Уволить бухгалтера по инициативе работодателя

Как уволить главного бухгалтера по инициативе работодателя? Такой вопрос может возникнуть у любого директора организации. Поскольку увольнение главбуха — ситуация особенная, то о порядке действий и необходимых условиях для них подробно расскажем в статье.

За что можно уволить главбуха?

Роль любого бухгалтера, а тем более главного, в деятельности компании огромна. Поэтому прежде чем принимать на работу и тем более увольнять по статье человека, выполняющего обязанности главбуха, следует очень хорошо подумать о последствиях данного шага для компании.

Если вопрос решен положительно, то руководствоваться следует ст. 81, 84.1 ТК РФ, которые и определяют основания и порядок увольнения сотрудников фирмы. Подходят они и для главбуха, а о нюансах применения этих норм расскажем отдельно.

Традиционно наиболее удобны для увольнения следующие причины (пп. 5 и 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ):

  • невыполнение возложенных на главбуха обязанностей, если у него уже имеется одно взыскание (сюда можно отнести отлучки, опоздания, неисполнения производственных поручений и т. д.);
  • грубое, но в то же время однократное нарушение дисциплины (прогул, употребление спиртного, наркотиков).
  • разглашение главбухом коммерческой тайны или совершение хищения;
  • совершение действий с имуществом компании или иными ценностями, которые привели к утрате доверия;
  • несоответствие занимаемой должности по результатам аттестации;
  • предъявление при устройстве на работу подложных документов.

Помимо общих оснований для любого сотрудника ст. 81 ТК РФ определяет и специальные причины для увольнения именно бухгалтера. К ним относятся:

  • принятие немотивированного (необоснованного) решения главбухом, в результате чего был нанесен ущерб предприятию;
  • смена собственника имущества организации.

Как видно из приведенного перечня, причин для увольнения главбуха вполне достаточно. Однако стоит помнить, что бухгалтеры — люди грамотные, в том числе и юридически, а потому очень важно правильно применить выбранное для прекращения трудовых функций основание.

Особенности применения ст. 81 ТК РФ к главному бухгалтеру

Стоит помнить, что любые нарушения дисциплины должны быть зафиксированы. Если речь идет об опоздании, прогуле, отлучке, неисполнении поручений, то должны быть составлены соответствующие акты, фиксирующие данные нарушения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Факт хищения и вовсе устанавливается не администрацией организации, а соответствующими органами и должностными лицами, решения которых и должны лечь в основание для увольнения.

При применении таких оснований, как утрата доверия или совершение необоснованных действий, повлекших ущерб, администрации организации также необходимо иметь документальное подтверждение. В противном случае увольнение можно успешно обжаловать в суде с последующим восстановлением на работе.

Что касается недостатка квалификации и несоответствия должности, то использование этого основания часто затруднительно. Руководитель организации и другие ответственные работники зачастую не обладают познаниями в бухучете, а привлечение для проведения аттестации подчиненных главбуху сотрудников и вовсе некорректно. Поэтому единственный выход из такой ситуации — привлечение сторонних специалистов.

Следует помнить, что аттестация должна проводиться согласно имеющимся на предприятии документам, регулирующим ее порядок, продолжительность, периодичность и т. д. Нарушение этого требования является невыполнением правил ч. 2 ст. 81 ТК РФ. А решение администрации об увольнении, принятое без учета этого требования, будет незаконным.

Разглашение тайны — самое сложное и редко используемое на практике основание для расставания с главбухом. П. 11 ст. 13 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ указывает, что отчетность организации и все сведения, ее определяющие, не полагается относить к коммерческой тайне. Поэтому уволить бухгалтера за разглашение таких сведений нельзя.

Как провести передачу дел?

Скачать приказ о порядке приема-передачи дел

Главная проблема при расставании с бухгалтером, как добровольном, так и по инициативе администрации организации, — это вопрос передачи дел. Ведь от полноты и своевременности, качества выполнения данного, казалось бы, формального требования зависит стабильность работы компании.

Подпишитесь на рассылку

Важно помнить, что все обязанности по ведению бухучета возлагаются ст. 7 закона № 402-ФЗ на руководителя. Он же вправе вести учет самостоятельно либо передать данную функцию бухгалтеру.

Поэтому все вопросы передачи дел должны проводиться по процедуре, определенной в самой организации. Каких-либо особенных требований к этому вопросу законодательство не содержит.

Передать дела главбух вправе следующим лицам:

  • и. о. главбуха, назначенному из сотрудников компании;
  • новому главбуху, назначенному на эту должность;
  • если первых двух лиц не имеется, принять документы может только директор компании.

Как правило, о принятии дел составляется акт, который подписывается обеими сторонами. Документ должен быть подготовлен тщательно и должен отражать все нюансы (в том числе недочеты) передаваемых дел. По возможности увольнение главбуха лучше всего осуществить по окончании отчетного периода — это лучшая страховка от неприятностей.

Часто возникает вопрос, а может ли бухгалтер умышленно либо по халатности не передать дела в полном объеме либо передать их в ненадлежащем виде? Во избежание этой ситуации составляется подробный акт. Тем не менее ответственность бухгалтера за выполненную работу сохранится и после ухода из организации.

Она может быть административной, согласно ст. 15.11 КоАП РФ. Например, за искажение финансовой отчетности, отсутствие первичных документов, фиксацию мнимых фактов экономической деятельности и т. д. А в некоторых случаях, при наличии значительных последствий, и уголовной.

Как подготовить приказ — образец

При увольнении любого сотрудника, а главбух не является исключением, администрации организации необходимо руководствоваться алгоритмом, указанным в ст. 84.1 ТК РФ.

Ч. 1 указанной статьи определяет, что прекращение трудового соглашения с работником оформляется приказом. Для приказа существует специальный бланк формы № Т-8, которая утверждена постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 05.01.2004 № 1.

Бланк уже имеет все необходимые реквизиты, поэтому при увольнении необходимо лишь указать данные работника и причину увольнения.

Работник должен быть уведомлен о наличии такого приказа и при необходимости имеет право на получение копии, на что указывает ч. 2 ст. 84.1 ТК РФ. Специальной ведомости для проставления подписи работника заводить не нужно, так как соответствующая графа уже имеется в бланке, и подпись работника останется на его оригинале.

В день прекращения соглашения (он же последний день работы) уволенному бухгалтеру должна быть выдана трудовая книжка, с ним также производится окончательный расчет. После чего трудовые отношения с главбухом считаются прекращенными.

Юрист: Васим Ахметов сейчас online

Здравствуйте Наталья!

Статья 180 Трудового кодекса. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации

При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Имейте ввиду Наталья, это право работодателя, а не обязанность. Вам стоит поговорить с работодателем и решить вопрос взаимно. Удачи Вам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *