Увольнение главы муниципального образования

Статья 42. Досрочное прекращение полномочий Главы города Оренбурга

1. Полномочия Главы города Оренбурга прекращаются досрочно в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

4) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) отзыва избирателями;

11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;

13) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования;

14) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Полномочия Главы города Оренбурга в случаях, предусмотренных пунктами 1, 5 — 9, 11 части 1 настоящей статьи, считаются прекращенными со дня наступления события, предусмотренного данными пунктами.

При наступлении указанных событий в Оренбургский городской Совет Главой города Оренбурга либо его родственниками (при невозможности подачи заявления самим Главой города Оренбурга) подается заявление (сообщается информация) о наступлении соответствующего события. Данная информация может быть также получена Оренбургским городским Советом иным законным способом.

3. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, полномочия Главы города Оренбурга считаются прекращенными с даты, указанной в заявлении об отставке, поданном в Оренбургский городской Совет.

4. В случаях, предусмотренных пунктами 12, 13 части 1 настоящей статьи, полномочия Главы города Оренбурга прекращаются со дня вступления в силу соответствующего закона Оренбургской области, если иная дата не установлена самим законом.

5. В случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 части 1 настоящей статьи, полномочия Главы города Оренбурга прекращаются в сроки, установленные указанными в данных пунктах статьями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6. В случае, предусмотренном пунктом 10 части 1 настоящей статьи, полномочия Главы города Оренбурга прекращаются со дня, указанного в части 32 статьи 15 настоящего Устава.

7. Полномочия Главы города Оренбурга прекращаются досрочно также в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации в случае несоблюдения Главой города Оренбурга, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

8. Полномочия Главы города Оренбурга прекращаются досрочно также в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для выборных должностных лиц местного самоуправления.

9. В случае досрочного прекращения полномочий Главы города Оренбурга до вступления в должность вновь избранного Главы города либо в случае применения к Главе города Оренбурга по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно осуществляет первый заместитель Главы города Оренбурга. В случае, если должность первого заместителя Главы города Оренбурга не замещена, полномочия Главы города Оренбурга временно осуществляет в соответствии с решением Оренбургского городского Совета должностное лицо местного самоуправления.

10. В случае досрочного прекращения полномочий Главы города Оренбурга Оренбургский городской Совет на ближайшем очередном заседании принимает решения о досрочном прекращении полномочий Главы города Оренбурга и об объявлении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города Оренбурга и проводит его в порядке и сроки, установленные решением Оренбургского городского Совета.

11. В случае, если Глава города Оренбурга, полномочия которого прекращены досрочно на основании правового акта Губернатора Оренбургской области об отрешении от должности главы муниципального образования либо на основании решения Оренбургского городского Совета об удалении Главы города Оренбурга в отставку, обжалует данные правовой акт или решение в судебном порядке, Оренбургский городской Совет не вправе принимать решение об избрании Главы города Оренбурга до вступления решения суда в законную силу.

Статья 43. Досрочное прекращение полномочий Оренбургского городского Совета

1. Полномочия Оренбургского городского Совета могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 67 настоящего Устава в соответствии со статьей 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Полномочия Оренбургского городского Совета также прекращаются:

1) в случае принятия Оренбургским городским Советом решения о самороспуске.

С инициативой о самороспуске могут выступить депутаты Оренбургского городского Совета количеством не менее половины от установленной численности депутатов.

Инициаторы самороспуска вносят в Оренбургский городской Совет проект решения о самороспуске, подписанный всеми инициаторами самороспуска.

В 30-дневный срок со дня получения проекта решения вопрос о самороспуске должен быть рассмотрен на заседании Оренбургского городского Совета.

Решение о самороспуске считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов Оренбургского городского Совета.

Принятое решение о самороспуске подлежит обязательному опубликованию (обнародованию).

Со дня вступления в силу решения о самороспуске полномочия Оренбургского городского Совета и депутатов Оренбургского городского Совета прекращаются;

2) в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов Оренбургского городского Совета, в том числе в связи со сложением депутатами Оренбургского городского Совета своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования.

3. Полномочия Оренбургского городского Совета также прекращаются досрочно в случае нарушения Оренбургским городским Советом срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

4. Досрочное прекращение полномочий Оренбургского городского Совета влечет досрочное прекращение полномочий депутатов Оренбургского городского Совета.

5. В случае досрочного прекращения полномочий Оренбургского городского Совета досрочные выборы проводятся в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.

Статья 44. Досрочное прекращение полномочий председателя Оренбургского городского Совета, заместителя председателя Оренбургского городского Совета

1. Полномочия председателя Оренбургского городского Совета прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) досрочного прекращения полномочий Оренбургского городского Совета;

9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

9.1) отзыва Оренбургским городским Советом;

10) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

1.1. Полномочия председателя Оренбургского городского Совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Полномочия председателя Оренбургского городского Совета в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 — 7, 8, 9 части 1 настоящей статьи, считаются прекращенными со дня наступления события, предусмотренного данными пунктами.

При наступлении указанных событий в Оренбургский городской Совет председателем Оренбургского городского Совета либо его родственниками (при невозможности подачи заявления самим председателем Оренбургского городского Совета) подается заявление (сообщается информация) о наступлении соответствующего события. Данная информация может быть также получена Оренбургским городским Советом иным законным способом.

3. В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, полномочия председателя Оренбургского городского Совета считаются прекращенными с даты, указанной в заявлении об отставке, поданном в Оренбургский городской Совет.

4. Председатель Оренбургского городского Совета может быть отозван Оренбургским городским Советом с должности, если за его отзыв проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов Оренбургского городского Совета.

5. Порядок отзыва председателя Оренбургского городского Совета определяются настоящим Уставом и регламентом Оренбургского городского Совета.

6. В случае досрочного прекращения полномочий председателя Оренбургского городского Совета до вступления в должность вновь избранного председателя Оренбургского городского Совета его полномочия осуществляет заместитель (один из заместителей) председателя Оренбургского городского Совета, а в случае его (их) отсутствия — депутат Оренбургского городского Совета, работающий на постоянной основе, по решению Оренбургского городского Совета.

7. Полномочия заместителя председателя Оренбургского городского Совета прекращаются досрочно, либо он может быть отозван с должности, на тех же основаниях и в таком же порядке, как и председатель Оренбургского городского Совета.

Статья 45. Досрочное прекращение полномочий депутата Оренбургского городского Совета

1. Полномочия депутата Оренбургского городского Совета прекращаются досрочно в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства — участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) досрочного прекращения полномочий Оренбургского городского Совета;

9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

10) в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

1.1. Полномочия депутата Оренбургского городского Совета прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Несоблюдение требований, предусмотренных частями 4 — 6 статьи 31 настоящего Устава, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

3. Полномочия депутата Оренбургского городского Совета в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 — 7, 8, 9 части 1 настоящей статьи, считаются прекращенными со дня наступления события, предусмотренного данными пунктами.

При наступлении указанных событий в Оренбургский городской Совет и (или) Избирательную комиссию муниципального образования «город Оренбург» депутатом Оренбургского городского Совета либо его родственниками (при невозможности подачи заявления самим депутатом) подается заявление (сообщается информация) о наступлении соответствующего события. Данная информация может быть также получена Оренбургским городским Советом иным законным способом.

В случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, полномочия депутата Оренбургского городского Совета считаются прекращенными с даты, указанной в заявлении об отставке по собственному желанию, поданном в Оренбургский городской Совет и (или) Избирательную комиссию муниципального образования «город Оренбург».

4. Решение Оренбургского городского Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Оренбургского городского Совета принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Оренбургского городского Совета, — не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

В случае обращения Губернатора Оренбургской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Оренбургского городского Совета днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в Оренбургский городской Совет данного заявления.

5. Избирательная комиссия муниципального образования «город Оренбург» не позднее чем через 10 дней после дня вступления в силу решения Оренбургского городского Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Оренбургского городского Совета вносит в Оренбургский городской Совет в случаях, предусмотренных избирательным законодательством, проект решения Оренбургского городского Совета о назначении дополнительных муниципальных выборов.

6. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Оренбургского городского Совета дополнительные муниципальные выборы проводятся в порядке и в сроки, установленные избирательным законодательством.

5. Решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным частью первой, пунктами «б» и «в» части третьей и частью третьей.1 настоящей статьи, оформляется постановлением Государственной Думы, в котором определяется день прекращения его полномочий. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «а», «б», «д» — «и» части первой и пунктами «б» и «в» части третьей настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы либо со дня, когда Государственной Думе стало известно о появлении указанного основания, а если это основание появилось в период между сессиями Государственной Думы, — не позднее чем через 30 дней со дня начала очередной сессии Государственной Думы. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия органом, образованным (определенным) в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для рассмотрения вопросов, связанных с досрочным прекращением полномочий депутата Государственной Думы, решения об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы. Указанный орган проверяет и оценивает фактические обстоятельства, служащие основаниями для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, а также принимает решение об установлении оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы в порядке и сроки, которые устанавливаются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. В течение предусмотренного законодательством Российской Федерации срока обращения в Верховный Суд Российской Федерации, а в случае обращения в Верховный Суд Российской Федерации до вступления в законную силу решения суда на лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основаниям, предусмотренным пунктами «в», «в.1», «в.2», «в.3», «в.4» и «г» части первой настоящей статьи, распространяются гарантии деятельности депутата Государственной Думы, предусмотренные статьей 19 настоящего Федерального закона. Лицо, в отношении которого принято решение о прекращении полномочий депутата Государственной Думы, восстанавливается в статусе депутата Государственной Думы соответствующего созыва со дня вступления в законную силу решения суда о признании постановления Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы незаконным или необоснованным. Фракция вправе обратиться к Государственной Думе с предложением о проверке соблюдения депутатом Государственной Думы ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом. Фракция или иные лица, наделенные надлежащим публично-правовым статусом, перечень которых устанавливается федеральным законом, вправе обжаловать в Верховный Суд Российской Федерации решение (бездействие) Государственной Думы об отказе в досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы. В случае, предусмотренном пунктом «а» части третьей настоящей статьи, полномочия депутатов Государственной Думы, касающиеся принятия Государственной Думой федеральных законов, а также осуществления ею иных конституционных полномочий, реализуемых путем принятия решений на заседаниях палаты, прекращаются со дня назначения досрочных выборов депутатов Государственной Думы. Орган, образованный Государственной Думой в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации для подготовки к рассмотрению палатой вопросов, связанных с нарушением правил депутатской этики, принимает решение об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, предусмотренного частью третьей.1 настоящей статьи. Постановление Государственной Думы о прекращении полномочий депутата Государственной Думы по основанию, предусмотренному частью третьей.1 настоящей статьи, принимается не позднее чем через 30 дней со дня принятия указанным органом решения об установлении основания для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы.

Опубликовано31 марта 2019 в 17:13

Здравствуйте.

Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ

(ред. от 15.02.2016)

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 37. Местная администрация

1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

2. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года.

10. Полномочия главы местной администрации, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случае:

2) отставки по собственному желанию;..»

В ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации указано, что на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Ст. 6 ТК РФ устанавливает, что в случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Отставка является единственным предусмотренным законом способом для Главы местной администрации прекратить свои служебные отношения. И в этом смысле отставка приобретает очевидное сходство с увольнением по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ)

Анализ текста ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего отставку Главы муниципального образования свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования закона.

Увольнение же по собственному желанию регулируется ст.80 ТК РФ.

«…До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление…»

Вы можете отправить Главу в отставку, но мое личное мнение, что право на отзыв заявления об отставке и, соответственно, право остаться на своей должности у Главы есть.

24 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 20 июня 2013 г. по делу N 33-3647

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Захарова В.Н.,

судей Желонкиной Г.А., Пантелеева В.М.,

при секретаре Хмара Л.А.,

с участием прокурора Анашкина А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Калиной НеллиВладимировны к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Калиной НеллиВладимировны на решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения Калиной Н.В., ее представителя Карпович В.К., поддержавших апелляционную жалобу, заключение прокурора Анашкина А.В., полагавшего решение суда законным, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Калина Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Совету депутатов Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области, главе Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Требования истцом обоснованы тем, что с 15 марта 2010 года в соответствии с решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 она работала в должности главы администрации Вязовского муниципального образования Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области (далее Вязовское МО). Между главой Вязовского МО и Калиной Н.В. был заключен срочный контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО — до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва. Выборы в орган местного самоуправления должны будут состояться 15 сентября 2013 года. Однако 26 февраля 2013 года на заседании Совета Вязовского МО с истцом контракт был расторгнут без указания причин (решение Совета N 1). В тот же день выдана трудовая книжка с записью об освобождении от занимаемой должности по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). С увольнением Калина Н.В. не согласна, так как в п. 8 заключенного с ней контракта указаны исчерпывающие основания прекращения или расторжения договора.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Калина Н.В. выражает свое несогласие с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение которым удовлетворить требования. Автор жалобы считает, что нарушены порядок и процедура расторжения контракта. Решение об увольнении истца принято лицом, не имеющим на это полномочий, нарушен порядок избрания главы Вязовского МО на должность. Истец не была ознакомлена под роспись с решением о расторжении контракта. Ответчиком не был соблюден порядок увольнения, установленный ч.ч. 10, 11 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных ч. 9 настоящей статьи. Этот же порядок расторжения договора прямо прописан в п. 8.2 контракта. Поскольку соглашения о расторжении контракта не имелось, ответчики нарушили ее права на судебный порядок рассмотрения трудового спора. Порядок проведения заседания Совета Вязовского МО не соответствовал Уставу и Регламенту. Увольнение было немотивированным, фактически уволена за предполагаемые виновные действия, что противоречит положениям ст. 278 ТК РФ, увольнение по которой не является мерой юридической ответственности и производится при отсутствии виновных действий руководителя организации, предложения о досрочном прекращении контракта истцу не поступало.

В возражениях на апелляционную жалобу глава Вязовского муниципального образования Перова В.Г. просит решение суда оставить без изменений. Полагает, что судом в полном объеме исследованы позиции сторон, материалы дела, и в решении суда им дана правильная оценка. Нарушений процедуры увольнения Калиной Н.В. допущено не было.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, исходя из доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

При рассмотрении дела суд правильно применил нормы материального и процессуального права, установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Судом установлено, что решением Совета Вязовского МО от 11 марта 2010 года N 7 Калина Н.В. назначена на должность главы администрации Вязовского МО с 15 марта 2010 года. С истцом был заключен контракт на срок полномочий Совета депутатов Вязовского МО — до дня начала работы Совета депутатов Вязовского МО нового созыва.

Пунктом 8.1 контракта предусмотрены условия, при которых контракт может быть прекращен досрочно. Данный перечень условий не является исчерпывающим, поскольку прекращение контракта предусмотрено и в иных случаях, установленных законодательством РФ и законодательством Саратовской области.

Также в соответствии с п. 8.2 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Совета Вязовского МО или главы МО в связи с нарушением условий договора в части, касающейся решения вопросов местного значения.

26 февраля 2013 года состоялось внеочередное заседание Совета Вязовского МО, назначенное по инициативе 2/3 депутатов Совета Вязовского МО распоряжением главы Вязовского МО от 13 февраля 2013 года N 1-р. В повестку дня был включен вопрос о прекращении контракта с главой администрации Вязовского МО Калиной Н.В. На заседании принято решение о прекращении действия контракта с Калиной Н.В. на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ.

Распоряжением главы Вязовского МО Перовой В.Г. от 26 февраля 2013 года N 1-р действие контракта от 15 марта 2010 года с главой администрации Вязовского МО Калиной Н.В. прекращено по п. 2 ст. 278 ТК РФ с 26 февраля 2013 года, с выплатой компенсации за досрочное расторжение (прекращение) контракта в размере трехкратного среднего месячного заработка на основании ст. 279 ТК РФ.

Окончательный расчет и выплата компенсации Калиной Н.В. произведены. Трудовая книжка выдана истцу в день увольнения, копии решения Совета Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N и распоряжения главы Вязовского МО от 26 февраля 2013 года N-р направлены Калиной Н.В. почтой заказным письмом с уведомлением.

В соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

Согласно ст. 279 ТК РФ в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией — исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, — может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Из ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О муниципальной службе в РФ») следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как указано в ч. 2 ст. 3 данного Федерального закона и абз. 7 ст. 11 ТК РФ, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.

Согласно ч. ч. 6 и 7 ст. 16 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом, гражданин же, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт, порядок заключения и расторжения которого определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Частью 6 ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, а контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

Случаи досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, предусмотрены в виде специального перечня в части десятой вышеназванной статьи.

Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», определяющей основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим, трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) как по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, так и по основаниям, перечисленным в данной норме.

Указанные законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с нормой ч. 7 ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», в силу которой Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется, в частности, лишь порядок расторжения контракта с лицом, назначенным на должность главы местной администрации по контракту, не могут рассматриваться как исключающие возможность применения при прекращении его полномочий каких-либо оснований расторжения трудового договора из числа, установленных непосредственно Федеральным законом «О муниципальной службе в РФ» либо Трудовым кодексом Российской Федерации — как общих, так и дополнительных, применяемых лишь в отношении отдельных категорий работников.

Проанализировав вышеприведенные нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что, поскольку Калиной Н.В., как главой местной администрации, назначенной на должность по контракту, осуществлялось руководство соответствующим юридическим лицом (местной администрацией), то контракт мог быть расторгнут с ней с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных ст. 278 ТК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В силу положений п. 1 ст. 33, п.п. 1, 12 ст. 34 Устава Вязовского МО, принятого решением Совета Вязовского МО от 29 ноября 2005 года N 5 с изменениями от 02 июля 2007 года (далее устав), глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений.

Установив, что в соответствии с положениями устава Вязовского муниципального образования Совет депутатов является представительным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества МО, а глава муниципального образования осуществляет полномочия представителя нанимателя (работодателя) по отношению к главе местной администрации, суд, по мнению судебной коллегии, сделал правильный вывод о том, что совет депутатов и глава МО обладали полномочиями по принятию решения от 26 февраля 2013 года N 1 и распоряжения от 26 февраля 2013 года 2012 г. N 1-р о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с Калиной Н.В. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ.

Судебная коллегия полагает, что полномочия главы Вязовского МО Перовой В.Г. подтверждаются решением Совета депутатов Вязовского МО от 26 января 2013 года N 28 об избрании ее главой. Внесение записи в ЕГРЮЛ 19.03.2013 года не связано с моментом возникновения у Перовой В.Г. правомочий главы Вязовского МО. Нарушений требований ст. 84.1 ТК РФ также не имеется.

Довод Калиной Н.В. о неправомерности применения к ней как к руководителю администрации Вязовского МО положений п.2 ст.278 ТК РФ, поскольку ни в решении Совета Вязовского МО, ни в распоряжении главы Вязовского МО не указана причина расторжения с ней контракта, является необоснованным.

Исходя из смысла положений п. 2 ст. 278 ТК РФ во взаимосвязи со ст. 81 и пунктами 1 и 3 ст. 278 ТК РФ, при расторжении трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации не требуется указывать те или иные конкретные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, поскольку расторжение трудового договора в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты истцу справедливой компенсации в соответствии со ст. 279 ТК РФ.

Таким образом при рассмотрении данного дела суду надлежало оценить лишь соблюдение ответчиками процедуры расторжения контракта с истцом по п. 2 ст. 278 ТК РФ, не выясняя вопрос о причинах, послуживших основанием для принятия решения собственником имущества организации или уполномоченным органом юридического лица о досрочном прекращении трудовых отношений, поскольку досрочное прекращение контракта с главой местной администрации по вышеуказанной норме Трудового кодекса РФ являлось правом совета депутатов и главы муниципального образования.

Из разъяснений, содержащихся в п. 4.3 Постановления Конституционного Суда от 15 марта 2005 г. N 3-П следует, что положения п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке.

В то же время, как видно из материалов дела, истец на какие-либо обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении правом со стороны ответчика, не ссылался, и в ходе рассмотрения дела таких обстоятельств не установлено. Таким образом, злоупотребление правом в отношении истца советом депутатов было не установлено.

В вышеназванном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указано, что в силу заключенного трудового договора руководитель организации в установленном порядке реализует права и обязанности юридического лица как участника гражданского оборота, в том числе полномочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом организации.

Выступая от имени организации, руководитель должен действовать в ее интересах добросовестно и разумно (п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ). От качества работы руководителя во многом зависят соответствие результатов деятельности организации целям, ради достижения которых она создавалась, сохранность ее имущества, а зачастую и само существование организации. Кроме того, полномочия по управлению имуществом, которыми наделяется руководитель, и предъявляемые к нему в связи с этим требования предполагают в качестве одного из необходимых условий успешного сотрудничества собственника с лицом, управляющим его имуществом, наличие доверительности в отношениях между ними.

Закрепление в п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ правомочия собственника расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, который осуществляет управление его имуществом, не обосновывая при этом необходимость принятия такого решения, направлено на реализацию и защиту прав собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Принимая решение о досрочном прекращении трудовых отношений с руководителем организации на указанном основании, собственник обязан принимать во внимание законные интересы организации.

В соответствии с уставом Вязовского муниципального образования, п. 2.2 Положения об администрации Вязовского МО полномочия по управлению муниципальной и иной переданной в управление собственностью возложены на администрацию муниципального образования, главой которой являлась Калина Н.В.

Исходя из положений ст. 130 Конституции РФ, статей 1, 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», решение им вопросов местного значения должно осуществляться исходя из интересов населения.

Судом не установлено при принятии решения о досрочном прекращении контракта с Калиной Н.В. нарушений Регламента и Устава со стороны Совета и главы МО (ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», п. 1 ст. 33, п.п. 1, 12 ст. 34 Устава МО).

Вместе с тем, несмотря на обращения населения в различные инстанции на деятельность истца на посту главы администрации МО факт наличия ее вины на момент проведения заседания совета депутатов муниципального образования не устанавливался и это обстоятельство основанием для прекращения трудовых отношений в качестве меры юридической ответственности не являлось, а могло повлечь лишь утрату доверия к истцу со стороны населения. В связи с чем и с целью соблюдения прав и законных интересов граждан, проживающих на территории Вязовского муниципального образования рассматривался вопрос о необходимости прекращения полномочий, занимаемой Калиной Н.В. должности главы местной администрации.

Поэтому у совета депутатов имелись основания для принятия решения от 26 февраля 2011 г. N 1 о досрочном прекращении полномочий и досрочном расторжении контракта с Калиной Н.В.

Нормы п. 2 ст. 278 ТК РФ не устанавливают для уполномоченного лица (органа) при принятии им решения о досрочном расторжении контракта с руководителем организации обязательное указание мотивов такого решения, то совет депутатов вправе был при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий истца по вышеуказанному основанию учесть любые характеризующие истца обстоятельства.

Доводы истца, изложенные в исковом заявлении, о нарушении ответчиком процедуры увольнения, проверялись судом и не нашли своего подтверждения.

Необходимое условие прекращения контракта по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ, а именно выплата истцу компенсации в соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ, ответчиками было соблюдено.

Размер этой компенсации, как правильно указал суд, правомерно определен ответчиками в размере, предусмотренном ст. 279 Трудового кодекса РФ: в сумме трехкратного среднего месячного заработка истца, поскольку в контракте условие о размере такой компенсации не содержалось.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых Калиной Н.В. решения совета депутатов и распоряжения главы муниципального района, а также восстановлении истца на работе в прежней должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула у суда не имелось.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции обоснованными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым была дана правильная оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, аналогичные доводы исследовались судом первой инстанции.

Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не допущено.

С учетом изложенного постановленное по делу решение районного суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Базарно-Карабулакского районного суда Саратовской области от 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калиной Н.В. — без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *