанная с допуском работников, не прошедших подготовку по охране труда;

опасности транспорта:

— опасность наезда на человека;

— опасность травмирования в результате дорожно-транспортного происшествия;

опасность, связанная с дегустацией пищевых продуктов:

— опасность, связанная с дегустацией отравленной пищи;

опасности насилия:

— опасность насилия от враждебно настроенных работников;

— опасность насилия от третьих лиц;

опасности, связанные с применением средств индивидуальной защиты:

— опасность, связанная с несоответствием средств индивидуальной защиты анатомическим особенностям человека;

— опасность, связанная со скованностью, вызванной применением средств индивидуальной защиты;

-опасность отравления.

При рассмотрении возможных перечисленных опасностей работодателем устанавливается порядок проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учетом не только штатных условий своей деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.

При описании процедуры управления профессиональными рисками работодателем учитывается следующее:

а) управление профессиональными рисками осуществляется с учетом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;

б) тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;

в) все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;

г) процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;

д) эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:

— исключение опасной работы (процедуры);

— замена опасной работы (процедуры) менее опасной;

в) реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;

г)реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;

д) использование средств индивидуальной защиты;

е) страхование профессионального риска.

Оценку профессиональных рисков осуществляют для выявленных наиболее опасных производственных объектов, технологических процессов и профессий работников образовательной организации с целью разработки мероприятий по предупреждению возможных опасностей и снижению профессионального риска и планирования работ по улучшению условий труда работников.

Эффективными мероприятиями по снижению профессиональных рисков в образовательной организации являются административно-общественный контроль за состоянием условий труда и образовательного процесса и подготовка (обучение) по охране труда.

3.5. Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

Обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу (далее — предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также раннего выявления и профилактики заболеваний.

Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — периодические осмотры) проводятся в целях:

1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников;

2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;

4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;

5) предупреждения несчастных случаев на производстве.

Работники образовательной организации подлежат ежегодному прохождению медицинских осмотров.

Медицинские осмотры проводятся врачебной комиссией медицинской организации, имеющей лицензию на медицинскую деятельность, включающую проведение медицинских осмотров и экспертизу профессиональной пригодности.

На время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняется средний заработок по месту работы.

Обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Работодатель должен планировать деятельность по формированию и внедрению системы управления профессиональными рисками. Планирование должно основываться на результатах анализа исходной информации, которая готовится на уровне работодателя и на уровне его подразделений.

Планирование должно включать анализ следующей основной исходной информации:

  • Данные по организационной структуре, штатной численности, видов деятельности организации, производимых работ на рабочих местах, данные о производственном процессе и оборудовании.
  • Результаты анализа производственного травматизма.
  • Результаты анализа профессиональных заболеваний.
  • Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров.
  • Результаты проведенных ранее мероприятий по снижению рисков.

Работодатель должен назначить должностное лицо, ответственное за систему управления профессиональными рисками и наделить его обязанностями и правами, необходимыми для ее функционирования и поддержания в актуальном состоянии. Ответственный за систему управления профессиональными рисками должен представлять работодателю отчет о функционировании системы для анализа ее функционирования и использования в качестве основы для улучшения системы.

Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение идентификации опасностей и оценки рисков на имеющихся у работодателя рабочих местах, и обеспечить создание групп (команд) по идентификации опасностей и оценки рисков.

Работодатель должен назначить должностных лиц, ответственных за проведение в организации внутреннего аудита системы управления профессиональными рисками, и обеспечить создание группы специалистов для проведения на постоянной основе внутреннего аудита и подготовки объективной информации работодателю для проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны работодателя.

Работодатель должен установить обязанности всех должностных лиц, на которых возложена ответственность по управлению рисками в структурных подразделениях, а также в зонах выполнения работ, с учетом законодательных, нормативных и других требований, применимым к организации.

Работодатель должен установить обязанности должностного лица, ответственного за организацию и проведение наблюдения за состоянием здоровья работников, как в рамках периодических медицинских осмотров (обследования), по оценке состояния здоровья работников для обнаружения и идентификации отклонений от нормы.

Работодатель при необходимости создает орган управления (координационный совет и т.п.), обеспечивающий проведение анализа функционирования системы управления профессиональными рисками и выработку взвешенных управленческих решений.

Управление Профессиональными Рисками в Системе Управления Охраной Труда!

Приветствую, друзья! Сегодня мы рассмотрим тему, которая вызывает у специалистов по охране труда наибольшее количество вопросов – управление профессиональными рисками в системе управления охраной труда. Будем обращаться к действующим нормативным актам и различным методикам управления профессиональными рисками. Поехали …

Начнём с Конституции Российской Федерации, которая статьёй 37 устанавливает право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и Трудовому Кодексу (далее — ТК), который статьёй 219 предоставляет работникам право на:

  • получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности.

Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору (статья 219 Трудового Кодекса).

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (статья 209 ТК РФ).

При реализации полномочий, предусмотренных статьёй 212 ТК, Минтруд обязывает работодателей руководствоваться Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н (далее – Типовое положение), с учётом специфики своей деятельности. В связи с чем, Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда (письмо Минтруда России от 31.10.2016 г. № 15-1/10/В-8028).

Обратившись к пунктам 33-35 Типового положения, мы видим, что они предписывают работодателю с целью организации процедуры управления профессиональными рисками исходя из специфики своей деятельности устанавливать (определять) порядок реализации следующих мероприятий:

  • выявление опасностей;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • снижение уровней профессиональных рисков.

Таким образом, управление профессиональными рисками положено в основу системы управления охраной труда (далее — СУОТ). Кроме этого, необходимость управления профессиональными рисками установлена статьёй 209 ТК, которой определено, что порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Как ни странно, на сегодняшний день Минтруд такого порядка не установил (хотя в обзоре проекта нового ТК говорится, что рекомендации по выбору метода оценки уровня профессионального риска и его снижению должны быть подготовлены Минтрудом России), но в пп.»б» п.33 Типового положения прописал, что порядок реализации оценки уровней профессиональных рисков устанавливается работодателем. И тут вспоминается текст лозунга, который был вывешен в зале клуба «Картонажник» города Васюки, где Остап Бендер давал местным любителям шахмат сеанс одновременной игры на 160 досках. В оригинале: дело помощи утопающим — дело рук самих утопающих. Иносказательно: решать свои проблемы каждый должен сам или вместе с товарищами по несчастью. Поэтому попробуем во всём разобраться.

Не секрет, что целью профессиональной деятельности специалиста по охране труда в соответствии с приказом Минтруда России от 4 августа 2014 года № 524н является снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков, а поэтому игнорировать эту тему не представляется возможным. Вздохнём и продолжим разбираться с обязательными требованиями.

Процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда установлены разделом V Типового положения. Так, пункт 37 Типового положения обязывает работодателя определять методы оценки уровня профессиональных рисков с учётом характера своей деятельности и сложности выполняемых операций и допускает использование разных методов оценки уровня профессиональных рисков для разных процессов и операций. При этом согласно пункту 38 работодателем учитывается следующее:

  • управление профессиональными рисками осуществляется с учётом текущей, прошлой и будущей деятельности работодателя;
  • тяжесть возможного ущерба растёт пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • все оцененные профессиональные риски подлежат управлению;
  • процедуры выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков должны постоянно совершенствоваться и поддерживаться в рабочем состоянии с целью обеспечения эффективной реализации мер по их снижению;
  • эффективность разработанных мер по управлению профессиональными рисками должна постоянно оцениваться.

Пункт 39 устанавливает способы исключения или снижения уровней профессиональных рисков:

  • исключение опасной работы (процедуры);
  • замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
  • реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
  • реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
  • использование средств индивидуальной защиты;
  • страхование профессионального риска.

Всё хорошо, но где взять методику? Обратимся к международному опыту. На сегодняшний день Федеральным законом от 4 октября 2010 г. № 265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция № 187). В соответствии со статьёй 3 данной Конвенции каждое государство — член содействует основополагающим принципам, таким как:

  • оценка профессиональных рисков или опасностей;
  • борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения;
  • развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

В пункте 6 Рекомендации Конвенции установлено, что государства-члены МОТ должны содействовать применению системного подхода к управлению вопросами охраны труда, изложенному в Руководстве по системам управления охраной труда ILO-OSH 2001. Действующий межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (ILO-OSH 2001, IDT) «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» позволяет использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях России, а также реализовать положения Трудового кодекса и Конвенции МОТ № 187 о применении документа ILO-OSH 2001.

На сегодняшний день в нашем распоряжении имеются ряд национальных стандартов ССБТ, содержащих рекомендации по оценке и управлению рисками, а именно:

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», который принят с целью адаптации межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007;

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков», определяющий порядок оценки рисков, связанных с ущербом здоровью и жизни работника в процессе его трудовой деятельности, и может быть использован на различных уровнях — национальном, в отрасли экономики и промышленности, в организации и на отдельном рабочем месте;

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения», содержащий определения основных терминов в области менеджмента риска;

ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство», описывающий систематический и логический процесс управления риском посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания и определения того, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям;

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска», разработанный в дополнение к указанному выше ИСО 31000 и содержащий рекомендации по выбору и применению методов оценки риска.

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования», устанавливающий общие требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (БТиОЗ), а именно к процедуре и методологии идентификации опасностей и оценки рисков, а также приоритетность мер по снижению рисков, реализуемую при определении мер управления рисками или рассмотрении вопроса об изменении существующих мер.

Обращаем внимание, перечисленные национальные стандарты применяются работодателем на добровольной основе. Если работодатель в локальных нормативных актах не заявил об их соблюдении, то за это его не накажет ни один надзорный орган.

На этом можно выдохнуть, но применение указанных выше стандартов крайне трудоёмко и в условиях оптимизации становится практически невыполнимым.

Существует сложившая практика управления рисками путём неукоснительного исполнения государственных нормативных требований и надлежащей эксплуатации применяемого оборудования, машин, механизмов, инструментов. Так, почти во всех правилах охраны труда уже содержат перечень факторов риска и способы их ликвидации или снижения.

Наиболее адекватной основой для разработки мер по управлению уровнем профессионального риска в компании является проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ).

СОУТ — единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учётом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (статья 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

По результатам проведения СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, определяется перечень мероприятий по снижению рисков. Результаты СОУТ согласно статье 7 применяются, в том числе для оценки уровней профессиональных рисков. Очевидно, что уровень профессионального риска находится в тесной связи с понятием условий труда. В частности, такая взаимосвязь устанавливается основным документом, использующимся в настоящее время в нашей стране для оценки степени воздействия уровня профессионального риска на здоровье сотрудников. Речь идёт о Руководстве Р 2.2.1766-03. 2.2 «Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки». Указанный нормативно-правовой акт содержит исчерпывающее описание наличия корреляции между тяжестью фактических условий труда и влиянием их на здоровье сотрудников.

Классы условий труда, категории профессионального риска и срочность мер профилактики

Руководство Р 2.2.1766-03. 2.2 содержит исчерпывающее описание взаимосвязи условий труда и уровня профессиональных рисков, однако, отмечают эксперты, практически полностью упускает из виду ещё одну важную составляющую общего объёма профессионального риска на предприятии — производственный травматизм.

Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО) разработала Концепцию «Нулевого травматизма», или «Vision Zero». В сентябре 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда в Сингапуре была запущена глобальная международная кампания по продвижению и реализации этой концепции. А в январе нынешнего года к ней присоединился ФСС России — МАСО вручила Фонду сертификат официального партнёра программы по продвижению Концепции «нулевого травматизма».

Как поясняют в ФСС РФ, для продвижения и реализации Концепции «Нулевого травматизма» Фонд планирует работать со страхователями, то есть работодателями, привлекать к участию в глобальной компании и разработке передовых программ охраны труда крупные предприятия и организации. В том числе будут учитываться ценные наработки, которые уже успешно применяются работодателями в разных регионах России. О них мы обязательно расскажем в наших будущих публикациях.

В рамках обмена опытом было бы интересно узнать, как вы управляете профессиональными рисками, какую методику для этого используете. Напишите, пожалуйста, в комментариях.

Заметку подготовила моя помощница по развитию официальной группы Блог—Инженера ☆ Охрана труда Светлана Подберезина.

На этом всё. Рейтинговые звёздочки по информации об управлении профессиональными рисками ждут вас ниже 😉 Спасибо за поддержку и участие!

Продолжение следует …

Сохраните эту информацию у себя в:

>Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

В Трудовом кодексе закрепили понятия профессиональные риски и управление профессиональными рисками

В Трудовой кодекс РФ внесены изменения, касающиеся профессиональных рисков и мероприятий по их снижению. Президент РФ подписал Федеральный закон от 18.07.2011 №238-ФЗ.

Напомним, что согласно действующему законодательству работодатели обязаны ежегодно реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению профрисков. Теперь в ТК РФ введены нормы о типовом перечне указанных мероприятий. Его устанавливает Минздравсоцразвития России.

Также вводятся 2 новых термина: «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Так, под профриском понимается вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Управление профрисками рассматривается как комплекс мер по их выявлению, оценке и снижению.

Согласно закону порядок оценки риска и Положение о системе управления утверждает Минздравсоцразвития России. При этом должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Кроме того, установлено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Ее правила должны включать требования к таким юрлицам и порядок контроля за их деятельностью. Также следует прописать процедуру приостановления и отзыва аккредитации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *