Устава ООН

  • Глава I. Цели и принципы (ст.ст. 1 — 2)
    • Статья 1
    • Статья 2
  • Глава II. Члены Организации (ст.ст. 3 — 6)
    • Статья 3
    • Статья 4
    • Статья 5
  • Глава III. Органы (ст.ст. 7 — 8)
    • Статья 7
    • Статья 8
  • Глава IV. Генеральная Ассамблея (ст.ст. 9 — 22)
  • Глава V. Совет Безопасности (ст.ст. 23 — 32)
  • Глава VI. Мирное разрешение споров (ст.ст. 33 — 38)
    • Статья 33
    • Статья 34
    • Статья 35
    • Статья 36
    • Статья 37
    • Статья 38
  • Глава VII. Действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии (ст.ст. 39 — 51)
    • Статья 39
    • Статья 40
    • Статья 41
    • Статья 42
    • Статья 43
    • Статья 44
    • Статья 45
    • Статья 46
    • Статья 47
    • Статья 48
    • Статья 49
    • Статья 50
    • Статья 51
  • Глава VIII. Региональные соглашения (ст.ст. 52 — 54)
    • Статья 52
    • Статья 53
    • Статья 54
  • Глава IX. Международное экономическое и социальное сотрудничество (п.п. 55 — 60)
    • Статья 55
    • Статья 56
    • Статья 57
    • Статья 58
    • Статья 59
    • Статья 60
  • Глава X. Экономический и Социальный Совет (ст.ст. 61 — 72)
  • Глава XI. Декларация в отношении несамоуправляющихся территорий (ст.ст. 73 — 74)
    • Статья 73
    • Статья 74
  • Глава XII. Международная система опеки (ст.ст. 75 — 85)
    • Статья 75
    • Статья 76
    • Статья 77
    • Статья 78
    • Статья 79
    • Статья 80
    • Статья 81
    • Статья 82
    • Статья 83
    • Статья 84
    • Статья 85
  • Глава XIII. Совет по Опеке (ст.ст. 86 — 91)
  • Глава XIV. Международный Суд (ст.ст. 92 — 96)
    • Статья 92
    • Статья 93
    • Статья 94
    • Статья 95
    • Статья 96
  • Глава XV. Секретариат (ст.ст. 97 — 101)
    • Статья 97
    • Статья 98
    • Статья 99
    • Статья 100
    • Статья 101
  • Глава XVI. Разные постановления (ст.ст. 102 — 105)
    • Статья 102
    • Статья 103
    • Статья 104
    • Статья 105
  • Глава XVII. Мероприятия по безопасности в переходный период (ст.ст. 106 — 107)
    • Статья 106
    • Статья 107
  • Глава XVIII. Поправки (ст.ст. 108 — 109)
    • Статья 108
    • Статья 109
  • Глава XIX. Ратификация и подписание (ст.ст. 110 — 111)
    • Статья 110
    • Статья 111
  • Приложение. Рост числа членов ООН в период с 1945 по 1994 г. и Государства — члены ООН (по состоянию на 31 декабря 1994 г.)

Устав
Организации Объединенных Наций
(Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и

вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и

создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и

содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, и

в этих целях проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и

объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и

обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов,

решили объединить наши усилия для достижения этих целей.

Согласно этому наши соответствующие правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием «Объединенные Нации».

Ватикан
Науру
Швейцария
Тонга

0,01
0,01
1,16
0,01

————————————————————————-

Поправки к ст. 23, 27 и 61 Устава приняты Генеральной Ассамблеей 17 декабря 1963 г. и вступили в силу 31 августа 1965 г. Поправка к ст. 109, принятая Генеральной Ассамблеей 20 декабря 1965 г., вступила в силу 12 июня 1968 г.

Поправка к ст. 23 Устава увеличивает число членов Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати.

Исправленная статья 27 предусматривает, что решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов (раньше — семи), а по всем другим вопросам — когда за них поданы голоса девяти членов (раньше — семи), включая совпадающие голоса пяти постоянных членов Совета Безопасности.

Поправка к ст. 61 увеличивает число членов Экономического и Социального Совета с восемнадцати до двадцати семи. Последующая поправка к этой статье, вступившая в силу 24 октября 1973 г., увеличивает число членов Совета с двадцати семи до пятидесяти четырех.

Поправка к первому пункту ст. 109 предусматривает, что время и место проведения Генеральной конференции государств-членов с целью пересмотра Устава определяются двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и голосами любых девяти (раньше — семи) членов Совета Безопасности.

Пункт 3 ст. 109, который предусматривает возможность созыва конференции по пересмотру Устава, был рассмотрен Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на десятой очередной сессии Генеральной Ассамблеи в 1955 г. и оставлен в его первоначальной формулировке: «голосами любых семи членов Совета Безопасности».

Процентная ставка взноса пока не определена.

19 сентября 1991 года Белоруссия информировала Организацию Объединенных Наций о том, что ее новым названием является «Беларусь».

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций. 2 сентября 1971 года Объединенная Арабская Республика стала называться Арабской Республикой Египет.

Письмом от 20 января 1965 года Индонезия объявила о своем решении выйти из Организации Объединенных Наций «на данном этапе и в данных обстоятельствах». В телеграмме от 19 сентября 1966 года она объявила о своем решении «возобновить сотрудничество с Организацией Объединенных Наций и участие в ее деятельности в полном объеме». 28 сентября 1966 года Генеральная Ассамблея приняла это решение к сведению, и председатель пригласил представителей Индонезии занять места в Ассамблее.

Малайская Федерация вступила в Организацию Объединенных Наций 17 сентября 1957 года. С 16 сентября 1963 года она стала называться Малайзией после присоединения к новой федерации Сингапура, Сабаха (Северного Борнео) и Саравака. Сингапур стал независимым государством 9 августа 1965 года и вступил в Организацию Объединенных Наций 21 сентября 1965 года.

Союз Советских Социалистических Республик был первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 24 декабря 1991 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин проинформировал Генерального секретаря о том, что членство Советского Союза в Совете Безопасности и всех других органах Организации Объединенных Наций будет продолжено Российской Федерацией при поддержке 11 стран — членов Содружества Независимых Государств.

Египет и Сирия были первоначальными членами Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. После плебисцита 21 февраля 1958 года в результате объединения Египта и Сирии была создана Объединенная Арабская Республика, которая далее участвовала в Организации в качестве одного члена. 13 октября 1961 года Сирия возобновила свой статус независимого государства и одновременно возобновила членство в Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея 8 апреля 1993 года приняла решение о приеме в Организацию Объединенных Наций государства, которое во всех отношениях должно впредь именоваться в Организации Объединенных Наций как «Бывшая югославская республика Македония» до урегулирования разногласий в связи с ее названием.

Танганьика была членом Организации Объединенных Наций с 14 декабря 1961 года, а Занзибар — с 16 декабря 1963 года. После ратификации 26 апреля 1964 года Соглашения о союзе между Танганьикой и Занзибаром Объединенная Республика Танганьики и Занзибара участвовала в работе Организации в качестве одного члена; с 1 ноября 1964 года она стала называться Объединенной Республикой Танзанией.

Йемен был принят в Организацию Объединенных Наций 30 сентября 1947 года, а Демократический Йемен 14 декабря 1967 года. 22 мая 1990 года две страны объединились в единое государство, и с того времени их представляет единое государство-член под названием «Йемен».

Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика были приняты в Организацию Объединенных Наций 18 сентября 1973 года. В результате вступления Германской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германии 3 октября 1990 года два германских государства образовали единое суверенное государство.

Чехословакия являлась первоначальным членом Организации Объединенных Наций с 24 октября 1945 года. В письме от 10 декабря 1992 года ее постоянный представитель информировал Генерального секретаря о том, что Чешская и Словацкая Федеративные Республики в качестве государств-правопреемников намерены подать заявления о вступлении в Организацию Объединенных Наций. После получения этих заявлений Совет Безопасности на своем заседании 8 января рекомендовал Генеральной Ассамблее принять Чешскую Республику и Словацкую Республику в члены Организации Объединенных Наций. Таким образом они стали государствами-членами ООН с 19 января 1993 года.

УДК 341.645.5

Афанасьев М. А.

к.ю.н., заведующий кафедрой конституционного

и международного права Международного еврейского института экономики, финансов и права

Голубева Т. Ю.

Федеральный судья в отставке, Старший преподаватель Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД ООН

Работа предназначена для студентов, дипломатов, юрисконсультов и сотрудников министерств иностранных дел. При этом он адресован также членам делегаций, ведущих переговоры по международным договорам, или любым иным лицам, которые могут оказывать консультативные услуги по передаче какого-либо спорного вопроса на рассмотрение Международного суда ООН. Проанализирована история создания Международного Суда. Рассмотрены возможные участники судебных разбирательств в Международном суде ООН, а также его основные принципы работы и в чем его привлекательность.

Ключевые слова: Международный суд ООН, Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, право, история и порядок работы суда ООН.

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций (далее — Суд). Суд может урегулировать спор, только при условии, если соответствующие государства признает его юрисдикцию. Данное признание может быть достигнуто несколькими способами:

1. Путем заключения специального соглашения,

2. Путем присоединения к договору, предусматривающему урегулирование споров

судом,

3. Путем подачи одностороннего заявления о признании юрисдикции суда.

Увеличение числа признающих юрисдикцию Суда государств позволит Суду более

полно реализовать свой потенциал в деле содействия мирному урегулированию споров и поддержания международного мира и безопасности, а также в деле развития дружественных отношений между нациями на основе верховенства права.

В Уставе Организации Объединенных Наций Международный Суд назван одним из главных органов Организации Объединенных Наций наряду с:

1. Генеральной Ассамблеей,

2. Советом Безопасности,

3. Экономическим и Социальным Советом,

4. Секретариатом.

Статут Суда является частью Устава, вследствие чего Суд является неотъемлемой частью системы Организации Объединенных Наций, служащей интересам, как самой Организации, так и ее участникам.

Интенсивность работы Суда в последние 20 лет существенно возросла. Все больше государств обращаются в Суд за разрешением спорных ситуации, поскольку он предлагает удобные и эффективные средства мирного урегулирования существующих между ними разногласий. Его уникальный мандат, охватывающий все дела, которые будут переданы ему

сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом Объединенных Наций или действующими договорами и конвенциями, в сочетании с его универсальным характером, а также авторитетностью его решений и основанной на согласии юрисдикцией делают Суд предпочтительным механизмом для урегулирования правовых споров между государствами.

Для того чтобы и далее поддерживать эту положительную динамику и призвать государства передавать свои правовые споры в Суд, Генеральный секретарь в 2013году запустил кампанию, нацеленную на увеличение числа государств, признающих юрисдикцию Суда обязательной в соответствии с Статута Суда , и на то, чтобы государства сняли оговорки, возможно, сделанные ими в арбитражных положениях многосторонних договоров, участниками которых они являются. Благодаря этой кампании удалось обратить на Суд внимание международного сообщества и подчеркнуть важность мирного урегулирования международных споров.

Одной из важнейших задач международного сообщества является поддержание мира и безопасности. Эта задача была закреплена в Уставе Организации Объединенных Наций в качестве одной из целей Организации . Один из основополагающих принципов Устава предусматривает, что «все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность, и справедливость» .

Принцип мирного урегулирования споров неоднократно подтверждался Организацией Объединенных Наций, в частности в 1970 году (Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами), в 1982 году (Манильская декларация о мирном разрешении международных споров), в 2005 году (Итоговый документ Всемирного саммита) и в ряде недавних документов Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, посвященных вопросу верховенства права на национальном и международном уровнях.

Устав Организации Объединенных Наций не только требует от государств, чтобы они разрешали свои конфликты мирным путем; он также предусматривает орган для судебного урегулирования споров в соответствии с международным правом. В этом и состоит главная функция Международного Суда.

Международный Суд сегодня.

Международный Суд был учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году и приступил к работе в 1946 году. Он является главным судебным органом Организации Объединенных Наций и центральной инстанцией по мирному урегулированию правовых споров между государствами. Он действует в соответствии со своим Статутом, являющимся неотъемлемой частью Устава. Он пришел на смену Постоянной палате Международного Суда, учрежденной статутом Лиги Наций, действовавшей с 1922 года по 1940 год и распущенной в 1946 году. Местопребыванием Международного Суда является Гаага, Нидерланды.

Суд состоит из 15 членов, которые избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на срок 9 лет. 15 его членов должны в совокупности обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира. Официальными языками судопроизводства являются французский и английский.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главная функция Суда заключается в решении переданных ему государствами правовых споров в соответствии с его Статутом и международным правом (так называемая «юрисдикция по спорам»). Суд также выносит консультативные заключения по правовым вопросам, переданным на его рассмотрение Генеральной Ассамблеей, Советом Безопасности и другими органами Организации Объединенных Наций, а также специализированными организациям, имеющим на то полномочия от Генеральной Ассамблеи (так называемая «консультативная юрисдикция»; .

Инициаторы обращения в Суд.

Для того чтобы стать стороной рассматриваемого в Суде спора, государства должны иметь доступ к Суду и признавать его юрисдикцию:

— доступ к Суду предоставляется всем государствам, являющимся участниками Статута Суда . Все члены Организации Объединенных Наций автоматически являются участниками Статута Суда . При определенных условиях участником Статута Суда может стать государство, не являющееся членом Организации Объединенных Наций . В исключительных случаях Суд может также быть открыт для обращения государств, которые не являются участниками Статута Суда ; условия, при которых Суд открыт для обращения государств, не являющихся участниками Статута Суда, определены Советом Безопасности в его резолюции № 9 (1946) от 15 октября 1946 года);

-юрисдикция Суда основывается на согласии государств, для которых открыт доступ к нему. В каждом конкретном случае Суд обладает юрисдикцией, если стороны согласились на урегулирование их спора в Суде. Такое согласие может быть выражено посредством односторонних заявлений (именуемых также заявлениями о «факультативном условии»; см. главу II), в договорах (см. главу III) или посредством специальных соглашений (см. главу IV).

Порядок работы Суда

Передача дела на рассмотрение Суда означает, что вопрос будет рассматриваться независимым, профессиональным и беспристрастным судебным органом, который вынесет решение на основании объективных правовых критериев. Суд взвешивает представленные ему доказательства, выдвинутые сторонами правовые аргументы и соответствующие нормы и принципы международного права, с тем, чтобы вынести обоснованное и справедливое решение.

Процесс рассмотрения дела в Суде включает письменную часть и устную часть. Все стороны имеют равные возможности по представлению своих аргументов и фактов в отношении юрисдикции Суда, а также в отношении приемлемости существа рассматриваемого дела. В ходе разбирательства или даже при его открытии сторона может просить Суд предписать временные меры для предотвращения причинения неминуемого и непоправимого вреда затрагиваемым спором правам до того, как Суд получит возможность вынести решение по существу дела. Такой механизм позволяет Суду действовать быстро и эффективно, если обстоятельства того требуют, чтобы соблюсти соответствующие права сторон.

Если разбирательство не было прекращено, то оно прекращается решением Суда. Вынесенные Судом решения имеют для сторон обязательную силу, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Каждая сторона обязана выполнить решение Суда. На тот случай, если одна из сторон не выполняет решение, в Уставе Организации Объединенных Наций предусмотрена возможность обращения в Совет Безопасности (статья 94, пункт 2). К решениям Суда, поскольку они вынесены главным судебным органом Организации Объединенных Наций, относятся весьма серьезно. Государства, как правило, прилагают все усилия к тому, чтобы их выполнить. На практику Суда широко ссылаются не только в других международных судах и трибуналах, но и в национальных судах. Комиссия международного права основывается на практике Суда в своей работе по содействию прогрессивному развитию международного права и его кодификации. Юридические консультанты и ученые, занимающиеся международным правом, в своей повседневной работе также ссылаются на практику рассмотрения и решения дел Судом. Такое признание практики Суда дает Суду положительный импульс в деле обеспечения того, чтобы его решения были исполнены.

Предшествующие дела

С момента его создания в 1945 году в Суд было передано свыше 130 спорных дел, по которым было вынесено более 110 решений. Суд решал споры во многих областях международного права. Им была наработана значительная практика в области споров, касающихся делимитации морских пространств и демаркации сухопутных границ. Он также урегулировал споры в таких столь разных областях, как:

1. Ответственность государств,

2. Толкование двусторонних и многосторонних соглашений,

3. Суверенитет над морскими объектами,

4. Дипломатическая защита,

5. Права человека,

6. Международное гуманитарное право,

7. Экологическое право,

8. Защита живых ресурсов,

9. Охрана здоровья человека.

Государства все чаще обращаются к Суду как к органу, который хорошо подходит для рассмотрения споров, имеющих возможные последствия для сохранения окружающей среды и смежных вопросов.

В разбирательствах в Суде участвовали более 90 государств, в том числе государства Африки, Азии (включая Ближний Восток), Южной, Центральной и Северной Америки, Океании и Европы. Тот факт, что доверие Суду оказывают государства из всех регионов мира, несмотря на правовые, политические и культурные различия, подтверждает его универсальный характер и укрепляет его авторитет. Во многих случаях деятельность Суда и его решения способствовали укреплению отношений между сторонами в споре. После того, как спор был рассмотрен Судом, стороны могут начать уделять большее внимание развитию сотрудничества между ними на прочной основе.

Помимо урегулирования конкретных споров Суд выполняет и другую важнейшую задачу, а именно формулирование правовых норм. Нормы международного права не всегда столь точны и ясны, как могли бы быть. Это особенно справедливо в отношении обычного международного права. При рассмотрении того или иного дела Суд получает возможность вынести авторитетное решение по вопросам международного права. Таким образом, Суд поясняет и развивает международное право, что приводит к большей правовой определенности.

Практическое значение Суд.

Как следует из вышесказанного рассмотрение Судом споров между государствами отвечает их интересам. По сути дела, Суд особенно привлекателен как судебный орган, в частности по следующим причинам:

— Суд может рассматривать любой правовой спор, касающийся международного права. Функция Суда заключается в вынесении решений в отношении переданных на его рассмотрение споров в соответствии с международным правом. В отличие от многих других международных механизмов урегулирования споров сфера деятельности Суда не ограничивается какой-либо конкретной областью международного права. Если стороны того желают, на рассмотрение Суда может быть передан любой спор, имеющий отношение к международному праву. Это означает, что в международно-правовой системе Суд играет центральную роль;

— Суд осуществляет урегулирование споров между государствами мирными средствами. При рассмотрении спора Суд выносит решение и обеспечивает устойчивое урегулирование споров в соответствии с юридическими основаниями. Передача дела в Суд является эффективным способом достижения мирного урегулирования конфликта и построения более гармоничных межгосударственных отношений;

— Суд дает возможность разблокировать дипломатические тупиковые ситуации мирным путем. Лучшим способом урегулировать разногласия между сторонами в споре по-прежнему являются переговоры. Однако переговоры не всегда могут оказаться успешными. Если переговоры зашли в тупик, спор может быстро привести к эскалации. В таких случаях признание юрисдикции Суда становится весьма полезным и взаимоприемлемым выходом из ситуации. При этом следует отметить, что передача дела в Суд не препятствует продолжению или возобновлению переговоров между сторонами.

Пример:

В деле Авиараспыление гербицидов (Эквадор против Колумбии) стороны достигли соглашения об урегулировании спора, и разбирательство дела в Суде было прекращено. Обе стороны выразили Суду признательность за потраченные им время, ресурсы и усилия и признали, что без участия Суда достичь соглашения было бы сложно или вообще невозможно. В свете этого передачу спора на рассмотрение Суда не следует рассматривать как недружественный акт (см. Манильскую декларацию о мирном разрешении международных споров (резолюция 37/10 Генеральной Ассамблеи)). Напротив, передача свидетельствует о готовности стороны или сторон, выносящих дело на рассмотрение, достичь мирного урегулирования спора;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Суд предлагает эффективный и доступный механизм урегулирования споров. Решение вопроса о выборе вместо Суда другой третьей стороны или другого механизма урегулирования споров остается на усмотрение сторон. Например, гибким и оперативным, но при этом дорогостоящим вариантом могло бы стать обращение в арбитраж. При осуществлении разбирательств в Суде административные расходы Суда оплачиваются Организацией Объединенных Наций. Что касается расходов, которые несут заинтересованные стороны (расходы на юрисконсультов, представителей, экспертов, подготовку меморандумов и контрмеморандумов и т.п.), то оказать финансовую помощь может целевой фонд Генерального секретаря для помощи государствам в разрешении споров через Международный Суд (см. главу VI);

Пример:

В 1992 году суд провел окончательную демаркацию границ и положил конец 90-летнему спору о границах между Сальвадором и Гондурасом. В 1969 году территориальный спор перерос в шестидневную войну, формальным поводом для которой стал проигрыш команды Гондураса команде Сальвадора в матчах отборочного этапа чемпионата мира по футболу.

-Суд имеет почти 100-летний опыт урегулирования споров. Постоянная палата Международного Суда и ее преемник, Международный Суд, совместно накопили свыше 90 лет опыта и практики в области мирного урегулирования международных споров;

Пример:

В 1973 году Австралия и Новая Зеландия обвинили Францию в проведении ядерных испытаний, из-за чего на страны-истцы выпали радиоактивные осадки. В 1974 году суд указал, что Франция в ходе слушаний отказалась от проведения испытаний, а значит вопрос, по которому поданы иски, отсутствует.

— Суд выносит авторитетные решения. Решения Суда оказывают серьезное воздействие не только на стороны в споре, но и на другие государства и на международное сообщество. На протяжении многих лет Судом была наработана значительная практика, получившая всемирное признание;

— Суд содействует обеспечению верховенства права на международном уровне. Суд, применяя нормы права при рассмотрении переданных ему дел, формулирует и развивает международное право, тем самым внося вклад в укрепление верховенства права в целом. Иными словами, призна-ние юрисдикции Суда и выражение согласия стать одной из сторон в деле, что уже является четким показателем признания и уважения государством

верховенства права, не только выгодно для признающих эту юрисдикцию государств, но и оказывает благотворное воздействие на международное право в целом и на все международное сообщество.

Если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной из сторон, любая другая сторона может избрать для участия в присутствии в качестве судьи лицо по своему выбору (см. пункт 2 статьи 31 Статута Суда). Следовательно, в специальном соглашении может быть отражен вопрос о таких судьях по принципу ad hoc.

Пример:

В 2008—2011 гг. в Суде было рассмотрено первое в истории дело, в котором Россия выступала стороной в споре. Соответствующий иск подан Грузией на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (КЛРД). Грузия утверждает, что, начиная с 1990 года, Россия непосредственно, а также через подконтрольные ей структуры Абхазии и Южной Осетии, осуществляет дискриминацию грузинского населения в этих республиках.

15 октября 2008 года Суд вынес решение, предписав обеим сторонам спора временные меры, которые сводятся к подтверждению их обязательств по указанной Конвенции, восемью голосами (включая итальянского судью, выдвинутого Грузией на должность судьи ad hoc) против семи (включая российского судью).

Как мы видим Международный суд ООН, играет решающее значение в деле поддержания мира и имеет реальные механизмы для обеспечения верховенства права на всей планете.

Литература

1. Статут Международного суда ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml.

3. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles

4. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров Принята резолюцией 37/10 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 1982 года http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml

Организация Объединенных Наций – крупнейшая и наиболее универсальная в истории человечества международная организация. Первоначальными членами-учредителями ООН было 51 государство, в настоящее время в ее состав входят 193 государства.

Устав ООН подписан 26 июня 1945 г. на конференции в Сан-Франциско представителями стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и милитаристской Японии, включая СССР, а также УССР и БССР. Со дня вступления в силу Устава ООН 24 октября 1945 г., когда на хранение правительству США была сдана 29-я ратификационная грамота (со стороны СССР), официально отсчитывается начало существования Организации. По решению Генеральной Ассамблеи день вступления в силу Устава ООН официально объявлен «Днем Объединенных Наций», который торжественно отмечается в государствах-членах ООН.

Устав ООН – основополагающий международный документ, в обязывающей форме устанавливающий основные принципы и нормы поведения государств на мировой арене, регламентирующий отношения между государствами, деятельность органов ООН и международных организаций, входящих в ее систему.

В соответствии с Уставом главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.

В работе Генеральной Ассамблеи (ГА) участвуют все члены Организации, которые ежегодно собираются на очередную сессию. ГА рассматривает проблемы поддержания мира и всеобщей безопасности, разоружения, международного сотрудничества в экономической, социальной, гуманитарной и других областях. Ее решения, за исключением вопросов бюджета Организации, носят рекомендательный характер. По требованию большинства членов ООН или Совета Безопасности могут созываться специальные и чрезвычайные специальные сессии для рассмотрения отдельных международных проблем. ГА избирает непостоянных членов Совета Безопасности, а также членов других органов ООН. По рекомендации СБ она принимает новых членов и назначает Генерального секретаря ООН – высшее административное должностное лицо Секретариата.

Совет Безопасности (СБ) играет ключевую роль в достижении главной цели ООН – поддержании международного мира и безопасности. СБ является органом, уполномоченным принимать решения, обязательные для всех членов Организации. Он состоит из 15 членов: 5 постоянных (Российская Федерация, США, Китай, Великобритания и Франция) и 10 непостоянных, избираемых на основе принципа справедливого географического распределения сроком на два года (по состоянию на 2020 год: Бельгия, Вьетнам, Германия, Доминиканская Республика, Индонезия, Нигер, Сент-Винсент и Гренадины, Тунис, Эстония и ЮАР). Решения в Совете принимаются большинством в 9 голосов при том условии, что никто из постоянных членов Совета не голосует против (т.е. не применяет право вето).

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) подотчетен Генеральной Ассамблее и является органом, координирующим экономическую, социальную и экологическую деятельность ООН и специализированных учреждений и органов ее системы (ВМО, ВОЗ, ВОИС, ВПС, ИМО, ИКАО, МОТ, МСЭ, ЮНЕСКО, ЮНИДО, ФАО и др.), занимается согласованием целей в области развития. ЭКОСОС состоит из 54 членов, избираемых на 3 года, причем 18 из них ежегодно переизбираются.

Совет по Опеке был создан для наблюдения за управлением 11 подопечными территориями. Его главные цели заключались в содействии улучшению положения населения этих территорий и их движению к самоуправлению или независимости. С 1 ноября 1994 г. приостановил свою работу, поскольку все подопечные территории получили самоуправление или независимость.

Международный Суд является главным судебным органом ООН. Состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности (раздельно) сроком на 9 лет. Расположен в г. Гаага (Нидерланды). Уставом ООН предусматривается передача государствами-членами по взаимному согласию существующего между ними спора (как правило, юридического характера) в Международный Суд как одна из форм мирного урегулирования. Каждое государство обязано выполнять решение Международного Суда по тому делу, в котором оно является стороной.

Секретариат обеспечивает функционирование всех органов ООН, принимает организационные меры в целях выполнения их решений. В соответствии с Уставом ООН сотрудники Секретариата набираются на работу на справедливой географической основе с учетом их квалификации и профессиональной подготовки. Общая численность персонала Секретариата во всем мире – около 37,5 тыс. человек.

Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь ООН, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности на пять лет с возможностью переизбрания еще на один пятилетний срок. В функции Генерального секретаря входит оказание добрых услуг государствам в разрешении конфликтов и кризисов и руководство операциями ООН по поддержанию мира. За время существования ООН этот пост занимало 9 человек: Трюгве Ли (Норвегия), Даг Хаммаршельд (Швеция), У Тан (Бирма), Курт Вальдхайм (Австрия), Перес де Куэльяр (Перу), Бутрос Бутрос-Гали (Египет), Кофи Аннан (Гана) и Пан Ги Мун (Республика Корея). С 1 января 2017 года Секретариат ООН возглавляет португалец Антониу Гутерреш (срок полномочий истекает 31 декабря 2021 г.).

Система ООН состоит также из более 30 программ, фондов и специализированных учреждений. Они имеют свой собственный членский состав, руководство и бюджет. Программы и фонды ООН (ПРООН, ЮНИСЕФ, УВКБ, ВПП, УНП, ЮНФПА, ЮНКТАД, ЮНЕП, БАПОР, «ООН-женщины», ООН-Хабитат) финансируются за счет добровольных, а не начисленных взносов. Специализированные учреждения (Всемирный банк, МВФ, ВОЗ, ЮНЕСКО, ФАО, ИКАО, ЮНИДО и другие) являются независимыми международными организациями, финансируемыми за счет как добровольных, так и обязательных взносов.

Бюджет ООН на 2020 г. – 3,07 млрд долл. США.

Число текущих операций по поддержанию мира – 13.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, отделения Организации расположены в Вене, Женеве и Найроби.

На эмблеме ООН, утвержденной в 1946 году, изображена карта мира с полярной равноудаленной азимутальной проекцией, окруженная двумя оливковыми ветвями (символ мира в древней Греции). Флаг ООН представляет собой официальную эмблему белого цвета, помещенную в центре на светло-голубом фоне. Использование эмблемы ООН без разрешения Генерального секретаря запрещено.

Официальными языками ООН являются английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский.

Постоянный представитель России при ООН и в Совете Безопасности – Василий Алексеевич Небензя.

* * *

Неоспоримым преимуществом ООН остается то, что она воспринимается как фактор, обеспечивающий легитимность и беспристрастность действий в наиболее сложных ситуациях, поскольку ООН является единственной международной организацией, объединяющей практически все государства.

Согласованные международные шаги под эгидой ООН, осуществлявшиеся в ответ на целый ряд острых кризисов, оказались в целом успешными благодаря способности Организации сочетать широкий политический подход, практическую деятельность в области поддержания мира и безопасности, оказание гуманитарной помощи, усилия по постконфликтному восстановлению и реабилитации, мобилизовать не только собственные ресурсы, но и возможности своих специализированных учреждений и международных финансовых организаций, тесно взаимодействовать с региональными и субрегиональными структурами.

Весомую роль ООН играет в решении глобальных проблем развития, в том числе в сфере международной торговли, финансовых отношений, внешней задолженности. Организация активно взаимодействует по этим вопросам с Бреттон-Вудскими учреждениями, ВТО и другими многосторонними структурами.

Россия неизменно придерживается курса в поддержку многосторонности и ведущей роли ООН в мировых делах, активно участвует в усилиях по реформированию, адаптации ООН к новым международным реалиям. Главный критерий – добиться максимальной отдачи от функционирования ее существующих механизмов, обеспечить их эффективную координацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *