Утверждение положения об оплате труда

Содержание

Обязательно ли применение ИП (не относится к микропредприятиям) внутренних локальных нормативных актов (положение об оплате труда и премировании, правила внутреннего трудового распорядка и пр.), уточняющих основные условия трудового договора, если в трудовом договоре присутствуют все обязательные пункты (в том числе условия оплаты труда, режим рабочего времени и отдыха, даты и место выплаты заработной и прочее)?
Какая ответственность установлена для работодателя за отсутствие внутренних нормативно-правовых актов? Установлена ли какая-либо ответственность за неознакомление с внутренними локальными нормативными актами работника под расписку?

18 июля 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу принятие локальных нормативных актов — это право работодателя. Однако в некоторых случаях издание локального нормативного акта является для работодателя, в том числе и индивидуального предпринимателя, обязательным. Отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, вправе лишь работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные федеральным законом к микропредприятиям.
Работодатель обязан знакомить работников под подпись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Отсутствие локальных нормативных актов, издание которых обязательно, а также неознакомление с локальными нормативными актами работников может быть расценено органами контроля как нарушение трудового законодательства, за что работодатель и (или) его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Обоснование вывода:
Согласно части второй ст. 5 ТК РФ трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются, помимо прочего, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Работодатели, к которым в силу ст. 20 ТК РФ следует относить и индивидуальных предпринимателей, вступивших в трудовые отношения с работником, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 8 ТК РФ)*(1).
Отметим, что определения локального нормативного акта законодательство не содержит, как не содержит их перечня и возможных разновидностей локальных нормативных актов (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2013 N Ф01-5997/12 по делу N А82-15647/2011). При этом в правоприменительной практике сложилась позиция, согласно которой локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, — это изданный работодателем акт, направленный на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон трудовых отношений, рассчитанный на неоднократное применение в отношении индивидуально не определенного круга лиц*(2).
Законодательство не устанавливает каких-либо требований к форме локального нормативного акта, в связи с чем работодатель вправе определять ее самостоятельно (определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015). Таким образом, любой документ, независимо от его наименования, является локальным нормативным актом, если он отвечает перечисленным выше критериям. Локальные нормативные акты могут издаваться в форме положений, регламентов, инструкций, правил и т.д. Нет препятствий и для признания локальными нормативными актами приказов и распоряжений.
По общему правилу, предусмотренному ст. 22 ТК РФ, принятие локальных нормативных актов — это право, а не обязанность работодателя. Однако в некоторых случаях издание локального нормативного акта является для работодателя обязательным.
Так, работодатель обязан утвердить правила внутреннего трудового распорядка (статьи 68, 100, 189, 190 ТК РФ), правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ). Как следует из статей 15 и 57 ТК РФ, работодатель, принимающий работников на работу по должности, должен иметь штатное расписание.
Также у работодателя должен существовать локальный нормативный акт, утверждающий форму расчетного листка (часть вторая ст. 136 ТК РФ). Из статей 86-88 ТК РФ следует необходимость принятия работодателем локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников.
Работодатели, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, обязаны принять локальный нормативный акт, содержащий сведения о рабочих местах, созданных или выделенных для трудоустройства такой категории работников (п. 1 части второй ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Кроме того, законом определены вопросы, подлежащие обязательному урегулированию, а локальный нормативный акт назван одним из документов, где можно прописать соответствующие положения. Например, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами устанавливаются порядок индексации заработной платы (ст. 134 ТК РФ) и система оплаты труда (ст. 135 ТК РФ). Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается согласно части шестой ст. 136 ТК РФ правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором*(3). Соответственно, принятие соответствующего локального нормативного акта становится обязанностью работодателя, в том случае, если такие вопросы не урегулированы в договорном порядке.
Принятие работодателем ряда кадровых решений также должно сопровождаться фиксацией определенных правил в локальном нормативном акте. Например, если работодатель желает создать производственный совет, его полномочия, состав, порядок деятельности и взаимодействия с работодателем устанавливаются локальным нормативным актом (ст. 22 ТК РФ). С целью проведения аттестации работников, когда она не является обязательной в силу закона или подзаконного акта, необходимо принять локальный нормативный акт о порядке проведения такой аттестации (часть вторая ст. 81 ТК РФ). Если работодатель планирует в предусмотренных ст. 105 ТК РФ случаях разделить рабочий день на части, такое разделение производится на основании локального нормативного акта. Привлечение работников к выполнению работ вахтовым методом требует от работодателя утверждения порядка применения вахтового метода (часть четвертая ст. 297 ТК РФ). Введение суммированного учета рабочего времени, в силу ст. 104 ТК РФ, должно быть отражено в правилах внутреннего трудового распорядка.
В некоторых случаях включение определенных положений в локальный нормативный акт является одним из предусмотренных законом способов обязательного регулирования инициируемой работодателем кадровой ситуации. Например, чтобы предусмотреть работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, необходимо установить перечень должностей таких работников коллективным договором, соглашением или локальным нормативным актом (ст. 101 ТК РФ). У работодателей так называемого частного сектора экономики практика направления работников в служебные командировки невозможна без определения коллективным договором или локальным нормативным актом порядка и размеров возмещения связанных с этим расходов (часть четвертая ст. 168 ТК РФ). Сюда же можно отнести необходимость установления коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором размера и порядка выплаты дополнительного вознаграждения за нерабочие праздники, если работодатель посчитал нужным установить кому-то из работников систему оплаты труда, не основанную на окладе (часть третья ст. 112 ТК РФ). Работодатель, намеренный использовать труд работников в ночное время, должен проследить за тем, чтобы конкретные размеры повышения оплаты труда за такую работу были установлены коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором (часть третья ст. 154 ТК РФ).
Отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, положения о премировании, графика сменности и других) вправе лишь работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные федеральным законом к микропредприятиям. При этом на таких работодателей возложена обязанность включать в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами (ст. 309.2 ТК РФ).
Работодатель обязан знакомить работников под подпись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить ст. 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Лишь в отношении графика сменности и графика работы на вахте предусмотрена необходимость довести их до сведения работников не позднее чем за 1 и за 2 месяца до введения в действие соответственно (ст. 103 и ст. 301 ТК РФ).
Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).
Отсутствие локальных нормативных актов, издание которых обязательно, а также неознакомление с локальными нормативными актами работников может быть расценено органами контроля как нарушение трудового законодательства, за что работодатель и (или) его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 26.10.2006 N КА-А40/10220-06, решение Верховного Суда Чувашской Республики — Чувашии от 26.05.2015 по делу N 21-280/2015, решение Саратовского областного суда от 09.09.2016 по делу N 21-596/2016, решение Верховного Суда Республики Карелия от 10.06.2014 по делу N 21-198/2014).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Жгулева Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

27 июня 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Исключение составляют работодатели — физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
*(2) Смотрите, например, определение Архангельского областного суда от 24.08.2015 N 33-3923/2015; определение Самарского областного суда от 20.04.2015 N 33-4222/2015; определение Московского областного суда от 04.06.2014 N 33-12441/2014; определение Суда Чукотского автономного округа от 27.10.2014 N 33-173/14.
*(3) Смотрите Энциклопедию решений. Фиксация сроков выплаты зарплаты.

Пример приказа об утверждении Положения об оплате труда

Приведем пример приказа, которым работодатель может утвердить Положение об оплате труда:

Общество с ограниченной ответственностью «Мангостин»
111141, г. Москва, Зеленый пр-кт, 6
ИНН 7720584136 / КПП 772001001

30.09.2016

ПРИКАЗ № 32/от-2016

В соответствии с ТК РФ и иными нормами действующего трудового законодательства РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение об оплате труда ООО «Мангостин» и применять его с 01.10.2016;
2. Начальнику отдела кадров Ефремовой Г.Н. ознакомить с Положением об оплате труда всех работников ООО «Мангостин», а также обеспечивать ознакомление с ним вновь принимаемых работников до подписания трудового договора;
3. Контроль за настоящим приказом оставляю за собой.

Директор ________________ Пестов В.С.

Среди нормативных актов организации, регулирующих отношения между руководством фирмы и сотрудниками, выделяют Положение об оплате труда, которое рассматривает вопросы по начислению и выплате зарплаты, а также входящих в нее составляющих. Чтобы данный локальный акт имел юридическое значение, он должен быть утвержден и введен в действие. Для этого может использоваться приказ об утверждении положения об оплате труда.

Порядок применения приказа

Положение по оплате труда работников занимает достаточно важное место среди ЛНА предприятия. Его нормы используются в планировании, при составлении договоров с сотрудниками и т. д. Они позволяют разрешать спорные ситуации, возникающие по исчислению зарплаты, а также при проверках контролирующих органов власти.

Составленный специалистами компании проект Положения по оплате труда надо ввести в действие, чтобы он рассматривался в качестве локального-нормативного акта.

Однако, прежде нужно осуществить согласование его с представителями профсоюза. При отсутствии профсоюза, утверждение и ввод в действия осуществляется без получения мнения по документу.

Внимание! Одним из способов ввода в действие данного нормативного акта является издание приказа об его утверждении. Он составляется делопроизводителями или кадровыми работниками, когда подготовленный проект готов к утверждению.

Письменное распоряжение по Положению должно быть зарегистрировано в книге приказов по основной деятельности.

Если новое Положение по оплате труда проходило согласование, то помимо подписи руководителя предприятия желательно проставить визы всех специалистов, которые согласовывали документ.

Реквизиты приказа об утверждении нужно отразить в самом нормативном документе, при этом перед ними проставляется гриф УТВЕРЖДЕНО.

Приказ устанавливает срок, с которого начинает действовать Положение по оплате труда, также может предусматривать и период его действия.

Распоряжение о вводе положения в действие хранится вместе с самим этим нормативным актом. При этом Положение идет в качестве приложения к оформленному приказу о его вводе.

Внимание! После вступления Положения по оплате труда в силу с его нормами нужно ознакомить работников предприятия с проставлением ими соответствующих виз.

Если возникает необходимость внести изменения в действующее Положение, после корректив необходимо также издать приказ.

Как правильно составить приказ об утверждении положения об оплате труда

Для такого приказа по предприятию не установлена какая-то специальная форма. В компании его могут составить в свободном виде, используя фирменный бланк.

В верхней части документа записывается полное наименование фирмы. Ниже на следующей строке можно указать ее полный адрес и реквизиты — ИНН и ОГРН.

Далее записывается слово «Приказ», после чего проставляется его порядковый номер по предприятию.

Затем необходимо перейти на следующую строку, где в одной стороне листа записывается место составления документа, а в другой — дата.

На следующей строке посередине нужно отразить название документа — например, «Об утверждении положения об оплате труда».

Далее идет вводная часть. В этом абзаце необходимо изложить, по какой причине производится утверждение данного документа.

Затем записывается слово «Приказываю», и по пунктам излагаются распоряжения.

Здесь могут быть следующие указания:

  • Утвердить прилагаемое положение;
  • Ввести его в действие с определенного числа;
  • Назначение ответственного лица, которое под роспись ознакомит имеющихся сотрудников с документом;
  • Назначение ответственного лица, которое будет знакомить вновь принимаемых работников;
  • Назначение ответственного за исполнение текущего приказа.

Внимание! Если до момента ввода существовало старое Положение по оплате труда, то в приказе лучше всего отразить сведения, что он утрачивает силу.

Приказ подписывает руководитель фирмы с расшифровкой его должности и личных данных.

В том случае, когда документом назначались ответственные лица, ниже необходимо предусмотреть специальные графы, в которых они будут проставлять свою отметку об ознакомлении.

>Если вы решили разработать Положение об оплате труда

Для чего нужно Положение об оплате труда работников?

Трудовой кодекс РФ не обязывает работодателя составлять Положение об оплате труда.

И все же крупным организациям со сложной системой выплат удобнее иметь отдельный документ, который объединит все сведения о структуре оплаты труда, датах и порядке выдачи зарплаты и пр. Некоторые компании идут дальше — в еще один локальный акт выносят все, что связано с премированием. Впрочем, это тоже необязательно.

Зачем же нужны эти положения, когда Трудовой кодекс РФ обязывает указывать порядок оплаты труда в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ) и Трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ)? Принимая решения составлять / не составлять Положение об оплате труда, работодатель должен помнить, что любое изменение в заработной плате сотрудника должно быть отражено в его трудовом договоре. Это значит, что организация обязана заключить дополнительное соглашение к трудовому договору с каждым сотрудником, кого коснутся перемены. Если же утвержден отдельный документ, то в трудовом договоре можно указать окладную и компенсационную части, а по стимулирующим (премиальным) выплатам сделать ссылку на Положение, например такую: «Премии выплачиваются в соответствии с Положением об оплате труда работников / Положением о премировании». И все корректировки пройдут именно через новые редакции документа.

Трудовой договор и дополнительное соглашение печатайте прямо из программы Контур-Персонал.

Узнать больше

Подробно расписанная схема выплат «утяжеляет» трудовой договор, делает документ громоздким. Утверждать Положение об оплате труда целесообразно, если в организации кроме окладов работники получают какие-либо дополнительные выплаты, компенсации или если для разных категорий сотрудников приняты разные системы оплаты труда.

Кроме того, Положение об оплате труда работников страхует организацию перед налоговой: документ обосновывает правомерность отнесения тех или иных затрат к фонду оплаты труда, тем самым уменьшает базу налога на прибыль. Суммы, не внесенные в Положение об оплате труда, трудовой договор и/или Правила внутреннего трудового распорядка, могут быть оспорены налоговой инспекцией.

Есть и еще один аргумент — работодатель обязан при выплате зарплаты вручать сотруднику уведомление (расчетный листок) с подробным описанием всех начислений и вычетов (ст. 136 ТК РФ). Форму уведомления организация разрабатывает самостоятельно и утверждает Положением об оплате труда.

Как составить Положение об оплате труда работников?

Содержание и структура Положения об оплате труда работников строго не регламентированы действующим законодательством. Работодателю следует ориентироваться прежде всего на Трудовой кодекс РФ, а также на существующие региональные и отраслевые соглашения, которые регулируют всевозможные надбавки и доплаты. Важный документ — Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 № 216. В нем отражены районные коэффициенты, о которых работодатель обязан сказать в локальных нормативных актах.

Главное требование к Положению об оплате труда — документ не должен ухудшать положение работника по отношению к нормам трудового права.

В структуру Положения могут быть включены следующие разделы:

  1. Общий раздел — определяет стороны трудовых отношений, расшифровывает основные понятия.
  2. Вознаграждение за труд. В разделе стоит указать общую систему оплаты труда (окладно-премиальная/комиссионная), размеры окладов/комиссионных для каждой из категорий работников в зависимости от должности или специфики работы. Здесь же можно уточнить порядок и сроки выдачи зарплаты — эти сведения должны совпадать с тем, что указано в Правилах внутреннего трудового распорядка.
  3. Стимулирующие выплаты (если данный вопрос не вынесен в отдельное Положение о премировании). Речь идет о премиях и надбавках, например за профессиональные достижения или квалификацию, о порядке их назначения и выплат.
  4. Компенсационные выплаты. В этот раздел работодатель вносит суммы, которые начисляются работникам за особые условия труда: районный коэффициент, доплата за вредность, за работу в ночное время, за совмещение и пр.
  5. Заключительный раздел. В заключительной части отражается порядок утверждения документа, сроки его ввода в действие и отмены предыдущей редакции. Этот раздел факультативен, поскольку информация содержится в приказе, которым руководитель утверждает Положение.

Это примерный перечень разделов, которые могут быть в Положении. На свое усмотрение работодатель может выделить в отдельную часть порядок и сроки выплаты заработной платы, общую схему оплаты труда или принятые в организации удержания из зарплаты.

Кто утверждает Положение об оплате?

В зависимости от штата организации в разработке Положения могут участвовать бухгалтеры, специалисты экономического отдела, юридической службы, документационно-правового обеспечения и пр. Если на предприятии есть профсоюзная организация или представительный орган работников (ст. 372 ТК РФ), проект Положения обязательно согласуется с ними. Если выборный орган отсутствует, руководитель утверждает проект единолично своим приказом.

Значимый момент: ознакомить сотрудников с Положением об оплате труда (в том числе с новой редакцией Положения) работодатель должен минимум за два месяца до вступления документа в силу. То есть в приказе, которым руководитель утверждает Положение, должна быть обозначена дата вступления документа в силу — не менее чем через два месяца.

Ознакомиться с Положением об оплате труда обязаны все сотрудники организации при приеме на работу или за два месяца до введения новой редакции в действие. Уведомления оформляются индивидуально каждому, в бумажном виде. Подписи о прочтении Положения сотрудники могут оставить на самих уведомлениях, в специальном журнале или на листах ознакомления.

Нарушение этих сроков может стать поводом для трудовых споров и повлечь за собой административную ответственность.

Можно ли ввести в действие положение об оплате труда работника на определенный срок, например на период навигации? Каков срок ознакомления работника с изменением в положении об оплате труда?

29 мая 2018

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положение об оплате труда работников может быть введено работодателем на определенный срок, в том числе на период навигации. Срок ознакомления работников с принятым положением об оплате труда законодательством не установлен.

Обоснование вывода:
Согласно части второй ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Положение об оплате труда, как локальный нормативный акт организации, согласно части седьмой ст. 12 ТК РФ вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Соответственно, обратной силы локальный нормативный акт не имеет, и установить, изменить или отменить какое-либо правило локального нормативного акта работодатель может только на будущее время (определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.02.2016 N 33-1648/2016).
Момент, когда локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие, регламентирован в части восьмой ст. 12 ТК РФ. Таковым является одно из следующих событий:
— истечение срока действия;
— отмена (признание утратившим силу) другим локальным нормативным актом;
— вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, устанавливающего более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом.
Трудовое законодательство не содержит прямых указаний относительно недопустимости принятия локальных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения на определенный срок (год, сезон, квартал и пр.). Таким образом, положение об оплате труда работников может быть введено работодателем на определенный срок, в том числе на период навигации.
Отметим, что правила разработки и утверждения локальных нормативных актов законом не регламентированы. Работодатель самостоятельно определяет лиц, ответственных за подготовку проектов локальных нормативных актов по тем или иным вопросам, а также сроки выполнения ими подобной работы. При необходимости с целью разработки локального акта может создаваться рабочая группа. Также может быть предусмотрена процедура согласования текста с конкретными специалистами или подразделениями (например, с юридической службой, бухгалтерией).
При этом в силу части четвертой ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При отсутствии представительного органа работников работодатель принимает локальный нормативный акт самостоятельно (часть вторая ст. 8 ТК РФ). Утверждается локальный нормативный акт удобным работодателю способом: посредством издания отдельного приказа в свободной форме или путем проставления на самом документе утверждающей визы руководителя либо иного лица, наделенного соответствующими полномочиями.
Работодатель обязан знакомить работников под подпись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Устраивающихся на работу согласно ст. 68 ТК РФ необходимо знакомить с принятыми локальными актами еще до подписания трудового договора. С локальными актами, принимаемыми работодателем в процессе трудовой деятельности работников, обязывает знакомить статья 22 ТК РФ. Однако какого-либо конкретного общего срока ознакомления законом не установлено. Срок ознакомления работников с принятым положением об оплате труда также законодательством не установлен. Дистанционный работник может быть ознакомлен с локальными нормативными актами путем обмена электронными документами между работодателем и дистанционным работником (часть пятая ст. 312.1 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Положение об оплате труда

Доброе утро, Татьяна.

Положение об оплате труда не обязательно утверждать ежегодно и в начале года.

В ст.8 ТК РФ сказано:

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Что касается отсутствия профсоюза, в той же ст.8 ТК РФ сказано:

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

?Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

То есть, если в ваших локальных актах предусмотрено условие о согласовании всех локальных актов, то нужно согласовывать с Профсоюзом, а при его отсутствии с представителем коллектива. если подобного условия нет, то можно и не согласовывать.

Что касается действия Положения об оплате труда в ст.12 ТК РФ сказано:

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

То есть, если изначально в вашем Положении об оплате труда не оговорен срок действия, то оно действует до принятия нового. А новое в свою очередь принимается, если вышли новые Федеральные законы либо ищменения к ним, которые улучшают предыдущие условия Положения об оплате труда.

Что касается работы инвалида. В ст.92 ТК РФ сказано:

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

К сожалению, вы не указали группу инвалидности в своем вопросе, поэтому предоставлю общие данные.

То есть при любом графике работы сменном или постоянном, более 35 часов инвалид 1 и 2 группы не имеет право работать, вернее его не имеют право заставлять.

Также в ст.92 ТК РФ сказано:

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

То есть только по согласию сторон продолжительность рабочей недели инвалиду может быть увеличена до 40 часов, но только с согласия самого работника и с соответствующей оплатой за переработку.

Аналогичные нормы приведены в ст.94 ТК РФ:

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

для инвалидов — в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что написано в мед.заключении вашего работника-инвалида, установлено ли там ограничение по часам смены? Какие там рекомендации? Если 35 часов, то нормально и все что свыше это переработка. И естественно в Положении о заработной плате этот момент должен быть отражен.

Будут еще вопросы, обращайтесь.

Связаться с юристом

Бондаренко Елена Валерьевна
E-mail: elena_bondarenko_76@list.ru

Порядок составления

Составление ПОТ — ответственное мероприятие, поэтому мы рассмотрим его поэтапно.

Кто составляет

В составлении могут принимать участие следующие сотрудники:

  • Экономист по труду, он рассчитывает все цифры, которые будут присутствовать в документе. Сюда относится размер премии, в процентном или денежном выражении, общий фонд оплаты труда и налоговые начисления на него и т.д.;
  • Кадровик отвечает за то, чтобы все должности, имеющиеся в штатном расписании, были включены в положение. Также работник кадров отвечает за внесение таких положений Трудового Кодекса, как предоставление дополнительных и льготных отпусков, оплата сверхурочных и праздничных часов и т.д.;
  • Главный бухгалтер обязательно контролирует составление положения, поскольку оно является финансовым документом организации;
  • Если на предприятие есть профсоюз, то его представителя обязательно включают в рабочую группу.

Круг лиц, принимающих участие в разработке, не является обязательным и определяется руководителем, с учетом целесообразности.

Какая информация должна присутствовать

Главный вопрос, который освещает ПОТ это, как начисляется заработная плата в компании. Отсюда можно сделать вывод, что сюда вносят следующие сведения:

  • Даты выплаты зарплаты, они не должны противоречить законодательству, то есть выплаты производятся не реже двух раз за период, с интервалом в полмесяца;
  • Порядок выплаты денежных средств работникам: наличным или безналичным расчетом, процентное соотношение аванса к общей сумме;
  • Система премирования на предприятии, для каких категорий должностей она будет действовать;
  • Если на предприятии действует не только оплата по окладу, но и сдельная, то указываются расценки за единицу продукции. А также повременные ставки (кроме ставки за месяц, которая называется окладом и указывается в штатном расписании);
  • Перечень доплат, действующих на предприятии. Например, доплата за обслуживание автомобиля, ведение кассы, погрузо — разгрузочные работы и т.д.

Полный перечень информации, которая будет содержаться в ПОТ, определяется руководством фирмы.

Оформление и утверждение

Положение об оплате труда оформляется в виде отдельного локально-нормативного акта. Для удобства восприятия информации оно разбивается на логические разделы. Каждый, из которых освещает свой блок.

Утвержденной формы этого документа нет, поэтому его оформление осуществляется на усмотрение компании. Но при этом нужно помнить, что документ является финансовым и утверждается грифом руководителя, то есть его оформление должно отвечать следующим требования:

  • Страницы должны быть пронумерованы сквозной нумерацией;
  • Он должен быть прошит и скреплен печатью, для исключения несанкционированного дополнения или изъятия информации.

После того, как положение оформлено соответствующим образом, руководитель ставит в правом верхнем углу свою подпись под грифом «Утверждаю». Ниже ставится дата утверждения, и срок действия, если он определен.

Внесение изменений

Поскольку все работодатели, за исключением государственных предприятий, имеют право самостоятельно устанавливать форму и размер оплаты работникам, то, соответственно, они могут изменить ее в любое время. Но при этом они должны соблюдать следующие требования законодательства:

  • Оплата должна быть не меньше МРОТ;
  • Обо всех изменениях сотрудники должны быть предупреждены не менее чем за 2 месяца.

Изменения в ПОТ могут вноситься двумя способами:

  • Издание приказа, который дополнит уже существующее положение. Целесообразно применять, когда изменений немного и они — незначительные;
  • Разработка и утверждение нового положения. Целесообразно, когда происходят значительные перемены в учете труда и заработной платы.

Способ внесения изменений также остается на усмотрение руководителя.

Обязательно ли наличие ПОТ на предприятии

Законодательство не устанавливает обязательное наличие ПОТ на предприятии, но при этом обязывает работодателя утверждать такие данные как: оклады, тарифные ставки, сроки выплаты зарплаты и т.д.

Отсюда можно сделать вывод, что он может быть заменен следующими документами:

  • Штатное расписание – можно использовать, если на предприятии оплата производится только в виде окладов, а все премии и доплаты подробно рассмотрены в соответствующей колонке;
  • Внутренний распорядок – сюда, как правило, вносят сведения о датах выплат. Но этот документ можно также дополнить разделом, содержащим сведения о зарплате.
  • Коллективный договор – самый универсальный внутренний акт, в нем могут содержаться все сведения, либо можно оформить ПОТ и правила внутреннего распорядка в виде приложений к нему.

Это значит, что положение об оплате труда как отдельный документ можно не составлять, но при этом весь порядок выплат должен быть прописан. Если на предприятии работает большое количество людей, имеющих разные системы оплаты труда, то составление отдельного документа регулирующего эту сферу значительно облегчит работу.

С уважением, Технические Эксперты.

Согласно Трудовому кодексу положение об оплате труда работников не является документом, который в обязательном порядке должен присутствовать у работодателя, так как в общем случае вопросы, касающиеся оплаты труда, регулирует трудовой договор. Однако принятие единого локального акта, в котором бы подробно описывались все вопросы, касающиеся системы оплаты труда работников, каким и является положение об оплате труда и материальном стимулировании, оказывает положительное влияние на дисциплину коллектива.

В трудовом законодательстве не содержится каких-либо определенных или строгих требований к содержанию документа. В положение об оплате труда стоит включить следующие разделы:

  • Раздел с общими положениями, в котором работодатель очертит основные цели данного документа, сотрудников, на которых распространяется действие документа, требования к работникам для начисления заработной платы и т.д.
  • Порядок выплаты заработной платы, сроки выплат;
  • Описание системы оплаты труда, которая применяется в компании;
  • Минимальный размер оплаты труда, который установлен в компании;
  • Размеры окладов, установленные для определенных работников компании в зависимости от выполняемой работы или занимаемой должности;
  • Условия премирования работников (в случае, если данный вопрос не регулируется отдельным локальным актом, например, Положением о премировании);
  • Условия удержания денежных выплат, ограничения размера удержаний, правила и т.д.;
  • Другие особенности, имеющие место в данной компании.

Перечисленные условия носят рекомендательный характер. Главное, о чем должен помнить работодатель: положение об оплате труда ни в коем случае не должно ухудшать положение сотрудников организации и не должно противоречить законодательству.

Порядок утверждения положения об оплате труда

В случае, если работодатель принял решение разработать и утвердить данный локальный акт, действовать необходимо в следующем порядке.

Унифицированная форма положения об оплате труда не утверждена, поэтому документ разрабатывается в организации самостоятельно. Согласно требованиям Трудового кодекса, разработанный работодателем проект документа должен быть отправлен на рассмотрение и утверждение представительного органа работников (профсоюза). При утверждении данного документа мнение работников обязательно должно быть учтено. В случае, если выборный орган отсутствует, то работодатель утверждает проект самостоятельно.

После составления документа, положение об оплате труда должно быть подписано. Как правило, документ подписывает тот, кто его составлял – это может быть специалист кадровой службы, руководитель направления и т.д. Кроме того, в компании может быть принят определенный порядок утверждения локальных актов. Например, до подписания документа руководителем предприятия, документ должен быть утвержден, в частности, юристом компании или руководителем отдела кадров.

Далее положение должно быть утверждено и введено в действие. Данную функцию выполняет приказ об утверждении положения об оплате труда или поле «Утверждено» на самом документе.

Все работники компании должны быть ознакомлены с положением об оплате труда. Это можно сделать следующим образом:

  • работники могут поставить подпись на специальном листе ознакомления;
  • работники могут поставить подпись о том, что ознакомлены с положением, в специальном журнале ознакомления;
  • о факте ознакомления с положением об оплате труда можно сообщить на экземпляре трудового договора, который будет храниться у работодателя.

В случае, если работник отказывается ознакомиться с положением об оплате труда, его отказ лучше оформить письменно. Это будет являться подтверждением того, что работодатель выполнил свою обязанность, и убережет от возможных проблем с трудовой инспекцией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *