Уведомление о переходе на прямые договора

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» ресурсоснабжающим организациям предоставлено право на заключение с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, (далее – прямые договоры) в случае одностороннего отказа от заключенного с исполнителем коммунальных услуг договора ресурсоснабжения.

Односторонний отказ ресурсоснабжающей организации от заключенного с исполнителем коммунальных услуг договора допустим при наличии у последнего задолженности, равной или превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

На основании ч. 4 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ ПАО «МОЭК» уведомляет о принятом решении об одностороннем отказе с 01.09.2019 от исполнения договоров ресурсоснабжения, в связи с наличием задолженности, превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договорам ресурсоснабжения, в отношении ООО УК «Дом-Мастер», ООО «УК «Созидание».

Уведомление о переходе на прямые договоры ООО УК «Дом-Мастер»

Перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО УК «ДОМ-Мастер», подлежащих переводу на прямые договоры ПАО «МОЭК» с собственниками помещений с 01.09.2019

Уведомление о переходе на прямые договоры ООО «УК «Созидание»

Поставщикам ресурсов и управляющим организациям поделили обязанности по прямым договорам на коммунальные услуги.

31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ, упорядочивающее заключение прямых договоров между жителями многоквартирных домов и поставщиками коммунальных ресурсов. Им же определен круг обязанностей управляющих компаний при заключении прямого договора между собственниками и ресурсниками.

Об этих и других изменениях жилищного законодательства рассказали 30 июля жилищным активистам на собрании Общественной организации потребителей услуг ЖКХ «Объединение советов домов Удмуртской Республики».

Речь идет о Федеральном законе №59-ФЗ от 3.04.2018, который позволил собственникам помещений и поставщикам ресурсов заключать прямые договоры на поставку коммунальных услуг, исключив из процесса управляющие организации, и Постановлении Правительства РФ от 13.07.2019 №897 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в МКД и ресурсоснабжающими организациями».

Для справки

Собственники могут перейти на прямые договоры с РСО в случаях: если они приняли такое решение на общем собрании; если при смене управляющей компании оставляют ранее заключенные прямые договоры. В таких случаях для возникновения прямых договоров требуется принять решение на общем собрании собственников.

Инициировать процесс перехода к прямым договорам может и ресурсоснабжающая организация, если управляющая организация накопила задолженность, превышающую размер средней оплаты по договору за два платежных периода. При этом задолженность должна быть подтверждена актом сверки, подписанным УК, или вступившим в силу решением суда (п. 7.5 ч. 7 ст. 155 ЖК РФ). В этом случае прямые договоры возможны без решения общего собрания собственников жилья.

Александр Евсеев, председатель Объединения советов домов Удмуртии, председатель комиссии Общественной палаты УР по экологии, ЖКХ и развитию территорий, отметил, что процесс перехода на прямые договоры в Удмуртии идет уже достаточно давно – первые прямые отношения начались еще в 2013 году. В настоящее время около 80% потребителей оплачивают коммунальные услуги напрямую в ресурсоснабжающие организации. Он также обратил внимание потребителей на то, что изменения касаются обязанностей исполнителя коммунальных услуг при прямых договорах (см.п.31 Постановления Правительства №354). «Уточнено, что при прямых договорах именно ресурсоснабжающая организация становится исполнителем коммунальных услуг, именно она обязана принимать показания индивидуальных приборов учета от потребителей, проводить проверку правильности начислений платы за коммунальные услуги, хотя раньше она считала, что это обязанность управляющей компании, — сказал он. — Кроме того, она должна предоставлять показания счетчиков управляющей организации. Это важно для правильного и своевременного начисления платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества».

Также Александр Евсеев добавил, что у управляющей организации, по сути, обязанностей тоже меньше не становится. Она все также обязана ежемесячно, не позднее 26-го числа текущего месяца, предоставлять ресурсоснабжающей организации показания индивидуальных приборов учета, если их передали ей жители, а также показания общедомового прибора учета (снимать их она должна с 23-го по 25-е число текущего месяца). Она по-прежнему принимает жалобы потребителей на качество коммунальных услуг, при этом проводит вместе с РСО проверки по ним, составляя акты и фиксируя вред имуществу и здоровью жителей.

Управляющая компания должна проводить техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей. Также в ее обязанности входит установление и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета (в течение 3 месяцев после того как собственники решили включить эти расходы в плату за содержание жилого помещения).

Управляющая организация обязана предоставлять представителям РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома, чтобы они провели работы по приостановлению или ограничению коммунальных услуг. Кстати, определено, что расходы исполнителя на эти цели подлежат возмещению за счет потребителя-должника (но не больше 3 тыс. рублей в совокупности).

Подробнее об обязанностях управляющей организации при прямых договорах: Постановление Правительства №354, новый пункт 31.1.

Для справки

С августа 2019 года прямые договоры собственников с РСО заключаются по форме типового договора (форма утверждена Постановлением №897). Это не требует письменного заключения договора со стороны каждого собственника.

После заключения прямого договора с собственниками РСО обязана разместить для потребителей в ГИС ЖКХ и на своем сайте информацию: о дате заключения договора и начала исполнения РСО договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг; о сроках и способах внесения платы за услуги, о своих платежных реквизитах, адресе и контактах.

На платежном документе запрещается размещение рекламы, за исключением социальной рекламы, но разрешена информация справочного характера, в том числе о предоставлении коммунальных услуг, об изменении законодательства в сфере предоставления ЖКУ и/или тарифов, нормативов потребления коммунальных услуг и т.д.

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется

«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

У КОГО БЕРУ – ТОМУ И ПЛАЧУ

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей. Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

КАК ИНИЦИИРОВАТЬ ПРОЦЕДУРУ ПЕРЕХОДА НА ПРЯМОЙ ДОГОВОР С РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация.

ЕСЛИ ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ИНИЦИИРУЮТ СОБСТВЕННИКИ

Для перехода на прямые договоры с РСО требуется решение общего собрания собственников (ОСС). Решение принимается простым большинством голосов. То есть общее собрание считается правомочным принимать решения, в случае если в нем принимают участие собственники, обладающие более чем 50% от общего числа голосов.

При этом решение по вопросу считается принятым, если «за» проголосовало большинство собственников из числа лиц, принимающих участие в общем собрании.

В целях определения момента заключения прямого Договора в повестке общего собрания и в Протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку Договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.

Копия Протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы Протокола и решений инициатор собрания обязан предоставить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.

Заключения Договора с ресурсниками в письменной форме не требуется. При этом законодательством предусмотрена возможность переноса момента заключения Договора на срок не более чем на три календарных месяца по инициативе ресурсоснабжающей организации.

О таком решении ресурсоснабжающая организация уведомляет инициатора общего собрания собственников в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и Протокола общего собрания собственников помещений. Весь этот период управляющая домом организация обязана рассчитывать жителям платежи за коммунальные услуги.

Необходимо также учесть, что переход на прямой Договор влечет за собой изменение Договора управления с управляющей организацией. Речь идет об исключении функций сбора коммунальных платежей и передаче этих функций от УК к РСО.

Специалистами Госжилнадзора в целях оказания методической помощи собственникам разработан образец Протокола общего собрания по вопросу перехода к прямым договорам с ресурсоснабжающими организациями, который размещен в свободном доступе в интернете и может использоваться собственниками помещений при проведении общих собраний.

ЕСЛИ ПЕРЕХОД НА ПРЯМЫЕ РАСЧЕТЫ ИНИЦИИРУЕТ РЕСУРСНИК

Ресурсник вправе отказаться от Договора с УК и потребовать прямых договоров с собственниками только в том случае, если УК имеет перед ресурсником задолженность по оплате за поставку ресурса в течение двух месяцев. Задолженность должна быть признана либо самой УК, либо установлена судом.

Если УК погасит задолженность до вступления в силу решения суда, то ресурсник теряет право расторгнуть Договор. При прекращении действия Договора ресурсоснабжающая организация обязана уведомить об этом как управляющую организацию, так и собственников помещений в многоквартирном доме.

Информация должна быть размещена на информационных досках дома и опубликована в местной газете. Одновременно с этим ресурсоснабжающая организация заключает прямой Договор с собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРЯМЫХ РАСЧЕТОВ

Прямые договоры можно признать более выгодными по нескольким причинам:

— снижаются риски банкротств УК в связи со снижением числа возможных кредиторов;

— если услуга некачественная, то потребитель может отказаться ее оплачивать, уведомив об этом ресурсника; на остальных услугах и платежах это не скажется;

— при задолженности ресурсник вправе ограничить именно эту услугу, а не так как это было ранее – на усмотрение УК.

Единственное неудобство – увеличение числа квитанций и, возможно, разные места оплаты этих счетов.

НОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УК ПРИ ПЕРЕХОДЕ МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ

31 июля 2019 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 №897-ПП, которое регулирует взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Касается оно жителей домов, где вода, свет, тепло и газ поставляются в квартиры собственников по прямому Договору с поставщиком ресурса, без участия управляющей организации.

Постановление №897-ПП выполняет следующие задачи:

— утверждает форму типового Договора между УК и РСО;

— регулирует сроки и состав информации, которую УК должна передать в РСО после заключения прямого Договора;

— уточняет правила обмена показаниями индивидуальных приборов учета между УК и РСО;

— прописывает правила приема жалоб на качество коммунальных услуг и требований перерасчета платы при некачественных услугах;

— фиксирует правила взаимоотношений УК с Регоператором по обращению с ТКО при заключении собственниками прямого Договора (что актуально после новой мусорной реформы);

— вносит уточнения и дополнения в права и обязанности исполнителей коммунальных услуг;

— вводит запрет на размещение рекламы на платежных документах.

ЗА ЧТО ТЕПЕРЬ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ

Из основного – управляющая организация по-прежнему в ответе за содержание всех внутридомовых сетей. Также УК всегда отвечает за прием жалоб от жителей и качество коммунальных услуг.

Но теперь, поскольку при прямых договорах с РСО услуги жильцам поставляются напрямую ресурсоснабжающими организациями, у этих организаций должны быть все данные о собственниках и принадлежащих им помещениях. Что возлагает на ЖЭКи ответственность за передачу РСО внушительного объема такой информации, а также за ее своевременную актуализацию.

Помимо этого, управляющая организация при прямом Договоре собственников с поставщиками коммунальных ресурсов должна:

— заключать договоры на приобретение ресурсов на содержание общедомового имущества (то есть на все общедомовые и нежилые помещения: чердаки, подвалы, подъезды и др.);

— проводить техническое обслуживание всех внутридомовых инженерных систем;

— принимать жалобы потребителей на качество коммунальных услуг, а также организовывать и проводить вместе с РСО проверки по таким жалобам, составлять акты проверок и фиксировать вред, причиненный имуществу и/или здоровью жителей дома ненадлежащим качеством услуг;

— контролировать качество коммунальных ресурсов и непрерывность их подачи до границ раздела внутридомовых и централизованных сетей;

— установить и ввести в эксплуатацию общедомовые приборы учета (ОДПУ) в течение трех месяцев с момента, когда собственники на общем собрании приняли решение включить расходы на такие работы в плату за содержание жилого помещения.

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ РСО ВПРАВЕ ПЕРЕДАТЬ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ

Постановление вменило в обязанность управляющих организаций предоставлять сотрудникам РСО доступ к общему имуществу многоквартирного дома в случае ограничения ресурса злостным неплательщикам. Во многих домах с этим возникают трудности. Например, в подвал среднестатистического многоквартирника без сотрудника УК попасть довольно сложно.

Однако теперь по соглашению ресурсник может уполномочить управляющую организацию ограничить или приостановить подачу ресурса должникам. Для этого между УК и РСО заключается соглашение.

Какие еще права может передать ресурсник управляющей компании:

— снимать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных вне жилых помещений, и проводить проверку их состояния не реже одного раза в полгода (пп. «е(1)» п. 31 ПП РФ №354);

— проверять состояние ИПУ по заявлению потребителя в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента его обращения (пп. «е(2)» п. 31 ПП РФ №354).

При этом все это РСО и Регоператор не могут сделать в одностороннем порядке. Для этого также требуются соответствующие соглашения.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Если часть обязанностей, которые РСО получила при переходе на прямой Договор, была передана УК, то ресурсник/Регоператор обязан сообщить об этом потребителям. Для этого на информационных стендах в подъездах МКД и на досках объявлений в офисах РСО должна быть размещена соответствующая информация.

КУДА ТЕПЕРЬ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ СЧЕТЧИКОВ: В УК ИЛИ РСО?

В обязанностях управляющих организаций при переходе собственников на прямые договоры появилось требование по передаче в РСО показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. После заключения прямого Договора жильцы должны предоставлять показания счетчиков исполнителю коммунальных услуг, то есть РСО.

Однако многие граждане по старинке пересылают информацию в свою УК. Если так произошло, то есть собственники/наниматели жилых помещений в доме передали показания счетчиков воды или электроэнергии в УК, она обязана собрать полученные данные и направить их в РСО не позднее 26-го числа текущего месяца.

В такие же сроки УК обязана предоставить в РСО показания общедомового прибора учета ресурсов, если таковой установлен в доме. Снимать такие показания управляющая организация должна в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Весь порядок предоставления данных должен быть закреплен в Договоре между УК и РСО о поставке коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома. Ресурсник также обязан извещать УК об актуальных показаниях счетчиков. Обязанность такого взаимообмена, прописанная в данном Постановлении, поможет избежать ошибок в начислениях. Получая сведения от ресурсоснабжающей организации, УК в свою очередь сможет контролировать расчет платы за эту услугу.

КАК И КАКИЕ ДАННЫЕ О СОБСТВЕННИКАХ УК БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬ РСО

При заключении прямого Договора на поставку коммунальных ресурсов между собственниками помещений и РСО управляющая домом организация перестает быть исполнителем коммунальных услуг. Такой статус по прямому Договору получает РСО.

При этом ей необходимо получить от управляющей организации персональные данные собственников и нанимателей жилых помещений для начислений и выставления платежных документов. Эти данные ЖЭК должен передать, причем не спрашивая согласия жителя.

Состав сведений, которые УК должна передать новому исполнителю коммунальных услуг, до ПП РФ №897 определялся в соответствии с п. 69 ПП №354. В данном пункте перечислен состав информации, которую исполнитель услуг обязан указывать в платежных документах.

Информация о собственниках содержит: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, реквизиты удостоверяющего личность документа, телефон и адрес электронной почты, если собственник или наниматель является физическим лицом; наименование, место госрегистрации и контактный телефон собственника, если он является юридическим лицом.

Информация о жилых помещениях в МКД содержит: адрес, площадь и количество проживающих по каждому из таких помещений, площадь общего имущества, а также реквизиты документов, удостоверяющих право собственности на помещения с предоставлением их копий при наличии.

Информация о приборах учета содержит: дату и место установки, сроки поверки, дату опломбирования, показания таких приборов учета за последние 12 месяцев.

Также в распоряжении ресурсника и Регоператора должна быть следующая информация:

— о наличии/отсутствии технической возможности установить ИПУ с приложением актов обследования;

— о субсидиях на оплату коммунальных услуг в отношении собственника или пользователя жилым помещением;

— о помещениях, где введено ограничение или приостановлена поставка коммунальных ресурсов, и об устранении причин для применения таких мер на дату передачи информации;

— о перерасчетах за последние 12 месяцев с предоставлением копий документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Аналогичный перечень информации при прямом Договоре управляющая организация должна передать Регоператору по обращению с ТКО.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПЕРЕДАЧУ ДАННЫХ И ОШИБКИ

В Постановлении №897 и новых добавленных пунктах Постановления №354 теперь прописана ответственность ЖЭКа за непередачу сведений в РСО или ошибки в них.

Все данные, необходимые для расчетов и взимания платежей, УК должна передать не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала предоставления коммунальной услуги РСО. Эта дата, как правило, указывается в Протоколе общего собрания собственников, на котором участники приняли решение о переходе на прямой Договор.

Передать информацию УК обязана в двух вариантах: на электронном носителе и на бумаге. Документ должен быть подписан руководителем управляющей организации или председателя правления ТСЖ/ЖК.

В ПП РФ №354 появилось примечание о том, что УК будет отвечать за ошибки, которые содержатся в переданной РСО информации или за непредоставление всех или части сведений в соответствии с п. 6 ПП РФ №354 (пп. «б» п. 1 ПП РФ №897).

ВАЖНО ЗНАТЬ! Согласно п. 155(1) ПП РФ №354, исполнитель коммунальных услуг уплачивает штраф потребителю, если последний докажет, что ему необоснованно увеличили плату за коммунальные услуги.

Если к такой ситуации приведут ошибки в переданных в РСО управляющей организацией данных, то именно ЖЭК будет возмещать поставщику ресурсов убытки, связанные с уплатой штрафа. Такие же санкции в отношении УК будут применены, в случае если она не передаст необходимые для расчетов сведения или передаст их не в полном объеме.

ОТВЕТЫ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

Зачем заключать прямой Договор, если у собственников нет претензий к УК?

Заключение прямого Договора с поставщиком коммунальной услуги – это право, а не обязанность.

Если собственников устраивает, как управляющая организация ведет коммунальное хозяйство, нет претензий к платежным документам и качеству коммунальных услуг, переходить на прямой Договор необязательно.

Как быть, когда УК препятствует заключению прямого Договора?

У управляющей организации нет полномочий вмешиваться в решение собственников или препятствовать ему.

Если собственников не устраивает, как УК, ТСЖ/ЖСК рассчитывает коммунальный ресурс, возникает задолженность перед поставщиками, к дому применяются санкции в виде временных отключений ресурса, имеет смысл воспользоваться своим правом и инициировать проведение общего собрания о переходе на прямые договоры с поставщиками коммунальных услуг.

Может ли УК отказаться от дома при переходе на прямые расчеты с ресурсником?

Это нарушение лицензионных требований. УК не имеет права «бросить» дом.

Надзор за лицензионной деятельностью осуществляет Госжилнадзор. Жалуйтесь на самоуправство управляющей организации. В точности так же уклонение ресурсоснабжающих организаций от заключения прямых договоров не допускается и влечет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Кто будет выставлять плату за ОДН (СОИ)?

Переход на прямые договоры не затрагивает отношений УК и поставщиков касательно коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Обязанность передавать в РСО показания общедомовых приборов учета тепла, газа, воды и электроэнергии остается у управляющей организации.

Кто будет в ответе за теплые батареи и горячую воду?

Организации, поставляющие коммунальные ресурсы, отвечают за поставки ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Все, что начинается с подвала дома, – на совести УК, ТСЖ или ЖСК.

Управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приема жалоб от потребителей на нарушение качества коммунальных услуг. Поэтому, если в доме перебои со светом, еле теплые батареи или из горячего крана течет холодная вода, претензию необходимо подавать руководству управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Если управляющая организация игнорирует жалобы, отправляем претензию в Госжилнадзор.

Как быть, если УК продолжает присылать счета за коммунальные услуги?

Обязанность по выставлению платежных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг.

При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация (РСО). На нее возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям. Поэтому, если управляющая компания продолжает выставлять платежные документы после перехода дома на прямые договоры, это расценивается как нарушение лицензионного требования.

Кроме того, вы можете потребовать штраф за каждую незаконную строку в квитанции. Величина штрафа – это 50% от выставленной суммы за ресурс.

Куда жаловаться, если ресурсник стал «мухлевать» с начислениями?

Госжилинспекция должна стоять на страже интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг вне зависимости от того, кто оказывает жилищные и коммунальные услуги.

Задача органов ГЖН – предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах. При прямых договорах ресурсник является исполнителем коммунальных услуг. Его деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354.

Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил №354. Это обстоятельство будет основанием для проверки органами ГЖН.

Kryzhov / .com

Соблюдение Правил осуществления деятельности по управлению МКД (далее – Правила № 416) является лицензионным требованием, а п. 2 этих Правил под деятельностью по управлению МКД понимает выполнение стандартов, направленных на достижение закрепленных в ст. 161 Жилищного кодекса целей, в том числе организацию и осуществление расчетов за коммунальные услуги. Следовательно, нарушение Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее – Требования), в том числе о перечислении РСО платежей, поступивших от населения, является нарушением лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению МКД (Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 74-АД19-2).

На это указал ВС РФ, рассматривая жалобу управдома, которого жилнадзор хотел наказать – именно за долги возглавляемой им УК перед РСО – по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП.

При этом суды первой и второй инстанций вступились за управдома, посчитав, что в компетенцию органа ГЖН не входит определение полноты расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. А значит, доказательства, добытые ГЖН, не соответствуют закону, а раз других в деле нет, то состав правонарушения не доказан.

Суд кассационной инстанции, напротив, согласился с тем, что орган ГЖН уполномочен проводить проверки соблюдения УК порядка, сроков, способов перечисления в пользу РСО денежных средств, поступающих УК от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг. Соблюдение порядка осуществления расчетов с РСО является требованием, предъявляемым к лицензиатам, и подлежит контролю. В данном случае орган ГЖН оформил протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ не по факту полноты расчетов и задолженности перед РСО, а по факту осуществления УК расчетов с РСО за коммунальные ресурсы в нарушение требований Правил № 416. Однако к тому времени срок давности привлечения к ответственности уже истек, и суд прекратил дело именно по этому основанию.

ВС РФ, получив жалобу на это решение, отметил следующее:

  • УК управляет домом на основании лицензии, а соблюдение Правил № 416 является лицензионным требованием (это утверждение суд отдельно обосновывать не стал);
  • упомянутые Правила № 416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД, к числу стандартов управления в том числе отнесены организация и осуществление расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в МКД коммунальной услуги соответствующего вида;
  • согласно ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы в соответствии с Требованиями;
  • а согласно этим требованиям, поступившие УК от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу РСО и регионального оператора (платежи потребителей), перечисляются этим организациям, причем не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей на счет УК. Размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой РСО и регионального оператора, определяется из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. Если ежедневный размер платежа составляет менее 5 тыс. руб., перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем один раз в пять рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу РСО и регионального оператора, превысит 5 тыс. руб.;
  • таким образом, управляющая организация обязана своевременно и в полном объеме перечислять денежные средства ресурсоснабжающим организациям;
  • административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД с нарушением лицензионных требований предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, которая является в рассматриваемом случае специальной по отношению к ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.

Напомним, что ни Жилищный кодекс РФ, ни постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД» не называют, по крайней мере, прямо, исполнение Правил № 416 – лицензионным требованием.

Такую позицию осторожно высказывал Минстрой России: поскольку лицензионным требованием является исполнение тех обязанностей по договору управления МКД, которые предусмотрены ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, а Правила № 416 созданы в целях реализации именно ст. 162 Жилищного кодекса РФ, следовательно, исполнение Правил № 416 есть лицензионное требование к УК МКД (письмо Минстроя России от 5 ноября 2015 г. № 35750-ОЛ/04).

ВС РФ же впервые признал исполнение Правил № 416 лицензионным требованием для УК МКД. Аналогичная мысль проскользнула еще в постановлении ВС РФ от 25 июля 2016 г. № 24-АД16-2, но там дело развалилось в связи с нарушением подсудности, и ВС РФ не стал подробно останавливаться на вопросах квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *