Входной НДС при экспорте

Содержание

Раздельный учет НДС при осуществлении экспортных операций

Обращаем внимание читателей на пункт 10 статьи 165 НК РФ. В этом пункте сказано, что порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам) имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Несмотря на то, что прямого указания на ведение раздельного учета статья 165 НК РФ не содержит, из пункта 10 статьи 165 НК РФ следует, что налогоплательщик, осуществляющий операции, облагаемые по ставкам НДС 18, 10 и 0 процентов, должен вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению по разным ставкам. Установленный порядок ведения раздельного учета с целью определения суммы НДС, подлежащей вычету, должен быть закреплен в учетной политике.

Обратите внимание!

Исключение, которым может воспользоваться налогоплательщик, осуществляющий одновременно налогооблагаемые операции и операции, не подлежащие налогообложению (речь идет о 5% совокупных затрат) в отношении экспорта не применяется. Дело в том, что экспортная операция не является операцией, не подлежащей налогообложению, она является операцией, облагаемой налогом по ставке 0%, а это не одно и то же.

МЕТОДИКА РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ПРИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Как и в общем случае, методика ведения такого учета при осуществлении экспортных операций не предусмотрена законодательством, следовательно, налогоплательщик разрабатывает ее самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Как указывают арбитражные суды, при рассмотрении споров, связанных с возмещением НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения раздельного учета предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) НДС, изложив четко и ясно условия определения подлежащей возмещению доли НДС по экспортным и внутренним операциям, и отразить это все в своей учетной политике для целей налогообложения. Принятая в организации методика деления НДС, предъявленного поставщиками, должна обеспечивать правильность исчисления той части НДС, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2005 года по делу №А26-451/2005-211).

Основываясь на положениях налогового законодательства по НДС, можно рекомендовать налогоплательщику НДС, осуществляющему реализацию товаров (работ, услуг) как внутри страны, так и на экспорт, организовать учет так, чтобы имелась возможность правильного определения сумм НДС, приходящихся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и реализации товаров на экспорт. То есть методика раздельного учета затрат должна предусматривать следующие направления:

1. по месту реализации:

ü материальные ресурсы, предназначенные для производства экспортной продукции;

ü материальные ресурсы, предназначенные для производства продукции, реализуемой внутри страны.

2. по факту подтверждения экспорта;

ü материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, экспорт которой подтвержден;

ü материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, экспорт которой не подтвержден.

Принимая к учету товары (работы, услуги), организация общие суммы налога первоначально учитывает на специальном субсчете, открытом к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», назовем его «НДС по операциям, облагаемым по разным ставкам налога». Затем внутренней записью по счету налог распределяется на другие субсчета, например, «НДС по операциям, облагаемым по ставке 18%» и «НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%».

Может случиться и так, что организация приобретает материальные ресурсы для использования в операциях, облагаемых по ставке 18%. Если у нее соблюдаются все требуемые законодательством условия, то сумму входного налога она поставит к вычету. А затем выясняется, что часть материальных ресурсов использована при экспортных операциях. В этом случае суммы налога, предъявленные к вычету, следует восстановить (подать уточненную декларацию за тот период, когда налог был поставлен к вычету) и уплатить сумму налога в бюджет. В бухгалтерском учете восстановление налога, естественно, будет произведено в том периоде, когда товары (работы, услуги) направлены на осуществление операций, облагаемых по нулевой ставке.

Конечно, восстановление суммы «входного» налога приведет к начислению пени за период с момента вычета до даты восстановления, Чтобы этого не случилось, организациям, одновременно осуществляющим реализацию товаров в Российской Федерации и за рубеж, не стоит торопиться с вычетами. Лучше их применить в том налоговом периоде, когда точно будет известно, для каких операций использованы те или иные материальные ресурсы.

В принципе раздельный учет «входного» налога по экспортным операциям может быть построен по аналогии с раздельным учетом при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций. Разница будет лишь в том, что НДС, распределенный на экспорт, не будет относиться налогоплательщиком на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, а будет учитываться на отдельном субсчете к счету 19 до тех пор, пока факт экспорта по отгруженным товарам (работам, услугам) не будет подтвержден.

Рассматривая экспортные операции, нельзя не затронуть также распределение косвенных (общехозяйственных, общепроизводственных) расходов: нужно ли распределять НДС по таким расходам или нет? Налогоплательщику, конечно, было бы выгодно не распределять сумму «входного» налога по таким расходам на операции по реализации внутри страны и по реализации на экспорт. Ведь, не распределяя расходы, он бы имел возможность сразу получить вычет по налогу.

Минфин Российской Федерации разрешил не вести раздельного учета входного НДС по общехозяйственным расходам тем налогоплательщикам, основным видом деятельности которых является экспорт товаров, то есть 100-процентным экспортерам. В Письме Минфина Российской Федерации от 18 мая 2006 года №03-04-08/100 (ответ на частный запрос налогоплательщика) специалисты Минфина отметили, что согласно Плану счетов бухгалтерского учета общехозяйственные расходы включаются в затраты на производство. И поскольку основным видом деятельности организации является реализация товаров на экспорт, то общехозяйственные расходы включаются в затраты по производству и реализации экспортируемых товаров. Таким образом, суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, учитываемых в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, принимаются к вычету в установленном порядке при предъявлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Но в отношении тех налогоплательщиков, которые реализуют товары как на экспорт, так и внутри страны, налоговые органы настаивают на распределении, причем распределение НДС по косвенным затратам может определяться расчетным путем с использованием методов бухгалтерского учета по учету затрат.

То есть косвенные расходы распределяются пропорционально экономически обоснованному показателю. Таким показателем может служить, например:

· величина всех прямых затрат по соответствующим видам продукции, реализуемым на экспорт;

· величина прямых затрат, являющихся определяющими (наиболее весомыми) в себестоимости продукции, реализуемой на экспорт.

Напомним, что порядок ведения раздельного учета затрат устанавливается организацией самостоятельно и закрепляется в учетной политике на основании Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года №60н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″.

Так как глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не устанавливает никакой специальной методики, то налогоплательщик-экспортер может применять любой другой метод.

Обратимся к Письму УМНС Российской Федерации по городу Москве от 4 марта 2004 года №24-11/14934. В нем, в частности, говорится, что при реализации продукции на внутреннем рынке и на экспорт организации должны вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации этих видов продукции. Раздельный учет НДС при этом должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить возможность контроля обоснованности применения налогоплательщиком налоговых вычетов по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации продукции.

По тем расходам, которые одновременно используются в процессе производства и реализации экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, сумма налогового вычета по НДС, предъявленного к возмещению, может определяться расчетным путем. Методика раздельного учета затрат, используемых при производстве и реализации продукции, устанавливается организацией самостоятельно и должна ежегодно оформляться приказом руководителя организации.

В Письме также говорится, что сумма НДС по расходам общехозяйственного назначения в доле, приходящейся на экспортируемую продукцию, рассчитанной в соответствии с методикой раздельного учета затрат, принятой налогоплательщиком, также может быть включена в налоговые вычеты. Необходимо учитывать и то, что если расходы принимаются в целях налогообложения прибыли по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

В Письме Минфина Российской Федерации от 14 марта 2005 года №03-04-08/48 (ответ на частный запрос налогоплательщика) отмечено, что для определения сумм налога, подлежащих вычету, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет сумм НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт. И поскольку правила ведения такого раздельного учета НК РФ не определены, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив этот порядок в приказе по учетной политике. В Письме также обращено внимание на пункт 4 статьи 170 НК РФ и указано, что положения этого пункта обязывают налогоплательщика вести раздельный учет в случае реализации как облагаемых, так и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг). В связи с тем, что организация осуществляет реализацию товаров, облагаемых по ставкам НДС в размере 18 и 0 процентов, а не освобождаемым от налогообложения, то порядок ведения раздельного учета сумм НДС, предусмотренный пунктом 4 статьи 170 НК РФ, может не применяться.

Хотим привести также пример из судебной практики. Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной организацией декларации. Инспекцией было установлено, что организация в проверяемый период осуществляла операции по реализации в таможенном режиме экспорта продукции собственного производства. Одновременно с налоговой декларацией организация представила в налоговый орган пакет документов для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов. Также были представлены доказательства приобретения и оплаты товаров, используемых при производстве экспортируемой продукции. Но поскольку документы, подтверждающие информацию о входном НДС, представлены не были, по мнению налогового органа у организации права на возмещение суммы входного НДС не возникло. Налоговый орган указал, что в нарушение статей 165, 171 и 172 НК РФ организация не выполнила требование о ведении раздельного учета НДС по товарам, использованным в процессе производства в зависимости от порядка реализации произведенной продукции – на внутренний рынок или на экспорт. Поэтому организации было отказано в возмещении НДС.

Не согласившись с решением налогового органа, организация обратилась в суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования, заявленные организацией, но налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 11 марта 2005 года по делу №А38-4627-17/611-2004 указано, что раздельный учет операций, облагаемых НДС, организацией фактически велся. Также отмечено, что отгрузка товаров на экспорт не включена в перечень операций, освобожденных от налогообложения, поэтому положения пунктов 4 статей 149 и 170 НК РФ к экспортным операциям неприменимы. Обязанность организаций вести раздельный учет операций по реализации товаров на экспорт в НК РФ не предусмотрена.

Судом установлено, что требование налогового органа о необходимости ведения раздельного учета операций по реализации товаров на экспорт и на внутреннем рынке не основано на нормах налогового законодательства, которые не содержат прямого указания на такую обязанность налогоплательщика. Фактически организация вела раздельный учет операций, облагаемых НДС по разным ставкам, что подтверждается документами бухгалтерского учета.

ПРАВОМЕРНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА СУММ НДС, ОТЛИЧНОЙ ОТ ПРИМЕНЯЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

При разъяснениях действующего законодательства в части ведения раздельного учета налога, предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) при осуществлении операций, облагаемых по ставкам 18 и 0 процентов, Минфин Российской Федерации указывает на отсутствие в НК РФ прямого требования о ведении такого раздельного учета. Поэтому налогоплательщик может самостоятельно определить порядок ведения раздельного учета, отразив его в приказе об учетной политике организации. Такое мнение высказано в Письмах Минфина Российской Федерации от 19 августа 2004 года №03-04-08/51 «Об учете входного НДС при реализации продукции на экспорт», от 14 марта 2005 года №03-04-08/48.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2004 года №153-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Челябинской области о проверке конституционности пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации», из положений НК РФ следует, что порядок обложения НДС по ставке 0 процентов в значительной степени обособлен законодателем от общего порядка налогообложения, что исключает возможность их произвольного сочетания. Этим обстоятельством обусловлен и особый порядок возмещения сумм налоговых вычетов в отношении операций, облагаемых по ставке 0 процентов.

Статьей 176 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по проверке обоснованности заявленной к возмещению суммы налога. Таким образом, в ходе проверки осуществляется контроль той суммы налоговых вычетов, которую законодатель исключил из общей суммы налоговых вычетов, установив особый порядок возмещения.

При этом налоговый орган может отказать в возмещении НДС предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, облагаемых по ставке 0 процентов, не согласившись с методикой ведения раздельного учета, применяемого организацией, что подтверждается арбитражной практикой:

· Налоговая инспекция отказала организации в возмещении НДС, обосновав отказ тем, что представление заявителем расчета затрат «входного» НДС по экспортируемой продукции является неверным. Суд проверил правильность расчета «входного» НДС по товарам и услугам, реализованным в режиме экспорта, установил раздельное отражение стоимости реализованной на экспорт продукции с выделение «входного» НДС, как по готовой продукции, так и по товарам согласно учетной политике организации и не согласился с доводами налогового органа. При этом суд указал, что налоговые органы не представили доказательств неверного ведения заявителем учета «входного» НДС, а также свой расчет, опровергающий правильность выводов суда (Постановление ФАС московского округа от 4 октября 2005 года по делу №КА-А40/9461-05-П).

· По материалам налоговой проверки основанием для отказа в возмещении НДС явилось неправильное определение налогоплательщиком момента определения налоговой базы по экспортной операции. Согласно пункту 1 статьи 153 НК РФ применяя при реализации товаров (работ, услуг) различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Судом установлено, что налогоплательщик в соответствии с приказом по учетной политике в проверяемом периоде вел раздельный учет по суммам НДС, предъявленным при приобретении товаров, использованных при производстве экспортных товаров, а также товаров, приобретенных для перепродажи на экспорт, и товаров, продаваемых на территории Российской Федерации. Расчет производился путем определения доли экспортной выручки от реализации продукции в общем объеме выручки от реализации продукции. Суд с доводами налогового органа не согласился (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 января 2005 года по делу №А33-9843/04-С3-Ф02-5775/04-С1).

· Налоговый орган отказал организации в возмещении суммы НДС по экспортным операциям, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 4 статьи 170 НК РФ необходимо ведение раздельного учета затрат на производство экспортной продукции и продукции, реализуемой на внутреннем рынке. Суд указал на то, что с учетом отсутствия правовых норм, регулирующих порядок ведения раздельного учета, а также в связи с отсутствием в законодательстве о налогах и сборах четких требований по ведению раздельного учета операций, облагаемых по различным ставкам, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Таким образом, требования налогового органа, содержащиеся в оспариваемом решении о необходимости определения доли затрат, приходящейся на производство одного изделия экспортируемой продукции, являются неправомерными, поскольку методика расчета суммы налогового вычета, предъявленного к возмещению, в случаях, когда товары (работы, услуги) одновременно используются в процессе производства и реализации как экспортируемой продукции, так и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, применяется именно к объему экспортной операции или операций в целом за весь налоговый период (Постановление ФАС Московского округа от 1 июля 2004 года по делу №КА-А40/5352-04).

· Налоговый орган отказал организации в возмещении экспортного НДС в связи с неверной методикой ведения раздельного учета по экспортным поставкам, а именно: суммы налоговых вычетов в декларациях по НДС по налоговой ставке 0 процентов за месяц формируются путем расчета удельного веса выручки, полученной от реализации услуг на территории Российской Федерации и реализации услуг на экспорт в общей сумме выручки. Довод налоговой инспекции относительно применяемой организацией методики раздельного учета затрат, связанных с реализацией услуг на экспорт и на внутреннем рынке, судом отклонен по причине того, что действующим законодательством не установлен порядок ведения раздельного учета затрат, связанных с экспортом продукции (услуг) и реализацией на внутреннем рынке. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон №129-ФЗ) организация принимает учетную политику и утверждает ее приказом руководителя. Порядок ведения раздельного учета затрат организацией предусмотрен в приказе по учетной политике. Согласно приказу суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению, распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации отлагаемых и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет, и принимаются к вычету в сумме, соответствующей удельному весу выручки, полученной от реализации. При таких обстоятельствах налогоплательщик, по мнению суда, не допустил нарушения налогового законодательства при использовании принятого им метода распределения затрат по экспортным операциям (Постановление ФАС Уральского округа от 27 августа 2003 года по делу №Ф09-2469/03-АК).

Из приведенной арбитражной практики можно сделать следующий вывод. Налоговый орган может не согласиться с порядком ведения раздельно учета сумм НДС, применяемым организацией. Но если применяемый порядок закреплен в приказе по учетной политике организации, суды поддерживают сторону налогоплательщика.

Более подробно с вопросами, касающимися экспортных операций, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR — ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Внешнеторговая деятельность».

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей ведения раздельного учета, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Раздельный учет».

Кому и зачем нужен раздельный учет НДС при экспорте

Если организация занимается экспортом продукции, то ей необходимо отдельно учитывать операции, облагаемые по ставке 0%. Вести обособленный учет «входного» НДС по товарам (работам, услугам), используемым в экспортных операциях, с 01.07.2016 необходимо только экспортерам сырьевых товаров (они указаны в п. 10 ст. 165 НК РФ). Необходимость ведения обособленного учета входного НДС для них обусловлена тем, что правила принятия к вычету входного НДС при экспорте сырьевых товаров отличаются от вычета при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, а также при реализации на внутреннем рынке. При экспорте сырьевых товаров вычет производится после подтверждения нулевой ставки, в остальных случаях — по общим правилам.

Подробнее о том, как ведется раздельный учет НДС, см. в материале «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

О правилах предъявления к вычету по НДС по экспортным операциям см. в материале «Как применить вычет НДС по экспортным операциям?».

Далее рассмотрим возможные варианты организации раздельного учета для экспортеров-сырьевиков.

Варианты ведения раздельного учета

Поскольку Налоговый кодекс РФ не регламентирует принципы ведения раздельного учета, организации необходимо разработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике(п. 10 ст. 165 НК РФ, письма Минфина России от 14.07.2015 № 03-07-08/40366, от 06.07.2012 № 03-07-08/172, от 27.06.2012 № 03-07-08/163, от 11.04.2012 № 03-07-08/101, ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600@, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.05.2017 № Ф07-2235/2017, Ф07-2300/2017 по делу № А26-3168/2016, от 12.01.2017 № Ф07-9954/2016 по делу № А26-12003/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2017 № Ф09-11792/16 по делу № А76-18939/2015, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 № Ф02-7691/2015 по делу № А19-7484/2015, ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2012 по делу № А56-27831/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2010 по делу № А58-3586/2008 ). Рассмотрим возможные варианты ведения раздельного учета.

Вариант 1. Суммы экспортного НДС учитываются на разных счетах и субсчетах бухгалтерского учета.

Ведение раздельного учета НДС по экспортным операциям осуществляется путем учета данных сумм на отдельных субсчетах бухгалтерского учета (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2012 по делу № А28-2547/2011, ФАС Московского округа от 02.04.2010 №КА-А40/2846-10 по делу № А40-48569/08-14-170, ФАС Поволжского округа от 05.03.2012 по делу № А65-7523/2011, ФАС Московского округа от 29.12.2007 № КА-А40/13705-07 по делу № А40-24045/07-118-120). Например, к счету 19 «Налог на добавленную стоимость» открывается субсчет 19.11 «Налог на добавленную стоимость по неподтвержденному экспорту». Для возмещения НДС необходимо подобрать под эти суммы конкретных поставщиков сырья, технические материалы, товары, услуги и работы и конкретные счета-фактуры (постановление ФАС Уральского округа от 29.02.2008 № Ф09-8123/07-С2 по делу № А60-2654/07 ).

Также возможен следующий порядок ведения учета (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 № А82-8327/2004-27):

  • рассчитывается себестоимость экспортированной за отчетный период продукции на основании данных по реализации в договорных ценах и затрат на рубль товарной продукции;
  • исчисляется объем материальных затрат в себестоимости экспортной продукции согласно удельному весу материальных затрат в общей смете затрат по организации;
  • определяется НДС на исчисленный объем материальных затрат, относящийся к экспортной продукции, и учитывается на отдельном балансовом счете.

Ведение раздельного учета подтверждается:

  • реестром учета экспортных операций;
  • анализом счетов 68, 19 и открываемых к ним субсчетов;
  • журналом проводок указанных счетов;
  • бухгалтерскими справками;
  • оборотно-сальдовыми ведомостями.

Это подтверждают суды в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2006 по делу № А55-4225/06-44, ФАС Московского округа от 25.05.2006, 18.05.2006 № КА-А40/4196-06 по делу № А40-41618/05-127-300, ФАС Московского округа от 03.04.2006, 30.03.2006 № КА-А40/2399-06 по делу № А40-43375/05-107-342, ФАС Московского округа от 31.01.2006, 30.01.2006 № КА-А40/62-06 по делу № А40-39222/05-128-333.

Вариант 2. Раздельный учет осуществляется на основании данных о расходах, фактически произведенных по конкретной экспортной операции.

Сумма НДС по экспортным операциям, подлежащая возмещению, определяется исходя из фактически реализованного количества продукции на экспорт, количества материалов, использованных при производстве этой продукции, и цен на эти материалы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2006 №Ф04-2070/2006 , ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2005 № Ф04-5908/2005 ).

Вариант 3. Ведение раздельного учета основывается на процентном отношении экспортной продукции к общему объему продукции.

Если у налогоплательщика отсутствует возможность распределять «входной» НДС прямым способом, то он может использовать метод, когда раздельный учет «входного» НДС между экспортными и внутренними операциями по всем производственным ресурсам ведется расчетным способом. При этом если в налоговом периоде проводились экспортные операции, то «входной» НДС распределяется между экспортными и внутренними операциями пропорционально доле таких операций в данном периоде (постановление ФАС Московского округа от 19.07.2007, 25.07.2007 № КА-А40/6810-07-П по делу № А40-27650/06-129-203). Такой вариант учета должен быть прописан в учетной политике (постановления ФАС Уральского округа от 28.04.2009 № Ф09-8988/08-С2 по делу № А47-6069/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2008 № Ф04-5168/2008 по делу №А03-11860/07-34 , ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2008 № Ф04-5167/2008 по делу № А03-13639/2007-31 ).

Вариант 4. Раздельный учет ведется пропорционально отношению стоимости экспортной продукции к общей стоимости реализованной продукции.

Данный способ учета предусматривает определение отношения выручки от реализации экспортной продукции к выручке от реализации продукции на внутреннем рынке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2009 по делу № А13-6020/2008, постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-355/08-С2 по делу № А47-1723/07). При этом сумма НДС из книги покупок за период отгрузки продукции на экспорт пропорционально распределяется на две части (постановление ФАС Московского округа от 20.02.2007, 26.02.2007 № КА-А40/749-07 по делу № А40-33938/06-139-97):

  1. НДС, приходящийся на экспортную продукцию.
  2. НДС, относящийся к отгруженной на внутренний рынок продукции.

Таким же образом может определяться налог по операциям, облагаемым и необлагаемым НДС (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2008 № А69-2186/08-5-Ф02-6256/08 по делу № А69-2186/08-5).

Какие документы подтверждают раздельный учет

Поскольку Налоговым кодексом РФ не перечислены документы, которыми подтверждается ведение раздельного учета, организация самостоятельно для себя решает, чем можно подтвердить такой учет. К таким документам, например, относятся:

  • приказ о ведении раздельного учета и регистры бухгалтерского учета (постановление ФАС Московского округа от 15.01.2008 № КА-А40/14151-07 по делу № А40-73755/06-14-434);
  • справка о расчете НДС (постановления ФАС Московского округа от 10.01.2008 № КА-А40/13822-07 по делу № А40-15201/07-107-32, от 13.12.2005 № КА-А40/12261-05-П, от 06.12.2005 № КА-А40/11142);
  • приказ об учетной политике, рабочий план счетов предприятия с расшифровкой, журнал по счету 19 (постановление ФАС Московского округа от 09.01.2008 № КА-А40/13748-07 по делу № А41-К2-4864/07);
  • бухгалтерская справка о расчете «входного» НДС за месяц, в котором были экспортные поставки (постановление ФАС Московского округа от 19.07.2007, 25.07.2007 № КА-А40/6810-07-П по делу № А40-27650/06-129-203);
  • учетная политика и методика раздельного учета (постановления ФАС Московского округа от 18.07.2006, 24.07.2006 № КА-А40/5958-06-Б по делу № А40-50592/05-87-430, от 19.01.2006, 16.01.2006 № КА-А40/13686-05);
  • приказ руководителя организации о ведении раздельного учета и расчет НДС бухгалтерией (постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2006 по делу № А55-9050/2005-22);
  • оборотно-сальдовые ведомости и пояснительная записка по ведению раздельного учета НДС по общехозяйственным операциям (постановление ФАС Московского округа от 03.04.2006, 30.03.2006 № КА-А40/2399-06 по делу № А40-43375/05-107-342);
  • книги покупок и книги продаж (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2006 № А52-4203/2005/2, от 09.09.2005 № А56-46648/04);
  • оборотно-сальдовые ведомости (постановления ФАС Московского округа от 31.01.2006, 30.01.2006 № КА-А40/62-06 по делу № А40-39222/05-128-333, ФАС Московского округа от 11.08.2005 № КА-А40/7422-05);
  • учетная политика и расчет суммы НДС (постановление ФАС Московского округа от 15.09.2005 № КА-А40/8454-05-П);
  • оборотно-сальдовые ведомости и методика ведения раздельного учета (постановление ФАС Московского округа от 11.08.2005, 08.08.2005 № КА-А40/7513-05);
  • учетная политика (постановление ФАС Московского округа от 01.08.2005 № КА-А40/7107-05);
  • бухгалтерская справка (постановление ФАС Уральского округа от 23.08.2005, 22.08.2005 № Ф09-493/05-С2).

Раздельный НДС-учет при экспорте: сложности из-за упрощения

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 18 марта 2016 г.

Содержание журнала № 7 за 2016 г.Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Ни для кого не секрет, что раздельный учет для определения НДС-вычетов при совмещении экспортных операций с торговлей на внутреннем рынке весьма трудоемок и ничем не регламентирован. Строго говоря, в гл. 21 НК РФ нет даже прямого указания на то, что его нужно вести. Такая обязанность следует из совокупности нормп. 10 ст. 165, п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ. Причем одна из них определение порядка ведения раздельного учета полностью отдает на откуп самим экспортерам — его нужно закрепить в учетной политикеп. 10 ст. 165 НК РФ; Письмо Минфина от 14.07.2015 № 03-07-08/40366.

А раз методика раздельного учета — дело хозяйское, то не удивительно, что экспортеры ищут возможности ее упростить. Только вот иногда это приводит к неприятным последствиям. Например, к отказу в возмещении экспортного НДС, снятию части вычетов по внутреннему НДС. Мы рассмотрим три не очень удачных способа упрощения раздельного учета НДС при экспорте.

СПОСОБ 1. Отказ от распределения входного НДС по общехозяйственным расходам

В своей учетной политике экспортеры нередко указывают, что при определении суммы входного НДС по экспортным операциям учитывается только НДС:

  • по прямым материальным расходам. Например, налог, предъявленный поставщиками товаров, сырья, материалов;
  • по иным затратам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров на экспорт. Скажем, НДС по транспортным расходам, услугам, связанным с сопровождением, погрузкой экспортируемых товаров, с таможенным оформлением.

А входной налог по общехозяйственным расходам в полном объеме относится к реализации товаров на внутреннем рынке и принимается к вычету в общем порядке.

Особенно часто подобные положения встречаются в учетной политике тех организаций, у которых доля экспортных операций невелика.

Такой способ упрощения раздельного учета избавляет экспортеров от необходимости определять зачастую копеечную экспортную долю входного НДС по множеству счетов-фактур на различные административно-управленческие расходы (представительские, канцелярские, на услуги связи), на арендные и коммунальные расходы, на расходы на юридические, аудиторские и консультационные услуги и т. д.

И есть арбитражные решения в пользу экспортеров. В них суды обосновывают свою позицию так: каких-либо специальных положений по ведению экспортерами раздельного учета НДС гл. 21 НК РФ не установлено, а значит, организации могут указывать в своей учетной политике, что НДС по общехозяйственным расходам в полном объеме относится на уменьшение налога, начисленного по ставке 18%Постановления ФАС ПО от 05.03.2012 № А65-7523/2011; ФАС ВВО от 23.08.2011 № А17-5271/2010.

Однако спор с проверяющими практически неизбежен. Ведь ФНС считает, что распределять между экспортными и внутренними продажами нужно и НДС по общехозяйственным расходам. Если же экспортер не разделит такой входной налог, то инспекция при наличии «безусловных доказательств» связи общехозяйственных расходов с производством и (или) реализацией экспортируемых товаров должна будет, как отмечает ФНС, сама определить экспортную долю НДС по таким расходамПисьмо ФНС от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600@.

Несмотря на отдельные судебные решения, принятые в пользу экспортеров, можно сказать, что в целом арбитражная практика по этому вопросу складывается для них отрицательнаяПостановления АС СЗО от 27.10.2015 № А56-72133/2014; АС ВСО от 13.11.2014 № Ф02-4777/2014; ФАС УО от 23.12.2013 № Ф09-13581/13; ФАС СЗО от 15.12.2011 № А42-1252/2011.

ВЫВОД

Отказываться от раздельного учета входного НДС по общехозяйственным расходам весьма рискованно.

СПОСОБ 2. Применение экспортного варианта правила «пяти процентов»

Правило «пяти процентов», как вы помните, касается раздельного учета при совмещении облагаемых и не облагаемых НДС операций. Оно позволяет не вести такой учет в тех налоговых периодах, когда доля расходов по необлагаемым операциям не превышает 5%п. 4 ст. 170 НК РФ. Экспортеры модифицируют это правило под себя. В своей учетной политике они указывают, что раздельный учет НДС по расходам, относящимся как к экспорту, так и к операциям, облагаемым по ставкам 18% или 10%, не ведется в налоговом периоде, в котором доля экспортных расходов не превысила 5% общих расходов организации.

Включение в учетную политику правила «пяти процентов» (иными словами, определение порога существенности) можно считать разновидностью первого способа упрощения раздельного учета. Ведь и этот способ позволяет не рассчитывать экспортную долю входного НДС по общим расходам. Но именно в тех кварталах, когда объемы экспорта малы. При этом входной НДС по расходам, относящимся и к экспорту, и к внутренним продажам, заявляется к вычету в общем порядке (или не восстанавливается, если ранее уже был принят к вычету).

Правило «пяти процентов» в том виде, в котором оно содержится в п. 4 ст. 170 НК РФ, к организациям, совмещающим экспортные операции с облагаемыми НДС продажами на внутреннем рынке, конечно же, не относится. Ведь и экспорт — это облагаемая операция (ставка 0%). Но в то же время включать в учетную политику аналогичное правило гл. 21 НК РФ экспортерам не запрещает. И есть судебные решения, в которых сделан такой же выводПостановление ФАС МО от 28.11.2012 № А40-19807/12-107-92.

Минфин неоднократно высказывался против применения правила «пяти процентов» экспортерами, совмещающими операции, облагаемые по ставкам 0% и 18 (10)%. По его мнению, они должны вести раздельный учет всегда. Доля экспортных операций значения не имеетПисьма Минфина от 26.02.2013 № 03-07-08/5471, от 05.05.2011 № 03-07-13/01-15. Свою позицию финансовое ведомство обосновывает тем, что нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают право организаций, совмещающих экспортные операции с торговлей на внутреннем рынке, облагаемой НДС, не вести раздельный учет, даже если доля экспортных расходов несущественна. Только выглядит такой аргумент не очень убедительно. В гл. 21 НК РФ действительно нет подобных норм. Но, как мы помним, в ней вообще не упоминаются какие-либо права и обязанности экспортеров в части ведения раздельного учета.

Минфин согласен с тем, что, если у экспортера в течение квартала были операции, как облагаемые по ставке 0%, так и освобожденные от НДС (или не признаваемые объектом обложения НДС), раздельный учет он может не вестип. 4 ст. 170 НК РФ; Письма Минфина от 19.12.2014 № 03-07-08/65765, от 17.06.2014 № 03-07-РЗ/28714. Ведь поступать так позволяет не закрепленное в учетной политике экспортное правило «пяти процентов», а непосредственно нормы п. 4 ст. 170 НК РФ.

Несмотря на наличие положительных судебных решений, говорить, что в случае спора шансы экспортера на успех велики, было бы опрометчиво. Поскольку решения эти единичны.

Хотя ФНС и не выпускала разъяснений по этому вопросу, позиция Минфина дает основания полагать, что в случае применения правила «пяти процентов» проверяющие вряд ли упустят возможность снять у экспортера НДС-вычеты в части облагаемых операций на внутреннем рынке.

СПОСОБ 3. Отказ от восстановления НДС-вычетов текущего квартала, если экспорт состоялся и был подтвержден в этом же квартале

В момент покупки товара вам может быть еще неизвестно, что впоследствии вы продадите его заграничному покупателю. Также, приобретая работы и услуги, вы можете еще не знать, что они окажутся связаны с производством и (или) реализацией товаров на экспорт. Поэтому на совершенно законных основаниях входной НДС по таким товарам, работам и услугам вы сможете заявить к вычету сразу после принятия их на учет (при соблюдении прочих условий применения НДС-вычетов).

Но допустим, впоследствии эти товары вы отгрузите на экспорт. А работы и услуги окажутся связаны с производством и (или) реализацией экспортированных товаров. В таком случае в отношении входного НДС по этим товарам, работам и услугам начнет действовать особый порядок применения НДС-вычета по экспортным операциям. Заявлять вычет можноп. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ:

  • <или>на последний день квартала, в котором подтверждена ставка 0%, — если пакет подтверждающих документов собран в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров на экспорт;
  • <или>на день отгрузки — если на 181-й календарный день с даты отгрузки подтверждающие документы так и не будут собраны.

Чтобы соблюсти этот особый порядок, экспортеры восстанавливают ранее правомерно принятый к вычету НДС. И как разъясняет Минфин, делать это необходимо не позднее квартала, в котором товары были выпущены в рамках таможенной процедуры экспортаПисьмо Минфина от 28.08.2015 № 03-07-08/49710.

Но может так случиться, что в одном и том же квартале:

  • входной НДС по товарам (работам, услугам) будет принят к вычету на общих основаниях (что найдет отражение в бухучете и книге покупок);
  • потом этот НДС (его часть) приобретет «экспортный статус» из-за состоявшейся в этом квартале экспортной отгрузки;
  • затем снова возникнет право на вычет ставшего экспортным НДС, но уже в особом порядке, так как ставка 0% будет подтверждена.

В такой ситуации у экспортеров возникает соблазн не восстанавливать входной НДС, который тут же нужно опять принимать к вычету.

Отказ от восстановления НДС в этом случае позволяет не делать в бухучете, книге покупок и книге продаж по сути нивелирующие друг друга записи о восстановлении заявленной к вычету в текущем квартале суммы НДС и о ее новом принятии к вычету. Строго говоря, сейчас в гл. 21 вообще нет нормы, прямо предписывающей восстанавливать ранее правомерно принятый к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортных операций.

Да и на итоговой сумме НДС-расчетов с бюджетом за квартал это никак не отразится. Допустим, в книге покупок в I квартале 2016 г. по счету-фактуре был заявлен к вычету НДС в сумме 100 руб. Из них, как потом оказалось, 30 руб. — это вычет, относящийся к экспорту, состоявшемуся и подтвержденному в этом же квартале. Отказавшись от восстановления НДС, экспортер в общем разделе НДС-декларации покажет вычет сразу лишь на сумму 70 руб. (100 руб. – 30 руб.). Ну а вычет в размере 30 руб. попадет только в экспортный раздел декларации. То есть общая сумма НДС, принимаемая к вычету в текущем квартале по этому счету-фактуре, так и останется равной 100 руб.

Для целей же раздельного учета экспортер просто оформит некий утвержденный в учетной политике регистр, в котором как раз и рассчитает эти 30 руб.

Минфин настаивает, что в случае последующей отгрузки товаров на экспорт особый порядок применения экспортных вычетов обязывает восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычетуПисьма Минфина от 21.10.2015 № 03-07-13/1/60242, от 08.05.2015 № 03-07-11/26720, от 27.02.2015 № 03-07-08/10143.

Экспортеры подтверждают обоснованность применения не только ставки 0%, но и налоговых вычетовп. 1 ст. 165 НК РФ. С этой целью входной НДС, относящийся к подтвержденным экспортным операциям, отражается в декларации обособленно. Но одной лишь правильно заполненной декларации мало. В учете (по крайней мере налоговом) экспортный НДС тоже должен отражаться отдельно. Поэтому налоговикам вряд ли понравится, что входной НДС, отраженный в книге покупок одной записью, в декларации будет показан в разных разделах. Инспекторы могут усмотреть в этом отсутствие раздельного учета и отказать в возмещении экспортного НДС.

Проверяющие вообще очень трепетно относятся к строке 100 раздела 3 НДС-декларации, предназначенной для отражения сумм восстановленного НДС. Так, например, одному экспортеру пришлось отстаивать экспортные НДС-вычеты в суде, хотя он и восстановил налог, ранее заявленный к вычету. Просто в декларации он указал его лишь в строке, предназначенной для общей суммы восстановленного НДС, а сделать расшифровку в строке 100 раздела 3 забылПостановление АС МО от 14.08.2013 № А40-134057/12-140-934.

Не стоит отказываться от восстановления НДС, даже если экспортная операция, к которой относится этот входной НДС, была подтверждена в квартале отгрузки. Это тот случай, когда овчинка выделки не стоит. Ведь при грамотной автоматизации учета восстановление НДС, ранее заявленного к вычету в общем порядке, и принятие его к вычету вновь по экспортным правилам не сильно вас обременят. Зато раздельный учет приобретет такую желанную налоговиками прозрачность.

***

Экспортный раздельный учет не только трудоемок, но и не всегда корректен, причем по абсолютно объективным причинам. Нередко организации (как правило, производственные) даже регистрируют для ведения экспортной торговли отдельные фирмы, чтобы не вести раздельный учет, а просто юридически обособить экспортную торговлю от прочих направлений своей деятельности.

Примечательно, что и законодатели признают: затраты на администрирование особого порядка заявления НДС-вычетов экспортерами (как со стороны последних, так и со стороны налоговых органов) не оправдывают результатовпояснительная записка к проекту Закона № 730216-6. Но к сожалению, в ноябре 2015 г. второе чтение законопроекта, призванного позволить экспортерам принимать входной НДС к вычету по общим правилам, было отложено на неопределенный срок.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Внешнеэкономическая деятельность»:

Почему происходит неоправданное завышение налоговых обязательств по НДС?

Согласно ст. 166 НК РФ, сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ закрепляет, что налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 164 НК РФ, документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз товаров в таможенном режиме экспорта. Если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), то указанные операции подлежат налогообложению по соответствующим ставкам (10% или 18%).

Впоследствии, если налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи в трехмесячный срок на основании отдельной налоговой декларации.

Однако п. 3 ст. 173 НК РФ устанавливает, что вычет сумм «входящего» НДС в отношении операций по реализации на экспорт товаров (работ, услуг), производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Налоговый кодекс не устанавливает специального порядка исчисления «входящего» НДС, относящегося к экспортируемым товарам (работам, услугам). Поэтому предприятия, не ведущие раздельный учет НДС (это практически невозможно, если предприятию не известно заранее, какая часть его продукции пойдет на внутренний рынок, а какая на экспорт) учитывают «входящий» НДС при закупке сырья «котловым» способом (т.е. принимают все к зачету), а при определении «входящего» НДС по экспорту используют простую пропорцию, где экспортный «входящий» НДС рассчитывается как произведение экспортной выручки и общего «входящего» НДС деленное на общую выручку (НДС вх эксп = (В эксп Х НДС вх общ)/В общ). Судебная практика неоднократно подтверждала правомерность такого способа расчета налогоплательщиком-производителем.

То есть, используется по аналогии порядок расчета НДС в случае осуществления операций, не облагаемых НДС, приведенный в п. 4 ст. 170 НК РФ: пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

Соответственно, если «входящий» НДС велик, например, вследствие масштабной закупки сырья, запчастей, ремонта основных средств и т.д., то в момент отгрузки экспортной продукции предприятие вынужденно пропорционально «восстановить», т.е. убрать из сумм возмещаемого НДС сумму, которая может значительно превышать «входящий» НДС по экспортированным товарам (работам, услугам), по сравнению с тем, если бы велся раздельный учет.

Очевидно, что в сложившейся правоприменительной практике возмещения экспортного НДС налогоплательщик, даже представивший в налоговый орган все документы, предусмотренные НК, сможет возместить «пропорционально» рассчитанный экспортный НДС не менее, чем через 9-10 месяцев, после прохождения всех трех инстанций арбитражного суда. Такая ситуация означает, что налогоплательщик добровольно и беспроцентно (проценты начисляются только на сумму, подлежащую возврату) кредитует бюджет на сумму разницы между пропорционально рассчитанным «входящим» НДС и «действительным входящим» НДС, который относится к экспортной продукции.

Возможна ли альтернатива?

Возможен ли альтернативный вариант расчета экспортного НДС без применения раздельного учета, принимая во внимание, что Налоговый кодекс не содержит обязательного порядка?

Одними из возможных вариантов решения обозначенного вопроса может быть использование «ограничителя» при расчете пропорции или применение 18% ставки.

Теоретическая возможность применения альтернативных методов расчета вытекает из следующего.

Принцип экономической обоснованности налога закреплен в п. 3 ст. 3 НК РФ, что будет означать, что «входящий» НДС всегда будет меньше «исходящего» (при условии реализации продукции не ниже себестоимости). Причина заключается в том, что в состав расходов, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг), в том числе включаются расходы, не облагаемые НДС (например, зарплата, услуги лиц, не являющихся плательщиками НДС, закупленные товары, не облагаемые НДС и т.д).

Кроме того, согласно п. 9 ст. 165 НК РФ, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта или транзита, налогоплательщик не представил необходимые документы (их копии), экспортные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам соответственно 10% или 18%. Однако если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 настоящего Кодекса.

Таким образом, сам Налоговый кодекс ограничивает налоговые обязательства плательщика ставкой НДС по реализованным товарам (работам, услугам).

В результате возникает парадоксальная ситуация:

  • если налогоплательщик будет стараться подтвердить применение нулевой ставки, возмещение (зачет) он получит не ранее, чем через год после завершения всех судебных процедур. При этом он будет кредитовать бюджет на сумму, большую, чем если бы он просто начислил НДС с реализации экспортного товара (18%),
  • если же он не будет подтверждать экспорт, то в строгом соответствии с НК РФ через 180 дней он начислит НДС по ставке 18%, применив зачет, превышающий сумму начисления, и уже с этой позиции потребует возврата излишне уплаченного налога.

Поскольку прямых ограничений в Налоговом кодексе не содержится, и более того, все сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика в данной ситуации, по нашему мнению, возможно применение в момент отгрузки экспортной продукции:

  1. расчета пропорции восстанавливаемого «входящего» НДС, ограниченного 18% от суммы реализации экспортной продукции. Такое ограничение, на наш взгляд, может быть закреплено в учетной политике предприятия.
  2. классического начисления НДС на сумму реализации экспортной продукции, с применением зачета уплаченного НДС, так же как и при исчислении НДС при реализации на внутренний рынок.

Безусловно, приведенные варианты расчета НДС отличаются от общераспространенной практики и определенный риск возникновения претензий со стороны налоговых органов всегда остается. Однако с учетом того, что прямых запретов НК РФ не содержит, вышеуказанные основания в случае судебного спора с проверяющими позволяют рассчитывать на положительный исход дела.

Владимир Фокин,
Кандидат юридических наук, адвокат
>
Как принять к вычету НДС по экспортным операциям

Подтверждение экспорта

Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС и принять к вычету суммы входного налога по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, организация должна подтвердить факт реального экспорта (ст. 165 НК РФ).

Для подтверждения экспорта нужно:

  • собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ. Подробнее о составе документов и об их оформлении см. Как подтвердить право на применение ставки НДС 0 % при экспорте;
  • заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать их в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Срок подачи документов в налоговую инспекцию для подтверждения экспорта ограничен 180 календарными днями.

В отношении товаров данный срок отсчитывается, начиная со дня помещения товаров под таможенную процедуру экспорта (абз. 1 п. 9 ст. 165 НК РФ). В отношении работ (услуг), связанных с экспортом товаров, начало отчета 180-дневного срока зависит от вида работ (услуг).

Подтверждать факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как начислить НДС при экспорте в страны-участницы Таможенного союза.

Если организация выполнит все необходимые условия, то при расчете НДС по реализованным на экспорт товарам (работам, услугам) она может применить налоговую ставку 0 процентов.

Вычет входного НДС

Вычет входного НДС (в т. ч. восстановленного) по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции, производится на основании счетов-фактур, выставленных организации-экспортеру поставщиками. При этом счета-фактуры, оформленные с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом РФ, не являются основанием для принятия сумм входного НДС к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Подробнее о составлении счетов-фактур см. Как правильно должен быть оформлен счет-фактура.

Ситуация: как вести раздельный учет для вычета входного НДС, если организация осуществляет поставки как на экспорт, так и внутри России?

Порядок ведения раздельного учета разработайте самостоятельно и закрепите в учетной политике для целей налогообложения (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Если организация приобретает товары как для поставки на экспорт, так и для продажи на внутреннем рынке, она должна вести раздельный учет входного НДС (письмо Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-07-08/5471). Учет НДС нужно вести по каждой экспортной поставке (п. 6 ст. 166 НК РФ). На практике бухгалтеры организуют раздельный учет с помощью дополнительных субсчетов:

  • к счетам, на которых учитываются реализуемые товарно-материальные ценности (41 «Товары», 43 «Готовая продукция»);
  • к счетам, на которых учитываются затраты, связанные с производством и реализацией (20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»);
  • к счету 90 «Продажи».

Особое внимание нужно уделить раздельному учету входного НДС. Например, к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» можно открыть субсчета:

  • 19-1 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации в России»;
  • 19-2 «НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на экспорт».

Если таким образом организовать раздельный учет не удается, сумму входного НДС можно распределить пропорционально:

  • стоимости продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок;
  • затратам на производство продукции, отгруженной на экспорт и на внутренний рынок и т. д.

Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для реализации на внутреннем рынке, примите к вычету в момент принятия активов к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Предъявленную поставщиками сумму НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортной поставки, примите к вычету в момент определения налоговой базы по данной операции (ст. 167 НК РФ). Таким моментом может быть:

  • либо последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих правомерность использования нулевой ставки НДС (п. 9 ст. 167 НК РФ);
  • либо день отгрузки товаров (работ, услуг), если экспорт подтвердить не удалось (п. 1 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ).

Входной НДС, принятый к вычету раньше указанного срока, подлежит восстановлению. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июня 2011 г. № 03-07-08/165.

Пример ведения раздельного учета «входного» НДС. Организация осуществляет поставки товаров как на экспорт, так и внутри России

В I квартале ООО «Альфа» отгрузило продукции на общую сумму 1 108 000 руб. (в т. ч. НДС – 108 000 руб.), в том числе на экспорт на сумму 400 000 руб. (по ставке НДС – 0%). Отгруженная продукция полностью оплачена покупателями. Общая сумма входного НДС по материалам (работам, услугам), использованным для производства отгруженной продукции, составила 80 000 руб. Необходимые документы для подтверждения реального экспорта организация собрала и передала в налоговую инспекцию в I квартале.

«Альфа» распределяет суммы входного НДС пропорционально стоимости продукции, отгруженной на экспорт, и продукции, отгруженной на внутренний рынок. Этот способ закреплен в учетной политике организации.

Чтобы распределить сумму входного НДС, подлежащего вычету по внутренним и экспортным операциям, бухгалтер «Альфы» определил долю выручки от реализации (без НДС) экспортных товаров в общем объеме выручки (без НДС) за I квартал:
400 000 руб. : (1 108 000 руб. – 108 000 руб.) = 0,4.

Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по экспортным операциям, равна:
80 000 руб. × 0,4 = 32 000 руб.

Организация может предъявить ее к вычету в том периоде, в котором был подтвержден факт реального экспорта, – то есть в декларации за I квартал.

Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по операциям на внутреннем рынке, составляет:
80 000 руб. – 32 000 руб. = 48 000 руб.

Эту сумму организация тоже предъявляет к вычету в декларации за I квартал.

Ситуация: может ли налоговая инспекция отказать организации в праве на вычет входного НДС по экспортной поставке, если в результате мероприятий налогового контроля было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму НДС в бюджет?

По мнению контролирующих ведомств, в данном случае организация не имеет права на вычет НДС.

В частных разъяснениях представители налогового ведомства, ссылаясь на постановления Президиума ВАС РФ от 12 февраля 2008 г. № 12210/07 и Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, придерживаются следующей точки зрения. Нельзя принять к вычету входной НДС, если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Если же организация приняла к вычету НДС по такому счету-фактуре, это может быть расценено как получение необоснованной налоговой выгоды, поскольку организация действовала без должной осмотрительности и осторожности.

Есть примеры судебных решений, в которых судьи встают на сторону налоговых инспекций (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июля 2008 г. № Ф04-4437/2008(8402-А75-41), от 1 ноября 2006 г. № Ф04-7402/2006(28147-А75-41), Московского округа от 4 февраля 2008 г. № КА-А40/8852-07, от 21 января 2008 г. № КА-А40/14503-07, Северо-Кавказского округа от 16 августа 2007 г. № Ф08-4591/2007-1791А, Дальневосточного округа от 15 августа 2007 г. № Ф03-А04/07-2/3045, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Восточно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. № А10-6310/06-Ф02-6898/07).

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям принять к вычету входной НДС по экспортной поставке, даже если поставщик, выставивший счет-фактуру, не перечислил сумму налога в бюджет. Они заключаются в следующем.

Факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду (п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:

  • организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
  • деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:

  • организация считается невиновной в правонарушении, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
  • организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении правонарушения;
  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.

Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не ставит право организации-экспортера на возмещение НДС в зависимость от фактической уплаты налога поставщиком (постановление Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2007 г. № 15255/06).

Есть многочисленные примеры судебных решений, в которых судьи поддерживают эту точку зрения (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 13 августа 2008 г. № Ф09-5655/08-С2, от 12 февраля 2008 г. № Ф09-11217/07-С2, от 11 февраля 2008 г. № Ф09-207/08-С2, от 21 июня 2007 г. № Ф09-4792/07-С2, Московского округа от 29 июля 2008 г. № КА-А40/6001-08, от 14 мая 2008 г. № КА-А40/4150-08, Северо-Кавказского округа от 16 июля 2008 г. № Ф08-4042/2008, Поволжского округа от 15 июля 2008 г. № А57-579/08, от 26 июня 2008 г. № А12-16660/07-С36, Северо-Западного округа от 11 июля 2008 г. № А05-6929/2007, от 31 марта 2008 г. № А05-7448/2007, Западно-Сибирского округа от 24 марта 2008 г. № Ф04-2089/2008(2773-А46-25), Центрального округа от 17 января 2008 г. № А48-1017/07-18, от 30 июня 2008 г. № А23-2696/07А-14-141, Восточно-Сибирского округа от 22 января 2008 г. № А19-12243/07-50-Ф02-9910/07, от 23 октября 2007 г. № А19-7563/07-30-Ф02-8033/07, Волго-Вятского округа от 10 июля 2007 г. № А11-5837/2006-К2-23/461).

Камеральная проверка

Получив декларацию по НДС и документы, подтверждающие экспорт, налоговая инспекция может провести их камеральную проверку, а также встречные проверки поставщиков организации, сделать запросы в таможенные органы и т. д. (ст. 88 НК РФ). Если в декларации будет отражена сумма НДС к возмещению из бюджета, налоговая инспекция проведет камеральную проверку в обязательном порядке (абз. 2 п. 1 ст. 176 НК РФ).

По результатам камеральной проверки налоговая инспекция может принять одно из следующих решений:

  • возместить суммы входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для проведения экспортной операции;
  • отказать в возмещении НДС.

О своем решении налоговая инспекция обязана письменно уведомить организацию в течение пяти дней со дня его принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Если инспекция решила возместить налог, то подлежащая возмещению сумма сначала направляется на погашение недоимки, уплату пеней и санкций по федеральным налогам. Такой зачет инспекция проводит самостоятельно. Об этом сказано в пункте 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ.

Остальную сумму входного налога на основании заявления организации инспекция должна вернуть на расчетный счет или зачесть в счет предстоящих платежей по НДС или по другим федеральным налогам (п. 6 ст. 176 НК РФ).

Заявительный порядок возмещения НДС

Не дожидаясь окончания камеральной проверки, организация может возместить НДС, воспользовавшись заявительным порядком (п. 1 ст. 176.1 НК РФ).

Пример отражения в бухучете операций, связанных с возмещением НДС по экспортированным товарам

12 января ООО «Альфа» заключило контракт на поставку древесины на экспорт в Финляндию. Цена экспортного контракта – 22 000 долл. США. В этом же месяце «Альфа» приобрела партию древесины за 590 000 руб. (в т. ч. НДС – 90 000 руб.) и оплатила приобретенный товар.

Древесина была отгружена покупателю 19 января. Это подтверждено отметкой «Выпуск разрешен» на таможенной декларации. Оплата от финской компании поступила 22 января. Расходы на продажу составили 3000 руб.

Условный курс доллара США на даты совершения операций составил:

  • 19 января 2011 года 32,5747 руб./USD;
  • 22 января 2011 года 32,7991 руб./USD.

В январе:

Дебет 41 Кредит 60
– 500 000 руб. (590 000 руб. – 90 000 руб.) – оприходована древесина на склад;

Дебет 19 Кредит 60
– 90 000 руб. – учтен входной НДС по приобретенной древесине (на основании счета-фактуры поставщика);

Дебет 60 Кредит 51
– 590 000 руб. – перечислены деньги поставщику.

19 января:

Дебет 62 Кредит 90-1
– 716 643 руб. (22 000 USD × 32,5747 руб./USD) – отражена выручка от продажи товаров на экспорт;

Дебет 90-2 Кредит 41
– 500 000 руб. – списана себестоимость проданных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу.

22 января:

Дебет 52 субсчет «Транзитный валютный счет» Кредит 62
– 721 580 руб. (22 000 USD × 32,7991 руб./USD) – получены деньги по экспортному контракту;

Дебет 62 Кредит 91-1
– 4937 руб. (721 580 руб. – 716 643 руб.) – отражена положительная курсовая разница.

В марте «Альфа» собрала все документы, которые подтверждают экспорт. В учете бухгалтер сделал проводку:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 90 000 руб. – принят к вычету входной НДС, уплаченный поставщику экспортированных товаров.

Декларацию по НДС за I квартал бухгалтер «Альфы» сдал в налоговую инспекцию 20 апреля. В декларации указана экспортная выручка, пересчитанная в рубли на дату отгрузки товаров:
22 000 USD × 32,5747 руб./USD = 716 643 руб.

В I квартале текущего года НДС к начислению по ставкам, отличным от 0 процентов, у «Альфы» не было. Поэтому по итогам этого квартала сумма налогового вычета превышает сумму НДС по реализации (в декларации отражен НДС к возмещению). «Альфа» не использует заявительный порядок возмещения НДС. После проведенной камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение о возмещении организации входного НДС, уплаченного поставщику экспортированных товаров (ст. 176 НК РФ).

На момент принятия решения о возмещении НДС у «Альфы» не было задолженности перед бюджетом. Поэтому по заявлению организации сумма налога была перечислена на ее расчетный счет. В учете это было отражено так:

Дебет 51 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 90 000 руб. – поступила на расчетный счет сумма возмещенного налога.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *